|
Книжная реклама. Статья. Зарубежная и российская журналистика трансформация картины мира и ее содержания
8.5. Образ женщины 90-х гг. XX столетия в печатных изданиях Алтайского края
Средствами журналистики через разовые или серийные публикации тех или иных материалов, в которых описывается, «как и что нужно делать и почему», в обществе создается определенная «духовная атмосфера», определенный набор одобряемых или ожидаемых действий в том или ином направлении, способствующий и дающий общее направление развитию мыслительных и деятельностных механизмов как отдельной личности, так и социума в целом. Пресса любая, официальная и независимая, не может не обращаться к женской тематике, проблемам женщин не только потому, что слишком заметны роль женщины и положение ее в обществе. Обращение к женщине, к ее интересам – это еще одно из важных средств завоевания читателя, так как женщины составляют более половины населения нашей страны. Общественно-политической прессе не под силу заниматься женскими проблемами всерьез, а главное – систематично. У журналистов по различным причинам нет профессионального проникновения в специфику женских проблем (в самых разных аспектах). Однако не уделять внимания жизни женщин не может ни одна газета. В зависимости от политики редакции, женская тема в публикациях освещается по-разному. В Алтайском крае для нашего исследования трансформации образа женщины в 90-е гг. наибольший интерес представляет газета «Свободный курс». Для выявления статуса женщины в обществе, отраженного в материалах этого средства массовой информации, мы проанализировали публикации о женщинах и для женщин.
В России сегодня существует скрытая стандартизация жизни человека через его биологический пол. Общество диктует мужчинам и женщинам определенную схему поло-ролевого поведения, проявляющуюся в наборе желаемых качеств. Отступление от этих нормативов, закрепленных в культуре и этносоциальных установках, приводит к противостоянию индивида и общества.
Каждый индивид, вступая в мир, получает готовый набор стереотипов, которые определяют его социальную роль. Средства массовой информации транслируют и укрепляют в общественном сознании стереотипы. Готовые шаблоны поведения заменяют понимание узнаванием, опознанием и иногда глубоко укореняясь в структурах человеческой психики, служат регулятором поведения.
| 8.6. Независимая газета «Свободный курс» и гендерные стереотипы
В 1991 г. наша страна вступает в период рыночной экономики, осуществляется переход к демократическому обществу. В 1991 г. был принят такой важный для прессы документ, как Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». В Алтайском крае появляется независимый еженедельник «Свободный курс». Создателями еженедельник декларируется как «серьезная газета», главная цель которой – способствовать становлению новой экономики в крае. «Свободный курс» – это «16 полос полезной, объективной информации о событиях в мире, в стране, а главное – на Алтае» [Свободный курс, 1991, №2]. Периодичность выхода газеты – раз в две недели в 1991 г. и раз в неделю с 1992 г. по сегодняшний день.
Для нас это издание представляет интерес по следующим причинам. Во-первых, это одно из первых коммерческих изданий в Алтайском крае. Во-вторых, эта газета декларирует себя как «независимая»: «Свободный курс – это не орган КПСС или ДС, в нем нет запретных тем. Норма одна – личная ответственность автора за высказанную мысль, за каждое слово» [Свободный курс, 1991, №2] Кроме того, газета не дотируется ни одной из политических структур, представляющих власть в Алтайском крае. Эти факторы дают автору основание предположить, что материалы для женщин в этой газеты не будут идеологизированными и отразят специфику образа женщины, ее социальную роль, реально существующую в обществе.
Для нашего исследования мы выбрали следующие временные координаты: 1991, 1993, 1995, 1997, 1999 гг.
1991 г. необходим для исследования, так как дает картину становления и развития идеологии газеты.
В 1993 г. тираж еженедельника «Свободный курс» поднимается с 5 тысяч до 90 тысяч экземпляров. Этот факт свидетельствует о растущем интересе жителей Алтайского края к изданию. В этот период мы проследим: меняется ли отношение журналистов еженедельника к женской теме.
1995 г. знаменателен проведением Пекинской конференции, на которой были рассмотрены важные вопросы, касающиеся положения женщины в обществе. В этот период активизируется деятельность некоммерческих женских организаций. На страницах «Свободного курса» появляется еженедельный выпуск для женщин «Дамский клуб», объем которого варьируется от одной до двух полос.
Газетные публикации за 1997 г. необходимы для нашего исследования в качестве демонстрации дальнейших изменений образа женщины, формируемого в материалах этого издания.
В 1998 г. в России произошел финансовый кризис. Многим женщинам русскоязычные издания и центральные глянцевые журналы для женщин стали недоступны из-за высокой цены. Поскольку «Свободный курс» читается людьми обеих полов, то в 1999 г. мы проследим, как газета отреагировала на сложившуюся ситуацию, увеличился ли объем публикаций для женщин и о женщинах, изменилось ли их содержание.
Во время анализа материалов удалось установить темы, наиболее часто встречающиеся на страницах «Свободного курса». Это материалы, посвященные: 1) красоте и моде; 2) деятелям искусств; 3) деловым женщинам; 4) девиантному поведению; 5) сексуальным вопросам; 6) женщинам-политикам; 7) материалы о женских судьбах.
Все материалы, входящие в вышеназванные тематические группы, вошли в графики, отражающие колебания интереса журналистов к данной теме в течение исследованного десятилетия.
Схема 1. Материалы о красоте и здоровье
В 1993 г. 4 материала были посвящены красоте и здоровью. Из этого количества всего один материал написан местным журналистом об открытии центра красоты, остальные перепечатаны из других средств массовой информации. Содержание – советы косметологов по уходу за лицом и телом.
В 1995 г. статей о здоровье и красоте, моде и косметике – 97, причем 70% из этого количества – переводные. На страницах газеты женщинам раскрываются секреты ухода за телом и лицом. Впервые появляются материалы, говорящие о связях газеты с фирмами города, оказывающими косметические услуги, дается примерная стоимость услуг. О моде рассказывают искусствоведы, объясняя, что хорошая прическа и одежда могут помочь в карьере. На примере исследованных материалов видна тенденция подмены приоритетов для женщины: красота внешняя занимает доминирующее положение. Особой внушаемостью обладают молодые читательницы, на которых и направлено большее количество материалов. В №32 искусствовед И. Лисиченко демонстрирует происходящую смену ценностных ориентиров: «Еще год назад я вам объясняла, как важно быть интеллектуально развитой, а ваши ноги никого не интересуют. Так вот теперь забудьте об этом» [Свободный курс, 1995, №32]. Женственность, как следует из таких материалов, зависит от того, как женщина подчеркнет линию талии и ноги.
Среди основных причин существования стереотипа женственности, транслируемого СМИ, можно выделить две: вытеснение женщин с рынка труда (среди причин многими исследователями называется ослабление тотального контроля государства, которое в советский период брало на себя выполнение традиционной мужской роли) и интенсивное развитие производства товаров и рынка потребительских услуг (семья является основной потребляющей ячейкой, а главный организатор потребления в семье – женщина). Основные направления в потреблении товаров женщинами – это одежда и косметика. Задача журналистов, активно сотрудничающих с фирмами города, объяснить женщинам, как через использование косметики и одежды добиться успеха в жизни.
Здоровье женщины – это залог здоровья нации, залог нашего благосостояния и развития. Физическое здоровье женщины – это действительно та сторона ее жизни, которая порой наиболее скрыта от посторонних глаз, но которая на самом деле нуждается в защите. Поэтому в 1995 г. «Дамский клуб» этой теме уделяет много внимания. Кроме полезных советов, народных рецептов, информации о лекарствах, в выпусках печатаются интервью с врачами различных специальностей. В интервью с главным гинекологом города Г. Перфильевой поднимается важная теме присутствия мужа на родах, причем сам врач подчеркивает, что «роды – это не только биологический акт, но и социально важное событие» [Свободный курс, 1995, №6]. Таким образом, врачом отмечается возможность преодоления патриархального стереотипа с помощью активизации участия мужчины в делах семьи, в заботе о здоровье женщины.
15 материалов о здоровье и красоте, опубликованных в 1997 г., содержат такой же набор идей и стереотипов, как материалы 1995 г.
Пик интереса журналистов к теме моды и красоты приходится на 1995 г. Автор считает, что это связано с существованием рубрики для женщин «Дамский клуб». «Дамский клуб» впервые появляется в «Свободном курсе» в 1994 г. в №41, однако регулярный выход начинается с января 1995 г., с периодичностью раз в неделю. Креатором и постоянной ведущей клуба является журналистка Ирина Прохорова. Связи с читательницами нет. В каждом выпуске объемом в две полосы публикуется в среднем 4–5 материалов.
Несмотря на то, что большинство материалов перепечатаны из других СМИ, в них отчетливо выявляется наличие патриархального стереотипа о женском предназначении и стереотипа женственности. После 1995 г. значительный количественный спад интереса к этой теме не влияет на существование стереотипов в трансляции женского образа в таких материалах.
Схема 2. Материалы о деятелях искусства и представителях творческих профессий
График 2 показывает рост интереса редакции к освещению культурной жизни Барнаула.
В 1991 г. материалы о деятелях искусства и представителях творческих профессий перепечатаны из других изданий. Героини материалов – артисты эстрады. Содержание – рассказ о творчестве и семье.
В 1993 г. опубликовано 7 интервью с творческими личностями. Из этого количества два материала – о местных деятелях искусства. Так же, как и в материалах, напечатанных в 1991 г., нет личного отношения журналиста, вопросы корректны.
В 1995 г. в рубрике «Дамский клуб» в 80% выпусков присутствуют материалы, написанные журналистами «Свободного курса», – это интервью с интересными читателям женщинами Алтайского края.
Автор выпуска выбирает известных личностей, мнение, жизненная позиция которых интересна и обладает значимостью для читателя. В интервью с деятелями искусств представлены такие известные в крае женщины, как Е. Щетинина, Г. Шнайдер, В. Метелица. Мнения о месте женщины в обществе у героинь интервью различны. Художница Е. Щетинина говорит о том, что не приемлет существующего стереотипа женственности: «Это оскорбляет, когда меня низводят до уровня просто красивенькой женщины» [Свободный курс, 1995, №40]. Е. Шаповаленко, архитектор, говорит о маскулинизации ее профессии, которая вызывает определенные трудности в работе с людьми: «Современной независимой женщине очень тяжело бывает сталкиваться с мужским шовинизмом…» [Свободный курс, 1995, №35]. Многие интервьюируемые придерживаются мнения, что по натуре женщина духовно богаче мужчин. Однако директор Краевого театра кукол Г. Шнайдер, напротив, декларирует патриархальный стереотип: «Женщину вообще нельзя допускать к руководству, так как в нас превалирует эмоциональное начало», но себя она характеризует как организованного, грамотного руководителя [Свободный курс, 1995, №44]. Ее мнение поддерживает Л. Клюкова, руководитель отдела реконструкции и реставрации: «…плохо, что сейчас женщины рвутся в политику, в бизнес…» [Свободный курс, 1995, №28]. Такое отношение, разделяемое многими мужчинами, рождает еще один стереотип в поведении женщин: профессиональная карьера не совместима с женственностью. Следовательно, половая принадлежность подчиняется социальной роли. У женщин снижается самооценка, им приходится скрывать свои стремления и способности, чтобы адаптироваться к требованиям традиционного стереотипа мышления.
В 1997 г. опубликовано 11 материалов о деятелях искусства и представителях творческих профессий. В отличие от материалов 1995 г., в этих интервью с артистами темы, названные выше, не поднимаются. Журналистов интересует творчество и материальные сложности, которые приходится преодолевать деятелям искусства. Интервьюируемые также не касаются темы стереотипного отношения общества к женщине.
В 1999 г. опубликовано 16 материалов о деятелях искусств. В этот период, судя по выбору героинь, журналисты охватывают все сферы искусства: музыку, театр, танцы, живопись, поэзию. Всего в одном материале женщина-скульптор говорит о маскулинизации профессии и видит путь к вершинам славы возможным, благодаря ее «мужской натуре» [Свободный курс, 1999, №13]. В существовании пороков, которые наше общество традиционно приписывает мужчинам, впервые признается поэтесса Н. Николенкова. Однако журналист не заостряет на этом своего внимания, предлагая читателю тем самым воспринять это как явление, разговор о котором не является эпатирующим публику [Свободный курс, 1999, №29].
Одна из первых публикаций о женщине-политике общероссийского уровня представлена в газете в 1991 г. Это интервью Ю. Пургина с Галиной Старовойтовой (в объеме полосы). Помимо разговора о политике, автор материала интересуется спецификой положения женщины-политика. Г. Старовойтова подчеркивает то, что «многие мужчины пытаются уязвить тебя именно как женщину, влезть в самые чувственные сферы души. Нужно забыть о том, что ты женщина» [Свободный курс, 1991, №11]. Следовательно, она говорит о существующем патриархальном стереотипе и подчинении социальной роли биологической принадлежности.
Схема 3. Материалы о женщинах-политиках
В 1993 г. в Государственной Думе появилась фракция «Женщины России», объединяющая в себе три женских организации: Союз женщин России, Ассоциация женщин предпринимателей России и Союз женщин Военно-Морского флота. Их цель способствовать выдвижению и укреплению позиций женщин в Государственной Думе.
Первоначально их не воспринимали всерьез. Шансы этого движения считались низкими, так как единственный отличительный признак этого движения – это пол. Но они все же получили 8,13% голосов избирателей.
Успех партии «Женщины России» говорит о существовании в России женщин как особой категории избирателей; успех также показал, что миф о естественном предназначении женщины не может прижиться в стране, где вынуждены работать все, где женщины образованнее мужчин. В №49 в материале «Красивый сумасшедший на высоком кедре», перепечатанном из газеты «Известия», встречается единственное оценочное упоминание за весь год о политиках-женщинах. Статья написана в саркастической манере. Основные цели и задачи движения высмеиваются как сугубо женские проблемы.
В 1995 г. наблюдается повышение внимания журналистов к освещению деятельности политиков краевого уровня. Две статьи посвящены Нине Даниловой. В одной из них журналист беседует с депутатом о доме и семье. Оценки деятельности женщин-политиков в исследованных материалах нет.
Принципиальных изменений в материалах о женщинах-политиках за исследованные нами периоды выявлено не было. Основной характеристикой этих материалов можно назвать невмешательство журналиста в приватную сферу жизни женщины. В таких публикациях женщины-политики предстают как грамотные специалисты, компетентные работники.
В 1991 г. деловых женщин журналисты представляют как порядочных, расчетливых, трудолюбивых. Поскольку статьи об этих женщинах перепечатаны из других средств массовой информации, то специфику отношения к ним местных журналистов выделить нельзя.
В 1993 г. опубликовано 6 материалов о деловых женщинах. Менталитет российского человека никогда не ассоциировал женщину с купцом, фабрикантом, коммерсантом (хотя отдельные примеры можно найти в художественной литературе). Тяжелый физический труд на какое-то время стал как бы нормальным явлением для многих женщин, которым была необходима приличная зарплата для содержания семьи. Одним из последствий распада СССР стала нестабильная экономическая ситуация и отсутствие социальных гарантий, особенно тяжело пришлось женщинам. Немногие из них смогли начать собственное дело. В статье «Мужчинам живется тяжелее, чем женщинам» специалист по мужской психологии объясняет, что женщины в бизнесе занимают малую часть и определенную нишу: «Женщины-бизнесмены более гибкие и, как правило, вкладывают деньги в предприятия, не приносящие быстрой и большой прибыли» [Свободный курс, 1993, №40]. Интервью с деловыми женщинами носят описательный характер и бессодержательны с точки зрения получения информации о самих женщинах, способах достижения успеха.
Схема 4. Материалы о деловых женщинах
В 1995 г. деловым женщинам посвящено 8 материалов. Образ женственности, внедряемый средствами массовой информации в общественное сознание, складывается из определенного набора личностных характеристик и действий женщин, диктуемого существующими стереотипами. Это исполнение женщиною профессиональных ролей и отказ от профессиональной карьеры, плюс внешняя привлекательность, мягкость, пассивность, инфантилизм и т.п. Поэтому в интервью с деловыми женщинами, которые в своей профессиональной деятельности опровергают этот стереотип, кроме вопросов о бизнесе, непременно присутствуют вопросы о быте и семье. Большинство респонденток признают, что работа занимает больше времени, чем они уделяют семье. Но они подчеркивают, что в семье присутствует понимание важности их работы. Для большинства наличие семьи и любимого дела – равнозначные составляющие понятия счастья. В самохарактеристиках наиболее часто звучат такие качества: ответственность, независимость, исполнительность, профессионализм, хорошая хозяйка и мать. В материалах нередко подчеркивается внешний вид женщины – привлекательность и ухоженность. Это служит опровержением еще одного мифа стереотипа женственности – мифа о «синих чулках», потерявших свое обаяние в жестких условиях конкуренции с мужчинами. В построении интервью следующая закономерность – сначала разговор о деловой сфере, потом о личной жизни. За исследованные нами периоды материалы о деловых женщинах носили описательный характер и не давали читательницам представления о пути женщин в бизнес.
В 1999 г. в интервью с деловыми женщинами описываются пути прихода в бизнес. На основе исследований содержания материалов можно выделить следующую модель, по которой строится рассказ деловой женщины о себе: 1. Решение начать собственное дело возникает от необходимости кормить семью; 2. Работа отнимает много времени, но если есть семья, то она не должна страдать от этого. Но самое главное, что отличает деловых женщин – это неприятие патриархального стереотипа женского предназначения. Впервые женщина-бизнесмен говорит о возможности быть счастливой без семьи и детей, которых заменяет работа: «Я трудоголик, моя семья – это Я… Я не умею отдыхать» [Свободный курс, 1999, №31]. Деловые женщины говорят о том, что по мере их утверждения в профессиональном плане параллельно растут требования к спутнику жизни. У них появляется возможность самим выбирать мужчин, дарить ему подарки, строить отношения на паритетных началах. В рассказах деловых женщин о себе впервые за исследованный нами период звучит слово «феминистка»: «Выйдя замуж, поняла, что я феминистка, не терплю ущемлений» [Свободный курс, 1999, №38]. «Общество вынуждает женщину выбирать семью, а мужчину – карьеру… В изнасиловании часто обвиняют самих женщин… Я могу сказать о себе я – феминистка» [Свободный курс, 1999, №30]. Таким образом, деловые женщины осознают и выступают против стереотипов, унижающих женщину, ставящих ее в зависимое положение от мужчины.
Освещение образа деловой женщины в материалах за исследованные нами периоды претерпевает значительную трансформацию. Краткие зарисовки о женщинах в материалах 1991 и 1993 гг. сменяются интервью. Журналисты в таких интервью затрагивают личные темы, интерес к которым связан с наличием определенных стереотипов в обществе. И деловые женщины на страницах газеты прямо выражают свою позицию, которая не всегда совпадает с общественным мнением. К примеру, большинство респонденток открыто признают, что работа занимает больше времени, чем они уделяют семье. Впервые за исследованный нами период женщина-бизнесмен говорит о возможности быть счастливой без семьи и детей, которых заменяет работа. Такие интервью существенно отличаются от перепечатанных материалов из других средств массовой информации, в которых приоритет отдается вопросам сексуального характера, об интимной жизни, о семье, и только затем авторы интересуются профессиональной деятельностью женщин, которая служит первоосновой выбора героини для интервью, так как позволяет занимать определенной социальное положение.
Схема 5. Материалы на сексуальные темы
Как мы видим из диаграммы 5, наибольшее число материалов о сексуальных отношениях было опубликовано в 1991 г. В докладе Генерального секретаря ООН отмечается, что «в странах с переходной экономикой создатели женских образов бросились из одной крайности в другую: насаждаемый прежде образ политически грамотной и сознательной производственницы в процессе демократизации общества сменился образами женщины-модели и женщины-матери. Одновременно резко увеличилось распространение порнографии. Издание порнографической литературы достигло своего апогея в 1991–1993 гг., что по времени совпало с достижением полной свободы печати. Таким образом, женские образы стали выгодным товаром в условиях новой, рыночной экономики» [11, с. 166]. Исходя из того, что «Свободный курс» является независимым коммерческим изданием, рост эксплуатации женских образов в центральной прессе отразился и в материалах этой газеты.
Материалы о сексе размещены в рубрике «Забавы», они всегда сопровождаются фотографией обнаженной женщины. Фото занимает 1/3 полосы и размещено в оптическом центре полосы. Таким образом, через демонстрацию обнаженного женского тела авторы привлекают внимание читателя к материалу. Редакция объясняет использование женских образов как соответствие тенденции современности. «Не нравится – не смотри! Раньше наши женщины были одеты с головы до пят, теперь ударились в другую крайность…» [Свободный курс, 1991, №2]. Материалы на сексуальную тематику имеют переводной характер или перепечатаны из центральных журналов и газет. Женщина в этих публикациях предстает как самостоятельная личность, имеющая право выбора.
В 1993 г. большинство материалов о сексе – перепечатки из других изданий. Впервые встречается материал журналиста этой газеты «Это будет ее хобби». Содержание – интервью корреспондента с девушкой, оказывавшей сексуальные услуги мужчинам в некой фирме. Обращает на себя внимание такой факт: интервью с ней было напечатано в канун 8 Марта, международного праздника женщин. Автор косвенно подтверждает неслучайность выбора даты: «Интервью пролежало в столе долго, мы взвешивали за и против…» [Свободный курс, 1993, №9]. Интервьюер деликатно спрашивает девушку о причинах, смысле работы. В ответах нет эпатирующих подробностей. Главную причину падения девушка объясняет материальной нуждой. Общеизвестно, что в начале 90-х гг. главной проблемой становится безработица. Подавляющее число безработных составили женщины. Многие исследователи используют термин «феминизация нищеты» при оценке экономического положения женщин. Героиня материала, рассказывая о своей деятельности, говорит о том, что девушки, работавшие вместе с ней, не были павшими, распущенными, просто у многих были материальные трудности.
В 1995 г. было опубликовано 14 материалов на сексуальную тему. Все статьи являются перепечатками и касаются темы взаимоотношения мужчины и женщины.
В 1997 г. эпатирующий материал о девушке напечатан в №5. Текст предваряется пояснением журналиста: «Свободный курс» – издание во всех отношениях солидное, в чем-то даже скучное. Надо смело встретить нравственное изменение человека». Под нравственными изменениями журналист понимает аморальность, сексуальную распущенность, которые характеризуют наше общество в середине 90-х гг. В статье о женщине, любящей секс, масса деталей и подробностей, жаргонная лексика, нецензурные выражения, которые употребляет героиня по отношению к действиям партнера над ней. За исследованный нами период это первый материал такого уровня.
В 1999 г. 6 материалов о сексуальных вопросах. Содержание этих материалов различно: от советов сексопатолога до историй из жизни. Есть материалы о непринятии нашими женщинами полигамных браков [Свободный курс, 1999, №44], о самостоятельной женщине, которая сама выбирает любовников и дарит им подарки [Свободный курс, 1999, №39]. Во всех материалах косвенно подчеркивается порядочность и способность женщин к пониманию поступков мужчин. Материалы о взаимоотношениях мужчины и женщины бессодержательны с точки зрения получения читателями новой информации.
В 1991 г. опубликовано 11 материалов, обращенных к конкретной группе читательниц, исполняющих новую для общества роль – роль жены делового человека. Материалы написаны местным журналистом Людмилой Бражниковой и отличаются стереотипным восприятием образа «жены делового человека». Здесь ярко проявляется патриархальный стереотип женского предназначения, популярный в обществе, по мнению многих исследователей, в начале 90-х гг., который заключается в том, что мужчине принадлежит общественная сфера, а женщине частная – семья, быт. Стереотип проявляется в социальной роли, которую журналистка определяет для «жены делового человека»: «Вы должны стать его тенью, забыв о собственных проблемах… Жене надо быть одновременно и учителем, и задним фоном для собственного мужа» [Свободный курс, 1991, №8]. Ведущая мысль этих публикаций высказана в следующей фразе, определяющей, по мнению Л. Бражниковой, жизненную позицию женщины: «Моя жизнь и счастье – в твоих руках (т.е. в руках мужа)» [Свободный курс, 1991, №8]. Эти материалы служат «жене делового человека» пособием по этикету, встрече гостей, проведению вечеринок, фуршетов. Только в одном материале мы встретили прямое опровержение позиции журналистки. В статье «Умеет ли жена миллионера копать картошку?» показывается, как подчиненное положение женщины неизбежно приводит к сложностям, с которыми женщине приходится мириться: грубость, одиночество и т.д. [Свободный курс, 1991, №21]. В интервью с женой известного политика также содержится информация о том, что на женщине в такой семье лежит вся домашняя работа, в том числе ремонт и копка картошки. Однако героиня этого материала – жена депутата – не выражает негативного отношения к сложившейся ситуации, говоря о том, что политика – «не женское это дело… У него работа, а мы с сыном все дома делаем» [Свободный курс, 1991, №3]. При анализе этих материалов выясняется, что стереотип женского предназначения воспринимается как должное, существующее в обществе и потому приемлемое.
Схема 6. Материалы о женских судьбах
В 1993 г. опубликовано 30 информационных заметок в связи с преступлениями против женщин. Эти явления, имеющие множество социальных корней, освещаются журналистами без смакования подробностей. В структурном построении материалов можно выделить следующую закономерность: описание жизни девушки (75% женщин описываются как ведущие достойный образ жизни), краткое упоминание деталей происшедшего и последствия для преступников. Жертв преступления журналисты не обвиняют, хотя в некоторых материалах даны подробности, косвенно указывающие на некоторую степень вины пострадавших: гуляние ночью, алкогольное опьянение. В этих заметках отсутствует детальное описание произошедшего, нет так называемого смакования деталей журналистом.
Следующими по количеству публикаций в 1993 г. идут материалы о женах великих людей – 8 статей в объеме полосы каждая. Фактические данные взяты из книги Л. Васильевой «Кремлевские жены». Сопоставив публикации в газете с данными в книге, автор исследования утверждает, что для газетных статей выбраны только те факты из личной жизни этих женщин, которые возбуждают сексуальное любопытство читателя. Впервые в композиции полосы используется вынесение эпатирующих цитат на врезку в текст.
Наибольший интерес для нашего исследования представляют материалы о женских судьбах. В 1997 г. журналисты впервые обращаются к проблеме неполных семей, но рассматривают отсутствие мужа не как освобождение женщины от «второго ребенка, но взрослого», а как проблему психологической адаптации ребенка. Автор материала «Я ненавижу свою бабушку» обращается к специалисту, и психолог утверждает, что «эмоциональная тяга к отцу – это модель поведения девушки с мужчинами. У многих девушек из неполных семей отсутствует сексуальное влечение» [Свободный курс, 1997, №13]. Это также не способствует созданию здоровой семьи. На сегодняшний день ситуацию во многих семьях психологи характеризуют как нестабильную: «Каждая семья сегодня – не оплот тишины и покоя, а миниатюрное повторение всероссийских катаклизмов: «национальные» распри – проблемы поколений; насильственное разрешение конфликтов…» [Свободный курс, 1997, №31].
Большинство материалов посвящено рассказу о нелегкой женской доле. Основная мысль этих статей: жизнь женщин – постоянные испытания. В течение жизни женщина должна уметь делать выбор, причем приоритеты могут и должны меняться. Также в материалах подчеркивается способность женщин жертвовать собой, их милосердие и доброта.
В 1997 г. на страницах газеты женщины-героини впервые используют термин «феминизм», под которым понимается независимость женщин от мужчин. Иное понимание смысла термина «феминизм» автор обнаружил у журналисток газеты Л. Горбуновой и С. Морозовой, постоянных ведущих рубрики «Она и Он». Они декларируют, что «феминизм никогда не станет господствующей идеологией, так как наши женщины борются за право быть нежными цветочками, слабыми и нуждающимися в защите, а не циничными, алчными бабищами» [Свободный курс, 1997, №27]. В этом заявлении проявляется полное незнание истории и идеологии феминизма, непонимание целей движения. В российском обществе в целом слово «феминизм» было ругательным в конце 80-х начале 90-х гг. С развитием женских политических и некоммерческих организаций отношение к феминизму в стране изменилось.
Материалы этих журналисток о взаимоотношении полов отличаются сексистскими стереотипами, которые проявляются в выборе героинь, способах характеристики и в лексике. «Женщины не спят ночей, размышляя, по какой цене купить крем» [Свободный курс, 1997, №31], «То, что у женщин в мозгах каша, – уже научный факт», в статье «Найди десять отличий» (№41) большая часть материала – мнения мужчин о женщинах, причем выбраны самые крайние и отрицательные: «Для женщины работа – вынужденная необходимость, вершина профессиональных достижений – богатый и перспективный муж», «женщина – это корыстная, болтливая, циничная читательница женских романов». В лексике это проявляется с помощью выбора слов для характеристики героинь. Наиболее часто употребляемы следующие слова: «мадам», «девица», «студенточка», «самоуверенная красотка», «особа», «экземплярчик» и т.п.
В 1999 г. акцент в организации публикаций делается на установлении обратной связи с читательницами: истории о женских судьбах предстают теперь не только в материалах журналистов, но и в письмах в газету самих женщин. Более половины из этих материалов о женщинах среднего возраста, о работе и идеалах, в наше время оказавшихся ненужными. «Даже после лагеря она верила в коммунизм» [Свободный курс, 1999, №19], «Все осталось в другой стране» [Свободный курс, 1999, №26], «Суд трижды подтверждал: «Она – Революция» [Свободный курс, 1999, №24], – в этих материалах рассказывается о пожилых женщинах, оказавшихся никому (ни обществу, ни государству) сейчас не нужными. В историях о молодых девушках в героини выбраны не положительные образы: лесбиянка [Свободный курс, 1999, №19], «Катька с автомойки» [Свободный курс, 1999, №48], которая быстро адаптируется к любой жизненной ситуации, «она быстро научилась пить, курить и философствовать».
В подобных историях поднимается важная проблема женской безработицы. Это связано с существующей экономической ситуацией, для которой характерна «двухсекторность»: первый сектор характеризуется устойчивостью, с хорошими перспективами карьерного роста, творческим содержанием труда и высокой оплатой. Второй – сектор с колеблющейся занятостью, низким уровнем заработной платы. В нем доминируют женщины. В результате чего рождается еще один стереотип о женщинах как о ненадежных работниках, который распространяется на всех женщин. Государство оправдывает сложившуюся ситуацию через гендерный стереотип патриархального типа – женщина должна быть ориентирована на семью, в которой роль добытчика принадлежит мужчине. Тема о тяжелом экономическом положении женщин возрастных групп с 45–55 и 18–20, связанном с ненужностью из-за возраста работодателям в первой группе и отсутствием опыта работы во второй, косвенно присутствует во многих публикациях о судьбах женщин.
В 1999 г. газета сотрудничает с женским кризисным центром. В материалах, отличающихся корректностью и грамотно подобранными фактами для иллюстрации деятельности таких центров, развенчиваются многие сексистские стереотипы о женском предназначении, о взаимоотношении полов. Одновременно в материалах обосновывается необходимость обращения женщины за помощью.
За исследованные периоды журналисты рассказали о различных женских судьбах. Однако начиная с 1997 г. уважение к героиням в большинстве материалов не выражено. Журналисты газеты транслируют стереотипы женского предназначение и «второсортности» женщин.
В 1993 г. 5 материалов посвящено преступлениям, которые совершили женщины. Женщины, особенно 40–50 и 18–20-летние, имеющие среднеспециальное образование, после банкротства заводов, лишаясь места работы, не имеют дальнейших перспектив, происходит деградация, появляется тяга к алкоголю и, как следствие, – антисоциальные поступки. Основными причинами убийств, краж журналисты называют алкогольную зависимость, материальную нужду и жестокость женщин. В описании преступлений встречается сарказм авторов: «Какая дура пойдет грабить магазин накануне 8 Марта?.. Значит, не сложилось с личной жизнью» [Свободный курс, 1991, №10]. Или: «Ну не любит она, когда ей изменяют! Поэтому и берется за топор…» [Свободный курс, 1993, №40].
Схема 7. Материалы о девиантном поведении
В 1999 г. интерес журналистов к теме антисоциального поведения женщин повышается. В большинстве статей образ женщины не всегда обоснованно используется для иллюстрации поднимаемых журналистом проблем. В таких статьях доминирует образ сексуально распущенной женщины, в котором проявляются сексистские стереотипы «женщины-самки», «женщины плохой матери»… «Мать отравила дочь» [№31], «В семье одни уроды» [№6], «Мамочка, не бей!» [№11], «От сына отказываюсь» [№3] – под такими заголовками журналисты рассматривают проблемы, касающиеся всего общества в целом. (Подтверждением нашему тезису служат три материала о болезни наркомании, на примере рассказа девушек о себе.) Однако, транслируя примеры антисоциального поведения через жестокость женщин, журналисты тем самым смещают акценты с общесоциальных, экономических проблем на проблемы только женщин. В этой ситуации наблюдается влияние стереотипа о женском предназначении, в котором семья, дети – это сфера деятельности женщины, за которую только она должна нести полную ответственность.
Публикации дают возможность отчетливо проследить, как меняется политика редакции по отношению к освещению антисоциальных поступков женщин. Материалы 1991, 1993 гг. отличаются нейтральной позицией автора по отношению к описываемому событию, которая проявляется в способе описания события, в выборе образных средств и отсутствии личной точки зрения автора. В 1997 г. ситуация изменяется. В статьях об антисоциальном поведении присутствует оценка, личное отношение автора к описываемому событию становится одной из главных причин выбора героини и проявляется в образности, в выборе деталей и фактов, в используемой лексике. В 1999 г. женщину не всегда обоснованно используют в качестве героини для иллюстрации проблем общества в целом. В результате этого журналисты смещают акценты с общественных, экономических проблем на проблемы только женщин.
Таким образом, использование различных гендерных, сексистских стереотипов, в содержании которых заложен смысл, унижающих честь и достоинство женщины, прогрессирует из года в год в редакции, которая объявила еженедельник «Свободный курс» «независимым и претендующим на реальное изображение действительности изданием».
|
|
|
|