эссе общество. Все наши теории это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов (В. А. Амбарцумян)
Скачать 58.91 Kb.
|
«Экономика – это искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер)Л. Питер сравнивает экономику с искусством, так как умение удовлетворить неограниченные человеческие потребности с помощью ограниченных ресурсов является настоящим искусством. С такой точкой зрения трудно не согласиться. Потребности, то есть осознаваемая нужда человека в чем-либо, в том, что нужно ему для того, чтобы поддерживать жизнедеятельность организма и развивать его личность, постоянно растут. Однако удовлетворить абсолютно все человеческие потребности невозможно, так как ресурсы, то есть факторы, использующиеся для производства товаров и услуг, ограничены. Цель экономики, если рассматривать ее как науку, как раз заключается в исследовании того, что нужно сделать человеку, чтобы удовлетворить безграничные потребности, используя ресурсы, имеющие ограничения. Так как осуществить это довольно трудно, экономику можно сравнить с искусством. Чтобы подтвердить данную позицию, приведем пример из общественной жизни. В последнее время стали популяризироваться энергосберегающие лампочки. Благодаря использованию этих ламп, по сравнению с классическими лампами, происходит экономия электроэнергии, которая является одним из ограниченных ресурсов. Благодаря энергосберегающим лампочкам экономится около 80 процентов электроэнергии. Причем стоимость энергосберегающих ламп не особо отличается от стоимости классических ламп. Создание таких лампочек в 1985 году стало настоящим революционным решением. Такое изобретение является примером искусства экономии, до которого люди шли несколько веков. Этот пример показывает, что когда одни природные ресурсы для удовлетворения человеческих потребностей заканчиваются, люди находят новый способ. И умение находить новые способы для удовлетворения потребностей человека является истинным искусством. Еще один факт можно найти в русской литературе. С точки зрения экономики можно рассмотреть повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Первоначально Акакий Акакиевич Башмачкин, у которого испортилась шинель, захотел ее слегка починить. Затем он стал думать о новой шинели, увеличивая свои запросы. Н.В. Гоголь демонстрирует, что потребности Башмачкина возрастали в связи с тем, что в старой шинели уже нельзя было ходить по холодным улицам. Чтобы сшить новую шинель, у Башмачкина должны были быть денежные ресурсы. Тогда главному герою пришлось каждый день экономить и усиливать собственные силы, чтобы начальник повысил ему заработную плану. Действия Башмачкина, который сделал все, чтобы получить свою новую шинель, говорят о том, что удовлетворить свои потребности с помощью весьма ограниченных ресурсов – настоящее искусство. На основании приведенных теоретических положений и фактического материала можно сказать о том, что экономика считается сложной наукой, которая учит тому, как с помощью ограниченных средств можно удовлетворить ничем не ограниченные потребности. Экономика – целое искусство, способность к которому дана не каждому. Социология «В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший» (Л. Толстой) Отечественный писатель и философ Л.Н. Толстой говорит о том, что разумный человек прекращает спор с другим человеком, потому что в спорах нельзя найти истину. С этой точкой зрения нельзя не согласиться. Когда две и более личности вступают в спор, который строится на столкновении разных взглядов на один и тот же предмет, каждый пытается доказать свою правоту. В этом случае они не могут признать свои ошибки, потому что устремлены к тому, чтобы победить своего противника. В этом случае каждый участник спора остается при своем мнении и даже не пытается подумать о том, что говорит собеседник. Это не позволяет найти истину, то есть знание, соответствующее действительности. Чтобы добиться правды, нужно пойти с другим участником спора на сотрудничество, потому что соперничество приведет только к негативным последствиям. Только разумный человек может прекратить спор, так как он понимает, что спор не сможет принести положительных результатов. В качестве факта, подтверждающего данную позицию, можно привести пример из общественной жизни. Существует история о преподавателе, который на занятии показал своим студентам черную книгу и сказал о том, что эта книга красного цвета. Все студенты начали оспаривать этот факт и убеждать преподавателя в том, что книга черного цвета. Когда преподаватель повернул книгу и она оказалась красного цвета, он сказал: «Не говорите кому-то, что он не прав, до того момента, пока не посмотрите на ситуацию с его точки зрения». Эта мысль подчеркивает, что в споре нужно искать компромисс, только в этом случае удастся найти истину. Еще одним фактом может послужить роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», в основе которого лежит конфликт поколений. Павел Петрович Кирсанов знакомится с нигилистом Евгением Базаровым. У них совершенно противоположные взгляды на все сферы жизни общества: политическую, социальную, экономическую, духовную. Базаров и Павел Петрович вступают друг с другом в спор, где каждый пытается доказать свою точку зрения. Кирсанов ни в чем не хочет соглашаться с Базаровым, который в свою очередь даже не пытается понять позицию Павла Петровича. Герои уверены в собственных взглядах и не могут найти компромисса. И.С. Тургенев показывает, что в каких-то вопросах прав Кирсанов-старший, в каких-то – Базаров. Но из-за того, что они не хотят выслушать друг друга, им не удается найти истину. «Умнейшим» в данном контексте человеком в произведении является другой представитель «отцов» – Николая Петрович Кирсанов, который имеет схожие с Павлом Петровичем взгляды на жизнь. Однако он не вступает с Базаровым в полемику, потому что уверен, что каждый из них все равно останется при своем мнении. На основании приведенных теоретических положений и фактического материала можно сделать следующий вывод: истина не может родиться в споре, потому что каждый участник спора пытается доказать свою точку зрения и не обращает внимания на позицию собеседника. Только тот, кто первый прекращает спор, является человеком разумным. |