Главная страница

Вся теория к ЕГЭ. Вся теория к егэ 2022 по обществознанию Собрал для тебя главные понятия егэ и теорию по ним А


Скачать 1.01 Mb.
НазваниеВся теория к егэ 2022 по обществознанию Собрал для тебя главные понятия егэ и теорию по ним А
Дата25.11.2022
Размер1.01 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаВся теория к ЕГЭ.pdf
ТипДокументы
#811731
страница6 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9
этносов, к их самосознанию, самобытности, создание наиболее благоприятных условий для свободного развития всех наро- дов, согласование национальных интересов, предупреждение и гуманное разрешение межна-
циональных конфликтов. Государство, демократические партии способствуют тому, чтобы эти цели разделялись населением страны. Национальная политика целостного многонацио- нального Российского государства основывается на Конституции РФ, общечеловеческих нормах международного права.
Основные принципы государственной национальной политики в РФ таковы: равенство прав
и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отно- шения к религии, принадлежности к социальным группам и обществен- 11мм объединениям; запре- щение любых форм ограничения прав гражданина по признакам социальной, расовой, нацио- нальной, я пиковой или религиозной принадлежности; сохранение исторической целост- ности
РФ, равноправие всех субъектов РФ, гаран- ш)| прав коренных малочисленных народов; право каждого гражданина определять и указывать свою национальность; содействие разви- тию национальных культур и языков народов РФ; своевременное и мирное разрешение проти- воре- чий и конфликтов; запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности гос- удар- ства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти
либо вражды; защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами, поддержка соотечествен- ников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развит ии родного языка, куль-
туры и национальных традиций, в укреплении их связей с родиной в соответствии с нормами международного права.
Нация (от лат. natio — народ, племя) — одно из наиболее сложных обществоведческих понятий, обозначающее исторически сложившуюся устойчивую общность людей, образую- щуюся в процессе формирования единой экономической жизни, территории.
Это понятие имеет два значения: 1) нация как этнокультурная (этносоциальная) общность с единым языком, культурой и исторической памятью; 2) нация как политическая общность, граждане одного государства.
Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности. Основное внимание уделяется признакам, отличающим нацию от исторически пред- шествовавшей ей народности. К ним относятся: унификация (ликвидация различий) языка, раз- витие национальной культуры и искусства:, формирование социальной структуры обще-
ства, соответствующей эпохе научно-промышленного развития.
Необходимость — философская категория (понятие), выражающая объективные связи ре- ального мира с точки зрения их внутренних особенностей (структуры, определенных законо- мерностей).
Необходимость — это то, что обязательно должно произойти в данных условиях, т. е. то, что неизбежно. Необходимости в философии противостоит случайность (эти понятия употребля- ются, как правило, в паре). Случайност ь — это то, что может быть и не быть, может про- изойти так или иначе под воздействием непредвиденных обстоятельств
Ноосфера (от греч. noos — разум и sphaira — шар) — новое эволюционное состояние био- сферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее раз- вития; качественно новая форма организованности, возникающая при взаимодействии при-
роды и общества.
Норма морали (см. Мораль) — правило поведения, строго и конкретно предписывающее
человеку, какие поступки он должен (или не должен) совершать.
Понятие «моральные нормы» нередко употребляют в широком смысле, имея в виду как соб- ственно нормы (конкретные правила), так и принципы морали. Следует уточнить, что принци
пы морали (гуманность, справедливость, взаимность, милосердие, великодушие, тер- пимость и др.) — это исходные положения, на основе которых строится вся мораль, все мо- ральное по- ведение человека. Они раскрывают содержание морали в обобщенном виде, дают человеку ос- новные направления его поступков и служат опорной базой для частных, конкрет- ных правил поведения.
Нормы мора ли ( или запов еди морали) — это и есть частные правила, которые абсолютно определенно, в императивной (повелительной, категорической) форме предписы- вают человеку общеобязательный порядок поведения: «уважай старших», «не убивай», «не лги», «не воруй», «не завидуй», «не клевещи», «относись к другому по-братски» и т. д.
Вместе с тем при всей своей конкретности и строгости нормы морали лишь образец долж- ного поведения, идеальное руководство моральной деятельностью. Реальное осуществление моральных норм требует от человека больших личных усилий, особой душевной энергии, сво- бодного творчества и, конечно, мужества. Только собственные сознательные действия позво- ляют человеку без всякого принуждения, самостоятельно и свободно применить всеобщее пра- вило к какой-либо своей личной жизненной ситуации. Такое умение вырабатывается путем воспитания и беспрерывного самовоспитания.
Норма права — это общеобязательное правило, установленное государством и обеспечен- ное его принудительной силой.
Нормы права регулируют взаимоотношения как отдельных лиц, так и организаций.

Нормы права наделяют субъектов права юридическими (закрепленными в законе) правами и обязанностями. Регулирующая роль нормы состоит в том, что субъект права действует в со- ответствии с ее (нормы) предписаниями или требует от других лиц соответствующего поведе- ния. Нарушение ее требований вызывает необходимость государственного принуждения (т. е. необходимость заставить правонарушителя исполнять требование нормы) путем применения силы правоохранительных органов.
Норма права — это изначальная, «элементарная частица», «первокирпичик» системы права данной страны. Нормы права различают в зависимости от отраслей права: нормы кон-
ст ит уционног о пра ва, нормы г ра ж данск ог о права, норм ы уг оло вног о
права и т . д.
Нормативно-правовой акт — главный источник (или форма) права в правовой систе-
ме', официальный документ, который создается компетентными (обладающими соответству- ющим правом) государственными органами и содержит общеобязательные правовые нормы.
Различают два основных типа нормативных актов: 1) конституция и иные законы (конститу- ционные и обыкновенные); 2) подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и др.). Нормативно-правовые акты обладают различной юридической силой. Юридическая сила правовых актов определяется тем, какой из компетентных государственных органов их издает.
О
Образ жизни — изменяющаяся совокупность условий и типичных видов жизнедеятельно- сти и поведения людей (индивида, социальной группы, общества в целом), свойственная ис- торически конкретным социальным отношениям (например, образ жизни современного рос- сийского общества). Термин «образ жизни» характеризует деятельность и положение людей во всех сферах общественной жизни: в труде, в быту, в политической и культурной жизни, а также межнациональные отношения, материальное благосостояние, социальное обеспече- ние, здравоохранение, образование.
Образование — профессионально организованный процесс приобщения личности к цен- ностям и нормам культуры данного общества.
Элементами системы образования являются: сеть образовательных учреждений (государ- ственных и негосударственных), специфические социальные общности (например, педагоги, учащиеся), учебный процесс как особый вид деятельности, совокупность средств и техноло- гий
Образование как социальный институт выполняет функции выявления и развития интел- лектуального, нравственного и физического потенциала личности (гуманистическая функ- ция); подготовки квалифицированных специалистов (профессионально- экономическая функ- ция); гражданского обучения и воспитания (социально-политическая); подготовки личности к жизни и взаимодействию в обществе (адаптационная функция).
Образование традиционно подразделяется на общее (начальное, основное, среднее), про- фессиональное (начальное, среднее, высшее специальное, послевузовское повышение квали- фикации) и дополнительное. Причем на более низких ступенях обучения решаются преимуще- ственно задачи общего образования — просвещение, а на более высоких — профессиональ- ного: введение обучаемого в действующую систему разделения труда, усвоение им специаль- ных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере.
В связи с переходом современного человечества в постиндустриальную фазу развития воз- растает роль образования, причем актуальным становится непрерывное образование, т.е. в раз- личных формах продолжающееся всю жизнь человека.

Общение — взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми. Более точно общение можно определить как установление и развитие контактов между людьми.
Общение включает, как минимум, три различных процесса:
• обмен информацией, ее уточнение, обогащение;
• обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия;
• восприятие и понимание партнера, его психологических особенностей и особенностей по-
ведения.
Иными словами, можно сказать, что общение включает обмен информацией, идеями, оцен- ками, чувствами и конкретными действиями. В процессе такого обмена субъективный мир од- ного человека раскрывается для другого. Общение предполагает установление взаимопонима- ния между его участниками. Участвующие в общении люди оказывают взаимное влияние на намерения, мысли, чувства друг друга, линию поведения.
Различают познават ель но е , де лово е и инт имно - лично ст ное общение. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллек- тивная игра и т. п.).
Общение играет важную роль в личных и деловых отношениях людей. В общении человек самовыражается, т. е. обнаруживает свои индивидуальные особенности. Можно увидеть про- явле- имя его общей культуры, характера. Не случайно все чаще говорят о необходимости обучения искусству общения.
Специалисты в этой области разработали специальные приемы и средства развития способ- ностей и навыков общения, а в ряде случаев его корректировки.
Общественное сознание — процесс осознанного восприятия окружающего мира социаль-
ными общностями, состояние массового сознания, выражающее отношение социальных
групп и организаций к окружающему миру, к устойчивым, постоянно повторяющимся явле- ниям, событиям и тенденциям общественной жизни.
Общественный прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — развитие общества,
характеризующееся его совершенствованием в ходе исторического развития, его движением от низших форм общежития к более высоким, от менее совершенного к более совершенному. Об- щественный прогресс является обобщающим, комплексным показателем главного направ- ле- ния развития экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества.
Противоречивость общественного прогресса проявляется в том, что происходящие в обществе изменения могут носить разнонаправленный характер: прогресс в одной области может сопро- вождаться регрессом в другой.
Общество — исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения', часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная.
Наука рассматривает общество как целостную, относительно устойчивую и вместе с тем динамичную систему социальных связей, отношений между большими и малыми группами.
Эта система состоит из отдельных взаимосвязанных част ей — подсистем. Важнейшими под- системами являются сферы жизни общества.
В более узком смысле различают:
— исторический этап развития общества (например, первобытно-общинное общество, ин- дустриальное общество);
— совокупность людей, объединенных местом пребывания в стране, в регионе (например, английское общество, татарское общество); круг людей, объединенных общностью происхождения, положения (например, дворянское общество); — круг людей, имеющих общие интересы, в том числе профессиональные (напри- мер, спортивное общество, общество врачей-хирургов).
Объективная истина — достоверное знание, содержание которого не зависит от субъекта
(ни от человека, ни от человечества).

Обыденное (повседневное) познание — одна из ступеней познавательной деятельности,
в основе которой лежат здравый смысл и опыт обыденной жизни как источники получения истинного знания.
Относительная истина — показатель определенного уровня достоверности и полноты зна-
ния в конкретных условиях. Знание всегда имеет относительный характер, так как мир об- ла- дает бесконечной сложностью и находится в непрерывном развитии. Относительность ис- тины обусловлена уровнем развития научного познания и практики и является составной ча- стью процесса движения к постижению абсолютной истины.
Отношения — особые связи человека с окружающим миром; в более широком смысле — взаиморасположение различных объектов и взаимозависимость их свойств.
Отношения бесконечно разнообразны. Можно назвать прост ранст венные и вр е-
менны е отношения, причин но- сл ед ст в енные отношения, отношения част и и це-
лог о , ф ормы и со дер жания и др.
Особый тип отношений составляют общественные отношения — взаимосвязи между груп- пами людей, занимающих разное положение в обществе, различающихся образом жизни. Ко- гда говорят о социальных общностях, то различают классовые, групповые, национальные,
семейные отношения. Когда говорят о той или другой деятельности, то различают производ- ственные, учебные отношения и т. п. Взаимосвязи между людьми в группах характеризуют
межличностные отношения.
Отношения межличностные — взаимосвязи между отдельными людьми. Они возникают и складываются на основе тех или иных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
Среди межличностных отношений выделяют делов ые, или официальные, и личные (зна- комства, приятельские отношения, товарищеские отношения, дружеские отношения).
Отношения общественные — многообразные связи, возникающие между социальными
группами, а также внутри их в процессе практической и духовной деятельности людей.
Общественные отношения условно разделяют на отношения материальные и духовные.
М ат ериаль ные отношения (производственные, экологические и др.) возникают непо- средственно в ходе практической деятельности человека независимо от его сознания. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и раз- пития.
Ду хо вные отношения (идеологические, политические, правовые, нравственные, художе- ственные, философские, религиозные и др.) складываются в результате взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовных ценностей. Они являются условием куль- турного развития общества.
Материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи и обеспе- чивают развитие общества.
Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения.
Отрасль права — составная часть системы права, ее самое крупное подразделение, пред- ставляющее собой совокупность норм, регулирующих определенную сферу однородных об-
щественных отношений. Так, например, сферу отношений, связанных с государственным устройством и правовым положением человека, регулирует конституционное право; сферу трудовых отношений — трудовое право; сферу семейных отношений — семейное право и т. д.
В нашей стране система права включает около 30 отраслей. Все они по характеру действия могут быть классифицированы на:
1)
от расли мат ериаль ног о права (конституционное, гражданское, административное, семейное, трудовое и др.);
2)
от расли проц ес суаль ног о пр ава, содержащие правила применения норм матери- ального права (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-про- цессуальное и др.).

Отчуждение — категория, описывающая парадоксальность человеческого существования, жизненные ситуации и состояния, в которых человек становится чужд своей деятельности, ее условиям, средствам и результатам.
В истории философии и обществоведения наблюдалась смена различных социальных концеп- ций отчуждения. Наиболее широкую известность приобрела концепция отчуждения, принад- лежа щая К. Марксу. Он рассматривал отчуждение как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других людей. Иными словами, К. Маркс трактовал отчуж- дение как отношение собственности.
На последующих этапах общественного развития остроту приобретали другие аспекты от- чуждения, например утрата человеком духовности в условиях «машинизированного мира», экологические и другие проблемы.
Охлократия (греч. ochlos — толпа, чернь и kratos — власть) — власть толпы, которая ру- ководствуется низменными страстями, творит насилие и беззаконие.
П
Педагогика (от греч. paidagogike teachne — «детоводческое» мастерство) — отрасль
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта