Главная страница

Генезис права, его источники. В.А.Четвернин.Введение в курс общей теории права и государства. Введение в курс общей теории права и государства


Скачать 1.27 Mb.
НазваниеВведение в курс общей теории права и государства
АнкорГенезис права, его источники
Дата25.02.2022
Размер1.27 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВ.А.Четвернин.Введение в курс общей теории права и государства.doc
ТипУчебное пособие
#373825
страница7 из 31
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   31

2.2. Понятие права в либертарно-юридиче­ской концепции


Современная либертарно-юридическая концепция развивает ау­тен­тич­ное по­ня­тие права, т.е. по­ня­тие пра­ва в соб­ст­вен­ном смыс­ле. Она объ­яс­няет право как яв­ле­ние, имеющее свою собст­вен­ную сущность, которая не сво­дится к властно-силовым установ­лениям, офи­ци­аль­ным актам или мо­раль­но-эти­че­ским пред­став­ле­ни­ям о долж­ном со­дер­жа­нии за­ко­нов.

Пра­во – это общеобязательные нор­мы, вы­ра­жаю­щие и обес­пе­чи­ваю­щие рав­ную сво­бо­ду ин­ди­ви­дов в обществе и го­су­дар­ст­ве. Пра­во­вое об­ще­ние – это об­ще­ние сво­бод­ных и рав­ных в сво­ей сво­бо­де лю­дей.

На­уч­ные пред­став­ле­ния о пра­ве как сво­бо­де и ра­вен­ст­ве раз­ви­ва­ют­ся и обо­га­ща­ют­ся еще со вре­мен Ари­сто­те­ля. Со­вре­мен­ная юри­ди­че­ская тео­рия опи­ра­ет­ся на клас­си­че­ские уче­ния та­ких мыс­ли­те­лей Но­во­го вре­ме­ни как Дж.Локк и А.Смит, И.Кант и Г.В.Ф.Ге­гель, Ф.А.Хай­ек и др. В Рос­сии во вто­рой по­ло­ви­не XIX в. и на­ча­ле ХХ в. ли­бе­раль­ная пра­во­вая мысль раз­ви­ва­лась в тру­дах Б.Н.Чи­че­ри­на, П.И.Нов­го­род­це­ва, Б.А.Кис­тя­ков­ско­го. Ли­бер­тар­но-юридическая концепция, раз­ра­бо­та­нная В.С.Нер­се­сян­цем, дает наиболее полное, на сегодняшний день, знание о праве и го­сударстве как необходимых формах свободы, равенства и спра­ведливости.

2.2.1. Пра­во в сис­те­ме со­ци­онормативной ре­гу­ляции


В цивилизованном сооб­ще­ст­ве дей­ст­ву­ют разные соционорма­тивные регуляторы, раз­лич­ные со­ци­аль­ные нор­мы, правила по­ве­де­ния в разных социальных группах и в раз­ных сферах об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ни­й. Это мо­раль­ные (нрав­ст­вен­ные), ре­ли­ги­оз­ные, силовые (властно-приказные), пра­во­вые и дру­гие нор­мы. Соот­ношение или преобладание тех или иных соционорма­тив­ных ре­гуляторов, их содержание оп­ре­де­ля­ют­ся типом куль­ту­ры и куль­турными особенностями конкретных народов.

Все ви­ды соционормативного регулирования име­ют свою сфе­ру дей­ст­вия и различаются по со­дер­жа­нию. Так, мо­раль­ные нор­мы,или нравст­венность,по­бу­ж­да­ют лю­дей по­сту­пать, ру­ко­во­дству­ясь кри­те­рия­ми до­б­ра и зла; они под­дер­жи­ва­ют­ся си­лой лич­ных убе­ж­де­ний (со­вес­ти), при­вы­чек, об­ще­ст­вен­но­го мне­ния. Ре­ли­ги­оз­ные нор­мы так­же по­бу­ж­да­ют лю­дей тво­рить доб­ро и из­бе­гать зла (гре­ха), за­став­ля­ют ис­ку­пать гре­хи бла­го­дея­ния­ми; но при этом, в от­ли­чие от мо­ра­ли, ос­нов­ным по­бу­ди­тель­ным мо­ти­вом яв­ля­ет­ся ве­ра че­ло­ве­ка в не­из­беж­ность на­ка­за­ния за гре­хи в ре­аль­ном или за­гроб­ном ми­ре, страх на­ка­за­ния и, не­ред­ко, ве­ра в на­гра­ду за доб­ро­де­те­ли. Как будет показано ниже, и светская мо­раль, и религиозная этика побуждают людей так или иначе огра­ничивать свободу выбора при удовлетворении своих потребно­стей интере­сами других членов сообщества (коллектива, группы), к кото­рому они сами принадлежат.

Право (правовой способ соционормативной регуляции) отли­чается от других видов социальных норм специфическим прин­ципом регуляции, т.е. таким принципом, которого нет у других способов социальной регуляции. Это принцип формального ра­венства – равной свободы для фактически разных, неодинаковых людей. Пра­во­вые нор­мы устанавливают равную для всех (участни­ков правового обще­ния) сво­бо­ду не­за­ви­си­мо от мо­раль­ных убе­ж­де­ний и ре­ли­ги­оз­ных ве­ро­ва­ний, от фак­ти­че­ской си­лы и других фактических различий между людьми.

Правовая сво­бода есть формальная сво­бода, т.е. такая, которая дает формальную возмож­ность выбора безотноси­тельно к ре­аль­ным воз­можностям конкретного человека. Право абстрагиру­ется от фак­ти­ческих возмож­но­стей, напри­мер, иму­щественного поло­же­ния: каждый пол­но­правный субъект, даже не­имущий, вправе (в этом смысле он сво­бо­ден) приоб­рести любое имущество, кото­рое продается. Точно так же право аб­ст­рагиру­ется от того, что в не­ко­торых си­туациях люди, не­смотря на формаль­ную сво­боду вы­бора, факти­чески вынуж­дены совер­шать опре­деленные дей­ст­вия. На­пример, безра­бот­ный, нахо­дящийся в бедственном поло­жении и фактиче­ски вы­нуж­ден­ный согла­ситься на любую ра­боту, не обязан (ибо он фор­мально сво­боден) заклю­чать трудо­вой до­говор на невы­год­ных для него ус­ловиях.

Есть два ти­па социальных систем и два ти­па ци­ви­ли­за­ции (цивилизованной культуры). В контек­сте соотношения индивида и социальной системы они обозна­чаются как пер­со­но­цен­три­ст­ский и системоцентристский типыци­вили­заций6. Также их назы­вают циви­лиза­циями граж­данского и общинного типов (см. 4.2.). С юридической точки зрения – это правовой и неправо­вой, деспотический типы цивилизации (см. 6.1.).

Сис­те­мо­цен­три­ст­ские культуры и цивилизациискладыва­ются то­гда, ко­гда че­ло­веческое сообщество формиру­ется во вра­ж­деб­ной гео­гра­фи­че­ской (ландшафтной) или со­ци­аль­ной сре­де, ко­гда сообщество яв­ля­ет­ся фор­мой борь­бы за вы­жи­ва­ние не ин­ди­ви­да, а ро­да, кол­лек­ти­ва, общины. В цивили­зованном сообще­стве такого типа существование отдель­ного человека под­чинено интересам выжи­вания всех, интересам со­хранения системы как целого. В такой со­ци­аль­ной сис­те­ме инте­ресы и даже жизнь от­дель­ны­х людей, ин­тег­ри­ро­ван­ных в сис­те­му, не представляют ценности. (На­при­мер, в древ­них дес­по­ти­че­ских ци­ви­ли­за­ци­ях часть населения по­ги­ба­ла при про­ве­де­нии ир­ри­га­ци­он­ных ра­бот, не­об­хо­ди­мых для жиз­не­дея­тель­но­сти сооб­щества, сис­те­мы). От­дельный че­ло­век здесь – не ин­ди­вид, не са­мо­дос­та­точ­ная лич­ность, а исполнитель социальной функции, несущественный, по причине его малости, легко заменимый элемент огромного ме­ха­низма, ничтожный в сравнении с бытием социального це­лого. Со­ци­аль­ные регуляторы в системоцен­тристских ци­ви­ли­за­ци­ях (мо­раль­ные, ре­ли­ги­оз­ные, властно-приказные) не оставляют чело­веку свободы и заставляют его поступать в соответствии с задан­ной социальной ролью, с от­веденной ему функцией – в семье, производственном коллективе, профессиональной или террито­риально-поселенческой группе, политически организо­ванном со­обществе.

В цивилизации персоноцентристского типа нет таких факто­ров, которые делают социальное целое формой борьбы за выжи­вание. В такой цивилизации члены сообщества могут свободно преследовать свои частные цели и конкурировать между собой, руководствоваться частными интересами и не учитывать инте­ресы других – если все это не разрушает социальную систему. Разумеется, социаль­ные нор­мы (право) устанавливают пределы для частной деятельности (одна часть системы не должна унич­тожать другую, не должна разрушать систему в целом). Но глав­ное – эти нормы позволяют чело­веку быть от­но­си­тель­но не­за­ви­си­мым, т.е. сво­бод­ным по отношению к другим членам со­об­ще­ства и сообще­ству в целом. Это такая цивилизация, в которой сво­бо­да в хо­де ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия все больше проявляется и признается как выс­шая цен­но­сть. В исторически развитой право­вой культуре нор­мы права гарантируют мак­си­маль­но воз­мож­ную сво­бо­ду макси­мально возможного числа от­дель­ных лю­дей, со­став­ляю­щих социальную сис­те­му.

В начале цивилизованной истории господствовали ци­ви­ли­за­ции деспотического типа. Возникшая в Древ­ней Гре­ции и Дре­в­нем Ри­ме ци­ви­ли­за­ция, ори­ен­ти­ро­ван­ная пре­иму­ще­ст­вен­но на правовое раз­ви­тие, была уникальной. Но по ме­ре ис­то­ри­че­ско­го про­грес­са деспотические ци­ви­ли­за­ции ока­зались не­кон­ку­рен­то­спо­соб­ны­ми. Господствующее положение заняла персоноцентри­стская ев­ро­пей­ская ци­ви­ли­за­ция с ее ценностями правовой сво­боды, естественных прав человека. Вме­сте с тем в ХХ в. деспоти­ческий тип ци­ви­ли­за­ции проявился в виде то­та­ли­тар­ных соци­альных систем.

Пра­во как осо­бый со­ци­аль­ный ре­гу­ля­тор характерно для пер­со­но­цен­тристской культуры. (В пре­иму­ще­ст­вен­но сис­те­мо­цен­три­ст­ских ци­ви­ли­за­ци­ях то­же воз­можны проявления пра­во­вой свободы, но лишь по­столь­ку, по­сколь­ку в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни ценность правовой свободы кон­ку­ри­рует с пре­об­ла­даю­щим сис­те­мо­цен­три­ст­ским на­ча­лом. Причем эта конкуренция свидетель­ствует о разруше­нии системоцентрист­ской цивилизации.)

Иначе говоря, право – это регулятор персоноцентристского типа. Напротив, нравственность и религия относятся к системо­центристскому типу социальной регуляции. Конечно, нравствен­ность и религия есть в цивилизациях любого типа, ибо никакая социальная система не обойдется без социальной регуляции по системоцентристскому типу. Без нравственности и религии лю­бая цивилизация дезинтегрируется, разрушится.

Если цивилизация однозначно относится к системоцентрист­скому типу, то в ней есть только системоцентристские регуля­торы (моральные, религиозные, силовые), и в ней нет правовой свободы. Если же цивилизация относится к персоноцентрист­скому типу, то в ней есть не только системоцентристские регуля­торы, но и правовая свобода.

Любые социальные нормы оп­ре­де­ля­ют ме­ру, пределы сво­бо­ды че­ло­ве­ка в обществе. Од­на­ко нрав­ственность и ре­ли­гия оп­ре­де­ля­ют пре­де­лы сво­бо­ды не так, как это де­ла­ет пра­во.

При правовом способе регуляции че­ло­век (как субъ­ект пра­ва, ад­ре­сат пра­во­вых норм) – это ав­то­ном­ный ин­ди­вид, фор­маль­но не­за­ви­си­мый от дру­гих членов правового сообщества, та­ких же ав­то­ном­ных ин­ди­ви­дов. Право абстрагируется от фактической зависимости людей в обществе, не учитывает их фактическое со­циальное положение.

На­обо­рот, нравственность и ре­ли­гия, да­же в пер­со­но­цен­три­ст­ской культуре, ви­дят в че­ло­ве­ке не формально независимого индивида, а фактического члена некоего сообщества, коллектива. В контексте такой регуляции человек выступает как субъ­ек­т, ко­то­рый сам за­ви­сит от коллектива, от со­ци­аль­но­го це­ло­го и дру­гих чле­нов сооб­ще­ст­ва, и как субъект, от ко­то­ро­го, в свою оче­редь, за­ви­сят дру­гие чле­ны сооб­ще­ст­ва. Именно фактическая взаимо­зависимость людей в обществе, ничего не значащая для права, при морально-религиозной регуляции имеет первостепенное зна­чение. По­это­му мо­раль­но-религиозные нор­мы ори­ен­ти­руют на ценности взаи­мо­по­мо­щи, люб­ви, со­стра­да­ния, заботы, друж­бы, до­б­ра по от­но­ше­нию к дру­гим и от­вет­ст­вен­но­сти за дру­гих.

В любой цивилизации люди интегрированы в разного рода сообщества, коллективы, социальные системы – семейные, кров­нородственные, этнокультурные, профессиональные, производ­ственные, корпоративные, конфессиональные, территориально-поселенческие, кастовые (в системоцентристской цивилизации) и т.д. При морально-религиозном регулировании отношений внутри этих систем на людей возлагаются так называемые пози­тивные обязанности: человек, интегрированный в некую соци­альную систему должен разделять сложившиеся в ней нравы, ценности, верования, правила поведения и обязан вести себя так, чтобы дру­гие оценивали его позитивно. При морально-религиоз­ном регулировании человек должен делать то, что одобряется, нравится другим или большинству, что ему положено по отве­денной социальной роли, что полезно для социальной системы в целом. Он должен подчинять свои интересы или хотя бы соизме­рять их с интересами других. Если он не разделяет ценности со­общества или не способен делать то, что от него требуется, то он будет подвергнут осуждению и даже исключению, изгнанию из сообщества. (В системоцентристской цивилизации исключение человека из сообщества может происходить путем его умерщвле­ния.)

Главное отличие морально-религиозной регуляции от право­вой состоит в отрицании формального равенства. На разных чле­нов сообщества возлагаются разные обязанности (на­пример, богатые должны помогать бедным, сильные – заботиться о слабых), за людьми за­крепляются разные социальные роли и статусы (члены одной касты обязаны нести военную службу, другой – заниматься торговлей, третьей – землепашеством и т.д.). Морально-религиозные нормы “меряют” людей разной мерой, устанавливают для членов сообщества разную меру свободы, ис­ходя из их фактической неодинаковости и разной ценности для сообщества7.

Правовой способ социальной регуляции и правовая свобода означают, прежде всего, что человеку запрещено то, что нарушает свободу других. Но при этом человек не обязан делать нечто позитивное в отношении других членов сообщества. Право позволяет человеку быть свободным от любой групповой морали (нравственности) и религиозной этики. Это называется свободой совести и вероисповедания.

Пра­вовая сво­бо­да допускает эгои­сти­че­ское удов­ле­тво­ре­ние ин­те­ре­сов. Про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду от­дель­ны­ми эго­из­ма­ми пре­одо­ле­ва­ет­ся тем, что пра­во да­ет всем (уча­ст­ни­кам пра­во­во­го об­ще­ния) рав­ную сво­бо­ду, при­зна­ет всех рав­ны­ми в сво­бо­де, или фор­маль­но рав­ны­ми субъ­ек­та­ми. Это з­на­чит, что сво­бо­да каждого “меряется” одной и той же мерой, что каждый формально может пользоваться правовой свободой так же, как и любой другой, и что ка­ж­дый вправе де­лать толь­ко то, что вправе де­лать и все ос­таль­ные субъ­ек­ты пра­ва.

Равенство в свободе до­пус­ка­ет, что один сво­бод­ный ин­ди­вид фак­ти­че­ски до­би­ва­ет­ся бла­го­по­лу­чия, а дру­гой, столь же сво­бод­ный, жи­вет пло­хо. При­чем у пер­во­го не воз­ни­ка­ет юри­ди­че­ской обя­зан­но­сти по­мо­гать вто­ро­му, ибо по пра­ву они фор­маль­но не­за­ви­си­мы, и бла­го­по­лу­чие – это лич­ное де­ло ка­ж­до­го. Они фор­маль­но рав­ны – не­взирая на то, что один может быть бо­га­тым, а дру­гой – бед­ным.

Правовая свобода не знает, что такое “хорошо” и что такое “плохо” (свобода мнений и убеждений). Право не может запре­щать одни нравы в угоду другим. Оно в равной мере признает любые групповые и общесоциальные нравы, ценности при усло­вии, что эти нравы и ценности не противоречат всеобщей равной свободе.

Та­ким об­ра­зом, от дру­гих со­ци­аль­ных норм пра­во от­ли­ча­ет­ся тем, что ста­вит людей-уча­ст­ни­ков пра­во­во­го об­ще­ния в по­ло­же­ние фор­маль­но рав­ных и фор­маль­но не­за­ви­си­мых друг от дру­га субъ­ек­тов, т.е. в положение субъектов, рав­ных в сво­ей сво­бо­де.

Следовательно, нель­зя счи­тать, что пра­вовые нормы от­ли­ча­ют­ся от дру­гих со­ци­аль­ных норм тем, что они установлены в за­ко­нах. Во-пер­вых, любую норму можно возвести в закон. Но мо­раль­ные или другие социальные нормы не ста­новятся пра­во­вы­ми вследствие того, что они при­обретают официальную форму вы­ражения8. Если считать, что моральная норма, возведенная в за­кон, становится пра­вовой (или одновременно моральной и право­вой), то это значит, что право по содержанию не отличается от морали. Во-вто­рых, ес­ли все же пра­во­вые нор­мы – это те, ко­то­рые официально установлены, то по­че­му од­ни нор­мы за­ко­но­да­тель де­ла­ет пра­во­вы­ми, а дру­гие нет? Ес­ли за­ко­но­да­тель зна­ет, ка­кие нор­мы го­дят­ся для то­го, что­бы официально стать пра­вом, то и тео­рия спо­соб­на оп­ре­де­лить, чем пра­во по со­дер­жа­нию от­ли­ча­ет­ся от иных норм. Иная по­зи­ция в этом во­про­се оз­на­ча­ет аг­но­сти­цизм, от­ри­ца­ние спо­соб­но­сти нау­ки оп­ре­де­лить сущ­ность пра­ва и обос­но­ва­ние про­из­во­ла за­ко­но­да­те­ля9.

2.2.2. Пра­вовая свобо­да, справедливость и собственность


Из предыдущего изложения ясно, что пра­во по сво­ей сущ­но­сти – это нормативная фор­ма сво­бо­ды, при которой участники право­вого общения равны в своей сво­бо­де. Сущ­ность пра­ва, пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния со­сто­ит в том, что фак­ти­че­ски раз­­ные (нерав­ные) лю­ди в право­вом обще­нии выступают как рав­ные и не­за­ви­си­мые друг от дру­га, как сво­бод­ные ин­ди­ви­ды – субъ­ек­ты пра­ва, а их дей­ст­вия из­ме­ря­ют­ся и оце­ни­ва­ют­ся по оди­на­ко­во­му мас­шта­бу10.

Возможно множество формулировок правового равенства. Например: правовое равенство есть равное обращение с разными людьми или при­ме­не­ние оди­на­ко­во­го мас­шта­ба к фак­ти­че­ски неодинаковым субъектам. Если что-то запрещено по праву, то это запрещено в равной мере всем субъ­ектам права; если некоему субъекту нечто дозволено по праву, то это дозволено всем остальным субъектам права.

Правовое (фор­маль­ное) ра­вен­ст­во оз­на­ча­ет та­кую фор­му сво­бо­ды, при ко­то­рой сво­бо­да каждого участника право­вого обще­ния ог­ра­ни­че­на такой же сво­бо­дой дру­гих. Или: “Осу­ще­ст­в­ле­ние прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на не долж­но на­ру­шать пра­ва и сво­бо­ды дру­гих лиц” (ч.3 ст.17 Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции). Или: “По­сту­пай так, что­бы мак­си­ма твое­го по­ве­де­ния мог­ла быть вме­сте с тем и прин­ци­пом все­об­ще­го за­ко­но­да­тель­ст­ва” (“ка­те­го­ри­че­ский им­пе­ра­тив” И.Кан­та).

Про­ти­во­по­лож­ность правовой сво­бо­ды – про­из­вол. По­след­ний означает гос­под­ство си­лы: чем боль­ше си­лы, тем боль­ше сво­бо­ды (воли). По­это­му про­из­во­л не может быть фор­мой сво­бо­ды всех членов об­ще­ст­ва. Если произвол становится прин­ципом всего общест­ва, то это унич­тожает свободу вообще. Бо­лее сла­бые не­сво­бод­ны по от­но­ше­нию к бо­лее силь­ным, но по­следние в свою оче­редь не­сво­бод­ны по от­но­ше­нию к еще бо­лее силь­ным. В ко­неч­ном счете, сво­бод­ным бу­дет толь­ко один – дес­пот, пе­ред ко­то­рым сво­бо­да всех ос­таль­ных рав­на ну­лю. Следо­вательно, правовая свобода явля­ется единствен­ной формой сво­боды для общества в це­лом и для всех членов общества.

Формальное равенство – это принцип справедливости. Поэтому понятия права и справедливости существуют в неразрывном единстве. Еще Ари­сто­тель объ­яс­нял, что спра­вед­ли­вым яв­ля­ет­ся то, что де­ла­ет­ся по пра­ву11. Ла­тинское jus означает пра­во, или спра­вед­ли­вое при­тя­за­ние, а justitia – спра­вед­ли­вость и пра­во­су­дие. В Древ­ней Гре­ции и Древ­нем Ри­ме по­ня­тия пра­ва и спра­вед­ли­во­сти ото­жде­ст­в­ля­лись, в то вре­мя как за­кон счи­тал­ся та­ким тво­ре­ни­ем че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, ко­то­рое мо­жет быть про­из­воль­ным, несправедливым.

Фор­маль­ное ра­вен­ст­во (прин­цип пра­ва и справедливости) мож­но по­яс­нить на следующем при­ме­ре.
ПРАВО УРАВНИЛОВКА




1 2 3 4


30% 40%



30% 15%









На ри­сун­ке по­ка­за­ны че­ты­ре ва­ри­ан­та на­ло­го­об­ло­же­ния, один из ко­то­рых со­от­вет­ст­ву­ет прин­ци­пу фор­маль­но­го ра­вен­ст­ва, т.е. яв­ля­ет­ся пра­во­вым, сле­до­ва­тель­но, спра­вед­ли­вым. Ма­лые и боль­шие стол­би­ки оз­на­ча­ют низ­кие и вы­со­кие до­хо­ды на­ло­го­пла­тель­щи­ков.

В пер­вом ва­ри­ан­те низ­кие и вы­со­кие до­хо­ды об­ла­га­ют­ся на­ло­гом оди­на­ко­во, бед­ные и бо­га­тые пла­тят по­ров­ну в аб­со­лют­ном ис­чис­ле­нии. Во вто­ром ва­ри­ан­те они пла­тят по­ров­ну уже в от­но­си­тель­ном ис­чис­ле­нии (по 30% от ве­ли­чи­ны до­хо­да); в аб­со­лют­ном ис­чис­ле­нии бед­ные пла­тят су­ще­ст­вен­но мень­ше, чем бо­га­тые. В треть­ем ва­ри­ан­те пред­став­ле­но диф­фе­рен­ци­ро­ван­ное на­ло­го­об­ло­же­ние: про­цент­ные став­ки на­ло­га для бед­ных мень­ше, чем для бо­га­тых; в аб­со­лют­ном ис­чис­ле­нии бо­га­тые пла­тят во мно­го раз боль­ше, чем бед­ные. На­ко­нец, в чет­вер­том ва­ри­ан­те на­ло­ги взи­ма­ют­ся с та­ким рас­че­том, что­бы у всех ос­тав­шая­ся часть до­хо­да бы­ла при­мер­но рав­ной в аб­со­лют­ном ис­чис­ле­нии.

Уп­ла­чи­вая на­ло­ги, на­ло­го­пла­тель­щи­ки уча­ст­ву­ют в “об­щем де­ле”. Го­су­дар­ст­во рас­хо­ду­ет сред­ст­ва из каз­ны на всех гра­ж­дан, обеспечивает правовую свободу, пре­дос­тав­ля­ет всем по­ли­цей­скую и су­деб­ную за­щи­ту, ока­зы­ва­ет со­ци­аль­ные ус­лу­ги и т.д. И если все граждане равно­правны, то каж­дый вправе получить от госу­дарства столько же, сколько может полу­чить лю­бой другой гражда­нин-нало­гоплательщик. По­это­му пра­во­вым и спра­вед­ли­вым яв­ля­ет­ся пер­вый ва­ри­ант на­ло­го­об­ло­же­ния, при ко­то­ром гра­ж­да­не вы­сту­па­ют как фор­маль­но рав­ные аб­ст­ракт­ные ли­ца-на­ло­го­пла­тель­щи­ки. Они не­рав­ны по имуществен­но­му по­ло­же­нию, но к ним при­ме­ня­ет­ся оди­на­ко­вый мас­штаб – и ко­гда они пла­тят на­ло­ги, и ко­гда они поль­зу­ют­ся го­су­дар­ст­вен­ной за­щи­той. Вто­рой ва­ри­ант, при котором налоги взи­маются пропорцио­нально доходам, строго говоря, нель­зя счи­тать спра­вед­ли­вым, так как го­су­дар­ст­во за­щи­ща­ет сво­их гра­ж­дан не про­пор­цио­наль­но их до­хо­дам, а в той ме­ре, в ко­то­рой они ну­ж­да­ют­ся в за­щи­те. Тем не менее, это “относи­тельно справедливый” ва­ри­ант, он ближе к справед­ли­вости, чем к несправедливости. Чет­вер­тый же ва­ри­ант, урав­ни­тель­ный, яв­ля­ет­ся не про­сто не­спра­вед­ли­вым, но и ан­ти­пра­во­вым.

Ме­ж­ду тем в со­вре­мен­ном ми­ре по­все­ме­ст­но ис­поль­зу­ет­ся диф­фе­рен­ци­ро­ван­ное на­ло­го­об­ло­же­ние. Более того, оно объ­яв­ля­ет­ся вы­ра­же­ни­ем некой “со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти”. В дей­ст­ви­тель­но­сти диф­фе­рен­ци­ро­ван­ное на­ло­го­об­ло­же­ние бли­же к урав­ни­лов­ке, чем к спра­вед­ли­во­сти и пра­ву. Здесь со­ци­аль­но сла­бым пре­дос­тав­ля­ют­ся при­ви­ле­гии, и фак­ти­че­ски бо­га­тые пла­тят за бед­ных. Причем имен­но по­след­ние яв­ля­ют­ся ос­нов­ны­ми по­тре­би­те­ля­ми со­ци­аль­ных ус­луг со­вре­мен­но­го го­су­дар­ст­ва. Но не­спра­вед­ли­вость диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­го на­ло­го­об­ло­же­ния сви­де­тель­ст­ву­ет лишь о том, что пра­во не яв­ля­ет­ся универсальным ре­гулятором и при­ме­ня­ет­ся не во всех сфе­рах об­ще­ст­вен­ной жиз­ни.

Ари­сто­тель объяснял спра­вед­ли­вость как воз­дая­ние рав­ным за рав­ное. При этом он раз­ли­чал спра­вед­ли­вость рас­пре­де­ляю­щую и урав­ни­ваю­щую. Рас­пре­де­ляю­щая спра­вед­ли­вость оз­на­ча­ет прин­цип рас­преде­ле­ния об­щих благ про­пор­цио­наль­но вкла­ду то­го или ино­го чле­на со­об­ще­ст­ва в об­щее де­ло. При не­равном вкладе по справед­ливости должно происходить не­рав­ное на­де­ле­ние со­ци­аль­ны­ми бла­га­ми (по­чес­тя­ми, день­га­ми и т.д.).

Сегодня можно привести следующий при­мер: если два человека приобрели акции одного и того акционер­ного обще­ства, причем один – в сто раз больше, чем другой, то будет справедливо, если первый получит диви­денды (или понесет убытки) тоже в сто раз больше.

Не­спра­вед­ли­вость в рас­пре­де­ли­тель­ных от­но­ше­ни­ях может быть двоякого рода – на­де­ле­ние не­рав­ны­ми бла­га­ми лю­дей, вно­ся­щих рав­ный вклад в об­щее де­ло, и рав­ны­ми бла­га­ми за не­рав­ный вклад.

В первом случае несправедливость выражается в при­вилегиях для всех, кто получает больше, чем пропорционально вкладу. Если кто-то получает больше, чем пропорционально, в то время как остальные – пропорционально вкладу, то в срав­не­нии с ними он имеет привилегию. Если малоимущие не платят налоги, но получают пособия из государственной казны, они имеют привилегию за счет налогоплательщиков. Если безработные получают пособие по безработице, то это означает их привилегию за счет работающих. Если заработная плата не ниже ус­танов­ленного законом мини­мума гарантиро­вана работнику независимо от прибыли работодателя (предпринимателя), то это означает привилегию работ­ника в сравнении с работодателем.

Во втором случае несправедливость – это урав­ни­лов­ка, рас­пределение поровну (примерно поровну) независимо от вклада. По существу уравниловка ничем не отличается от привилегий: при уравнительном распределении тот, чей вклад меньше, имеет привилегию по отношению тому, чей вклад больше.

Отсюда ясно, что так называемая социальная справедливость означает привилегии или уравниловку в распределительных отношениях. Любые потребительские привилегии, установленные из самых гуманных соображений, нарушают принцип формального равенства – принцип права и справедливости12.

С уравниловкой не нужно путать урав­ни­ваю­щую спра­вед­ли­вость. Это справедливость в об­менных отношениях. Она тре­бу­ет ра­вен­ст­ва (эквивалентности) пре­дос­тав­ле­ний и по­лу­че­ний при об­ме­не со­ци­аль­ны­ми бла­га­ми, со­раз­мер­но­сти воз­ме­ще­ния при­чи­нен­но­му ущер­бу, на­ка­за­ния – пре­сту­п­ле­нию и т.д. Ла­тин­ское aequitas (от aeque – рав­но, оди­на­ко­во, бес­при­стра­ст­но, спра­вед­ли­во) пе­ре­во­дит­ся в со­вре­мен­ном язы­ке как со­раз­мер­ность, про­пор­цио­наль­ность, ра­вен­ст­во пе­ред за­ко­ном, спра­вед­ли­вость, рав­ное, бес­при­стра­ст­ное об­ра­ще­ние с раз­ны­ми людь­ми.

Справедливый обмен – это эквивалентный обмен. Напри­мер, справедливым, или эквивалентным, товарообменом явля­ется та­кой, при котором цена товара (справедливая цена) скла­дывается свободно, в зависимости от соотношения спроса и предложения. Если некий производитель затрачивает на произ­водство товара столько ресурсов, что себестоимость этого то­вара выше, чем сво­бодно складывающаяся цена, то это не зна­чит, что он вправе тре­бовать большую цену, соответственно за­тратам. Это была бы не­справедливая цена, ибо никто не обязан возмещать неэффектив­ному производителю чрезмерные за­траты. Справедливая цена эк­вивалентна потребительской цен­ности товара, а не затратам. Не­эффективный производитель в справедливых отношениях нахо­дится в экономически невы­год­ном положении.

Обмен может быть не только позитивным, но и негативным. Так, возмещение вреда – это разновидность не­га­тивного обмена. Справедливость требует, чтобы возмещение вреда было полным. Даже если бедный неумышленно причи­няет вред богатому, то справедливым, тем не менее, будет пол­ное возмещение вреда. Возможность лишь частичного возме­щения причиненного вреда означает приви­ле­гию.

Справедливым наказанием является такое, которое эквива­лентно тяжести содеянного. В примитивных норма­тив­ных системах справедливость наказания определялась по прин­ципу талиона: “око за око, зуб за зуб”. Затем в процессе циви­ли­зованного развития общество нашло правовые эквива­ленты, по­зволяющие “отмерять” наказание соразмерно тяжести соде­янного для большинства преступлений – штраф и ограни­чение или ли­шение свободы на определенный срок.

Следует подчеркнуть, что свобода и право не­воз­мож­ны без соб­ст­вен­но­сти (частной собственности). Соб­ст­вен­ность есть вы­ра­же­ние сво­бо­ды и фор­маль­но­го ра­вен­ст­ва13.

Человек может быть свободным в обществе лишь тогда, ко­гда у него есть собственные, принадлежащие ему ресурсы жизне­деятельности, позволяющие удовлетворять по­треб­но­сти относи­тельно независимо от интересов и потребно­стей других членов общества. Это возможно лишь в таком обществе, в котором ре­сурсы жизнедеятельности присваиваются отдельными членами общества. Это и называется собственностью. Точнее, собствен­ность – такой порядок отношений в обществе, когда ресурсы жизнедеятельности присваиваются отдельными его членами. По­нятно, что собственность возникает как частная собственность, и лишь после этого возможны публичная или какие-то иные формы собственности. В публичной собственности находятся объекты, которые не попадают в частную собственность и принадлежат всем вместе и никому в отдельности.

В условиях официального признания и защиты собственно­сти реально свободными будут лишь те, кто реально обладает достаточными собственными ресурсами жизнедеятельности. Но право абстрагируется от фак­тиче­ских имущественных различий и гарантирует равную формальную свободу в имущественных от­ношениях всем, кому не за­пре­щено быть соб­ственником – неза­висимо от фактически имею­щихся или не имеющихся, реально при­обретен­ных или не приобретенных правомо­чий соб­ствен­ника конкретного иму­ще­ства.

Са­мо су­ще­ст­во­ва­ние ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти есть са­мая важ­ная га­ран­тия сво­бо­ды, причем не толь­ко для тех, кто име­ет соб­ст­вен­ные ресурсы социального благопо­лучия, но и в той же ме­ре для тех, кто таких ресурсов не име­ет. Насильственное упраздне­ние собственности порождает всеобщую несвободу, за­мену пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния силовым урав­ни­тель­ным регу­лированием (коммунистическая идеология называет это “освобождением труда”, “подлинной свободой”). Причем обоб­ще­ст­в­ле­ние всех объ­ек­тов экономики есть не замещение частной собственности какой-то более про­грессивной (социалистической) фор­мой собст­венности, а унич­то­же­ние соб­ст­вен­но­сти во­об­ще. Ибо пуб­лич­ная, го­су­дар­ст­вен­ная, об­ще­ст­вен­ная соб­ст­вен­ность воз­мож­ны лишь то­гда, ко­гда есть ча­ст­ная соб­ст­вен­ность.

Равенство в свободе – это равноправие, равная правосубъект­ность, равенство в ис­ходных, абстрактных правах, таких как право на свободу и неприкосновенность, право быть собственником и т.д. Это при­зна­ние рав­ной воз­мож­но­сти при­об­ре­тать конкретные права. Но при равенстве в исходных правах фактически неодина­ковые индивиды не­из­беж­но будут приобретать и иметь раз­ные конкретные пра­ва на кон­крет­ные со­ци­аль­ные бла­га. На­пример, аб­страктное право быть собственником является равным для всех, но люди фактически неодинаковы, и поэтому приобретенные права соб­ст­вен­ности на конкретное имущество у всех разные.

Соответственно пра­вовое равенство, признание людей фор­мально равными субъектами пред­по­ла­га­ет иму­ще­ст­вен­ное не­ра­вен­ст­во в си­лу раз­ли­чия спо­соб­но­стей фактически разных людей, об­стоя­тельств их жиз­ни и т.д. На­обо­рот, ра­вен­ст­во лю­дей в по­треб­ле­нии воз­мож­но лишь при урав­ни­лов­ке, при от­ри­ца­нии соб­ст­вен­но­сти и пра­во­во­го ра­вен­ст­ва14.

Фор­маль­ное ра­вен­ст­во – это прин­цип с ис­то­ри­че­ски из­ме­няю­щим­ся со­дер­жа­ни­ем. Пра­во – это ис­то­ри­че­ски обу­слов­лен­ная ме­ра сво­бо­да.

Ис­то­ри­че­ски пра­во воз­ни­ка­ет с появлением индиви­дуальной свободы (см. 4.4.). “Свободные индивиды – «материя», но­сители, суть и смысл права”15. Причем в доиндустри­альном об­ществе су­ще­ствуют не только сво­бод­ные или час­тич­но сво­бод­ные (субъекты права), но и не­сво­бод­ные (объекты права). В этом об­ще­ст­ве нет все­об­щего право­вого равен­ства. Лишь в ин­ду­ст­ри­аль­ном об­ще­ст­ве пра­вовая свобода ста­но­вит­ся рав­ной для всех (см. 5.2.1.).

Всеобщее равноправие является высшим историческим про­явлением правового равенства. Его нормативным выражением служит положение, сформулированное в ч.2 ст.19 Конституции РФ: “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также других обстоя­тельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности”.

Равноправие не тождественно равенству перед законом. Ра­венство перед законом означает примене­ние закона в равной мере ко всем его адре­са­там без исключения. Равенство перед правовым, справедливым законом есть одно из про­явлений рав­ноправия. Но если за­кон – правонарушающий, про­тиворечащий принципу права, нару­шающий равноправие, то и равенство перед та­ким за­коном есть нарушение равноправия. Равен­ство перед су­дом можно рассматривать как одно из про­явле­ний формального равенства, равноправия, но, опять же, только в том случае, если суд правовой, справедливый, беспри­страст­ный. Перед таким су­дом все формально равны.

2.2.3. Запреты и дозволения в праве


При любой соционормативной регуляции используются запреты и дозволения. Причем право­вое регу­лирование требует опреде­лен­ного со­отношения законо­дательных запретов и дозволе­ний. Это соотношение позволяет различать право­вой и неправовой (силовой) способы регуляции. А именно: равная для всех макси­мальная мера свободы законодательно очерчивается путем запре­тов, а мера власти (полномочия властных субъектов) устанавли­вается путем дозволения16. При правовом регулировании инди­виды действуют по принципу “незапрещенное разрешено”, а вла­стные субъекты – “неразрешенное запрещено” (см. 8.1.1; 8.1.2.).

Напротив, при неправовом (силовом) регулировании все счи­тается исходно запрещенным и допускается лишь то, что дозво­лено властью. И если поведение людей подчиняется принципу “неразрешенное запрещено”, то это неправовое регулирование.

При правовом способе регуляции люди выступают как субъ­екты права двух основных видов: как свободные индивиды, фор­мально равные в от­ношениях между собой, и как носители власт­ных полномочий – государственно-властные субъ­екты.

Разумеется, свободные индивиды не нуждаются в дозволении того, что они могут делать в силу своей свободы. Чтобы указать пределы правовой свободы, законы должны запрещать, а именно: запрещать все, что не совместимо с правовой свободой – равной свободой всех. Следовательно, ис­ход­ным спо­со­бом определения меры, объ­е­ма правовой сво­бо­ды яв­ля­ют­ся не доз­во­ле­ния, а за­пре­ты. Такова логика правовой регуляции.

Вместе с тем в праве используются и дозволения, адресован­ные индивидам. Но правовые дозволения носят вторичный характер. Они конкретизируют правовую свободу в пределах незапре­щенного и гарантируют минимум свободы.

Правовые запреты определяют максимальную меру свободы: индивидам разрешено все, что не запрещено. Это максимум юри­дически возможного, допустимого. Правовые дозволения опре­деляют минимальную меру свободы (гарантированный минимум).

Например, в ст.503 ГК РФ говорится, что по­ку­па­тель, ко­то­ро­му про­дан то­вар не­над­ле­жа­ще­го ка­че­ст­ва, впра­ве (т.е. ему доз­во­ле­но) по сво­ему вы­бо­ру по­тре­бо­вать за­ме­ны то­ва­ра, умень­ше­ния це­ны, уст­ра­не­ния не­дос­тат­ков, воз­ме­ще­ния рас­хо­дов на уст­ра­не­ние не­дос­тат­ков или воз­вра­та де­нег. Это минимум правовой свободы, гарантированный покупателю на тот случай, если куп­ленный товар окажется ненадлежащего качества. Гарантируя этот минимум, закон устанавливает обязанность продавца выполнить одно из перечисленных требований покупателя. Таким образом, покупателю в отношениях с продавцом, во-первых, разрешено все, что не запрещено (максимум правовой свободы), и в дого­воре купли-продажи может быть любое условие, не запрещенное правом. Во-вторых, независимо от согласия продавца, покупа­телю дозволен любой из вариантов поведения, гарантированных в ст.503 ГК РФ (минимум правовой свободы).

Правовое дозволение, адресованное некоему субъекту, всегда можно рассматривать как косвенный запрет, адресованный дру­гим субъектам. Если в правовом законе прямо говорится, что не­что дозволено, тем самым косвенно запрещается препятствовать тому, что дозволено. Так, в предыдущем примере дозволение по­купателю можно рассматривать как запрет продавцу не выпол­нять законное требование покупателя. Это специальный запрет, адресованный не всем субъектам права, а только тем, кто высту­пает в юридической роли продавца.

Но дозволяющая формулировка может выражать и общепра­вовой запрет. Например, право запрещает нарушать неприкосно­венность частной жизни. Прямая формулировка этого запрета гла­сила бы: “никто не вправе нарушать неприкосновенность частной жизни”. Но в ч.1 ст.23 Конституции РФ этот запрет сформулиро­ван не прямо, а косвенно: “каждый имеет право на неприкосновен­ность частной жизни”. Разумеется, не нужно понимать Конститу­цию так, будто она дозволяет свободным индивидам неприкосно­венность частной жизни. Конституция не дозволяет, а гарантирует неприкосновенность и запрещает кому бы то ни было ее нарушать.

Итак, правовая свобода индивидов означает возможность действовать по принципу “ разрешено все, что не за­прещено пра­вом”. На властных субъектов этот принцип не распространяется. При правовом регулировании властеотношений законы, прежде всего, дозволяют властные полномочия и запрещают употреблять власть за пределами дозволенного.

Государственно-властные субъекты (государственные ор­ганы и должностные лица государства) законодательно наделя­ются властными правомочиями, т.е. только такой компетенцией, которая необходима для обеспечения правовой свободы. По­это­му го­су­дар­ст­вен­но-властным субъектам за­пре­ще­но все, что им не раз­ре­ше­но.

Сле­до­ва­тель­но, с юридической точки зрения, есть обязан­ность подчиняться власти лишь в пределах осуществления власт­ных правомочий, дозволенных законом. Это одно из проявлений принципа формального равенства.

Конечно, в самих отношениях повеления-подчинения ника­кого равенства нет. Формальное равенство остается за пределами этих отношений. Если под­чи­няю­щий­ся обя­за­н под­чи­нять­ся лишь в пре­де­лах того, что право доз­во­ляет по­ве­ле­ваю­щему субъекту, то во всем ос­таль­ном обычные члены общества и люди, высту­пающие от имени государства, формально равны.

Ес­ли же люди, занимающие государственно-властные долж­ности, ставят себя выше остальных за пределами властных пол­номочий (особенно в экономической деятельности), то это оз­на­ча­ет при­ви­ле­гии, что ха­рак­тер­но для не­раз­ви­тых пра­во­вых куль­тур. Ес­ли властные субъекты вообще не ог­ра­ни­че­ны в сво­их пол­но­мо­чи­ях, то­ это орга­ни­зации вла­сти силового типа, дес­по­ти­я.

При силовом ре­гу­ли­ро­ва­нии со­от­но­ше­ние за­пре­тов и доз­во­ле­ний яв­ля­ет­ся прин­ци­пи­аль­но иным. Во-пер­вых, власть верхов­ного правителя (деспота) ог­ра­ни­че­на лишь фактическими адми­нистративно-силовыми ресурсами. Во-вто­рых, под­вла­ст­ные не­сво­бод­ны, а несвободные могут делать только то, что предписано или доз­во­ле­но; все ос­таль­ное за­пре­ще­но. Здесь есть множество спе­ци­аль­ных за­пре­тов – запретов дея­ний, ко­то­рые при­зна­ют­ся опас­ны­ми для существующего порядка. Но эти за­пре­ты лишь дуб­ли­ру­ют ис­ход­ный за­прет на все, что не доз­во­ле­но, и конкре­тизируют наказание.

2.2.4. Критерий различения правовых и правонарушающих законов


Итак, правовое регулирование требует определенного соотноше­ния законодательных запретов и дозволений. Но остается вопрос о мере запрещаемого и дозволяемого. Ес­ли за­ко­но­да­тель за­пре­щает нечто в равной мере для всех, то это еще не зна­чит, что по­лучается непременно пра­во­вой запрет. И ес­ли осу­ще­ст­в­ле­ние вла­сти под­чи­не­но тре­бо­ва­нию “не­раз­ре­шен­ное за­пре­ще­но”, то это еще не зна­чит, что власть наделена правомочиями, ибо не лю­бые доз­во­ле­нные за­кон­ом вла­стные полномочия яв­ля­ют­ся пра­во­выми.

До ка­ко­го же пре­де­ла за­ко­ны мо­гут запрещать и дозволять, не превращаясь в правонарушающие? Что, с позиции правовой свободы, следует запрещать, и что нужно дозволять властным субъектам? И, наоборот, что, с точки зрения права, нельзя запре­щать и соответственно дозволять?

Пра­во не может определяться случайным мнением за­ко­нода­теля о целесообразности либо нецелесообразности тех или иных запретов или дозволений. Должен быть общезначимый критерий, который позволяет и законодателю, и всем остальным субъектам права одинаково судить о том, что по праву следует и что не сле­дует запрещать или разрешать. Это критерий, позволяющий оце­нивать законы как правомерные или правонарушающие.

Как уже говорилось, пра­во­вые за­ко­ны ус­та­нав­ли­ва­ют за­пре­ты ради обеспечения правовой свободы: по пра­ву может быть за­прещено (и должно быть запрещено) то, что несовместимо с рав­ной свободой всех, на­ру­ша­ет сво­бо­ду дру­гих. Точ­но так же госу­дарственно-вла­ст­ные пол­но­мо­чия необходимы и должны дозво­ляться для обеспечения правовой сво­бо­ды, в частности, для при­нуждения к соблюдению правовых запретов.

Правовая свобода существует лишь в таком социуме, в кото­ром признается и властно обеспечивается хотя бы необходимый, неотъемлемый ми­ни­мум исходных прав индивида. Это то, что се­годня мы называем “ес­те­ст­вен­ные и не­от­чу­ж­дае­мые права и сво­боды че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на. Без этих прав люди не могут быть субъектами права. Это то, без чего нет “материи” права. Если за­кон не признает эти права, то он не допускает правовой свободы.

Следовательно, критерий, позволяющий различать правовые и правонарушающие законы, – это минимальная неотъемлемая свобода. Правовой закон не может запрещать то, что относится к минимальной неотъемлемой свободе. Точно так же закон не может доз­во­лять вла­стным субъектам втор­гать­ся в сфе­ру ми­ни­маль­ной не­отъ­ем­ле­мой сво­бо­ды. За­кон­ не про­ти­во­ре­чит праву по­столь­ку, по­сколь­ку он не ограничивает ми­ни­маль­но не­об­хо­ди­мую сво­бо­ду, не на­ру­ша­ет права человека (неотъемлемые права свободных индивидов). Это необходимые и достаточные правовые требования, предъявляемые к законам.

Но это формальные требования. Дело в том, что в каждой правовой культуре есть свои представления о минимальной неотъемлемой свободе. Права человека разные в разных правовых культурах (см. 6.1.1.), и они развиваются по мере исторического прогресса свободы. Минимальная неотъемлемая свобода, права человека – это понятия с исторически изменяющимся содержанием (см. 5.2.1.).

Объем и содержание сво­боды, которая признается минимальной и неотъемлемой в конкретной культуре, определяются развитостью этой культуры. В неразвитой культуре не может быть всех тех прав человека, которые в развитой признаются неотъемлемыми правами. Например, в неразвитой правовой культуре может не быть свободы передвижения и поселения в ее современном понимании, свободы вероисповедания, избирательных и других политических прав и свобод.

Но в любой пра­вовой куль­туре есть хотя бы minimumminimorum – абсолютный минимум пра­вовой свободы. Сюда входят три компонента: личная свобода, собственность и обеспеченная государством безопасность. Личная свобода включает в себя свободу распоряжаться собой и своими способностями, неприкосновен­ность, право на частную жизнь. Собственность означает право быть соб­ственником и право собственника свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Безопасность подразумевает право на государственно-властную защиту от противоправных посягательств, особенно судебную защиту. Без этих прав (взаимосвязанных компонентов правовой свободы) нет свободы вообще.

То, что сегодня признается минимальной неотъемлемой сво­бодой в наиболее развитых правовых культурах, по объему и со­держанию существенно шире, чем названныйminimumminimo­rum. В западноевропейской культуре сегодня признается даже неотъ­емле­мое право на жизнь, что исключает смертную казнь.

Права человека возникают и развива­ются по мере исторического прогресса свободы, независимо от их офи­циального признания, провозглашения и формулирования (разумеется, они нуждаются в таком признании и формулирова­нии). Они существуют не в силу их уста­новления неким власт­ным субъ­ектом, а в силу объективного процесса правообразова­ния (см. 4.3.4.). За­конодатели лишь фиксируют этот процесс. Кроме того, это права не приобретаемые, а первичные (онтологи­чески предшествующие приобретаемым субъективным правам), образующие исходную правосубъектность индивида17.

Отсюда – характеристика прав человека как неотъемлемых и неотчуждаемых: человек не может быть лишен этих прав (чело­век может быть ограничен в пользовании этими правами в рамках юридической ответственности) и не может от них отказаться. В этом смысле права человека не находятся в его распоряжении. Он может не пользоваться ими, но не может их отчуждать.

По традиции права человека называются естествен­ными, но это не значит, что они естественные в прямом смысле – природ­ные, прирожденные или принадлежащие каждому от рождения. Права человека, как и право вообще, – это социокультурное, а не природное явление, и те или иные права принадлежат человеку не “от рождения человеком”, а от рождения в таком социуме (в силу нахождения в таком социуме), в котором эти права призна­ются за каждым человеком.

В современном юридическом языке термин естественные пра­ва че­ло­ве­ка сохраняется, поскольку он подчеркивает, что это права не октроированные, не “дарованные” верховной властью. Они не зависят от усмотре­ния вла­стных субъектов, законодате­лей не только в негативном, но и в позитивном смысле. Законы в национальной правовой культуре не могут отменять или запрещать права человека, которые уже достигнуты этой культурой (законы могут их лишь нарушать). Но точно так же за­коны не могут порождать или учреждать права и свободы, кото­рые еще не достигнуты в национальной правовой культуре.

Права человека в конкретной правовой культуре таковы, ка­ков уровень развития свободы в этой культуре. Если законодательство (и государственные институты) отстает от этого уровня, то на смену старому законодательству революционным путем приходит новое, выражающее права человека в том объеме, кото­рый реально достигнут правовой культурой. Но если законодательство опережает этот уровень, то конституционные и законодательные формулировки о правах человека являются фикцией – в той мере, в которой они опережают реальный уровень развития правовой свободы.

Объем и содержание прав человека в неразвитой правовой культуре не могут быть такими же, как и в развитой, пусть даже эти культуры существуют одновременно. И когда в стране с от­сталой правовой культурой принимается конституция, в которой воспроизводятся формулировки о правах человека, достигнутых в наиболее развитых культурах, то отсталая культура от этого не становится развитой, и права человека не становятся реально­стью. Можно перечислить в конституции все права и свободы, известные на сегодняшний день; но если подавляющее большин­ство населения не осознает их смысл, то конституционные поло­жения о правах человека фиктивны. Конституционный каталог прав и свобод делает человека свободным не более, чем поварен­ная книга – сытым.

Ис­хо­дя из все­го ска­зан­но­го, мож­но пред­ло­жить сле­дую­щее оп­ре­де­ле­ние пра­ва. Пра­во – это сис­те­ма общеобя­за­тельных норм, определяющих меру свободы в обществе и го­су­дарстве по принципу формального равенства.

То же самое определение, сформулированное с учетом взаи­мосвязи права и государства, гласит: “право – это соответст­вующая требова­ниям прин­ципа формального равенства система норм, уста­новлен­ных или санкционированных государством и обеспечен­ных воз­мож­ностью государственного принуждения18.

Глава 3




1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   31


написать администратору сайта