Генезис права, его источники. В.А.Четвернин.Введение в курс общей теории права и государства. Введение в курс общей теории права и государства
Скачать 1.27 Mb.
|
4.3. Исторический генезис права и государстваПраво и государство возникают как взаимосвязанные и единые в своей сущности формы свободы. Этот тезис раскрывается, в основном, в трех положениях. Во-первых, правовая свобода как способ социального бытия достигается при переходе первобытного общества к отношениям собственности. Во-вторых, частное право складывается как регулятор отношений обмена, в которые вступают отдельные свободные индивиды – собственники. В-третьих, публичное право формируется как совокупность норм, обеспечивающих свободу человека в политическом сообществе. По мере становления публичного права происходит политогенез правового типа (формирование государственности). А именно: происходит замещение общинной потестарной власти властными институтами и отношениями правового типа. Формируются публично-правовые сообщества (ός, civitas), в которых властные субъекты обязаны действовать в целях обеспечения права и выполнения общих дел субъектов права (граждан, подданных). 4.3.1. Правогенез и собственностьВ системе регуляции первобытного общества не было какого бы то ни было “раннего права”, которое впоследствии трансформировалось в право цивилизованное. В этом обществе человек не существовал как индивид (отдельный человек, личность), был “растворен” в коллективе, а сам коллектив существовал как часть природы, естественной среды обитания. Действовали доправовые регуляторы, поддерживавшие баланс в отношениях человеческих популяций с природой. Первые соционормативные системы жестко регламентировали взаимоотношения человеческих общностей с природной средой обитания и отношения между коллективами и внутри коллективов по поводу добычи и потребления естественных продуктов22. Право же возникло тогда, когда человек стал создавать особый, отделенный от природы мир своего существования – цивилизованную культуру. Причем такую культуру, в которой человек мог быть свободным, относительно независимым и от природы, и от других представителей своего вида, рода, общины, коллектива. Возникновение права породило и соответствующий тип публичной политической власти – государство. Право и государство возникают постольку, поскольку есть свободные индивиды, и тогда, когда свободные становятся социально значимой группой. Поэтому говорить об историческом генезисе права можно лишь применительно к цивилизации персоноцентристского типа. Свободные как социально значимая группа возможны только в обществе, в котором существует собственность (см. 2.2.2.). Следовательно, исторический генезис права обусловлен возникновением собственности (частной собственности). Собственность же исторически возникает тогда, когда избыточный продукт, производимый в обществе, присваивается отдельными членами общества. Последнее возможно постольку, поскольку отдельные члены общества самостоятельно используют средства производства (в аграрном обществе – это земля). Собственность есть необходимое условие и важнейший компонент свободы. Люди могут быть свободными (от других членов сообщества) лишь тогда, когда в обществе официально признаются и защищаются отношения собственности. Собственность позволяет членам общества, присваивающим часть производимого в обществе продукта, быть относительно независимыми в удовлетворении потребностей. Как свободные, они лишь формально независимы друг от друга. Фактически они нуждаются друг в друге, в социальных ролях и качествах друг друга, в товарах и услугах, которые сами не производят, и поэтому вступают в отношения обмена. В процессе разложения первобытной общины реально свободными, поначалу становятся лишь реальные собственники. Далее происходит разделение сообщества на имущих и неимущих, попадающих в имущественную, а затем и личную зависимость от реальных собственников. Когда имущие становятся социально значимой группой (в марксистской терминологии – имущим, эксплуататорским классом), они конституируют себя уже в качестве формально свободных, в качестве тех, кто имеет право быть собственником – в отличие от тех, кому теперь это не дозволено. Они устанавливают такой порядок, при котором остальным запрещено быть собственниками. В этом качестве они отделяют себя от иных социальных групп, прежде всего – рабов. В отношениях свободного обмена сталкиваются частные интересы субъектов, признающих друг друга собственниками обмениваемых благ. Для регулирования этих коллизий требуется новый соционормативный регулятор, новые социальные нормы. Эти нормы складываются в отношениях эквивалентного обмена, в которые вступают субъекты-собственники, признающие друг друга равными (формально равными). Таким образом, право возникает как социальный регулятор, который упорядочивает взаимодействие свободных субъектов в отношениях эквивалентного социального обмена. Это нормы, которые, во-первых, гарантируют свободу, формальную независимость человека в обществе и, во-вторых, признают равную свободу формально независимых друг от друга субъектов. 4.3.2. Возникновение гражданской цивилизацииНа рубеже II и I тысячелетий до Р.Х. возникли земледельческие общины, а затем и локально-цивилизационные общности (античные полисы), относящиеся к цивилизации персоноцентристского типа (греко-римская гражданская цивилизация). Здесь главной ценностью, определявшей основные черты цивилизации, стала свобода граждан полиса. Здесь сложились отношения собственности и нормативная форма свободного общения – право, образовалась институциональная форма свободы – полисное государство (города-республики). Зарождение гражданской цивилизации выглядит случайным в эпоху господства общинных цивилизаций. Но у этой случайности есть объяснение. В ландшафтно-климатических условиях северного средиземноморья для создания культурного ландшафта, обеспечивавшего сельскохозяйственное производство, не требовалось проведения широкомасштабных ирригационных работ. Здесь преобладало парцеллярное земледелие. Потребляемый продукт производился малыми производственными коллективами, раздробленными мелкими и мельчайшими земледельческими хозяйствами23. Именно это сделало возможным присвоение производимого продукта и собственность. Присвоение производимого продукта происходит тогда и постольку, когда и поскольку для получения этого продукта не требуются совместные усилия всех членов локального сообщества. Если достаточно усилий семейно-производственного коллектива, то возникает локально-цивилизационная общность, в которой эти коллективы становятся собственниками получаемого продукта. В отношениях обмена, в которые вступают эти коллективы, в роли собственника обмениваемых благ выступает глава коллектива (фигура типа pater familias). Так появляется фигура индивидуального субъекта-собственника, основного субъекта права. В гражданской цивилизации нет нужды в тотальной власти, которая регламентировала бы производство и обменные связи. Субъектами экономической жизни здесь выступают свободные индивиды, которые действуют по правилам эквивалентного обмена и создают органы управления, обеспечивающие соблюдение этих правил. Так формируются право и государство. В общинной цивилизации деспотическая власть необходима для организации крупных производственных коллективов в качестве социальной системы и для удовлетворения всего комплекса потребностей человека в рамках этой системы. Здесь публично-властные связи пронизывают всю систему, опосредствуют отношения обмена. Без этих властных связей система разрушится. В гражданской же цивилизации взаимодействуют свободные субъекты, интегрированные в социальную систему преимущественно рыночными отношениями. В этом контексте можно рассматривать право как социальный регулятор, который обеспечивает удовлетворение потребностей без обязательного публично-властного опосредования. Здесь существуют связи (частноправовые отношения), интегрирующие систему без непосредственного участия политической власти, дающие свободу выбора при удовлетворении потребностей. Деспотическая власть обеспечивает всеобщее внеэкономическое принуждение к труду и организует необходимое разделение труда. Благодаря этому, даже при низком развитии производительных сил, производится достаточный продукт. На ранней стадии гражданской цивилизации (в аграрном обществе) тоже используется внеэкономическое принуждение. Но это принуждение – в отношении несвободных (рабов), составляющих лишь часть населения. Свобода одних обеспечивается несвободой других. Ибо низкий уровень развития производительных сил в аграрном обществе не обеспечивает материальную базу для свободного существования всех членов сообщества. Несвободные вовлекаются в общественное производство силовым путем, и при этом они потребляют минимально необходимую долю производимого продукта. За счет этого другие существуют как свободные члены сообщества. Причем силовое принуждение рабов не является общим делом граждан и не может быть публично-властным принуждением (насилием “эксплуататорского государства” над “эксплуатируемыми массами”). Здесь несвободные являются объектом не публичной власти, а частной собственности и частной власти. Иначе говоря, первоначально в аграрном обществе свободу обеспечивает институт частного рабовладения. Свобода исторически возникает в процессе дифференциации сообщества на свободных и несвободных, благодаря разделению на свободных и рабов и достигается постольку, поскольку рабовладение укладывается в отношения частной собственности. Точно так же в эпоху феодализма свобода одних была возможной лишь благодаря частичной несвободе других. Итак, гражданская цивилизация начинается как рабовладельческая цивилизация. Это не значит, что право и государство возникают из разделения на свободных и рабов – для регулирования отношений между свободными и несвободными. Использование рабской рабочей силы представляет собой неправовую форму отношений. Но первоначально эта неправовая форма служит условием существования правовой свободы. 4.3.3. Правогенез и политогенезВозникновение государственности не достаточно рассматривать как всего лишь переход сообщества к профессиональному управлению и объяснять такой переход усложнением социальной системы. Свобода субъектов, действующих в социальной системе, означает, что некоторые процессы в этой системе, например в экономике, протекают как саморегулирующиеся процессы и не нуждаются в публично-властном опосредовании. Это делает систему более простой для управления, так как ограничивает сферу и функции управленческой деятельности. Поэтому сам по себе рост такой системы не влечет за собой необходимость постоянно действующего и, тем более, силового политического регулятора. В условиях становления правовой свободы одновременно происходит политогенез правового типа. Было бы абсурдным предполагать, что правовая свобода возникает при силовом политическом господстве или что в условиях правовой свободы возникнет организация политической власти неправового, силового типа. Как было сказано выше, любые общеобязательные социальные нормы требуют авторитетных социальных институтов, которые обеспечивают нормативный порядок. Причем правовые нормы требуют властных институтов, подчиненных праву. Необходимость поддерживать правовой порядок заставляет создавать постоянно действующие властные органы, призванные формулировать правовые нормы и обеспечивать их реализацию. Иначе говоря, правогенез порождает государство. В правовом сообществе выделяется совокупность поддерживающих правопорядок властных субъектов, а их полномочия и функции определяются нормами права. В зачаточном виде право может существовать и до образования государства. Но исторический процесс формирования права с необходимостью влечет за собой формирование государства – систему постоянно действующих властных органов, обеспечивающих правовую свободу и обладающих монополией на принуждение к соблюдению правовых норм. Первоначально правовые нормы в какой-то мере могут поддерживаться институтами родоплеменного сообщества. Но правогенез разрушает родоплеменные структуры. Институты потестарной власти подчиняли человека интересам родоплеменного сообщества и тем самым интегрировали общину. С появлением собственности эгоистические частные интересы разрушают целостность и жизнеспособность старого сообщества. Поэтому в прежнем своем качестве имеющиеся властные институты непригодны для обеспечения правового общения. Нужны властные институты, которые действовали бы в интересах свободных субъектов-собственников. Прежде всего, должна измениться функция властной организации сообщества. Функциональное изменение влечет за собой и структурные изменения в организации власти, появление новых органов власти, изменение роли правителей и народного собрания и т.д. Политогенез изменяет форму права (см. 7.4.). Если первоначально нормы права закрепляются в форме обычая, то по мере формирования государственных институтов обычай не только санкционируется властным авторитетом, но и дополняется, а затем и вытесняется официальной формой выражения права. Причем сначала преобладает прецедентная официальная форма: суды и другие властные органы, разрешая конкретные споры о праве, формулируют нормы, которыми они пользуются в дальнейшей практике. Законная же форма права преобладает уже в относительно развитых правовых систем, например, в классическом римском праве. Итак, во-первых, в ходе политогенеза правового типа формируются властные органы, встающие над родоплеменным сообществом, обеспечивающие правовую свободу. Во-вторых, правовые нормы, связывающие субъектов права в гражданское сообщество типа ός, предполагают формирование центрального аппарата управления, авторитетно формулирующего правовые нормы и охраняющего правопорядок. 4.3.4. Механизм правообразования. Частное право и публичное правоВ контексте генезиса права необходимо различать правообразование и официальное правотворчество. Первое – независимый от законодателя, и в этом смысле объективный, процесс формирования права. Правообразование происходит по мере исторического прогресса свободы и проявляется в виде новых форм свободного взаимодействия людей. Второе – сознательно-волевая процедура формулирования правовых норм в законах и других официальных актах24. Говоря об объективном процессе формирования права, не следует полагать, что это процесс чисто стихийный и что правовые нормы возникают помимо воли и сознания субъектов права. Правовые нормы вырабатываются правосознанием, складываются в сознательно-волевых отношениях между свободными индивидами, признаются сообществом субъектов права и формулируются властными субъектами, законодателями. Другими словами, не существует какого-то идеального объективного права. В ходе исторического процесса правообразования постепенно обособились две взаимосвязанные сферы правового общения – сфера частного права и сфера публичного права. Нормы частного права – это нормы, регулирующие отношения частных лиц. Точнее, это нормы отношений обмена, сторонами которых являются свободные индивиды и другие частные лица, выступающие в этих отношениях как формально равные и формально независимые друг от друга субъекты. В этих отношениях нет повеления и подчинения сторон. Государственные органы, если они участвуют в частноправовых отношениях, выступают в этих отношениях как субъекты частного права, т.е. не обладают здесь властными полномочиями. Нормы частного права сначала складываются в отношениях частных лиц, а затем официально выражаются, формулируются как признанные, гарантированные государством образцы (модели) поведения. В случае нарушения нормы частного права лишь потерпевшее частное лицо вправе заявить о совершении правонарушения (деликта). Причем на ранней исторической стадии правогенеза в случаях нарушения нормы частного права полномочия преследования, принуждения и даже наказания правонарушителя принадлежали самому потерпевшему. Правомерность действий потерпевшего в отношении правонарушителя санкционировалась и контролировалась тем коллективом субъектов права, к которому принадлежали обе стороны. По мере формирования государства (с возникновением судов и органов исполнительной власти, с утверждением государственной монополии на принуждение) реагирование на частноправовой деликт, юридическое преследование, принуждение и, тем более, наказание правонарушителя превратились в публично-правовую функцию. Однако и в исторически развитой правовой ситуации правопорядок позволяет потерпевшему частному лицу самому потребовать от правонарушителя соблюдения нормы частного права, угрожая принуждением со стороны государства. Нормы публичного права регулируют отношения, в которых хотя бы одной стороной выступает публично-властный субъект (государство, государственный орган), осуществляющий властные полномочия. К публичному относятся конституционное, уголовное, административное, процессуальное право (см. 9.2.1.). Публично-правовые нормы складываются или вырабатываются в процессе осуществления государственной власти. При установлении новых норм публичного права законодатели или суды руководствуются требованиями обеспечения правовой свободы, выраженными в общественном правосознании. Нормы публичного права содержат предписания определенного поведения, обязательные для адресатов нормы. При нарушении этих норм полномочия принудительного их осуществления, преследования и наказания правонарушителей принадлежат не потерпевшим от деликтов, а компетентным государственным органам. Но в начале правогенеза еще не было разделения частного и публичного права. Так, нормы, предшествовавшие современным нормам уголовного права о преступлениях против личности и собственности, первоначально могли функционировать по той же схеме, что и нормы частного права: потерпевший или его родственники требовали компенсации или мстили преступнику, если он находился в их власти, причем мера воздаяния за преступление контролировалась коллективом субъектов права и его органами. Если же преступник был недосягаем для потерпевшего, то последний обращался за защитой к коллективу и его органам. Конечно, нормы, наказывающие за преступления против коллектива (против общественной безопасности и порядка), всегда применялись самим коллективом или его органами. По мере формирования государства применение санкций уголовного права превратилось в монополию компетентных государственных органов. Но у индивида как частного лица сохранилось право на самозащиту от преступных посягательств вплоть до причинения вреда посягающему лицу. Нормы (новые нормы) частного права даже в развитых правовых системах складываются, как правило, в форме обычая, а затем выражаются в официальной форме. Официальной форме публичного права, особенно в исторически неразвитых культурах, тоже предшествуют публичноправовые обычаи. Но по мере развития законодательства и судебной практики публичноправовой обычай становится анахронизмом; например, сохранение в Великобритании некоторых конституционных норм в форме обычая – это один из архаизмов британской правовой системы. В сфере публичного права сознательно-волевая, творческая роль законодателя (официальное правоустановление) играет гораздо большую роль, нежели в сфере частного права. Правогенез начинается в сфере обмена, в отношениях товарообмена (обмена социальными благами). Обмен может быть эквивалентным (равное обменивают на равное) и произвольным (например, тот, у кого больше силы, навязывает другому условия обмена). Субъекты, участвующие в отношениях свободного обмена, являются собственниками обмениваемых благ и признают друг друга таковыми. В отношениях свободных субъектов-собственников произвол неприемлем: либо тот, кому навязывают невыгодные условия, не будет участвовать в таком обмене, либо прекратятся отношения собственности25. Поэтому нормальные отношения обмена между свободными субъектами-собственниками возможны лишь как отношения эквивалентного, справедливого обмена, как отношения формального равенства, договорные отношения. Это и есть правовые отношения, в которых складываются частноправовые нормы, иначе – нормы эквивалентного обмена (купли-продажи, мены, займа, найма, дарения, перевозки, хранения, поручительства, брачно-семейные нормы и т.д.). Имеются в виду дозаконные правоотношения, нормы которых закрепляются в форме обычая, а затем официально признаются и формулируются судьями и законодателями. Таким образом, во-первых, частное право формируется в отношениях свободного обмена, или товарообмена. Во-вторых, участники этих отношений, товаровладельцы выступают как свободные субъекты, формально равные и формально независимые друг от друга. В-третьих, в отношениях свободного обмена достигается эквивалентность обмениваемых социальных благ, или уравнивающая справедливость26. Нормы частного права в какой-то мере могут соблюдаться без принуждения – например, в той мере, в которой субъекты отношений обмена считают полезным придерживаться принципа эквивалентности. Но между собственниками неизбежно существуют противоречия и конфликты. Для регулирования этих коллизий сообщество создает государственные органы, задача которых – обеспечение правовой свободы. В процессе формирования и развития этих органов вырабатываются нормы публичного права, в соответствии с которыми действуют эти органы. Более подробно взаимосвязь частного права и публичного права можно объяснить следующим образом. Для нормальных отношений обмена необходимо публично-властное признание и обеспечение правовой свободы. Люди могут быть субъектами частного права (владеть, пользоваться и распоряжаться обмениваемыми социальными благами), когда обладают необходимым для этого, гарантированным объемом (количеством) свободы. Иначе говоря, они должны обладать исходным правовым статусом, который необходим для самостоятельного участия в правоотношениях. Этот статус взаимно признается внутри круга правового общения и гарантируется властными органами. В исторически неразвитых правовых культурах этот статус отличает субъектов права, или полноправных субъектов, от иных категорий населения. Такой исходный правовой статус проявляется в виде набора первичных прав. В условиях разделения на свободных и несвободных, полноправных и неполноправных это права полноправных граждан или сословные права-привилегии. Первоначально это права, составляющие лишь абсолютный минимум правовой свободы (см. 2.2.4.). В основе первичных прав лежат притязания участников обмена на признание их правосубъектности. Эти притязания суть не произвольные желания, а притязания на такую меру индивидуальной свободы, которая уже объективно возможна в конкретной культуре. Они – результат субъективного осознания этой объективной возможности. С одной стороны, эти права, или правопритязания, взаимно признаются субъектами обмена, когда они заключают договоры и устанавливают взаимные права и обязанности. С другой стороны, эти права должны официально признаваться и защищаться институтами публичной власти. Последнее не означает, что древние законодатели составляли “каталоги” основных прав и свобод или хотя бы формулировали эти права в отдельных законах. Официальное провозглашение основных прав не является непременным условием их существования. Для того чтобы фундаментальные правовые притязания имели официально-властное признание, выражение и защиту, не обязательно перечислять их в специальном законе. Они гарантируются уже постольку, поскольку законы и другие официальные акты защищают правовую свободу. В этих актах принципы правовой свободы конкретизируются применительно к различным социальным ситуациям, “развертываются” в систему правил поведения27. Как уже было сказано, в структуре публичного права различаются нормы конституционного, уголовного, административного и процессуального права. Причем эта структура проявляется уже на ранней стадии правогенеза. Ранние нормы конституционного права (как и все нормы права, они возникают в форме обычая) определяют круг полноправных субъектов, способных вступать в отношения обмена, участвовать в народном собрании (собрании полноправных субъектов), занимать властные должности, пользоваться судебной защитой и нести юридическую ответственность. Для защиты нормальных отношений обмена нужны нормы уголовного права, которые угрозой наказания охраняют жизнь и здоровье, свободу и личную неприкосновенность, имущество полноправных субъектов, а также иных субъектов права. Для пресечения правонарушений требуются полиция и нормы административного (полицейского) права, в соответствии с которыми действует полиция. Наконец, для разрешения споров о праве и наказания правонарушителей нужны суды и нормы процессуального права, регламентирующие судебную процедуру (см. 9.2.1.). Такова логика объективного процесса правообразования. Глава 5 |