Логика. Закон непротиворечия. Закон непротиворечия гласит два суждения, из которых в одном утверждается нечто о предмете мысли А есть В
Скачать 133.59 Kb.
|
Определение решает две задачи. Во-первых, оно отличает и отграничивает определяемый предмет от всех иных. Скажем, приведенное определение манометра позволяет однозначно отграничить манометры от всех предметов, не являющихся приборами, и отделить манометры по присущим только им признакам от всех иных приборов. Во-вторых, определение раскрывает сущность определяемых предметов, указывает те их основные признаки, без которых они не способны существовать и от которых в значительной мере зависят все иные их признаки. Дать хорошее определение - значит, раскрыть сущность определяемого объекта. Но сущность, как правило, не лежит на поверхности. Кроме того, за сущностью первого уровня всегда скрывается боле глубокая сущность второго уровня, и так до бесконечности. Эта возможность неограниченного углубления в сущность даже простого объекта делает понятными те трудности, которые встают на пути определения, и объясняет почему определения, казалось бы одних и тех же вещей меняются с течением времени. Углубление знаний об этих вещах ведет к изменению представлений об их сущности, а значит, и их определений. Определение может быть более и менее глубоким, и его глубина зависит прежде всего от уровня знаний об определяемом предмете. Чем лучше и глубже мы его знаем, тем больше вероятность, что нам удастся найти хорошее его определение. Определения делятся на 1) номинальные и реальные, 2) явные и неявные. 1) Номинальным называется определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин (имя), объясняется значение термина, его происхождение и т.п. Номинальные определения применяются при объяснении термина. Примером номинального определения является следующее определение: «Антропоцентризм – точка зрения, согласно которой человек есть центр мироздания». «Термин «юридический» (от латинского слова juridicus — «судебный») означает относящийся к правоведению, правовой». 2) Реальные определения вкратце характеризуют сущность и специфику предмета, т.е. раскрывают существенные признаки предмета. Например, «Право – совокупность норм и правил поведения людей, установленных или утвержденных государством». Или: «Улика — доказательство виновности обвиняемого в совершенном преступлении». Номинальные и реальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение термина или раскрыть существенные признаки предмета. Если в номинальном определении значение термина объясняется путем указания на существенные признаки предмета, обозначаемого этим термином, то такое определение можно легко преобразовать в реальное. Например, номинальное определение космонавтики может быть преобразовано в реальное: «Космонавтика — это новая область науки, изучающая комплекс вопросов, связанных с осуществлением космических полетов». Реальное определение также преобразуется в номинальное. Например: «Термином «улика» обозначается доказательство виновности обвиняемого в совершенном преступлении». По способу выявления содержания понятия выделяют явные и неявные определения. 3) Явные определения имеют форму равенства - совпадения двух имен (понятий). Общая схема таких определений: «S есть (по определению) P». Здесь S и P - два имени, причем не имеет значения, выражается каждое из них одним словом или сочетанием слов. Например, логика - это наука о формах, приемах, законах мышления и других связях и отношениях между мыслями по их логическим формам. 4) Неявные определения не имеют формы равенства двух имен. Среди неявных определений выделяют контекстуальные и остенсивные определения. Всякий отрывок текста, всякий контекст, в котором встречается интересующее нас имя, является в некотором смысле неявным определением. Контекст ставит имя в связь с другими именами и тем самым косвенно раскрывает его содержание. Есть такая аджарская притча: «Однажды к Богу явился мужчина и попросил сотворить женщину. Бог взял немного лучей Солнца, задумчивую грусть Луны, ласковый взгляд серны, трепет лани, кротость голубки, красоту лебедя, нежность пуха, легкость воздуха, свежесть воды. А во избежание приторности прибавил непостоянство ветра, болтливость сороки, слезоточивость облаков и все ужасы грома и молнии. Все смешал. Из этой смеси получилась прекрасная женщина. Бог вдохнул в нее жизнь и со словами: «Бери и мучайся!» отдал мужчине». В этом отрывке нет явного определения, что такое женщина, но из контеста можно хорошо понять, что такое женщина. Контекстуальные определения всегда остаются в значительной мере неполными и неустойчивыми. Не ясно, насколько обширным должен быть контекст, познакомившись с которым, мы усвоим значение интересующего нас имени. Никак не определено и то, какие иные имена могут или должны входить в этот контекст. Вполне может оказаться, что ключевых слов, особо важных для раскрытия содержания имени, в избранном нами контексте как раз нет. Почти все определения, с которыми мы встречаемся в обычной жизни, - это контекстуальные определения. Услышав в разговоре неизвестное ранее слово, мы не уточняем его определение, а стараемся сами установить его значение на основе всего сказанного. Остенсивные определения - это определения путем показа. Например, нас просят объяснить, что такое зебра. Мы, затрудняясь ответить, ведем спрашивающего в зоопарк, подводим к клетке с зеброй и показываем: «Это и есть зебра». Остенсивные определения, как и контекстуальные, отличаются некоторой незавершенностью, неокончательностью. Определение посредством показа не выделяет зебру из ее окружения и не отделяет того, что является общим для всех зебр, от того, что характерно для данного конкретного их представителя. В таком определении единичное, индивидуальное слито с общим, с тем, что свойственно всем зебрам. Остенсивные определения - и только они - связывают слова с вещами. Без них язык - только словесное кружево, лишенное объективного, предметного содержания. Определить путем показа можно, конечно, не все имена, а только самые простые, самые конкретные. Нельзя показать и увидеть бесконечное, абстрактное, конкретное. Здесь нужно уже не остенсивное, а вербальное определение, т.е. чисто словесное определение, не предполагающего показа определяемого предмета. В явных определениях отождествляются, приравниваются друг к другу два имени: определяемое имя, содержание которого требуется раскрыть, и определяющее имя, решающее эту задачу. Например, определение логики: логика - это наука о формах, приемах, законах мышления и других связях и отношениях между мыслями по их логическим формам. Логика - это определяемое имя. Определяющая часть выражается двумя частями: сначала понятие логика подводится под более широкое понятие «наука». Затем логика отграничивается от всех других наук. Это достигается указанием признака, присущего только данной науке (о формах, приемах, законах мышления и других связях и отношениях между мыслями по их логическим формам). Явные определения этого типа принято называть определениями через род и видовое отличие. Эти определения очень распространены и являются как бы образцами определения вообще, и их иногда называют классическими определениями. Общая схема классических определений: «S есть P и M». Здесь S - определяемое имя; P - имя, более общее по отношению к S (род); M - такие признаки, которые выделяют предметы, обозначаемые именем S, среди всех предметов, обозначаемых именем P (вид). Родо - видовое, или классическое, определение - одно из самых простых и распространенных определений. Они очень часто встречаются в словарях и энциклопедиях. К этим определениям предъявляется ряд достаточно простых и очевидных требований. Их называют обычно правилами определения: 1. Определяемое и определяющее понятия должны быть взаимозаменяемы. Это значит, что объем определяемого (Definiendum – Dfd) должен быть равен объему определяющего (Definies – Dfn), т.е. между объемами этих понятий должно существовать отношение тождества. Если в каком-то предложении встречается одно из этих понятий, всегда должна существовать возможность заменить его другим. При этом предложение, истинное до замены, должно остаться истинным и после нее. Для определений через род и видовое отличие это правило формулируется, как правило соразмерности определяемого и определяющего понятий: совокупности предметов, охватываемые ими, должны быть одними и теме же. Например, соразмерны имена «голкипер» и «вратарь», «нонсенс» и «бессмыслица» и т.д. Если объем определяющего понятия шире, чем объем определяемого, говорят об ошибке слишком широкого определения. Например, такую ошибку мы допустили бы, определив «ромб» просто как «плоский четырехугольник». В этом случае к ромбам оказались бы отнесенными все четырехугольники, а не только те, у которых равны все стороны. Или: «Криминалистика – это юридическая наука». Но ведь и криминология является юридической наукой. В данном случае определяющее понятие является слишком широким для раскрытия содержания криминалистики. Если объем определяющего понятия уже объема определяемого, имеет место ошибка слишком узкого определения. Например, такую ошибку допускает тот, кто определяет «ромб» как «плоский четырехугольник, у которого все стороны и все углы равны». В этом случае ромб отождествляется со своим частным случаем - квадратом, и из числа ромбов исключатся все те, у которых не все углы равны. Или: «Орудие преступления – это специально изготовленный для совершения преступления предмет». Но орудием преступления может быть и кирпич, который не делали с целью совершения преступления. Средневековый арабский ученый Хамид Ад-Дин Аль-Кирмани для обнаружения ошибки, возникающей из-за нарушения правила соразмерности в определении, предлагал поменять местами определяемое и определяющее понятие. Например, определение тела гласит: тело – это то, что имеет длину, ширину и высоту. Если его перевернуть, то получится: все, что имеет длину, ширину и высоту, есть тело. Здесь первоначальный смысл не изменился и ничто из него не утрачено; он верен, и определение тела именно таково. Или, например, мы в качестве определения человека возьмем такое: человек – это живое существо. Обратив его, получим: любое живое существо – человек. Это определение неверно: не всякое живое существо – человек, ведь собака тоже живая, но она – не человек. 2. В определении не должно быть круга. Нельзя определять имя через само себя или определять его через такое другое имя, которое в свою очередь, определяется через него. Например, очевидный круг содержат определения: «война есть война» и «Театр - это театр, а не кинотеатр». Когда понятие определяется через то же самое понятие, то в логике эту ошибку называют тавтологией. Задача определения - раскрыть содержание ранее неизвестного имени и сделать его известным. Определение, содержащие круг, разъясняет неизвестное через него же. В итоге неизвестное так и остается неизвестным. Так истину можно определить как верное отражение действительности, но только при условии, что до этого верное отражение действительности не определялось как такое, которое дает истину. 3. Определение должно быть ясным. Это означает, что в определяющей части могут использоваться только имена, известные и понятные тем, на кого рассчитано определение. Желательно, чтобы в ней не встречались метафоры, сравнения, т.е. все то, что не предполагает однозначного и ясного истолкования. Не особенно ясны такие определения, как: «Дети - это цветы жизни», «Архитектура - это застывшая музыка», «Овал - круг в стесненных обстоятельствах», «Артиллерия – это бог войны». Они образны, иносказательны, ничего не говорят об определяемом предмете прямо и по существу. Конечно, ясность не является абсолютной и неизменной характеристикой. Ясное для одного может оказаться не совсем понятным для другого и совершенно темным и невразумительным для третьего. Представления о ясности меняются и с углублением знаний. На первых порах изучения каких-то объектов даже не вполне совершенное их определение может быть воспринято как успех. Но в дальнейшем первоначальные определения начинают казаться все боле туманными. Встает вопрос о замене их более ясными определениями, соответствующими новому, боле высокому уровню знания. 4. Определение не должно быть отрицательным. Это означает, что в определении желательно указывать, какими признаками обладает предмет, а не наоборот, какими признаками он не обладает. Например, определение «Криминология – это не техническая наука» не выполняет своей основной функции – объяснения сущности и специфики этой науки. В некоторых случаях без отрицательных определений обойтись нельзя. Особенно часто к ним прибегают в математике (Точка – это то, что не имеет частей и размеров». Наши обычные загадки представляют собой, в сущности, своеобразные определения. Формулировка загадки - это половина определения, его определяющая часть, а отгадка - вторая его половина, определяемая часть. «Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придет весна, просыпается от сна». Понятно, что это медведь. Саму загадку можно переформулировать так, что она станет одним из возможных его определений. (К семинарскому занятию приготовить загадку, которую можно будет переформулировать в определение). Важно не путать определение с приемами, сходными с ним. К ним относятся описание, характеристика, разъяснение при помощи примера и т.п. Описание – это перечисление наиболее бросающихся в глаза признаков предмета с целью его обнаружения или отличения от сходных с ним предметов. В практической деятельности ОВД описание широко применяется в так называемых ориентировках, розыске пропавших людей, похищенных вещей. Характеристика – есть указание некоторых существенных с точки зрения субъекта признаков объекта. Иногда при этом указывается лишь один признак. Например, «Жеребков – очень порядочный человек». Разъяснение при помощи примера обычно приводится в тех случаях, когда легче указать на особенность предмета при помощи примера, иллюстрирующего определяемое понятие, чем дать его точное определение. Обычно, при этом добавляется слово «например». 2.Закон исключённого третьего. Закон исключения третьего. Закон непротиворечия действует по отношению ко всем несовместимым друг с другом суждениям. Он устанавливает, что одно из них необходимо ложно. Вопрос о втором суждении считается открытым: оно может быть истинным, но может быть и ложным. Закон исключенного третьего действует только в отношении проти воречащих (контрадикторных) суждений. Он формулируется следующим образом: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно: а есть либо Ь, либо не-Ь. Истинно либо утверждение некоторого факта, либо его отрицание. Третьего не дано. «Н. виновен в ограблении банка» и «Н. не виновен в этом ограблении»; «Все свидетели допрошены» и «Некоторые сви детели не допрошены»; «Некоторые юристы — адвокаты» и «Ни один юрист не адвокат». В символической записи: р v ip, где р — любое суждение, ip — от рицание суждения р, v — символ дизъюнкции (логическая связка «или»). Подобно закону непротиворечия закон исключенного третьего выражает последовательность, непротиворечивость мышления, не до пускает противоречий в мыслях. Вместе с тем, действуя только в отно шении противоречащих суждений, он устанавливает, что два противо речащих суждения не могут быть не только одновременно истинными (на что указывает закон непротиворечия), но также и одновременно ложными: если ложно одно из них, то другое необходимо истинно, третьего не дано. Закон исключенного третьего не может указать, какое именно из данных суждений истинно. Этот вопрос решается другими средства ми. Значение закона состоит в том, что он указывает направление в отыскании истины: возможно только два решения вопроса, причем одно из них (и только одно) необходимо истинно. Закон исключенного третьего требует ясных, определенных отве тов, указывая на невозможность отвечать на один и тот же вопрос в одном и том же смысле и «да» и «нет», на невозможность искать нечто среднее между утверждением чего-либо и отрицанием того же самого. Важное значение имеет закон в юридической практике, где требу ется категорическое решение вопроса. Юрист должен решать дело по форме «или — или». Данный факт либо установлен, либо не установ лен. Обвиняемый либо виновен, либо не виновен. Jus (право) знает только: «или — или». Билет 22. 1.Предмет логики. Свыше двух тысяч лет тому назад римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон произнес фразу: «Наш разум по природе своей наделен неутомимой жаждой познавать истину». Эта жажда неисчерпаема и вечна. Человечество накопило огромный массив информации. По данным ООН, уже зарегистрировано около четырех тысяч отраслей научных знаний. Для успешной деятельности в своей области любому специалисту необходимы конкретные теории, идеи, учения. Однако есть науки без которых невозможно становление человека как личности, формирование его духовной культуры. К ним относятся, например, история, социология, философия. Важное место занимает здесь и логика. Слово «логика» употребляется довольно часто, но в разных значениях. Во-первых, говорят о логике событий, логике характера и т.п., имея в виду определенную последовательность и взаимозависимость событий и поступков, наличие в них некоторой общей линии. Во-вторых, слово «логика» употребляется также в связи с процессами мышления: говорят о логичном и нелогичном мышлении, подразумевая присутствие или отсутствие таких его свойств, как последовательность, доказательность и др. В-третьих, «логика» является именем особой науки о мышлении, называемой также формальной логикой. Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность». Формальная логика - наука о законах и операциях правильного мышления. Или, логика - это наука о формах, приемах, законах мышления и других связях и отношениях между мыслями по их логическим формам. |