Вся теория к ЕГЭ. Вся теория к егэ 2022 по обществознанию Собрал для тебя главные понятия егэ и теорию по ним А
Скачать 1.01 Mb.
|
Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Социальная история человека началась тогда, когда он отделился от природы, стал «инди- видом». Предполагают, что человек тогда увидел себя нагим, ощутил стыд, почувствовал бес- помощность и одиночество. Но индивид обладал полным набором биологически обусловлен- ных потребностей, которые должны были быть удовлетворены. Чтобы удовлетворить их, он вступал в отношения с другими людьми. По сравнению с тем индивидом индивид сегодняшний несравненно более развит умственно и эмоционально. Условия жизни человеческого общества определяли все изменения инди- вида. Изменения общества приводили к изменениям индивида. Вот почему существует взгляд на индивида как на атомарную частицу общества. Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс ста- новления и развития личности. Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отме- тить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие «индивидуаль- ность», напротив, выделяет человека из сообщества других людей. Через это слово выявляется непохожесть человека на других, его социально значимые отличия, своеобразие, неповторимость его психики и личности. Как противоположность общего, типичного слово «индивидуальность» может быть приме- нимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу. Институт права — один из составных элементов системы права, представляющий собой группу взаимосвязанных правовых норм внутри какой-либо отрасли права. Выделение института права в отдельную группу норм внутри какой-либо отрасли права происходит объективно, в ходе развития общества. Будучи лишь частью отрасли права, инсти- тут права регулирует не всю сферу однородных общественных отношений, а только ее от- дельные стороны. Внутри каждой отрасли действует множество различных правовых институтов. Так, напри- мер, в трудовом праве (см. Трудовое право) существует, в частности, институт трудового до- говора, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения между работником и работода- телем; институт приема на работу и увольнения, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения по обеспечению трудовой занятости, и многие другие институты. В уголовное право (см. Уголовное право) входят, в частности, институт преступлений против жизни, здо- ровья, достоинства личности; институт преступлений против собственности и многие другие. Институт социальный (лат. institutum — установление и socialis — общественный) — ис- торически сложившаяся форма организации людей, которая регулирует их деятельность и удовлетворяет те или иные фундаментальные человеческие потребности. К важнейшим со- циальным институтам относятся: институты семьи и брака (потребность в продолжении рода); экономические институты — собственность, хозяйственные объединения и т. п. (потребность в добывании средств существования); политические институты — государство, партии и т. п. (потребность в безопасности, социальном порядке); институты религии (потребность в реше- нии духовных проблем); институты образования и науки (удовлетворяют потребности в позна- нии мира, подготовке кадров). Каждый социальный институт представляет собой устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, ролей, статусов и специальных учреждений. Широкое научное понятие социального института отличается от узкого значения слова «институт» — научное или образовательное учреждение. С понятием социального института связано и понятие «ин- ституциализация», означающее процесс придания социальным отношениям упорядоченного, организованного характера, за- вершающийся принятием определенных законов и созданием соответствующих учреждений. Интуиция — знание, возникающее как результат познавательного озарения, без осознания путей и условий его получения. Искусство — 1) особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, пред- ставляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важней- ших способов эстетического освоения мира; 2) форма культуры , связанная со способностью человека к эстетическому освоению реального мира, его воспроизведению образно-символи- ческими средствами с опорой на ресурсы творческого воображения субъекта. Искусство представляет собой группу разновидностей человеческой деятельности, включа- ющую живопись, скульптуру, архитектуру, литературу, музыку, театр и др. Произведения искусства всегда соединяют в себе духовный образ и материальную кон- струкцию — звуковую, пластическую, цветовую, словесную и т. д. С одной стороны, матери- альная конструкция дает художественному образу вещественное воплощение (и на этом стро- ится типология видов искусств), с другой — она выступает как система знаков и символов, особый язык, фиксирующий заложенную автором информацию. Ислам (араб., букв, «предание себя (Богу), покорность»), мусульманство (магометанство) — одна из трех мировых религий, число последователей которой превышает 1 млрд человек. Возникновение ислама относят к началу VII в. Главный источник вероучения и руководство практической жизнью каждого мусульманина — Коран. На его основе с VIII в. стал оформляться шариат — свод юридических норм, правил поведения, социально-религиозной жизни и поступков мусульманина. Основной догмат ислама — строго подчеркнутый монотеизм — вера в единого Бога Аллаха и его пророка Мухаммеда. Выделяют пять столпов ислама (аркан ад-дин): символ веры — «нет Бога, кроме единого Аллаха, и Мухаммед — пророк его»; обязанность в течение суток совер- шать пятикратную молитву — намаз; обязанность соблюдать 30-дневный пост — ураза в свя- щенный месяц Рамадан; обязательная уплата ежегодного налога с имущества богатых в пользу нуждающихся мусульман — закят (аз-закат) человека на других, его социально значимые от- личия, своеобразие, неповторимость его психики и личности. Как противоположность общего, типичного слово «индивидуальность» может быть приме- нимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу. Институт права — один из составных элементов системы права, представляющий собой группу взаимосвязанных правовых норм внутри какой-либо отрасли права. Выделение института права в отдельную группу норм внутри какой-либо отрасли права происходит объективно, в ходе развития общества. Будучи лишь частью отрасли права, инсти- тут права регулирует не всю сферу однородных общественных отношений, а только ее от- дельные стороны. Внутри каждой отрасли действует множество различных правовых институтов. Так, напри- мер, в трудовом праве (см. Трудовое право) существует, в частности, институт трудового до- говора, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения между работником и работода- телем; институт приема на работу и увольнения, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения по обеспечению трудовой занятости, и многие другие институты. В уголовное право (см. Уголовное право) входят, в частности, институт преступлений против жизни, здо- ровья, достоинства личности; институт преступлений против собственности и многие другие. Институт социальный (лат. institutum — установление и socialis — общественный) — ис- торически сложившаяся форма организации людей, которая регулирует их деятельность и удовлетворяет те или иные фундаментальные человеческие потребности. К важнейшим со- циальным институтам относятся: институты семьи и брака (потребность в продолжении рода); экономические институты — собственность, хозяйственные объединения и т. п. (потребность в добывании средств существования); политические институты — государство, партии и т. п. (потребность в безопасности, социальном порядке); институты религии (потребность в реше- нии духовных проблем); институты образования и науки (удовлетворяют потребности в позна- нии мира, подготовке кадров). Каждый социальный институт представляет собой устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, ролей, статусов и специальных учреждений. Широкое научное понятие социального института отличается от узкого значения слова «ин- ститут» — научное или образовательное учреждение. С понятием социального института связано и понятие «ин- ституциализация», означающее процесс придания социальным отношениям упорядоченного, организованного характера, за- вершающийся принятием определенных законов и созданием соответствующих учреждений. Интуиция — знание, возникающее как результат познавательного озарения, без осознания путей и условий его получения. Искусство — 1) особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, пред- ставляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важней- ших способов эстетического освоения мира; 2) форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению реального мира, его воспроизведению образно-символи- ческими средствами с опорой на ресурсы творческого воображения субъекта. Искусство представляет собой группу разновидностей человеческой деятельности, включа- ющую живопись, скульптуру, архитектуру, литературу, музыку, театр и др. Произведения искусства всегда соединяют в себе духовный образ и материальную кон- струкцию — звуковую, пластическую, цветовую, словесную и т. д. С одной стороны, матери- альная конструкция дает художественному образу вещественное воплощение (и на этом стро- ится типология видов искусств), с другой — она выступает как система знаков и символов, особый язык, фиксирующий заложенную автором информацию. Ислам (араб., букв, «предание себя (Богу), покорность»), мусульманство (магометанство) — одна из трех мировых религий, число последователей которой превышает 1 млрд человек. Возникновение ислама относят к началу VII в. Главный источник вероучения и руководство практической жизнью каждого мусульманина — Коран. На его основе с VIII в. стал оформляться шариат — свод юридических норм, правил поведения, социально-религиозной жизни и поступков мусульманина. Основной догмат ислама — строго подчеркнутый монотеизм — вера в единого Бога Аллаха и его пророка Мухаммеда. Выделяют пять столпов ислама (аркан ад-дин): символ веры — «нет Бога, кроме единого Аллаха, и Мухаммед — пророк его»; обязанность в течение суток совер- шать пятикратную молитву — намаз; обязанность соблюдать 30-дневный пост — ураза в свя- щенный месяц Рамадан; обязательная уплата ежегодного налога с имущества богатых в пользу нуждающихся мусульман — закят (аз-закат) и добровольные пожертвования на богоугодные нужды (строительство мечетей и др.) — са- дака; обязанность один раз в течение жизни в 12-й месяц мусульманского календаря совершить паломничество (хадж) в Мекку, к священному храму Кааба. В России ислам распространен среди татар и башкир, в республиках Северного Кавказа (кроме Северной Осетии — Алании), среди многочисленной азербайджанской диаспоры, вы- ходцев из государств Средней Азии, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. Истина — подкрепленное практикой, научным экспериментом утверждение, точно (адек- ватно) отражающее действительность; истина — цель и результат познавательной деятельно- сти. Истина демонстрирует как соответствие человеческих мыслей реальности (бытию), так и ограниченность возможностей практической и теоретической деятельности человека и об- щества на данном этапе их развития. Этим объясняется относительный характер истины — ограниченного знания об объекте в каждый данный момент. Абсолютность истины достига- ется в тех случаях, когда она становится точным, исчерпывающим отображением объекта. Ис- тина формулируется в виде суждений, умозаключений и теорий. Исторический процесс (от лат. processus — ход, развитие, изменение) — последователь- ная смена событий, жизнь человечества, протекающая во времени и пространстве, ее развитие (в прошлом и настоящем) и результаты жизнедеятельности людей. Исторический процесс непрерывен, ибо происходит безостановочно и не может быть завершен, поскольку жизнь че- ловечества постоянно продолжается. Участники исторического процесса — индивиды, крупные социальные общности, их орга- низации, выдающиеся личности. Наиболее крупная социальная общность — народ, роль ко- торого в историческом процессе ученые характеризуют по-разному. Многие ученые, маркси- сты в том числе, полагают, что наиболее значительным субъектом исторического процесса яв- ляются народные массы, чья роль ярко проявляется во всех областях человеческой жизни. Но существуют и другие точки зрения: утверждается, что народ консервативен, упорно держится за существующее, за знакомое, часто не разделяет демократического образа мыслей. В совре- менном историческом процессе весьма значительна роль элиты — тех, кто, по выражению Г. Плеханова, видят дальше других, хотят сильнее других, выявляют назревшие общественные нужды и берут на себя почин их удовлетворить: В историческом процессе участвуют и лично- сти, активно действующие в составе определенных общественных групп (движений, классов, партий). Человек — центр мира, истории. Через человека и для человека происходит все соверша- ющееся в истории. История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) — 1) процесс развития природы и человеческого общества; 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всем его многообразии: различные формы человеческой жизнедеятельности, возникновение и крушение государств и империй, заслуги великих лично- стей, образ жизни простых людей. История состоит из всеобщей (всемирной) истории и исто- рии отдельных стран и народов; подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, историю Средних веков, Новую историю, Новейшую историю. В комплекс истори- ческих наук входят археология и этнография. Существуют также исторические дисциплины, изучающие различные стороны культуры, науки и техники. Исторической науке принадлежит ведущая роль в обществоведении; 3) прошлое, сохраняющееся в памяти людей; 4) происше- ствие (событие); 5) рассказ. Источники (или формы) права — это официальные, т. е. исходящие от государства, спо- собы выражения и закрепления правовых норм с целью придания им общеобязательного, юри- дического характера. Существуют три основных источника (или формы) права: правовой обычай, судебный пре- цедент, нормативно-правовой акт. Правовой о быч ай ( или обычное право) — наиболее древний источник права, пред- ставляющий собой правило, которое вошло в привычку и одобрялось народом. С течением вре- мени оно было принято государством и закреплено в виде закона. Первые законы Древнего мира и Средневековья фактически были сводами обычного права (Русская Правда, Саксонская Правда и др.). В ходе истории обычай был постепенно вытеснен другими источниками — юридическими. В настоящее время правовой обычай применяется крайне редко, но не исчез. Например, при рассмотрении дела о разводе супругов суд, решая вопрос о том, кому оставить детей, склоняется в пользу матери. В этом случае видно влияние обычая, когда воспитанием детей в основном занималась мать. Суд ебный прецедент (прецедентное право) — это решение по какому-либо делу, которое стало образцом (прецедентом) для других аналогичных дел. Прецедент применяется в том слу- чае, когда суду необходимо принять решение, а в законодательстве страны нет необходимой для данного случая правовой нормы. Прецедент встречался в Древнем мире и в Средневековье. В настоящее время часто применяется в Англии. У нас в стране он очень редок. Иудаизм (от древнеевр. Иегуда — патриарх, основоположник племени иудеев) — древней- шая монотеистическая религия с культом Бога Яхве, возникшая в конце II — начале I тысяче- летия до н. э. в Палестине. Происхождение и развитие иудаизма прослеживается в Ветхом За- вете. Центральная доктрина иудаизма — вера в единого Бога, который бессмертен, вечен, все- могущ и безграничен. Человеческий разум признается адекватным образу Бога, поэтому чело- веческая душа бессмертна. Божья воля открывается человеку через Священные Писания. Иуда- изм распространен главным образом среди евреев и связан с верой в то, что они являются бо- гоизбранным народом. Основные положения иудаизма собраны в Талмуде и Торе. Религиоз- ные предписания иудаизма охватывают все стороны жизни верующих, образуя государствен- ную религию Израиля. Иудейская церковь — синагога. Иудаизм оказал влияние на формирование христианства и ислама. К Коммуникация (от лат. communicatio — связываю) — наиболее употребительный термин в социологии, обозначающий общение, передачу информации от человека к человеку, специ- фическая форма взаимодействия людей в их трудовой и познавательной деятельности. Не менее распространенным является другое значение этого термина — «путь, сообщение (связь) одного места с другим». Компромисс (от лат. compromissum) — соглашение, достигнутое на основе взаимных усту- пок. Конституционное право — ведущая отрасль права, регулирующая фундаментальные (ос- новополагающие) общественные отношения. Ими охватываются: конституционный строй; формы и способы осуществления государственной власти-, основы правового положения лич- ности', национально-территориальное государственное устройство; система, порядок форми- рования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В Российской Федерации и некоторых других странах для обозначения этой же отрасли используется термин «государственное право». Основными принципами конституционного (государственного) права являются: республи- канская форма правления (республиканизм); народный суверенитет; приоритет и нерушимость прав и свобод человека; разделение властей; федерализм. Главный источник конституционного права в России — |