сочинениЯ. Зачем человеку заглядывать в будущее
Скачать 261.58 Kb.
|
Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»? Наверное, каждый из нас задумывался, что такое настоящая любовь, в чём она заключается, возможно ли прожить жизнь не любя. Несомненно, вопросы эти постоянно будут мучить человечество, потому что любовь, как и смерть, важнейшая загадка мироздания. Несмотря на то, что любви посвящены философские трактаты, стихи, целые романы, для каждого человека она своя, неожиданная, волнующая, многоликая. И каждому приходится отвечать на вопрос, по-настоящему ли он влюблён и что для него значит это чувство. Знаменитый французский философ Ж.-Ж. Руссо сказал замечательные слова, что На мой взгляд, они как нельзя более точно характеризуют сущность истинной любви, потому что такая любовь всегда жертвенна, всепрощающа, бескорыстна и способна примирять непримиримое. В качестве доказательств всему сказанному можно привести целый ряд примеров из произведений художественной литературы. Пётр Гринев, узнав, что его возлюбленную Машу Миронову Швабрин насильно заставляет выйти за себя замуж, прикладывает все усилия для освобождения девушки. Герой, несмотря на то, что его за связь с бунтовщиком могут казнить как государственного преступника, обращается за помощью к Пугачёву. Его самоотверженность и искренность в итоге полностью окупились: он был помилован и прожил в браке с Машей долгую жизнь. Ещё одним примером того, что любить глубоко – это забыть о себе, может служить главная героиня Для того, чтобы спасти Мастера, она жертвует своей бессмертной душой, отдав её Воланду. А ещё до исчезновения возлюбленного Маргарита уходит от мужа и отказывается от своей вполне сложившейся, «благополучной» жизни: огромной квартиры, денег, дорогой одежды. Для неё всё это ничто по сравнению с той душевной близостью, которую она нашла в союзе с Мастером. В конце романа мы видим, что, несмотря на совершение непростительного поступка, Маргариту милуют. Её оправдывает то, что она продала душу не за эфемерные материальные блага – ценой её души стало спасение любимого человека. В заключение хочется ещё раз отметить справедливость слов Ж.-Ж. Руссо, потому что истинное, глубокое чувство любви, действительно, заставляет человека забывать о себе. Каким может быть путь к познанию самого себя? В процессе жизненного пути люди задаются вопросами о своем предназначении, пытаются сопоставлять истинную сущность с заимствованными извне мыслями и манерами. Есть такие, кто плывет по течению, не задумываясь о смысле земного бытия, и те, кто сызмальства упорно движется к заветной цели. Но таких людей не слишком много. Большинству доводится преодолевать долгий тернистый путь к осмыслению собственной сущности. Сложное познание самого себя мастерски описал Ф.М.Достоевский в «Преступлении и наказании» на примере Родиона Раскольникова. Психологическо-философский роман вышел в переломный для российского общества момент, когда новые веяния пытались влиять на традиционную христианскую мораль. Писатель в числе первых назвал подобные попытки «бесовщиной». Своим романом он послал предупреждение об опасности забвения укоренившихся морально-нравственных устоев. Бывший студент Раскольников живет в бедном районе Петербурга. Его убогая съемная комнатушка на чердаке скорее напоминает гроб, а сам жилец перебивается с хлеба на воду. Однако быт и еда не волнуют Родиона, он увлечен доказательством собственной теории, разделяющей людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Царящая вокруг несправедливость наводит Родиона на мысль, что только насилие способно изменить мир. Если кто-то готов на поступки ради блага других, ему не стоит обращать внимание на нормы и запреты. Великая цель оправдывает средства, поэтому даже тяжкое преступление должно быть прощено смельчаку. Раскольников преклонялся перед царем Давидом, Магомедом и Наполеоном. Эти герои – «право имеющие», но большинство людей не заслуживают внимание, для истории они – расходный материал. Родион, желая проверить к какому типу относится сам, задумывает убить знакомую старуху-процентщицу. Зерна добра, заложенные в Родионе с детства, долгое время не позволяют переступить грань. Его раздумья тягостны, пророческий сон о лошади посылает предупреждение У студента сложный характер: он противоречив, но не испорчен. Поступки свидетельствуют о неравнодушии к обездоленным. Раскольников не проходит мимо пьяной девчонки на лавке, делится последним с Разумихиным, помогает Мармеладовым… Он любит мать, не желает принимать жертвенность сестры Дуни ради мнимого благополучия. Но все же Раскольников идет на преступление. Ему приходится лишить жизни двух женщин: набожная беременная Лизавета стала случайным свидетелем убийства сестры-процентщицы. После совершенного для героя нет возврата к прошлой жизни. Родион прекращает отношения с родными, а украденные у Алены Ивановны сбережения прячет с глаз подальше. Совесть мучает Родиона, не велит пользоваться кровавыми деньгами. Среди персонажей произведения имеются некие двойники основного героя. В образы Свидригайлова и Лужина автор вложил возможную судьбу Раскольникова. Лужин – истинный подлец, готовый на самый низкий поступок. Его гнусная натура хорошо просматривается в истории с подкинутой Соне кредиткой. Свидригайлов не так однозначен, но тоже не приемлет традиционных ценностей христианства. Его мораль – самоутверждение и свобода. Он служит собственным убеждениям, навязывает волю другим и сеет несчастье. Совращенная молоденькая служанка и дворовый человек кончают жизнь самоубийством, а Дуня страдает от преследований навязчивого кавалера. Суицид не нашедшего смысла жизни Свидригайлова – наглядная демонстрация того, чем мог завершиться путь главного героя, преступившего грань дозволенного. Знакомство с Лужиным и Свидригайловым утвердили Раскольникова в мысли о тупиковости пути тех, кто руководствуется личными интересами, своевольничает, отрицает очевидное. Став убийцей, герой тяготится совершенным. Он понимает, что испытание оказалось для него чрезмерным. Поначалу он не осознает бесчеловечность собственной теории, лишь сожалеет о слабости, о том, что оказался «тварью дрожащей». Прозрению Раскольникова способствует Соня Мармеладова, волею судьбы оказавшаяся на петербургском дне. Падшая девушка, обладающая милосердием и христианским смирением, стала ангелом и спасением для Родиона. Эгоизм и своеволие Достоевский отождествляет с духовной смертью. Совершенное Раскольниковым преступление – это в первую очередь убийство собственной души. Возрождение героя к новой жизни автор символично сравнивает с воскрешением из мертвых. Его мысли озвучивает Соня, зачитавшая Родиону эпизод о возвращении к жизни Лазаря. Раскольников постепенно осознает, что совершенное им преступление – страшный грех. Лучшие качества одерживают верх над эгоистичными мыслями. Но полное прозрение приходит лишь на каторге. Сон о трихинах окончательно убеждает героя в собственной неправоте. Любовь к Соне заставила Родиона иначе взглянуть на мир христианских ценностей. В конце автор освещает лучиком света мрачное повествование, показывая своего героя с Библией в руках, примирившегося с людьми и самим собой. На примере борьбы Раскольникова с собой и внешним миром в «Преступлении и наказании» Достоевский показал, каким сложным и противоречивым может быть путь к познанию своего подлинного «я». Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности? Художественная литература во все века была в почете. Перед ней преклонялись сильные мира, почитали святые и трепетали тираны. Она играет ведущую роль в становлении личности, формировании мировоззрения, а порой и в выборе профессии. Подлинное искусство закладывает в нас зерна добра, любви и красоты, оно способно смягчить самые черствые сердца. Недаром Л.Н.Толстой отмечал, что призвание настоящей книги – «заражать» читателя добрыми чувствами. Она способна повлиять на человека более успешно, чем устные наставления. Литературное слово творит чудеса, а книга является надежным фундаментом духовной культуры цивилизации. Признанные мыслители, мастера пера и общественные деятели всего мира всегда подчеркивали особую роль литературы в развитии человечества. Они единодушны во мнении, что без книг немыслима ни одна сфера деятельности. Книги были и остаются уникальными хранилищами накопленных человечеством знаний и делятся ими с каждым желающим. Любая серьезная книга доносит до читателя жизненные истины, учит морали и предостерегает от ошибок. Через повествование авторы формируют наше мнение о героях, заставляют думать и анализировать, начиная с самого детства. Любой малыш уверит вас, что волк в сказке – плохой и хочет съесть семерых козлят, поэтому не надо брать с него пример. Взрослея, мы читаем интересующие нас книги, делаем выводы, учимся отличать благородство от бахвальства, нерешительность от трусости, любовь от влюбленности… Особенно книги важны в начале жизни, когда уже видишь грань между добром и злом, но еще твердо не определился с ориентирами… По количеству нравственных призывов русским классикам нет равных. Отечественные писатели – великие знатоки человеческих душ, они вне конкуренции. Труды зарубежных писателей тоже производят грандиозное впечатление. К примеру, фантастическая эпопея «Властелин колец» Толкина погружает в захватывающие приключения, но она содержит много моральных аспектов. Строки романа буквально пронизаны призывами к смелости и самоотверженности во имя добра. В школьные годы художественная литература незаменима для саморазвития, она делает нас красноречивей и уверенней в себе. Поэт И.Бродский гениально подметил: «Человек есть то, что он читает», поэтому надо выбирать правильные книги. Может ли человек влиять на ход истории? Обществом творится история, но при этом им всегда кто-то управляет. Это может быть, как группа людей, так и один человек: лидер по натуре, фанатично предан своей идее, обладающий способностями к ораторству, и, безусловно, обаянием. В качестве примера, стоит привести личность Гитлера, появление которого на публике, вызывало слёзы у женщин, а у мужчин - готовность отдать собственные жизни за него. Ничего особенного в нём не было – щуплость и непривлекательность – первое впечатление о его внешности. Но вот способностью завести толпу, безусловно, человек этот обладал. Аналогичные чувства вызывали, умевшие повести за собой народ, Юлий Цезарь, Чингиз-Хан, Наполеон и многие другие исторические личности. Но достаточно ли обладать только одними этими вышеперечисленными качествами? Этот человек также должен оказаться в благоприятствующей ему исторической обстановке. Вспомним такого прославленного исторического персонажа, как Емельян Пугачев. На фоне угнетенности крестьянского народа, во время господства крепостного права, когда не предвидится никаких изменений, появляется "мессия", готовый народ повести за собой – так сказать в светлое будущее. Крестьяне вооружившись вилами, идут за ним. И неважно, что восстание в итоге было подавлено, а Пугачев – казнен, ключевым моментом здесь является иное обстоятельство: власть осознала факт, что на самотек пускать ничего нельзя, необходимы перемены. Спустя десятилетия отменили крепостное право. Это ли не пример влияния на ход истории отдельной личности? В истории нашего государства имеются многочисленные примеры людей, обладающих способностью кардинального влияния на ход истории. Стоит вспомнить о "дедушке" Ленине. Но какая цена должна быть заплачена великим человеком, который берёт на себя право управления народами, решения судеб миллионов людей? Он должен выступить в качестве актера, отказавшегося проживать настоящую подлинную жизнь с её радостями, любовными перипетиями и ненавистью – вообще от всего человеческого. Показано это очень точно в романе "Война и Мир". Толстой видит в Наполеоне - не великого, скорее, ущербного человека. По мнению писателя, несчастный человек только способен нести людям зло, который не знаком с жизненными истинными радостями. Безусловно, влияние его на ход истории неоспоримо, но сам он получает от этого только страдания. Человеку, осмелившемуся оказать влияние на ход истории, приходится нести горькое бремя. В конце пути личность эта обречена на душевные муки, и избавление от них в виде смерти. Такие люди не могут допускать ошибок, любить и мыслить свободно. Что в доме самое главное? Каждый человек мечтает о комфортных апартаментах, просторной квартире или коттедже. Но что самое главное в доме? Каким критериям должен соответствовать счастливый дом? Сложно ответить однозначно, ведь он олицетворяет что-то личное, но счастье точно - не в квадратных метрах. В мире много жилой недвижимости, однако не каждый владелец готов назвать свой кров ласковым словом «дом», воплощающем понимание и покой. Приходя домой, можно смело сбрасывать маску, которую приходится носить в лицемерном мире. Здесь можно раскрепоститься, стать самим собой, ведь родная «крепость» надежно защищает от влияния посторонних. Но главное, чтобы в доме были люди, искренне радующиеся твоему появлению. Дом без семейного тепла – обычное строение, вне зависимости от метража и внутреннего убранства. Родительский дом навсегда остается родным, вне зависимости от возраста. В нем ты рос, постигал азы жизни, радовался и огорчался, но всегда чувствовал поддержку близких. Душевную атмосферу в доме создают любовь и тепло. Именно такой дом в идеале должен иметь каждый человек. Русские писатели разных времен уделяли особое внимание описанию домов героев. Причем интерьер выступал скорее фоном для передачи царящей в доме духовной атмосферы. В пьесе «Гроза» А.Островский показывает дом Кабанихи, где нет счастливых обитателей, поскольку царят жестокие нравы. Деспотичная хозяйка настолько запугала домочадцев, что никто не смеет слова сказать. Воле мещанки полностью подчинен сын, покорности она ждет и от невестки. Катерина живет в богатом доме, будто птица в клетке, и находит единственную возможность обрести свободу – покончить с собой. Совсем другую обитель описывает И.Тургенев в «Отцах и детях». Помещики Базаровы с теплом принимают сына, который имеет собственные убеждения, отрицает привычные и понятные старикам истины и чувства. И все-таки Евгений бессилен перед родными, готовыми угождать ему во всем: сердце нигилиста оттаивает, наполняется нежностью к родителям. Ценность любого дома – в его обитателях. Там, где присутствует любовь, понимание и поддержка, всегда будет комфортно. Такой дом можно назвать счастливым, даже если внешне он выглядит не слишком респектабельно. Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»? Человек, подвергшийся сильным чувствам и страстям, переносит сложные испытания. Не секрет, что влюбленность настигает каждого, то есть, однажды нас накрывает с головой чувство влечения к определенной женщине или конкретному мужчине. При этом, имеет значение то, как человек способен распорядиться данным ощущениями: пойти на поводу физического и эмоционального влечения, либо же постараться вложить в любовь лучшие побуждения собственной души. Даже сильным людям не всегда удается справиться с ситуацией и самими собой, если предмет их обожания не им отвечает взаимностью. Большинство из нас опускают руки. В этом случае меду жизнью и смертью иногда находится несколько шагов, а это расстояние напоминает расстояние вытянутой руки. Зачастую безответная любовь выглядит со стороны таким образом, что отвергнутый влюбленный начинает заниматься созданием великих полотен, сочинением волшебной музыки или написанием гениальных произведений. Тонкой человеческой натуре в минуты потерь и отчаяния свойственно наличие способности к осознанию и оцениванию самого факта жизни. Ведение борьбы с самим собой, а также поиск ответа на вопрос: зачем жить, и умение найти причины, чтобы выжить после любовных разочарований — это удел сильной личности. Не стоит себя винить в том, что ты переживаешь, человеческие сомнения и поддаешься слабостям. Любовь можно расценивать, как достойную награду, и одновременно, ответственность, которая по силам тем, кто согласен со словами А. Сент-Экзюпери. Он утверждал, что человек должен нести ответственность за того, кто им был приручен. В данном случае, за того, кого полюбил. Под нашей ответственностью находится ребенок, любимый человек, родители. Это чувство в нас рождается заодно с глубокими чувствами, при этом к человеку приходит осознание того, что страсть, некогда его «накрывшая», и влюбленность перед настоящей любовью блекнут. Любого легкомысленного молодого человека и наивную девушку поиски смысла жизни и самого себя превращают в зрелого мужчину, и мудрую женщину. В юности каждые мучается вопросом, как узнать свою вторую половинку, чтобы не потерять шанс на счастье и создание хорошей крепкой семьи. Но пребывая в зрелом возрасте, мы понимаем, что очень важно сохранить настоящие чувства. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути? Вступая во взрослую жизнь, каждый человек задумывается о выборе своего собственного пути. Многие не могут сразу определиться и понять, чем бы им хотелось заниматься всю жизнь. Такие люди стремятся только к материальному изобилию и часто принимают неверное решение. Они, особо не задумываясь, идут по пути наименьшего сопротивления, наивно полагая, что смогут избежать трудностей. Хорошо, если случайно выбранное занятие окажется любимым. Тогда можно только порадоваться за такого везунчика. Но так бывает очень редко. Зачастую выбор профессии – процесс довольно сложный, требующий основательного и вдумчивого подхода. Ведь любимая работа приносит не только удовлетворение, но и в конечном итоге материальный достаток. Занимаясь любимым делом, человек ощущает прилив сил и энергии, готов созидать и творить бесконечно. Чтобы «найти себя» и не ошибиться, стоит обратить внимание на школьные предметы и понять, какие из них даются легко и нравятся больше других. Это и будет первый шаг к пониманию своего предназначения. Кроме того, важно прислушаться к советам взрослых и стараться получить больше знаний по интересующим темам. Пусть ваши интересы довольно разносторонни. Но, развивая их и получая различную информацию, человек в конечном итоге выделит то, что больше всего ему по душе. Бывает и так, что освоив ту или иную профессию, человек понимает, что занялся не тем, что ему раньше казалось интересным. В таком случае не стоит терзать себя нелюбимым занятием, а вовремя оставить его, чтобы было время все исправить. Никто не застрахован от ошибок. Совершить их может каждый. Но не всякий находит в себе мудрость признать допущенную оплошность. Поэтому очень важно научиться анализировать чужие ошибки, чтобы не допускать их самому, а также признавать свои просчеты и вовремя их исправлять. |