Главная страница
Навигация по странице:

  • Классификация Б.О. Кормана

  • Степень скрытости автора в тексте: -3 лицо

  • В современной классификации эти 2 формы объединяют и говорят о лирическом повествователе.

  • Лирический герой - монологическая форма авторского выражения в тексте.

  • 5. Поэтический мир - субъективность автора выражается в мире или в изображаемом. 6. Межличностный субъект - форма реализует разные точки зрения на мир.

  • Художественный образ

  • введение в литературоведение, некоторые ответы, Юхнова. Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины


    Скачать 0.61 Mb.
    Название Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины
    Дата12.03.2023
    Размер0.61 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлавведение в литературоведение, некоторые ответы, Юхнова.doc
    ТипЛитература
    #982288
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    1. Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.


    Литературоведение как наука возникло в начале 19 века. Конечно, еще со времен античности существовали литературные труды. Аристотель был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Ему же принадлежит теория катарсиса и мимесиса. Платон создал иторию об идеях (идея → материальный мир → искусство).

    В 17 веке Н. Буало создал свой трактат «Поэтическое искусство», опираясь на более раннее творение Горация. В нем обособляются знания о литературе, но это еще не была наука.

    В 18 веке немецкие ученые пытались создать просветительские трактаты (Лессинг«Лаокоон. О границах живописи и поэзии», Гербер «Критические леса»).

    В начале 19 века в идеологии, философии, искусстве начинается эпоха господства романтизма. В это время свою теорию создали братья Гримм.

    Литература – вид искусства, она создает эстетические ценности, и поэтому изучается с точки зрения разных наук.

    Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм. Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира – письменная и устная.

    Современное литературоведение состоит из:

    • теории литературы

    • истории литературы

    литературной критики

    Теория литературы изучает общие закономерности литературного процесса, литературу как форму общественного сознания, литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений автора, произведения и читателя. Вырабатывает общие понятия и термины.

    Теория литературы взаимодействует с другими литературоведческими дисциплинами, а также историей, философией, эстетикой, социологией, лингвистикой.

    Поэтика – изучает состав и строение литературного произведения.

    Теория литературного процесса – изучает закономерности развития родов и жанров.

    Литературная эстетика – изучает литературу как вид искусства.

    История литературы изучает развитие литературы. Делится по времени, по направлениям, по месту.

    Литературная критика занимается оценкой и анализом литературных произведений. Критики оценивают произведение с точки зрения эстетической ценности.

    С точки зрения социологии структура общества всегда отражается в произведениях, особенно древних, поэтому она также занимается изучением литературы.

    Вспомогательные литературоведческие дисциплины:

    1. текстология – изучает текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии

    2. палеография – изучение древних носителей текста, только рукописи

    3. библиография – вспомогательная дисциплина любой науки, научная литература по тому или иному предмету

    4. библиотековедение – наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы, сводные каталоги.


    2. Поэтика – система художественных средств и приемов, использованных для создания художественного мира в отдельном произведении или в творчестве писателя. Учение о законах и принципах создания литературного произведения. П. — “наука о системе средств выражения в лит. произведениях В расширенном смысле слова П. совпадает с теорией литературы, в суженном — с одной из областей теоретич. П. Как область теории лит-ры, П. изучает специфику лит. родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследует законы внутренней связи и соотношения различных уровней худож. целого.П. - наука о худож. использовании средств языка. Словесный (т.е. языковой) текст произв. является единств. материальной формой существования его содержания. Целью П. является выделение и систематизация элементов текста, участвующих в формировании эстетич. впечатления от произв.Обычно различаются П. о б щ а я (теоретическая или систематическая — “макропоэтика”), частная (или собственно описательная — “микропоэтика”) и историческая.

    Общая П. делится на три области, изучающие соответственно звуковое, словесное и образное строение текста; цель общей П. — составить полный систематизир. репертуар приемов (эстетически действенных элементов), охватывающих все эти три области. Частная П. занимается описанием лит. произв. во всех перечисл. выше аспектах, что позволяет создать “модель” — индивидуальную систему эстетич. действенных свойств произведения.

    И с т о р и ч е с к а я поэтика

    Если общая описательная поэтика охватывает большое количество произ-

    ведений, принадлежащих разным авторам и разным эпохам, она должна учиты-

    вать факт исторической изменяемости отдельных свойств литературных текстов,

    факт неравномерной их активности (значимости) в определенные эпохи и факт

    отмирания одних свойств и появления других и вырабатывать в связи с этим до-

    полнительные методы исследования и дополнительные категории описания. По-

    этика, ориентированная на историчность свойств литературы и на историю этих
    свойств, историю, понимаемую не только как появление и исчезновение, но и

    как трансформацию свойств, — такая поэтика оформилась в европейском лите-

    ратуроведении как относительно самостоятельная разновидность — как поэтика

    историческая . «Историческая поэтика изучает развитие как отдельных

    художественных приемов (эпитеты, метафоры, рифмы и т. д.) и категорий (ху-

    дожественное время, пространство, основные противопоставления признаков),

    так и целых систем таких приемов и категорий, свойственных той или иной эпо-

    хе».

    Н о р м а т и в н а я поэтика

    Самый ранний, сложившийся еще в античную эпоху, тип европейской поэтики носит нормативный характер. В истории литературоведения обычно он определяется как «классическая поэтика» (Аристотель, Гораций), а его более поздняя разновидность — как поэтика классицизма (Буало). Поэтика Аристотеля. Отметим в них два интересных аспекта. С одной стороны, речь пойдет о свойствах и закономерностях

    художественного творчества (понимаемого и как процесс, и как его результаты — произведения) вообще.Этот аспект хорошо нам знаком как предмет совре-менных теорий литературы и поэтик. С другой же — о том, как сочинять худо-жественный текст и как добиться желаемого результата. В современных теориях литературы и поэтиках этот аспект отсутствует. Сегодняшние поэтики адресо-

    ваны в основном читателю литературы, а не писателям. Они учат понимать и интерпретировать художественный текст, но тем, как его сочинять , не ин-тересуются. По этой именно причине поэтики, в которых присутствует второй из отмеченных аспектов — адресованность писателю, получили определение нормативных . Особое распространение нормативные поэтики получили в эпоху класси-цизма, но не всегда они имели вид учебников (трактатов). У нормативных поэтик есть и еще одно, менее заметное, свойство. Нередко они использовались для оценк и появляющихся произведений, причем особо осуждались всякие отклонени я от их предписаний.



    3 Литература как вид искусства, ее специфика и функции:

    Древние выделили пять видов искусств, в основе классификации лежит материальный носитель. Музыка - искусство звуков, живопись - красок, скульптура - камень, архитектура - пластические формы, литература - слово.

    Однако, уже Лесин в статье "Лаокоон или о границах живописи" выдал первую научную классификацию: деление на пространственные и временные искусства.

    С точки зрения Лесина, литература - временное искусство.

    Так же вычленяют экспрессивное и изобразительное искусство (знаковый принцип). Экспрессивное выражает эмоции, передает настроение, изобразительное - воплощает идею.

    -Экспрессивное искусство - это музыка, архитектура, абстрактная живопись, лирика.

    -Изобразительное - живопись, скульптура, драма и эпос.

    Согласно этой классификаии, литература является экспрессивно-выразительным искусством.

    После возникновения сложных искусств (театр, кино), представляющих собой симбиоз, синкретические искусства, начиают выделять простые и сложные искусства.

    Таким образом литература - простое.

    Классифицируя искусства по количеству функций (на монофункциональные - выполняющие эстетическую функцию и бифункциональные - выполняющие эстетическую и прагматическую функции), литературу относят к монофункциональным.

    В итоге литература является временным, экспрессивно-изобразительным, простым и монофункциональным искусством.

    Функции литературыры:

    -преобразующая

    -воспитательная

    -социально-эстетическая (воздействие на общество)

    -позновательная

    -языкотворческая .



    4 Формы авторского присутствия в лирике. Классификация Б.О. Кормана:

    В лирике авторское присутствие выражено ярче всего.

    Классификация Б.О. Кормана:

    1. Собственно автор - близок к повествователю в эпосе, это проявляется в тех произведениях, где предметом изображения являются предметы мира. Мир в лирике всегда психологизирован (развернут внутренний мир героя).

    Степень скрытости автора в тексте:

    -3 лицо

    -1 лицо (мн.ч.). "Мы" - обобщенный носитель сознания. В таких текстах форма - наблюдение или размышление.

    2. Автор-повествователь - проявляется в тех текстах, где говорится о судьбе человека.

    В современной классификации эти 2 формы объединяют и говорят о лирическом повествователе.

    3. Лирический герой - субъект речи, через которого выражаются биографические и эмоционально-психологические черты автора.

    Лирический герой - монологическая форма авторского выражения в тексте.

    4. Ролевой герой - опосредованное выражение автора в тексте черех социокультурный тип прошлого или настоящего. Ролевой герой - диалогическая форма.

    5. Поэтический мир - субъективность автора выражается в мире или в изображаемом.

    6. Межличностный субъект - форма реализует разные точки зрения на мир..

    5. Художественное время и пространство.Понятие хронотопа Понятие о пространственно-временной организации. Виды художественного времени и пространства. Понятие о хронотопе (М.М. Бахтин). Функции. Виды хронотопов:
    Пространственно-временная организация литературного произведения - хронотоп.

    Под хронотопом М.М. Бахтин понимает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений».

    В литературных произведениях отдельно выделяют образы времени и пространства:

    Время:

    -суточное

    -календарное

    -биографическое

    -историческое

    -космическое
    Пространство:

    -замкнутое

    -открытое
    -близкое

    -удаленное
    -пустое

    -детализированное (предметно насыщенное)
    -реально видимое

    -представляемое

    -земное

    -космическое
    Кроме этого, и время и пространство выделяют конкретное и абстрактное. Если абстрактно время, то абстрактно и пространство, и наоборот.
    По Бахтину хронотоп - в первую очередь принадлежность романа. Он имеет сюжетное значение. Хронотоп - структурная опора жанра.
    Виды частных хронотопов по Бахтину:

    -хронотоп дороги - строится на мотиве случайной встречи. Появление этого мотива в тексте может стать причиной завязки. Открытое пространство.

    -хронотоп частного салона - неслучайная встреча. Закрытое пространство.

    -хронотоп замка (в русской литературе его нет). Доминирование исторического, родового прошлого. Ограниченное пространство.

    -хронотоп усадьбы (не Бахтин) - концентрическое, непринципиально замкнутое пространство.

    -хронотоп провинциального городка - бессобытийное время, пространство замкнутое, самодостаточное, живущее своей жизнью. Время циклическое, но не сокральное.

    -хронотип порога (кризисного сознания, перелома). Нет биографии как таковой, только мгновения.
    Крупный хронотоп:

    -Фольклорный (идиллический). Основывается на законе инверсии.
    Тенденции современного хронотопа:

    -мифологизация и символизация

    -удвоение

    -обращение к памяти персонажа

    -усиление значения монтажа

    -время само становится героем повествования

    -время и пространство - неотъемлимые координаты мира.
    Функции:

    -Хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности

    -Организует пространство произведения, водит в него читателей

    -Может соотносить разное пространство и время

    -Может выстраивать цепочку ассоциаций в сознании читателя и на этой основе связывать произведения с представлением о мире и расширять эти представления.

    .

    6. Форма и содержание. Проблема Ф. и С. принадлежит к числу ведущих вопросов в истории эстетических учений, борьбы материализма и идеалилизма, борьбы реалистического и идеалистического направлений в искусстве. Проблема Ф. и С. органически связана с основным вопросом эстетики — вопросом об отношении художественного творчества или, шире говоря, художественного сознания к объективной реальности.

    Эстетика Гегеля [1770—1831], построенная на основе его идеалистической диалектики, проблему Ф. и С. ставит в фокусе своего внимания. В противоположность формализму Канта Гегель учит об искусстве как о содержательной форме, а именно как об одной из форм проявления абсолютного духа (наряду с религией и философией). Содержание искусства, по Гегелю, немыслимо в отрыве от его формы, и наоборот: форма (явление, выражение, выявление) неотделима от всего богатства содержания абсолютного духа, к-рый в искусстве получает свое чувственно-созерцательное оформление. Противоположности Ф. и С., внешнего и внутреннего в искусстве взаимопроникают друг друга, поэтому отношение между ними Гегель называет существенным. Абсолютная идея реализуется как прекрасное именно благодаря диалектическому взаимопроникновению категорий Ф. и С. В диалектике прекрасного Гегель устанавливает три ступени: прекрасное вообще, прекрасное в природе и прекрасное в искусстве; гармоническое совершенство как единство Ф. и С., по Гегелю, возможно лишь на ступени красоты в искусстве, красота же в природе играет роль лишь подготовки к высшей ступени. В истории искусства Гегель различает три друг друга сменяющие ступени, на каждой из которых по-разному обнаруживается взаимоотношение Ф. и С. Символическое искусство еще не достигает единства Ф. и С.: здесь форма еще остается внешней по отношению к содержанию. Классическое искусство отличается единством формы и содержания, гармоническим их взаимопроникновением. Романтическое искусство обнаруживает перевес содержания над формой. Подробно рассматривает Гегель взаимоотношение между Ф. и С. в различных видах искусства. При этом виды искусства у Гегеля отвечают фазам развития: архитектура — символической, скульптура — классической, живопись, музыка и поэзия — романтической. Субъективность музыки преодолевается, по Гегелю, в поэзии, к-рая стоит на вершине искусства именно потому, что наиболее совершенно выражает в (словесной) форме духовную сущность как свое содержание.


    Вопрос № 7. Образность ― главное фундаментальное свойство. Образ ― живая картина, которую мы должны воспринимать через органы чувств (чувственное, а не интеллектуальное

    восприятие). Образ создается в лит-ре благодаря слову, поэтому слово ― образный материал лит-ры.

    Своими средствами (словом) лит-ра передает и др. искусства. Поэтому лит-ра занимает центральное положение среди др. искусств.

    Образ всегда конкретен, детален, индивидуализирован, но все же он есть некоторое обобщение. Образ всегда отражает какую-то часть реальности.

    Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности. Образом также называется любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Литературный тип — (тип героя) — совокупность персонажей, близких по своему социальному положению илироду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей. Литературные типы являются отражением тенденций духовного развития общества, мировоззрения, философских, нравственных и эстетических взглядов самих писателей. Характер — повторяющиеся, устойчивые внутренние свойства человека: мировоззрение, нравственные принципы, жизненные ценности, привычки — все, что позволяет охарактеризовать его как личность. Характеры людей проявляются в их поступках и поведении, в отношениях с другими людьми. Характер и тип.Это то, что связано с жизнью

    человека.Тип в первую очередь выражает родовое массовиное начало. В характере акцент наоборот направлен на индивидуальности. Тип выражает одно качество или свойство, он психологически одноструен. Характер диалектичен, противоречив, психологически сложен, многогранен. Тип всегда статичен, лишен подвижности не изменяется. Характер динамичен, он изменяется. Характер способен к саморазвитию. Например, Татьяна Ларина и Анна Каренина, которые ведут себя совсем не по задумке автора. Тип существует вне времени. Характер же рассматривается на фоне исторической эпохи, они вместе взаимодействуют.Но в характере всегда заключен типический представитель. Типический и типичный – разные вещи. В характере есть ядро, характеризующее эпоху, поколение. Пример: «Отцы и дети» - Базаров и Павел Петрович. Поэтому очень часто книги быстро становятся неактуальными.

    В сказках и фольклоре обычно используются типы. Иногда, правда, бывает перерождение героя. Но это еще не характер. Часто герои – носители одного какого-то качества. В пьесах поэтому часто встречаются говорящие фамилии. На носителях одного качества строится классицизм, например, Фонвизин. Для реализма всегда важно понять причины – там почти всегда характеры. Исключение – Мертвые души, где в героях какая-то одна в принципе неплохая черта доведена до абсурда.К условным образам относят: гиперболическую идеализацию, гротеск, аллегорию и символ. Гиперболическая идеализация встречается в былинах, где сочетается реальное и фантастическое, нет реалистических мотивировок поступков. Форма гротеска: смещение пропорций – Невский проспект, нарушение масштаба, неживое вытесняет живое. Гротеск часто используется для сатиры или обозначения трагических начал. Гротеск – символ дисгармонии. Для гротескового стиля характерно обилие алогизмов, совмещение разных голосов. Аллегория и символ – два плана: изображаемое и подразумеваемое. Аллегория однозначна – есть указания и расшифровка. Символ – многозначен, неисчерпаем. В символе равно важно и изображаемое, и подразумеваемое. В символе нет указаний

    Типы образности: Аллегория – тип образности, основой которого является иносказание: запечатление умозрительной идеи в предметном образе. В роли аллегории могут выступать как отвлеченные понятия (добродетель, совесть, истина и др.), так и типичные явления, характеры, мифологические персонажи, даже отдельные лица. Символ – универсальная эстетическая категория. Символ – образ, наделенный органичностью и неисчерпаемой многозначностью, образ, который выходит за собственные пределы, указывает на присутствие некоего смысла, нераздельно с ним слитого, но ему не тождественного. Символу свойственны смысловая глубина, смысловая перспектива.Гротеск – тип художественной образности, основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. Гротеск создает особый гротескный мир – мир аномальный, неестественный, странный, алогичный.


    8. Картина изображенного мира, образ героя произведения литературы в неповторимой индивидуальности складывается из отдельных художественных деталей. Художественная деталь – это изобразительная или выразительная художественная подробность: элемент пейзажа, портрета, речи, психологизма, сюжета.

    Будучи элементом художественного целого, деталь сама по себе является мельчайшим образом, микрообразом. В то же время  деталь практически всегда составляет часть более крупного образа. Индивидуальная деталь, закрепляясь за персонажем, может становиться его постоянным признаком, знаком, по которому опознается данный персонаж; таковы, например, блестящие плечи Элен, лучистые глаза княжны Марьи в «Войне и мире», халат Обломова «из настоящей персидской материи», глаза Печорина, которые «не смеялись, когда он смеялся»…

    9 Жизнеподобие - "прямое", непосредственное отображение реальности: создание иллюзии полного сходства (тождества) жизни и ее художественного отражения. Условность художественная - неотъемлемая черта любого произведения, связанная с природой самого искусства и состоящая в том, что созданные художником образы воспринимаются как нетождественные действительности, как нечто созданное творческой волей автора. Любое искусство условно воспроизводит жизнь, но мера этой У. х. может быть различной. В зависимости от соотношения правдоподобия и художественного вымысла различают первичную и вторичную У. х.. Для первичной У. х. характерна большая степень правдоподобия, когда вымышленность изображаемого не декларируется и не акцентируется автором. Вторичная У. х. - это демонстративное нарушение художником правдоподобия в изображении предметов или явлений, сознательное обращение к фантастике, использование гротеска, символов и др., для того чтобы придать тем или иным жизненным явлениям особую остроту и выпуклость.
    Условность ― нетождественность мира худ. произведения миру реальному.

    Существует первичная условность и вторичная условность (акцентированная). Вторичная условность ― полная оторванность от реальности. Ее крайние формы ― гротеск и фантастика. Существует и промежуточная условность (переход к гротеску и т.д.): сон Раскольникова о том, как появляется смеющаяся над ним старуха.

    Чем больше автор привносит своей выдумки, тем выше степень условности. Литература как феномен возникает тогда, когда условность осознается автором, когда, например, он перестает верить в мифологические существа, понимает, что это вымысел, условность. Пока же он верит в то, что придумал, это миф (осмысление мира, законы, по которым живет человек). Как только возникает необходимость связать это с чувственным познанием, эстетикой, возникает лит-ра.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта