Главная страница

Генезис права, его источники. В.А.Четвернин.Введение в курс общей теории права и государства. Введение в курс общей теории права и государства


Скачать 1.27 Mb.
НазваниеВведение в курс общей теории права и государства
АнкорГенезис права, его источники
Дата25.02.2022
Размер1.27 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВ.А.Четвернин.Введение в курс общей теории права и государства.doc
ТипУчебное пособие
#373825
страница6 из 31
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

ПО­НЯ­ТИЕ ПРА­ВА


Понятие права (и соответствующее понятие государства) представляет собой научное объяснение сущности права в его взаимосвязи с государством. Определение права – простое перечисление его сущностных свойств.

Разные интерпретации права (пра­ва и госу­дарства) означают разные представления о сущности и со­ответственно разные по­ня­тия (концепции) права. Но это не значит, что у права действительно есть разные сущности или множество сущно­стей. Просто есть ошибочные интерпретации, искажающие сущность права или отрицающие наличие у права самостоятельной сущности.

Например, в позитивистских концепциях правом считаются любые нормы, за которыми стоит организованная социальная сила, или законы, по­средством которых организованные группы, обладающие силой, осуществляющие власть, подчиняют своей воле по­ведение всех остальных. В такой интерпретации право в сущности не отличается от внезаконных проявлений социальной силы: право – это всего лишь особое проявление социальной силы, выражение власти, организованное и упорядоченное принуждение. Право (и государство) “вписываются” в силовую парадигму осмысления социальных явлений: помимо силы никакого права не существует, а то, что называется правом, есть лишь разновидность силы, разновидность принуждения.

Иначе говоря, под названием “право” выступает некий объект (совокупность общеобязательных норм), который определяется в рамках неправовой парадигмы. Получается, что право – это объект, у которого нет самостоятельной, собст­венно правовой сущности.

Так происходит подмена понятия: вместо понятия права объясняется властно-приказной аспект социальной регуляции, но при этом используется термин “право”. Праву приписываются сущностные свойства смежных с правом, но неправовых явлений.

Между тем право обладает своей собственной сущностью, которая от­личает его от других способов соционормативной ре­гуляции. Поэтому может быть и есть только одно истинное поня­тие права как специфического социального регулятора, или ау­тентичное, “соб­ственно правовое” поня­тие права. Оно объясняет, чем право в сущности отличается от других, смежных объ­ектов (других видов социальных норм), и не смеши­вает право с дру­гими социальными регуляторами.

По­ня­тие права обозначается че­рез его оп­ре­де­ле­ние. В оп­ре­де­ле­нии пе­ре­чис­ля­ют­ся при­зна­ки, выра­жающие сущность пра­ва и отграничивающие его от других, неправовых регуляторов. По­этому в одной и той же концепции возможно только одно опре­деление права. Разные определения отражают разное понимание сущности права. Другое дело, что формулировки определения могут быть разными. Одно и то же определение у разных авторов или в разном контексте может иметь разное словесно-языковое выражение. Используемые для определения формулировки могут быть краткими и развернутыми, могут определять предмет более и менее точно, могут быть правильными и неправильными. Но все правильные формулировки должны, в сущности, одинаково определять (описывать предел, “определивать”) один и тот же предмет. Например, формулировки “всеобщая и равная мера свободы” и “общеобяза­тельные нормы, соответствующие требованиям формального ра­венства” дают, в сущности, одно и то же определение права.

2.1. Позитивистские интерпретации права

2.1.1. По­ня­тие пра­ва в ле­ги­ст­ских концепциях


Термин “ле­гизм” и производные от него формы про­ис­хо­дят от ла­тин­ско­го lex – legis (за­кон). В легистских концепциях пра­вом счи­та­ют­ся принудительные нор­мы (нормы за­ко­нов и иных нор­ма­тив­ных ак­тов) не­за­ви­си­мо от их со­дер­жа­ния.

Есть два ос­нов­ных ва­ри­ан­та ле­ги­зма – клас­си­че­ский ле­ги­ст­ский по­зи­ти­виз­м и в ле­ги­ст­ский нео­по­зи­ти­виз­м.

Тео­рия клас­си­че­ско­го ле­ги­зма раз­ра­бо­та­на в кон­це XIX в., но и по­ны­не она со­хра­ня­ет свое влия­ние в юрис­пру­ден­ции, осо­бен­но в Рос­сии. Соз­да­те­ля­ми ле­ги­ст­ско­го по­зи­ти­виз­ма бы­ли в Анг­лии – Дж.Ос­тин, в Гер­ма­нии – К.Бер­гбом, К.Гербер и П.Ла­банд, в Рос­сии – Г.Ф.Шер­ше­не­вич и др.

Ле­ги­ст­ский по­зи­ти­визм неверно на­зы­ва­ть по­зи­ти­виз­мом юри­ди­че­ским. На­зва­ние “юри­ди­че­ский” про­ис­хо­дит от ла­тин­ско­го ius – iuris (пра­во). По­зи­ти­ви­сты же в сво­ей интерпретации ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся за­ко­ном, отождествляют право и закон. Сле­до­ва­тель­но, это по­зи­ти­визм не юридический, а ле­ги­ст­ский, за­кон­нический.

Легистский позитивизм объясняет правовые нормы как про­дукт властно-приказной дея­тель­но­сти го­су­дар­ст­ва и при­пи­сывает го­сударственной власти, законодателю исключитель­ную правотворческую способность. Исключительно власть якобы по­рож­дает, творит право, является источником права.

Кре­до ле­ги­ст­ско­го по­зи­ти­виз­ма наиболее точно вы­ра­зил Ос­тин: пра­во есть при­каз су­ве­ре­на, но­си­теля вер­хов­ной вла­сти. От этого определения ни­чем, по существу, не отличается часто используе­мое в постсоветской учебной литературе: пра­во есть со­во­куп­ность принудительных, об­ще­обя­за­тель­ных норм, ус­та­нов­лен­ных или санк­цио­ни­ро­ван­ных го­су­дар­ст­вом.

По логике легистского позитивизма, го­су­дар­ст­во пер­вич­но, а пра­во вто­рич­но. Поэтому по­ня­тие пра­ва оп­ре­де­ля­ет­ся че­рез по­ня­тие го­су­дар­ст­ва. Причем используется так называемое со­цио­ло­ги­че­ское (по существу – силовое)по­ня­тие го­су­дар­ст­ва(см. 3.3.). В этом понятии го­су­дар­ст­во предстает как со­ци­аль­ный организм, обладающий монопольной принудительной силой, как вер­хов­ная вла­сть, всесиль­ная, ничем не ограниченная, спо­соб­ная эффек­тивно устанавли­вать и поддерживать принудительный порядок. Отсюда выте­кает, что право – это нормы и предписываемый ими порядок, которые следует соблюдать под угрозой государст­венно-власт­ного принуждения и наказания.

Таким образом, в легистском позитивизме, во-первых, пра­во рассматривается как нечто, производное от государства (без го­су­дар­ст­ва не мо­жет быть пра­ва). Во-вторых, государство мыс­лится как организация чисто силового типа. Следовательно, право интерпретируется как нор­мативное выражение и проявление силы властных субъ­ек­тов.

Ко­гда легисты го­во­рят “право, как оно есть”, или “по­зи­тив­ное пра­во”, они име­ют в ви­ду официальные установления лю­бо­го со­дер­жа­ния, да­же абсурдные (например: о пожаре сообщать не позже чем за два часа до его начала). Законы считаются пра­вом не­за­ви­си­мо от то­го, как их со­дер­жа­ние оце­ни­ва­ет­ся с мо­раль­но-эти­че­ской, ре­ли­ги­оз­ной, тео­ре­ти­ко-по­зна­ва­тель­ной или ка­кой-ни­будь дру­гой по­зи­ции. Пра­во, го­во­рят легисты, бывает хо­ро­шим и пло­хим, пра­виль­ным и не­пра­виль­ным, спра­вед­ли­вым и не­спра­вед­ли­вым, но все эти оцен­ки не име­ют ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к по­ня­тию пра­ва. Так, Остин писал: “Существование права – это одна вещь, а его достоинство или недос­таток – это другая вещь. Су­ществует право или не существует – это одно исследование; со­гласуется право с каким-либо стандар­том или не согласуется – это другое исследование. Действующее право является правом, даже если оказывается, что оно нам не нравится или отличается от текста, который мы одобряем”1.

Это высказывание свидетельствует о гносеологической ограниченности легизма (и позитивизма вообще). Свою неспособность к познанию сущности права (правового закона) легисты приписывают и своим оппонентам, сводя всю проблему к тому, что законные установления кому-то нравятся, а кому-то – нет.

Отсюда ясно, что легизм и позитивизм в целом включают в себя элемент апо­ло­гии существующего политического порядка и за­коно­дательства (властного регулирования): “право” (мнение законо­дателя о том, что нужно считать правом здесь и сегодня) можно лишь комментировать, анализировать, но нельзя подвергать критической оценке, нельзя оценивать закон с по­зиций знания о праве, правовых принципах, ценностях и т.д.

Любая версия ле­гизма от­ри­ца­ет первичные пра­ва че­ло­ве­ка в го­су­дар­ст­ве. С точ­ки зре­ния классического легизма, че­ловек существует в государстве не как свободный субъект, а как подчиненный объект власти, и у него есть толь­ко такие пра­ва и сво­бо­ды, которые ус­та­нов­лен­ы (да­ро­ваны) за­ко­но­да­те­лем, верховным правителем, сувереном. При этом счи­тается, что соблюдение прав и свобод обязательно для частных лиц, но не для самого суверена. Суверен мо­жет и от­ме­нить дарованные пра­ва, ибо он со­блю­да­ет их по сво­ей “доб­рой во­ле”. Ес­ли ка­кой-либо официальный акт про­ти­во­ре­чит ос­нов­ным пра­вам, то это не зна­чит, что го­су­дар­ст­во на­ру­ша­ет пра­ва гра­ж­дан; суверен не обя­за­н их со­блю­дать.

Мар­кси­ст­ская (советская) концепция государства и пра­ваэто раз­но­вид­ность ле­ги­ст­ско­го позитивизма. Толь­ко эта кон­цепция офи­ци­аль­но при­зна­ва­лась в СССР, и открытое от­сту­п­ле­ние от нее преследовалось как преступление. И в постсовет­ское время многие рос­сий­ские пра­во­ве­ды, теоре­тическая по­зиция ко­торых сформировалась при со­ветской власти, являются сто­рон­ни­ка­ми ле­ги­ст­ско­го по­зи­ти­виз­ма, включая его марксист­скую вер­сию.

В пер­вой по­ло­ви­не ХХ в. возникла теория легистского неопо­зитивизма. Ее ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми яв­ля­ют­ся Г.Кель­зен, ав­ст­ри­ец по про­ис­хо­ж­де­нию, дол­гое вре­мя про­жив­ший в США, а так­же анг­ли­ча­нин Х.Л.А.Харт.

Клас­си­че­ский ле­ги­ст­ский по­зи­ти­визм объ­яс­нял пра­во (при­нудительные нормы) че­рез силовое по­ня­тие го­су­дар­ст­ва, т.е. объ­яс­нял право как не­что вто­рич­ное по от­но­ше­нию к вер­хов­ной вла­сти. Нео­по­зи­ти­визм по­ста­вил за­да­чу – объ­яс­нить пра­во, не при­бегая к силовому понятию государства, объяснить его “в чис­том ви­де”, взяв его та­ким, “как оно есть”. При этом не под­вер­га­лось со­мне­нию, что пра­во, “как оно есть” – это за­ко­ны и дру­гие офи­ци­аль­ные ак­ты не­за­ви­си­мо от их со­дер­жа­ния.

Нео­по­зи­ти­визм, воспринимая законы как данность, предлагает следующее фор­малистическое объяснение пра­ва: это при­ну­ди­тель­ные нор­мы, ос­но­ван­ные на дру­гих при­ну­ди­тель­ных нор­мах, со­став­ляю­щие в со­во­куп­но­сти ие­рар­хи­че­скую сис­те­му пред­пи­са­ний, снаб­жен­ных санк­ция­ми. За­кон в этой иерархии признается пра­вом, по­то­му что есть при­ну­ди­тель­ная нор­ма бо­лее вы­со­ко­го ран­га – кон­сти­ту­ция, ко­то­рая пред­пи­сы­ва­ет: за­ко­ны долж­ны со­блю­дать­ся. На вер­ши­ну ие­рар­хии ставится ги­по­те­ти­че­ская ос­нов­ная нор­ма, которая требует соблюдать конституцию.

В дей­ст­ви­тель­но­сти ни­ка­кой “ос­нов­ной нор­мы” нет2. Ле­ги­ст­ский нео­по­зи­ти­визм, отказавшись от силового по­ня­тия го­су­дар­ст­ва, объ­яс­ня­ет за­кон че­рез сам за­кон: один норма­тивный акт проистекает из дру­гого нормативного акта. Государство же интерпретируется как властный порядок, установленный за­ко­нами (см. 3.4.).

2.1.2. Понятие пра­ва в позитивистской социологической концепции


Если в легист­ских концепциях правом называются официально установленные нормы, норматив­ные акты, то в позитивистской социологи­ческой концепции – офици­альные решения конкрет­ных дел, споров, ситуаций. В этом от­ношении социологиче­ская интерпретация противо­стоит ле­гист­ской. В социоло­гической “действительным правом” (“на­стоящим”, “живым”) считаются не нор­мы за­конов или су­деб­ных преце­ден­тов, а субъективные права и обязанно­сти, уста­нов­ленные судьями или администрато­рами в кон­крет­ных де­лах. Тем не менее, это разно­видность позитивизма: пра­во ото­жде­ст­в­ля­ется с су­деб­ны­ми (а так­же ад­ми­ни­ст­ра­тив­ны­ми) ре­ше­ния­ми не­за­ви­си­мо от их со­дер­жа­ния.

Со­цио­ло­ги­че­ская концепция рас­про­стра­не­на, пре­жде всего, в США, а также в дру­гих стра­нах об­ще­го пра­ва (от английского commonlaw). Сюда вхо­дят Анг­лия и бывшие анг­лийские колонии – Ав­ст­ра­лия, Ка­на­да, Ин­дия и др.

К соз­данию позитивистской социологической юриспру­ден­ция при­ча­ст­ны и рос­сий­ские пра­во­ве­ды, творившие на ру­беже XIX–ХХ вв. – С.А.Му­ром­цев, Н.М.Кор­ку­нов, Л.И.Пет­ра­жиц­кий (соз­да­тель “пси­хо­ло­ги­че­ской шко­лы пра­ва”). Тео­ре­ти­ков со­цио­ло­ги­че­ской юри­с­пру­ден­ции было не­ма­ло и в других стра­нах кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пы – Э.Дюркгейм во Франции, Е.Эрлих в Ав­стро-Венгрии, М.Вебер, Т.Гайгер и Н.Луман в Германии.

В США социологическая концепция права характерна не только для н­а­уки, но и для пра­во­соз­на­ния прак­ти­кую­щих юри­стов. Что ка­са­ется нау­ки, то в США возникло особое направление социологической юрис­пру­ден­ции – так назы­вае­мый американ­ский правовой реализм (Дж.Ч.Грей, О.У.Холмс, Б.Кардозо, Дж.Фрэнк, К.Ллевеллин). В ос­нове взглядов американских “реа­листов” лежат характерные для англо-аме­риканской право­вой культуры представления о том, что пра­во рождается в про­цессе разрешения споров, возникаю­щих в кон­кретных жизнен­ных си­туациях. Боль­шинство авторитетов американ­ского “ре­а­лиз­ма” в свое время были судьями высших судов. В их теории отра­жаются особенности судебной практики в США.

Во всех странах общего права (не только в США) суды имеют возможность принимать решения ad hoc (исходя из об­стоя­тельств дан­ного дела), вырабатывать в процессе право­судия но­вые нормы. Например, суд может применить некий преце­дент как подходящий для данного дела, но мо­жет и не приме­нить его, устано­вив, что прецедент для этого дела не под­хо­дит. Если суд не най­дет подходящих пре­цедентов, то он при­мет ре­шение ad hoc, и если это – автори­тет­ный (высокий) суд, то реше­ние станет прецедентом, обязательным для других судов. Также следует иметь в виду, что более или менее слож­ному делу мо­гут быть ре­левантны несколько прецедентов, каждый из кото­рых можно считать применимым или неприме­нимым к данному делу, а су­дья должен выбрать лишь один из них.

Связь социологической концепции именно с американ­ской пра­вовой системой объясняется тем, что американ­ские суды всегда были свя­заны существующими прецедентами в меньшей мере, нежели анг­лийские суды. В противовес ортодоксальной анг­лий­ской док­трине, ко­торая подчеркивает невозможность для судьи при рас­смотре­нии дела давать новое толкование имею­ще­гося преце­дента, американ­ская доктрина делает акцент на творче­ской мис­сии правосу­дия3.

При та­ком воль­ном об­ра­ще­нии су­дов с за­ко­нами и прецедентами может возникнуть впечатление, что лю­бые офици­альные нормы (не только законы) “мертвы”, если они не при­меня­ются судом, и что они “оживают”, когда суд, применяя норму, уста­навливает субъективные права и обязан­ности. По­это­му сто­рон­ни­ки “пра­во­во­го реа­лиз­ма” про­ти­во­пос­тав­ля­ют “мерт­вый за­кон” и создаваемое правосу­ди­ем “жи­вое пра­во”, т.е. права и обязанности, установленные в су­деб­ных ре­ше­ниях. Они счи­та­ют, что за­ко­ны – это лишь не­кие ли­те­ра­тур­ные тек­сты, со­чи­нения на пра­во­вую те­му и что законное “книж­ное пра­во” (lawinbooks) мо­жет быть весь­ма да­ле­ким от жиз­ни. Оно счи­та­ет­ся лишь предположением то­го, что в дей­ст­ви­тель­но­сти бу­дут де­лать су­ды.

Точно так же нельзя заранее утверждать, что суд в опре­де­ленном деле, тем более – сложном, будет применять тот или иной прецедент. О применении прецедента можно гово­рить лишь с некоторой ве­роятностью. Следовательно, с такой по­зиции нельзя понимать право и как систему норм, ус­та­нов­лен­ных в су­дебных пре­це­ден­тах. Тем бо­лее что есть множество су­дебных прецедентов, которые уже не применя­ются и фактически не будут применяться никогда, хотя фор­мально их никто не от­менял.

С такой позиции “реальное право” (lawinaction) – это то, что всякий раз тво­рят су­ды и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные ор­га­ны, ко­гда они ус­та­нав­ли­ва­ют субъ­ек­тив­ные пра­ва и юри­ди­че­ские обя­зан­но­сти уча­ст­ни­ков конкретных от­но­ше­ний. “Пра­во – это то, что ска­зал су­дья” (О.У.Холмс) – в этом вы­ра­жа­ет­ся кре­до “реа­ли­стов”.

При­чем “жи­вое пра­во” счи­та­ет­ся пра­вом не по­то­му, что су­деб­ные ре­ше­ния об­ла­да­ют осо­бым, пра­во­вым, со­дер­жа­ни­ем, а по­то­му, что эти ре­ше­ния реально порождают обяза­тельные по­след­ствия для тех, кому они адресованы.

Дей­ст­ви­тель­но, су­ды иг­ра­ют важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии пра­во­по­ряд­ка в стра­нах, где есть не­за­ви­си­мо­е пра­во­су­дие. Осо­бен­но это от­но­сит­ся к стра­нам об­ще­го пра­ва, так как здесь до­пус­ка­ют­ся су­деб­ные ре­ше­ния praeter legem (помимо, в обход закона) и даже contra legem (вопреки закону, опровер­гающие закон). В стра­нах общего права наи­бо­лее пред­поч­ти­тель­ной фор­мой пра­во­вых ре­ше­ний счи­та­ет­ся не ста­тут­ное, а “су­дей­ское пра­во”.

Но от­сю­да еще не сле­ду­ет, что судебная практика по оп­ре­де­лению порождает “истинное право” и что лю­бое су­деб­ное ре­ше­ние яв­ля­ет­ся пра­во­вым по сво­ему со­дер­жа­нию. Позитивистская со­цио­ло­ги­че­ская концепция не да­ет со­дер­жа­тель­но­го кри­те­рия пра­во­вых ре­ше­ний, не по­зво­ля­ет от­ли­чать пра­во­вые ре­ше­ния от не­пра­вовых по их со­дер­жа­нию.

Вместе с тем, и в ошибочных интерпретациях права можно найти рацио­нальное зерно. Так, в легистской интерпретации подчеркива­ется важ­ность законной формы правовых норм. В социоло­ги­ческой же, прежде всего, верно (см. 7.3.2.) отме­чено, что не все за­коноположения играют регулирующую роль, а только те, ко­то­рые применяются, реа­ли­зу­ют­ся в пра­во­от­но­ше­ни­ях (законоотно­шениях).

Кроме того, следует согласиться с утверждением, что при­тя­за­ния, ос­но­ван­ные на за­ко­не (“за­кон­ные пра­ва”) или выте­каю­щие из договора, могут быть субъ­ек­тив­ны­ми пра­ва­ми лишь по­столь­ку, по­сколь­ку они за­щи­ща­ют­ся су­дом. Это так называемая юстициабельность субъек­тивных прав. Иначе говоря, не может быть субъ­ективного права, кото­рое нельзя защитить в суде. При­тяза­ние, которое не призна­ется су­дом, есть либо произволь­ное притяза­ние, либо притязание правовое по су­ще­ству, которое, тем не менее, в дан­ной культуре (национальной право­вой сис­теме) не имеет (пока еще не имеет) официаль­ного признания и защиты.

Однако из юстициабельности субъективных прав вовсе не следует, что любые притязания, за­щи­щае­мые судами в опре­де­ленной стране, являются правовыми независимо от их со­дер­жа­ния. Сторонники же рассмотренной концепции утверждают, что в зависимости от общественного мнения и других меняющихся со­циальных факторов суды в разное время могут принимать проти­воположные решения, и все эти решения нужно считать право­выми.

При­ме­ром такого “меняющегося права” называют от­но­ше­ние Вер­хов­но­го су­да США к ра­со­вой сег­ре­га­ции. Первоначально, в соответствии с прецедентом Верховного суда по делу DredScottv. Sandford (1857), рабы не считались гражда­нами США и рассматривались как конституционно гарантиро­ванная собственность их хозяев. После отмены рабства было провозгла­шено политическое равноправие граж­дан независимо расы, цвета кожи и прежнего нахождения в рабстве. XIV по­правка к Консти­туции США установила, что ни один штат не должен издавать законы, ограничивающие не­прикосновенность граждан, и не мо­жет отказать гражданам в равной для всех за­щите закона. Однако многие штаты законо­дательно установили режим расовой сегре­гации, который фор­мально гарантировал раздельное (по расо­вому признаку) поль­зование равными пра­вами, а фактически за­прещал неграм и цветным пользоваться правами наравне с бе­лыми.

В ча­ст­но­сти, за­ко­ны шта­тов ус­та­нови­ли раз­де­ле­ние по ра­сам в сис­те­ме на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния, что мож­но рас­це­ни­вать как на­ру­ше­ние Кон­сти­ту­ции США. Но Верховный суд США в реше­нии по делу Plessy v. Ferguson (1896) постановил, что расовая сег­ре­га­ция не про­ти­во­ре­чит кон­сти­ту­ци­он­но­му прин­ци­пу рав­но­пра­вия, так как пред­ста­ви­те­ли раз­ных рас поль­зу­ют­ся, хо­тя и раз­дель­но, рав­ны­ми пра­ва­ми (“разделенные, но равные”).

Покуда об­ще­ст­вен­ное мне­ние вы­сту­па­ло за со­хранение ра­со­вой сег­ре­га­ции, суды ссылались на прецедент 1896 г. Но ко­гда в 1954 г. Вер­хов­ный суд вновь столк­нул­ся с про­бле­мой кон­сти­ту­ци­он­но­сти ра­со­вой сег­ре­га­ции в системе народ­ного образования, об­ще­ст­вен­ное мне­ние уже вы­сту­па­ло про­тив ра­со­вой сег­ре­га­ции. И Суд при­нял зна­ме­ни­тое ре­ше­ние по де­лу Бра­ун про­тив Ко­ми­те­та по об­ра­зо­ва­нию4, в ко­то­ром при­знал сег­ре­га­цию не­кон­сти­ту­ци­он­ной. Суд постано­вил, что разделение людей одинакового возраста и способно­стей по расовому при­знаку может нанести непоправимый пси­хический вред. Это ре­ше­ние ста­ло ос­но­ва­ни­ем для за­пре­та лю­бой сег­ре­га­ции и дис­кри­ми­на­ции, не толь­ко ос­но­ван­ной на ра­со­вых пред­рас­суд­ках, но и по при­зна­кам по­ла, ре­ли­гии, на­цио­наль­но­сти и т.д.5

С рассмотренной здесь со­цио­ло­ги­че­ской пози­ции, оба ре­ше­ния Вер­хов­но­го су­да США – при­знаю­щее ра­со­вую сег­ре­га­цию некон­сти­ту­ци­он­ной и про­ти­во­по­лож­ное – яв­ля­ют­ся оди­на­ко­во “пра­во­вы­ми”. То, что имеет фактическую силу здесь и се­годня, считается пра­вом.

Та­ким об­ра­зом, позитивистская со­цио­ло­ги­че­ская концепция права, в сущности, не от­ли­ча­ет­ся от ле­ги­ст­ских: в обе­их интерпретациях пра­вом на­зы­ва­ют­ся об­ла­даю­щие фак­ти­че­ской си­лой вла­ст­ные ак­ты, не­за­ви­си­мо от их со­дер­жа­ния.

2.1.3. Морально-эти­че­ская интерпретация пра­ва


Морально-этические представления о праве и законе в той или иной мере присутствуют в общественном сознании во всех пра­вовых культурах и все времена.

Морально-эти­че­ская интерпретация права, на первый взгляд, отличается от позитивистских интерпретаций, выступает с претензией объяснить, какие законы следует считать противоправными. Однако это негодная попытка различения права и закона, она не выходит за пределы позитивизма и легизма. Правда, в легистской интерпретации вопрос о содержании законов вообще не включается в понятие права. В моральной этот вопрос ставится (можно ли считать правом любой закон?), но остается без ответа.

Сторонники моральной интерпретации права настаивают на том, что “право” (законы с произвольным содержанием) не может быть аморальным, безнравственным, но сами же себя опровергают, соглашаясь с тем, что мораль, разная у разных людей, не может быть критерием права. Они отдают решение вопроса о моральности права на усмотрение законодателей и судей. Поэтому моральная интерпретация, в конечном счете, остается в рамках позитивистского типа правопонимания.

В морально-этической интерпретации права происходит подмена по­нятия справедли­во­сти. Спра­вед­ли­вость интерпретируется как моральный принцип, но в действительности это – юридическая ка­те­гория, вы­ра­жающая сущность права (см. 2.2.2.).

Сторонники моральной трактовки справедливости утверждают, что не­спра­вед­ли­вый за­кон – это уже не пра­во, но тут же добавляют, что спра­вед­ли­вость, не воз­ве­ден­ная в за­кон, – это еще не пра­во. (Получается, что сама по себе спра­ведли­вость есть нечто доправовое, внеправовое и, в ко­нечном счете, неправовое).Они исходят из того, что в обществе существует плю­ра­лизм мо­раль­но-эти­че­ских воззрений и поэтому бытуют разные представления о справедливости. У разных социальных групп и даже у разных индивидов могут быть разные критерии справедливого и несправедливого, разное понимание справедливости. То, что справед­ливо для одних, несправедливо для других, а право должно быть одинаковым для всех. Отсюда делается вывод, что за­ко­но­да­тель, для того чтобы создать право, дол­жен на­хо­дить и закреплять в законе ком­про­мисс представлений о спра­вед­ли­во­сти.

Данная концепция, основанная на заблуждениях, крайне противоречива и не выдерживает никакой критики. Прежде всего, она лишена логики.

Допустим, суждения о справедливости относятся к сфере морали. Далее, допустим, что не может быть всеобщей, универсальной справедливости. Но в таком случае утверждение, что несправедливый закон – это не право, утрачивает всякий смысл. Ибо закон, неспра­вед­ли­вый с од­ной мо­раль­но-эти­че­ской по­зи­ции, с дру­гой по­зи­ции оказывается ­спра­вед­ли­вым. Кто же может авторитетно судить о справедливости закона? Сам законодатель? Тогда получится, что справедливость и мнение законодателя о справедливости – одно и то же.

Теперь допустим, что законодатель способен находить компромисс между разными этическими позициями и устанавливать законы, справедливые для всех или хотя бы для большинства. Но в этом случае опровергается второе суждение: спра­вед­ли­вость, не воз­ве­ден­ная в за­кон – это еще не пра­во. Если эта “компромиссная” справедливость делает законы правовыми, то это – правовая справедливость. В сущности, она и есть право, или принцип права.

Но именно в рассматриваемой концепции такой вывод невозможен, ибо она основана на ложной посылке, будто бы понятие справедливости относится к сфере морали.

В действительности в ней речь идет не о спра­ведливости и даже не о разных представлениях о справедливости, а о мно­же­ст­ве существующих в общественном сознании заблуждений на счет спра­вед­ли­во­сти. В рамках этих заблуждений справедливыми требованиями совершенно безосновательно называется то, что кому-то желательно или выгодно, что соответствует частным, партикулярным, групповым потребностям и интересам, а то, что им противоречит, столь же безосновательно оценивается как несправедливость. Само слово “справедливость” весьма привлекательно, а поэтому несправедливые притязания нередко возводятся в ранг требований “истинной справедливости”. Особенно это относится к представлениям о так называемой социальной спра­вед­ли­во­сти. Здесь под видом справедливых требований выступают притязания на социальные блага со стороны тех, кто при распределении этих благ оказывается в не­вы­год­ном по­ло­же­нии. Требования “социальной справедливости” – это обычно тре­бо­ва­ния при­ви­ле­гий или урав­ни­лов­ки. Например, с точ­ки зре­ния бед­ных, со­ци­аль­ная спра­вед­ли­вость тре­бу­ет ус­та­но­вить вы­со­кие став­ки на­ло­гов для бо­га­тых и низ­кие для бед­ных.

Моральная интерпретация права не по­зво­ля­ет по­нять соб­ст­вен­но пра­во­вую при­ро­ду естественных прав че­ло­ве­ка. В этой интерпретации по­лу­ча­ет­ся, что ес­те­ст­вен­ные пра­ва – это лишь мо­раль­ные, т.е. “до­правовые” тре­бо­ва­ния. Они ста­но­вят­ся “юри­ди­че­ски­ми” пра­ва­ми лишь то­гда, ко­гда они за­кре­п­ля­ют­ся за­ко­но­м. С та­ким объяснением прав че­ло­ве­ка со­гла­сят­ся все позитивисты.

Такая интерпретация приводит к тому, что к правам человека причисляются неправовые притязания, если они оправданы с какой-то моральной, религиозной, мировоззренческой, экономической или подобной позиции и если они получают официальное признание.

Моральная интерпретация права вносит путаницу в общественное пра­восознание и в теорию права, не способствует формированию юри­ди­ческого правопонимания.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


написать администратору сайта