Задание Выбор позиций из списка Тип 2 172
Скачать 228.89 Kb.
|
Пояснение. Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация 1) Наука, как и другие формы духовной культуры, отражает действительность в художественных образах — нет, неверно. 2) Наука направлена на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления — да, верно. 3) Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих — да, верно. 4) Мораль требует от человека определённого поведения — да, верно. 5) Искусству, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность — нет, неверно. Ответ: 234. 71. Тип 2 № 9472 Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Общество — это весь окружающий человека материальный мир. 2) Под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран. 3) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы. 4) Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества. 5) Социальные институты являются агентами социализации и социального контроля. Пояснение. 1) Общество — это весь окружающий человека материальный мир — нет, неверно, природа — это не общество. 2) Под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран — да, верно. 3) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы — нет, неверно, динамичность проявляется в исчезновении одних и появлении других социальных институтов. 4) Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества — да, верно. 5) Социальные институты являются агентами социализации и социального контроля — да, верно. Ответ: 245. 72. Тип 2 № 9584 Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Духовная природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах, инстинктах и рефлексах. 2) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т. п. 3) Деятельность — это специфический способ существования человека. 4) Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. 5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему ценности. Пояснение. 1) Духовная природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах, инстинктах и рефлексах — нет, неверно, это биологическая. 2) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т. п. — нет, неверно, это духовные потребности. 3) Деятельность — это специфический способ существования человека — да, верно, так как благодаря деятельности удовлетворяются потребности, преобразуется окружающий мир. 4) Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования — да, верно. 5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему ценности — да, верно. Ответ: 345. 73. Тип 2 № 9612 Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Получение коммерческой выгоды является целью создания произведений массового искусства. 2) Элитарная культура отражает насущные духовные потребности широких масс. 3) Элитарное искусство рассчитано на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. 4) Произведения массовой культуры, как правило, анонимны. 5) Произведения народной культуры нередко передаются устно. Пояснение. Элитарная культура Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства». Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия. К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры. Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй. Народная культура Народная культура признается особой формой культуры. В отличие от элитарной культуры, народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды. Массовая культура Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность. 1) Получение коммерческой выгоды является целью создания произведений массового искусства — да, верно. 2) Элитарная культура отражает насущные духовные потребности широких масс — нет, неверно. 3) Элитарное искусство рассчитано на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений — да, верно. 4) Произведения массовой культуры, как правило, анонимны — нет, неверно. 5) Произведения народной культуры нередко передаются устно — да, верно. Ответ: 135. 74. Тип 2 № 9640 Выберите верные суждения об обществе и его разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Каждая сфера общества является сложной самоорганизующейся системой. 2) Основной фактор производства традиционного общества — денежный капитал. 3) B информационном обществе возникла массовая культура. 4) Общество является динамичной системой. 5) В широком смысле под обществом понимают все формы объединения и способы взаимодействия людей. Пояснение. 1) Каждая сфера общества является сложной самоорганизующейся системой — да, верно. 2) Основной фактор производства традиционного общества — денежный капитал — нет, неверно, земля. 3) B информационном обществе возникла массовая культура — нет, неверно, массовая культура появилась в индустриальном обществе. 4) Общество является динамичной системой — да, верно. 5) В широком смысле под обществом понимают все формы объединения и способы взаимодействия людей. — да, верно. Ответ: 145. 75. Тип 2 № 9668 Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Истинное знание, в отличие от ложного, соответствует предмету познания. 2) Единственным критерием истинного знания является принятие его сообществом учёных. 3) Относительная истина — это ограниченно верное знание. 4) Только абсолютной истине свойственна объективность. 5) Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания. Пояснение. 1) Истинное знание, в отличие от ложного, соответствует предмету познания — да, верно. 2) Единственным критерием истинного знания является принятие его сообществом учёных — нет, неверно, практика. 3) Относительная истина — это ограниченно верное знание — да, верно. 4) Только абсолютной истине свойственна объективность — нет, неверно, относительной тоже. 5) Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания — да, верно. Ответ: 135. 76. Тип 2 № 9696 Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Общество представляет собой часть мира, обособившуюся от природы, но не потерявшую связь с ней. 2) Общество является динамичной системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними. 3) Революция как форма социальных изменений, как правило, направлена на частичное преобразование отдельных сторон общественной жизни. 4) Общество как систему характеризует обособленность, отсутствие связи элементов. 5) Развитие общества от менее совершенного к более совершенному называют прогрессом. Пояснение. 1) Общество представляет собой часть мира, обособившуюся от природы, но не потерявшую связь с ней — да, верно. 2) Общество является динамичной системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними — да, верно. 3) Революция как форма социальных изменений, как правило, направлена на частичное преобразование отдельных сторон общественной жизни — нет, неверно, полное. 4) Общество как систему характеризует обособленность, отсутствие связи элементов — нет, неверно, открытость. 5) Развитие общества от менее совершенного к более совершенному называют прогрессом — да, верно. Ответ: 125. 77. Тип 2 № 9724 Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Объективность истины проявляется в её соответствии интересам познающего субъекта. 2) Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту. 3) B научном познании абсолютная истина является идеалом, целью. 4) Только относительная истина выявляет закономерности и законы, по которым функционируют изучаемые объекты. 5) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины. Пояснение. Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного. 1) Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями. 2) Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств. 3) Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний. 4) Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах. 5) В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т. д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение. 6) Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых. 1) Объективность истины проявляется в её соответствии интересам познающего субъекта — нет, неверно. 2) Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту — да, верно. 3) B научном познании абсолютная истина является идеалом, целью — да, верно. 4) Только относительная истина выявляет закономерности и законы, по которым функционируют изучаемые объекты — нет, неверно. 5) Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины — да, верно. Ответ: 235. 78. Тип 2 № 9752 Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Истинное знание адекватно отражает окружающую реальность. 2) Критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта. 3) Относительная истина — это знание, которое может измениться по мере развития возможностей познания. 4) Истина связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в процессе познания. 5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание. Пояснение. Главная цель познания — достижение научной истины. Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного. 1) Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями. 2) Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств. 3) Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний. 4) Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах. 5) В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т. д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение. 6) Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых. 1) Истинное знание адекватно отражает окружающую реальность — да, верно. 2) Критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта — нет, неверно. 3) Относительная истина — это знание, которое может измениться по мере развития возможностей познания — да, верно. 4) Истина связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в процессе познания — да, верно. 5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание — нет, неверно. Ответ: 134. |