игры на уроках информатики. Методическая разработка _Игры на уроках информатики_. Игровые моменты на уроках информатики
Скачать 284.5 Kb.
|
Методическая разработка по темеИгровые моменты на уроках информатикиСодержание Введение Общие положения понятия игры Использование игры на уроках информатики Заключение Список литературы Приложения Введение В настоящее время одна из основных задач школы – воспитать ученика как творческую, способную к саморазвитию, толерантную личность, Ориентиром для решения этой задачи являются педагогические технологии. Их многообразие позволяет педагогу применительно к своему предмету выбрать наиболее продуктивные. Каждый раз, садясь за разработку урока, мы ищем новые методы и способы реализации педагогических целей. Поиск новых форм и приемов изучения информатики в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. Не секрет, что компьютеры есть в среднем у каждого второго ученика. Он является для всех нас средством работы с информацией. «Вам проще, дети любят играть за компьютером», - такую фразу нередко можно услышать в адрес учителей информатики. На самом деле, всё оказывается с точностью до наоборот. Овладев начальными навыками работы за компьютером, у многих учащихся складывается мнение, что они всё знают и интерес к изучению данного предмета пропадает. «Играть», но не познавать науку, приходят пятиклассники на первый урок информатики. И поэтому занятия информатики учащимся хочется превратить в игру за компьютером. Какое разочарование видишь порой в детских глазах, когда проходит первый урок. «Опять учить, снова будут спрашивать, все учителя одинаковые». Поэтому каждый раз перед нами встаёт задача: как не потерять заинтересованность ребят к изучению информационного пространства. Как зажечь потухший взгляд, увлечь изучением информатики как науки? В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Об обучающих возможностях игр известно давно. На эффективность использования игр в процессе обучения обращали внимание многие выдающиеся педагоги. Наблюдая за игрой, очень часто можно заметить, как особенно полно и порой неожиданно проявляются способности ребенка. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Для детей игра, прежде всего, – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются иногда более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу работать за компьютером или умею писать небольшие программы наравне со всеми». Этим игра, как средство обучения и развития ребёнка, и привлекает учителей. Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Хотя в педагогической и психологической литературе хорошо изучена проблема использования игровых методов как средства стимулирования познавательной активности подростков на уроках, изучением этой проблемы занимались: Беспалько В.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н, Гросс К., и др., но вот применение её к урокам информатики – это шаги младенца, так как сам предмет – новый в школе. Использование игр применялись в работе на уроках в течение нескольких лет, а вот систематизировать накопленный опыт начали недавно. Подготовить игровой урок довольно сложно, не всегда удаётся всё просчитать, ведь неожиданный поворот игры можно ожидать в любой момент, что может привести к другому результату, отличному от запланированного. Наблюдая за деятельностью учащихся, мы заметили, что игровые моменты на уроке отвлекают учащихся от мысли: «Сколько осталось до конца урока?». В данной методической разработке хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы в данном направлении, проанализировать возможности использования игровых методов как средства активизации познавательной активности учащихся на уроках информатики. Игровые технологии на уроках информатики способствуют выполнению важных методических задач: Созданию психологической готовности детей к освоению технологий обработки информации; Обеспечению естественной необходимости повторения и закрепления ими материала; Развитию логического мышления, творческих способностей, Тренировке учащихся в выборе нужного программного обеспечения для обработки различного вида информации. Итак, основные вопросы, рассматриваемые в данной разработке: Игра и познавательная активность учащихся. Использование игры на уроках при изучении и закреплении нового материала. |