Эссе. Ярон Ядан запретный талмуд перевод с иврита Александр Этерман
Скачать 6.29 Mb.
|
258.ДОЛЖЕН ЛИ НАСИЛЬНИК ПЛАТИТЬ ШТРАФ ОТЦУ СВОЕЙ ЖЕРТВЫ, ЕСЛИ ТА УМЕРЛАЧеловек, изнасиловавший юную девственницу, должен, согласно Торе, заплатить ее отцу денежный штраф, как сказано: «Если встретит кто молодую девицу (наара), которая не обручена, и схватит ее, и ляжет с ней, и застанут их. То пусть даст мужчина, лежавший с ней, отцу этой девицы пятьдесят серебряных монет» (Второзаконие 22,28). Мудрецы интерпретировали повторяющееся в стихе слово наара (юная девица) в том смысле, что если изнасилованная была взрослой девушкой, то насильник не должен платить штраф. Следует помнить, что, согласно талмудическому определению, наара — это девочка в возрасте от двенадцати до двенадцати с половиной лет. Напомним, что девочка в возрасте до двенадцати лет считается малолетней (ктана), а девочка в возрасте двенадцати с половиной лет и более считается взрослой (богерет). Вернемся к случаю, когда наара умерла при изнасиловании. Мудрец по имени Рава обсуждал вопрос о том, кому насильник должен заплатить штраф — отцу или сыну изнасилованной? В чем тут сомнение? С одной стороны, деньги полагаются отцу, ибо так установила Тора. С другой стороны, девушка была изнасилована в возрасте наары, однако (в предположении, что претензии к насильнику были предъявлены не сразу) в момент предполагаемой уплаты штрафа она была бы уже взрослой (если бы дожила до него). В таком случае деньги полагаются ее прямому наследнику, то есть сыну, а не отцу. Мудрецы, всесторонне обсуждая мнение Равы, задались таким вопросом: разве у наары вообще может быть сын (безотносительно к вопросу о ее девственности)? Ведь мудрецы установили, что девочка в возрасте до двенадцати лет не может забеременеть! Остается, конечно, возможность, что она забеременела ровно в возрасте двенадцати лет и вынашивала ребенка меньше, чем полгода (то есть родила в возрасте менее двенадцати с половиной лет — ведь ей предстояло умереть от изнасилования до наступления этого возраста), — но она представляется крайне неправдоподобной. Под впечатлением этого аргумента мудрецы отклонили самую возможность того, что штраф может быть выплачен сыну изнасилованной девушки, — ибо такого сына не может быть в природе. Они пришли к выводу, что Рава обсуждал несколько иной вопрос и усмотрел иное сомнение. Именно: предположим, что с момента изнасилования прошло полгода, и от насильника только теперь потребовали заплатить штраф. Должен ли он его платить? Быть может, вовсе не должен, ибо покойная изнасилованная девушка была бы к этому моменту уже взрослой! В чем тут сомнение? С одной стороны, девушка умерла еще в статусе наары, так что насильник, видимо, должен заплатить штраф отцу. С другой стороны, требование заплатить штраф пришло, когда девушка уже стала бы взрослой, если бы осталась в живых, так что насильник должен был бы заплатить штраф ей самой — а ее нет в живых. Талмуд не дал ответа на этот вопрос. Следует отметить, что изнасилованная «взрослая» девушка (разумеется, оставшаяся в живых) получает деньги только в случае, если в момент изнасилования она была еще тарой, а штраф был заплачен лишь после того, как она стала «взрослой». Если штраф заплачен ранее, деньги достаются отцу; с другой стороны, если в момент изнасилования девушка считалась «взрослой», штраф вообще не платится. Вавилонский Талмуд, трактат Кетубот 38б—39а 259.БУДУТ ЛИ ДЕТИ ПОСТОЯННО ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЮЩЕЙ ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ МАМЗЕРАМИВообще говоря, не следует жениться на женщине, привыкшей к прелюбодеянию. Впрочем, Талмуд разъясняет, что если мужчина должен выбрать между прелюбодейкой и дочерью прелюбодейки, выбор неочевиден. Мудрецы разошлись во мнениях по вопросу о том, на ком из этих двух женщин целесообразнее жениться. У прелюбодейки есть и недостаток, и достоинство: с одной стороны, она прелюбодействует (недостаток), с другой стороны, нет опасения, что она — мамзерка103 (достоинство). У дочери прелюбодейки есть свои недостаток и достоинство: с одной стороны, существует опасение, что она — мамзерка (недостаток), с другой — она не прелюбодействует (достоинство). По мнению мудреца по имени Шмуэль, предпочтительнее жениться на прелюбодейке, порядочное происхождение которой бесспорно, поскольку ее мать не имела привычки прелюбодействовать, нежели на дочери прелюбодейки, которая может оказаться мамзеркой. Другой мудрец, рабби Йоханан, полагал, что следует предпочесть дочь прелюбодейки, пока что не скомпрометированную, женщине, прелюбодеяния которой общеизвестны, ибо мужу запрещено сохранять при себе жену-прелюбодейку. Галахический вывод гласит, что следует предпочесть дочь, поскольку она, скорее всего, не мамзерка, ибо хотя ее мать и прелюбодействовала с посторонними мужчинами, все же число ее половых актов с мужем существенно превосходило число половых актов с любовниками. Поскольку Галаха в таких случаях опирается на относительное число половых актов, дочь прелюбодейки не считается мамзеркой. Один из учеников, рав Амрам, спросил: что говорит закон о случае, когда женщина является настолько экстраординарной прелюбодейкой, что число ее половых актов с любовниками вполне могло превосходить число половых актов с мужем? Следует ли в таком случае подозревать, что ее дети — мамзеры? Ему ответили: ответ зависит от того, какой теории зачатия мы следуем. Некоторые из мудрецов полагают, что женщина может забеременеть только за несколько дней до начала очередной менструации. Если это так, дети экстраординарной прелюбодейки — мамзеры, ибо муж не знает, когда начнется следующий менструальный цикл, и поэтому не может предотвратить измены жены в подходящие для зачатия дни. По мнению другого мудреца, женщина беременеет в день, когда идет в микву (согласно нынешней Галахе, отличающейся от Галахи времен Талмуда, обыкновенно через 11-14 дней после начала менструации). Поскольку муж знает, когда его жена идет в микву, в рамках этой теории можно говорить лишь об осторожном сомнении в том, что ее дети — от мужа; следовательно, они — не мамзеры. Откуда берется это опасение? С одной стороны, поскольку муж знает, когда его жена может забеременеть, резонно предположить, что ему удастся уследить за ней в критический период, тем более что у него есть немалый интерес в этом преуспеть (предотвратить мамзерство детей). С другой стороны, поскольку жена — экстраординарная прелюбодейка, весьма вероятно, что она сумеет перехитрить мужа даже при таких обстоятельствах. Это сомнение Талмуд оставил неразрешенным. Вавилонский Талмуд, трактат Сота 26б—27а |