Welcome to hell, my friend! Вопрос 1
Скачать 223.21 Kb.
|
Вопрос 10. Устройство речевого аппарата и органы произношения. Речевой аппарат - совокупность органов речи. К ним относятся: губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма. Весь речевой аппарат лингвистически, т.е. с точки зрения образования звуков речи можно разделить на три части: - всё, что ниже гортани; - гортань; - всё, что выше гортани. 1) состоит из 2 лёгких, 2 бронхов и трахеи; Функция – нагнетание струи воздуха, нужной для образования звуков речи, посредством напряжения мускулов диафрагмы; 2) состоит из 2 больших хрящей: перстневидного и щитовидного – эти хрящи образуют остов гортани, внутри которого натянуты мускулистые плёнки в виде занавеса. Верхние края занавеса прикреплены к внутренним стенкам щитовидного хряща, нижние – к маленьким пирамидальным хрящам (имеют вид треугольников, могут сдвигаться/раздвигаться). Центральные края занавеса из мускулистой плёнки называются голосовыми связками (эластичны, могут укорачиваться, растягиваться, раздвигаться на разную ширину раствора, быть расслабленными или напряженными). Пространство между голосовыми связками называется межсвязочной щелью, между пирамидальными хрящами – межхрящевой щелью. Обе эти щели в совокупности образуют голосовую щель. Струя воздуха, выходящая из трахеи проходит сквозь перстневидный хрящ и голосовую щель. Функция: в зависимости от того, открыта голосовая щель на всю длину или же частично, гортань можно использовать для звуков речи - гортанное придыхание без голоса (англ. house) и с голосом (укр. голова, чешск. hrad); - гортанный взрыв (твёрдый приступ в нем); - голос, который может присоединяться к любому шуму, образованному в рту, озвончая его (так образуются звонкие согласные: [б, в, д, з, ж, г]; - шепот и фальцет (очень высокие звуки) используются в речи как выразительные средства. 3) Источником всего богатства звуков является надставная труба – резонатор. Она начинается с полости глотки (фаринкса), где расположен хрящ надгортанника, и далее разделяется на ротовую и носовую полости небом (твёрдое, мягкое), которое заканчивается маленьким язычком. Язычок и мягкое нёбо закрывают проход воздуха в полость носа или рта. Полость носа – неизменяемый по объему и форме резонатор, придает звучанию носовой тембр. Полсть рта – изменяемый по объему и форме резонатор благодаря подвижным органам: губам, языку, маленькому язычку, иногда надгортаннику. Язык – самый подвижные орган произношения. Он состоит из корня (основание, которым он прикреплен к подъязычной кости), спинки (задняя, средняя и передняя), кончик языка. Надгортанник/эпиглоттис служит для прикрытия гортани в момент прохода пищи, но так же он служит для создания сдавленных, эпиглоттальных согласных арабского языка. (на всякий случай) Речевое дыхание отличается от обычного тем, что при обычном дыхании мы дышим ровно, ритмически повторяя выдохи, равные вдоху, выдыхая при этом весь воздух из легких. При говорении мы вдыхаем в паузы, а затем выдыхаем постепенно, отдельными толчками. Вопрос 11. Артикуляционная классификация звуков. Основания классификации гласных звуков. Основания классификации согласных звуков. Артикуляция – это работа органов речи, направленная на производство звуков речи. Она складывается из приступа (экскурсии), средней части (выдержки) и отступа (рекурсии). Мгновенные звуки (с мгновенной выдержкой) – п, б, т, д, ц, ч, к, г. Одни из них вообще нельзя протянуть, другие же дают другое слуховое впечатление: не ц, а с; не ч, а щ. Длительные звуки – с более или менее продолжительной выдержкой – гласные и м, н, л, р, ф, в, с, з, ш, ж, й, х. В русском языке щ всегда длительно. Благодаря задержке размыкания можно сделать долгими п, б, т, д, ц, ч, к, г: поддал, оббить, оттого. Все звуки делятся на гласные и согласные. Акустически – на сонорные и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы или отсутствуют (гласные - а) или минимальны. В шумных (только согласные - п) тембр определяется характером шума. В пределах сонорности: сонорные согласные – м, н, л, р, й, w. В пределах шумных – звонкие шумные длительные в, з, ж, мгновенные б, д, г, глухие шумные длительные ф, с, ш, х, мгновенные п, т, к. Основная классификация гласных: По широте раствора рта:
По работе языка:
По степени подъёма языка:
Основания классификации согласных. Поспособуобразования – характеру прохода воздушной струи при образовании согласного звука: 1) Щелевые/спиранты/фрикативные/продувные – те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода:
2) Смычные согласные – на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду – смычку:
По местуобразования (где?) Место образования – точка, в которой сближаются в щель или смыкаются органы, образующие преграду => возникает шум. В каждой паре один орган обычно активный (например, язык), а другой – пассивный (например, нёбо). По активным органам
По пассивным органам
Дополнительные признаки:
Вопрос 12. Причины взаимодействия звуков в речевом потоке. Позиционные фонетические изменения. Речь представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Звуки речи употребляются не изолированно, а в условиях слогов, тактов, фраз. В речевом потоке звуки активно воздействуют друг на друга. Это воздействие определяется двумя главными факторами: 1. Влияние общих условий произношения:
2. Влияние соседствующих звуков Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения:
Редукция – артикуляционное и акустическое изменение звука, связанное с сокращением длительности или ослаблением напряженности. Чаще редукции подвергаются гласные звуки. Редукция бывает:
Количественная редукция зачастую приводит к качественной, т.е. звук утрачивает чёткость и переходит в нейтральный скользящий гласный из-за невыполнения говорящим полной артикуляторной программы безударного гласного в силу ряда причин (просторечие, быстрая речь и т.д.). Сингармонизм – единообразное по составу гласных оформление слова как морфологической единицы (тюркские, финно-угорские, тунгусо-манчжурские языки). Вопрос 15. Слог: сущность, принципы выделения. Слогообразующие элементы и их специфика в разных языках. Слог – минимальный отрезок речи, характеризующийся артикуляционной спаянностью входящих в него звуков и имеющий единую вершину звучности. Слог – минимальная произносительная единица. Слог – минимальная единица восприятия. Слогоделение свойственно всем языкам мира. Слог может состоять из одного звука, нескольких звуков, которые сосуществуют в речевой цепи. С точки зрения артикуляции, слог – волна мускульного напряжения речевых органов. С точки зрения акустики – нарастание и спад звучания – волна сонорности. Слог состоит из вершины (ядра), являющегося слогоносителем (звук самой сильной звучности) и периферии (всего остального). Слогообразующими элементами русского языка являются гласные. Слог может содержать 2 или даже 3 гласные в 1 слоге: Steve, peace. Но возможны слоги и без гласных. Их ядро – образующиеся с помощью голоса слоговые сонанты. В русском языке в результате беглой речи: пол(о)чки. Типы слогоносителей: монофтонги, полифтонги (ди-, трифтонги), сонанты, группа гласный + согласный (в 1 артикуляцию – в ряде африканских языков). Вопрос 14. Принципы фонетической транскрипции. Транскрипция - особая, узкого назначения искусственная система письма, применяемая для точного обозначения звукового состава нашей речи. Фонетическая транскрипция преследует цели точной графической записи звучащей речи. Основной принцип фонетической транскрипции заключается в том, что каждый произнесённый звук должен получить собственную графическую фиксацию. Основой фонетического представления русского текста (звучащей речи) является русский алфавит, кроме безгласных (редуцированных) и йотованных (е, ё, я, ю) букв. Кроме того, в транскрипции используются особые буквенные знаки [γ], [Λ], [иэ], различные диакритические значки (надстрочные: знак долготы звука, знак мягкости звука - и подстрочные: линии, объединяющие проклитики и/или энклитики в состав фонетического слова). Буквы «Ъ» и «Ь» употребляются в транскрипции для передачи так называемых редуцированных гласных звуков. Существуют определённые правила транскрибирования. 1) Заключите в квадратные скобки транскрибируемый сегмент (слово, предложение, текст). 2) Уберите заглавные буквы (в фонетической записи не может быть прописных букв!). 3) Уберите знаки препинания. 4) Поделите текст на фразы, отделив их друг от друга двумя наклонными чертами. 5) Поделите фразы на синтагмы, отделив их друг от друга одной наклонной чертой. 6) Расставьте ударения. 7) Поделите синтагмы на фонетические слова, указав при этом проклитики и энклитики специальным знаком. 8) В каждом фонетическом слове уберите безгласные буквы (Ъ и Ь), указав мягкость предшествующих согласных звуков, используя апостроф. 9) Укажите мягкость согласных звуков, стоящих перед буквой И. 10) Замените буквы Е, Ё, Ю, Я соответствующими звуками, учитывая двойную роль йотированных букв. 11) Разделите фонетические слова на слоги. 12) Пронумеруйте слоги согласно их положению относительно ударения. 13) Укажите редукцию гласных в предударных и заударных слогах: - неполная редукция: а) I предударный слог; б) абсолютное начало слова (с гласной); в) слог, далёкий от ударения (IV, V, VI и последующие предударные); - полная редукция: а) все заударные слоги; б) II, III предударные слоги. 14) Укажите изменения согласных звуков: - оглушение; - озвончение; - смягчение; - выпадение (упрощение групп согласных); - ассимиляция по месту или способу образования; - диссимиляция по месту или способу образования. Образец фонетической транскрипции Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. <…> С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока (И. Гончаров). Вопрос 16. Виды дифтонгов. Дифтонгоиды. Дифтонг есть сочетание двух гласных. Ложные дифтонги – состоят из ядра дифтонга, которое является слогообразующем элементом и дополнительного звука – глайда. В этом случае, в зависимости от места вершины, различают восходящие, нисходящие и восходяще-нисходящие дифтонги. Для русского языка дифтонги не характерны. Восходящие: испанские [uе], [ie] в словах fuente 'источник', tierra 'земля'. Нисходящие: немецкие uы, ai (точнее [ао], [ае]) в Maus 'мышь', Eis 'лед', английские [ou], [Oi] в nose [nouz] 'нос', noise [nOiz] 'шум', русские [ai], [uOi] и т. д. в дай, мой. Восходяще-нисходящие: ʹngoa`i. Реже встречаются «равновесные/истинные» дифтонги, в которых вершина слога равномерно распределена между обоими компонентами. Такие дифтонги есть, в частности, в латышском языке, например в словах tauta 'народ', iela 'улица'. Дифтонгоид – гласные с неоднородным звучанием, начинающиеся или кончающиеся призвуком другого гласного: в(у)Оля Вопрос 17. Акустическая и артикуляционная теории слогоделения. Проблема заключается в делении стечений согласных. 1) Автором артикуляционной теории слогоделения является Ф. де Соссюр. Теория: граница слога проходит там, где переход от имплозии к эксплозии. Имплозия – смыкание артикуляционных органов Эксплозия – размыкание артикуляционных органов ост-ров, пач-ка (и ес-ли есть в кар-ма-не пач-ка си-га-рет… зна-чит всё не так уж пло-хо на се-год-няш-ний день) При стечении согласных граница слога проходит всегда без исключений перед последним согласным: толс-тый, курт-ка, мыш-ка 2) Автором акустической теории слогораздела является Рубен Иванович Аванесов. При стечении согласных граница слога зависит от соотношения сонорности звуков в стечении. Если первый согласный более сонорный - он отходит к предыдущему слогу: тарел-ка, пуль-ка, бан-ка, тол-стый. Если первый менее сонорный или слоги равны по сонорности, то все стечение отходит к последующему слогу: а-пте-карь, а-ку-сти-че-ский, мы-льни-ца. Вопрос 18. Типы слогов. 1) Открытый — оканчивающийся слогообразующим звуком (обычно гласным): со-ба-ка 2) Закрытые – заканчиваются неслогообразующим звуком (согласный): гор-дый, пал-ка 3) Прикрытые – если они начинаются с согласного: ак-ВА-РИ-ум. 4) Неприкрытые – если слог начинается с гласного: ад. 5) Долгие и краткие. Вопрос 19. Звуковые изменения, вызванные особенностями слоговой структуры. В силу особенностей слоговой структуры возможны некоторые звуковые изменения. Эпентеза - добавление вспомогательного звука для облегчения произношения неудобного сочетания: армянская фамилия Мкртчян произносится русскими Мыкыртычан, русское слово струя этимологически образовано от *сруя. Элизия в лингвистике — отпадение конечного гласного звука в слове, когда следующее слово начинается с гласного. Например, во французском языке l’esprit вместо le esprit. Протеза — добавление неэтимологического опорного или переходного звука для удобства произношения в начале слова, например: укр. вулиця ‘улица’, лат. sperare > исп. esperar ‘надеяться’. Метатеза – перестановка слогов (тарелька – талерка, мольберт – мольбрет) Гаплология – выпадение слогов, следующих друг за другом (дикобраз, трагикомедия) |