Шпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Вечерников (Беловицкая А. А.)_2. Шпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Вечерников (Беловицкая. Задача выявить, обосновать и назвать это отношение
Скачать 299.5 Kb.
|
Билет 1.1. Мировоззренческие и науковедческие проблемы общего книговедения Мировоззренческие – «что есть книга?». Выявление природы и сущности книги как объективного явления социальной действительности. Касаемо всего, что имеет отношение к категории «книга»: информация и ее формы, сознание, язык, литература, искусство, музыка, контекст, текст, произведение, издание, книжное дело и др. Задача: выявить, обосновать и назвать это отношение. Напр., в каком отношении находятся категория «книга» и понятие «информация» и т.п. Без осознания природы книги и понимания категории «книга» невозможно вести какие-либо теоретические рассуждения как специально-книговедческого, так и индивидуального характера. Каждая наука, имеющая отношение к книге, по-своему интерпретировала понятие «книга», «книжное дело», «книжное издание». Либо абсолютизировалась часть, свойство, функции «книги»: «рукопись, прошедшая редакционную подготовку», «произведение печати, выполняющее такие-то функции», «товар» и т.п. Либо сущность отождествлялась с материально-предметной формой: «соединение листов», «непериодическое издание» и т.п. Либо вообще: «средство регистрации семантической информации», «знаковая система» и т.п. Науковедческие – «что есть книговедение?». Обоснование объекта, предмета, состава, междисциплинарной организации, структуры, метода познания, взаимодействия со смеж.дисциплинами, категориальанаого аппарата и теминологии книговедения. Любая категория – это система смыслов, и чтобы дать определение категории, сначала надо интерпретировать все составляющие ее смыслы. Проблемы: мировоззренческие науковедческие
Билет 1.2 Книга и понятие об информации (социальной, семантической, семиотической, материально-предметной). Билет 25.2 Книга и понятие об информации. Книга - способ существования, движения и развития социальной информации в общественном сознании. Информация - мера организации системы, некоторые сведения, передающиеся по каналам связи. Информация – это способ движения отражения. Понятие пришло из кибернетики, но постепенно стало общенаучным. 3 точки зрения на природу информации: - прагматическая - семантическая - атрибутная - информация как атрибут свойства форм движения материи, исходя из этой т.з., даем определение: Информация - это объективное свойство форм движения материи отражать другие формы и свойства материи и отражаться в них. Это процесс и результат отражения, многообразие форм проявления к.л. единства. Это не сами объекты и явления, а взятые в процессе их взаимодействия, отражения и результаты этого отражения. Информация - это единство процесса отражения и его промежуточных результатов, но не само по себе, а в процессе дальнейшего отражения на еще более высоком этапе взаимодействия. Свойства информации как способа организации материальных объектов, процессов их развития: 1. единство информации и процессов ее движения (информационного процесса) 2. единство информации и ее материального носителя. Теперь связываем эту лабуду с книжным делом: Т.к. книга - одна из форм существования информации в обществе, то (см. п.1) вне способа ее существования книги быть не может (понимаю, что бред, но надо попытаться вникнуть). Способом существования книги является книжное дело. Процесс, движение и развитие информации: - в природе - это взаимодействие материальных объектов - в обществе - это взаимодействие человека с окруж.миром и др.людьми, т.е. общественно-практическая деятельность. В процессе общ.-практ. деят-ти инф-я организуется, трансформируется в качественно новую форму - социальную информацию. Социальная информация - инф-я, отраженная в процессе и средствами общественно-практической деятельности (сам процесс отражения и его промежуточный результат). Соц.инф-я сознательно организована в процессе общ-практ.деят-ти, что определяет ее сущность как семантической информации, т.е. ее содержание отражено сознанием! Семантическая информация - это социальная информация (ее содержание и/или форма), отраженная сознанием. Семантическая информация делится на: - семиотическую - социальная информация, отраженная сознанием (т.е. семантическая) и организованная средствами семиотической системы "язык" = единство сознания и языка. - материально-предметную - семантическая информация, организованная средствами материального производства. Книга - это единство семиотической и материально предметной семантической информации. Билет 2.2; 27.2. Книга в системе понятий "контекст", "текст", "произведение. Контекст – единство семантической информации и осознанного отношения к ней человека. Способ существования контекста - его возникновение и смена форм в сознании, и дальнейшее отражение и развитие в культуре. Культура – способ коммуникации, способ существования и движения семантической информации, выражения контекста средствами семиотической системы «язык» и отношение к этому контексту общества. Т.е. культура – семиотическая система, актуализированный контекст. Язык – знаковая система любой материальной природы. Выражение контекста возможно только материальными средствами: - в материальной культуре – средства мат.производства - в духовной – знаковые системы. Проходящим и промежуточным результатом выражения контекста здесь будет текст. Текст- любой материальный способ выражения контекста. Произведение – диалектическое единство «контекста» и выражающего его «текста». Содержание культуры – это контекст, выраженный материально текстом. Т.е. культуру можно рассматривать в качестве «произведения». Конкретное литературное, музыкальное, изобразительное произведение есть всегда единство конкретного авторского контекста и конкретного авторского текста. Изменение любой из этих составляющих или обеих одновременно приводит к появлению иного произведения. Общая форма существования «контекста» - культура, а индивидуального контекста – отношение к окружающему миру, индивидуальная культура. Степень ее развиия определяет общественную ценность личности. На уровне общественного сознания «произведением» будет сама «культура», литература, музыка, а на уровне индивидуального контекста, эта форма есть авторское произведение - диалектическое единство индивидуального контекста и индивидуальной, единичной формы его выражения (авторский текст). Контекст произведения – единство индивидуального авторского контекста и контекстов членов общества (классовый, социальный характер контекста, т.е. лит-ры, музыки, книги и т.п.). Текст произведения – все реализованные структурные, содержательные и языково-стилистические элементы данного произведения. Организация «контекста» в контекст литературного произведения осуществляется по внутренним законам и средствами «литературы» как социальной коммуникационной системы и вида словесного творчества. Контекст движется, возникает его новая форма (контекст лит-рного произведения), она отражается в сознании и выражается средствами знаковой системы (письмо). Социальная информация, отражаясь в творчестве автора, предопределяет контекст произведения, его место в общем контексте литературы. Каждое новое произведение своим контекстом меняет всю систему контекстов литературы, процесс развития лит-ры и есть развитие системы ее контекста. Также контекст лит-ры меняется с изменением отношения общества к уже существующим произведениям. Билет 3.1. Первоначальные этапы развития науки о книге в России. Изучение книги в России началось с началось в середине 18 в. Стимулы: начало гражданского книгопечатания, изд-ская и библиогр. деят-ть АН, развитие гуманитарных наук (литературоведения, языкознания). Андрей Иванович Богданов – первый профессиональный русский книговед. Опыты составления репертуара русской книги, изучение истории книгопечатания и книжной культуры. Руд: «Краткое сведение и историческое изыскание о начале и произведении вообще всех азбучных слов» (1755) – история просвещения, книгоизд.дела, перечень и описание типографий. В библиогр.списке книги систематизированы по типографиям, т.е. по книговедческому признаку. Сопиков и Анастасевич – первые теоретические разработки книговедения. Сопиков – в «Предуведомлении» к «Опыту Российской библиографии» говорит про книговедение, называя его пока «библиографией». Раскрывает понятия «библиография», «библиоман», «библиограф», «библиотекарь». Важными считал книготорговые факты. Это была первая попытка создания сисемы науки о книге. Анастасевич – ввел слово книговедение в статье «О необходимости в содействии русскому книговедению» (1820), правда говорилось о библиографии журнальных статей. А вот в статье «О библиографии» (1811) содержались книговедческие рассуждения. Анастасевич четко разделял практику и теорию библиографии (вышнюю). В 19-начале 20 вв. понятия «библиограия» и «книговедение» часто отождествлялись. Наряду с «книговедением» бытовали «библиология», «библиогнозия». Во второй половине 19 века возрастают масштабы книгоиздательской, книготорговой, библиографич. деят-ти, идет процесс дифференциации этих отраслей книжного дела. Расширяется деятельность библиографических комиссий СПб, Мск, Киевского комитетов грамотности, возрастает роль библиографии в просветительской деятельности, накапливаются результаты исследований, публикации. Становится очевидной тенденция к обособлению библиографии, библиотековедения, истории книги. Все это приводит к создании профессиональных книговедческих обществ и организаций (РБО, РБлО) – т.е. выход книговедения на новый исторический уровень развития. Билет 4.1. Русское библиографическое общество. Начало в 1998 как Московский библиографический кружок, а с 1900 по 1930 – РБО при Московском университете. Проблемы: история, теория, методика, организация библиографического и книжного дела. Главная цель кружка – составление национального книжного репертуара с 1708 года. Не издали, так и остался в карточной форме. Вторая задача – объединить книговедов страны. Выходили ж-лы «Книговедение», «Библиографические известия». Осн.форма работы РБО – чтение докладов и послед.их публикация в журналах или брошюрами. РБО подразделялось на комиссии: Комиссия библиотековедения (позже Библиотечное общ-во), Комиссия Сибирской библиографии, Комиссия по регистрации лит-ры текущего момента и пр. Торопов – организатор и первый председатель кружка. Осн.внимание упорядочению гос.регистрации произвед.печати. Боднарский – активный член кружка, крупнейший теоретик и практик библиографии, проблемы выявления сущности, содержания, структуры библиографии, соотношения со смеж.дисц., разработка библ.классификации, внедрение десятичной классификации. Стал членом общества в 1909 году, а с 1920 по 1930 был его председателем. Редактор первого книговедческого ж-ла «Библиографические известия». Журнал соблюдал «чистоту типа» - только книговедческие материалы. 64 номера, 100 статей, доклады, прочитанные на заседаниях РБО. С журналом сотрудничали Лисвский, Ловягин, Куфаев, Фомин, Венгеров и т.п. Статьи по истории книги, теории библиографии, библиотековедению, изд.делу, журналистике и т.п., обзоры, рецензии, библиографические списки («Библиография русской библиографии»). Т.е. журнал отражал то, что происходило в то время в науке о книге, проблема соотношения понятий «библиография» - «книговедение» - «библиология», определение состава книговедения. Противоборствовали 2 теории
Необходимо было обосновать общую теорию, в конце 19 века понятие «книговедение» - теоретическое обособление отдельных книговедческих дисциплин в границах формирования единой науки о книге. С приходом Ульянинского общество уделило основное внимание именно библиофилии, и это оказалось губительным для общества на целое десятилетие. 4.2. Формы способа социальной коммуникации (межличностная, групповая, массовая) и книга Социальные коммуникационные системы – литература, музыка, изобразительное искусство и др. Произведение возникает в сознании автора, еще не является произведением литературы, но т.к. уже выражено в письменной форме, в некотором роде от автора отчуждено, доступно другим людям. Однако распространение письменного документа все-таки ограничено в пространстве и времени (несколько рукописных копий), поэтому произведение не становится сразу фактом общественного сознания, а всего лишь межличностной и групповойкоммуникации. Рукописная книга – способ групповой и элитарной коммуникации, т.к. изготовлялась и распространялась в ограниченном кол-ве экземпляров. Поэтому мы и говорим об элитарности античной духовной культуры. Сегодня межличностная и групповая коммуникация – это частная переписка, служебная переписка учреждений, служебная документация и т.п. Простой обмен документами также документальный объект групповой коммуникации. Документ – любой материальный носитель, на котором закреплена социальная информация (семиотическая) в целях ее хранения и распространения. Т.е. документ – это единство семиотической информации и материального носителя, в этом смысле книжное издание – тоже документ. Групповая социальная коммуникация, например, театрализованное представление пьесы (переводы литературных произведений, авторские чтения произведений, публичная лекция, худ.выставка). Групповая документальная коммуникация – способ организации произведения из письменного документа в групповой контекст. Произведением общественного сознания авторское произведение становится лишь в социальных коммуникационных системах «литература», «музыка» и т.п., т.е. в более развитых формах общественного сознания. Все это коммуникационные системы, т.к. функционируют они на уровне общества в целом, его классовой структуры, основных социальных групп. Процесс отражения составляет сущность процесса социальной коммуникации, движущим моментом развития которого является снятие противоречия между индивидуальным и общественным сознанием. Книга – одна из форм организации авторского произведения в произведение общественного сознания, т.е. один из способов социальной коммуникации. |