Вся теория к ЕГЭ. Вся теория к егэ 2022 по обществознанию Собрал для тебя главные понятия егэ и теорию по ним А
Скачать 1.01 Mb.
|
Логика (от греч. logos — мысль, слово, закономерность) — I) философская наука о законах и формах правильного мышления; 2) совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность; 3) закономерности объективного мира (логика со- бытий, логика каких-либо действий). Люмпен (от нем. Lumpen — лохмотья) — общее название деклассированных (не принад- лежащих ни к какому классу) слоев общества. Это морально опустившиеся, материально и духовно нищие люди. Они, как правило, не имеют определенного места жительства и суще- ствуют за счет попрошайничества, воровства, жульничества. На рост количества люмпенов оказывают сильное влияние безработица, утрата привычных социально- культурных связей, социальная незащищенность граждан, деструктивные (разрушающие) процессы в обществен- ной жизни. М Маргиналы (от лат. marginalis — находящийся на краю) — представители социальных групп, занимающих промежуточное положение по отношению к признанным, господствую- щим культурам, образу жизни устойчивых социальных общностей. Массовая культура — см. Культура массовая. Межнациональные конфликты — споры, столкновения, возникающие внутри страны между большими группами людей разных национальностей. Основные причины межнацио- нальных конфликтов — ограничение прав человека по национально-этническим признакам; насилие (принижение, вытеснение, подавление этнических групп, преследование и запрещение религии, искусства, пользования национальным языком, отрицание самобытности этноса и т. п.); территориальные претензии. Межнациональные отношения — часть общественных отношений, охватывающая все сферы общественной жизни. Межнациональные отношения включают в себя взаимоотноше- ния личностей, национальностей в процессе производства материальных благ, функциониро- вания и развития культуры, в образовательном процессе, в деятельности всех ветвей власти. Эти взаимоотношения могут быть непосредственными (контакты людейразных национально- стей в процессе труда, образования, в быту, при проведении досуга, в культурной и семейной жизни) и опосредованными (обмен материальными и культурными ценностями, информацией, отношения между государствами). В конце XX в. в системе межнациональных отношений ярко проявились разделительные и объединительные процессы (дифференциация и интегра- ция). Основой демократических международных отношений являются равенство, взаимная по- мощь, взаимное уважение национального достоинства народов, их интересов, менталитета, традиций. Ментальность, менталитет (от позднелат. mentalis — умственный) — устойчивый способ мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций, социальных слоев), обуславливающий особенности их реагирования на факты и процессы реального мира. Мента- литет включает не только знания, верования людей, но и ценностные ориентации, доминиру- ющие потребности, стереотипы мышления и поведения. Менталитет характеризуется также определенным ценностно и эмоционально окрашенным отношением к собственности, семье, церкви, политике и т. д. Возникновение менталитета связывается с рядом факторов, например геоклиматическим, этноисторическим, социально-экономическим, религиозным, политиче- ским. Менталитет предполагает подсознательное реагирование индивида на объекты реаль- ного мира. Он весьма устойчив, не поддается воздействию со стороны государства и иных со- циальных институтов с целью его коренного изменения. Местное самоуправление — самостоятельная деятельность населения по решению вопро- сов данной территории (местного значения). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Среди полномочий местного самоуправления — управление муниципальной собственностью территории, охрана общественного порядка, организация коммунально-бытовых и социально- культурных услуг и пр. Местное самоуправление осуществляется либо непосредственно путем прямого волеизъяв- ления граждан (референдумы, собрания, сходы), либо через выборные органы. Органом мест- ного самоуправления в городах, селениях, поселках, других населенных пунктах является со- брание представителей (дума, муниципальный кабинет), главой местного самоуправления — глава администрации, староста. Законодательством о местном самоуправлении допускается создание по месту жительства граждан (в микрорайонах, кварта- нах, на улицах) органов территориального общественного самоуправления: советов микрорайонов, уличных, домовых комитетов и пр. Структура и организация деятельности местного самоуправ- исния определяется населе- нием самостоятельно с учетом исторических и иных местных традиций. Мировая экономика — 1) мировое хозяйство; 2) раздел экономической науки, рассмат- ривающий экономические вопросы с точки зрения взаимодействия различных стран. Субъектами мировой экономики выступают национальные хозяйства, транснациональные корпорации, международные интеграционные объединения. Развитию мирового экономиче- ского хозяйства способствуют углубление международного разделения труда, увеличение сте- пени интернационализации хозяйственной жизни, усиление экономической взаимозависимо- сти государств. Экономическая наука изучает проблемы и формы международных экономических отноше- ний: международную торговлю, международное разделение труда и специализацию мирового рынка, международные валютные отношения, движение капиталов между странами, научно- технический обмен, миграцию рабочей силы Мировоззрение — система взглядов на мир, на место человека в нем, на содержание смысла его жизни и деятельности. Мировоззрение — это система идей, создающая определенную картину мира и человека. На ее основе осуществляется оценка человеком себя, своего окружения, своей жизни в окру- жающем мире; выявляется система смыслов и ценностей, вырабатываются идеалы, т. е. все- общие принципы, представления о благе, пользе, истине и др. Мировоззрение предполагает выработку человеком собственной жизненной позиции на ос- новании своего жизненного и духовного опыта. Ее составляющие — личностные убеждения и принципы, являющиеся сущностной характеристикой личности. Мировоззрение определяет самочувствие человека в социуме, его неповторимый образ мышления; самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. В мировоззрении человека достигается относительное единство побуждений и действий, мыслей и чувств, слов и дел, сознательного и бессознательного. Развитие мировоззрения связано с возрастными, профессиональными особенностями личности, т. е. с жизненным опы- том. Выделяются следующие типы мировоззрения: религ иозн ое, миф ол ог ич еско е , ест е ст венно - н аучн ое, ф илос оф ско е , обыде нно - практ ич еск ое ( жит е й- ское) . В повседневной жизни люди, как правило, пользуются отдельными идеями и положениями, связанными с каждым из этих типов и ориентированными на решение конкретных жизненных проблем. Модернизация — 1) существенное обновление, изменение в каких-либо областях (эконо- мике, технике, технологии, культуре и т. д.) применительно к современным требованиям; 2) переход от традиционного общества к индустриальному, сопровождаемый коренными цен- ностными изменениями сознания и культуры. Молодежь — большая социальная группа, объединяющая людей в возрасте от 16 до 30 лет. Возрастные границы этой группы во многом определяются конкретно-историческими условиями, социально-экономической ситуацией, поэтому могут быть подвижны (например, широкое применение детского труда, труда подростков существенно сдвигает нижнюю гра- ницу к более ранним годам). Социально-психологические черты молодежи определяются возрастными особенностями людей, а также тем, что их социально-экономическое, общественно-политическое положение, духовный мир находятся в стадии становления. Монотеизм (от греч. monos — один и theos — Бог) — единобожие — религия, основанная на вере в единого Бога, в противоположность политеизму исключающая существование других богов. К монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство, ислам. Мораль (от лат. moralis — нравственный) — феномен человеческого сознания, один из видов социального регулирования, цель которого — утверждать самоценность личности, ра- венство людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни. Содержание морали составляет система принципов и норм (см. Норма морали), которые способны оказывать духовное воздействие на поведение людей, определяют идеал человечно- сти, гуманности, гуманистическую перспективу развития общества. Сущность морали воплощена в «золотом правиле»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе (другой вариант: не делай дру- гому того, чего себе не желаешь). Требования морали распространяются на всех людей, не допускают никаких исключений. Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни — в труде, в быту, в политике, в личных, в семейных, во внутригрупповых, в международных, в межна- циональных отношениях. Она содержит в себе то общее, изначальное, что составляет основу духовности, культуры (во всех ее проявлениях) и делает возможным само существование че- ловека и общества. Основными понятиями, с помощью которых наука о морали — этика — объясняет наибо- лее важные свойства морали, являются «добро», «долг», «совесть». Понятие «добро» (в проти- воположность понятию «зло») показывает, что мораль нацелена на идеал человечности; поня- тие «долг» отражает императивный (повелительный) характер морали; понятие «совесть» ука- зывает на глубоко внутреннюю, личностную природу морали, моральной оценки и само- оценки. Мораль связана с другими социальными нормами (особенно с правом), но существенно от них отличается. У морали нет каких-либо специальных учреждений (как у права), которые мо- гут утверждать и контролировать моральные нормы. Моральные правила передаются от поко- ления к поколению, проводятся в жизнь и контролируются только силой повседневной при- вычки, общественного мнения, а главное — силой развитых в человеке убеждений, чувством долга, силой его личной совести. Выполнение моральных требований может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Моральный авторитет человека (его влияние, уважение к нему) не связан ни с его должностью, ни с его властью, ни с его обще- ственным положением. Он целиком зависит от его личных моральных качеств. У морали есть свое противоречие. Моральные требования сами по себе очень высоки, слу- жат образцом, идеалом поведения. Человек же — любой человек — далеко не идеален, его жизнь нередко противоречива, в ней много дурного, вредного, нередко даже преступного. Че- ловек способен нарушить любые моральные правила, хотя отлично знает их, понимает, что должен поступать по-доброму, справедливо, гуманно, а поступает зло, несправедливо, пре- ступно. Вот этот разрыв между «знаю, как надо» и «поступаю, как хочу», т. е. между должным и реальным поведением, и есть основное противоречие. И только мораль, ее идеалы помогают человеку сделать правильный моральный выбор, вы- ходить из тупика, побеждать зло в себе и вокруг себя Н Налоговая политика — один из инструментов воздействия государства на экономику, меры, вносимые правительством в порядок налогообложения, направленные на обеспечение стабильного развития экономики, занятости населения, предотвращение инфляции. Основной механизм налоговой политики — регулирование налогообложения. Если эконо- мика страдает от высокой инфляции, государство увеличивает налоги, снижая тем самым эко- номическую активность фирм и населения. В ситуации спада производства и потребления гос- ударство уменьшает налоги, способствуя тем самым оживлению экономики. Наука — 1) специфическая форма человеческой деятельности, обеспечивающая получение нового знания о природе, обществе и мышлении, вырабатывающая способы и средства разви- тия познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение полученного знания; 2) процесс построения системного образа реальности; 3) система теоре- тических знаний о природе, обществе и мышлении, характеризующаяся стремлением к объек- тивному объяснению сущности явлений и процессов. Наука как система включает ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опы- том; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научного исследования, понятийный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму имею- щихся знаний, выступающих в качестве предпосылки, средства или результата научного про- изводства. Современное научное знание представлено совокупностью точных, естественных, гуманитарных и социальных дисциплин. Научное знание отличает объективность, систем- ность, логичность, использование специального языка, теоретичность. Наука как самоорганизующаяся система наиболее активно развивается в периоды научных революций. Наука является частью мировой и национальной культуры. В пространстве культуры она наиболее тесно взаимодействует с техникой, философией, религией. Современная наука активно взаимодействует с социально-политическими институтами, благодаря чему происходит формирование мирового научного сообщества. Наука об обществе — система дисциплин, исследующих различные стороны обществен- ной жизни. Эта система обеспечи- iiiioT в своей целостности научное понимание возникнове- ния, функционирования и развития общества. Общественные науки, являющиеся составной ча- стью духовной культуры, развивались на основе дифференциации (разделения) социальных знаний, обусловленной потребностями изменяющегося общества. К числу общественных наук относятся, в частности, история, экономика, правоведение, этика, эстетика, полито- логия, психология, социология, демография, этнография, культурология, ре- нигиоведение, антропология. Эти науки (нередко их называют социально-гуманитарными) имеют общей целью увеличе- ние и систематизацию знаний о человеке и обществе (т. е. о человечестве в его временном и пространственном единстве). Общественные науки имеют большое значение в исследовании прошлого и современного развития общества и его перспектив, в выработке гуманистических ценностных ориентиров человека и гражданина. Научное познание — высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий создание теоретических знаний в обществе. Научное познание существенно отличается от обыденного. Результаты научного познания — знания, представленные в общепринятых формах науч- ной деятельности (понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория, анализ конкурирую- щих теорий или гипотез, система теорий и др.). Научное познание отличает стремление к объективности, т. е. к изучению мира таким, ка- кой он есть, вне человека и независимо от него, что достигается применением специальных приемов (техник и методологий), требующих особой подготовки, навыков и сочетания личных качеств (наблюдательность, последовательность, терпеливость, добросовестность, критич- ность, пытливость, страсть к приобретению новых знаний и др.) (см. Наука). Научно-техническая революция (НТР) — это резкий скачок в развитии производитель- ных сил общества (станков, машин, сырья, источников энергии, рабочей силы). Он вызван ко- ренными изменениями в системе научных знаний, превращением науки в середине XX в. в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным источни- ком новых идей, определяющих пути развития производства товаров и услуг). В НТР выделяют два э т апа. 1-й этап (1950—1970-е гг.) связан с автоматизацией произ- водственных процессов, 2-й этап (с конца 1970-х гг. по настоящее время) связан с развитием микроэлектроники, широким исполь- зованием компьютеров, прогрессивных технологий, включая биологические. Основны е напр авле ния Н ТР: автоматизация и компьютеризация производства; внедрение современных информационных технологий; разработка биотехнологий и новых конструкционных материалов; освоение новых источников энергии и изменения в средствах коммуникации и связи. НТР радикально меняет положение человека в процессе производства: он выводится за пре- делы непосредственного процесса создания готового продукта, выступает по отношению к нему в роли контролера, наладчика, регулировщика. Изменяется характер труда в направлении его усложнения; повышаются требования к квалификации и образованию работника. В то же время обостряются проблемы занятости населения. С НТР связаны и экологические проблемы (см. Глобальные проблемы). Национальная политика — одна из сфер политики, совокупность мер всех ветвей власти, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на разрешение про- тиворечий в сфере национальных отношений. Национальная политика различается по целям, направленности с учетом приоритетов политики государства. Цели, направленность антигу- манной тоталитарной политики — отстаивание так называемой этнической «чистоты», разжи- гание расовой ненависти, насилие в интересах господства своего государства. Эти цели реали- зуются законами, организацией и поощрением соответствующего группового поведения. Фа- шизм — наиболее человеконенавистническое выражение этой антидемократической политики. Цели и содержание демократической национальной политики — законодательное закреп- ление уважительного отношения к людям всех национальностей, |