Главная страница
Навигация по странице:

  • 22.2 Теория типологического метода

  • 23.1; 35.2 Система типологического книговедческого метода

  • 24.1 Украинский институт книговедения. основные направления его деятельности

  • 25.1 Книговедческая деятельность Н.А. Рубакина.

  • 26.1 Книговедческая деятельность А.А. Сидорова

  • Шпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Вечерников (Беловицкая А. А.)_2. Шпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Вечерников (Беловицкая. Задача выявить, обосновать и назвать это отношение


    Скачать 299.5 Kb.
    НазваниеЗадача выявить, обосновать и назвать это отношение
    АнкорШпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Вечерников (Беловицкая А. А.)_2.doc
    Дата31.12.2017
    Размер299.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Вечерников (Беловицкая .doc
    ТипЗадача
    #13546
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    22.1 Элементы теории книговедения в трудах А.И. Богданова, В.С. Сопикова, В.Г. Анастасевича.

    Специальное изучение книги в России началось в середине XVIII в. Оно было подготовлено и стимулировано началом гражданского книгопечатания, издательской и библиографической деятельностью Академии наук, интенсивным развитием гуманитарных наук, и особенно литературоведения и языкознания.

    Первым профессиональным русским книговедом следует считать Андрея Ивановича Богданова (1696-1766). Его основной труд - «Краткое ведение и историческое изыскание о начале и произведении вообще всех азбучных слов...» (1755) – знаменателен для книговедения не только тем, что он содержит материал по истории отечественного просвещения, истории книгоиздательского дела, перечень и описание типографий, но и тем, что в библиографическом списке печатные книги систематизированы не по алфавиту имен авторов или заглавий, а по типографиям, т.е. по книговедческому признаку. Термины «библиография» и «книговедение» в трудах А.И. Богданова еще не встречаются. Он попытался дать первую историю русского книжного дела, через историю отечественных типографий. Это была история отечественных типографий. Второй момент, он эту историю проиллюстрировал списком книг этих типографий. Т.е. он первым попытался составить (как называется то, когда пытаются описать все книги печатные?) репертуар русской печатной книги. Причем, у него было много вариантов, и один из вариантов по типографиям – называлась и список книг этой типографии. Первая попытка составления национального книжного репертуара. И еще есть третий момент. В этой же работе, которая так и не была опубликована, ибо получила отрицательный отзыв, Андрей Иванович предлагает собственную классификацию наук. И вот как бы в предисловии к этой классификации есть фраза о книжной науке. Рассуждений каких-то серьезных у него нет, он не теоретик книговедения, но есть фраза о книжной науке, и понятно из контекста, что в общем-то говорится о нашей с вами науке, о том, что она есть, что ей надо заниматься, и т.д. В его работах нет ни термина "книговедение" (я повторяю, он не теоретик, у него нет теоретических каких-то рассуждений), и нет термина даже "библиография". Но вот за эти три момента мы считаем Андрея Ивановича Богданова первым русским книговедом

    Теоретические книговедческие построения впервые появляются в работах крупнейших русских книговедов и библиографов Василия Степановича Сопикова (1765-1818) и Василия Григорьевича Анастасевича (1775-1845).

    Основной труд Сопикова — «Опыт российской библиографии». Особый интерес для книговедения представляют теоретические воззрения Сопикова, изложенные им в «Предуведомлении» к «Опыту». Он, во-первых, подчеркнул воспитательную и просветительскую роль библиографии, во-вторых, охарактеризовал методические принципы своего труда. он трактовал содержание и задачи библиографии так широко, что термином «библиография» обозначил те отрасли знания, совокупность которых в современной терминологии можно определить словом «книговедение». Библиография для него – «самая пространнейшая наука», включающая в себя «познание книг вообще, в ученой истории и во всем том, что относится к искусству книгопечатания».

    В этом же «Предуведомлении» В.С. Сопиков раскрывает содержание понятий «библиография», «библиоман», «библиограф», «библиотекарь».

    Получается, что «Опыт» - это первая попытка создания системы науки о книге в рамках уже существующей науки – библиографии. Само слово «книговедение» в труде В. С. Сопикова не встречается. В терминологический книговедческий обиход его ввел В.Г. Анастасевич.Анастасевич напечатал ряд работ по книговедению. (из них главное значение для библиографии имеют 2 работы: это "О Библиографии" и "О содействии русскому книговедению"???) Из этих работ одна относится к теории книговедения. Она называется «О библиографии» и напечатана в 1811 г. в издаваемом В. Г. Анастасевичем журнале «Улей». В этой статье В. Г. Анастасевич дает определение библиографии, говорит об ее значении, времени ее возникновения, о постепенном ее развитии, о состоянии ее в разных странах, особенно в России, констатируя бедность русских трудов в этой области, отмечая, что «самое слово “библиография” для многих у нас требует еще перевода», и, наконец, останавливается на теории библиографии.

    Библиографию В. Г. Анастасевич определил как «книгоописание, или науку знать книгу и по их содержанию полагать в приличных разрядах по общей или принятой системе».
    22.2 Теория типологического метода
    Процесс типизации в научном познании:

    • это выявление сущностного признака абстрагированием , т.е. мысленным отвлечением от действительной совокупности всех «имеющих отношение к делу» и характеризующих системное образование, как таковое (восхождение от конкретного к абстрактному);

    • это исследование и выражение процесса смены форм сущностного признака (или единства нескольких признаков) на разных уровнях организации системы путем такой мыслительной процедуры, как опосредствованно (каждая последующая форма признака опосредствована предыдущей);

    • это последовательное обобщение сущностных признаков при переходе с одного уровня организации системы на другой в ходе воссоздания целостности развивающегося явления в единстве и разнообразии необходимых и достаточных признаков (восхождение от абстрактного к конкретному).
    Т.о. типологический метод – многоступенчатый способ научного мышления, использующий основные процедуры (абстрагирование, опосредование, обобщение) мышления с целью адекватного отражения исследуемого явления.

    Учение об этом методе называется типологией. Называть типологией ту или иную классификацию книжных изданий неверно.

    Типология входит в предмет методологии, в предмет общего книговедения, но не исчерпывает ее. Нельзя типологией подменять методологию или классификацию.

    Классификация – зафиксированные в признаках свойства и отношения присуще системе до начала классификации, классифицировать можно готовую систему.

    Типологический метод применяется для исследования динамических систем, процессов, в которых могут появиться новые компоненты. Набор признаков предопределяется изменениями системы.

    Типологический метод позволяет познавать специфику развивающихся систем и ориентирован на выявление внутреннего соотношения исследуемых в объектов в их динамике.

    Выявленные признаки, свойства и отношения характеризуют сущность любого компонента системы в заданной системе координат.

    Типологический метод книговедческого познания – способ, процесс и промежуточный результат выявления и выражения системой необходимых признаков сущности (содержание, способы и формы существования) любого книговедческого явления в его обусловленности принадлежностью к системе «книга в книжном деле» или «книговедческое знание» и в относительной самостоятельности.

    Система необходимых для данного уровня организации признаков – критерий типизации, содержание понятия «тип». Выбрать их достаточно сложно.

    Типологический метод работает как способ снятия противоречий между объектной областью книговедения и объектом книговедческого знания; объектом книговедения и структурой объекта; структурой объекта и предметом книговедческого знания.
    23.1 Ленинградский институт книговедения. Основные направления деятельности

    Ленинградский НИИ книговедения возник в результате упорядочения системы книжного дела в стране. В августе 1920 г. в Москве была образована Центральная Книжная Палата, на нее была возложена задача библиографической регистрации всех произведений печати, выходящих в РСФСР. Петроградскую же КП переименовали в Институт книговедения, в функции которого также вошла организация Курсов книговедения (1920), в 1925 преобразовали в НИИ книговедения при Публичной библиотеке. В 1929 отделили от Публ.библ., существовал как самостоят.учреждение.

    Сотрудники: Фомин, Куфаев, Малеин, Берков, Новосадский.

    Работа велась несколькими секциями, ведущая – секция теории, методологии и истории книговедения (4 комиссии: по теории, по истории, по методологии, по подготовке кадров). Последняя с 1931 – самостоятельная.

    В 1927 была организована аспирантура.

    Доклады отражали актуальную проблематику того времени: преодоление методологических недостатков, общая теория кнгвд, методология отдельных кнгвдческих дисциплин, проблемы выявления сущности книги, определения понятия «книга», содержания, структуры, состава науки о книге.

    Комиссией по книгораспространению был изучен книжный рынок и книготорговые сети, пропаганда и реклама книги, спрос различных категорий покупателей на издания для оптимизации книготорговой работы (курсы «экономика и планирование книготорговли»).

    Институт не располагал достаточными средствами, поэтому реальные результаты ограничены.

    Основная работа НИИ – библиографическая деят-ть: теорет., методич., практич. Руководил Фомин.

    С 1920 по 1926 – самостоятельные курсы книговедения, в 1926 преобразованы в Техникум печати (3 года обуч.), спец. среднего звена.

    Работало Консультационно-справочное библиографическое бюро – на базе собрания Венгерова.

    НИИ Книговедения – первое государственное книговедческое исслед.учреждение, созданное при Советской власти.

    23.1; 35.2 Система типологического книговедческого метода

    Типологический метод – системен. Он как самостоятельная форма научного знанияявляется еще и подсистемой теоретического знания.

    Книговедческий типологический метод существует в диалектическом единстве таких уровней своего существования как:

    - общекниговедческий типологический

    - специально-книговедческий типологический

    - книгоиздательско-типологический

    - книготоргово-типологический

    - библиотечно-типологический

    - библиографо-типологический

    - частнодисциплинарный типологический метод

    - историко-библиотековедческий типологический метод

    - по аналогии - все остальные частнодисциплинарные.

    Однако этой иерархией система типологического метода не исчерпывается. Характер знаний, которые хочет получить исследователь, типизирует типологический метод следующим образом:

    - историко-типологический

    - логико-типологический.

    При этом историческое в диалектическом методе не исключает логическое, а находится с ним в органической связи. Историческое выступает формой движения логического, отражающего необходимые связи и отношения, проявившиеся в процессе развития исследуемого объекта.

    Историко-типологическая и логико-типологическая подсистемы типологического метода могут быть представлены как:

    - компонентно-типологический метод

    - структурно-типологический метод

    - функционально-типологический метод.

    Если исследуется историческое развитие состава, структуры, функций книговедческого явления, то каждый из них выступает в своем историческом аспекте; а если излагается теория сущности, способа существования, состава книговедческого явления, то в логическом.

    Обычно исторический и логический аспекты типологического метода используются параллельно.

    Общекниговедческим методом нельзя получить частнодисциплинарные знания, и наоборот. Это объясняет существование специально-книговедческих методов:

    - книгоиздательского

    - библиополистического

    - библиотековедческого

    - библиографического.

    24.1 Украинский институт книговедения. основные направления его деятельности
    С 1922 по 1936 г. в Киеве, сокращенно УНИК. Создан на базе Главной книжной палаты Украины. Секции по истории книги, социологии и экономики книги, искусства и техники книги (поздней: книгопроизводства).

    В 1926 орг-ван кабинет книги и читателя – исследовательская, пропагандистская работа. Открыта аспирантура.

    Журнал «Библиологичны вести», 1923-1931, 25 номеров. Статьи по истории и современному состоянию кн.дела, вопросам общей теории кнгвд-я и отдельных дисциплин, освещалась текущая деят-ть УНИК (р-л «Хроника»).

    «Научные записки» - печатный орган, 1933-1935 гг.

    Руководитель – Меженко, работал Маслов, Довгань, Быковский и др.

    В работах Довганя – осмысление книги как социально-классового явления, методологическое переосмысление книговедения с позиций марксистско-ленинского мировоззрения.

    В целом работы украинских книговедов-теоретиков отличались остро полемическим пафосом, характерным для книговедческой литературы 20-х - начала 30-х гг.

    В 1931 г. УНИК был подвергнут критике «за отрыв от конкретных задач социалистического строительства и националистический уклон» и позднее (1936) реорганизован в Научно-методический кабинет библиотековедения и массовой библиографии при Библиотечном управлении Наркомпроса УССР.
    25.1 Книговедческая деятельность Н.А. Рубакина.

    В 1880-х гг стал создавать свою библиотеку, в основу которой легли шесть тысяч книг из собрания его матери. помощники провели анкетирование более 4 тысяч человек и в его библиотеке, и в рабочих школах. Оказалось, что большинство книг недоступно, непонятно народу. Выводы были опубликованы в книге «Этюды о русской читающей публике»..

    С 1924 по 1928 год Рубакин составлял списки лучших советских книг на русском языке для Международной комиссии интеллектуального сотрудничества в Париже (она входила в состав учреждений при Лиге наций). Эти списки Рубакин составлял при содействии Государственной Центральной книжной палаты в Москве. Свою огромнейшую библиотеку Рубакин завещал России.. Она находится в РГБ, составляя особый фонд — фонд «Рб».

    Главным же своим достижением сам Николай Александрович считал создание новой психологической теории, которой он дал название «библиологической психологии», или «библиопсихологии».

    Теория родилась из практики огромного масштаба по числу наблюдений и по времени. Основой разработанной им дисциплины стала проблема психологии чтения и читателя.

    В 1916 г.. в Женевском педагогическом институте Ж.-Ж. Руссо была открыта секция библиопсихологии. Директором секции стал Николай Александрович Рубакин. Несколько лет спустя на основе этой секции Рубакин создает в Лозанне Международный институт библиопсихологии. Первая работа Рубакина в области библиопсихологии («Психология книжного влияния») появилась десятые годы ХХ в.

    Первым шагом и основой других исследований в изучении книжного дела должно стать изучение триады «читатель–книга–автор», причем эти элементы следует изучать только в их взаимодействии.

    Рубакин вывел понятие о проекции слов, утверждая, что человеку могут быть известны исключительно его собственные проекции чужих слов, но не то содержание, которое вкладывалось в них автором.

    Под книжным делом Рубакин понимает «не только совокупность книг и совокупность произведений печатного, рукописного и устного слова, но и совокупность всех трудовых процессов, которыми эти ценности созданы в прошлом, создаются в настоящем и будут создаваться в будущем». Соответственно, книжное дело – это труд и трудовой процесс. Психология книжного дела есть психология такого труда и процесса.

    Таким образом, объектами библиопсихологического изучения в процессе книжного дела становятся:

    1. Работники его и их психические типы.

    2. Их труд и его психические особенности.

    3. Продукты их труда, от качества которых зависит степень воздействия печатного, рукописного и устного слова на индивида и коллектив.

    4. Социальная среда, обусловливающая и качественную и количественную сторону психологии книжного дела.
    26.1 Книговедческая деятельность А.А. Сидорова
    Обоснование еще одного уровня исследования книги и еще одной книговедческой дисциплины - искусства (или лучше - искусствоведения) книги - связано с именем крупнейшего советского книговеда профессора, доктора искусствоведения, члена-корреспондента АН СССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР Алексея Алексеевича Сидорова (1891-1978). Первая его работа в этой области появилась в 1921 г. и послужила началом, по выражению самого автора, «книжного искусствоведения». Основная мысль этой статьи - утверждение органического единства всех структурных и содержательных элементов книжного издания. «Книжное искусствоведение», по утверждению А.А. Сидорова, объектом своего изучения должно иметь не «искусство в книге» а «искусство книги», не внешний вид, а форму книжного издания, которая всегда содержательна, причем содержательность ее выявляется и начинает функционировать в процессе потребления издания.
    Теоретическое обоснование «книжного искусствоведения» как книговедческой дисциплины А.А. Сидоров дает в работе «Книга как объект изучения и художественные элементы книги» и строит эту дисциплину как книговедческую, опираясь на известные ему системы книговедения Н.М. Лисовского, А.М. Ловягина, М.Н. Куфаева, находя место новой дисциплине среди традиционных, доказывая, что «не все возможности организованного нашего о книге знания ими исчерпываются или даже предвидятся» (с. 41). А.А. Сидоров предлагает и термин для обозначения новой дисциплины - «библиономия», который некоторое время фигурировал в специальной литературе, но в современном терминологическом обиходе не прижился. Содержание понятия «форма книги» А.А. Сидоров интерпретирует как систему целесообразного соотношения бумаги (цвет, фактура), формата издания и формата полосы набора, кегля и рисунка шрифта композиции каждой полосы набора и издания в целом, собственно иллюстраций, обложки или переплета и считает, что «форма книги должна стать объектом специальной дисциплины, предметом которой соответствённо будет выявление законов и закономерностей развития формы книги». Нельзя, однако, не заметить, что и А.А. Сидоров в своих рассуждениях отождествляет категорию «книга» с ее материальной, предметной формой - книжным изданием.
    А.А. Сидоров помещает библиономию, исходя из схемы Н.М. Лисовского, в раздел книгопроизводства, определяет задачи искусства книги как разработку истории, теории и практики художественного конструирования издания.
    В выступлении на Первом Всероссийском библиографическом съезде А.А. Сидоров показывает практические выходы библиономии и точки ее соприкосновения с другими книговедческими дисциплинами.
    Две упомянутые выше работы крупнейшего советского книговеда заложили основы сегодняшней истории, теории и методики художественного оформления и полиграфического исполнения печатных изданий как относительно самостоятельной искусствоведческой дисциплины, плодотворно развивающейся на стыке с книговедением. Практическими задачами планирования всего народного хозяйства и книжного дела в том числе была вызвана разработка теории и методики советской статистики печати и формирование соответствующей смежной с книговедением дисциплины.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта