Главная страница
Навигация по странице:

  • Литературная

  • Ярославский край в конце XIX -начале XX века Промышленное развитие губернии

  • Текстильное производство

  • Ярославский край в глубокой древности и в составе Древнерусского государства Древнейшая история Ярославского края


    Скачать 1.35 Mb.
    НазваниеЯрославский край в глубокой древности и в составе Древнерусского государства Древнейшая история Ярославского края
    АнкорIstoria_Yar_kraya_do_20veka_Selivanov.doc
    Дата28.04.2018
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаIstoria_Yar_kraya_do_20veka_Selivanov.doc
    ТипДокументы
    #18618
    страница12 из 21
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   21

    С 1860 г. в губернии стали издаваться "Ярославские

    епархиальные ведомости" - издание церковного ведомст­ва, в котором печаталась информация, касающаяся прежде всего церковной жизни и церковной истории.

    Бурное экономическое развитие губернии обусловило появление целого ряда газет, ориентированных на эко­номические новости. До начала XX в. в губернии выхо­дило более десятка таких изданий ("Рыбинский бирже­вой листок" и др.).

    Кроме того, выходило довольно много ведомственных изданий: "Труды Ярославского статистического комите­та", "Журнал Ярославской городской думы", "Вестник Ярославского земства", "Временник Демидовского юри­дического лицея", "Календарь Ярославской губернии" и целый ряд других.

    Крупная ежедневная газета появилась в губернии только в конце XIX в. Это была газета "Северный край", издававшаяся с 1898 г. Она была литературной и обще­ственной и распространялась не только в губернии, но и по всему северу Европейской России.

    Жители губернии читали не только местную прессу. Они выписывали и столичные издания. Большой попу­лярностью пользовались, например, журналы "Родина" и "Нива" и приложения к ним в виде собраний сочине­ний русских и зарубежных писателей.

    Литературная ЖИЗНЬ

    Во второй половине XIX в. в лите ратурной жизни края также происходили весьма интересные события. За-

    метное влияние на развитие этой об­ласти культуры оказал Н.А. Некрасов. Его детство про­шло на ярославской земле в селе Грешнево, и детские впечатления впоследствии легли в основу многих его произведений. В 60-е гг. Н.А. Некрасов часто приезжал в ярославские деревни. Большое место в его жизни здесь занимала охота, что находило отражение и в его литера­турном творчестве. В 1861 г. Н.А. Некрасов решил ку­пить усадьбу под Ярославлем. Грешнево не устраивало поэта, и он приобрел усадьбу Карабиха, принадлежав­шую бывшему ярославскому губернатору М.Н. Голи­цыну. Летом 1862 г. он приехал в Карабиху первый раз и затем уже приезжал туда неоднократно. Здесь его на­вещали друзья: М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Плещеев, А.Н. Островский. Впечатления от путешествий по яро­славским местам вошли в текст поэмы "Кому на Руси жить хорошо" и ряд стихотворений. В начале 70-х гг. Н.А. Некрасов закончил в Карабахе работу над поэмой "Русские женщины". Последний раз он приехал сюда в 1875 г.

    Большое влияние по­эзия Н.А. Некрасова ока­зала на историка и поэта Л.Н. Трефолева (1839 -1905 гг.), который всю свою жизнь прожил в Яро­славле. Он закончил здесь гимназию, служил в раз­личных учреждениях, со­трудничал с ярославскими газетами, занимался крае­ведением. Первые свои произведения он опублико­вал на страницах "Ярос­лавских губернских ведо­мостей", куда пришел ра­ботать в 1856 г. Из-за до­носа на него ярославскому губернатору Л.Н. Трефолев попал в категорию "поли­тически неблагонадежных" лиц. В связи с этим в на­чале 70-х гг. он вынужден был уйти из газеты и оста­вить должность в губернском правлении. В это время он стал очень активно заниматься земской деятельностью, будучи гласным Пошехонского земства и редактором "Вестника Ярославского земства". Очень тесно сотруд­ничал с ЯГУАК.

    Л.Н. Трефолев публиковал свои работы и стихи не только в ярославских, но и в столичных изданиях. Большое значение имеют его исторические и историко-литературные работы, получившие высокую оценку со­временников. Он открыл и исследовал журнал "Уеди­ненный пошехонец", занимался изучением творчества Ф.Г. Волкова, поэта Н.М. Коншина и других. В своем поэтическом творчестве Л.Н. Трефолев про­должал традиции демократической поэзии 80-х гг., где главными темами были жизнь различных слоев народа, повседневный быт. Его перу принадлежит знаменитая "Песня о камаринском мужике", один из вариантов "Дубинушки", перевод на русский язык французской "Песни рабочих". Л.Н. Трефолева называют одним из наиболее значительных представителей "некрасовской школы" в русской поэзии.

    Выходцем из семьи ярославских крепостных кресть ян является еще один поэт, чье творчество приходится на период 50 - 80-х гг. ХТХ в., И.З. Суриков. Он родил­ся в деревне Новоселове Угличского уезда в 1841 г. и еще в детстве был перевезен в Москву. В столице поэту-самоучке пришлось добиваться признания, надеясь только на собственные силы. И в этой "борьбе за жизнь" он проявил незаурядную волю и мужество. Его первый поэтический сборник вышел в свет в 1871 г. Вокруг И.З. Сурикова объединилась группа крестьянских писа­телей самоучек. Он оказал помощь начинавшему свой творческий путь Л.Н. Трефолеву. Однако литературная деятельность И.З, Сурикова была недолгой. После тяже­лой болезни он умер в 1880 г. в возрасте 39 лет.

    Творчество И.З. Сурикова отражало народные пред­ставления о справедливости, красоте и счастье. Его по­эзия пронизана фольклорными мотивами. Основная те­ма - жизнь крестьянской и городской бедноты. Многие его стихотворения стали широко известными песнями: "Степь да степь кругом...", "Рябина", "Я ли в поле да не травушкой была...". Хрестоматийным стало стихотворе­ние, навеянное детскими воспоминаниями об угличской деревне - "Детство" ("Вот моя деревня...").

    Театр

    Особое место в культуре края всегда занимал театр. В 1848 г. умер антрепренер М.Я. Алексеев. Ярославский и Рыбинский театры достались по наследству его жене и дочери. Дочь вышла замуж за В.А. Смирнова, который и определил на долгие годы деятельность ярославского театра, пре­вратив его в коммерческое предприятие. Он экономил даже на ремонте здания, приведя его в ужасающее со­стояние. В выборе репертуара владелец ориентировался на обывательские вкусы, и поэтому развлекательные пьесы в театре преобладали. Критика же требовала со­держательных спектаклей. Много сил в борьбе ва сцени­ческую культуру отдал Л.Н. Трефолев.

    Хозяин театра приглашал на сцену эстрадных и цирковых артистов. В конце 60-х гг. появились первые спектакли начинавшей входить в моду оперетты. В это время в труппу Смирнова пришла начинающая актриса П.А. Стрепетова. В 1865 г. состоялся ее дебют на сцене Рыбинского театра в водевиле П.И. Григорьева "Зачем иные люди женятся". В 70-е гг. театр переживал упадок и в течение семи сезонов труппа не работала. Представ­ления давали только заезжие гастролеры, местные лю­бители театра и цирковые артисты.

    В 1875 г. в городе возникло "Общество любителей музыкального и драматического искусства". Его члены давали в театре спектакли, приглашали московских ар­тистов. Одним из руководителей общества был студент Демидовского лицея М.В. Кириллов, писавший пьесы даже для профессионального театра.

    В начале 80-х гг. театр купила городская дума. Ас­сигновав на ремонт запущенного здания 45 тыс. руб., дума перестроила и расширила помещение театра, вме­щавшее теперь до 600 зрителей. Затем дума стала пере­давать театр в аренду, приносящую немалый доход.

    В 90-е гг. XIX в. стала осуществляться программа просвещения бедных слоев населения. Для этого органи­зовывались народные дома, театры, хоры, библиотеки. Возникли попечительства о народной трезвости. Поя­вился и народный театр.

    В 1894 г. на средства Ярославской большой ману­фактуры было построено театральное здание, вмещавшее 1,5 тыс. человек. Спектакли в нем устраивали люби­тельские кружки, иногда с участием профессиональных актеров. Такие спектакли, лекции, концерты охотно по­сещались рабочими, особенно молодежью.

    Стали возникать и сельские любительские театры. К концу века их насчитывалось около 20. Особенно актив­ным был крестьянский театр в селе Бурмакино Ярослав­ского уезда, руководителем которого являлся Н.В. Ско­родумов. В репертуаре таких театров преобладала рус­ская классика: пьесы Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова. С самодеятельными актерами велись специальные занятия по театральным дисциплинам. Эти актеры очень часто выезжали в Волконский театр для знакомства с репертуаром и приемами игры.

    Профессиональный же театр в эти годы старался учитывать новую ситуацию, поэтому для бедных слоев населения устраивались специальные спектакли с биле­тами по дешевым ценам. Характерно, что чаще всего в эти дни ставились пьесы А.Н. Островского.

    Особенностью 90-х гг. для ярославского театра стало наполнение его репертуара классическими пьесами Че­хова, Л. Толстого, Лермонтова, Тургенева, Сухово-Кобылина, а также Лопе де Вега, Шиллера, Мольера, Гете, Ибсена.

    В 1896 г. в ярославской труппе начал свою деятель­ность И.М. Москвин. В это же время в городском театре начал работать статистом молодой Л.В. Собинов.

    В конце века в Ярославле несколько раз выступал К.С. Станиславский. Впервые он приехал сюда в 1892 г. с актерами Московского Малого театра, а затем по при­глашению ярославцев играл в 1894 г. в спектакле по пьесе Л. Толстого "Плоды просвещения". Это была пер­вая постановка пьесы на ярославской сцене, причем К.С. Станиславский выступал в ней не только как ак­тер, но и в качестве режиссера. Последняя его поездка в Ярославль относится к 1895 г., когда здесь была пока­зана поставленная в Москве пьеса К. Гуцкова "Уриэль Акоста". Эту пьесу К.С. Станиславский поставил и с ярославской труппой.

    Усилия демократической интеллигенции по подня­тию театральной культуры, по просвещению населения силами искусства давали реальные результаты. Несмот­ря на сложности и целый ряд негативных влияний, яро­славский театр выполнял свои функции, способствуя развитию культуры и просвещения в крае.

    Градостроительство I и архитектура

    Значительные изменения в по реформенный период произошли в градостроительстве и архитектурном облике городов Ярославского края.

    В это время в связи с быстрым экономическим ростом, развитием промышленности и железнодорожного строи­тельства заметно выросло городское население губернии. Во всех уездных городах и в губернском центре ста­ли активно застраиваться районы, примыкавшие к крупным предприятиям, железнодорожным линиям и аокзалам. Особенно заметными были эти изменения в Ярославле. Город стал расти прежде всего в южном на­правлении, в сторону Крестобогородской волости (ныне Московский проспект). Расширялась территория в сто­уну Норской слободы и в районе Загородного сада, где была построена губернская земская больница.

    Для благоустройства города в 1883 г. была проложе­на первая водопроводная магистраль, которая обслужи­вала только центр города. На окраинах были установле­ны водоразборные будки, где вода отпускалась по тало­нам. Основная часть жителей Ярославля пользовалась модой из Волги и Которое ли,

    В 1899 г. бельгийское акционерное общество полу­чило от города концессию на устройство электростанции и проведение трамвая. Этот первый ярославский трам­вай, помимо перевозки пассажиров по двум маршрутам, доставлял с товарной станции сырье для фабрик, распо­ложенных в городе.

    К середине XIX в. город был отстроен в рамках ре­гулярного плана. Поэтому он сложился как единый ар­хитектурный ансамбль и приобрел "классический об­лик". Пореформенная эпоха внесла в этот облик новые черты. Вместе с ростом производства появились новые промышленные постройки, что было характерно не только для Ярославля, но и для всех городов губернии.

    Смена нескольких архитектурных стилей (псевдоре­нессанс, псевдорусский стиль, неоклассицизм, модерн) повлияла на облик города. В новой застройке так или иначе были использованы все эти архитектурные на­правления. Так, в 70 - 90-е гг. были построены многие .чдания в подражание ренессансу и барокко: особняк Ду­наева (ныне пр. Октября), дом Петражицкого (ныне ул. Ушинского, 38/2) и др.

    Несколько зданий было построено в подражание рус­скому стилю. Среди архитекторов, связанных с вопло­щением архитектурных идей этого стиля, прежде всего следует назвать Н.И. Поздеева (1855 - 1893 гг.). Он ро­дился в Калужской губернии, закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с серебряной медалью. После нескольких лет работы в Москве посту­пил в Петербургскую академию художеств и после ее окончания приехал в Ярославль. В 1884 г. Н.И. Поздеев был назначен на должность губернского архитектора. В Ярославле им были построены дома Дружинина и Ду­наева, свой дом на улице Петропавловской (ныне ул. Победы). Н.И. Поздеев перестраивал городской театр, Спасские казармы, церковь Петра и Павла за Которос-лью, церковь Иоанна Богослова в Ростове. Наиболее из­вестны построенная им в псевдорусском стиле часовня Александра Невского (1887 г.) и перестроенная по его проекту церковь Сретенья (1895 г.).

    Изменения в архитектурном облике города были обусловлены и тем, что определенный надзор сохранялся только над казенными постройками, а все частные зда­ния строились, исходя из желаний их владельцев. ''Классический облик" Ярославля постепенно утрачивал­ся.

    Перестраивались и многие старые здания. Как пра­вило, к ним надстраивались верхние этажи, что, безус­ловно, изменяло прежние фасады. Так были переделаны фасады Дома губернатора на Волжской набережной, здания городской думы. В 60-е гг. был перестроен Мыт­ный двор, лишившийся своих колоннад. Въезд в него со стороны Ильинской площади был застроен зданием по­лицейского управления.

    Ярославские промышленники, имея достаточно средств, могли приглашать для строительства и столич­ных архитекторов. Одним из ярких примеров этого яв­ляется строительство особняка Локалова в селе Вели­ком. Для его возведения был приглашен известный ар­хитектор Ф.О. Шехтель, который возвел в новорусском :гиле уникальный дворец (1888- 1890 гг.). В отделке "лания использовался мрамор, цветной паркет, стилизо­ванная лепнина; имелась даже комната с гротом и зим­ним садом.

    Все такого рода архитектурные изменения свиде--•ельствовали о том, что владельцы зданий в конце XIX в. всячески стремились успеть за новыми веяния-Исследователи истории русской архитектуры счи-пют, что в целом архитектура второй половины XIX в. была лишена единого стиля, т.е. была эклектична, соче­тая в себе элементы многих направлений.

    На развитие культуры края второй половины XIX в. заметное влияние оказали социально-политические и экономические изменения, происшедшие в нем. В боль­шинстве своем они оказали позитивное влияние на все направления культурной жизни и заложили основу для еще более радикальных изменений в новом столетии.

    Глава X

    Ярославский край в конце XIX -начале XX века

    Промышленное развитие губернии

    К началу XX в. Ярославская губерния являлась од­ним из наиболее развитых в промышленном отношении |М'гионов страны. В 1890 г. в губернии насчитывалось 234 предприятия с 22 тыс. рабочих, а в 1913 г. - уже .421 предприятие с 43,4 тыс. рабочих.

    Текстильное производство

    В структуре ярославской промышленности ведущее место принадлежало текстильному производству, в котором было занято более 50% всех рабочих губернии, второе место занимала пищевкусовая, далее следовали химическая, металлообрабатывающая и дру­гие отрасли. Такая структура была типичной для Цен­трального промышленного района.

    Текстильные предприятия занимались обработкой хлопка, льна, пеньки. Они находились в Ярославле, 1'остове, Романово-Борисоглебске, Рыбинском и Мыш-кинском уездах. Крупнейшим предприятием была Яро­славская Большая мануфактура (ЯБМ), на которой в 1913 г. работали 9 411 рабочих, что составляло полови­ну рабочих Ярославля и четвертую часть рабочих губер­нии.

    ЯБМ была хорошо оснащена технически. По количе­ству прядильных веретен в 1914 г. фабрика занимала иторое место в стране. Годовая выработка пряжи была около 850 000 пудов, а тканей - около 500 млн. аршин. И ИМ являлась крупнейшим производством в губернии и входила в число самых значительных, высокоприбыль­ных предприятий России.

    Крупным предприятием текстильной отрасли оста­валась Норская мануфактура, где в 1897 г. свернули льняное производство, оставив только переработку хлопка. Льняным делом продолжали заниматься Гаври-лов-Ямская мануфактура А.А. Локалова, Ростовская и Романовская мануфактуры.

    Пищевкусовая промышленность

    В пищевкусовую отрасль входили табачное, мукомольное и крахмалопа точное производства. В ней было заня­то 15,4% рабочих, но она давала около 40% валовой промышленной продукции губернии.

    К началу XX в. Ярославль стал одним из главных центров страны по переработке табака. В нем действова­ли три мощных табачных фабрики. Это предприятия, принадлежавшие торговому дому "Ф. Вахрамеева сыно­вья" ("Феникс"), акционерному обществу "Наследники Н. Вахрамеева" и одна из крупнейших в России фабрик по производству махорки - акционерному обществу "Наследники И. Дунаева".

    Этот вид производства имел высокую концентрацию. Так, в 1913 г. из шести губернских предприятий с чис­лом рабочих свыше 500 человек половину составляли табачные фабрики.

    Мукомольная промышленность шла несколько впе­реди табачной по валовой продукции, но существенно уступала ей по численности рабочих. На рубеже XIX -XX в. все мельницы были переоборудованы, открылось несколько новых. Все они находились в Ярославле и Рыбинске. Они перерабатывали зерно, привозившееся с Нижней и Средней Волги. Из Рыбинска и Ярославля муку отправляли в Петербург и Москву. Мукомольная промышленность губернии была современным производ­ством, имевшим общероссийское значение.

    Остальные предприятия пищевкусовой промышлен­ности работали на местном сырье. Продолжали действо­вать крахмалопаточные предприятия, сосредоточенные в Даниловском и Ростовском уездах. Широкой известно­стью пользовались цикорные фабрики Ростовского уез да. Специфика отрасли заключалась в огромном количе­стве в рамках ее различных мелких заведений - конди'«•|>ских, колбасных, винокуренных. В 1902 - 1903 гг ">.'ла основана кондитерская фабрика В.П. Кузнецова (Ныне "Путь к социализму"). За свою продукцию (в ос­новном конфеты) фабрика уже в 1903 - 1904 гг. награж­далась золотыми и серебряными медалями иностранных » [юссийских выставок.

    Химическая промышленность

    Химическая промышленность нахолилась в губернии на третьем месте. По темпам роста она опережала ос­тальные отрасли. Почти все химиче­ские предприятия (спичечные, нефтехимические, свин-цово-белильные, заводы по производству красок) нахо­дились в губернском центре. Самым большим из них Оыла спичечная фабрика акционерного общества Наследники И. Дунаева".. В с. Константинове Романо-..о-Борисоглебского уезда, недалеко от Ярославля, в К Т- ПРИ У480™ известного русского ученого Д. И. Менделеева был создан завод минеральных и осве­тительных масел товарищества "В. Рагозин и К°". Нефтехимическое производство так же, как и спичечное, было относительно новым для Ярославской губернии, но к 1913 г, на них было задействовано уже 60% рабочих всей отрасли.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   21


    написать администратору сайта