Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные черты и особенности культуры постмодернизма.

  • 2.скептическое отстранение от установки на преобразование мира. 3.отказ от попыток систематизации мира

  • 4. в основе мировоззрения постмодернизма лежат принципы

  • 5.новое отношение к прошлому, к истории

  • Постмодернизм в современном искусстве

  • Причины появления постмодернизма в современном искусстве

  • Черты постмодерна в современном искусстве

  • Инсталляции и перфоманс

  • Музыка в постмодернизме

  • 2. ТЕКСТ И ПРОИЗВЕДЕНИЕ В ПОСТМОДЕРНИЗМЕ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

  • 2. «Гибридно-цитатное мышление»

  • 3. Подзаголовки постмодернистских текстов часто указывают на разновидность жанра, напр., «примечания к примечаниям».

  • 4. Пародирование типовых моделей культуры, напр., рекламы, детективных или женских «розовых» романов, комиксов и др.

  • 5. Постмодернистский текст является принципиально открытой структурой, разомкнутой «вмещающей формой».

  • 6. «Автор = герой = читатель»

  • 7. Фрагментарность и принцип монтажа.

  • 3. ТЕОРИИ СИМУЛЯКРОВ И «СМЕРТИ АВТОРА».

  • постмодернизм. 1. постмодернизм как направление современной культуры. Постмодернизм


    Скачать 0.65 Mb.
    Название1. постмодернизм как направление современной культуры. Постмодернизм
    Анкорпостмодернизм
    Дата20.06.2022
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаLilya.docx
    ТипЗадача
    #606552
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    1. ПОСТМОДЕРНИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

    Постмодернизм — совокупное обозначение наметившихся в последние 25-30 лет тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада. Постмодернизм (или «постмодерн») буквально означает то, что после «модерна», или современности.

    Однако понятие «современность» не имеет сколько-нибудь строгого общепризнанного определения. Исток «современности» усматривают то в рационализме Нового времени, то в Просвещении с его верой в прогресс и опорой на научное знание, то в литературных экспериментах второй половины XIX в., то в авангарде 10—20-х гг. XX в.— соответственно ведется и отсчет «постсовременности».

    Задача усложняется тем, что термином Postmodern обозначаются две различные тенденции нынешней культуры. Чтобы их не спутать, приходится воспользоваться двумя возможностями русского перевода — «постмодернизм» и «постсовременность».

    Статус понятия постмодернизм получает в 80-е гг.— прежде всего, благодаря работам Лиотара, распространившего дискуссию о постмодернизме на область философии.

    Итак: Постмодерн представляет собой эпоху в развитии человечества, для которой характерно качественное увеличение неопределенности весьма многих социальных реалий. Становятся очевидными проявления, связанные со случайностью, многовариантностью и альтернативностью. В современной научной и публицистической литературе часто можно встретить термин постмодернизм, которым обозначают ситуацию в культуре эпохи постмодерна. В системе социального знания эти термины используются для анализа перемен в общественной жизни конца XX в.

    Основные черты и особенности культуры постмодернизма.

    1. отрицается возможность объективности. Гегель когда-то провозгласил: истина - это целое. Для постмодернистов истина плюралистична. В классической парадигме культура была отражением смысла как первоосновы (культура была совокупностью знаков, смыслов, существовала в семиотической плоскости). Постмодернизм же характеризуется субъективностью смысла (потому и осуществляется выход из лингвистической или семиотической плоскости в плоскость «событийности» и «телесности»). Культура становится плюралистичной, раздробленной, субьективной.

    2.скептическое отстранение от установки на преобразование мира.

    3.отказ от попыток систематизации мира: он не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какие теоретические схемы, + событие всегда опережает теорию (Бодрийар).

    4. в основе мировоззрения постмодернизма лежат принципы космизма, экологизма, феминизма, постгуманизма, новой сексуальности как ответы на новые проблемы нового мира.

    5.новое отношение к прошлому, к истории. Современность это предпосылка постствременности. Идея постсовременности приводит к идее «конца истории». Все что было, вело к настоящему моменту. Он достигнут, более ничего не нужно.

    Постмодернизм в современном искусстве:

    Появился: 70е годы 20в вместе с новыми веяниями в архитектуре. (Здесь сочетаются элементы самых различных архитектурных стилей и эпох).

    Причины появления постмодернизма в современном искусстве:

    - Постмодернизм есть реакция на изменение места культуры в обществе.

    - Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результат нарушения «чистоты» такого феномена, как искусство. Это происходит по нескольким причинам:

    - Массификация и стандартизация культуры. Искусство это то, что имеет в себе созидательное, творческое начало, однако, индустриальное общество делает созидание механическим процессом. Человеку больше не нужно новое, ему нужно практичное и дешевое, универсальное, а не исключительное.

    - Постиндустриальное общество же сделало новаторство невозможным т.к. легко распространяется информация, и результаты творчества одного человека перестают быть, его личным достоянием (возможно бесконечное копирование). Здесь существование искусства в его прежних (классических или модернистских) формах оказывается под вопросом.

    - Другой стороной изменения статуса искусства является то, что сегодняшний художник никогда не имеет дело с «чистым» материалом – последний всегда тем или иным образом культурно освоен. Его «произведение» никогда не является первичным, существуя лишь как сеть аллюзий на другие произведения, а значит, как совокупность цитат. Все что мог придумать один человек за одну ночь, уже придумано.

    Постмодернизм сознательно переориентирует эстетическую активность с «творчества» на цитирование, с создания «оригинальных произведений» на коллаж.

    Черты постмодерна в современном искусстве:

    - Противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда (который стремиться создать новое). Постмодернизм в отличие от него, напротив берет существующие формы.

    - Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства.

    - Парадоксальная смесь стилей.

    - Маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала». Беря из всех стилей эпох и мировоззрений разрозненные элементы, смешивая их и помещая в иной контекст, искусство постмодернизма, перестает принадлежать определенной культуре и становится маргинальным.

    - Ирония. Не принадлежа ни к одной из традиций, постмодернизм смотрит иронично на все.

    - Игра - основополагающий признак постмодернизма. Любая работа, будь то картина или перфоманс подразумевает непосредственное участие зрителя в ней. (Например, стоит человек и с ним можно делать, что угодно или в театре зрителя тоже вовлекают в постановку). Это есть и в литературе. Иногда игра с читателем заключается в том, что сам писатель неожиданно появляется в книге. Так даже в детской в книге «приключения Лисенка», главный герой знакомится со своим автором, что конечно, является нарушением устоявшихся «правил» литературы. В кино или театре такой прием тоже крайне популярен, для него существует термин «камео» (Режиссер появляется в кино, актер играет сам себя).

    - Плюрализм восприятия. Классический случай: картина Рене Магрита с изображением курительной трубки и подписью Это не трубка иллюстрирует расхождение зрительного и словесного ряда и призываетне верить или изображению, или подписи.

    Все это передает напряженный, противоречивый дух культуры постмодернизма, ее апокалиптические настроения, пафос веселого разрушения, эпатажный характер, ироничность.

    Инсталляции и перфоманс: (инсталляции (пространственные композиции) - когда зрители ничего не делают, перфоманс – это действие; тени на стене – инсталляция, рыбка в блендере это перфоманс). Эти два вида искусства характерны преимущественно для постмодернизма (но! Чуть-чуть инсталляции были и в модерне).

    Музыка в постмодернизме: джаз, импровизация, минимализм. + Все виды музыки для самоидентификации, то, что есть сейчас: рок, панк, реп и т.д. Музыка эпохи модерна рассматривалась как способ выражения. В эпоху постмодерна музыка скорее является зрелищем, продуктом массового потребления и индикатором групповой идентификации.

    Кино в постмодернизме. Популярно камео, кино похоже на коллаж т.е. набор ссылок на другие произведения, людей, события. Кроме того это часто набор разрозненных, на первый взгляд, зарисовок, создающих единый сюжет или передающих единую мысль. Значительная часть современного кино это кино постмодена (в той или иной степени). Самый яркий постмодернист-режиссер К.Тарантино.

    Литература. Характеризуется смешением философской, научной и художественной стилистики в одном произведении. Широко используется «игра с читателем». Так, например, в книге Д.Фаулза «Волхв» писатель проводит над читателем настоящий психологический эксперимент, заставляя алогичными событиями и поворотными моментами в книге, его почувствовать себя потерянным и сбитым с толку, разреженным или разочарованным. Так же как и чувствует себя герой книги, над которым был поставлен жестокий эксперимент. Т.е. в книга о психологическом эксперименте ставит эксперимент над читателями. + то же «камео».

    Театр. Постановки классических произведений под «новым ракурсом», отсылки к современности, искажение догм, смешение стилей и эпох действия (апостол Петр легко может появиться на мотоцикле см. рок-опера «Иисус Христос Супер Звезда»), абсурдизация действия (внезапные крики, смех, плач, не понятные по сюжету), и, конечно «игра» со зрителями т.е. вовлечение зрителя в постановку
    2. ТЕКСТ И ПРОИЗВЕДЕНИЕ В ПОСТМОДЕРНИЗМЕ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

    1. Автор постмодернистского текста сознательно ориентируется на использование в качестве «строительного материала» для своих произведений элементов прошлых культур. Это могут быть аллюзии, откровенный плагиат, явное и скрытое цитирование, причем не всегда с указанием источника цитаты, а также псевдоцитирование (напр., ссылки могут быть ложными). Отсюда неопределенность, культ ошибок, неясностей и пропусков.

    2. «Гибридно-цитатное мышление» — это основная характерная черта, отличающая постмодернизм от других литературных направлений. В постмодернистском тексте различия между «чужим» и «своим» словом стираются, и читатель не всегда может понять, где заканчивается авторская фантазия и начинается «чужой» текст. Не случайно именно в постмодернистскую эпоху в литературоведении появляется понятие «интертекстуальности».

    Позиции: 1) «нет текста, кроме интертекста»; 2) любой текст есть реакция на предшествующий текст.

    3. Подзаголовки постмодернистских текстов часто указывают на разновидность жанра, напр., «примечания к примечаниям». Также создаются тексты на границе различных сфер знания: литературы и философии, науки: литературоведения, психологии, биологии и др., в результате возникают «художественно-нехудожественные» тексты (пересечение различных знаковых систем).

    4. Пародирование типовых моделей культуры, напр., рекламы, детективных или женских «розовых» романов, комиксов и др. В случае с высокой литературой – «деканонизация» – «борьба» с традиционными ценностями.

    5. Постмодернистский текст является принципиально открытой структурой, разомкнутой «вмещающей формой». В тексте также может быть сознательно сымитирована незаконченность – намеренная фрагментация текста.

    6. «Автор = герой = читатель»

    Каждому персонажу автор дает возможность вести свою партию, развивать свою идею, принципиально равноправную с идеями других героев и не исправляемую автором. С читателем автор находится в отношении договора. Помимо прочих причин, чтение рассматривается как одно из возможных (если не единственно возможное) средств общения людей в реальном хаотичном мире. Постмодернизм рассчитан на преодоление одиночества, т.е. принимает в расчет массового читателя, но, также как в свое время модернизм, вскоре он превратился в элитарную литературу одиночек.

    7. Фрагментарность и принцип монтажа.

    Сюжет в постмодернистском тексте есть, но он построен по особым правилам. Напр., флэшбек – способ построения сюжета, при котором события излагаются не в хронологическом порядке. Напр., не 1-2-3, а 1-6-1-7-3-4-5 В целом в современной культуре рациональное начало преобладает, и, следовательно, появляется сюжет. Аналитичность, логичность – характерные признаки постмодернистского текста.

    8. Игра.

    В постмодернистском тексте интеллектуальное и игровое начало соприсутствуют, причем они неотделимы друг от друга. Это может быть «игра в…», хорошую или плохую литературу. В романе могут быть представлены стилистические упражнения на тему любовного романа или детектива, причем сам текст ни тем, ни другим не является. Читателю нужно быть внимательным. Или в романе могут развиваться псевдонаучные исследования жизни вымышленного лица с подробным цитированием документов и писем.
    3. ТЕОРИИ СИМУЛЯКРОВ И «СМЕРТИ АВТОРА».

    В современное употребление слово «симулякр» ввел Жорж Батай. Также этот термин активно используется такими философами, как Делёз и Бодрийяр. Ранее (начиная с латинских переводов Платона) оно означало просто изображение, картинку, репрезентацию. Например, фотография — симулякр той реальности, что на ней отображена. Не обязательно точное изображение, как на фотографии: картины, рисунки на песке, иконы бога, пересказ реальной истории своими словами — всё это симулякры. Основанием для такой интерпретации понятия «симулякр» отчасти является то обстоятельство, что для Платона уже сам предмет реальности, изображаемый картиной или скульптурой, есть в некотором роде копия по отношению к идее предмета, эйдосу, — а изображение этого предмета представляет собой копию копии и в этом смысле фальшиво, неистинно. Симулякр - одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики и поэтики предстает как знак, лишенный отношения референциальности и как образ образа (знак второго, третьего и последующего уровней по отношению к художественному образу). В XX веке теоретики постмодернистского искусства по-новому взглянули на роль автора в создании художественного произведения. Concepture разбирается, в чем состоит знаменитая концепция «смерти автора», сформулированная французским философом и литературоведом Роланом Бартом. У каждого художественного произведения есть автор, творящий «по образу и подобию своему». Однако разные эпохи по-разному оценивают роль автора в создании произведения искусства, спорят об источниках вдохновения и основных задачах творца. XX век, в противовес предшествующим концепциям авторства, в которых центральное место занимает духовно-биографический опыт художника, выдвинул понимание творческого акта как не имеющего индивидуального характера, не имеющего отношения к личности конкретного автора.

    Эстетика художественных произведений XX столетия и возникшая идея дегуманизации искусства привели к утверждению нового взгляда на фигуру художника, к иному пониманию сущности искусства, писательской ответственности и т. д. В своей работе «Дегуманизация искусства» испанский философ Xосе Ортега-и-Гассет писал:

    «Жизнь – это одно, Поэзия – нечто другое, так теперь думают или по крайней мере чувствуют. Не будем смешивать эти две вещи. Поэт начинается там, где кончается человек. Судьба одного – идти своим «человеческим» путем; миссия другого – создавать несуществующее».

    Логическим завершением подобных размышлений оказалась концепция смерти автора, приписываемая французскому филологу Ролану Барту. Барт определял художественное творчество как языковую игру, которая приносит удовольствие реципиенту. Не более. Великая миссия художника, вдохновленного божественными силами, проникающего посредством творческого акта в запредельное пространство, была сведена к виртуозному жонглированию чужими текстами, к их бесконечному обыгрыванию. Терминологический лексикон теории искусства обогатился такими терминами, как цитатное мышление, интертекст, компиляция, имитация чужого слова и т. д.

    Ролан Барт, провозгласивший смерть автора, основывал свою концепцию на том, что в XX веке писатель перестал быть мерилом нравственности, утратил функции пророка и судьи. По его мнению, на предшествующих этапах развития искусства отношения между автором и произведением выстраивались по типу отец-дитя. Автор полностью владел текстом и всеми средствами укреплял свое присутствие в нем. Бартовская концепция авторства лишала автора такого безраздельного господства, призывала к свержению писателя-отца, навязывающего читателю свою волю.

    Суть концепции смерти автора заключается в идее автономного существования текста, в его независимости от личности автора. По Барту, после рождения текста его автор «умирает», а текст начинает жить своей жизнью в сознании каждого отдельного читателя. То есть в рамках триады автор-текст-читатель главенствующая роль отводится читателю, так как именно благодаря ему текст «оживляется». Причем эта концепция снимает такие вопросы, как «что хотел сказать автор», «в чем главная идея произведения» и т. п., потому что читатель имеет дело с текстом, а не с автором. Отныне читатель волен интерпретировать любое произведение так, как ему заблагорассудится. Смерть автора в концепции Барта вытекает и из самой сущности современного искусства, которое приобретает игровой характер. Писатель не может создать ничего нового, поэтому его деятельность ограничивается компиляцией, пародированием, стилизацией уже написанных ранее текстов. Автор уже не может называться автором, так как он не испытывает «муки творчества», а является скромным составителем книг, комбинирует определенным образом фрагменты различных текстов.

    По этой причине Автора Барт заменяет на Скриптора, то есть на «пишущего», который «несет в себе не страсти, настроения, чувства или впечатления, а только такой необъятный словарь, из которого он черпает свое письмо, не знающее остановки». Можно сказать, что в этом случае язык говорит через писателя, а не писатель выражает свои мысли посредством языка. А потому автора и не существует, есть только читатель, воспринимающий случайно сгенерированный текст.

    Концепция Барта базируется на доведенной до предела активности читателя, который никак не зависит от личности создателя текста. В этом смысле Барт повторяет уже высказанные замечания о роли читателя русского филолога Александра Потебни, который писал, что содержание словесно-художественного произведения «развивается уже не в художнике, а в понимающих. Заслуга художника не в том минимуме содержания, которое ему думалось при создании, а в известной гибкости образа, способного возбуждать самое разнообразное содержание». Но Барт пошел дальше и столкнул автора и читателя, в результате чего читатель «поглотил» автора, свел его роль к функции записывающего устройства. По сути, новая концепция смерти автора – это хорошо забытое старое. В истории литературы уже были периоды, когда тексты носили анонимный характер, а автор был просто живой пишущей машинкой. Например, средневековый писатель занимался тем же, что описывает Барт. Он писал не от своего имени, опираясь на строго установленный канон; создавал «новый» текст методом компиляции. Только смерть средневекового автора имела другие корни, вырастала из определенного типа духовности.

    Концепцию же Барта расценивают как проявление упадка духовности, кризиса культуры. Однако она имеет и множество сторонников, рассматривающих ее как критику всяческого тоталитаризма. С другой стороны, концепция смерти автора лишает искусство такой важной категории, как ответственность. Литература теряет силу слова, когда за произведением стоит не человек, отстаивающий свой взгляд на человека и мир, а безликий и беспринципный производитель, обладающий необходимыми приемами и навыками. Но что бы ни пророчила концепция Барта, присутствие автора в результатах его деятельности начисто стереть очень трудно, если вообще возможно.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта