Главная страница
Навигация по странице:

  • Задача 548 ★

  • Задача 549 ★

  • Задача 550 ★

  • Задача 551 ★

  • Задача 552 ★

  • Задача 553 ★

  • Психология Задачи к семинарам. Задача 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеЗадача 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения
    Дата09.02.2022
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПсихология Задачи к семинарам.doc
    ТипЗадача
    #356871
    страница5 из 31
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

    Задача 533●. Какие закономерности ощущений раскрываются в примерах У. Джемса?

    1. Раскаты грома и шум бури мы называем более объемистыми, чем скрип грифеля об аспидную доску.

    2. Погружение нашего тела в теплую ванну даст более массивное ощущение, чем укол булавкой.

    3. Чувства переполнения и пустоты, одышки, трепета, головной боли наряду с общим осознанием протяженности нашего тела при тошноте, жаре, тяжелом чувстве сонливости и усталости служат примерами массивных ощущений.

    1. Слепорожденные, прозрев, удивляются величине воспринимаемых предметов, которые кажутся им, вопреки ожиданию, слишком большими. Франц рассказывает о пациенте, которого он вылечил от катаракты и которому все казалось гораздо большим по сравнению с понятиями, составленными им о величине предметов на основе одного лишь чувства осязания. Движущиеся предметы, особенно одушевленные существа, казались ему необыкновенно большими.

    2. Громкие звуки, как правило, вызывают в нас ощущение чего-то огромного.

    3. Блестящие тела, по словам Геринга, вызывают у нас восприятие предметов с большим объемом, нежели тела неблестящей окраски.

    4. Попавшая в ухо мошка, жужжа возле барабанной перепонки, может показаться величиной с бабочку.

    Задача 534●. О каком феномене сферы ощущения идет речь в следующих примерах?

    1. Известный лингвист Р. Якобсон считал, что гласные звуки имеют цветовую окраску, в то время как все согласные - черно-белые. "А" - самый яркий по окраске звук, "И" - самый светлый, "У" - самый темный.

    2. А. Ахматова вспоминает: "А. Блок прослушал Игоря Северянина, вернулся в артистическую и сказал: "У него жирный адвокатский голос".

    3. В рецензии на пение Изабель Обре газета "Смена" от 11.01.86 писала: "У нее - красивый голос, чистый, как хрусталь, и вместе с тем плотный, как запах поздних осенних цветов..." (По А. И. Щербакову)

    4. А. Р. Лурия изучал своего пациента Ш., воспринимавшего все голоса людей как окрашенные и нередко говорил, что данный голос "желтый и рассыпчатый", "темно-серебряный" или "фиолетовый". Воспринимаемые им цвета характеризовались как "звонкие" или "глухие", как "соленые" или "хрустящие".

    5. В "Воспоминаниях о Скрябине" Л. Л. Сабанеев приводит слова композитора: "Вот вам до мажор каким кажется? Красным. Ясно, что красный... А вот Fis - синий, это совершенно очевидно... Это мне так же ясно, как то, что вот вы стоите и я стою". И еще: "Ведь каждому звуку соответствует цвет. Вернее, не звуку, а тональности. Вот у меня в "Прометее" в начале - тут как бы совмещение тональности А и тональности Fis - поэтому тут должны быть цвета розовый и синий".

    Задача 535●. Прокомментируйте приведенные факты. Объясните, от чего зависит индивидуальное восприятие боли.

    1. В некоторых обществах роды воспринимаются как экстремальное событие: женщину настраивают на ожидание ужасной боли, и она действительно испытывает ее, как если бы роды действительно были ужасной болезнью. В большинстве западных культур женщина воспитана в страхе перед родовыми муками. Этот страх вызывает изменения в мышечном тонусе и способе дыхания, что затрудняет процесс родов и делает его еще болезненнее. В других обществах роды не рассматриваются как событие, которого следует страшиться; женщина занимается своими делами почти до самого момента родов и вновь возвращается к своим обязанностям спустя несколько часов после них.

    1. В серии опытов, проведенных в начале нашего столетия, И. П. Павлов обнаружил, что собаки, постоянно получавшие пищу сразу после электрического удара тока, который вызывал у собаки сильную реакцию до выработки условного рефлекса, переставали проявлять признаки ощущаемой боли. Вместо этого они сразу же начинали выделять слюну и махать хвостом.

    2. Во время Второй мировой войны врач Г. К. Бехер, изучавший восприятие боли, заметил, что солдатам, раненным в бою, значительно реже требовался морфин, чем гражданским лицам, выздоравливающим после операции. Бехер писал, что раненый солдат испытывал "облегчение, благодарность судьбе за то, что ему удалось уйти живым с поля боя, даже эйфорию; для гражданских лиц серьезная хирургическая операция - это источник депрессии и пессимизма".

    3. Если в эксперименте испытуемым давать в качестве обезболивающего средства плацебо - таблетки или инъекции сахара или соли, - у некоторых людей боль действительно уменьшается. Возможно, что определенный способ устранения боли используют бегуны на длинные дистанции или футболисты, которые способны игнорировать или подавлять боль. Точно так же балерины в состоянии триумфально исполнять свою партию на кровоточащих ступнях. (Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер)

    Задача 536●. Какая особенность ощущений зафиксирована в перечисленных устойчивых выражениях речи?

    "Острый вкус", "кричащий цвет", "сладкие звуки", "горькая правда", "соленые шутки", "грязный язык", "щекотание нервов", "жесткий стиль", "ласковый ветер", "сальный анекдот", "на языке - мед, под языком - лед", "теплые тона", "нежные речи", "вялое изложение", "блестящая работа" и т.п.

    Задача 537●. Проанализируйте по приведенным примерам возникающие при чтении ощущения. Почему эти ощущения появляются, хотя реального взаимодействия с источниками ощущений нет?

    1. - Одну горячую сосиску с булочкой и приправой, - с облегчением крикнула она продавцу, наблюдая, как он положил огромную свиную сосиску в разрезанную булочку, усыпанную зернами сезама, и смазал разрез кетчупом, горчицей, добавив мелко порезанных овощей. - Отлично, спасибо. - Она сунула ему в руку мелочь и откусила большой кусок.

    - Сколько раз я говорил тебе, что такая еда опасна? – раздался откуда-то справа веселый мужской голос. Джесс повернулась. - Это - чистые жиры. Они просто смертельны. ...Знаешь, я не могу смотреть, как ты ешь это дерьмо, - произнес он, выхватив из ее рук "хотдог" и бросив сосиску в ближайший ящик для мусора.

    - Что ты делаешь?

    - Перестань, разреши, я куплю тебе что-нибудь получше.

    - Не могу поверить, что ты это сделал! - Джесс знаком попросила продавца дать ей еще один "хотдог". - Попробуй только притронуться, останешься без руки... - Джесс запихнула половину нового бутерброда в рот, подумав, что этот был не такой вкусный, как первый. (Дж. Филдинг)

    2. Саймон висел под лоджией. Он лежал в импровизированном гамаке, который изготовил на скорую руку, обвязав один конец веревки вокруг талии, а свободный конец и тот, который охватывал талию, но болтался свободно, подвязал к обоим сторонам балкона снизу. Кроме того, он сделал веревочную петлю, которая бы облегчала ему подъем наверх. Саймон очень страдал. Руки, ладони, плечи - все его тело буквально горело от боли: не очень-то удобно висеть на веревках на расстоянии девятнадцати этажей от земли. На лбу и на шее Саймона выступили вены. Его трясло от усилий, которые он прилагал, чтобы не выдать своего присутствия напряженным дыханием: на расстоянии нескольких дюймов от него стояли два человека и вели неспешную беседу.

    ...Неожиданно веревка, на которой он висел, лопнула. Он успел ухватиться за веревочную петлю и теперь висел только на ней одной, изо всех сил стараясь побороть подступившую панику. Только две тонких веревки, образовывавшие петлю, еще немного - и он выпустит веревки из рук и полетит к земле навстречу смерти.

    Неожиданно один конец веревки, образовывавшей петлю, отвязался и соскользнул вниз. Петли больше не было. Хотя Саймон крепко привязал оба конца веревки, но тяжесть его тела оказалась сильно велика, и один узел не выдержал. ...Саймон висел теперь только на одной-единственной тонкой бечевке, но и она, как он почувствовал, была готова отвязаться в любой момент.

    Уставшие ладони начали скользить, и Саймон стал постепенно съезжать вниз. Тогда последним усилием заставив себя не думать о боли в руках и вызвав в душе образ умершей матери, который один - и только один - мог подхлестнуть его стремительно уменьшавшиеся силы, он покрепче уцепился за веревку и рывком подтянулся, ухватившись кончиками пальцев за металлическое основание лоджии. Вот и второй конец тонкой бечевки отвязался, и она полетела вниз, но Саймон уже держался за металлическое основание лоджии двумя руками... (М. Олден)

    3. Это было жутко.

    Со скалы... десятки людей... наблюдали за зимними волнами, молотящими океанский берег. Труба была мощной и дикой. Она с ревом обрушивалась на берег, сила этого удара была такова, что земля под ногами слегка колыхалась. Никто из наблюдавших не разговаривал. Все в молчании смотрели на гигантские волны, которые жутко закручивались перед тем, как удариться о риф. ...Как всегда, штормовые предупреждения были расклеены, но они были бессмысленны. Ничто не могло остановить того, кто решился попробовать.

    ...Он вошел в поток. Прошел вброд как можно дальше в море, потом лег животом вниз на доску и, гребя руками, направил свою доску к "линии", месту на воде, откуда можно было войти в трубу. Ярость океана поразила его. ...Он стоял на доске, достигнув идеального равновесия... вот, наконец, "линия", он плавно втекает в трубу - восторг не передать словами - ощущение скорости, которое он раньше никогда не испытывал. Быстрый взгляд налево. Труба вздымалась, уходя из поля зрения, пугающая стена воды, тонны ее уже над его головой, они уже сходятся над ним - жуткое зрелище.

    ...Солнечный свет становился все менее ярким, угасал - и вдруг Саймон оказался в темноте; он был в трубе из воды, полностью ею окружен, стремительно летя по проходу, который через секунду сожмет его в своих объятиях. Зажат со всех сторон водой, и только несколько секунд, чтобы выбраться через сужающееся пространство. Саймон визжал от охватившего его восторга. Он был внутри трубы и еще никогда в своей жизни не испытывал такого полного счастья.

    ...Дневного света не было. Он сосредоточился на солнечном пятне где-то впереди и выше над ним. Невероятно, как быстро сужалась труба. Стало еще темнее. Паника.

    Волна захлестнула его с ужасающей быстротой, сбила с доски и с силой втолкнула его в удушающую, колющую тысячей песчинок стихию подводной песчаной бури. Он перевернулся и попытался протереть глаза. Перед ними была только кромешная тьма. Он испытал приступ ужаса - и бросился выбираться из этой ревущей воды и смертоносного песка; в рывке, в который он вложил всю свою силу, он попытался достигнуть поверхности воды, того, что, он надеялся, просил и умолял Бога, должно было быть поверхностью воды. Но труба была неумолима, неумолима и безжалостна; она скорее распнет его, нежели выпустит из своих объятий. Она тянула, толкала и крутила его во всех направлениях, не давая ни глотка воздуха. Он наглотался морской волны и песка и понял, что погибает, идет в это вечное и ужасное неизвестное. Надо было послушать мать и держаться отсюда подальше. Дерьмо тупое. Вот что он такое, и вот почему он погибает.

    Потом он почувствовал, как его потянуло под водой куда-то со скоростью пули, он не смог удержаться от крика, когда острые, как бритва, кораллы рванули его тело и сломали обе ноги. В последние секунды своего сознания он вдруг понял пугающую правду: его жизнь больше ему не принадлежит. (М. Олден)

    Задача 538●. На основании приведенного текста сделайте вывод о роли ощущений в становлении восприятия пространства. Какие ощущения участвуют, по вашему мнению, в этом процессе?

    Правое полушарие мозга чутко реагирует на изменение веса тела, вызванное действием гравитационных сил. Это лишний раз подтверждает ведущую роль правого полушария в построении "схемы тела". Ведь первичной основой для построения такой схемы служит вектор силы тяжести, создаваемый гравитационным полем Земли, в котором постоянно протекает жизнедеятельность человека. Действием этого вектора обусловлены главные пространственно-ориентировочные понятия "верх" - "низ", а также связанные с ними добавочные координаты.

    Существенный практический интерес в этой связи имеют факты, установленные американским психологом Г. Виткиным. Согласно его наблюдениям, уровень развития ребенка в определенной степени зависит от того, как рано выработалась у него способность ориентироваться в окружающем мире, используя для этого постоянно действующую на тело силу тяжести. В самом раннем детстве ориентирование в пространстве может осуществляться двумя способами. В первом случае суждение о положении своего тела ребенок выносит из зрительной оценки взаиморасположения окружающих предметов, из того, как меняются их вид и размеры при его передвижении. Второй тип ориентации в пространстве связан с более тонким и полноценным использованием нервной импульсации, поступающей из органов, автоматически оценивающих и поддерживающих равновесие тела (гравиторецепторов). Замечено, что ребенок, пользующийся вторым типом ориентации, проявляет большую активность и самостоятельность. Со временем это распространяется на развитие всей чувственной сферы и на совершенствование двигательных реакций, что положительно сказывается на формировании характера и интеллекта. (По Л. П. Гримаку)

    Задача 539●. Дайте объяснения приведенным ниже явлениям. В каких случаях возникает "сенсорный голод"?

    1. Метеорологические факторы только способствуют однообразию, монотонности образа жизни, так как ограничивают возможность бывать вне помещений. Особенно резко эта монотонность проявляется в зимние месяцы, поэтому-то именно в это время года чаще регистрируются случаи общего ухудшения самочувствия, заторможенность, замкнутость, вспыльчивость, повышенная раздражительность... (В. В. Борискин, С. Б. Слевич)

    2. Антарктическая ночь таит в себе что-то сверхъестественное. Быть может, чары нерушимого одиночества усиливают сознание того, что мы оторваны от всего человечества... Нам не хватало света, движения, воздуха. Мы как бы старели на глазах друг друга... Тишина временами стучала в ушах, всякое нарушение ужасной пустоты и оторванности было облегчением... Так текли без перемен длинные и темные дни зимы. Медленно и скучно проходило время, и лишь обязательная запись показаний инструментов вносила некоторое разнообразие. (К. Борхгревинк)

    3. Сто с лишним лет назад в своей классической работе "Рефлексы головного мозга" И. М. Сеченов писал о том, что одним из необходимых условий нормальной психической деятельности человека является известный минимум раздражителей, поступающих в мозг от органов чувств. "Это предположение И. М. Сеченова, - писал И. П. Павлов, - было впоследствии блистательно подтверждено в одном клиническом случае. Именно у проф. Штрюмпеля случайно оказался в больнице больной, у которого была настолько повреждена нервная система, что из всех воспринимающих поверхностей остались только два глаза и ухо. И вот, как только эти последние уцелевшие окна из внешнего мира закрывались, больной тотчас же впадал в сон".

    Задача 540●. Объясните, прочитав приведенный текст, можно ли "заместить" чем-либо отсутствие ощущения той или иной модальности. За счет чего О. И. Скороходова "видит" мир?

    Многих зрячих чрезвычайно интересует вопрос: могу ли я представить тот или иной цвет? Некоторые даже спрашивали: нельзя ли с помощью осязания различать цвета?

    На оба эти вопроса я отвечаю: "Конечно, нет". Но поскольку я пользуюсь языком зрячих, то о различных цветах и их оттенках говорю теми же словами, какими принято о них говорить.

    Представлять цвета мне очень хочется, и когда я была помоложе, то часто приставала к своим близким, чтобы они объяснили мне различные цвета. Например, однажды мне сшили хорошее шерстяное платье и сказали, что оно цвета кофе с молоком.

    ...Конечно, я представила чашку горячего кофе с молоком, представила даже запах и вкус кофе, но только не цвет, - вместо цвета мне представлялось мое платье, которое я очень тщательно ощупывала, хотя знала, что с помощью пальцев я не в состоянии увидеть кофейный цвет.

    ...Подобная же история повторилась при объяснении абрикосового цвета: в моем воображении возникли нагретые солнцем душистые абрикосы, которые я срываю с веток и тут же съедаю, но это отнюдь не помогло мне в смысле представления цвета абрикосов.

    Задача 541●. Проанализируйте приведенный отрывок. Как вы считаете, можно ли "обмануть" свои ощущения? Где такие "обманы" могут быть полезными?

    Пластмассовые чемоданы и сумки опрыскиваются химическими веществами, которые сообщают изделиям запах настоящей кожи. В продажу выпускаются пластмассовые ящики для белья, пахнущие сосной, канаты и сети, сделанные из синтетических волокон, пропитанных составом, который дает запах просмоленной пеньки.

    Оказывается, можно смоделировать даже запах свежевыпеченного хлеба. Свежий, только что вынутый из печи хлеб обязан своим ароматом 1, 4, 5, 6-тетрагидро-2-ацетапиридину... (М. С. Плужников, С. Б. Рязанцев)

    Задача 542●. Опишите комплекс ощущений (по модальности, по расположению рецепторов), возникающих в приведенных ситуациях. Какие из них ощущаются сильнее, выступают на первый план и почему?

    Вы проголодались и проходите мимо булочной; вам предстоит визит к стоматологу; вы гладите котенка; вы пьете шампанское; вам предстоит ответственное выступление на публике; вы укололись о шип розы; вы опаздываете на важную встречу; в экстремальных условиях вы принимаете жизненно важное решение; вы бросаетесь на помощь попавшему в беду ребенку; вы красите губы помадой кисточкой, а не тюбиком; вас впервые целует лицо противоположного пола; после ранения вы потеряли конечность; вы наблюдаете вскрытие трупа; новорожденный сосет вашу грудь; вы встречаете в темном переулке агрессивно настроенного пьяного; вы зашли в подъезд старого неухоженного дома; вы беременны; вы плывете в море; вы вернулись домой после тяжелой физической работы; вам предстоит "заглотить" зонд для исследования желудка; у вас начались родовые схватки; страдая от жары, вы наконец-то пьете ледяную воду; вы осваиваете дыхательную технику вайвейшн; вы поссорились с другом; вы пережили потерю близкого человека.

    Задача 543●. Определите вид агнозии в перечисленных случаях. При поражении каких уровней анализаторов они возникают?

    Больные не могут одновременно воспринимать два изображения; больные теряют способность распознавать реальные лица или изображения на фотографиях и рисунках; больные не различают отношения справа - слева, дальше - ближе, больше - меньше, сверху - снизу; больные путают или не могут назвать цвета; больные не могут правильно назвать букву, хотя могут ее срисовать; копируя изображение, больные изображают только одну сторону предмета; больные путают буквы "З" и "В", "К" и "Х", цифры 6 и 9; больные не могут определить форму предмета, держа его в руках; больной неправильно определяет качества объекта (гладкость, мягкость и т.д.); человек оказывается неспособным распознать буквы или цифры, "написанные" на кисти руки; больной "теряет" левые конечности.

    Задача 544●. Попытайтесь прокомментировать на языке современной психологии следующие афоризмы.

    1. На вкус и цвет товарищей нет, один другому не указчик: один любит арбуз, другой - свиной хрящик.

    2. В стране слепых и одноглазый король.

    3. Каждый повар хвалит свой соус. (Джербьер)

    4. Самые лучшие духи всегда в маленьких флаконах. (Драйден)

    1. У повара должна быть глотка хозяина. (Марциал)

    2. Своя ноша не тянет.

    3. У хорошего хирурга должен быть глаз орла, сердце льва и руки женщины. (Дж. Рей)

    4. Тот, кто наблюдает за игрой со стороны, видит больше, чем игроки. (Ричардсон)

    5. Ложку мимо рта не пронесешь.

    6. Заяц выскакивает там, где его меньше всего ожидаешь. (Сервантес)

    Задача 545●. Прочтите историю, описанную Евгением Филопоном Филалетом в книге "Суть алхимии" (1655). Подумайте, не обманывают ли нас ощущения? Все ли то золото, что блестит? Докажите на этом примере, что ощущения - всего лишь часть, начало общего процесса познания.

    Новый жилец аптекаря Старкея, некто Джон Смит, "был идеальным квартиросъемщиком, и Старкей забыл бы о его существовании, если бы однажды жилец не попросил разрешения воспользоваться маленькой лабораторией при аптеке. Он объяснил, что желает опробовать новый краситель. Мистер Старкей согласился, но просьба показалась ему странной, и он велел своему сыну Джорджу незаметно проследить за опытами жильца.

    Через щелочку в ставнях молодой человек увидел, как в лабораторию вошел мистер Смит, неся в руке маленькую сумочку, явно очень тяжелую. Он достал из нее куски какого-то невзрачного серого металла, вероятно, свинца, и, поместив их в тигель, разжег под ним сильный огонь. Когда металл достиг точки плавления, загадочный жилец извлек из кармана маленькую коробочку с красноватым порошком. Джордж увидел, как мистер Смит вмял щепотку порошка в кусочек воска, скатал его в шарик и бросил в сосуд с металлом. Затем последовало продолжительное ожидание. По истечении четверти часа мистер Смит начал заливать полученный расплав в приготовленную форму. Глаза молодого человека едва не вылезли из орбит, когда он с изумлением увидел, как предполагаемый свинец вдруг стал желтеть и приобретать характерный зеленоватый отлив расплавленного золота". (По Ж. Саду)

    Задача 546●. Проанализируйте приведенные примеры. Как вы полагаете, какую роль играет специальное ощущение в творческом процессе, в возникновении припадков бешенства и гнева?

    1. Изохронические качания люстры и падение яблока натолкнули Ньютона и Галилея на создание великих систем.

    2. Моцарт при виде апельсина вспомнил народную неаполитанскую песенку, которую слышал пять лет назад, и тотчас же написал знаменитую кантату оперы "Дон Жуан".

    3. Взглянув на какого-то носильщика, Леонардо задумал своего Иуду, а Торвальдсен нашел подходящую позу для сидящего ангела при виде кривляний своего натурщика.

    1. Мильтону, Бэкону и другим философам, чтобы приняться за работу, необходимо было услышать звон колоколов.

    2. Кормилица Гумбольдта сознавалась, что вид свежего, нежного тела ее питомца возбуждал в ней неудержимое желание зарезать его! Сколько людей были вовлечены в убийство, поджоги или разрывание могил при виде топора, пылающего костра или трупа! (По О. В. Турусовой)

    Задача 547●. Проанализируйте отрывки и ответьте на вопрос, когда мы особенно остро переживаем себя как ощущающее и воспринимающее существо. Влияет ли успешность отражения мира на уровне ощущений на "качество психической жизни"?

    1. Жара повсюду. Ее нельзя больше не замечать. Воздух раскален, как в доменной печи, - он настолько горячий, что мои глаза, защищенные очками, кажутся прохладными по сравнению с остальным лицом. Руки тоже прохладные, но на тыльной стороне перчаток видны большие темные пятна проступившего пота, окруженные белыми разводами высохшей соли. (Р. Пирсиг)

    2. Внутрь... что-то обрывается... и обратно... Внутрь... опять обрывается... и обратно... Снова внутрь... Холодный и твердый металл с каждым разом все глубже погружался в детское тело. Сжав ладонь в кулачок и загнав его костяшками пальцев в рот, она изо всех сил впивалась в него зубами, чтобы этой болью вытеснить ту, главную. Кричать она не осмеливалась. Она лишь отчаянно кусала пальцы и еле слышно бормотала: "Господи! Господи! Господи!"

    По щекам ее ручьем катились слезы, падая на покрытое бумажной салфеткой подголовье. Ее бил озноб, все тело было липким от холодного пота... Вот сейчас она досчитает до десяти и уж тогда завопит! Сколько же может нарастать эта боль! ...Ее сотрясали позывы рвоты, ей хотелось потерять сознание, умереть. Сколько же еще может продолжаться, ведь нет уже сил терпеть...

    Никакой анестезии не было...

    Оказавшись на улице, девочка немного постояла на каменных ступеньках, жмурясь от яркого солнца. Потом медленно, испытывая при каждом шаге боль, ...побрела вдоль бульвара. Дойдя до небольшого кафе, она заказала что-то горячее, села и стала пить мелкими глотками, чувствуя, как пар от стакана обволакивает ее лицо, а лучи солнца согревают ее. Из автоматического проигрывателя лилась мелодия последней и самой модной песни "битлов" - "Она тебя любит". (Ш. Конран)

    Задача 548. Попробуйте ответить на следующие вопросы.

    1. Пахнет ли роза, если ее никто не нюхает? Отражается ли что-нибудь в зеркале, если в него никто не смотрится?

    2. Вещи и их свойства существуют объективно, а их ощущения и восприятия?

    1. Верно ли, что для стоматолога ваша зубная боль - объективная реальность?

    2. Верно ли, что очкарики в очках лучше слышат?

    3. Почему больной зуб при ощупывании языком кажется больше, чем при разглядывании?

    4. Почему мы можем испытывать вкусовые и обонятельные ощущения, не видя и не осязая соответствующих предметов?

    5. Почему в Англии в средние века запрещалось бить жену ночью?

    6. Почему толстым людям рекомендуется надевать одежду не с поперечными, а только с продольными полосками?

    Задача 549. Обобщите тезисы К. Г. Юнга в отношении ощущений. Какой подход к психике в них реализован? Как связаны характеристики ощущений с "установкой бессознательного"? В чем можно согласиться с К. Г. Юнгом, а к каким тезисам привести контраргументы?

    1. Ощущение по своей сущности не может существовать без объекта и объективного раздражения. Бессознательное предрасположение, изменяющее восприятие органов чувств, таково, что в данном случае ощущение относится преимущественно на субъект и только после этого на объект. Хотя существует правильное восприятие органов чувств, все же кажется, что объекты не настоящим образом запечатлеваются в субъекте, но будто бы субъект видит вещи совсем иначе, чем другие люди.

    2. Например, несколько художников будут писать один и тот же ландшафт, стараясь передать его точно, но все-таки каждая картина будет отличаться от другой, не только просто в силу более или менее развитого умения, но главным образом вследствие различного видения, в некоторых картинах выступит даже ясно выраженное психическое различие в расположении и движении красок и фигур.

    3. Например, мы видим или слышим все, насколько это физиологически возможно, но не все достигает той высоты порога, которой должна обладать перцепция, чтобы быть еще и апперцепированной. Это изменяется, когда никакая другая функция, кроме самого ощущения, не обладает первенством. В этом случае из ощущения объекта ничего не исключается и не подавляется (за исключением субъективной части). Ощущения определяются преимущественно объектом, и те объекты, которые производят наиболее сильное ощущение, имеют наибольшее значение для индивидуума. Отсюда происходит ясно выраженная чувственная связь с объектом.

    4. Решающим является ощущение не реальности объекта, а реальности субъективного фактора, а именно первоначальных образов, которые в своей совокупности представляют отраженный в зеркале психический мир. Субъективное ощущение вызывает образ, который воспроизводит объект, чем покрывает объект налетом древнейшего будущего субъективного опыта. Этим простое впечатление органов чувств развивается в глубину, богатую возможностью предчувствования.

    5. Только конкретные чувственно воспринимаемые объекты и явления возбуждают ощущения, и именно исключительно такие объекты и явления, которые всегда и везде будут ощущать как конкретные. Индивидуум поэтому ориентируется на чисто чувственную реальность. Производящие суждение функции стоят ниже конкретного факта ощущения и имеют поэтому свойства недостаточно дифференцированных функций. (По О. Б. Турусовой)

    Задача 550. Проанализируйте приведенный фрагмент. Как вы считаете, существует ли саморегуляция уже на уровне ощущений?

    Исследуя комплексный характер ответных реакций организма на различные воздействия, А. А. Крауклис установил, что любая ответная реакция включает в себя первичные и вторичные приспособительные эффекты. Первичные представляют собой непосредственный ответ на конкретное воздействие, вторичные же вызывают неспецифическую реакцию - изменение общего уровня бодрствования организма и являются основными механизмами, обеспечивающими условно-рефлекторную саморегуляцию уровня общей активности бодрствующего организма. (Л. П. Гримак)

    Задача 551. Старые врачи, зайдя в палату, по одному запаху могли сразу же поставить диагноз. Так, к примеру, от больных диабетом... доносится едва ощутимый запах ацетона. С. П. Боткин писал, что "больной брюшным тифом пахнет вспотевшим гусем". О чем еще говорят обонятельные ощущения? Какова их роль в восприятии человека человеком?

    Задача 552. Джордж Беркли (1685-1753) знаменит в философии своим отрицанием существования материи, которое он подкреплял рядом остроумных аргументов. Он утверждал, что материальные объекты существуют, только будучи воспринимаемыми. На возражение, что в таком случае дерево, например, перестало бы существовать, если бы никто не смотрел на него, он отвечал, что оно существует в ощущениях других людей, а в отсутствии других людей - Бога, который всегда воспринимает все. Если бы не существовало Бога, тогда то, что мы считаем материальными объектами, имело бы скачкообразную жизнь, внезапно возникая в тот момент, когда мы смотрим на них; но так уж сложилось, что благодаря восприятию Бога и деревья, и скалы, и камни существуют столь постоянно, как и полагает здравый смысл. Это, по мнению епископа Беркли, и является аргументом в пользу существования Бога. Прочитайте шуточное стихотворение Рональда Нокса, иллюстрирующее теорию Дж. Беркли, и ответьте на вопрос: материальные объекты существуют объективно или только будучи данными нам в ощущениях? Что на этот счет говорит современная психология? Так ли она категорична, как критики Дж. Беркли?

    Жил да был молодой человек, который сказал:
    "Богу должно показаться чрезвычайно забавным,
    Если он обнаружит, что это дерево
    Продолжает существовать
    Даже тогда, когда никого нет во дворе".

    Ответ:

    Дорогой сэр,
    Ваше удивление странно:
    Я всегда во дворе,
    И вот почему дерево
    Будет существовать,
    Наблюдаемое
    Вашим покорным слугой
    Богом.

    Задача 553. Сравните приведенные факты и прокомментируйте экспериментальные данные. Какая точка зрения вам ближе и почему?

    1. В 1956 г. психологи Университета Мак-Гилла предложили добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально отгорожены от воздействий внешнего мира. Испытуемые смогли выдержать условия опыта не более 2 - 3 дней, поэтому исследователи сделали вывод, что это отражает фундаментальную потребность организма в получении стимулов от изменяющегося окружения. У самых выносливых испытуемых возникали галлюцинации, и это, по мнению психологов, указывало на то, что без внешних раздражителей интеллект и сама личность неизбежно деградируют.

    2. В тот же период Дж. Лилли проверял действие сенсорной изоляции на себе. В непроницаемой камере он был погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела, так что он был лишен даже ощущений, связанных с весом собственного тела. Его выводы были противоположными: изоляция увеличивает сенсорный опыт. После периода напряженности постепенно наступает новое состояние сознания, сопровождающееся множеством зрительных образов - всевозможных галлюцинаций и иллюзий. Когда субъект принимает эти явления спокойно и не рассматривает их как патологические, они позволяют испытать своеобразное ощущение "океанской волны", после которого человек чувствует себя как бы вновь рожденным. Такое толкование сближает опыт Дж. Лил ли с опытом медитации. (По Ж. Годфруа)


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


    написать администратору сайта