Генезис права, его источники. В.А.Четвернин.Введение в курс общей теории права и государства. Введение в курс общей теории права и государства
Скачать 1.27 Mb.
|
ПРАВОПОНИМАНИЕ1.1. Предмет общей теории права и государстваОбщая теория права и государства (для краткости – теория права и государства) занимает фундаментальное место в системе юридических наук и учебных дисциплин. Предмет теории права и государства – право и государство как абстракции, их сущностные свойства. Общая теория не занимается изучением специфики отдельных отраслей права, что является задачей отраслевых юридических наук (гражданского права, конституционного, уголовного, административного, процессуального, трудового и т.д.). При этом теория права и государства использует знания и особенно теоретические (объяснительные) положения, накопленные отраслевыми юридическими науками. Теория рассматривает право и государство не в отдельно взятой стране, не в конкретную историческую эпоху, а в их сущности, в общих чертах и в историческом развитии. Но, прежде всего, теория ориентируется на современные, наиболее развитые формы права и государственности. Теория права и государства использует идеальные понятия, выражающие сущность правовых и государственных явлений. Она стремится абстрагироваться, отвлечься от конкретных различий между этими явлениями в отдельных странах. В ее задачу не входит описание специфики права и государства в отдельной стране, например, в России. Она не занимается страноведением и сравнительным анализом. Последнее входит в предмет юридической компаративистики (сравнительного правоведения) и отраслевых сравнительных дисциплин, таких как конституционное право зарубежных стран (сравнительное конституционное право), сравнительное частное право и т.д. Но теория получает новое знание, пользуясь данными сравнительного правоведения, и в рамках учебной дисциплины общетеоретические рассуждения иллюстрируются конкретными примерами, а поскольку настоящий учебник рассчитан на российского читателя, то российская государственно-правовая действительность чаще служит материалом для иллюстраций общих понятий. Правда, право и государство и в России находятся на стадии посттоталитарного развития, а поэтому российские примеры нередко показывают исключения из общего правила и подчеркивают неразвитость российской правовой системы. Теория права и государства фиксирует исторические различия между правовыми системами прошлого и современности, выделяет исторические типы права и государства. Но ее не интересует конкретное историческое развитие права и государства в отдельных странах. Это предмет истории права и государства. Современная теория как наука и особенно как учебная дисциплина постоянно обращается к историческому наследию в области правовой мысли, использует государственно-правовые идеи, понятия, теоретические конструкции, выработанные в юриспруденции начиная со времен греко-римской античности. Но юридические учения прошлого в учебном курсе теории права и государства систематически и подробно не излагаются. Они составляют предмет особой науки и учебной дисциплины – истории правовых и политических учений. Теория как дисциплина объясняет, что такое право и государство. Примерно тем же самым занимается философия права. Однако это разные науки и учебные дисциплины. Если определить специфику философии права в первом приближении, то можно сказать, что она объясняет сущность права (и государства) в общем и целом, выражает его смысл, назначение, ценность, роль в жизни человека, общества и государства, а также объясняет, каким должно быть право (и государство) с точки зрения сегодняшнего знания о наиболее развитых правовых системах1. Теория права и государства изучает те же объекты (право и государство), но в отличие от философии права теория анализирует их более подробно, развернуто, раскрывает сущность права и государства не только в общем и целом, а в многообразии ее проявлений. Например, теория изучает официальные источники права, его систему и структуру, его действие и применение, нарушение и восстановление и т.д. И все же различие предметов теории и философии права относительно. Теория опирается на положения философии права, и учебный курс теории права и государства включает в себя философско-правовые вопросы о типах правопонимания и основных концепциях права и государства, о ценности права и другие. Среди наук, близких к теории права и государства следует назвать социологию права и политологию, включающую в себя социологию государства. Они отличаются от теории и, особенно от философии права тем, что они не интересуются вопросами о том, какими должны быть право и государство, об идеальных типах права и государства. Они изучают примерно те же объекты, что и теория, но своим способом. Они анализируют правовые и государственные явления как данные, доступные познанию в их конкретном эмпирическом выражении. Это прикладные науки и дисциплины, тесно связанные с практикой. Они изучают не только право и государство, но и все общественные и политические явления и процессы, которые связаны с правом и государством. Например, социология права не интересуется вопросом о сущности права, а изучает многообразие конкретных правовых явлений и, прежде всего, правоотношения, поведение людей под воздействием правовых норм и т.д. Политология не рассматривает государство с правовой точки зрения. Она интересуется всем, что связано с политикой, политической властью и рассматривает государство в рамках своего предмета как один из политических институтов. Теория права и государства в своих абстракциях учитывает выводы социологии права и политологии. Теория права и государства как наука и как учебная дисциплина изучает два объекта – право как систему норм и государство как политико-правовую организацию, политико-правовые институты. Вместе с тем она имеет единый предмет – сущностные свойства права и государства в их единстве 2. Право и государство взаимосвязаны, и одно не существует без другого. Поэтому и теоретические вопросы права и государства, в сущности, связаны друг с другом. Исследователь должен рассматривать понятие права и понятие государства как два необходимых взаимодополняющих компонента единого общего понятия права и государства. Отсюда с необходимостью вытекает единство предмета науки и учебной дисциплины “теория права и государства”. Однако есть разные интерпретации права и государства, их сущностного единства – юридическая, т.е. собственно правовая, и неправовые интерпретации права и государства (силовые, морально-этические и другие). В юридической интерпретации право объясняется как самостоятельный социальный регулятор (особый способ соционормативной регуляции), а государство с его законами – как правовая организация власти, как власть, которая обеспечивает правопорядок, защищает право. Таким образом, в юриспруденции (системно целостной науке о праве) государство интерпретируется как правовое явление. В юридической теории права и государства единство ее предмета обеспечивается юридическим объяснением государства. В юриспруденции логически первичным, базовым, предметообразующим является понятие права, а понятие государства является вторичным, зависимым от понятия права3. В едином юридическом понятии права и государства предполагается правовое понятие государства. Такова юридическая парадигма (теоретико-смысловая модель) права и государства. Из неправовых наиболее распространена силовая (потестарная) интерпретация сущностного единства права и государства. В этой интерпретации государство предстает как верховная социальная сила, которая устанавливает общеобязательные нормы – право. Государственная власть первична, а право вторично, производно от силы, воплощенной в государстве. Право – это приказ, властное веление, “продукт” властно-приказной деятельности, проявление той же силовой сущности. Такова силовая парадигма государства и права. Именно в рамках силовой парадигмы строилась теория государства и права в бывшем СССР – и как наука, и как учебная дисциплина. При советской власти официально признавалась и допускалась лишь одна теория – марксистская. Главное в ней – учение о классовой борьбе, о классовом насилии и о так называемой диктатуре пролетариата. В советской теории государство и право объединялись понятием классового насилия: государство – это организация (аппарат) классового насилия, право – инструмент классового насилия4. В постсоветской России марксистская идеология в науке открыто уже почти не признается. Принципиальное различие юридической интерпретации и всех иных, неюридических интерпретаций права и государства можно обозначить как два типа правопонимания – юридический и позитивистский5 (от лат. positio – установление). В последнем правом считается все, что официально установлено, предписано, официально признано в качестве права, и только это. Правопонимание (определенный тип правопонимания) – это, прежде всего, решение (определенный вариант решения) вопроса о соотношении права и закона, права и власти, права и силы. Правопониманием определяется предмет, и даже порядок слов в названии теоретической дисциплины. Наука и соответствующая дисциплина, преподававшаяся в советский период, называются теорией государства и права, поскольку в этой теории понятие государства первично, а то, что эта теория признает правом (приказы верховной власти, законы), вторично, производно от государства (верховной власти). Если же наука или дисциплина обозначается как теория права и государства, то это подчеркивает первичный характер понятия права в едином понятии права и государства. Такая теория не объясняет право через понятие закона, установленного государством, а исходит из различения права и закона и объясняет государство через право. Любая юридическая, т.е. правовая в собственном смысле, теоретическая дисциплина различает право и закон, право и власть, право и силу, государство и деспотию. Только на такой основе можно объяснять государство юридически – как силу, защищающую право, как власть, которая своими законами должна обеспечивать и не должна нарушать право. |