Главная страница
Навигация по странице:

  • 27.Категория «материя». Виды материи. Структурные уровни материи. методичка 50-55 стр 28. Категория «пространство». Пространственные формы бытия человека.

  • Антропогенез в контексте социальной эволюции человека ( всё что есть, остальное в методичке) Антропогенез

  • Основные этапы эволюции человека.

  • Ответы к экзамену по философии.. Возникновение философии, ее предмет и структура. Философия знание о делах божественных и человеческих


    Скачать 1.01 Mb.
    НазваниеВозникновение философии, ее предмет и структура. Философия знание о делах божественных и человеческих
    Дата11.06.2018
    Размер1.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы к экзамену по философии..doc
    ТипДокументы
    #46612
    страница11 из 20
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   20

    методичка –стр45-50



    Онтология – первая, важнейшая часть философского знания. Философия, собственно, начиналась с постановки онтологических вопросов: поиск первоначал бытия, системность бытия, способы существования бытия, место человека в бытии – изначальные вопросы, которые волновали уже первых мыслителей, так называемых натурфилософов. Античные натурфилософы, в основном «досократики» (Пифагор, Фалес, Анаксимен, Анаксагор, Анаксимандр, Гераклит Эфесский, Эмпедокл, Парменид и др.), опираясь на существующие к тому времени знания, старались заглянуть дальше, – не просто описать видимые стороны реальности, а помыслить: что же такое «бытие вообще», поэтому одной из первых проблем онтологии был вопрос об определении понятия «бытие», а также поиск организующих принципов и начал бытия.

    Понятие «бытие» – одно из самых общих, наиболее емких, объемных и поэтому трудно определяемых философских понятий. Следует иметь в виду, что необходимо различать «бытие» как понятие и «бытие» как реальную структуру. Анализ бытия как наиболее общего философского понятия связывают с деятельностью античной школы элеатов (Парменид, Зенон, Мелисс). Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей предельно общие понятия: бытие, небытие, движение, целое, делимость, неделимость. В итоге они отождествили понятие бытия с самим бытием. Считая, что «все есть бытие, а небытия нет», они тем самым отвергли изменчивость, подвижность бытия в целом. Зенон в своих знаменитых апориях (парадоксах) пытался логически подтвердить и доказать, что движение и делимость только мнение, наша иллюзия. За данную концепцию элеаты подверглись критике со стороны Платона, Аристотеля, Секста Эмпирика др., но они первыми поставили вопрос о бытии как таковом, о его целостности, о совпадении мысли о бытии с ним самим.

    В это же самое время (V в. до н.э.) существовали и прямо противоположные точки зрения на бытие: широко была известна позиция Гераклита Эфесского о всеобщей изменчивости, текучести и непостоянстве бытия. Следовательно, уже в самой изначальной онтологии не было единого взгляда на бытие и его понимания.

    В самом первоначальном приближении под бытием понимается все существующие, все, что живет, что есть, что «бытует». В этом отношении понятие «бытие» совпадает с понятием «реальность». Реальное – значит существующие в наличии. Иногда понятие «бытие» заменяют понятиями «мир», «вселенная», «универсум», «сущее» и др., хотя полного совпадения между ними нет. Бытие – это, прежде всего, действительно философская категория, обозначающая все реально существующее, все сущее в действительности и в возможности, весь мир в его изменении и движении; все, что когда-либо, в каких-либо формах себя обозначало; то, что является объективностью, независимой от сознания, а также человек с его сознанием и духовностью. Экзистенция (существование) и эссенция (сущность) – латинские термины, характеристики, главные атрибуты любого бытия.

    Бытие как реальность многогранно, чрезвычайно сложно по структуре. В зависимости от оснований выделяют различные сферы, уровни и градации бытия. Например, можно рассматривать бытие как единство таких сфер:

    1. Материально-предметное бытие. Это мир чувственно воспринимаемых объектов, которые воздействуют на сознание, мышление через органы чувств. Здесь бытие представлено как мир чувственных образов в его конкретно-предметном выражении. Это мир вещей, конкретных ситуаций, мир деятельности по созданию предметов, прежде всего, в трудовой, экономической, бытовой сферах бытия. В материалистической философии – это мир материи, объективной реальности.

    2. Объективно-духовное бытие. Это духовная жизнь человека в его социальности: мир мыслей, научных теорий, познания, мир духовных ценностей, мир философии, мир эмоций, переживаний, мир отношений и пр., реально существующих как общечеловеческая культура, как общественное сознание, как менталитет той или иной нации, общества.

    3. Общественно-историческое бытие. Включает в себя как материальные, так и духовные элементы бытия. Это реальные отношения в историческом времени: реформы, революции, войны, «переселение» народов, смена власти и форм государства, появление и исчезновение на карте новых стран, городов, цивилизаций и т.д.

    4. Субъективно-личностное бытие. Оно включает в себя также материальный и духовный элементы, но это жизнедеятельность уже конкретного индивида с его неповторимым индивидуальным опытом, конкретными личностными проявлениями бытия, происходящими только с данным человеком, и тем уже отличающимися от общего течения жизни.

    Можно структурировать бытие по различию способов функционирования и форм отражения: неживая, живая природа и социум или литосфера, биосфера и ноосфера. По формам движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная (классификация Ф.Энгельса). По системности взаимодействий: мегамир, макромир, микромир (вселенная, галактики, звездные системы, планеты, предметы, вещество, молекулы, атомы, ядра, элементарные частицы, поля и т.д.).

    С философской точки зрения в структуре бытия можно выделить еще несколько градаций:

    • «Бытие само по себе» (объективное бытие), безотносительное к нашему сознанию, базовое, а значит, первичное. «Бытие для нас» (субъективное бытие). Это то бытие, которое мы сами конструируем, картина мира, в которой мы существуем и с которой, собственно, и взаимодействуем. «Бытие само по себе» соотносится с понятием вечности, а «бытие для нас» – с понятием временности, конечности, ограниченности в пространстве и во времени.

    • Бытие различается, как бытие действительное, фактическое, актуальное, наличное, проявленное (его можно каким-либо образом удостоверить), и как - бытие потенциальное, возможное, еще не проявленное (его можно только прогнозировать, предполагать). Бытие как акт и потенция (Аристотель, Спиноза).

    • Бытие истинное (смысловое, сущностное) – «мир идей» у Платона, Бог в религиозной онтологии, Абсолютная Идея у Гегеля и пр. и бытие неистинное (кажущееся, видимое) – бытие по мнению, бытие, не имеющее смысла.

    Бытие и сущее. Понятие «сущее» также одно из важнейших понятий онтологии. Оно часто употребляется как синоним бытия. Но между ними есть свои различия:

    а). В некоторых философских системах понятие «сущее» действительно употребляется для обозначения бытия в целом, служит синонимом бытия;

    б). В других – под сущим понимают проявление некоторых отдельных форм бытия. Здесь сущее – обозначение части бытия;

    в). Наконец, сущее выступает как основа бытия, как его абсолютное, неизменное начало, как субстанция, как его сущность.

    Бытие и небытие. Интересными моментами являются некоторые точки зрения на соотношение бытия и небытия. Здесь небытие не отрицается как в учении элеатов. Наоборот, этой сфере придается основополагающая онтологическая роль и значение. Небытие рассматривается:

    • как отрицательное бытие: бытие как полное отсутствие чего-либо вообще, бытие как равное ничто;

    • как позитивное превосходство небытия над бытием (как, например, постулирование абсолютной свободы в философии Н.Бердяева);

    • небытие – как лишь другая форма бытия: что-то было, но потеряло свою определенность, перестало быть тем, чем было, но совсем не исчезло, а превратилось во что-то другое («стали мы и землей, и травой» – поется, например, в одной песне о войне). Вместе бытие и небытие и составляют вечность.

    В данном понимании диалектика бытия и небытия может быть представлена в следующей интерпретации:

    • небытие первично и абсолютно; небытие беспредельно во всех отношениях;

    • небытие небытия есть бытие;

    • бытие вторично и относительно, абсолютного бытия нет;

    • выражением неустойчивости бытия является время, т.к. все существующее существует во времени, все возникает и погибает, переходит в небытие;

    • возникновение и гибель не равномощны: все возникает на время, а погибает навечно;

    • главной характеристикой бытия, его свидетельством (атрибутом) является его абсолютная гибельность.

    • бытие первично, а осознание бытия – вторично. Основа осознания – память. Благодаря памяти сознание получает статус субстанции (видимость некоей постоянной).

    • осознаная гибельность бытия является страданием.

    Страдание заставляет сознание измысливать наличие Бога, наличие вечности, абсолюта. Так возникает религиозное в своей сущности сознание, которое и придает бытию вечность в форме Абсолюта, Бога. Но материалистическая философия утверждает, что Бога нет. Поэтому возникает сознание небытия. Оно усиливает страдания и перерастает в ужас перед бытием. Здесь и должна вступать в свои права философия. Этому ужасу сознания она призвана противопоставить «мужество небытия». Последнее обозначает – мужество быть, существовать несмотря ни на что. Знать, что все проходит, и в то же время не впасть в ужас перед небытием – этому должна учить подлинная философия. Небытие окружает нас со всех сторон, оно знает, что мы – его добыча, и что нам от него никуда не уйти. Небытие невидимо, оно прячется за спину бытия, но оно крадется за нами попятам и убивает нас руками бытия. Каждое мгновение бытия немедленно становится прошлым, а значит небытием. Бытие же стремится вперед, не разбирая пути (все более высокие скорости, все дальше прогресс). Стремительный бег бытия характеризует желаемое убегание от небытия. Но как бы бытие не стремилось к этой цели, конечная цель – все равно неизбежное небытие. При таком пессимистическом, но вполне реальном раскладе еще более актуальной становится задача: прожить жизнь содержательно, со смыслом, как можно более полно утвердить себя в бытии, сделать свою жизнь счастливой, приятной и радостной. Философия берет на себя смелость помочь человеку осознать самого себя, выбрать тот путь и ту жизнь, которую он считает правильной и возможной.
    27.Категория «материя». Виды материи. Структурные уровни материи.

    методичка 50-55 стр
    28. Категория «пространство». Пространственные формы бытия человека.

    стр- 55-61
    29. Категория «время». Временные формы бытия человека. 61- 66
    30. Биологическое пространство (56 стр) и биологическое время. (64)
    31. Эволюция человека в свете современного естествознания и философии. ( херня какая то, не могу ничего найти)


    1. Антропогенез в контексте социальной эволюции человека

    ( всё что есть, остальное в методичке)

    Антропогенез — происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества. Основныеэтапыэволюции человека.

    Врем. границы

    Этапы антропогенеза

    Характерные черты развития

    40 тыс. лет назад

    Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек разумный

    Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных

    200—500 тыс. лет назад

    Стадия палеоантропа (неандертальца). Человек неандертальский

    Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений

    1—1,3 млн. лет наз.

    Стадия архантропа .  Человек прямоходящий

    Формирование речи. Овладение огнем

    2—2,5 млн. лет назад

    Человек умелый

    Переходная стадия к формированию типа современного человека. Изготовление первых орудий труда (галечная культура)

    9 млн.лет назад

    Стадия протантропа. Австралопитеки — предшественники людей

    Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий» (палки,камни, кости). Дальнейшее развитие стадности

    25 млн. лет назад

    Общие предки человекообразных обезьян и людей — дриопитеки

    Древесный образ жизни, стадность

    33. Этногенез (127 стр)
    34. Общая характеристика социогенеза

    Социогенез – это процесс становления человека в тесной связи с развитием человеческого общества.
    Основным биологическим механизмом формирования гоминид на ранних этапах антропогенеза был естественный отбор, однако направление его действию придавал общественный труд.
    В ходе эволюции человека в первую очередь закреплялись и усиливались именно те наследственные изменения, которые вели к его социализации и наиболее благоприятствовали дальнейшему прогрессу трудовой деятельности, развитию общества. Но и общество, со своей стороны, возникло в силу необходимости, под влиянием преимуществ, которые давал общественный труд. Таким образом, в процессе антропо- и социогенеза биологическое и социальное выступало в диалектическом единстве.
    Сообщества животных являлись формой коллективного приспособления к борьбе за существование. С появлением человека возникает общество как высшая ступень развития живых систем. Основной адаптацией в линии гоминид стало создание общественных отношений, культуры и передача их из поколения в поколение с помощью устной и письменной речи - негенетическая память. Момент формирования речи точно не установлен. На сегодняшний день считается, что формирование речи проходило от австралопитековых до Homo sapiens.
    Особого внимания заслуживает тот факт, что в генах заложены лишь потенциальные возможности    развития биологических основ сознания, мышления, языка, для реализации же наследственной программы необходима определенная социальная среда. В ходе социализации человека одновременно происходило и постепенное «снятие», самоустранение формообразующей роли естественного отбора.
    Самого высокого развития форма общественной организации достигла в процессе историко-эволюционного становления человечества, так как у человека впервые появилась целенаправленная разумная деятельность. В обществе человек является составляющим элементом таких социальных категорий как коллектив, группа, класс, нация, государство. В человеческом обществе основной силой выступали производственные потребности    коллектива. Человек занимался изготовлением орудий труда, что дало ему возможность выживания.
    Становлению человеческого общества также способствовало повышение интенсивности    внутригрупповых социальных связей, терпимости    к членам своего сообщества, развитие механизмов торможения агрессии, все более сложных форм кооперации и альтруизма.
    Самые ранние группы гоминид жили бродячими группами, разбросанными по обширной территории. 
    Это были малые изолированные популяции с относительно небольшой продолжительностью жизни одного поколения.
    Австралопитеки жили группами в несколько особей и постоянно кочевали по просторам Африки в поисках пропитания. В качестве орудий труда они использовали кости, рога и зубы животных. Структура зубов соответствует адаптации к всеядности, с большим удельным весом мясной пищи. 
    Последнее обстоятельство заставляет думать, что наличие грацильных и массивных форм обусловлено мутационными изменениями, позволяющими двум разным эволюционным ветвям конкурировать в борьбе за существование. Австралопитеки обладали некоторой степенью полового диморфизма и, возможно, у них было разделение труда на начальной стадии. 
    Стадный образ жизни австралопитеков привел к формированию понятийного языка с помощью символов и жестов.
    Древнейшее развитие социальной организации наблюдается у олдувайских хабилисов – человека умелого. В Олдувае уже найдены прототипы древнейших жилищ. Хабилисы были не только собирателями, но и охотниками. 
    Они уже умели делать простейшие заслоны от ветра из веток, придавленных к земле камнями. 

    Питекантропы изготавливали хорошо выделанные каменные орудия, научились добывать огонь. Наряду с добыванием растительной пищи большую роль играла охота. Получали огонь при лесных пожарищах или извержении вулкана, а затем поддерживали его из года в год. Развивалось мышление и трудовая деятельность. Питекантропы начали охотиться на крупных опасных животных, что требовало координации коллектива и усложнения общения. Они умели строить примитивные жилища, а также осваивали пещеры и скальные гроты.
    Неандертальцы жили в пещерах, шили одежду из шкур, охотились на крупных животных. Они изготавливали примитивные орудия труда: остроконечник, скребло, обрабатывали кости    и использовали охру в ритуальных целях. Все это свидетельствует о наличии у неандертальцев более сложной культуры поведения и структуры первобытного общества.
    Важные изменения происходили в психике древних людей. Зарождалась символическая деятельность. Важнейшим свидетельством высокого уровня психики неандертальцев являются первые захоронения умерших. Вероятно, у них уже появились первые представления о загробном мире. Неандертальцы были каннибалами, но наряду с этим заботились о больных. Они умели не только поддерживать, но и добывать огонь. У неандертальцев происходит усложнение речи, которая способствовала лучшему взаимопониманию в коллективе. Однако речевой аппарат неандертальцев не был приспособлен для всей гаммы речевых звуков. Коллективные действия уже в первобытном стаде древних людей играли решающую роль. В борьбе за существование победили те группы, которые успешно охотились и лучше обеспечивали себя пищей, заботились друг о друге, достигали меньшей смертности    детей и взрослых, лучше преодолевали тяжелые условия существования.
    Кроманьонцы для изготовления орудий труда широко использовали кость, рог. Разнообразие типов орудий из камня и кости    (резцы, скребки, сверла, наконечники для дротиков, гарпуны, иглы) говорит о сложной трудовой деятельности, в результате которой зависимость от природы становилась все меньше и меньше. Они сшивали шкуры и изготавливали из них одежду и жилье. Кроманьонцами было освоено изготовление керамики, ткачество, изобретена лодка и было положено начало судоходству.
    У кроманьонцев впервые возникло искусство: наскальная живопись, изготовление каменных и костяных скульптур. Искусство имело магическое значение. Изображения животных сопровождаются знаками стрел и копий, призванных облегчить предстоящую охоту.
    Важнейшим изобретением кроманьонцев были лук и стрелы, что привело к возможности    не загонной, а индивидуальной охоты, причем и на мелких животных. Были сделаны первые шаги в направлении скотоводства. Была приручена собака, свинья, козы и овцы.
    Родоплеменной строй у кроманьонцев достиг более высокой стадии развития – создаются крупные объединения родов – племена, появляется межплеменной обмен и межплеменные связи. 
    Поселения кроманьонцев представляют собой охотничьи стоянки, на которых строились жилища, шла жизнь общества, исполнялись ритуалы, хоронили умерших. Ритуальная практика достигла своего расцвета. В могилу с усопшим кроманьонцы клали орудия, копья, каменные ножи, многочисленные украшения. При этом погребение засыпалось красной охрой, сверху покрывалось костями мамонтов.
    При обсуждении проблемы происхождения человеческого общества наибольшую ценность, по-видимому, представляют фактические данные, касающиеся поведения современных приматов в сообществе, организации общественных отношений ныне живущих примитивных сообществ охотников и собирателей, а также палеонтологические данные о жизни австралопитеков и древнейших людей.
    Изучая поведение различных видов приматов, можно получить представление о различных формах организации сообщества в разных экологических условиях, сравнимых с условиями жизни наших далеких предков. Анализ структуры сообществ (сопоставимых) приматов, вероятно, имеет большую ценность для воссоздания моделей организации сообществ догоминоидных, гоминоидных форм приматов, чем изучение современных примитивных сообществ охотников и собирателей, так как на их примере можно выделить внутригрупповые отношения, основанные на системе сигналов и процессах обучения, не связанных с использованием речи. 
    Кроме того, сведения об ископаемых остатках предковых форм и экологических условий, в которых они существовали, очень скудны, что не позволяет воссоздать картину общественного уклада догоминоидных форм или ранних гоминид только на их основе. Поэтому важно рассмотреть основные данные, касающиеся организации сообществ у некоторых видов приматов, сообществ охотников и собирателей и данные об ископаемых остатках ранних гоминид.
    Основной ячейкой любого сообщества является семья.
    Современный Homo sapiens склонен к моногамии, но предположительно возник от полигинного предка.
    Полигиния - это тип полигамии, при котором один самец спаривается с несколькими самками. 
    Полигиния в природе встречается чаще, чем полиандрия - тип полигамии, при котором одна самка спаривается с несколькими самцами. 
    Полигиния имеет место в тех случаях, когда самка получает преимущество, присоединяясь к брачной паре или гарему. Таким преимуществом быть может надежная защита от хищников, которую может обеспечить группа по сравнению с парой либо помощь в выращивании потомства.
    Одним из селективных факторов, благоприятствующих образованию гаремов, быть может пища. В гареме самки не должны делиться пищей с самцами, которые не допускаются к спариванию. В таких случаях самки помогают вожаку гарема защищать территорию.
    Однако полигиния возможна только при условии, что самке не требуется постоянного участия самца во всех ее заботах о потомстве. Когда для выращивания потомков необходима энергия обоих родителей отбор будет благоприятствовать развитию моногамного поведения.
    Эволюция моногамии была, вероятно, почти неизбежным следствием в процессе эволюции человека, так как человеческий детеныш достигает зрелости    гораздо медленнее, чем любое другое животное и поскольку оба родителя заинтересованы довести    своего потомка до половой зрелости, мужчине также выгодна моногамия, так как мужчина не меньше женщины заинтересован в том, чтобы его потомок достиг зрелости, за исключением тех случаев, когда он в состоянии обеспечить детей, рожденных от нескольких женщин.
    Возникновению у первобытных людей моногамии способствовал, вероятно, еще один фактор, свойственный только человеку: обладание собственностью, что имело огромное значение для его успешной эволюции. 
    Возможность оставить в наследство родным детям жилище, одежду, орудия производства давало очень существенные преимущества. Возможно, что до того как люди стали владеть каким-то имуществом, отбор благоприятствовал полигинии для мужчин и моногамии для женщин, то есть их эволюция в системе брачных отношений протекала в противоположных направлениях.
    Женщина всегда совершенно уверенно может назвать своих детей, но мужчина может в этом смысле полагаться только на ее слово. Проблема мужчины состоит в том, что женщина, если она неверна мужу, ставит под сомнение его отцовство, так что он не знает, какие дети действительно его и кому он оставляет свои «топоры». Для первобытной женщины не имело значения, будет ли мужчина сожительствовать с другими женщинами, если только при этом ему не наносили увечий их ревнивые мужья или если он не начинал пренебрегать своими обязанностями мужа и отца. Отсюда и возникли разные нормы поведения для мужчины и женщины.
    Эта гипотеза, крайне спекулятивна, однако, по мнению П. Кемпа и К. Армса, данная гипотеза происхождения моногамии у человека позволяет объяснить, почему в обществах, осуждающих супружескую неверность, измена жены считается более тяжким преступлением, чем измена мужа. Если мужчина невозможно уверен в том, что дети его жены - действительно его дети, то, помогая жене воспитывать ее детей, он, с эволюционной точки зрения попусту теряет время.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   20


    написать администратору сайта