Главная страница
Навигация по странице:

  • Возрождение и Реформация

  • Никколо Маккиавелли

  • 2. Социологический проект О. Конта

  • 4. Развитие социологии в России

  • Первый этап развития социологии в России

  • Второй этап развития социологии в России

  • Третий этап развития социологии в России

  • 5. Объект и предмет социологии, её место в системе общественных наук.

  • Вопрос 6: Структура социологического знания.

  • Теоретическая социология

  • Специальные социологические теории.

  • Макросоциология

  • Мезосоциология

  • еоретическая и эмпирическая социология.

  • 1. Становление и основные этапы развития социологии как науки


    Скачать 0.95 Mb.
    Название1. Становление и основные этапы развития социологии как науки
    Дата19.01.2022
    Размер0.95 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSOTsIOLOGIYa_ZAChYoT.docx
    ТипЗакон
    #335775
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1. Становление и основные этапы развития социологии как науки

    Важным аспектом изучения социологии, как и любой другой науки, представляется изучение истории ее становление и развития. Хотя социология как наука и оформилась в XIX в., но и до этого мыслителей в течение многих веков интересовала проблема общества.

    В период античности первое полное представление об обществе дали в рамках социальной философии Платон («Законы», «О государстве») и Аристотель («Политики»).

    В средние века исследования общества были подвержены сильному влиянию христианства и римской католической церкви, в силу чего носили исключительно теологический характер.

    Самыми крупными и знаменательными событиями позднего западного средневековья стали Возрождение и Реформация. Для этого периода стали характерными такие социальные тенденции, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление позиций буржуазных прослоек общества, секуляризация общественного сознания. Конечно же, все это отразилось на взглядах мыслителей того времени. Были разработаны концепции самоценности личности, достоинства и автономности каждого индивида. Однако не все мыслители придерживались этой концепции. Так, Никколо Маккиавелли, а после и Томас Гоббс отмечали антисоциальность и антиобщественность природы людей, асоциальную сущность человека. Однако в целом эпоху Возрождения и Реформации можно назвать эпохой гуманизма. Главным достижением этого периода стало обращение к человеку, его мотивации, его месту в социальной системе.

    Рождение социологии связывают, как правило, с именем французского ученого-естествоиспытателя Огюста Конта. Он первым поставил вопрос о создании науки об обществе. Не случайно эта наука была названа им «социальной физикой». В 30-х годах Х1Х века О.Конт создает свой основной научный труд «Курс позитивной философии», где прозвучало новое название науки об обществе - социология. 

    Отцами социологии, ее классиками, кроме О.Конта, можно по праву назвать английского философа и естествоиспытателя Герберта Спенсера и германского ученого публициста Карла Маркса. Спенсер был автором органической теории, в основе которой было уподобление общества биологическим организмам, и теории социал-дарвинизма, переносящей на общество природный принцип естественного отбора. К.Маркс - выдающийся теоретик капитализма, объяснявший общественное развитие как результат смены формаций, происходящей под воздействием экономических и социально-политических факторов (способ производства, классы, классовая борьба).

    Х1Х век именуют золотым веком классической социологии: шло формирование новых подходов к изучению общества - позитивизма  и марксизма; разрабатывалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое социологическое знание. Условно это время называют первым этапом развития социологии и датируют его 40-80-ми годами ХХ столетия.

    Эволюция социологии с 90-х годов Х1Х века до 20-х годов ХХ века на так называемом втором этапе была связана с разработкой методов социологического мышления и становлением категориального аппарата. 

    Но социология усложнялась содержательно и все более приобретала плюралистический характер. Позитивистская доктрина О.Конта и Г.Спенсера нашла свое развитие в трудах французского ученого Эмиля Дюркгейма - автора функциональной теории, базирующейся на анализе функций социальных институтов. В эти же годы заявили о себе и представители антипозитивистского подхода к изучению общества - гуманитаризма. Сложилась школа социального действия германского социолога Макса Вебера, явившегося основоположником «понимающей» социологии, которая, по его словам, понимает социальное действие и пытается причинно объяснить его течение и результаты. В развитии социологии это был период кризиса классической науки и поиска нового миросозерцания.

    Несмотря на активную ревизию идей «отцов» социологии, в 20-60-е годы ХХ века в науке нарастала стабилизация. Началось бурное развитие эмпирической социологии, широкое распространение и совершенствование методов и техники конкретных социологических исследований. На первый план вышла социология США, пытавшаяся с помощью эмпирических исследований исправить «несовершенства» общества. Наиболее значительной теоретической концепцией данного этапа явился структурный функционализм социолога Толкотта Парсонса, позволивший представить общество как систему во всей ее целостности и противоречивости. Социология США была представлена и новыми теориями гуманитаристского толка. Последователь Вебера профессор Чарльз Райт Миллс создал «новую социологию», положившую начало критической социологии и социологии действия в Штатах.

    Современный этап в развитии социологии, начавшийся с середины 60-х годов, характеризуется как расширением диапазона прикладных исследований, так и возрождением интереса к теоретической социологии.






    2. Социологический проект О. Конта

    Огюст Конт (1798-1857) -- мыслитель, чей вклад в науку отнюдь не ограничен введением термина «социология» - достаточно резко противопоставил новую дисциплину философии. Огюст Конт хотел создать науку об обществе столь же точную, как науки естественные, достигшие к его времени значительных успехов.

    По замыслу Конта, социология должна была венчать все здание наук, как естественных, так и наук о человеке. Конт считал, что социология должна делиться на два раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была изучать устройство общества, т.е. устойчивый аспект бытия общества. Социальная динамика Должна была изучать процесс социальных изменений. Конт был сторонником идеи прогресса, он считал, что по ходу истории человеческое общество совершенствуется. Основным, фактором развития общества является развитие человеческого разума, и три стадии развития общества являются, в сущности, тремя стадиями развития разума: теологической, метафизической и позитивной.

    На теологической стадии несовершенный человеческий разум еще не в силах объяснить происходящие в мире явления и прибегает к помощи фантастических образов. На этой стадии над умами людей господствует религия. На метафизической стадии человек объясняет мир, создавая сложные абстрактные теоретические построения. Позитивная стадия ознаменована переходом человеческого разума к истинному типу познания мира - научному. Человек не старается придумать всеобъемлющие объяснения мировых явлений, но кропотливо собирает факты и устанавливает закономерности, позволяющие познать реальную природу явлений окружающего мира.

    Более важным в свете последующего развития социологии было проведенное Контом разделение двух типов общества: военного, более примитивного, и промышленного, индустриального. Характерными чертами индустриального общества, по Конту, является появление крупного промышленного производства, научной организации этого производства, формирование нового слоя общества - рабочих, занятых в промышленности, возникновение противоречий между рабочими и предпринимателями. Конт считал, что в Дальнейшем совершенствование организации производства позволит преодолеть эти противоречия, а рост промышленной продукции приведет к материальному благополучию населения.
    3.Западная социология

    Социология западная - прошла длительный исторический путь, начало которому было положено Г. Спенсером (Англия), О. Контом, Ф. Ле Пле (Франция), B. Вундтом, Ф. Тённисом, Г. Зиммелем (Германия), У. Самнером, Л. Уордом (США) и т. д. На протяжении многих десятилетий господствующее положение в социологии западной занимал позитивизм. В дальнейшем в развитии социологии западной можно выделить три социологические парадигмы:

    1) «социальных фактов» (Э. Дюркгейм). Эта парадигма сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов — социальным структурам и социальным институтам;

    2) «социальных дефиниций» (М. Вебер). Стратегический элемент этой парадигмы — тот способ, посредством которого определяются социальные факты. Важнейшим объектом изучения является интрасубъективность и интерсубьективность и как результат — действие. Социальное поведение людей строится в соответствии с их оценкой или пониманием социальной реальности. Социальная реальность понимается как совокупность значений, символов и т.п.;

    3) «социального поведения» (Б. Скиннер). Эта парадигма уходит корнями в психологическую традицию американской психологии. Особый акцент делается на проблеме вознаграждения желаемого и наказания нежелаемого поведения.
    4. Развитие социологии в России

    Зарождение социологии как науки в России стартовало в середине 19 века. В данный момент исторического развития государства существовало множество социальных проблем. Именно этот факт стимулировал активную разработку социологических теорий. Огромное влияние на процесс развития социологии в России оказали взгляды таких мыслителей как Огюст Конт, Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер. Среди отечественных мыслителей, который внесли свой вклад в развития отечественной социологии можно выделить Ковалевского, Мечникова, Михайловского и Сорокина

    Первый этап развития социологии в России

    Первым этапом развития отечественной социологической мысли считается период с середины 19 века до 1918 года 20 века.

    На данном этапе активное развитие получила субъективная социология. В данном направлении работали такие мыслители как П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский.

    Идеи П.Л. Лаврова были сформулированы в его трудах «Исторические письма». В своих идеях Лавров отмечал, что сущность общественного развития заключается в процессе переработки культурного наследия. К данному процессу он относил переработку традиционных форм, которые склонны к застою, в цивилизованные, характеризующиеся гибкими и динамичными структурами и общественными отношениями.

    Основной идеей Н.К. Михайловского была мысль о том, что критерием истины является познавательная способность человека, который является «нормальным». При этом он не только физиологически считается «нормальным», но и проживает в благоприятных для всестороннего развития личности социальных условиях. Михайловский определял социализм как “творчество личного начала при посредстве начала общинного”.

    Второй этап развития социологии в России

    Вторым этапом развития социологической мысли в России является период с начала 20-х годов до конца 50-х годов.

    Данный период характеризуется активным развитием процессов институционализации и становлением социологической науки как сформированного социального института. В 1920г. в Петроградском университете на базе факультета общественных наук было создано первое социологическое отделение. Возглавлял данное отделение Питирим Александрович Сорокин. Он являлся крупным ученым и общественным деятелем, который внес огромный вклад в процесс развития российской и мировой социологической мысли.

    Именно он занимался разработкой теории социальной мобильности и стратификации. Развитие данной теории позволяло отслеживать динамику протекания различных социальных процессов благодаря организации процесса определения положения индивидов и групп в структуре общества.

    Помимо развития теории социальной мобильности и стратификации, на данном этапе развития социологической мысли продолжались исследования в области теоретической социологии.

    В 1920 годах было издано несколько основополагающих трудов в социологии, среди них: «Основы социологии», «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии», автор Сорокин П.А; «Теория исторического материализма», автор Н.А. Бухарин; «Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию», автор М.С. Салынский. Основным содержанием данных исследований являлось выявление соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма.

    Помимо этого, данные труды были направлены на формулирование оригинальной социологии марксизма и определение ее места в общей системе марксизма. В 1930 годах теория марксизма окончательно утвердилась в качестве основы социологии общества, а сама социологическая наука была объявлена философской наукой. Именно в этот период времени активно развивается процесс идеологизации жизни, и науки в том числе. Социология как самостоятельный социальный институт полностью прекращает свое существование.

    Третий этап развития социологии в России

    С 1960 года и до современного этапа развитие социологической науки в России шло активными темпами.

    Возрождение социологии как самостоятельного социального института начинается в 1950 – 1960 гг. Источником данного процесса стала так называемая «хрущевская оттепель». В данный промежуток времени стартовали активные социологические исследования, направленные на изучение научно-технического прогресса и его влияния на развитие общества. Также проводились исследования социальной и профессиональной структуры работников и их отношения к труду.

    Помимо этого, начиная с 1960 года, социология вновь восстановила свой статус социального института. Именно в середине 1960 года было сформировано первое социологическое учреждение, называемое отделом социологических исследований при институте философии АН СССР и первая лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете.

    На современном этапе развития социологической науки ее положение является двойственным. Идейно-теоретический уровень социологической мысли не подвергается сомнениям, однако практический уровень ее осуществления все чаще ставится под сомнение. Многие исследователи в данный момент склоняются к тому, чтобы считать социологию скорее маргинальной социальной дисциплиной. Несмотря на этот факт и возникающие проблемы и трудности, современный этап развития социологической мысли имеет и свои плюсы. Основным, из них является тот факт, что поле социологических исследований — как прикладных, так и теоретических, является открытым для молодых ученых, которые входят в социологическую науку, что в свою очередь является редким историческим шансом заявить о себе как об исследователе в области социологии.

    Назовем некоторых отечественных социологов: В.Н. Лавриненко, В.А. Ядов, В.И. Добреньков, А.Г. Дугин, С.С. Фролов, В.И. Кравченко и др.
    5. Объект и предмет социологии, её место в системе общественных наук.

    Объект социологии – общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему.

    Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

    1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт).

    2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);

    3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

    4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).

    Социология занимает ведущее место в системе общественных наук, так как включает в себя элементы абсолютно всех наук об обществе и проводит междисциплинные исследования.
    Вопрос 6: Структура социологического знания.

    В структуру социологического знания входят:

    1) социальные факты 

    2) общие и специальные социологические теории 

    3) отраслевые социологические теории 

    4) методы сбора и анализа данных 

    Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.

    1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). Задачей является рассмотрение общества как целост-ного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем.

    2. Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.

    3. Социальная инженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

    Помимо указанных уровней, в структуре социологического знания выделяются макро-, мезо– и микросоциология.

    Макросоциология изучает общество как как единый организм, сложный, состоящий из множества частей, элементов.

    Микросоциология ставит цель познания деятельности отдельного человека.

    Мезосоциология исследует имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также общественные институты: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.

    В структуре социологического знания выделяются также теоретическая и эмпирическая социология.

    Теоретическая социология – это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию.

    Эмпирическая социологияносит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.
    7. Функции социологии

    В социологии под термином «функция» понимают назначение, роль, специфическую деятельность элемента системы.
    К основным группам социологических функций относятся:
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта