Главная страница

Логика. Закон непротиворечия. Закон непротиворечия гласит два суждения, из которых в одном утверждается нечто о предмете мысли А есть В


Скачать 133.59 Kb.
НазваниеЗакон непротиворечия. Закон непротиворечия гласит два суждения, из которых в одном утверждается нечто о предмете мысли А есть В
АнкорЛогика
Дата28.09.2021
Размер133.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаlogika.docx
ТипЗакон
#238381
страница11 из 14
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Изучение любой науки начинается с ответа на вопрос о том, что она изучает, чему посвящена, чем занимается. Логика - одна из многих наук, изучающих такое многогранное и сложное явление, как человеческое мышление. Кроме нее мышлением занимаются и психология, и педагогика, и многие другие науки. Значит, логика занимается не всеми вопросами и проблемами, связанными с мышлением, не всеми его областями или сторонами, а только какими-то из них. Что же интересует логику в мышлении?

Каждый из нас хорошо знает, что по содержанию человеческое мышление бесконечно многообразно, ведь мыслить (думать) можно о чем угодно, например, об устройстве мира и происхождении жизни на Земле, о прошлом человечества и его будущем, о прочитанных книгах и просмотренных фильмах, о сегодняшних занятиях и завтрашнем отдыхе. Но самое главное заключается в том, что наши мысли возникают и строятся по одним и тем же законам, подчиняются одним и тем же принципам, укладываются в одни и те же схемы или формы. Причем, если содержание нашего мышления, как уже было сказано, бесконечно разнообразно, то форм, в которых выражается это разнообразие, совсем немного.

Для пояснения этой мысли приведем простой пример. Рассмотрим три совершенно различных по содержанию высказывания:

1. Все караси – это рыбы.

2. Все треугольники – это геометрические фигуры.

3. Все стулья – это предметы мебели.

Несмотря на различное содержание, у этих трех высказываний есть нечто общее, что их объединяет. Что? Их объединяет не содержание, а форма. Отличаясь по содержанию, они сходны по форме – каждое из этих трех высказываний строится по схеме, или по форме, «Все А – это В», где А и В – это какие-либо предметы. Понятно, что само высказывание «Все А –это В» лишено всякого содержания. О чем конкретно оно говорит? Ни о чем! Это высказывание представляет чистую форму, которую, как вы догадываетесь, можно наполнить любым содержанием, например, «Все сосны – это деревья», «Все города – это населенные пункты», «Все тигры – это хищники» и т.д. Итак, по содержанию наше мышление бесконечно разнообразно, но все это разнообразие укладывается всего в несколько форм. Так вот, логика не интересуется содержанием мышления (им занимаются другие науки), она изучает только формы мышления, ее интересует не то, что мы мыслим, а то, как мы мыслим, поэтому она и называется формальной логикой. Например, если по содержанию высказывание «Все комары – это насекомые» является нормальным, понятным, осмысленным, а высказывание «Все Чебурашки – это инопланетяне» является бессмысленным, нелепым, абсурдным, то для логики эти два высказывания равноценны, поскольку она занимается формами мышления, а форма у этих двух высказываний одна и та же: Все А – это В».

Итак, предмет логики - логические законы и формы, логические приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир. Принципы, устанавливаемые логикой, необходимы, как и все научные законы. Мы можем их не осознавать, но вынуждены следовать им.

Основной задачей логики является отделение правильных способов рассуждения (вывода, умозаключения) от неправильных. Правильные выводы называются также обоснованными, последовательными или логичными.

Рассуждение представляет собой определенную, внутренне обусловленную связь утверждений. От нашей воли зависит, на чем остановить свою мысль. В любое время можно прервать начатое рассуждение и перейти к другой теме. Но если человек решил провести рассуждение до конца, он сразу попадает в сети необходимости, стоящей выше нашей воли и желаний. Согласившись с одними утверждениями, мы вынуждены принять и те, что из них следуют, независимо от того, нравятся они нам или нет, способствуют нашим целям или, напротив, препятствуют им. Допустив одно, мы тем самым автоматически лишаем себя возможности утверждать другое, несовместимое с уже допущенным. Например, если мы убеждены, что все жидкости упруги, мы должны признать также, что вещества, не являющиеся упругими, не относятся к жидкостям.

В чем источник этой логической необходимости? Что именно следует считать несовместимым с принятыми уже утверждениями и что должно приниматься вместе с ними? Из размышления над этими вопросами и выросла особая наука о мышлении - логика. Отвечая на вопрос «что из чего следует?», она отделяет правильные способы рассуждения от неправильных и систематизирует первые.

Приведем примеры правильных рассуждений.

1.Все люди смертны; Сократ человек; следовательно, Сократ смертен.

2.Всякий металл электропроводен; натрий металл; следовательно, натрий электропроводен.

Здесь в обоих случаях первые два высказывания - это посылки вывода, третье его заключение. Очевидно сходство данных двух выводов, но не в содержании входящих в него утверждений, а в характере связи этих утверждений между собой. Причем с точки зрения правильности эти выводы совершенно идентичны: если правильным является один из них, то таким же будет и другой, и притом в силу тех же самых оснований.

Еще один пример правильного вывода. «Если Земля вращается вокруг своей оси, маятники, качающиеся на ее поверхности, постепенно изменяют плоскость своих колебаний; Земля вращается вокруг своей оси; значит, маятники на ее поверхности постепенно изменяют плоскость своих колебаний». Схема данного рассуждения проста: если есть первое, то есть второе; имеет место первое; значит, есть и второе. О чем бы мы не рассуждали по такой схеме, рассуждение останется правильным. Чтобы убедиться в этом, достаточно подставить в схему вместо слов «первое» и «второе» два утверждения с любым конкретным содержанием. Вы это сделаете самостоятельно дома. А мы изменим несколько данную схему и будем рассуждать так: если есть первое, то имеется второе; имеет место второе; значит, есть и первое. Например, «Если идет дождь, земля является мокрой; земля мокрая; следовательно, идет дождь». Этот вывод, очевидно, неправилен. Еще один пример рассуждения по последней схеме подтвердит, что она способна приводить к ложным заключениям: Если у человека высокая температура - он болен; человек болен; значит у него повышенная температура. Однако такое заключение не вытекает с необходимостью.

Отличительная особенность правильного вывода заключается в том, что от истинных посылок он всегда ведет к истинному заключению. Этим объясняется тот огромный интерес, который логика проявляет к правильным выводам. Они позволяют из уже имеющегося знания получать новое знание, и притом с помощью «чистого» рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и т.п.

Если посылки, или хотя бы одна из них, являются ложными, правильное рассуждение может давать в итоге, как истину, так и ложь. Неправильные рассуждения могут от истинных посылок вести как к истинным, так и ложным заключениям. Никакой определенности здесь нет. С логической необходимостью заключение вытекает только в случае правильных, обоснованных выводов.

Конечно, логика занимается не только связями утверждений в правильных выводах, но и другими проблемами. В их числе - смысл и значение выражений языка, различные отношения между понятиями, определение понятий, вероятностные и статистические рассуждения, софизмы и парадоксы и др. Но главная и доминирующая тема формальной логики - это, несомненно, анализ правильности рассуждения, исследование «принудительной силы речей», как говорил основатель этой науки - древнегреческий философ и логик Аристотель.

И, наконец, ответим на вопрос, зачем нам нужна логика, какую роль она играет в нашей жизни. Логика помогает нам правильно строить свои мысли и верно их выражать, убеждать других людей и лучше их понимать, объяснять и отстаивать свою точку зрения, избегать ошибок в рассуждениях. Конечно, без логики вполне можно обойтись – одного здравого смысла и жизненного опыта часто бывает достаточно для решения каких-либо задач. Например, любой человек, не знакомый с логикой, сможет найти подвох в следующем рассуждении: Движение вечно. Хождение в школу – это движение. Следовательно, хождение в школу вечно. Каждый заметит, что ложный вывод получился из-за употребления слова «движение» в разных смыслах (в первом исходном суждении оно употребляется в широком, философском смысле, а во втором – в узком, механическом смысле).

Владея логикой интуитивно и практически повседневно ее используя, мы, тем не менее, изучаем ее в вузе для того, чтобы владеть ею намного лучше и использовать более эффективно.

2.Правила доказательства и опровержения и логические ошибки, возникающие при их нарушении.

Билет 23.

1.Закон обратного отношения между объемом и содержанием.

Всякое понятие имеет две важнейшие логические характеристики: содержание и объем.

Содержание понятия – это совокупность существенных признаков предмета, мыслимых в данном понятии. Так, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость того, кто его совершил. В содержании имени «стол» входят признаки «быть предметом мебели, предназначенным для сидения за ним» и «иметь ножки и столешницу».

Помимо содержания, или смысла, имя имеет также объем.

Объем понятия – предмет или совокупность предметов, которые мыслятся в понятии. Или: Объем имени - это совокупность, или класс, тех предметов, которые обладают признаками, входящими в содержание имени.

Например, объем понятия «преступление» охватывает все известные человечеству преступления. Объем имени стол включает все столы.

Понимание понятия (или имени) как того, что имеет определенный объем и определенное содержание, широко распространено в логике.

Объем и содержание понятия находятся в тесной взаимосвязи, что выражается в законе обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Он формулируется следующим образом: с увеличением содержания понятия уменьшается его объем и, наоборот, с увеличением объема – уменьшается содержание.

Обогащая содержание понятия «государство» путем прибавления нового признака «европейское», мы переходим к понятия европейское государство, имеющему объем меньший объем (европейских государств меньше, чем государств вообще).Если же введем еще один признак, например, «славянское», то объем понятия станет еще меньше.

Увеличивая объем понятия «учебник по логике», переходим к понятию «учебник», которое имеет меньшее содержание, т.к. содержит меньше признаков (нет специфических признаков логики). Легче различать понятия по объему, нежели по содержанию. Поэтому когда требуется найти более богатое по содержанию понятие среди имеющихся, необходимо согласно закону обратного отношения между содержанием и объемом понятия искать меньшее понятие по объему. Например, среди понятий «человек», «юрист», «адвокат» самым богатым по содержанию будет понятие «адвокат», т.к. оно имеет меньший объем.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь

выражается в законе обратного отношения между объемом и содер­

жанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания

понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и на­

оборот.

Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем прибав­

ления признака «современный», мы переходим к понятию «современ­

ное государство», имеющему меньший объем. Увеличивая объем по­

нятия «учебник по теории государства и права», исключаем признаки,

характеризующие учебник по данной дисциплине, переходим к поня­

тию «учебник», имеющему меньшее содержание.

Подобное же отношение между объемом и содержанием имеет ме­

сто в понятиях «преступление» и «преступление против личности»

(первое понятие шире по объему, но уже по содержанию), «генераль­

ный прокурор» и «прокурор», где первое понятие уже по объему, но

шире по содержанию.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием поня­

тия лежит в основе логических операций, которые будут рассмотрены

в гл. III.

В

2.Неполная индукция и ее виды.

Неполная индукция - это умозаключение, в котором общий вывод о всем классе предметов делается на основании знания лишь некоторые предметов данного класса. Или: в неполной индукции перечисляются некоторые объекты из какой-либо группы и делается вывод обо всей этой группе. Например:

Железо - твердое тело.

Медь - твердое тело.

Золото - твердое тело.

Серебро - твердое тело,

Железо, медь, золото, серебро - металлы.

Вес металлы - твердые тела.

Заключение при неполной индукции носит вероятностный характер, поскольку рассматривается не каждый предмет данного класса, а лишь часть предметов. В нашем примере мы рассмотрели далеко не все известные металлы, поэтому и получили ложный вывод, так как существуют и нетвердые металлы, например, ртуть. В связи с этим, несмотря на то, что в отличие от полной индукции с помощью неполной индукции можно делать обобщения относительно большого класса предметов, она также имеет существенный недостаток, заключающийся в опасности получения недостоверного вывода. Полная же индукция исключает такую опасность.

Неполная индукция в свою очередь делится на два вида: популярную и научную.

Популярная индукция - это вывод обо всем классе предметов на основании знания некоторых предметов данного класса при условии, что не встречалось противоречащих нашему заключению случаев. Т.е. в популярной индукции вывод делается на основе наблюдения и простого перечисления фактов, без знания их причины.

Так, при исследовании причин преступности среди несовершеннолетних, анализируя их бюджет свободного времени, мы берем сто первых попавшихся несовершеннолетних и делаем общее заключение по этому вопросу для всех несовершеннолетних города или республики. Это и будет популярной индукцией. Такая индукция, принося определенную пользу, может применяться лишь на начальном этапе исследования, когда происходит процесс накопления фактического материала.

Вероятность заключения научной индукции выше, чем популярной. Научная индукция - это общий вывод обо всем классе предметов на основании знания необходимых признаков и причинных связей лишь некоторых предметов данного класса. Т.е. в научной индукции вывод делается не только на основе наблюдения и перечисления фактов, но еще и на основе знания их причины. Поэтому научная индукция (в отличие от популярной) характеризуется намного более точными, почти достоверными выводами.

Если в приведенном выше примере отбор несовершеннолетних осуществлялся бы в соответствии с определенным процентом школьников, учащихся училищ и колледжей, причем из разных районов исследуемого региона (говоря языком социологии, соблюдалась бы репрезентативность выборки), то это была бы научная индукция.

Или, другой пример, первобытные люди видели, как Солнце каждый день восходит на востоке, медленно путешествует в течение дня по небу и заходит на западе, но они не знали, почему так происходит, им неизвестна причина этого постоянно наблюдаемого явления. Понятно, что они могли сделать умозаключение, используя только популярную индукцию и рассуждали примерно следующим образом: Позавчера Солнце взошло на востоке, вчера Солнце взошло на востоке, сегодня Солнце взошло на востоке, следовательно, Солнце всегда восходит на востоке. Мы, как и первобытные люди, наблюдаем каждодневный восход Солнца на востоке, но в отличие от них знаем причину этого явления: Земля вращается вокруг своей оси в одном и том же направлении с неизменной скоростью, в силу чего Солнце появляется каждое утро в восточной стороне неба. Поэтому то умозаключение, которое делаем мы, представляет собой научную индукцию и выглядит примерно так: Позавчера Солнце взошло на востоке, вчера Солнце взошло на востоке, сегодня Солнце взошло на востоке; причем это происходит оттого, что уже несколько миллиардов лет Земля вращается вокруг своей оси и будет вращаться так же и дальше в течение многих миллиардов лет, находясь на одном и том же расстоянии от Солнца, которое родилось раньше Земли и будет существовать дольше нее; следовательно, Солнце для земного наблюдателя всегда восходило и будет восходить на востоке.

Билет 24.

1.Мышление как объект логики.

Человек, обладая сознанием, отражает действительность, приобретает, знания о природе, обществе и самом себе. Полученные знания сами по себе не имеют самостоятельной ценности. Знание в основном тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых, при соблюдении ряда условий, приводит к верным результатам. Под истиной понимается такое знание, которое адекватно отражает в сознании человека явления и процессы действительности.

Есть знания, истинность которых видна непосредственно. Таковыми, например, являются факты сознания, прямо отражающие последствия совершенного общественно опасного деяния: телесные повреждения потерпевшего, следы действия орудия преступления (царапины на замке, оставленные отмычкой), следы ног или рук преступника, вещественные доказательства (предметы, документы) и т. п. Такого рода факты познаются в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом познания при помощи органов чувств. Эти факты принято называть очевидными, потому что они не нуждаются в доказательстве: их истинность самоочевидна. К числу непосредственно очевидных знаний относятся, прежде всего, те, которые являются результатом чувственного познания. Чувственное познание осуществляется и закрепляется в сознании в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

2.Структура аргументации.

Структура аргументации

Аргументация включает три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрацию. Если обозначить тезис символом Т, аргументы — а1, а2,...,а, демонстрацию — знаком импликации (®), то операцию доказательства можно представить следующей схемой (рис. 1).
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


написать администратору сайта