Главная страница
Навигация по странице:

  • Задача 521○

  • К экстерорецептивным ощущениям относят...

  • Основные свойства ощущений - это...

  • К изменению чувствительности приводит...

  • Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, - это...

  • В структуру каждого ощущения входит...

  • Каждый анализатор имеет представительство в...

  • Психология Задачи к семинарам. Задача 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения


    Скачать 2.24 Mb.
    НазваниеЗадача 1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения
    Дата09.02.2022
    Размер2.24 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПсихология Задачи к семинарам.doc
    ТипЗадача
    #356871
    страница4 из 31
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

    Тема IV Изучение ощущений и восприятия

    1. ОЩУЩЕНИЯ


    Задача 517○. Из предложенных слов выберите те, которые характеризуют природу ощущений человека.

    Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, свойство мозга, идеальность, активность, деятельность, возбуждение, биотоки мозга, субъективность, первичность, отражение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, живое созерцание, избирательное отражение.

    Задача 518○. В каком из следующих отношений находятся пары понятий:




    1. а) психика - б) ощущение;

    2. а) ощущение - б) отражение;

    3. а) ощущение - б) восприятие;

    4. а) ощущение - б) боль;

    5. а) зрительные ощущения - б) слуховые ощущения;

    6. а) ощущение - б) синестезия;

    7. а) адаптация - б) ощущения;

    8. а) ощущения - б) познание.

    Задача 519○. Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.

    Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение.

    Задача 520○. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

    1. Основным источником наших знаний о внешнем мире являются ... .

    2. Ощущение, как и всякое психическое явление, имеет ... характер.

    1. Особенность ощущений в том, что в них ... ... ... предметов и явлений

    2. материального мира.

    3. Генетически самое раннее чувственное психическое явление - ... ... .

    4. Ощущение как ... ... развивается и перестраивается внутри процесса, который она осуществляет, в частности, процесса целенаправленного восприятия.

    5. Действие внешних раздражителей на анализаторы человека подчиняется ... механизмам.

    6. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ... называется ... .

    7. Психофизический закон Вебера - Фехнера формулируется так: ... ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя.

    8. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различение ощущений, называется ... ... (или ... ...).

    9. При ... под воздействием раздражителя, специфичного для одного анализатора, возникает ... , характерное для другого анализатора.

    Задача 521○. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

    1. Ощущение как психофизиологический процесс начинается с... а) физического процесса; б) физиологического процесса; в) психического процесса; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

    2. К экстерорецептивным ощущениям относят... а) зрительные ощущения; б) ощущения вибрации; в) органические ощущения; г) ощущения боли; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

    3. Основные свойства ощущений - это... а) константность; б) интенсивность; в) предметность; г) обобщенность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

    4. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется... а) верхним абсолютным порогом чувствительности; б) разностным порогом; в) нижним порогом; г) интенсивностью ощущения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

    5. К изменению чувствительности приводит... а) адаптация; б) синестезия; в) сенсибилизация; г) избирательность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

    6. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, - это... а) аккомодация; б) конвергенция; в) синестезия; г) сенсибилизация; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

    7. В структуру каждого ощущения входит... а) обобщение; б) движение; в) анализ; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

    8. Каждый анализатор имеет... а) расположенный на периферии воспринимающий проводниковый аппарат; б) совокупность промежуточных (подкорковых) перерабатывающих центров; в) центральный (корковый) аппарат; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

    9. Каждый анализатор имеет представительство в... а) правом полушарии; б) обоих полушариях; в) левом полушарии; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

    1. В психологии описаны механизмы функционирования органов чувств: а) механизмы сличения; б) механизмы потребностей; в) механизмы новизны; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

    Задача 522○. Проанализируйте фрагмент и определите, о каком явлении идет речь. Объясните его природу, приведите сходные примеры.

    - "Гончие ада", левый зал, - сообщила она. - Сеанс начался десять минут назад.

    ... [Джесси] отворила дверь в первый зал и сразу окунулась в полную темноту. Видно, действие на экране происходило темной ночью. Она ничего не видела.

    Джесс немного подождала, пока ее глаза освоятся, удивилась, что еле различала зрительный зал даже после того, как экран ярко засветился. Она медленно пошла по проходу, всматриваясь в ряды зрителей, ища место.

    Сначала ей показалось, что свободных мест нет. Ясное дело, подумала Джесс, она продала мне билет на кинофильм, на который все билеты уже проданы. Но тут она увидела единственное место в середине четвертого ряда. (Дж. Филдинг)

    Задача 523○. Проанализируйте отрывок и сделайте вывод о природе ощущений. Насколько человек властен над своими ощущениями - может ли он затормозить или усилить их?

    Она почувствовала жар, прилив крови, головокружение.

    Ну ясно, что у нее кружилась голова. Конечно, у нее был жар. Она же весь день сидела в пальто. Господи! Кинозал переполнен. Как селедок в бочке. Нечего удивляться, что она задыхается. Просто чудо, что она еще не упала в обморок. Джесс подалась вперед, потянула за рукава, стягивая с себя пальто, как будто оно загорелось.

    - Ради Христа! - пожаловался кто-то рядом. - Не можете ли вы посидеть спокойно?

    - Простите, - прошептала Джесс. Ей все еще было жарко, она все еще была взвинчена, кружилась голова. То, что она сняла пальто, ничего не дало. Она начала стягивать с себя свитер. Голубой, зеленый, сиреневый - какого бы цвета он ни был, в нем было слишком жарко. Она просто задыхалась, ей не хватало воздуха. Почему ей так трудно дышать? Джесс нервно обернулась, ища знак "выход", мотая головой то в левую, то в правую сторону, бегая глазами по всем направлениям. От черепашьего супа меня поташнивает, подумала она, стягивая через голову свитер с высоким воротником, воображая, что она находится в море, окруженная обезглавленными черепахами.

    Неужели она заболевает? О, только не это! Только бы ее не вырвало!

    ...Джесс чувствовала, как к горлу подкатил комок. Она услышала запах черепашьего супа, смешанный с запахами жареной курятины и сыра "горгонзола". О, только бы не вырвало, молилась она, сжимая челюсти и скрежеща зубами.

    Дыши глубоко, говорила она себе, вспоминая советы Дона. Дыши глубоко и подольше. От диафрагмы. Выдох. Вдох. Выдох. Вдох.

    Не помогало. Ничего не помогало. Она почувствовала, как на лбу появилась испарина, как по щекам начали стекать капельки пота. Ей нехорошо. (Дж. Филдинг)

    Задача 524○. Выберите правильные суждения из предложенных.

    1. Внешний мир, свойства его предметов и явлений могут проникнуть в наше сознание, минуя ощущения, путем логических рассуждений.

    2. Ощущения многих других свойств объективного мира (например, формы, величины, отдаленности) возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств.

    3. В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом общественно-исторического развития культуры.

    4. Восприятие следует рассматривать как комплекс ассоциативно связанных ощущений.

    5. Ощущение зависит не от качества раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует этот раздражитель, поэтому, например, что бы ни действовало на глаз, ощущение всегда будет зрительной "вспышкой света".

    6. В эволюции организмов возникли не специфические энергии органов чувств, а специфические органы, объективно приспособленные к отражению различных видов энергии.

    7. Ощущения дают нам более или менее верные образы объективных свойств вещей, хотя различные ощущения обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств.

    8. Орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители, и этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения.

    9. Ощущение есть не только отражение объективного мира, но еще и деятельность или ее компонент.

    10. Ощущение - активный процесс, осуществляемый как система сенсорных действий, направленных на селекцию и преобразование специфической энергии внешнего воздействия и обеспечивающих адекватное отражение окружающего мира.

    Задача 525○. Окончите следующие утверждения.

    1. Чувствительность анализаторов можно повысить путем...

    2. При погружении в чуть теплую воду охлажденная рука чувствует тепло, а предварительно нагретая - холод, потому что...

    1. Войдя в помещение с непривычным запахом, через какое-то время человек...

    2. Дифференциальный порог характеризуется относительным постоянством для...

    3. Оглушительно громкий звук, слепящий, режущий глаза свет способны вызвать в анализаторе...

    4. Интенсивность ощущения определяется силой действующего раздражителя и...

    5. Полагают, что "шестое чувство" обусловлено либо восприятием тепловых волн кожей лица, либо...

    Задача 526●. Верны или нет следующие утверждения и почему?

    1. Функции рецепторов зависят от уровня развития мозга.

    2. Адаптация состоит в том, что мы быстро перестаем замечать периодически возобновляющийся шум холодильника.

    3. Физиологический порог ощущений определен генетически.

    4. Мозг испытывает информационную перегрузку, если он не может осуществить выбор среди слишком большого количества сигналов.

    5. У каждого биологического вида свое восприятие действительности, создаваемое специфическими ощущениями.

    6. Интуиция основана на подпороговых ощущениях.

    Задача 527●. О каких характеристиках ощущений и восприятий говорится в приведенных отрывках?

    1. Ощущение есть функция определенным образом организованной материи. Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира, и понятно само собою, что отображение не может существовать без отображаемого, но отображаемое существует независимо от отображающего. (В. И. Ленин)

    2. Ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. (В. И. Ленин)

    3. Видя какой-либо предмет, человек замечает не все присущие ему свойства, а лишь те, которые так или иначе отвечают его требованиям, интересам и чувствам. (А. Н. Леонтьев)

    4. Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим. (Р. Л. Грегори)

    Задача 528●. Определите общую методологическую основу приведенных ниже утверждений. Попробуйте найти в них рациональное зерно и выдвинуть критические аргументы.

    1. Достаточно сильно надавить глазное яблоко, чтобы "искры посыпались". При хирургическом удалении зрительного нерва больной "видит молнию". Ощущение звука получается и при механическом возбуждении слухового нерва. Значит... в самом органе чувств заложена особая "специфическая энергия", от нее, а не от воздействия внешнего, объективного предмета и зависит содержание ощущения. (По О. О. Яхот)

    1. Поскольку качество нашего ощущения дает нам весть о свойствах внешнего воздействия, которым вызвано ощущение, - постольку ощущение может считаться знаком ... его, но не изображением. Ибо от изображения требуется известное сходство с изображаемым предметом ... От знака же не требуется никакого сходства с тем, знаком чего он является. (Г. Гельмгольц)

    2. И. Мюллер утверждал: "Чувства знакомят нас с состоянием нашего тела при посредстве ощущений, присущих нервам органов чувств; ощущение сообщает нашему сознанию не о качестве или состоянии внешних веществ (вещей), но о качестве, состоянии того или иного чувствующего нерва, вызванном внешними причинами". (По В. П. Петленко)

    3. ...Ощущение цвета, звука и т.д. по своему содержанию не что иное, как разряд специфической энергии, дремлющей в нервном волокне. (По М. Г. Ярошевскому)

    Задача 529●. Что в приведенных отрывках текста является, на ваш взгляд, правильным, что - спорным, что - неверным?

    1. Все идеи приходят от ощущения или рефлексии. Предположим, что душа есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей. Но откуда получает она весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит. Наше наблюдение, направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действия нашей души, воспринимаемые и рефлектируемые нами самими, доставляют нашему разуму весь материал мышления.

    2. То, что я знаю без вывода, когда имею переживание, называемое "видением солнца", есть не солнце, а психическое событие во мне. Я не познаю непосредственно столы и стулья, а познаю только определенные действия, которые они производят во мне. Объекты восприятия, которые я считаю "внешними" по отношению ко мне, как, например, окрашенные поверхности, которые я вижу, являются "внешними" только в моем личном пространстве, которое исчезает с моей смертью.

    3. Все, что мы воспринимаем, говорят неокантианцы, можно воспринимать только через очки сознания. Все, что мы видим, слышим, чувствуем, должно к нам прийти через ощущения, следовательно, через душу. Поэтому мы не можем воспринимать вещи в их чистом, истинном виде, а только так, как они являются нашей субъективности. По Ланге, "ощущения суть материал, из которого создается реальный внешний мир".

    Задача 530●. Оцените с точки зрения правильности и полноты следующие утверждения.

    1. Наши ощущения - чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений.

    2. Восприятие - это совокупность (комбинация) ощущений.

    3. Ощущения и восприятия порождаются состоянием нашей психики.

    4. Чувствительность представляет собой способность живого организма реагировать на воздействия биологически значимых (биотических) влияний.

    5. Ощущения - исходный путь познания, неразложимый его элемент, а органы чувств - единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание.

    6. Теория иероглифов исходит из специализации рецепторов к определенным видам раздражителей и отдельных частных фактов, состоящих в том, что одни и те же раздражители, воздействуя на различные органы чувств, могут вызывать разные ощущения.

    7. Между нашими ощущениями и предметами внешнего мира нет объективного сходства.

    8. Многочисленные исследования показали, что в состав каждого ощущения обязательно входит движение.

    Задача 531●. Прочитайте отрывок. Что первично в познавательной деятельности человека: ощущение или восприятие?

    В ходе первичного и повторяющегося всматривания в предмет происходит истолковывание увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей или сегментов предмета, на таком сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет увидеть, "что" является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей между собой отдельно или в группе, сопоставления их с целым происходит выяснение соотношений между ними, усмотрение назначения предмета, раскрытие его существенных свойств. При таком рассмотрении некоторые отдельные стороны или качества предмета делаются для нас "ориентирами", которые позволяют лучше всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед нами. (П. М. Якобсон)

    Задача 532●. На материале приведенного фрагмента опишите целостный процесс познания. Какова роль ощущений в нем? Можно ли делать выводы на основе одних только ощущений?

    Джони достала множество жестких картонных упаковок с предметными стеклами.

    - ...Я исследовала десять других волокон, собранных с ее волос, с окровавленных участков на шее и груди и из соскобов из-под ногтей. Синтетика, - она взглянула на меня. - И они не соответствуют никаким другим образцам, которые прислала полиция...

    - Какая именно синтетика? - спросила я.

    - Олефин, акрил, нейлон, полиэтилен и динэл, причем с преобладанием нейлона, - ответила Джони. - Цвета разнообразные: красный,

    голубой, зеленый, золотистый, оранжевый. Под микроскопом они совершенно не соответствуют друг другу.

    Припав к окуляру стереоскопического микроскопа, она стала укладывать на предметный столик одно стекло за другим, продолжая объяснения:

    - Совершеннейший винегрет: есть с прожилками и без. Большинство из них содержат окись титана в различных концентрациях. Некоторые имеют тусклый блеск, некоторые - матовые, некоторые - яркие. По диаметру все довольно толстые, предположительно, волокна типа ковровых, но имеют различную форму в поперечном сечении.

    - Десять различных источников?

    - По крайней мере, так это выглядит на данный момент. Это, определенно, нетипично. Если эти волокна принадлежат нападавшему, то он носил на себе необычное их разнообразие. Более толстые волокна явно не из его одежды, потому что они коврового типа. И они не соотносятся ни с одним ковром из дома Берил. Но то, что на нем такое их разнообразие, странно по другой причине. Ты собираешь волокна целый день, но они на тебе не остаются. Ты садишься где-нибудь, и к тебе прилипают волокна, а чуть позже, когда ты садишься где-то еще, они счищаются. Или их сдувает с тебя.

    ... - Разбей их для меня по цветам, - попросила я. - Какие из них вероятнее всего ковровые, а какие - волокна одежды?

    - Шесть нейлоновых волокон: красные, темно-красные, голубые, зеленые, зеленовато-желтые и темно-зеленые. Зеленые на самом деле могут оказаться черными, - добавила она. - Черный под микроскопом совсем не выглядит черным. Все они толстые, соответствуют волокнам коврового типа, и я подозреваю, некоторые из них могут быть из автомобильного, а не из домашнего ковра.

    - Почему?

    - Из-за мусора, который я нашла. Например, стеклянные шарики ассоциируются с отражающей краской, той, что используется для дорожных знаков. Металлические шарики я достаточно часто нахожу в пробах, взятых из автомобилей. Это кусочки припоя, остающиеся после монтажа кузова... битое стекло есть повсюду... То же самое касается сигаретного мусора...

    - Допустим, ты права, - сказала я. - ...Все это по-прежнему не объясняет, откуда взялись шесть различных ковровых нейлоновых волокон. Маловероятно, что у этого парня в автомобиле шесть различных ковриков.

    - Да, маловероятно, - согласилась Джони. - Но волокна могли быть занесены в его автомобиль. Возможно, что его работа так или иначе связана с этими ковриками. Например, ему целый день приходится залезать и вылезать из автомобиля.

    - Автомобильная мойка?.. Давай перейдем к другим четырем волокнам...

    - Это волокна акрила, олефина, полиэтилена и динэла. Первые три, опять же, соответствуют волокнам коврового типа. А волокно динэла я не слишком часто встречаю. Из этого материала шьют шубы и чехлы для

    автомобилей. Знаете, такие, из искусственного меха. Еще парики. Но именно это волокно динэла довольно высококачественно и больше подходит для одежды... Что же касается оранжевого волокна, о котором я говорила, - единственного из всех акрилового, то оно имеет такую форму поперечного сечения, какую я никогда прежде не встречала. - Чтобы лучше объяснить, она нарисовала эскиз: три кружка, соединенных в центре, напоминающие трилистник клевера без черенка. - Волокна изготовляются пропусканием расплавленного или растворенного полимера через очень тонкие отверстия мундштука... Я никогда не видела раньше профиля в виде клевера. Большинство акриловых нитей имеют в поперечном сечении форму земляного ореха, собачьей косточки, гантели, круга или гриба.

    ...Я прильнула к окуляру. Волокно выглядело как угреватая волнистая лента, разнообразные оттенки ярко-оранжевого были слегка приперчены двуокисью титана...

    Я отодвинулась от микроскопа.

    - В любом случае, мне кажется, это волокно настолько отличается от других, что должно быть запатентовано. Кто-то должен узнать его...

    - Бог в помощь...

    - Может быть, нам стоит связаться с Хейновеллом, чтобы он взглянул на эти волокна, особенно на оранжевые...

    - Да, - кивнул Хейновелл. - Форма очень необычная. Цель, которая обычно преследуется при изготовлении трехлопастных в сечении волокон, - скрывать грязь и рассеивать свет. Единственное место... где вы можете найти волокна с таким профилем, - это нейлоновое ковровое покрытие "плимута" конца семидесятых...

    - Но оранжевое волокно - акриловое, а не нейлоновое...

    - Верно, доктор Скарпетта... В прошлом году мы получили волокно, полностью идентичное этому оранжевому, когда Роя попросили исследовать следы, обнаруженные в "Боинге-747", захваченном пиратами в Афинах... Пираты убили на борту двух американских солдат и выбросили их тела на площадку перед ангаром. Первым, кого выбросили из самолета, был Чет Рамси... Оранжевое волокно прилипло к крови на его левом ухе...

    Это было больше, чем возможность, это была уверенность. Здесь явно имел место общий знаменатель. Человек, место или вещь... (П. Корнуэлл)
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


    написать администратору сайта