Главная страница
Навигация по странице:

  • «КАК МЕДВЕЖОНОК КАТАЛСЯ НА МАШИНЕ»

  • «НАЗОВИ, ЧТО ЭТО, И СКАЖИ КАКОЙ»

  • «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖАЕТ»

  • Как Галя испугалась гусей

  • Как козленок испугался грома

  • Как кот Васька чуть не поймал золотую рыбку

  • Как у Светы улетели воздушные шары

  • Игры, направленные на развитие памяти детей «Игра в слова». Цель

  • «Осенние листья». Цель

  • «Гуляем по зоопарку». Цель

  • «Гуляем по лесу». Цель

  • «Вкус и запах». Цель

  • «Разрезанная картинка». Цель

  • «Игра в стихи». Цель

  • «Игры со стихами». Цель

  • «Опиши картинку». Цель

  • Развитие речи. Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук Догадайся, что звучит


    Скачать 99.02 Kb.
    НазваниеВведение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук Догадайся, что звучит
    Дата23.03.2022
    Размер99.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРазвитие речи.docx
    ТипДокументы
    #410747
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    «СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ И ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ»

    Цель: Обозначать словом совершаемые и предполагаемые действия.

    Детям показывают картинку и просят вначале сказать, что делает персонаж, затем, что он будет делать. Например: девочка кормит куклу; покормит и уложит спать.

    «ЗАКОНЧИ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

    Цель:  Подбирать   глаголы,   обозначающие   окончания   действий.

    Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает:

    Оля проснулась и ...  (стала умываться).

    Коля оделся и ... (побежал гулять).

    Он замерз и ... (пошел домой).

    Зайчик испугался и ...  (убежал, спрятался).

    Ира обиделась и ...  (заплакала).

    Взрослый интонацией показывает незавершенность предложения.

    «ЧТО ДЕЛАЕТ НАТАША?»

    Цель: Определять   последовательность   действий,   образовывать глагольный семантический ряд.

    На столе кукольная комната: стол на столе книга, кукла Наташа сидит на диване. Взрослый говорит:

    — Сегодня Наташа осталась дома одна. Сначала она почитала книгу: вот так. А что сделала Наташа потом?

    Дети называют действия куклы, взрослый показывает: Наташа рисует, оделась, взяла кусочек хлеба, пошла на улицу, стала кормить воробьев.

    В заключение вместе с детьми вспоминаем и называем по порядку все действия куклы.

    «КАК МЕДВЕЖОНОК КАТАЛСЯ НА МАШИНЕ»

    Цель: Выделить глагольный ряд, на основе которого выстроен сюжет.

    Рассказываем и показываем:

    —   Решил медвежонок покататься на машине. Сел он и поехал. Ехал-ехал и вдруг слышит: с-с-с — колесо спустилось. Медвежонок остановился, вышел и стал накачивать колесо: с-с-с. Накачал и поехал дальше.

    После инсценировки просим детей назвать все, что делал медвежонок (решил покататься... сел... поехал... слышит... остановился...   вышел...   стал   накачивать  колесо...   накачал...   поехал).

    «НАЗОВИ, ЧТО ЭТО, И СКАЖИ  КАКОЙ»

    Цель:  Выделять объект и его основной признак в двух предложениях, связанных цепной местоименной связью.

    Из коробки с игрушками дети вынимают по одной игрушке, называют и говорят, какая она, например: «Это мяч. Он круглый».

    «ОБЪЯСНИ БУРАТИНО»

    Цель: Строить высказывание из двух предложений, связанных между собой по смыслу.

    Буратино, называя предметы на картинках, ошибается. Дети его исправляют, например: «Это репа. Она желтая».

    «КТО ПОЗВАЛ?»

    Цель: Составлять элементарное описание, содержащее название объекта и одного из его признаков.

    У детей в руках игрушки. Один ребенок водящий. Каждый игрок по очереди должен окликнуть водящего. Водящий называет окликнувшего и 'говорит, что у того в руках, например: «Это Дима. У Димы коричневый мишка».

    Игру можно проводить и без игрушек. При этом водящий ребенок должен назвать какую-либо деталь или детали внешнего вида позвавшего ребенка. Например: «Это Света. У Светы розовое платье и красный бант».

    «У КОГО КТО?»

    Цель:  Составлять описание игрушки вместе со взрослым или другим ребенком.

    Взрослый и ребенок составляют описания разных животных. Начинает взрослый.

    —   У меня утенок.

    Ребенок называет свою игрушку

    —  Ay меня цыпленок.

    —  Утенок желтый.

    —  И цыпленок желтый.

    —  У утенка большие красные лапы.

    —  А у цыпленка лапки маленькие... И т. д.

    Сначала берутся игрушки, похожие друг на друга внешне, отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать совсем разные игрушки. Например: лягушонка и гусенка, медведя и зайца, курочку и козлика.

    «ВСТАНЬ В КРУГ»

    Цель: Составлять коллективное описание игрушки.

    В комнату вносят новую игрушку. Дети берутся за руки и образуют круг, в центре которого игрушка. Первый играющий (вначале это взрослый) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает описание. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки.

    «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖАЕТ»

    Цель: Составить рассказ по заданной схеме вместе со взрослым.

    Взрослый начинает фразу, а дети ее заканчивают каждый по-разному.

    Мама купила Алеше ... Она была ... Алеше захотелось ... Тут пришел ... Они стали ...

    На клумбе росли ...  Они были  ... Таня  взяла  ... и  стала  ...

    У Светы заболел ... Пришел ... Он ... Света ...

    Решил щенок ... Тут пришел ... и спрашивает ... Щенок отвечает ... Тогда котенок сказал ... И стали они ...

    «ПОЕЗД»

    Цель: Составлять коллективное повествование.

    Детям говорят, что они будут вагончиками. Вагончики должны прицепиться друг к другу, но прицепиться сможет только тот, кто внимательно слушал, на чем остановился его товарищ, и правильно продолжил рассказ.

    Взрослый. В лесу жил ...

    1-й ребенок. Трусливый зайчик.

    2-й ребенок. Один раз он пошел гулять.

    3-й ребенок. Вдруг он увидел большую змею.

    4-й ребенок. Зайчик испугался и убежал.

    В качестве помощи детям взрослый повторяет последнее слово или всю фразу предыдущего ребенка, тем самым задерживая внимание очередного рассказчика на сюжетной линии. Если и в этом случае пауза затягивается, взрослый подсказывает начало следующей фразы. Дети, составившие рассказ, изображают поезд, который едет по комнате.

    «КОЗЛЯТА И ЗАЙЧИК»

    Цель: Заканчивать сказку по ее началу.

    Материалы6  Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик с барабаном.

    Спрашиваем детей, помнят ли они сказку про козу с козлятами. Кратко напоминаем начало сказки, демонстрируя на фла-нелеграфе фигурки персонажей.

    Предлагаем послушать, что было дальше. Рассказываем: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький... (показываем зайчика)».

    —  Зайчик, — говорят дети.

    —  Взрослый. Зайчик говорит ...

    Дети. Не бойтесь меня, это я — маленький зайчик. Взрослый. Козлята ... Дети. Впустили зайчика. Взрослый. Они угостили его ... Дети. Капусткой, морковкой. Взрослый. Потом они стали ...

    Дети.   Играть,   веселиться.   Зайчик  играл   на   барабане, а козлята танцевали, прыгали.

    «ТЕРЕМОК»

    Цель: Составлять описание игрушек.

    Каждый ребенок выбирает для себя игрушку в образе какого-нибудь животного. Все животные по очереди приходят к теремку и просят впустить их. Взрослый берет на себя роль животного, первым поселившегося в теремке. Он просит детей описать животных. Описание является условием для того, чтобы попасть в теремок, например:

    Ребенок. Кто-кто в теремочке живет?

    Взрослый. Я — мышка-норушка. А ты кто?

    Ребенок. Я—лягушка-квакушка.

    Взрослый. А ты какая? Расскажи про себя.

    Ребенок. Я зеленая. Сама маленькая, а глаза большие. Люблю плавать, хорошо прыгаю.

    В начале инсценировки взрослый может дать образец описания внешнего вида от имени своего героя: «Я—серенькая, маленькая, с длинным хвостом, люблю грызть корки. Кто я? Угадай!»

    В теремок могут приходить разные животные и звери, а не только те, что в сказке.

    Взрослый может предлагать различные ситуации, не связанные с сюжетом сказки, и разыгрывать их вместе с детьми. Примеры   некоторых   сюжетов  для   игр-инсценировок  даются   ниже.

    Как Галя испугалась гусей

    Галя приехала к бабушке в деревню. Один раз она гуляла недалеко от реки. Галя рвала ... (цветы и плела венок). Вдруг она услышала, что сзади кто-то зашипел: П: in in' Галя обернулась и увидела... (большого гуся). Она ... (испугалась и побежала домой). Прибежала к бабушке и рассказывает ... (Я испугалась гуся. Он был такой большой, с длинной шеей, красным клювом. Он громко шипел и хотел меня ущипнуть). Бабушка ...  (успокоила Галю).

    Если ребенок в рассказе опускает описание гуся, можно от имени бабушки спросить, какой был гусь.

    Козленок испугался и

    Как козленок испугался грома

    Жил-был ... (козленок). Он любил ... (гулять и щипать травку). Один раз ... (он пошел на лужок). Вдруг ... (налетел ветер, загремел гром, полил дождь). . (задрожал). Тут идет ... (девочка с зонтиком). Она увидела козленка и спросила... (Почему ты так дрожишь?) Козленок ответил ... (Я боюсь грома и дождя). Девочка сказала ... (Не бойся! Дождь скоро кончится). Она ... (укрыла козленка под зонтиком).

    Как котенок потерялся

    Пошел Вася с котенком гулять. Котенок был маленький и глупый. Он увидел ... (бабочку, побежал за ней и отстал от Васи). Стоит котенок и не знает, куда ему идти. Тут идет ... (девочка Катя). Она увидела котенка и спрашивает ... (Что ты здесь делаешь?) Котенок отвечает ... (Я пошел гулять с Васей. Вдруг увидел бабочку и побежал за ней. Бабочка улетела, а я остался один). Девочка ... (взяла котенка с собой). Она ... (отнесла его Васе).

    Если на вопрос «Что ты здесь делаешь?» ребенок отвечает одним предложением, его нужно спросить, что случилось с котенком.

    Как кот Васька чуть не поймал золотую рыбку

    Папа купил Леше рыбку. Она была ... (желтая, с красным хвостиком) и плавала в большой банке. Леша долго любовался своей рыбкой. Когда он ушел, к столу подкрался ... (кот Васька). Он ... (запрыгнул на стол, сунул лапу в банку и стал ловить рыбку). Кот хотел ... (съесть рыбку). Тут пришел Леша и ...  (прогнал кота).

    На другой день Леша рассказал ребятам в детском саду про свою рыбку ... (У меня есть рыбка. Она вся желтая, а хвостик красный. Кот Васька чуть не съел мою рыбку. Он залез на стол и стал лапой ловить рыбку. Я его прогнал).

    Как у Светы улетели воздушные шары

    У Спеты были воздушные шарики. Она любила с ними гулять. Один раз, когда Света шла с шариками но улице, поднялся сильный ветер. Он вырвал из рук Светы шарики, и они улетели. Свете стало жалко шарики, и она заплакала. Мимо пробегал маленький ... (зайчик). Он ... (спросил^* Светы: «Почему ты плачешь?»). Света рассказала ... (У меня были шарики. Я гуляла с ними. Вдруг налетел сильный ветер. Я не смогла удержать шарики. Они улетели). Зайчик успокоил девочку. Он сказал ... (Не плачь! Я угощу тебя морковкой). Потом они стали ... (весело играть).

    Игры, направленные на развитие памяти детей

    «Игра в слова».

    Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

    Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

    ВНИМАНИЕ! слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

    ПОВТОРИ!

    Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»).

    Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

    «Осенние листья».

    Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

    Задание. «Посмотри на этот лист. Запомни его».

    Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных. (Как правило, эту задачку никому не удается решить сразу, поэтому можно повторить несколько раз). Когда задача будет решена, нужно подробно обсудить с ребенком то, как он запоминал. Необходимо детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т.д.  

    «Гуляем по зоопарку».

    Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

    Ребенку дают 10 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом картинки следует убрать. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку.

    Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».

    Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…

    Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках.

    Задание 2. Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.

    Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.

    Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

    Задание 5. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.

     «Гуляем по лесу».

    Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

    Инструкция: «Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я не называла».

    Итак, сорока, кукушка, дрозд, малиновка, дятел.

    Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. Если ребенок затрудняется, то ему предложить воспользоваться картинками.

    Задание 2. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.

    «Вкус и запах».

    Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

    Задание 1. Представь лимон.

    - Каков он на вкус?

    - Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи об этом.

    - Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

    Задание 2. Нарисуй лимон.

    Задание 3. Представь апельсин.

    -

    Каков он на вкус?

    - Вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом.

    - Какого цвета апельсин?

    - Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

    Задание 4. Нарисуй апельсин.

    Задание 5. Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?

    «Разрезанная картинка».

    Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.

    Материал: цветная открытка (картинка) с изображением предмета разрезается на несколько частей.

    Инструкция: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. Далее следует опять предложить ему собрать первую картинку – пусть пробует различные варианты, не следует торопить его.

    Задание 1. Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее.

     Если при выполнении задания обнаруживается хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребенком. Для этого можно использовать следующие вопросы:

    - Что изображено на картинке?

    - Какой формы твой рисунок?

    - Какого цвета твой рисунок?

    При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей, штрихов и т.д. в рисунке ребенка.

    «Игра в стихи».

    Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

    Представь, что Пятачку Ослик подарил мяч. Пятачку очень понравился подарок, и он сочинил стихотворение про этот мяч:

    Мой веселый, звонкий мяч,

    Ты куда пустился вскачь?

    Красный, желтый, голубой,

                                   Не угнаться за тобой.

    (на самом деле автором является А.Барто).

    Пятачок был очень доволен своим стихотворением и решил превратить его в песенку. Спой еще так, как пел Пятачок.

    Однажды Пятачок решил поделиться своей песенкой с Винни Пухом. Подумай, как эту же песенку спел Винни.

    Винни Пух был очень доволен своим исполнением. Однажды он решил спеть ее Зайцу. Заяц не мог петь так, как пел медведь. Подумай, как Заяц пел эту песенку?

    Заяц был очень добрый и решил подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, и спела песенку по-своему. Подумай, как Заяц пел эту песенку?

    Заяц был очень добрый и решил подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, и спела песенку по-своему. Подумай, как эту песенку могла спеть Ежиха Матрена.

    Задание. Спой еще раз песню про мяч так, как ее пели Пятачок, Винни Пух, Заяц и Ежиха.

    Скажи, чем похожи, а чем отличаются варианты этой песенки.

    Для того, чтобы задание было легче выполнить, надо вспомнить тембры голосов и интонации наших героев.

    «Игры со стихами».

    Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

    Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе стихотворение про бобра. Я прочитаю его только один раз. Слушай внимательно!»

    БОБР

    Посмотри-ка на бобра:

    Без пилы, без топора

    Валит он в лесу осину –

    Стрит в заводи плотину!

    Зубы крепкие бобра

    Поострее топора.

    Н. Костарев

    Задание 1. Скажи, что делает бобер? Зачем он это делает? Что помогает бобру строить плотину?

    После вопросов-ответов можно начать учить стихотворение. Это окажется довольно простым делом, так как ребенок уже почувствовал информацию. Нужно повторять стихотворение, пока ребенок не выучит его наизусть.

    Вариант 2.

    Все то же самое проделать с другими стихотворениями.

    БЕЛКА

    Белка сушит сыроежки

    Лапкой с ветки рвет орешки,

    Все запасы в кладовой

    Пригодятся ей зимой.

    З. Александрова

    «Опиши картинку».

    Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо.

    Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта