Главная страница
Навигация по странице:

  • 8.4. «Землячка» – образ женщины Алтайского края

  • Книжная реклама. Статья. Зарубежная и российская журналистика трансформация картины мира и ее содержания


    Скачать 470.5 Kb.
    НазваниеЗарубежная и российская журналистика трансформация картины мира и ее содержания
    Дата09.08.2021
    Размер470.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКнижная реклама. Статья.doc
    ТипДокументы
    #226473
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6
    8.3. Трансформация образа женщины в связи с изменениями общественно-политического характера






    С апреля 1985 г. средства массовой информации находились в центре внимания общества. Призывы к глубине анализа событий и явлений, актуализации проблематики, повышению оперативности, улучшению формы подачи материалов неоднократно звучали и ранее. После апреля 1985 г. необходимо было найти ответ на главный вопрос – какими должны быть средства массовой информации, способные успешно решать поставленные задачи в новых общественно-политических условиях?

    В середине 80-х гг. действенное участие средств массовой информации в процессе перестройки общественного сознания было бы невозможно без существенного улучшения работы периодических изданий, повышения компетентности и ответственности самих журналистов (что является важным фактором, ибо становление многих журналистов как профессионалов проходило в предперестроечный период). Однако даже специализированный журнал «Журналист», призванный повышать уровень профессионального мастерства работников средств массовой информации, проблемам женщин-журналистов уделял недостаточно внимания: всего семь материалов за 1987 г. и пять – за 1988 г.

    Женщины-журналистки писали в основном о матерях-героинях, передовых женщинах и т.п., но за исследованный нами период (1980–1987 гг.) нет ни одного аналитического материала, ни одного отчета, написанного женщиной-журналистом. Несмотря на то, что женщины в СССР имели равные с мужчинами возможности в получении образования и в профессиональной подготовке, которые гарантировала ст. 35 Конституции СССР, в реальности ситуация была иная. В приемной комиссии Московского государственного университета факультета журналистики женщинам, желающим обучаться на политического обозревателя, отказывали, объясняя это существованием негласной инструкции – девушек на международное не принимать. Таким образом, женской международной журналистики в СССР не существовало [7, с. 135].

    В 1988 г. произошло беспрецедентное событие: впервые за всю историю советской журналистики в долгосрочную командировку за рубеж была послана женщина. Ирина Хуземи представляла орган Союза писателей СССР «Литературную газету» в Латинской Америке. Многие журналистки высказывали опасение, что этот акт будет только образцово-показательным.

    Результативность выступлений средств массовой информации во многом предопределяется актуальностью содержания публикуемых материалов. Изменения в прессе по отношению к трансляции образа женщины были неразрывно связаны с общим процессом обновления.

    Поскольку представленность женщин в средствах массовой информации была низка, и они не обладали доступом к принятию решений, то женский вопрос освещался однобоко, в соответствии с маскулинистским представлением о проблемах женщин.

    Один из существенных факторов влияния на изменение подхода к женскому вопросу – это «реальная передача власти Советам, формирование устойчивой, подлинно демократической культуры прав человека в обществе, а также попытка перехода от представительной демократии (власть от имени народа) к прямой демократии (власть народа): развитие стачечного движения, формирование Советов альтернативными силами, первый опыт проведения региональных и местных референдумов по различным вопросам» [8, с. 11]. Официально существует Комитет советских женщин.

    В обращении ЦК КПСС к участницам Всесоюзной конференции женщин вместе с признанием неоценимого вклада женщин в развитие общества подчеркивалась роль организаций для женщин: «Социализм освободил женщину от экономического и социального угнетения, создал ей равные с мужчинами возможности учиться, получать образование, участвовать в политической и общественной жизни, сформировал ее новый образ – пламенной патриотки, неутомимой труженицы, полноправной хозяйки страны.

    Дальнейшему повышению роли и значения женщины в жизни общества способствуют Советы женщин – деятельные общественные организации, родившиеся в ходе социалистического строительства. В полный голос заявили они о себе в наши дни.

    Важная задача женсоветов – содействовать развитию творческих способностей женщин, отстаивать их права, проявлять нетерпимость к нарушению законодательства об охране материнства и детства, добиваться благоприятных условий для труда и отдыха. Многое под силу этим самостоятельным органам» [Алтайская правда, 1987, №19]. Женские советы декларировали вмешательство в личную жизнь как одно из центральных направлений своей деятельности. «Семья – это стабильность жизни», и поэтому задача социалистического общества – ориентировать людей на семью как на духовную ценность» [Алтайская правда, 1987, №122].

    В Алтайском крае существовало три тысячи женских советов, задачей которых, помимо контроля над соблюдением прав и социальных гарантий, предоставленных государством женщине, являлся контроль над атмосферой в семье. «Мы уделяем внимание лишь неблагополучным семьям. Это не совсем верно. Для достижения лучших результатов нам нужно показывать достойные примеры для подражания» [Алтайская правда, 1987, №276]. Как пример действенности вмешательства в личную жизнь в этой статье приводится опыт членов женских советов: «В Анжеро-Судженске женщины, не жалея времени, вникают в конфликты супругов, желающих разойтись. В результате такого вмешательства число пар, желающих разойтись, сократилось вдвое» [Алтайская правда, 1987, №276]. В №46 статья «Всегда там, где труднее» о мастере, сумевшем наладить личную жизнь ученицы: «Парень начал откладывать свадьбу… Охать и ахать Дагмара Сергеевна не привыкла, в одночасье собралась с духом да и махнула в деревню, где по всем признакам застряло счастье ее подопечной… Состоялась свадьба, сформировалась прочная семья…» [Алтайская правда, 1987, №46].

    Государство со своей стороны также ставило препятствия против необдуманного создания или разрушения семьи. Акты брачного законодательства предусматривали испытательный срок до принятия окончательного решения

    С началом перестройки и демократизации общества в СССР чрезвычайное распространение (и поддержку творческой интеллигенции) получила идея естественного предназначения женщины. В соответствии с заявлением Михаила Горбачева о том, что «мы должны освободить женщину и дать ей побыть дома», СМИ стали пропагандировать «домашнюю» женщину, образцовую домохозяйку. Параллельно развивался и другой стереотип – участницы конкурса красоты и фотомодели. Прессу не интересовала нормально работающая (а таких подавляющее большинство) женщина. Женщины, сумевшие добиться в профессиональной сфере больше, чем диктовал патриархальный стереотип, отрицательно оценивались прессой: к примеру, первые женщины-банкиры были представлены журналистами как неудачницы в личной жизни. Образ западного женского движения, в особенности феминизма, занял пустующую нишу «врага народа»: феминистки рисовались ужасными, опасными для всего здорового. Довольно быстро случилось так, что взамен старых идеологических стереотипов советская пресса получила новые гендерные стереотипы, унижающие женщину, «мифологизирующие и маргинализирующие ее» [9, с. 21].

    В «Алтайской правде» (1987 г.) – 265 материалов о женщинах, публиковались также фотографии передовых работниц с кратким поясняющим текстом. Главное отличие от материалов, опубликованных в 1980 г., – появление материалов о моде (19), о женщинах «незаметных» профессий – почтальонах, закройщицах, уборщицах и т.д. Большое количество статей было посвящено участницам женских советов – печатались статьи как об общесоюзных мероприятиях, так и о краевых советах. В каждом выпуске «Землячки» публиковалось письмо с отчетом о деятельности совета в конкретном селе, городе.

    В обществе продолжается борьба с пьянством, и в прессе появляется новая грань этой темы – женское пьянство как социальная болезнь. Становятся обязательными советы психолога – он отвечает на письма, пытается решить проблемы, связанные с взаимоотношениями в семье, в коллективе. Характерно, что эти проблемы приобретают все более интимный характер. Так, в номере 50 в статье «Дочери, дочери…» мать рассказывает о проблемах во взаимоотношениях с дочерьми, которые ведут себя неподобающим образом по отношению к ней, пишет об отсутствии уважения к старшим, т.е выносит на всеобщий суд личные проблемы в семье.

    «Молодежь Алтая» (в отличие от «Алтайской правды») поднимала более интимные темы. В №14 опубликована исповедь женщины, рассказывающей о любви к женатому мужчине и комментарий психолога. Там же очерк о девушке легкого поведения, беременной, не знающей отца своего ребенка, но начинающей исправляться. В №17 «Честь… имею» статья о распущенности девушек, их неприличном поведении, курении. В №51 – о драках между группами девушек, причем их поведение, не согласующееся с образом советской женщины, объяснялось существовавшей установкой в нашей стране о равенстве мужчин и женщин.

    8.4. «Землячка» – образ женщины Алтайского края






    Как мы уже писали, в газете «Алтайская правда» в 80-е гг. существовала рубрика для женщин «Землячка». По поводу названия авторы этой рубрики советовались с читателями. Из множества присланных вариантов («Алтаечка», «Барнаулочка», «Сельчанка» и т.д.) выбранное название, по мнению авторов, наиболее полно охватывало весь спектр тем и социальных групп, к которым обращались журналисты. «Алтайская правда» много писала о женщинах, однако появление специализированной страницы было необходимо, так как именно в этом случае возникала возможность более широкого охвата и детального анализа так называемых женских тем, потребность в освещении которых намного возросла в сравнении с предыдущими годами. Приведенный ниже анализ образа женщины, формируемого местной прессой, основан на материалах, опубликованных в «Землячке» за 1980 и 1987 гг.

    В советской гендерной системе существовали гендерные контракты – доминирующий тип гендерных отношений, отраженных на каждом этапе развития гендерной системы в практике и символах. Советская гендерная система поддерживала принципы биологического детерминизма. Однако в общественной жизни в соответствии с существующей идеологией разница между полами должна быть незаметна, т.е существовало законодательно закрепленное равноправие в общественной сфере между мужчинами и женщинами.

    В России не было четкого разделения на публичную и общественную жизнь – советская модель семьи была сформирована государством, которое регулировало жилищные условия, миграцию и профессиональную мобильность, а также государство обеспечивало граждан социальными услугами – бесплатным медицинским обслуживанием, льготами и пособиями (одним из главных достижений советского государства исследователи называют создание детских дошкольных учреждений). Бюрократический аппарат контролировал каждого человека. Существовали партийные комитеты, которые вмешивались во все, включая и частную, сферы жизни. Такими полномочиями были наделены женские советы, которые декларировали это вмешательство как одно из центральных направлений своей деятельности.

    Философ И. Кон, характеризуя общественную ситуацию в 80-е гг., вводит понятие «бесполый сексизм». «Сексизм – это позиция или действия, которые принижают, исключают или недооценивают людей по признаку пола» [2]. Вопросы пола не афишировались – не существовало понятия гендер, гендерное неравенство, гендерные стереотипы. Отношение к женским организациям, кроме признаваемых официально, было негативным. Западный феминизм – борьба женщин за соблюдение своих прав – занял нишу врагов народа.

    Итак, в России существовало три базовых гендерных контракта.

    Первый – легитимный. В нем сущность и предназначение женщины рассматривались как роль работающей матери, выполняющей одновременно функции производственницы, функции родительницы, функции матери. Контракт между женщинами и государством заключался в следующем: мать работала, а государство обеспечивало социальную поддержку (декретный отпуск, больничный, бесплатное медицинское обслуживание и другие льготы).

    В результате этого контракта женщины воспринимали материнство и работу как долг перед государством. В №299 в статье «Металловед» интервьюируемая высказала программную мысль советской системы: «Для современной женщины не существует необыкновенных занятий и профессий. Неверно делить профессии на мужские и женские».

    В женском клубе представлена важная для нашего исследования дискуссия «Работа – женщина – семья», которая повторяется в анализируемых материалах, опубликованных в разные годы. Мы сочли возможным выделить ее основную мысль – в работе советская женщина видела два плюса: во-первых, это материальное благополучие; во-вторых, существовала моральная заинтересованность – работа способствовала развитию личности женщины. «У работающей женщины выше престиж как у жены, как у матери и в дальнейшем все большее количество женщин будут совмещать семейные обязанности с профессиональными» [Алтайская правда, 1987, №299]. И далее: «Женщина творит климат семьи. А здоровая, крепкая семья – хороший работник. Она никогда не ходит в должниках у государства. Все что ей дано – возвращает сторицей» [Алтайская правда, 1980, №299]. Однако в этой дискуссии признавалось неравное положение между затратами на домашний труд мужчин и женщин: «Труд – прерогатива женщины. В какой-то мере это естественно – пока не появятся дети, жена равна мужу. С появлением детей женский труд находит применение в трех областях: на производстве, дома и в области воспитания и ухода за детьми» [Алтайская правда, 1980, №299]. В связи с загруженностью женщин, журналистами отмечался недостаток времени для саморазвития и самосовершенствования, столь необходимого для воспитания подрастающего поколения. «Каждое новое поколение умнее своих родителей. Для поддержания авторитета и воспитания достойного члена общества женщине необходимо получение новых знаний по психологии, педагогике, необходимо постоянное развитие» [Алтайская правда, 1987, №148]. Сокращение домашнего труда рассматривалось как необходимое условие для устранения социального неравенства.

    Итак, двойная нагрузка для женщины воспринималась социалистическим обществом как норма. Невыполнение одного из условий легитимного контракта со стороны женщины – отклонение от роли работающей матери, осуждалось массовым сознанием. В статье «Люблю таких людей» рассказывается о матери-героине, имеющей одиннадцать детей, особо подчеркивалось: «Рабочий стаж не прерывала – старшие ухаживали за младшими, чтобы мама могла сразу выходить на работу» [Алтайская правда, 1987, №200].

    Однако в реальности выполнение этого контракта со стороны государства было неудовлетворительным. В 1980 г. в исследованных нами статьях нет прямого высказывания недовольства женщинами, но на это указывают косвенные признаки. В письмах встречалось упоминание о тяжести совмещения воспитания детей и работы, обращалось внимание на то, что женщины часто вынуждены за помощью в воспитании детей обращаться к родственникам [Алтайская правда, 1987, №251, 275].

    Также читатели отмечали недостаток внимания со стороны как государства, так и средств массовой информации к вопросам семьи и брака. «Половое воспитание играет важную роль перед вступлением в брак… Распад семьи – несомненное зло, однако причины этого зла следует искать не в разводе, а в моменте вступления в брак» [Алтайская правда, 1980, №173]. Нередко в письмах в «Землячку» встречались пожелания к журналистам уделять больше внимания семейным отношениям.

    В 1987 г. теме семьи журналисты уделяли гораздо больше внимания, чем в материалах, опубликованных в 1980 г. На страницах газеты появились комментарии психологов «Социологи и психологи помогают сохранить семью», постоянно выходила рубрика «Семья и школа».

    Весь уклад дореволюционной семьи подчинялся основным общественным принципам: как и само государство, его первичная ячейка – семья – строилась по законам жесткой иерархии, безоговорочного подчинения силе, власти старшего в доме, подчинения женщины мужчине, детей – родительской воле, не имеющей предела. Правила жизни диктовались религией, регламентировавшей каждый шаг человека. Кроме религиозных законов и уложений, существовали и строго действовали веками выработанные народные обычаи и обряды, которые также регулировали поведение в семье.

    Сломав старую государственную систему, революция 1917 г. сломала и старый семейный уклад. Создание новой семьи, становление новых правил, законов, обычаев – процесс сложный. На протяжении многих десятилетий советские люди были участниками небывалого социального эксперимента. О его сложности говорит и тот факт, что юридические, т.е в основном имущественно-правовые, нормы семейных отношений менялись после революции четырежды.

    Однако опыт ведения домоводства, строительства внутрисемейных отношений, накопленный многими поколениями, не может быть вырван из сознания людей изменениями в государственном устройстве. Наслоение старых норм жизни и появление новых привели к тому, что молодежь оказалась в сложной ситуации. К примеру, в социалистическом обществе за семьей сохранялось право на собственность, на движимое и недвижимое имущество, на личное хозяйство, сохранялось право на наследование этого имущества. Одновременно с этим моральные установки поощряли исключительно бескорыстные отношения, порицали приверженность к имуществу, вещам и деньгам, что способствовало подчинению материальных стремлений духовным.

    Молодым людям было трудно решить, какую систему оценок и поведения избрать для подражания; требовалось много времени, чтобы разобраться, какой из множества вариантов общежития более приемлем.

    В советском обществе на службу семейным интересам были поставлены законы, охраняющие институт брака, многие науки: естествознание, педагогика, журналистика и др. «Землячка» активно сотрудничала с педагогами, родителями, предоставляя свои страницы для дискуссий, выражения мнений по поводу образовательного процесса.

    Помочь школьникам синтезировать разрозненные знания был призван курс «Этика и психология семейной жизни». Этот курс появился в системе образования сравнительно недавно – в середине 80-х гг. и прекратил свое существование в начале 90-х. Наиболее интересной в этом курсе являлась проблема подготовки подрастающего поколения к семейной жизни. Появление этого курса активно поддерживалось прессой. «Предмет этот уникален… Ведь главной его задачей впервые в истории советской школы является не усвоение определенной суммы знаний, а воспитание…» [Алтайская правда, 1987, №204]. В №67 в рубрике «Семья и школа» в статье «Они и мы» подчеркивалась новизна курса: «…раньше никто не готовил к семейной жизни… теперь есть возможность изменения к лучшему…» В №168 в рубрике «Шаги реформы» в статье «Урок в расписании» говорилось о тройном влиянии нового предмета по наблюдению педагога: влияние на учащихся, на родителей и даже на самих учителей.

    В Советском Союзе внимание уделялось и трудовому воспитанию школьников, как одной из главных ступеней в подготовке достойного члена общества и семьи. В 1985 г. многие газеты публиковали материалы о том, как протекает школьная реформа, направленная на тесное взаимодействие школы и производства. За год этой проблеме в «Алтайской правде» было посвящено 14 статей, в каждой из них содержался своеобразный отчет о проделанной работе, непременно отмечались положительные результаты такого взаимодействия. Школьники писали: «Всерьез изучая профессию, мы чувствуем себя взрослее, самостоятельнее…» «Гордятся теми, кто поступил в вуз, их считают мерилом качества педагогического труда… Воспитать рабочего человека, общественно активного, трудолюбивого, надежного, – вот профессиональная гордость учителя», это мнение педагога, поддерживающего реформу [Алтайская правда, 1987, №204]. Однако в самом трудовом воспитании был заложен гендерный стереотип. Он проявлялся в разделении профессиональной подготовки: мальчики осваивали профессии столяров, фрезеровщиков и другие, а девочки получали навыки поваров, швей и т.п., т.е обучались ведению домашнего хозяйства. Многие исследователи выделяют это разделение труда, навязываемое системой образования, как причину низкого карьерного роста, как один из факторов направленности девушек на семью. Все это, по данным социологических исследований, приводило к тому, что большинство девушек рассматривали трудовую деятельность только как фактор повышения материального благосостояния семьи. Профессиональная карьера, по данным опросов, не являлась ценностью для большинства молодых женщин. Поэтому у советских женщин существовала разница между высоким образовательным уровнем и низким профессиональным статусом.

    Много внимания уделялось культурному воспитанию школьников как в школе (внедрение новой программы обучения музыке), так и на страницах газеты в рубрике «Землячка» (велись дискуссии, как научить детей ценить прекрасное, публиковались рецензии на спектакли). Практически все школы имели музеи боевой славы, красные уголки, бригады следопытов, занимающиеся историей ВОВ. «Патриотическое воспитание учащихся позволяет нам растить достойных граждан, верных и надежных защитников нашей Родины» [Алтайская правда, 1987, №106]. К юбилею ВОВ многие газеты печатали письма комсомольцев, публиковали интервью с участниками. Газеты хвалили школы, учеников, тем самым поощряя детей на дальнейшие занятия.

    Молодому поколению знания о проблемах семьи, благодаря педагогическим новациям, преподавались в школе. Но большая часть населения страны – взрослые люди. Это не значит, что проблемы воспитания детей, взаимоотношений в семье у них стояли менее остро. Существенную помощь в решении этих проблем оказывали средства массовой информации. Множество специализированных газет и журналов «Семья и школа», «Семья» были доступны рядовому гражданину, свои страницы для публикаций мнений и советов педагогов, рекомендаций психологов предоставляла и обычная печать.

    «Алтайская правда» имела постоянную рубрику «Семья и школа», которая чередовалась с выпусками «Землячки». Связь между этими двумя понятиями выразил корреспондент: «Школа должна строго спросить с семьи за воспитание детей и в то же время помочь ей, повышая педагогическую компетентность отцов и матерей» [Алтайская правда, 1987, №134]. В течение года журналистами, корреспондентами были рассмотрены различные проблемы. Наибольшее внимание было уделено проблеме статуса и положения женщины в семье.

    Теме идеальной матери было посвящено множество статей. Многие ученые, журналисты говорили о том, что для лучшего исполнения материнской миссии женщине нельзя целиком сосредоточиваться только на семье. Ее душа должна быть открыта другим людям, быть неравнодушной к несправедливости и т.д. В №16 в статье педагога, отличника народного просвещения «А у вас счастливый дом?» приводились наиболее распространенные ошибки матерей (расточительность, отсутствие доверительного отношения, выполнение домашней работы без участия детей и т.д.), которые возникали вследствие существования стереотипа полной ответственности женщины за семью. Также одной из главных ошибок женщины исследователи называли заботу только о материальном благополучии семьи, т.е стремление накормить, обуть занимало все время женщины, духовному воспитанию детей обычно уделялось гораздо меньше времени или не уделялось вовсе. Вследствие этого в номерах газеты можно было встретить письма матерей, жаловавшихся на непонимание, возникавшее между ней и детьми, отсутствие теплоты в семье. В письме матери двух дочерей «Дочери, дочери…» рассказывалось о непонимании, возникшем между матерью и взрослыми дочерьми, и автор письма подчеркивал необходимость освещения этих проблем, обсуждение их обществом: «…обычно наружу выходят недоразумения между мужем и женой… Чтобы водворить мир в семье нередко одному из них приходится обращаться к помощи общественности…» [Алтайская правда, 1987, №50]. На страницах газеты появились комментарии психологов, периодически печаталась рубрика «Социологи и психологи помогают сохранить семью» [Алтайская правда, 1987, №122], приводились примеры воспитания детей в счастливых семьях.

    Много статей было посвящено устранению отцов от воспитательного процесса, неучастию их в семейных делах и проблемах школы. Цитату Макаренко: «Нельзя отделять семейные дела от дел общественных. Дети должны знать что вы – общественный деятель, гордиться вами, вашими заслугами» – привел учитель, который провел в своих классах опрос среди отцов: «Из 120 отцов лишь пять ответили, что отношения с сыном складываются на доверительной основе» [Алтайская правда, 1987, №20]. В воспитании детей отцу не должна отводиться пассивная роль. Интересы матери и отца направлены на общую цель: вырастить детей физически и нравственно здоровыми. «Но они достигают этой цели разными способами. Если старания матери прежде всего сосредоточены на сохранении здоровья и сил своего ребенка, то старания отца направлены на то, чтобы научить своего ребенка тратить их на общую пользу. Как правило, именно он прививает детям навыки, требующие волевых усилий, воспитывают в них чувство долга и ответственности за порученное дело» [10, с. 208]. На этом примере мы видим яркое проявление патриархатного стереотипа, связанного с теорией «двух сфер», согласно которой общественная жизнь принадлежала мужчине, а женщине – частная. В советском обществе этот стереотип имел большое влияние, несмотря на провозглашенное государством равенство мужчин и женщин.

    Краевая газета много внимания уделяла проблемам семьи, пытаясь подсказать возможные варианты решения проблем, предостеречь от ошибок, и то, что «Алтайская правда» тесно сотрудничала с педагогами, придавало ее материалам дополнительную ценность.

    Государство брало на себя заботу о поддержании здоровья и морального единства семьи. В рубрике «Землячка» активно обсуждалась тема пьянства и связанных с ним последствий для общества. Впервые обсуждается проблема женского пьянства. Статья «Дома – беда» – это интервью с отчаявшимся мужем. Пьющая мать семейства – опасное явление, ибо, забывая о сыновьях ради выпивки, она не сможет вырастить достойных членов общества. В пьянстве жены он обвинил общество, не уделявшее должное внимание: «К жене было неоправданно снисходительное отношение. Все на нашем предприятии знали, что Мария Ивановна давно потеряла и материнское и женское достоинство, но почему-то только спустя продолжительный срок ее заставили лечиться.

    В прошлом году написал заявление в завком профсоюза по поводу пьянства жены, заявление передали в товарищеский суд. На суде жена признала, что ведет себя неправильно в быту и дала подписку больше не пить» [Алтайская правда, 1980, №251]. Приведенная цитата иллюстрирует, какую большую роль играл коллектив и государство в частной жизни людей.

    В 1987 г. акценты ответственности смещаются. В статье «Укор прекрасному полу» женское винопитие объяснялось результатом дурно понятой эмансипации, притуплением женственности и отсутствием материнской ответственности [Алтайская правда, 1987, №221]. В пьянстве молодых теперь обвиняют только семью, а не двор или школу, как это было раньше.

    Второй базовый гендерный контракт – антилегитимный. Он регулировал гендерные роли, которые при советском режиме подавлялись и носили околокриминальный характер, – проституция, гомосексуальные отношения между гражданами. Существование этих явлений властью официально не признавалось. К концу 80-х – началу 90-х гг. эти явления становятся достоянием общества. В газете «Алтайская правда» таких материалов нет.

    Третий базовый гендерный контракт – теневой контракт. Это дискурс, в котором присутствовали явления не запретные, но и официально не признаваемые, к примеру, сексуальные отношения, аборты (их запретили в 1936 г. и разрешили в 1961 г.), контрацептивы, измены и т.д.

    Из вышеназванных тем в 1980 г. поднималась только тема женского курения и сквернословия [Алтайская правда, 1980, №200, 226, 123]. В стране, где существовала позиция равноправия мужчины и женщины, которое приветствовалось в профессиональной сфере, некоторые женщины отстаивали право на равноправие во всем: курении, пьянстве и т.д. В статье «Девичий перекур» курящие женщины категорически отстаивали свое право на это, но признавались, что не решаются курить в присутствии детей или собственного мужа. Отмечается также то, что многим читателям при взгляде на современную женщину 80-х гг. «стало бросаться в глаза сходство мужчины и женщины – они носят джинсы, курят, матерятся, сквернословят» [Алтайская правда, 1980, №226].

    К материалам теневого контракта можно отнести тему детской преступности. Но в них подчеркивалось, что детскую преступность стимулирует не сама по себе занятость матери (иначе такая позиция противоречила легитимному контракту), а домашние условия, недостатки в воспитании. В материале «День как день» рассказ о трудовых буднях инспектора по делам несовершеннолетних. Поражает фраза: «Настал радостный для матери день: сына снимают с учета» [Алтайская правда, 1980, №173].

    В 1987 г. таким темам уделялось гораздо больше внимания. В №139 в статье «Конфликт в общежитии» рассказывалось о пьющих молодых матерях-одиночках, не имеющих материальных средств и моральных установок для ведения правильной жизни. Также эти темы затрагивались в письмах читательниц [Алтайская правда, 1980, №91, 234, 187 и т.д.].

    Существованием этих контрактов объясняется наличие гендерных стереотипов в освещении образа женщины средствами массовой информации.



    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта