1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы
Скачать 249.22 Kb.
|
1.Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы.МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.Предмет – отношения в системе мир-человек. Структуру мировоззрения составляют: 1)знания, ставшие убеждениями; 2) этические взгляды и оценки; 3) эстетические взгляды и оценки; 4. идеалы; 5. вера Функции мировоззрения: Методологическая - выражается в накоплении, систематизации, выработке разнообразных методов познания природы, общества и самого человека; гносеологическая - осмысление природы познания и его возможностей, истинности знания; аксиологическая - заключается в ценностном восприятии мира и самого себя; социальная - способствует формированию целостного взгляда на процессы, происходящие в обществе, на место человека в обществе; идеологическая – строится на диалектической взаимосвязи традиций и инноваций; интеграционная - заключается в интеграции представлений, верований, убеждений личности, а также путей и средств достижения выбранных жизненных целей, воспитательная - способствует социализации личности, ее воспитанию и самовоспитанию. Формы мировоззрения: - повседневность – состоит в опоре на собственные знания и знания родителей - мифология – человек не выделяет себя из мира природы, в основе лежит не познавательная функция, а практическая, главной идеей которой является подчинение жизни индивида интересам общности - религия – заключается в построении картины мира на базе веры в существование сверхъестественной силы, существованием которой объясняется все происходящее в мире - искусство – заключается в пропускании реальности через собственную душу и построении целостных художественных образоа - наука – ориентирована на достижение истинного знания, строит модель реальности, которая максимально соответствует истине - философия - содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в базе иных наук, но в то же время является во многом субъективным, поскольку несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов Исторические типы мировоззрения: - мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств); - религиозное мировоззрение: психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание ‑ источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога; - философское мировоззрение: осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, опора на разум. 2. Философия как особый тип мировоззрения. Его специфика.Философия - особая форма познания мира, форма общественного сознания, форма духовной деятельности, вырабатывающая систему теоретических знаний о наиболее общих принципах бытия, познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру и его месте в этом мире. Философия зарождается из потребности рационального понимания мира, как первая попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные между собой определенными логическими законами. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к их разрешению. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира и другие, а также весь объем позитивного (положительного, полезного) знания, которое на протяжении тысячелетий накапливало человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума, а не веры или вымысла. Появление философии - это появление вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся разнообразных форм практики, культуры. Философы подвергают этот многообразный материал рефлексии и тем самым осмысливают всеобщее. Цель философского поиска-через частное и общее обнаружить всеобщее. Это равнозначно тому, что философия выходит за рамки всего конечного и начинает размышлять о бесконечном. Такое мышление, так как оно находится по ту сторону конечных вещей и частных законов, являющихся предметами практического опыта и науки. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Сущность философии - в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир - человек». Философия как особая форма мировоззрения дает миру оценку всех существующих знаний, представляя картину мира как целостную систему со взаимосвязанными параметрами. Рассматривая типы и формы мировоззрения, философия - самая наивысшая ступень, наделенная логическим мышлением, теоретическим фундаментом и систематизированным блоком знаний. Философское учение осуществляется на основе сравнения и плавания из одной области в другую, в поисках правильного решения. Формирует задачи и ценности. Философские категории нечеткие и не имеют границ, позволяя любым идеям существовать. Помогает науке в поисках правильных решений, когда привычный алгоритм не срабатывает. Специфика философии состоит в том, что она: -является предельно абстрактным, обобщенным знанием; -изучает свои объекты в целом (проблема человека, бытия и т.п.); -выступает как теоретическое мировоззрение со своим особым понятийно-категориальным аппаратом; -ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление; -выступает методологической основой всех других наук; -является совокупностью объективированного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени; -имеет функцию целеполагания и поиска смысла жизни; -изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; -самокритичность и рефлексивность; -неисчерпаема по своей сути, имеет неразрешимые, «извечные» проблемы |