Главная страница

Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман


Скачать 6.29 Mb.
НазваниеЯрон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Дата23.06.2022
Размер6.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаYadan_Ya_-_Zapretny_Talmud_Bog_ne_krut_-_2012.doc
ТипКнига
#611235
страница107 из 135
1   ...   103   104   105   106   107   108   109   110   ...   135

213.ВДОВА, НАКЛАДЫВАЮЩАЯ МАКИЯЖ И НАДЕВАЮЩАЯ ДРАГОЦЕННОСТИ, ТЕРЯЕТ ПРАВО НА ДОХОДЫ С АКТИВОВ, ОСТАВШИХСЯ ОТ МУЖА



Как мы уже знаем92, древние мудрецы (мудрецы Мишны) поста­новили, что выходящая замуж женщина имеет базисные эконо­мические права в случае, если овдовеет. Эти права являются частью кетубы — брачного контракта. Одно из этих прав — жить в доме мужа после его смерти на доходы с оставшегося после него имуще­ства. Текст кетубы, которую муж дает жене, гласит: «Ты будешь жить в моем доме на доходы с моих активов в период своего вдовства».

Из этого текста, точнее, из слов «в моем доме», один из мудре­цов Талмуда, рав Йосеф, вывел, что если у покойного мужа не было настоящего дома, а был только сарай, вдова теряет со смертью мужа право проживать в нем; она должна найти себе другое жилье или вер­нуться к родителям; при этом она сохраняет право на часть доходов с имущества мужа.

Другой ученик, Мар бар рав Аши, вывел из этого текста, что если у покойного мужа не было дома, а был только сарай, жена теряет с его смертью не только жилье, но и право на доходы с его имущества.

Традиция, восходящая к мудрецу по имени рав Хисда, устанавли­вает, что если вдова вступила в сексуальные отношения с мужчиной после смерти мужа, она теряет право на доходы от имущества покой­ного.

Другой мудрец установил, что если вдова начала накладывать макияж и надевать драгоценности, она теряет право на доходы с имущества мужа, однако сексуальные отношения ее этого права не лишают.

Ученики спросили: почему накладывание макияжа лишает вдову права на доходы с имущества покойного мужа, а сексуальные отно­шения с другим мужчиной — нет?

Им ответили: накладывание .макияжа и надевание украшений являются обдуманными действиями, указывающими, что женщина заинтересована в обществе других мужчин и не желает оставаться верной вдовой покойного мужа. Сексуальные отношения — дело другое; они происходят под давлением сексуального инстинкта и не обязательно свидетельствуют о том, что вдова хочет выйти замуж за другого мужчину (на языке мудрецов вдова может быть «побеж­дена вожделением»).

Галаха отвергает мнения упомянутых выше мудрецов, однако устанавливает, что если вдова взыскала (единоразово) базисную сумму денег, отписанную ей в кетубе, она теряет право и на прожи­вание в доме покойного мужа, и на доходы с его имущества, ибо это взыскание однозначно указывает, что она не заинтересована в про­должении связи с покойным мужем.
Вавилонский Талмуд,

трактат Кетубот 54а



214.ЖЕНЩИНА, ПОДОЗРЕВАЕМАЯ В СУПРУЖЕСКОЙ ИЗМЕНЕ, НО ОТРИЦАЮЩАЯ ЕЕ, ПОДВЕРГАЕТСЯ МАГИЧЕСКОМУ ИСПЫТАНИЮ



Женщина, подозреваемая мужем в прелюбодеянии, но отрица­ющая его, должна подвергнуться испытанию в Иерусалим­ском Храме: она выпивает кувшин святой воды. Если женщина виновна — ее живот распухнет, а бедра съежатся, если нет — она останется невредимой и родит детей. Вот что сказано об этом в Торе: «Человек, жена которого совратится... и ляжет кто с ней... и затем напоит он женщину этой водой... то если она осквернилась... то станет в ней эта вода, наводящая проклятие, горькой, и опухнет чрево ее, и опадет бедро... если же не осквернилась женщина и чиста она, то останется она невредимой и будет оплодотворена семенем» (Числа 5,12-27).

Мудрецы много рассуждали о случаях, в которых испытание святой (горькой) водой не дает результата и на него нельзя пола­гаться. Так, например, один из мудрецов сказал, что если есть свиде­тели, видевшие женщину прелюбодействовавшей, но они находятся за границей и суду о них ничего не известно, испытание горькой водой бесполезно. Стало быть, не исключено, что женщина в самом деле совершила прелюбодеяние, но питье горькой воды не привело к вспуханию живота и опадению бедер.

Ученики (констатировав, что испытание водой бесполезно, когда есть свидетели прелюбодеяния) спросили: отчего мудрецы постано­вили, что если свидетели приходят после того, как женщина выпила горькую воду (и была найдена невиновной), ее благодарственное жертвоприношение принимается и сжигается? Ведь задним числом оказалось, что ее прелюбодеянию были свидетели, и лишь оттого испытание дало неправильный результат; значит, жертвоприноше­ние было ошибочным.

Им ответили: описанная мудрецами ситуация, в которой оправда­ние испытанием горькой водой признается действенным, несмотря на наличие свидетелей прелюбодеяния, относится к случаю, когда женщина прелюбодействовала непосредственно в Храме, прямо в ходе испытания, и именно это прелюбодеяние было засвидетель­ствовано.

Ученики продолжили: как могла женщина прелюбодействовать в Храме, если во время церемонии испытания водой и жертвоприно­шения ее охраняли молодые священники, ни на минуту не оставляя одну?

Им ответили: обсуждается случай, когда женщина прелюбодей­ствовала в Храме с самими священниками.

Еще один ответ: женщина отпросилась в туалет и прелюбодей­ствовала там.
Вавилонский Талмуд,

трактат Сота 6б



1   ...   103   104   105   106   107   108   109   110   ...   135


написать администратору сайта