Главная страница
Навигация по странице:

  • 19. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНСКОЙ ПОЭЗИИ (1-2 АВТОРА ПО ВЫБОРУ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ).

  • Вера Павлова

  • 20. ФУНКЦИИ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ФОРМУЛЬНОСТЬ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  • постмодернизм. 1. постмодернизм как направление современной культуры. Постмодернизм


    Скачать 0.65 Mb.
    Название1. постмодернизм как направление современной культуры. Постмодернизм
    Анкорпостмодернизм
    Дата20.06.2022
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаLilya.docx
    ТипЗадача
    #606552
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    18. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ (НА ПРИМЕРЕ 2-3 АВТОРОВ)

    Нынешнее время переживает расцвет русской поэзии, причем в самых разных городах — в Саратове и Тамбове, Киеве и Днепропетровске, Харькове и Перми, Нью-Йорке и Хельсинки, Екатеринбурге и Берлине, Воронеже и Новосибирске, Липецке и Владивостоке… Осознать в полной мере это можно будет, на мой взгляд, только спустя годы. К сожалению, в настоящий момент не разработаны критерии оценки современного поэтического текста — они откровенно субъективны.

    В настоящий момент мы со всей очевидностью наблюдаем локальные референтные сообщества, которые пропагандируют определенные литературные группы. В литературном цехе подавляющее большинство критиков — поэты, причем, поэты, одаренные, имеющие ярко выраженные пристрастия и зачастую недюжинные организаторские способности, т.е. это люди, формирующие общественное мнение, формирующие его в связи с собственными представлениями о поэзии (что естественно) и в связи с собственной версификационной практикой (что тоже естественно). Однако говорить в таком случае об объективности исследователя, на мой взгляд, не всегда правомочно.

    Важнейшая особенность нынешнего времени — очень высокий уровень поэзии российских регионов и не выведенной в мейнстрим поэзии столичных городов. В настоящее время в нашей стране работают десятки первоклассных поэтов, пишущих силлабо-тонические стихи, и, к сожалению, обделенных вниманием критики и литературоведения, да и просто нечасто встречающихся в исконной «толстожурнальной» печати. Назову только несколько имен — Юрий Асланьян (Пермь), Николай Буторин (Санкт-Петербург), Александр Бугров (Кострома), Андрей Власов (Великие Луки), Владислав Дрожащих (Пермь). Алексе́й Дави́дович Алёхин (род. 13 июня1949, Москва) — русский поэт, критик и эссеист, редактор. В 1994 году основал и бессменно возглавлял первый в истории российской словесности «толстый» поэтический журнал «Арион», на протяжении многих лет остававшийся единственным специализированным поэтическим журналом России. В основе поэзии Алёхина лежит свободный стих, часто подвергаемый дополнительной метризации и насыщенный аллитерациями. Поэзии Алёхина свойственна эффектная метафора. Частые темы Алёхина — путевые впечатления (в широком диапазоне: от русского Севера до Средней Азии), неожиданные моменты экзотичного быта и чужой культуры. Алексей Алехин — один из создателей и ведущих мастеров современного русского свободного стиха. Для его поэтики характерны ориентация на зрительно воспринимаемые словесные образы и внимание к деталям бытия в сочетании с парадоксализмом мышления.

    САД ПОЛОМАННЫХ СТАТУЙ

    гипсовые щиколотки девушки с веслом

    сандалии пионера с горном

    копыто маршальского коня

    бронзовые башмаки вождя

    администрация сожалеет о скоротечности времени

    выгул собак запрещен

    каменные ягодицы мыслителя

    Алексе́й Леони́дович Ре́шетов (3 апреля1937 года — 29 сентября 2002 года) — российский лирический поэт и писатель. Малая березниковская энциклопедия называет его лучшим лирическим поэтом России. Одной из самых ярких книг уральского поэта является его книга «Чаша», потому что сборник формировался в период творческого расцвета поэта (конец восьмидесятых — начало девяностых годов), расцвета эмоционально зрелого человека с определившимся мировоззрением и собственной философией, который, став уже признанным поэтом, остался верен своей далекой от поэзии профессии, формировался наверняка сознательно, ибо к этому времени уже были изданы два сборника. Книга состоит из нескольких циклов, порядковое рас- положение их в книге, на наш взгляд, говорит о многом. Она открывается циклом «Память», посвященным военному и послевоенному детству, что говорит о чрезвычайной важности этой темы для поэта, хотя в начале войны ему исполнилось всего четыре года. Открывается она циклом «Память», посвященным послевоенным годам. Эта тема важна для поэта, «встретившего» войну несмышленышем и в ее тяжелом течении не по годам быстро повзрослевшего, важна потому, что детская память очень цепкая, чувствительная к страданиям, в ней остаются такие мельчайшие детали, которые могли быть пропущены взрослыми как незначительные. Но именно из этих деталей складывается правдивая целостная индивидуальная послевоенная картина мира. Несмотря на то, что слишком юный возраст поэта не позволил ему испытать судьбу солдата, удивительно, что за тыловыми, бытовыми, обычными (а оттого более страшными) мелочами проступает пронзительное чувство вины перед погибшими солдатами:

    Убитым хочется дышать.

    Лежат бойцы в земле глубоко,

    И тяжело им ощущать

    Утрату выдоха и вдоха
    19. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНСКОЙ ПОЭЗИИ (1-2 АВТОРА ПО ВЫБОРУ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ).

    Долгое время женщина в основном была объектом поэзии. Пришла и заговорила своим языком она лишь в XX веке. Тому было несколько причин: феминизм, технический и общественный прогресс и т.п.

    В чём же особенность именно женской поэзии? Здесь можно процитировать Веру Павлову:

    ***

    И долго буду тем любезна,

    Что на краю гудящей бездны

    Я подтыкала одеяло

    И милость к спящим призывала.

    В XX веке было несколько мощных попыток женщин заговорить во весь голос. В начале века - Анна Ахматова, Марина Цветаева, Мария Шкапская. В 40- е годы - военное поколение - Юлия Друнина, Ольга Берггольц. В 60-е годы во времена "оттепели" появились новые, очень яркие имена - Юнна Мориц, Новелла Матвеева, Белла Ахмадулина, Римма Казакова.

    В начале ХХ века «всплеск женской поэзии» был связан с усилением борьбы женщин за равноправие во всех областях жизни, а это и избирательное право, и получение высшего образования и… «свобод-ная любовь». В России с 1900-х годов создавались женские организации «нового типа» для совмест-ного участия в женском движении. В Москве была создана «Лига равноправия женщин», в Петер-бурге «Женская прогрессивная партия». Появляются многочисленные издания: «Женский мир», «Женское богатство», «Женское дело», «Женский вестник» и просто «Женщина» (с бесплатным при-ложением «Женской библиотеки»). Была издана «Женская энциклопедия», печатались антологии и сборники, например «Женская лира» (два издания в 1909 году), «Сборник на помощь учащимся-жен-щинам» - составленный исключительно из произведений женщин-писательниц (М., 1901, 380 стр.), «Новая Ева» и другие.

    Тогда же, в начале ХХ века поистине всеобщий интерес к женскому вопросу «захлестнул общество». Пресса регулярно сообщала о диспутах и докладах «на женскую тему», таких как: «Лики женщин в поэзии и жизни», «Роль женщины в католичестве», «Вершины и бездны женской души». Образ но-вой женщины, «женщины-танго» вошёл в литературу. Изобразить женщину «по особому» делали по-пытку и В. Брюсов, М. Арцыбашев, А. Толстой, А. Каменский, и Ф. Сологуб… Настойчиво звучали призывы самих женщин. Например, поэтесса М. Моравская писала: «Пусть женщина выскажет всё своё интимное. Это важно для женщины, это несёт ей освобождение. Через свои исповедальные стихи женщина перейдёт от женщины к человеку». Эти и подобные слова были услышаны. Появи-лось «огромное количество исповедальных стихов», авторы которых «раскрывали перед читателями сложную гамму женских потаённых чувств, помыслов, желаний».

    Отныне читателям и критикам предстояло «непредвзято и всерьёз» отнестись к тому, что вскоре стало обозначаться термином «женские стихи» (сначала – в кавычках, потом – без них).

    Попытки осмыслить «феномен женской поэзии» появились уже в 1910-е годы. И сделать это пыта-ются сами поэтессы. Так Надежда Львова «видела силу женской поэзии в стихийности и непосред-ственности». По её мнению, эти качества противостояли «рациональному мужскому началу, от из-бытка которого задыхалась поэзия». В статье «Холод утра ( Несколько слов о женской поэзии)», опубликованной в 1914 году в пятом номере альманаха «Жатва» она (Львова) писала: «У мужчин – целый мир. У женщин только любовь. Понятая в большинстве случаев, как боль, как страдание, как «властительный рок» - она заполняет всю женскую душу… И это очень по-женски. И часто находят они какие-то «свои» женские слова, так хорошо отражающие их переживания».

    Вера Павлова – поэт 21 века. Она другая, и поэзия еѐ другая. Если Ахматова научила женщин говорить, то, как пишут о Павловой, она научила женщин быть самими собой. Еѐ строки о любви откровенны, и не всякое стихотворение решишься прочесть вслух. Известность пришла одномоментно, ко-гда в газете «Сегодня» появились сразу 72 ее стихотворения. Это породило слух, что Вера Павлова – не реальное лицо, а литературная мистификация. Однако, это не так.

    Вера Пвлова родилась в Москве в 1963 году. Окончила музыкальный колледж и Академию музыки им. Гнесиных. Работала экскурсоводом в доме-музее Ф. Шаляпина. 10 лет пела в церковном хоре. Стихи начала писать в возрасте 20 лет. И в шутку, и в серьѐз Павлова называет рождение своей поэ-зии «послеродовым шоком». Поэзия Павловой и посвящена главным образом личной и интимной

    жизни современной женщины, рассказывает о ней с редкой прямотой и искренностью. Исключитель-ная честность и откровенность парадоксально сочетается у Павловой с весьма традиционными взгля-дами на семью, брак, любовь, мужчину и женщину.

    Вера Павлова говорит, что форма стиха для неё важнее содержания. Когда она начинает писать, то никогда не знает, чем оно закончится. Но если удалась форма - то для неё стихотворение получилось.

    Стихи Веры Павловой переведены на 22 иностранных языка. Она участвовала в междуна-родных поэтических фестивалях в Англии, Германии, Италии, Франции, Бельгии, Украине... Запи-сала огромное количество дисков со своими стихами и поэзией других авторов. Еѐ произведения ис-полняют на концертных площадках самые популярные молодые актѐры.

    Что такое проституция? Это ведь не женское, а чисто мужское занятие, это болезнь мужчин. Всю жизнь мы что-то ищем, а женщине нужен только один, единственный.

    ***

    Девочке хотелось замуж,

    И она про это пела

    Тонким голосом романсы.

    Девочке хотелось замуж,

    И она капусту ела

    И грустила по мучному.

    Замуж! - девочка вздыхала,

    Долго рифму подбирала

    И заканчивала строчку.

    Девочке хотелось замуж,

    И она за это часто

    Била маленькую дочку.

    Вот про это говорит Вера Павлова! Вот о чём она думает! А о чём думаем мы, мужчины? Да всё о том же! К женщине мы относимся как к объекту!

    В женщине космическое начало заключено. Кто помнит русского философа Н. Фёдорова? Он ведь говорил о том, что матерей воскрешать не надо, потому что понимал: в них уже всё есть и отпадает всякая надобность в мужчинах, мы становимся лишними! Мужчина - такое бесполезное создание: Это просто ужас! Сейчас Вера Павлова, конечно, стала писать хуже - благостные стихи: ещё не Дон-цова, но уже Инна Кабыш. Жаль: Резюмирую: надо читать Веру Павлову, но не всю - раннюю, там всё есть и про любовь, и про главное:

    Женщина, конечно, - никакая не загадка, это ответ на все вопросы. Мимо прошли мы Веры Павловой, а ведь всё было написано ещё в 1995 году. А сейчас я почитаю её стихи.

    ***

    где моя родина? -

    возле родинки

    у левой твоей ключицы.

    Если переместится родинка -

    родина переместится.

    Здесь она права, родина - это ведь не место и не воспоминания, родина - это родинка на плече люби-мого человека

    Замечательная поэтесса Белла Ахмадулина вошла в русскую литературу на рубеже 1950-1960-х гг., когда возник беспримерный массовый интерес к поэзии, причем не столько к печатному, сколько к озвученному поэтическому слову. Во многом этот “поэтический бум” был связан с творчеством но-вого поколения поэтов – так называемых “шестидесятников”. Одним из наиболее ярких представите-лей этого поколения стала Белла Ахмадулина, сыгравшая наряду с А. Вознесенским, Е. Евтушенко, Р. Рождественским, Б. Окуджавой огромную роль в возрождении общественного самосознания в стране в период “оттепели”.

    Начало литературного пути Беллы Ахмадулиной пришлось на время, когда были живы и активно ра-ботали Б. Пастернак, А. Ахматова и В. Набоков – корифеи русской литературы XX в. В эти же годы внимание общества было приковано к трагической судьбе и творческому наследию О. Мандельштама

    и М. Цветаевой. Именно Ахмадулиной выпала нелегкая миссия подхватить поэтическую эстафету из рук великих предшественников, восстановить, казалось бы, навечно распавшуюся связь времен, не дать прерваться цепочке славных традиций отечественной словесности. И если сейчас можно

    смело говорить о существовании самого понятия “изящная словесность”, то это во многом является заслугой Б. Ахмадулиной перед русской литературой.

    Поэтесса с редким постоянством пишет об окружающей ее повседневности, но эта повседневность не будничная, а облагороженная прикосновением ее пера, приподнятая над суетой, проникнутая высо-кой духовностью и, благодаря постоянным историческим экскурсам и реминисценциям из классики, приобретающая особое измерение. Из неприметных моментов жизни, оттенков настроения, обрывков мыслей и наблюдений поэтесса строит свой мир – мир нежности, доброты и доверия к людям.

    Тенденция к осмыслению судьбы общества, судьбы личности, отечественной культуры, соотносимых с гуманистическими идеалами христианства, нашла выражение в новых произведениях Б. Ахмадули-ной. Она стремится “поднять планку” поэтической культуры, соединить в своем творчестве традиции допушкинской, классической литературы и модернизма, приблизить современника к его собствен-ным языковым особенностям, побудить мыслить, дорожа тай ной каждогFо слова. Стих поэтессы не-редко напоминает одну огромную метафору, смысл которой “затемнен”, ибо включает в себя множе-ство других смыслов, оттенков, образов, сцепленных между собой прихотливо, подчиняясь чувству, которое движет автором, следуя мучительным попыткам постичь и выразить сущность явлений адек-ватно, не упрощая и не искажая.

    Б. Ахмадулина отказывается от сюжета: тема и идея не столько “задаются”, сколько “отыскиваются” в результате развертывания поэтической эмоции.

    Главное для поэтессы присвоение – присвоение всего, что дорого, перед чем она преклоняется, что волнует, мучит, возвышает. Присвоение – значит любовь, восхищение, сопереживание, сострадание, столь полные и безоглядные, что без них Б. Ахмадулина не мыслит самое себя. Присвоенное – значит пропущенное через душу, глубоко потрясшее, облитое слезами, навсегда ставшее неотъемлемой ча-стью внутреннего мира.

    Открывая для себя кого-либо, Б. Ахмадулина как бы проживает его судьбу, входит в его художе-ственный мир так глубоко, что неизбежно преобразует собственное творчество.

    Повествуя о современности, Б Ахмадулина выступает как радетель “сирых” и убогих, слабых и безза-щитных, как хранитель нравственно-религиозных устоев русского народа. С горечью пишет она об исковерканной жизни многих поколений, о грустном, запущенном виде родной земли. Картина оскудения и развала, ироническая и печальная, воссоздана в стихотворении “Так дружно весна начина-лась: все други”.

    Свои надежды на спасение России поэтесса связывает с утверждением религиозно-нравственного начала в душах людей с духовным возрождением общества.

    Как бы мы ни относились к религиозно окрашенным произведениям Б. Ахмадулиной, нельзя не ощутить устремленности к высшему, вечному.
    20. ФУНКЦИИ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ФОРМУЛЬНОСТЬ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    Массовая литература — совокупность литературных текстов, в которых доминирует ориентация на коммерческий спрос и использование готовых словесных (культурных) моделей. Массовая литература входит в состав массовой культуры, разделяя с другими её разновидностями ряд общих закономерностей.

    Массовая литература – термин, применяющийся для определения таких жанров как детектив, любовный (дамский) роман, фантастика, фэнтази, литература «ужасов» (чиллер) и др.

    В современном литературоведении существует ряд трактовок понятия «массовая литература»:

    1) традиционное литературоведение определяет массовую литературу как совокупность текстов, рассчитанных на читателя, ищущего в художественном произведении только развлекательности, обладающего невзыскательным вкусом, неспособного глубоко проникнуть в замысел автора, по достоинству оценить особенности стиля серьезного художника слова;

    2) ряд исследователей (например, М.Ю. Лотман) полагает, что к массовой литературе следует относить все те произведения, которые прошли незамеченными для литературоведов и критиков, а также не были выделены читателями, обладающими развитым литературным вкусом;

    3) в последнее время многие литературоведы склоняются к мысли, что массовая литература – это феномен 20 века, сложившийся как результат общей культурной тенденции новейшего времени, когда большой объем информации стремится к схематизации (сворачиванию). Любой текст массовой культуры представляет собой высокоорганизованную модель, элементы которой были опробованы в текстах классической литературы. Например, если текст трагедии У. Шекспира «Гамлет», романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и т.п. свести до уровня модели, они мало чем будут отличаться от повестей и романов Ф. Незнанского или А. Марининой.

    Важнейшая функция массовой литературы - стереотипизация художественных идей, позволяющая сделать их узнаваемыми, доступными и отвечающими гармонизации восприятия.

    «Фopмyльнocть» ycмaтpивaeтcя yчeным глaвным oбpaзoм в тaкиx жaнpax., кaк мeлoдpaмa, дeтeктив, вecтepн, тpиллep.Boзвышaя мaccoвyю литepaтypy, Kaвeлти пoдчepкивaeт, чтo ee ocнoвy cocтaвляют ycтoйчивыe, «бaзoвыe мoдeли» coзнaния, пpиcyщиe вceм людям. 3a cтpyктypaми «фopмyльныx пpoизвeдeний» — «изнaчaльныe интeнции», пoнятныe и пpивлeкaтeльныe для oгpoмнoгo бoльшинcтвa нaceлeния.

    Формульная литература служит самым подходящим средством для ухода от действительности и расслабления
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта