Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Методы и приемы формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

  • эмоциональная сфера дошкольника. диплом. Введение Актуальность исследования


    Скачать 273.73 Kb.
    НазваниеВведение Актуальность исследования
    Анкорэмоциональная сфера дошкольника
    Дата19.04.2021
    Размер273.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладиплом.docx
    ТипРеферат
    #196405
    страница2 из 3
    1   2   3
    Глава II. Процесс формирования эмоциональной сферы старших дошкольников.

    2.1. Уровни сформированности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

    Исследование по формированию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе государственного дошкольного учреждения МДОУ №82 г. Волжский.

    В исследовании участвовали 20 детей 5 лет. Период проведения длился с ноября 2013 года по апрель 2014 года

    Исследование было проведено в три этапа.

    I этап: Констатирующий этап.

    Цель этапа: выявить исходный уровень сформированности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста для определения методов и приемов, при помощи которых возможно будет формировать, и развивать исследовательскую деятельность.

    II этап: Формирующий этап.

    Цель этапа: на основе выделенных условий к организации процесса исследования, а также результатов констатирующего эксперимента спроектировать и провести работу, направленную на формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников.

    III этап: Контрольный этап.

    Цель этапа: определить уровень сформированности эмоциональной сферы старших дошкольников после проведения формирующего этапа.

    Констатирующий этап.

    Цель: выявить исходный уровень сформированности эмоциональной сферы у детей для определения методов и приемов, при помощи которых возможно будет формировать эмоциональную сферу.

    Задачи констатирующего этапа:

    1. Провести диагностику уровня сформированности эмоциональной сферы.

    2. Обобщить полученные результаты.

    3. Установить типичные затруднения, которые испытывают дети.

    Как отмечают многие исследователи, критерии и средства, используемые в исследовании, должны соответствовать следующим основным требованиям:

    ˗ быть объективными, т. е. давать возможность определить исследуемый признак однозначно;

    ˗ валидными, т. е. должны измерять то, на что они направлены;

    ˗ обосновывать достоверность результатов, т. е. при повторном исследовании должны дать те же результаты.

    При использовании критериев и средств в исследовательской работе должна быть точная инструкция об их применении для исследователей и испытуемых; результаты, полученные на основе используемых критериев и средств, должны быть сравнимы и легко применимы при статистической обработке.

    В процессе исследования использовались диагностические методики, предложенные Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькина: «Определи настроение лица», «Подбери картинку к своему настроению», «В лесу» [61].

    Все методики проводились с целью изучения особенностей формирования эмоциональной сферы дошкольников: выявление уровня сформированности средств эмоциональной выразительности и способностей определять свои и чужие эмоциональные состояния.

    При определении показателей сформированности эмоциональной сферы мы опирались на работы Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькина [61]

    Проведение экспериментальной работы строилось с использованием следующих критериев и показателей.

    1.Критериями являлись:

    ˗ дифференциация эмоциональных состояний;

    ˗ широта диапазона экспрессивных проявлений.

    2.Показателями развития представлений об эмоциях являлись:

    ˗ внешние эмоционально-экспрессивные проявления детей: мимические, пантомимические, жестикуляционные, речевые;

    ˗ понимание детьми эмоциональных состояний людей;

    ˗ восприятие детьми графического изображения эмоций;

    ˗ идентификация собственного настроения с изображением.

    Методика № 1 "Определи настроение лица", авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина [61] .(Приложение 2)

    Цель: изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.

    Оборудование: карточки с графическим изображением радости, грусти, страха, злости, удивления.

    Ход обследования. Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Мы предлагали ребенку карточки с графическим изображением радости, грусти, страха, злости, удивления. Он предъявлял их по одной, задавая вопросы: "Какое это лицо?", "Почему ты так считаешь?".

    Правильно выполненное ребенком задание мы обозначали знаком "+". Результаты представлены в таблице 1.

    Обработка данных: подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.

    Результаты этой методики представлен в таблице 2 (Приложение 3), анализ результатов – на рисунке 1.

    В результате проведенной методики выяснилось, что дети практически не умеют распознавать эмоциональные состояния по графическим изображениям. Безошибочно лишь определили эмоциональное состояние радости и смогли мотивировать свой выбор 12 детей из 20, что составляет 60%. Хуже состояние грусти. Смогли лишь определить данное эмоциональное состояние по графическому изображению и аргументировать свой выбор 8 детей из 20, что составляет 40%.


    Рис.1 Уровни понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке у детей старшего дошкольного возраста. Методика «Определи настроение лица», авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина на констатирующем этапе.

    Остальные дети либо пытались выполнить задание, но у них не получалось, либо отказывались выполнить задание. Трое детей отказались определить настроение лица, ответив: "Я не умею". 9 детей пытались выполнить задание, но при его выполнении допускали ошибки. Некоторые из них отвечали так: "У него серьезное лицо, потому что он серьезный".

    Эмоцию страха определили и смогли аргументировать свой выбор лишь 4 ребенка из 20, что составляет 20%. Они отвечали: "Это испуганное лицо, потому что у него большие глаза, брови опущены и сильно открыт рот". 10 детей пытались определить настроение лица, однако допускали много ошибок.

    Эмоцию злости определили и смогли обосновать свой ответ 5 детей из 20, что составляет 25%. 12 детей пытались распознать данное эмоциональное состояние, однако допускали при этом ошибки. Были дети, которые определяли настроение лица, но не могли обосновать свой ответ ("У него сердитое лицо").

    Когда мы спрашивали у этих детей: "Почему ты так считаешь?", они не могли назвать признаков данного настроения. 3 детей отказались выполнять это задание, ответив: "Я не могу".

    Исходя из данных диаграммы (рис. 1), можно сказать, что:

    ˗ 15% испытуемых имеют высокий уровень понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке. Эти дети безошибочно выполнили задание, ответили на поставленные вопросы;

    ˗ со средним уровнем понимания эмоциональных состояний людей было определено 25 %. Это те дети, которые путались при определении эмоций;

    ˗ с низким уровнем 60 % понимания эмоциональных состояний людей. Эти дети неверно определяли эмоциональные состояния людей, изображенных на картинке. Пытались назвать эмоции «наугад»

    Методика № 2: "Подбери картинку к своему настроению", авторы Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина [61] (Приложение 4)

    Цель: изучение понимания детьми своего эмоционального состояния и умения идентифицировать его с изображением.

    Оборудование: карточки с изображением животных разного настроения.

    Ход обследования. Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Мы предлагали посмотреть на картинку и подобрать ту, которая подходит к его настроению. Просил ребенка объяснить, почему он выбрал эту картинку.

    Правильно выполненное ребенком задание мы обозначал знаком "+". Результаты представлены в таблице 3.(Приложение 5)

    В результате проведенной методики выяснилось, что дети практически не могут отождествлять свое эмоциональное состояние с настроением, зафиксированным на картинке. А если и могут идентифицировать свое состояние с изображением, то испытывают трудности в объяснении, почему именно эту картинку выбрал.



    Рис.2 Уровни определения своего настроения. Методика «Подбери картинку к своему настроению», авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина на констатирующем этапе.

    Успешно справились с заданием, смогли идентифицировать свое состояние с изображением и объяснить свой выбор лишь двое (Оля и Полина) из 20 детей, что составляет 10%. Они ответили: "Я выбрала эту картинку, потому что на ней нарисован радостный котенок, он улыбается. И я тоже радуюсь".

    Исходя из данных диаграммы (рис.2), можно сказать, что:

    ˗ 10% испытуемых имеют высокий уровень определения своего настроения и идентифицирования своего состояния с изображением. Эти дети безошибочно выполнили задание, ответили на поставленные вопросы;

    ˗ со средним уровнем понимания своего эмоционального состояний было определено 40 % детей. Это те дети, которые путались при определении своего настроения;

    ˗ с низким уровнем 50 % понимания и идентифицирования своего настроения с изображение. Эти дети неверно определяли свои эмоциональные состояния, и не могли сравнить с изображением. Следовательно, большинство детей не умеют идентифицировать, отождествлять свое эмоциональное состояние с изображением.

    Методика №3. "В лесу", авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина [61]. (Приложение 6)

    Цель: изучение особенностей использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.

    Ход обследования: обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Ребенка вводили в игровую ситуацию: мы рассказывали ребенку рассказ о том, как зайчик гулял по лесу и встретил волка. По ходу рассказа ребенку предлагалось изобразить испуганного, удивленного, радостного, грустного зайчика и злого волка.

    Мы фиксировали мимические, пантомимические, речевые проявления детей. Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначали "+". Результаты представлены в таблице 4.(Приложение 7)


    Рис.3 Уровни изображения эмоциональных состояний. Методика «В лесу», авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина на констатирующем этапе.

    По результатам, указанным в таблице 4 (Приложение 7), следует отметить, что дети старшего дошкольного возраста далеко не все могут использовать мимические, пантомимические выразительные средства для передачи эмоциональных состояний. Лучше всего справились с заданием при изображении эмоции радости (14 из 20 детей), что составляет 70%. При изображении радостного зайчика смеялись, улыбались, прыгали (это более эмоциональные дети). Другие просто улыбались. Эмоцию грусти смогли изобразить 8 из 20 детей, что составляет 40%. Другие дети пытались показать, но у них получалось невыразительно. Выразительный показ страха с помощью мимики и пантомимики смогли показать 6 детей из 20, что составляет 30%. 10 детей пытались изобразить, однако прослеживалась неадекватность эмоциональных проявлений: одни дети закрывали лицо руками, другие дети съеживались и делали печальное лицо. 4 ребенка отказались изображать эмоцию испуга, ответив: "Я не могу". Эмоцию злости могли продемонстрировать всего 5 детей (Рома К., Дима Ч., Катя З., Даша М., Настя Ш.) из 20, что составляет 25%. При выражении этой эмоции они нахмуривали брови, смотрели исподлобья, поднимали вверх руки или ставили их на пояс. Некоторые дети при выражении данной эмоции просто рычали или скалили зубы. Остальные отказались изображать данное эмоциональное состояние, ответив: "Я не хочу", "Я не могу".

    Исходя из данных диаграммы (рис. 3), можно сказать, что:

    ˗ 5% испытуемых имеют высокий уровень демонстрации заданных эмоций. Эти дети безошибочно выполнили задание, ответили на поставленные вопросы;

    ˗ со средним уровнем было определено 45 % детей. Это те дети, которые путались при демонстрации заданных эмоций;

    ˗ с низким уровнем 50 % детей. Эти дети неверно показывали заданные эмоции. Следовательно, большинство детей не умеют демонстрировать заданные эмоции.

    По результатам обследования видно, что большинство детей испытывают сложности в передаче таких эмоциональных состояний как злость, страх.

    По данным трёх методик построим диаграмму (рис.4).



    Рис.4 Уровни сформированности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе

    Наше исследование позволило выделить нам следующие уровни сформированности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста: (Приложение 8)

    Высокий уровень (5 %): дети ярко проявляют эмоции, прослеживается адекватность и выразительность в использовании мимики, жестов, пантомимики и речи. Эти дети хорошо узнают эмоциональные состояния на картинках, графических изображениях, умеют идентифицировать свое эмоциональное состояние с изображением. Эмоциональная экспрессия, кроме сбалансированности всех ее компонентов, отличалась разнообразным и самобытным рисунком индивидуальных моторных проявлений

    Средний уровень (50 %): характеризуется частичной сформированностью представлений об эмоциях. Они не могут выразительно проявлять внешнюю экспрессию (мимику, жесты, телодвижения). Дети понимают эмоциональное состояние другого человека на картинке, но плохо воспринимают настроение по графическим изображениям. Идентифицируют свое эмоциональное состояние с изображением, но не могут объяснить свой выбор. Они не проявляли особого интереса к предлагаемым им заданиям. Составляющим эмоциональной экспрессии эпизодически присуща стереотипность

    Низкий уровень (45 %): дети, у которых отсутствует адекватность и выразительность эмоциональной экспрессии. Они не могут определить эмоциональные состояния по картинкам, по графическим изображениям; не умеют идентифицировать свое эмоциональное состояние с изображением. Это дети, которые не могут выразительно использовать мимику и пантомимику при демонстрации эмоций. Проявляют индифферентность к предлагаемым им заданиям. Репертуар эмоциональной экспрессии у них чрезвычайно ограничен.

    Проанализировав данные трёх методик (Приложение 8) можно сказать, что 5 % детей уровень сформированности эмоциональной сферы высокий, 50 % имеют средний уровень, с низким уровнем сформированности эмоциональной сферы 45 % испытуемых.

    К испытуемым с высоким уровнем сформированности эмоциональной сферы относятся Рома К., эти дошкольники не имеют явных отрицательных показателей в формировании эмоциональной сферы, они легко определили настроение лица по картинке, подобрали картинку к своему настроению.

    Испытуемые Катя З., Соня Т., Петя Д., Вера А., Серёжа Д., Таня Д., Яна С., Даша М. имеют средний уровень сформированности. У них слабо развита эмоциональная сфера, поэтому они затруднялись с ответами на поставленные вопросы.

    У Саши Л., Лёши Р., Наташи С., Максима Ж., Вовы Н., Нади Г., Насти Ш. был выявлен низкий уровень сформированности эмоциональной сферы. Эти дети имеют явно выраженные отрицательные показатели в формировании эмоциональной сферы. Они не умеют определять настроение лиц по картинкам, а так же не смогли подобрать картинку к своему настроению.

    Таким образом, подводя анализ полученных результатов исследования, можно заключить следующее: многие дети обладают достаточным для их возраста уровнем сформированности эмоциональной сферы.

    2.2. Методы и приемы формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

    На втором, формирующем этапе, используя методические рекомендации по проведению развивающих занятий Минаева В.М. [48, 48 с.], нами был разработан и проведён комплекс занятий по теме "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь" для детей старшего дошкольного возраста (Приложение 9)

    В процессе занятий были использованы следующие методы и приёмы: групповая работа, ролевые игры, рисуночные методы, ритуалы, элементы сказкотерапии, групповое обсуждение, когнитивные методы, элементы телесно-ориентированной терапии, разминки.

    Комплекс занятий составлен с учетом ведущего типа деятельности старших дошкольников-игры. В качестве формирующего материала на занятиях был использован широкий аспект разнообразных игр: дидактических, сюжетно-ролевых, чтение художественной литературы, составление детьми рассказов по картинке. Также беседы-рассуждения целевого назначения по прочитанным произведениям.

    У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

    В дошкольном возрасте развитие общения с взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальнейшему формированию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно формируются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

    Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют. Симпатия у дошкольника становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться.

    В 5 лет у ребят преобладает дружба поочередно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Широко распространена дружба сразу с несколькими детьми и непродолжительная индивидуальная дружба со многими по очереди.

    Итак, мы выделили следующие особенности формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста:

    ˗ ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

    ˗ изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;

    ˗ чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;

    ˗ формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

    Базой для проведения комплекса занятий являлось МДОУ № 82 г. Волжский, в исследовании участвовало 20 детей старшей группы в возрасте 5 лет (Приложение 1)

    Цель комплекса занятий: расширить представления детей об эмоциональных проявлениях, развить умение выражать эмоциональные состояния вербальными и невербальными способами; обогатить опыт эмоциональной сферы.

    Комплекс занятий состоял из 2 частей:

    1.Организация специальных занятий по ознакомлению детей с основными эмоциями, обогащение их представлений об эмоциях с использованием когнитивных схем, игр и игровых упражнений.

    2.Развитие эмоциональной экспрессии, выразительности внешнего, моторного оформления эмоций.

    Раскроем первую часть работы - организация специальных занятий по ознакомлению детей с основными эмоциями.

    Основными задачами занятий являются:

    ˗ познакомить детей с основными эмоциональными состояниями (радости, грусти, злости, страха, удивления) и их внешними проявлениями, причинами их возникновения;

    ˗ научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей;

    ˗ дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово);

    ˗ способствовать развитию умения правильно и выразительно выражать свои эмоции посредством мимики, жестов, интонации, пантомимики;

    ˗ научить идентифицировать собственное настроение с графическим изображением.

    Первая часть работы включала в себя проведение 24 комплексных занятий, 2 раза в неделю по 25 - 30 минут. В эти занятия преднамеренно закладывался материал, провоцирующий дошкольников к передаче собственных эмоций в ходе совершаемых действий, а также позволяющий детям узнать причины возникновения того или иного настроения и познакомить с «цветом» эмоций. Учитывая возрастные особенности детей пятого года жизни, эмоционально-игровой контекст в этих занятиях носил конкретный, подсказывающий и направляющий характер.

    На занятиях использовались символические изображения (пиктограммами) различных настроений с целью определения эмоциональной сферы персонажей по внешним признакам. Важное место уделялось расширению представлений об эмоциях посредством их сравнивания, на развитие умения различать эмоциональные состояния по графическим изображениям и идентифицировать настроение персонажей, описанных в произведениях художественной литературы с символическим изображением. Предлагаемые детям задания в альбомах (например: изобрази радостное и грустное настроение), позволяли у них формировать умения дифференцировать эмоциональную сферу.

    При организации практической работы во второй части работы учитывались естественные колебания в динамике эмоциональной сферы детей. Поэтому вначале недели проводили игры, способствующие раскрепощению детей. В середине недели, период высокой работоспособности, активной включаемости детей в установленный ритм жизни ДОУ, организации игры, требующие внимания, волевых усилий, - это эмоционально-экспрессивные игры, направленные в основном на мимическую и жестикуляционную выразительность, количество этих игр было самое большое. К концу недели вводили игры, позволяющие поддерживать эмоциональную активность детей, вызывать повышенный интерес к ним.

    Этим требованиям отвечали игры, в контекст которых входили действия, провоцирующие ребенка к проявлению всех составляющих эмоциональной сферы: мимике, жестам, пантомимике, ролевой выразительности.

    В эти игры преднамеренно закладывается материал, побуждающий дошкольников к передаче собственных эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий. Учитывая возрастные особенности детей шестого года жизни, эмоционально-игровой контекст в этих играх носил конкретный, подсказывающий и направляющий характер. (Приложение 9)

    Весь используемый на формирующем этапе опытно-педагогический материал логично вписывался в содержание педагогической работы, во время, отведенное для проведения режимных процессов, образовательных мероприятий.

    После проведения формирующего этапа проанализировали его эффективность. Для этого сравнили данные констатирующего этапа с контрольным этапом.

    Цель этапа: определить уровень сформированности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа.

    На контрольном этапе были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе, но с другим стимульным материалом. Целью этой работы являлось выявление того, насколько повысился уровень сформированности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

    Методика №1 "Определи настроение лица", авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

    Правильное и безошибочное выполненное задание мы обозначали "+".

    В результате проведенной методики (Приложение 10) можно сказать, что дети на 100% справились с заданием при определении эмоции грусти, радости, испуга. При определении эмоционального состояния удивления некоторые дети (Катя З., Карина В., Надя Г.) справились с заданием с помощью наводящих вопросов. Но в основном дети хорошо выполнили это задание (14 детей из 20, что составляет 70%). Большие сдвиги заметны у Яны С., Саши Л., Гены Ч., Насти Ш.

    Исходя из данных диаграммы (рис. 5) отметили следующее:

    ˗ 70% испытуемых имеют высокий уровень сформированности эмоциональной сферы. Эти дети легко определили настроение лица по картинке.

    ˗ Детей со средним уровнем стало 20%. Эти дети при выполнении задания торопились, из-за этого допускали в некоторых случаях ошибки.

    Рис. 5 Уровни понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке у детей старшего дошкольного возраста. Методика «Определи настроение лица», авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина на контрольном этапе.

    ˗Низкий уровень составил 10%. Ошибки при выполнении этого задания допускали в основном лишь дети, у которых явно выражены отрицательные показатели в формировании эмоциональной сферы



    Рис.6 Уровни понимания эмоциональных состояний людей после проведённой методики «Определи настроение лица», авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина на констатирующем и контрольном этапах

    Следовательно, можно сделать вывод, что дети научились определять эмоциональное состояние по внешним признакам, понимать характерные признаки той или иной эмоции. Детей с высоким уровнем сформированности стало на 10 % больше, что говорит об эффективности проведённых занятий.

    Методика №2. "Подбери картинку к своему настроению", авторы: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина.

    В результате повторной проведенной методики выяснилось, что дети безошибочно определяли эмоции радости, грусти и могли мотивировать свой выбор. В основном дети хорошо распознавали эмоциональные состояния страха и злости, за исключением некоторых. Это Петя д., Наташа С., Настя Ш., которые испытали трудности при восприятии данных эмоций по графическим изображениям и смогли аргументировать свой выбор с помощью наводящих вопросов. В целом эмоциональное состояние страха безошибочно определили 14 детей из 20, что составляет 70%. Эмоцию злости распознали 15 детей из 20, что составляет 75%. При определении эмоции удивления 12 детей из 20 справились с этим безошибочно, что составляет 60%.(Приложение 11)



    Рис.7 Уровни определения своего настроения и умения идентифицировать его с изображением. Методика «Подбери картинку к своему настроению», авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина на контрольном этапе.

    Остальные дети при восприятии данной эмоции испытали трудности. Гена Ч. и Наташа С. определили данное эмоциональное состояние по графическому изображению, но аргументировали свой выбор с помощью наводящих вопросов экспериментатора. Надя Г., Гена Ч., которые в первый раз отказались от выполнения данного задания, в этом эксперименте согласились выполнить задание. Они определяли эмоцию удивления и мотивировали свой выбор с помощью экспериментатора.

    Исходя из данных диаграммы (рис 7), можно сказать, что:

    ˗ высокий уровень этой методики составляет 50% испытуемых;

    ˗ со средним уровнем сформированности стало 35 % дошкольников;

    ˗низкий уровень сформированности составил 15% испытуемых.

    Таким образом, у испытуемых было выявлено, что детей с высоким уровнем сформированности эмоциональной сферы стало на 40% больше, а детей с низким уровнем сформированности стало на 40 % меньше. Этому способствовали подобранные для занятий упражнения и дидактические игры.



    Рис.8. Уровни определения своего настроения и умения идентифицировать его с изображением после проведённой методики «Подбери картинку к своему настроению» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) на констатирующем и контрольном этапах

    Из всего сказанного, следует отметить, что дети научились распознавать эмоциональные состояния по графическим изображениям, узнавать характерные признаки той или иной эмоции и аргументировать свой выбор.

    Методика №3. "В лесу", авторы: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина.

    Эмоцию радости очень выразительно продемонстрировали все 12 детей, что составляет 60%. Выразительно продемонстрировали эмоцию грусти 16 детей из 20, что составляет 80%, 4 детей продемонстрировали хорошо.

    Эмоциональное состояние страха выразительно продемонстрировали, используя мимику, пантомимику, интонацию 14 детей из 20, что составляет 70%. Некоторые дети при изображении данной эмоции, испытали небольшие затруднения. Эмоцию злости продемонстрировали 14 детей из 20, что составляет 70%.(Приложение 12)



    Рис.9 Уровни демонстрации эмоциональных состояний. Методика «В лесу», авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина на контрольном этапе.

    По данным диаграммы (рис 9) можно выделить следующее:

    ˗ 45% испытуемых имеют высокий уровень демонстрации заданных эмоций. Эти дети легко показывали различные эмоции;

    ˗ детей со средним уровнем стало 40%. Эти дети при выполнении задания торопились, из-за этого допускали в некоторых случаях ошибки;

    ˗ низкий уровень составил 15%. Эти дети отказывались выполнять это задание.



    Рис.10 Уровни демонстрации эмоциональных состояний после проведённой методики «В лесу», авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина на констатирующем и контрольном этапах

    Наблюдая за детьми на контрольном этапе, можем отметить изменения в умении выражать ими основные эмоции с помощью внешней экспрессии, т.е. мимики и пантомимики. Если в констатирующем эксперименте, дети лучше выражали эмоции мимикой, то в контрольном эксперименте, можно было увидеть умения детей выразительно демонстрировать основные эмоциональные состояния с помощью мимики, пантомимики, интонации. Конечно, это касалось не всех детей, некоторые из них все же затруднялись изобразить состояния зла и удивления. Но в основном дети справились с заданиями. Они стали более раскованными, научились более выразительно демонстрировать основные эмоциональные состояния с помощью внешней экспрессии.

    Проанализировав данные двух методик, составим свободную таблицу уровней сформированности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, на контрольном этапе. (Приложение 13)

    Данные таблицы позволили нам составить диаграмму (Рис.8).



    Рис.11 Уровни сформированности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе

    Читая диаграмму (рис. 11) можно сказать, что у 45% детей уровень сформированности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста высокий, средний уровень имеют 45% детей, с низким уровнем было выявлено 10 % испытуемых.

    Подводя анализ данных исследования, до и после проведения комплекса развивающих занятий, построим сравнительную диаграмму уровней сформированности эмоциональной сферы у старших дошкольников (Рис.7)

    Читая диаграмму (рис. 12) можно сделать вывод, что после проведения комплекса занятий наблюдается рост формирования эмоциональной сферы у детей, все испытуемые в основном обладают достаточным для их возраста уровнем сформированности эмоциональной сферы.


    Рис.12 Уровни сформированности эмоциональной сферы у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапе.

    1   2   3


    написать администратору сайта