Главная страница
Навигация по странице:

  • В первой половине 19 в.

  • Критический реализм: 40-е гг 19 в.

  • Искусство второй половины 19 в.

  • Художники второй пол. 19 в.

  • В архитектуре

  • Архитектура

  • Самостоятельная 4.3 культуралогия. Всемирноисторическое значение русского реалистического направления в искусстве. Отразите в своей презентации следующие аспекты


    Скачать 21.45 Kb.
    НазваниеВсемирноисторическое значение русского реалистического направления в искусстве. Отразите в своей презентации следующие аспекты
    Дата25.04.2022
    Размер21.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСамостоятельная 4.3 культуралогия.docx
    ТипДокументы
    #495126

    Задание 1. Разработайте презентацию по теме «Всемирно-историческое значение русского реалистического направления в искусстве». Отразите в своей презентации следующие аспекты:

    • особенности реализма как направления в искусстве;

    • яркие представители этого направления;

    • проблемы, к которым обращались представители литературы и искусства;

    • характерные черты русского реализма.


    В первой половине 19 в. в русском искусстве наряду с романтическом направлением развивалось и реалистическое. Ярким представителем изобразительного искусства этого периода был Василий Андреевич Тропинин- стремление к воплощению образа человека в портретах художника в повседневности. Его мир овеян сердечностью, интересом к личности, окутывая своих героев атмосферой домашнего уюта. Портрет А.С. Пушкина – поэт здесь – мыслитель, писатель, поэт и прозаик, образ его интимнее, мягче, домашней обстановке. Люди в его полотнах будто и не позируют художнику, а плетут кружева («Кружевница»), вышивают («Золотошвейка»), прядут, играют на гитару и т.д. – т.о. художник вносит жанровый мотив в свои портреты. «Портрет Арсения, сына художника» (1818) – одно из самых поэтичных произведений Тропинина: мальчик изображен в быстром движение: обернулся назад, скосив глаза, чем-то заинтересовавшись, Это движение придает портрету больше жизненности, подкупающую естественность.
    Критический реализм: 40-е гг 19 в. – появление в литературе эпопеи Н.В. Гоголя «Мертвые души», новых имен: Н.А.Некрасова – поэта–демократа, И.С. Тургенева, И. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Д. Григоровича и др. В музыке (М.Глинка) и театре утверждается национальное и правдивое направление, близкое народу искусство. Это привело к возникновению в недрах реалистического направления в русском искусстве – критического реализма, т.е. неприятия и обличения нравственных и социальных пороков эпохи, что стало главной идеей, пафосом передовой культуры и искусства. Появилось желание художников осмыслить мир и свое место в нем, а также место «маленького человека» в жизни и искусстве.

    Павел Андреевич Федотов (1815-1852): его картины «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» и др. в них впервые прозвучало обличение мелких и ничтожных страстей, пошлости и мещанства, зла и несправедливости. Среди героев – канцеляристов, угодничающих перед начальством, разорившегося аристократа с белым пуделем, чиновника, получившего первый орден и спесиво учащегося им перед кухаркой, проводившегося офицера и т.д. Картины Федотова- пестрый калейдоскоп характеров и типов тех лет. Однако в конце своей жизни в его творчестве все сильнее звучали отчаяние, скорбь и невозможность что-либо изменить: «Анкор, еще анкор» (1851-52 гг) стала одним из самых драматических произведений всей русской живописи; бессмысленность занятия главного героя-офицера – это уже некий символ, лишенного всякого смысла не жизни, а существования, бессмысленно тянущегося в этом захолустье, где измученная собака словно маятник часов отсчитывает своими прыжками время. Картина «Вдовушка» - безысходность, щемящая грусть и задушевный лиризм в образе молодой женщины-вдовы, собирающей свой скарб для переезда на другую квартиру.

    Критический реализма, утвердившийся Федотовым в русской живописи, получил свое развитие в творчестве художников реалистов второй половины 19 в., особенно В. Перова и В. Маковского. Василий Григорьевич Перов (1833-1882)– художник-демократ, создавший отличительные жанровые произведения, направленные против уродливых явлений современности. Его картины проникнуты духом сострадания к нищим и обездоленным («Тройка», «Приезд институтки к слепому отцу, «Проводы покойника» и др. В ряде произведений нач. 60-х гг Перов выступает с резкой критикой духовенства: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах», за что был подвергнут критике за «непристойность» в изображении духовных лиц.
    Искусство второй половины 19 в. проникнуто духом времени (поражение России в Крымской войне, возникновение подпольных революционных организаций, крестьянские бунты, в последствии реформы Александра П и убийство народниками 1.03.1881 г. царя) – зарождалось новое русское искусство – искусство национально-реалистическое, правдиво воссоздает картину жизни народа, народное представление о добре и красоте. Именно в этот период истории русского искусства создаются творческие содружества: «Могучая кучка» (1862) – М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин и В.А. Кюи. Вслед за НИМИ в сентябре 1863 г.13 студентов, во главе с И.Н. Крамским порвали в Академией художеств и организовали «Артель свободных художников», которая стала предтечей будущего Товарищества передвижных художественных выставок, учрежденного в 1871 г. не только как сообщество профессионалов, но и единомышленников, представляющих определенное направление в русском искусстве. Передвижники верили в воспитательную силу искусства, главным призванием которого – формирование гражданского идеала, нравственного совершенствования. С 1871 по 1923 гг передвижники провели 48 выставок в разных городах России.

    Художники второй пол. 19 в. в рамках бытового жанра сумели поднять самые важные и острые проблемы общественной жизни:

    - Василий Владимирович Пукирев: «Неравный брак» - гуманистический пафос, направленный против бесправия женщин, превращения брака в коммерческую сделку;

    - Григорий. Григорьевич Мясоедов: «Земство обедает» - правдиво передает нищету и бесправие крестьян, обедающих луком и хлебом, а в окне половой вытирает серебряную посуду для тех, кто действительно имеет голос в земстве.

    - Владимир Егорович Маковский: «Свидание», «На бульваре»: произведения показывают жизнь социальных низов, раскрывают чувства простых людей. Художник убедителен в точности характеристик социальных типов, психологизме сюжетов. В небольших эпизодах он раскрывает типичное социальное явление в жизни России.

    - Иван Николаевич Крамской - идеолог «бунта 13» и передвижников, теоретик идей реализма: «Неизвестная»- собирательный образ, затрагивающий важную для России тему женщин в буржуазном обществе; литературность замысла картины, жанровый мотив. «Христос в пустыне»- через евангельский сюжет художник пытается осмыслить и обобщить опыт истории с философской точки зрения: незаурядная личность и в тоже время земной человек, погруженный в глубокое раздумье о смысле и назначении жизни; человек, делающий мучительный трудный выбор жизненной судьбы, выбирающий благо людей ценой самопожертвования. Т.О. Крамской изображает момент выбора, подчеркивая возможность решения своей судьбы, своего жизненного пути самим человеком. Готовность принести себя в жертву во имя высокой цели – эта идея была понятна передовой, народнической интеллигенции 70-х гг 19 в. В этом смысле данное произведение мастера является программным в идеологии художников-реалистов этого времени.

    - Алексей Кондратьевич Саврасов – «Грачи прилетели» - околица села Молвитино Костромской губ., холодный сырой март и первые вестники весны – грачи, хлопочущие над своими гнездами. Будничный мотив, претворенный автором в лирический, глубоко народный образ русской природы, ее вечной темой обновления – это подлинно национальный пейзаж.

    - Илья Ефимович Репин – тематика его произведений – это мир нужды, бесправия и гнета («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» и др.); мир борцов за свободу народа («Не ждали», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди перед казнью»); мир высокой мысли (портреты Л. Толстого, актрисы П. Стрепетовой, композитора М. Мусоргского, химика Д. Менделеева, хирурга Н. Пирогова и др.)

    - Василий Иванович Суриков – среди многочисленных произведений художника –портреты, пейзажи, жанровое полотно («Взятие снежного городка», но более всего – исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы в 1799 г.», «Степан Разин». В историческом жанре художник всегда был верен археологической точности исторических эпох, но это не было его самоцелью. Важнее - живой, полнокровный образ исторической эпохи, ощущение ее атмосферы, насыщенной драматическими событиями; психология и характеры не только выдающихся исторических деятелей (Ермака, Морозовой, Разина, Петра 1, Меньшикова, Суворова), но и безымянных героев (стрельцов, крестьян, юродива, мальчишек на московской улице 17 в.). Каждый персонаж в его картинах – яркая и значительная личность с внутренним миром и своим отношением к происходящему. Его произведениям характерно: единство идеи и образов, сюжета, композиции и колорита.

    Василий Васильевич Верещагин – крупнейший русский живописец-баталист. Батальный жанр посвященный темам войны и военной жизни. Значение Верещагина как автора батальных картин в том, что в своих произведениях он с реалистической точностью раскрыл социальную природу войн и роли в них народа; разоблачил несправедливость агрессивных войн; показал героизм народа. В работах Верещагина усиливается роль пейзажа, жанровая трактовка, психологические начала в батальном жанре, беспощадная правдивость суровых будней войны («Торжествуют»: правдиво показан религиозный фанатизм; «Побежденные. Панихида по убитым»: трагедия гибели целого русского полка егерей из-за ошибки командования; «Победители» - маскарад турок, переодевшихся в мундиры русских солдат; Балканская серия: «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой»: тема победы показана не в бравурно-парадном тоне, не в целях прославления отдельной личности, в духе верности жизненной правде – жертвы на первом плане, ценой которых была завоевана победа. Впервые истинным героем войны стал русский солдат. ТО. не победная, праздничная, и будничная, а потому трагичная сторона войны в центре внимания художника.

    В революционную эпоху развитие России (1917-1931 гг) происходили тотальные преобразования как в социальной, экономической, политической, так и в культурной жизни. Многочисленные группы и отдельные мастера искусств сделали главным принципом своего творчества эксперимент. В первые годы Советской власти государство не сдерживало развитие авангарда, т.к. после социалистической революции уничтожались старые традиционные формы искусства.

    В архитектуре в первые десятилетия складывается конструктивизм, в изобразительном искусстве множество различных течений. Однако такое многообразие направлений и концепций в искусстве противоречило целям формировавшегося в то время тоталитарного режима. В нач. 30-х гг. власть установила жесткий контроль над искусством и архитектурой. Разнообразие тенденций русского авангарда (В. Кандинский, П. Филонов, К. Малевич, М. Ларионов, Шагал и др.) было искусственно прерваны и не получило дальнейшего развития в официальном искусстве Советской России.

    Сложился новый, общепринятый художественный метод социалистического реализма, представляющий собой эстетическое выражение социалистической концепции мира и человека, направленной на созидание социалистического общества. Это художественное направление господствовало в Советской России с осени 1932 г. до конца 1980-х гг. Основная его задача: утверждать в общедоступной форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Символикой этого направления являлись серп, молот, звезда, пионерский салют, портреты вождей и т.д. Тематика произведений, следующих методу социалистического реализма: Октябрьская революция 1917, трудовой и военный подвиг советского народа, руководящая роль коммунистической партии, ее вожди, строительство советского государства, воспитание нового человека. Программа соцреализма была основана на прославлении революционной борьбы народа и его вождей, советского образа жизни, трудового энтузиазма. Строгие требования определяли содержание и форму произведений, круг тем. Метод соцреализма был предписан всем видам искусства, включая архитектуру и прикладное искусство, что сдерживало творческую инициативу художников, вызывало опалу некоторых мастеров искусств. Тем не менее, многим талантливым художникам удалось в эту жестокую эпоху создать значительные произведения. Черты нового восприятия мира в советской живописи проявляются уже в первые революционные годы, в частности, на примере творчества таких художников как:

    Аркадий Александрович Рылов «В голубом просторе» (1918)- героико-романтический строй картины: вольный полет могучих белых птиц над океаном, над снежными вершинами скал, над легким парусником; все полотно пронизано свежим, бодрым ветром, революционной романтикой – это символ свободы, это выражение мечты художника об идеальном, гармоничном мире.

    Борис Михайлович Кустодиев «Большевик» (1919-1920) – исполинская фигура рабочего, шагающего поверх колонн демонстрантов, вздымающегося красное знамя над улицами и домами города: старый мир рушится, а зареве пожарищ рождается новый, светлый мир.

    Архитектура: важная задача послереволюционного периода – реконструкция городов. В 1918 г. Алексей Викторович Щусев организовал Архитектурную мастерскую Моссовета, в которой был разработан проект планировки Москвы: создание новых магистралей, площадей. В Петрограде работу по планировке города возглавил Иван Александрович Фомин. В центре города на Марсовом поле установлен памятник «Борцам революции» (Л.В. Руднев), который положил начало развитию советской монументальной скульптуре. В Москве с 1918 по 1920 гг было установлено 25 памятников. Среди них: композиция «Октябрь» (А.Г.Матвеев, 1927): три величественные обнаженные мужские фигуры, олицетворяющие рабочего, крестьянина и красноармейца как движущих сил революции. Образы, исполненные ясности и обобщенной формы. Серп, молот и буденовка имеют смысловое, аллегорическое значение. Сергей Тимофеевич Коненков в своих скульптурах сумел достичь не только декоративного эффекта, но и впечатление жизненности: «Текстильщица» (1923) – величие труда, созидательная мощь. Вера Игнатьевна Мухина «Колхозница» (1927) – станковая скульптура крестьянки с утяжеленными и крепко сбитыми объемами, лаконичная, выразительная пластика, которая свидетельствует о постоянном интересе автора к монументальному обобщенному образу. Иван Дмитриевич Шадр «Булыжник- орудие пролетариата.1905 г.»(1927) – обоЗначительное сооружение этого периода – Мавзолей В.И. Ленина по проекту А.В. Щусева: сначала был сооружен временный, деревянный мавзолей, представляющий собой куб, увенчанный пирамидой, отделанный строганным тесом, с двумя пристройками для входа и выхода. В 1930 г. деревянный Мавзолей был заменен каменным: монолитная композиция, представляющая собой сочетание темно-красного гранита и черного лабрадорита удачно подчеркивающие четкость и стройность архитектурных форм.

    Родоначальником советской историко-революционной живописи явился Исаак Израилевич Бродский, который выполнил серию портретов руководителей Советского государства, особенно известна его «лениниана», самая известная – «В.И.Ленин в Смольном» (1930), глее Ленин запечатлен и великим и просты одновременно.

    Крупнейшим советским художником-баталистом был Митрофан Борисович Греков – создатель галереи картин, посвященных Первой Конной армии: «Тачанка» - темным пятном на фоне раскаленной солнцем степи четверка коней в бешенном галопе рвется вперед, еле удерживает в руках вожжи возница, сверкают шашки, готов к бою пулемет. Картина – гимн Первой конной, в боях, которой Греков принимал участие. Он искренне верил идеалам революции и невольно способствовал созданию мифа, некой легенды о первой конной армии. «В отряд к Буденному» (1923) – в одинокой фигуре всадника, едущего по залитой весенним солнцем пустынной степи, сосредоточено прижимающего к шапке красную ленточку и ведущего в поводу запасного коня, можно увидеть не только стремление автора показать народную поддержку Красной Армии, но и увидеть отражение трагедии русского крестьянства и казачества, втянутого в гражданскую войну.

    В нач. 20-х гг создаются несколько творческих объединений, в которых развернулась борьба за построение нового искусства. Самой массовой организацией художников этого времени стала Ассоциация художников революционной России (АХРР), которая была создана в 1922 г. на основе Товарищества передвижных художественных выставок (передвижников), а с 1928 г. стала именоваться АХРР. Ее задачей объявлялось «художественно-документальное запечатление величественного момента истории в его революционном порыве»; лозунгом- «героический реализм» как фундамент будущего мирового искусства. «Архаровцы» работали во всех основных жанрах живописи.

    В 1924 г. возникла творческая группа «Четыре искусства» (бывшая «Голубая роза» и «Мир искусства»), художников которой занимали вопросы построения пространства. Одним из главных представителей этой группы был К.П. Петров-Водкин: «Смерть комиссара» (1928) – сюжет – гибель героя – типичный эпизод войны, драматизм которой подчеркивается тем, что идущие в сражение бойцы даже не могут остановиться около смертельно раненого комиссара. Смерть комиссара – это символ борьбы за другую, лучшую жизнь. Отсюда и особенность образного строя В картине автор сочетает прямую и обратную перспективу, усиливает панорамность изображаемой сцены. Ломаная линия горизонта как бы подчеркивает сферическое строение земли, акцентируя этим вселенский смысл происходящих событий. Эта холмистая земля – кусок необъятной планеты, на который в грохоте боя, в смерти рождается жизнь. «Тревога. 1919 г.» (1934) – революционная тема трактуется как жанровая, передающая атмосферу грозных революционных дней. Спящий ребенок, мать, прислушивается к уличному шуму. Мужчина, напряженно вглядывающийся в окно: тревожное настроение передано позами. Образ матери – в раздумье, без иллюстрации, искусственного позерства.

    «Общество станковистов» (ОСТ) (А. Дейнеко, С. Пименов, Гончаров и др.) своей задачей ставило темы индустриализации, спорта, нового быта; отсюда поиск нового «индустриально-технического» языка. Александр Александрович Дейнека «Оборона Петрограда» (1928)- в этой картине остро сказался технический язык «Ростовцев»: определенный ритм (мерный – нижних рядов вооруженных людей, идущих защищать Петроград и рваный, с паузами – группы раненых на мосту). Ощущается острая выразительность ломаной линии силуэта, графическая четкость рисунка, пластичность и лаконизм изображения, скупость, даже схематизм колорита, построенного на сопоставлении серого и черного с вкраплением коричневого в лицах и одеждах, что роднит живопись Ростовцев с графикой, прежде всего с плакатом. Противопоставление верхнего и нижнего ярусов в картине, чередование фигур, пауз между ними сообщают ей драматическую напряженность, передают жесткие и жестокие ритмы суровой эпохи.

    Графика: самым оперативным был плакат. В эти года развиваются два типа плаката: героический и сатирический. Выразителями этих направлений были- Моор (Дмитрий Стахиевич Орлов) и Дени (Виктор Николаевич Денисов).

    Моор – классик советской графики «Ты записался добровольцем?» (1920) – в упор вопрошает зрителя фигура красноармейца, красным силуэтом выделяется на серо-черном фоне заводских труб. «Помоги» (1921), посвящен голодающим Поволжья, в котором чисто изобразительными средствами, без всякой повествовательности достигнуто настроение драматизма, трагичности: на черном фоне скелета образная фигура старика в белой рубахе с воздетыми руками, перечеркнутая сломанным колесом, а внизу на белом фоне черными буквами – как душераздирающий крик – слово - Помоги».

    Плакаты Дени сатиричны, полны юмора, сопровождаются текстом: «Кулак – мироед», «Очередь за Врангелем» и др. Особое место в плакате тех лет занимала новаторская форма агитационного искусства – «Окна сатиры РОСТА» (Российское телеграфное агентство») с 1919 по 1921 г, в которой особую роль играли Д. Моор, Вл. Маяковский (текст). Плакаты создавались по трафарету и раскрашивались от руки, совмещенные кратким острым текстом, размещались в витринах 47 отд. РОСТА, в окнах магазинов, в клубах, на вокзалах.

    1934 г. – 1 съезд писателей, на котором в своем выступлении Максим Горький дал определение «методу социалистического реализма», подразумевающего использование классического наследия мировой культуры, связь искусства с современностью, активное участие в современной жизни, изображение «социалистического гуманизма». Были определены темы: героика революции и гражданской войны и героика трудовых будней. Жанр портрета оставался ведущим, т.к. исследование человека, его души, его психологии было главным, определяющим. Но «Метод соц. реализма» с 1934 г. не предполагал какой-либо свободы художника в его творчестве, наоборот творчество жестко идеологизировать. Нарушалась свобода самовыражения художника. Утверждалось жесткое единство стиля и образа жизни, исключающего свободу выбора. Искусству отводилась роль «разъяснителя» Деректив партии и правительства. Воспевание простого труженика «светлого будущего», отрицалось право человека на свободу духа, на свое видение мира, что является необходимым стимулом к совершенствованию личности, к творческому развитию. Догматически единообразные формы – губительны для творчества.

    Появились многочисленные портреты «Вождя народов» (И. Бродский «Сталин» (1937), С. Герасимов «Сталин и Ворошилов» (1939)); ложно оптимистически изображалась жизнь деревни на больших праздничных полотнах (С. Герасимов «Колхозный праздник» (1937)- картина полна жизнерадостности, которая не соответствовала истинному положению вещей в деревне и была далека от правды) – это образ ложного «правдоподобия», чтобы заставить уверовать в него, в эту «правду жизни» массы, в их стремлении к счастью всего трудящегося человечества. В этом величайшая трагедия того времени. Но даже в этот период регламентированного искусства были интересные находки и новаторство:

    Для выставки «20 лет РККА» А. Дейнеко написал одно из своих поэтических и романтических произведений того времени, которому свойственно лаконизм деталей, выразительность силуэтов, сдержанный линейный и цветовой ритм – «Будущие летчики» (1938): три обнаженные мальчишеские фигуры (со спины), на берегу моря, смотрящие на гидроплан в голубом небе – будущие его покорители. Это подчеркивается и колоритом: сочетанием темно-синей воды, серо-голубого неба, солнечного света, Не видно лиц мальчишек, всем строем картины передано ощущение жажды жизни, душевной открытости.

    Ю. Пименов «Новая Москва» (1937) - импрессионистические тенденции ощущаются в мгновенности впечатления автора, что умело передано как бы от лица сидящей за рулем женщины, а также в богатстве света и воздуха, в динамичности композиции. В яркой праздничной гамме подчеркивается образ новой Москвы: кругом новостройки, снуют пешеходы и автомобили, кипит жизнь. Картина наполнена движением, заряжает зрителя бодрым жизнерадостным настроением.

    Большое значение для развития советской монументальной скульптуры имело участие СССР в международной выставке «Искусство, техника и современная жизнь» (Париж, 1937), где В.И. Мухина предложила оригинальное решение принципа синтеза архитектуры и скульптуры в работе для этой выставке здания советского павильона (арх. Б.М. Иофан), которое завершалось гигантский 33 м пилоном, увенчанным скульптурой «Рабочий и колхозница». Они держат в руках серп и молот. От этой группы исходит могучее движение, которое создает стремительный порыв фигур вперед и вверх. Экспрессивны складки одежд и шарфа, а легкий серебристый блеск нержавеющий стали, в которой выполнена работа, еще более усиливает динамичность движения. Эта скульптура – идеал целой эпохи строительства социализма в нашей стране.

    бщенный образ борца – пролетария.


    написать администратору сайта