Шпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Вечерников (Беловицкая А. А.)_2. Шпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Вечерников (Беловицкая. Задача выявить, обосновать и назвать это отношение
Скачать 299.5 Kb.
|
26.2; 28.2 Содержание и структура коммуникационного процесса "сознание" Коммуникационный процесс «сознание» - это процесс отражения общественным сознанием социальной информации, содержание которой организовано средствами семиотической знаковой системы «язык». Ком.проц.Созн – способ существования семиотической информации в обществе, формы процесса движения ее в обществе (в форме общественно-практической деят-ти). В коммун.проц. «сознание» входит: - «познание» - комм.система – процесс проявления сознания и промежуточный преходящий результат этого проявления; - «культура» - способ коммуникации – общий, промежуточный результат развития познания. Каждый уровень развития «сознания» - виток единой диалектической спирали, а потому подсистема – явление сложное. Формы социальной информации взаимосвязаны и взаимообусловлены. Последовательная смена форм – сущность развития «сознания». Ну уровне «сознания» семиотическая информация отражается и превращается в семантическую, т.е. «сознание» способ существования и движения семантической информации в обществе. Процесс – возникновение и смена форм сем.информ., а результат – сами эти формы в дальнейшем их развитии. Семантическая информация отражается в ком.системе «познание» средствами мышления и семиотич.системы «язык», т.е. обратный процесс семантическая семиотическая. Книга – диалектическое единство конкретной формы семантической информации и конкретной формы процесса ее движения. Конкретной формой семантической информации является информация семиотическая. Конкретной формой ее движения - книжное дело как наиболее общий процесс движения книги в культуре, а значит - способ ее существования в культуре. Книжное дело на этом уровне представляет собой одну из форм процесса существования и движения семиотической информации в одной из подсистем коммуникационного процесса «сознание». 27.1 Музей книги, документа и письма (Институт книги, документа и письма). Основные направления его деятельности. Весной 1930 г. Академик С.Ф. Ольденбург предложил на базе Музея палеографии создать Музей книги, документа и письма с тем, чтобы он мог совместить в своей деятельности научно-исследовательский, музейно-экспозиционный и просветительский аспекты. Впоследствии к этим задачам присоединилась и подготовка научных кадров. В 1931 был переименован в Институт… В нем работали Малеин, Фомин, Берков и др. Основными сферами исследовательской деятельности ИКДП по книговедению были общая теория книговедения и история книги. Важным был вклад сотрудников института в разработку фундаментальной проблемы “Классики марксизма-ленинизма и печать”. По результатам исследований был сделан ряд публикаций, в том числе книга А.Г. Фомина “Путеводитель по библиографии К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина”. Основную часть опубликованной в качестве приложения к “Путеводителю” статьи П.Н. Беркова “Ленин, Маркс и Энгельс как библиографы-рецензенты” составил анализ библиографической деятельности В.И. Ленина. В трудах ИКДП выдвинут и обоснован тезис о книге как продукте и орудии общественных отношений, что вело к распространению социального аспекта изучения книги на все этапы ее существования. По мнению теоретиков ИКДП, социальная функция книги осуществляется при взаимодействии книги с общественной средой. Она должна удовлетворять определенную общественную потребность создавшего эту потребность класса. Социальная функция, являясь одним из основных элементов книги, наряду с содержанием и материальной формой, определяет их развитие, в ней реализуется единство содержания и формы. Отсюда – необходимость изучения книги с функциональных позиций на всех этапах ее существования. Сотрудники института раскрыли значение книги не только как показателя уровня развития культуры, но и как активного фактора, целенаправленно влияющего на ее развитие, они видели в книге органическое единство результатов духовной и материальной деятельности людей. Такой подход открыл впоследствии широкие перспективы построений в культурологической, семиотической, системной, коммуникативной областях. Важным результатом исследований сотрудников Института книги, документа и письма стало представление об особой роли книги в процессе формирования, функционирования и смены идеологии. 28.1 Соотношение книговедения и общего книговедения Книговедение – есть приведённое в систему научное знание о книге как об объективном явлении социальной действительности. – о природе и сущности книги, о логических и исторических процессах, формах и закономерностях ее существования, движения, развития и функционирования; – метод получения нового знания о книге; – способ организации результатов познания книги либо в теоретические компоненты и элементы книговедческого (научного) знания, либо в теоретически осознанные правила, приемы, процедуры, т.е. методики практической (предметно преобразующей (а то выходит, что я всю жизнь не практическим делом занимаюсь – сижу и думаю, да пишу; разве это практическая деятельность?) книговедческой деятельности в той или иной сфере книжного дела (книгоиздательского, книготоргового, библиотечного и библиографического) как способа существования реальной действительной книги. Методология. Так вот, в этом компонентном составе (книгоиздательское, книготорговое, библиотечное, библиографическое) общее книговедение – есть методологический уровень приведенного в систему научного знания о книге. Значит, опережающее теоретическое развитие. И в этом опережающем теоретическом развитии каждая из областей книговедческого знания начинала стучать лысиной в потолок: т.е. упиралась и осознавала проблемы, теоретические проблемы, которые в своих границах и своими познавательными средствами решить не могла. Потому что это были проблемы, требующие наддисциплинарного подхода, потому что это были проблемы методологического уровня. Т.е. натыкалась каждая в своем теоретическом развитии с необходимостью объективно, с необходимостью, выходила на уровень осознания проблем, которых в своих границах, своими средствами, никак – это проблемы требовали наддисциплинарного подхода. И обнаружилась необходимость разработки методологического уровня. Так вот, фундаментальнейший вопрос для методологии книговедения – что есть “книга”. А второй вопрос – каково приведенное в систему научное знание, адекватно отражающее и природу, и сущность, и процесс, и форму, и функции книги как объективного явления социальной действительности. 1. Что есть книга? (как объективное явление социальной действительности; мировоззренческий) 2. Какова система адекватного знания о книге? (науковедческий) У книговедения – свой предмет, а у общего книговедения – свой предмет. 29.1 Соотношение категории "книга" и понятия "книжное издание". Книга – способ отражения и средство формирования индивидуального, группового и общественного сознания А потому – одна из форм существования движения развития информации в обществе. То место, где книга становится сама собой – только сознание и больше ничего. И она и появилась в человеческом обществе как способ отражения и средство формирования индивидуального, группового и общественного сознания. Так вот, информация как атрибут отражения существует и в природе и в обществе как способ … в процессах отражения и немедленно упаковывается в какую-то форму. Значит, неизбежен тезис о единстве информации и материального носителя. Что такое книга? Это литературное, музыкальное или изобразительное произведение, организованное в процессах и средствами издательской, редакционно-издательской профессиональной деятельности в книжное издание. Чтобы это было, надо сделать произведение доступным другим сознаниям, другому сознанию. Когда и почему авторское произведение организуется в книжное издание? Способ удовлетворения объективного общественного интереса к литературному, музыкальному, изобразительному произведению или произведениям – есть общий замысел издания. По критерию общего замысла моделируются издания трех видов (говорю только о литературе): - собрания сочинений; общий замысел любого собрания сочинений – удовлетворение объективного общественного интереса к творчеству автора в целом. Потому что интуитивно все мы как бы знаем, что такое собрание сочинений. Но объяснить не можем. Все произведения автора? Нет. В принципе (хоть полное, хоть неполное) – это отражение удовлетворения объективного интереса к творчеству одного автора в целом и отражение в издании его творчества в целом. - сборники (авторские и коллективные); общий замысел любого сборника – отражение части творчества автора. Не важно, композитор это, писатель, ученый; части творчества одного или нескольких авторов. - отдельные издания одного произведения. Конкретизация общего замысла типом читательского восприятия и есть целевое назначение издания. 32.1 Основные итоги развития дореволюционного книговедения · определился статус книговедения как науки, а не разрозненных сведений, имеющих отношение к книге; · возникли первые специальные книговедческие организации, ведшие активную теоретическую и практическую книговедческую работу; · выявлено содержательное соотношение понятий книговедение - библиология - библиография - библиотековедение; · книговедение осознано как многосоставная наука, в которой фиксированы дисциплины, соответствующие основным сферам книжного дела (книгоиздательскому, книготорговому, библиографическому, библиотечному), и намечено соотношение между ними; · появились работы методологического уровня (Н.М. Лисовского и А.М. Ловягина), в которых наметились первые принципиальные схемы науки о книге, методы исследований; предпринимаются попытки выявить предмет книговедения, намечается структура книговедения (история, теория, методика); · не вполне отчетливо, но все-таки наметилось выделение в составе книговедения общей теории науки о книге (прообраз общего книговедения) как синтезирующего теоретического раздела, рассматривающего наиболее общие вопросы; · в трудах крупнейших книговедов (Н.М. Лисовского и А.М. Ловягина) намечена проблема соотношения книговедения с другими дисциплинами и в первую очередь с историей литературы; · началось преподавание книговедения как учебной дисциплины в Петербургском (Петроградском) и Московском университетах. Кратко: 1. Книговедение – это в первую очередь комплексная наука, состоит из 4х аспектов (книгоиздание, книгораспространение, библиография, библиотековедение). 2. Книговедческие организации – Библиографическое и Библиологическое общество. 3. Определено соотношение понятий «книговедение», «библиология», «библиография», «библиотековедение». 4. Методология (предмет, объект, структура, схемы книговедения) 5. Выявление общего книговедения. 6. Соотношение книговедения с другими дисциплинами. 7. Начало преподавания книговедения. 34.1 Книговедческая деятельность М.Н. Куфаева. три уровня в структуре науки о книге М.Н. Куфаева – философия книги – философия книговедения – методология частных книговедческих дисциплин Куфаев пришел к понятию философии книги. не только глубоко постиг методологическую перспективу Н.М. Лисовского, но и весьма оригинально развил его формулу, согласно которой на стадии познания эволюции книги наука о книге "как бы вступает в область философии книговедения". если понимать философию как "большее или меньшее проникновение в сущность предмета, идеальное его постижение, познание господствующей идеи, раскрывающейся в предмете", а книгу - как "источник культурной жизни", "вместилище всякой мысли и слова, облеченных в видимый знак", то возможно "строить и философию книги", ибо ее изучение не должно сводиться к изучению только априорно, в опыте, т.е. к эмпирическому изучению. Отсутствие четкой дифференциации в рамках книговедения философского и методологического знаний привело исследователя к наделению философии методологическими функциями. Идеальное изучение книги, по его мнению, "предполагает метод, и философия книговедения разрабатывает этот метод, но указание на него она получает из философии книги… Обоснование специфичности научного объекта и метода его изучения и почерпается из философии". называет теорией книговедения библиологию, которая устанавливает специфическую терминологию, развивает классификацию книжных дисциплин, их объем и границы исследования и разрабатывает методы всестороннего изучения книги. В результате несколько книговедческих дисциплин (философия книговедения, методология книговедения, библиология и теория книговедения) наделены одними и теми же функциями в рамках науки о книге. Согласиться с таким положением вряд ли можно. Тем не менее М.Н. Куфаев впервые в книговедении и очень рано (на стадии формирования теоретического книговедения) попытался с методологических позиций осмыслить науку о книге и процессы научного познания книги, проводя аналогию между методологией книговедения и методологией исторических дисциплин. Основные работы (именно книговедческие): "Проблема философии книги", и "Книга в процессе общения", "Библиофилия и библиомания". |