Главная страница
Навигация по странице:

  • Библиотека Ашшурбанипала в Ниневии

  • Что можно рассказать о фондах

  • История библиотечного дела 1 курс. История библиотечного дела за рубежом (1). История библиотечного дела за рубежом


    Скачать 121.37 Kb.
    НазваниеИстория библиотечного дела за рубежом
    АнкорИстория библиотечного дела 1 курс
    Дата21.01.2022
    Размер121.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория библиотечного дела за рубежом (1).docx
    ТипДокументы
    #338169
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    "История библиотечного дела за рубежом"


    1. Библиотеки древнейших цивилизаций

    http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/6832/04-Bogdanova2.pdf тут кратенько почитай древний мир, античность пробую скачать

    Библиотеки древнейших цивилизаций и государств — хранительницы научных и культурных достижений народов способствовали взаимообогащению культур различных стран, преемственности в развитии наук, литературы. И в наше время сохранившиеся сведения о библиотеках древности, их фонды нередко служат основой для новых научных открытий. Впервые библиотеки появились на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденное в храме вавилонского города Ниппур.

    В одной из гробниц близ египетских Фив был обнаружен ящик с папирусами времени II переходного периода (XVIII – XVII вв. до н. э.). В эпоху Нового царства Рамзесом II было собрано около 20 000 папирусов.

    Самая известная древневосточная библиотека – собрание клинописных табличек (в основном юридического характера) из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии.

    В древней Греции первая публичная библиотека была основана тираном Клеархом (IV век до н. э.).

    Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования всего эллинистического мира. Александрийская библиотека являлась частью комплекса mouseĩon (музей). В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В музей входило 200 000 папирусов в Храме (почти все библиотеки античности были при храмах) и 700 000 документов в Школе. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.
    В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки, при которых действовали скриптории. Там переписывалось не только Священное писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. В эпоху Ренессанса деятели Возрождения, буквально, охотились за сохранявшимися в монастырях греческими и латинскими текстами. Из-за огромной стоимости манускриптов и трудоёмкости их изготовления книги приковывались к библиотечным полкам цепями.
    Появление книгопечатания внесло огромные изменения в облик и деятельность библиотек, все более теперь отличавшихся от архивов. Библиотечные фонды начинают стремительно разрастаться. С распространением грамотности в Новое время растёт также число посетителей библиотек.
    http://www.spsl.nsc.ru/wp-content/uploads/2017/02/balkva_05.06.13.pdf по ГЛАЗКОВУ древние библтотеки России и зарубежья

    Библиотека Ашшурбанипала в Ниневии

    Библиотека Ашшурбанипала – это крупное, сохранившееся до сегодняшнего дня с древнейших времен хранилище книг. Она по-прежнему популярна и известна. На ее составление ушло двадцать пять лет, а приказ об ее открытии отдал Ашшурбанипала (царь). Открыли ее в ассирийской столице Ниневии. Она выступала и местом хранения государственных документов. Когда царь скончался, фонды были распущены и развезены по разным дворцам. Археологи наткнулись на 25 тыс. глиняных табличек с нанесенными на них клинописными текстами. Повторно библиотеку открыли только в середине девятнадцатого века, и это было значимое событие: позволило лучше понимать культуру Месопотамии и провести дешифровку клинописи.

    Что можно рассказать о фондах?

    Когда приказ об открытии библиотеки отдал Ашшурбанипал, он хотел, чтобы она была местом сохранения всех накопленных человеком знаний. Он делал ставку на сведения, касающиеся управления гос-ва. Было уделено время написанию книг на тему общения с божествами, предсказаний и т.д. В библиотеке было много текстов пророчеств, заговоров, религиозных, магических ритуалов, сказаний мифологического хар-ра.

    Кроме того, царь уделил время медицинской тематике. Почему-то он проигнорировал богатое математическое наследие Вавилона по неизвестным причинам. Внутри хранили списки литературно-эпических сказаний, таблички с молитвами, юридические документы, песни, труды, посвященные астрономии и поэзии.

    Многие тексты были написаны на вавилонском, ассирийском, диалекте аккадского и на шумерском языках. Были среди книг словари и энциклопедии. Как правило, один текст хранили в 6-и копиях (облегчение работы по дешифровке табличек). Только в библиотеке Ашшурбанипала есть огромное собрание текстов на аккадском языке.

    История создания

    Итак, приказ об открытии книгохранилища отдал Ашшурбанипал. Он всегда проявлял особую тягу к знаниям и текстам. У всех его предшественников были библиотеки при дворцах, но они не были такими объемными по кол-ву содержащихся в них книг. Писцы по его указу отправлялись в разные регионы гос-ва, а потом делали копии со своих текстов.

    Организация

    Современные ученые провели огромную работу по копированию, составлению каталогов, исследованию и комментированию текстов. Сохраняются до сегодняшнего дня разные глоссарии, списки лит-ры и комментарии. Всегда стремились к упорядочиванию всего скопленного в книгохранилище. Каждая табличка была подписана именем. Хранились и сотни кодексов с вощеными страницами, предназначенными для переписывания и исправления текстов, написанных на воске. Восковые таблицы не были такими долговечными, как клинописные. Они не дошли до наших дней, равно как и папирусные и пергаментные свитки. Лишь 10% от тогдашних фондов сохраняются сегодня.

    Александрийская библиотека эпохи эллинизма

    В античной Греции и в Риме писали в основном на папирусе и на пергамене. Сначала это были свитки, наматывавшиеся на деревянную палку, вкладывавшиеся в специальные футляры и хранившиеся в сундуках или на полках в шкафах. На одном из концов палки висел ярлычок с названием книги, ее содержанием. Позже научились складывать листы пергамена или папируса вчетверо, образуя компактные «тетради» (по-гречески это и означало «четверки»). Связав вместе несколько таких тетрадей, получали «том» или «кодекс».

    Само слово «библиотека» – греческого происхождения. «Библос» означает «книга» (отсюда – «Библия»), «теке» – «склад, хранилище» (этот же корень в словах «аптека», «картотека», «фонотека», «дискотека»). Самые ранние данные об античных библиотеках относятся ко II тыс. до н.э. В VI–IV вв. до н.э. библиотеки были у правителей, у философов и ученых, например у Пифагора. Афинская библиотека помещалась в Акрополе – вместе с государственными службами, казной, картинной галереей. Греческий ученый-математик Демофил создал труд «О книгах, достойных приобретения» – своего рода рекомендательный библиографический указатель.

    Библиотека Аристотеля в Ликее (районе Афин, где великий античный философ читал свои лекции) насчитывала десятки тысяч свитков. В ее создании принимал участие и Александр Македонский – воспитанник Аристотеля. После смерти Аристотеля (321 г. до н.э.) библиотека стала частью особого, говоря современным языком, комплекса – Мусейона (храма Муз), созданного Феофрастом, учеником и последователем философа. Здесь помещались также залы для бесед и чтения лекций, жилые помещения для преподавателей, сад для прогулок.

    Библиотека античной Греции становится учреждением, которое не только может сделать копию имеющегося в ее фонде документа, но и гарантирует подлинность текста в этой копии. Так распространялись и подлинные тексты великих греческих драматургов – Эсхила, Софокла, Еврипида, и научные тексты; именно библиотека обеспечивала жизнеспособность системы образования.

    По-английски «библиотека» – «library», что происходит от латинского «libraria» – первоначально «книжная лавка». При этом первое и исконное значение латинского слова «liber» – «лыко», а уже второе – «книга». То есть сначала римляне делали записи на коре деревьев (интересная параллель – берестяные грамоты в древнерусском Новгороде).

    Временем пышного расцвета библиотек стала эпоха эллинизма (IV-I в. до н.э.). Всемирно известны Александрийская и Пергамская библиотеки.

    Центром эллинистической культуры стала Александрия, столица эллинистического Египта, где правила династия Птолемеев. Это был огромный благоустроенный город с населением около 1 млн. человек, с широкими прямыми улицами, прекрасными мостовыми, тенистыми парками, с уличным освещением, с системой водопровода и канализации. В начале III в до н.э. Птолемей I создает здесь свой Мусейон – по примеру афинского. Это был огромный ансамбль: университет с учебными залами и жилыми помещениями, обсерватория, ботанический сад, зоопарк – и, конечно, библиотека. Мусейон имел форму прямоугольника, со всех сторон был украшен рядами изящных колонн, между которыми стояли статуи выдающихся писателей и ученых. На содержание Мусейона выделялись специальные средства из царской казны. Главой Мусейона был хранитель библиотеки, который являлся одновременно и воспитателем наследника египетского престола.

    Птолемей II расширял Александрийскую библиотеку, посылая во все концы света своих людей, которые добывали самые ценные сочинения; он выкупил и библиотеку Аристотеля. Птолемей III издал закон, по которому всякий прибывавший в гавань, был обязан отдать или продать имевшиеся у него книги; их передавали в библиотеку, а владельцам возвращали копии с пометкой об их соответствии оригиналу. Стремление к обладанию подлинниками было так велико, что этот же властитель, получив в качестве залога за поставку хлеба в страдавшие из-за неурожая Афины оригиналы трагедий Эсхила, Еврипида и Софокла, предпочел лишиться золота, но свитки не вернул.

    Фонд библиотеки в лучшие времена составлял 700–800 тыс. текстов на многих языках. В большом, облицованном белым мрамором зале стояли столы для чтения и письма, а около них – удобные кресла и мягкие ложа. Это было связано не только с созданием комфортных условий для работы, но и со стремлением обеспечить сохранность свитков. В разные годы читателями Александрийской библиотеки были многие выдающиеся деятели античной науки и культуры. Евклид именно здесь создал свою знаменитую геометрию, Архимед придумал червячную передачу и винтовой водоподъёмник, Аристарх предположил, что Земля вращается вокруг Солнца, Эратосфен с поразительной точностью вычислил окружность нашей планеты, Герофил анатомировал человеческое тело и пришел к выводу, что ум находится в мозгах, а не в сердце, представители еврейской общины, работавшие в библиотеке, перевели Пятикнижие на греческий язык

    Многие ученые стремились получить здесь работу и совмещать службу в библиотеке с собственной научной деятельностью. По традиции пост хранителя Александрийской библиотеки занимали выдающиеся ученые, философы, поэты: Каллимах, Эратосфен, Аполлоний Родосский, Клавдий Птолемей. Александрийские библиотекари впервые составили пространный комментарий к «Илиаде» Гомера. Многочисленные помощники библиотекаря имели свои строго определенные обязанности: одни занимались учетом рукописей, другие – их разбором, третьи снимали копии с тех сочинений, которые нельзя было купить, четвертые отвечали за предохранение фондов от моли и сырости.

    Во II–III в. н.э. из-за войн, пожаров Мусейон приходит в запустение. В 391 г. библиотека, переведенная к тому времени в храм бога Сераписа, была сожжена фанатиками-христианами, которых патриарх Александрии призвал уничтожить языческие книги. Окончательно уничтожили фонд в 642 г. не менее фанатичные арабы-мусульмане. Халиф Омар – предводитель войска захватившего Александрию – сказал: «Если в этих книгах изложены те же идеи и представления, что и в Коране, значит они излишни. Если же в них содержится то, что не согласно с Кораном, значит они вредны». Тогда воины перенесли все рукописи в бани, где ими стали топить печи. Книг было так много, что топлива хватило для 4 тысяч печей на полгода. Недавно Александрийская библиотека открылась снова. Проект по ее воскрешению реализовался в течение около 20-ти лет и все это время спонсировался ЮНЕСКО и правительствами многих стран. Библиотека занимает 11-этажное здание. Но главная цель проекта – создание международной электронной библиотеки. Можно надеяться, что совсем скоро люди из разных уголков планеты смогут при помощи Интернета посетить древнейшую библиотеку мира.
    Наивысшего расцвета Александрийская библиотека достигла в годы правления царя Птолемея II Филадельфа, решившего собрать все произведения, написанные к тому времени на греческом языке, а также собрать и перевести на греческий важнейший сочинения, написанные на других языках.

    Для пополнения библиотеки Птолемеи прибегали нередко к весьма специфическим методам. Так, каждое приходящее в Александрию судно подвергалось тщательному досмотру, и если на нем находилась какая-либо книга, то ее забирали в библиотеку, где с нее снимали копию, выплачивая владельцу некоторую финансовую компенсацию. Птолемеи стремились заполучать и оригиналы. В частности, Птолемей III посылал в Афины своих представителей за рукописями поэтов-драматургов — Эсхила, Софокла и Еврипида. Он выдал в качестве гарантии сохранности этих рукописей 15 талантов серебра. Однако он пожертвовал такой огромной суммой и вернул в Афины копии, оставив оригиналы себе. Насколько правдива эта информация — вопрос спорный, но в любом случае, такие свидетельства подтверждают то, что в Александрии все силы были брошены на приобретение нужных книг, при этом, наряду с покупкой и перепиской, не останавливались и перед незаконными средствами.

    Имелись в Александрийской библиотеке и финикийские книги, от которых до наших дней сохранились лишь наименования или имена авторов. В библиотеке начали собирать также книги об индийских буддистах после того, как правитель Индии Ашока в первой половине Ш века до н.э. предложил Птолемею II Филадельфу принять буддистское вероисповедание.

    БИБЛИОТЕКИ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ И В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМАПожалуй, особого внимания заслуживает история перевода на греческий язык Библии. Птолемей II Филадельф направил раввину Иерусалима просьбу прислать ему законополагающие книги евреев, а также несколько переводчиков, знавших иврит и греческий. Раввин удовлетворил эту просьбу и отправил ему пять книг Библии и 72 духовных лица для написания перевода. Птолемей поместил каждого из них в отдельную комнату и приказал им работать самостоятельно. Когда они закончили свой труд, все 72 варианта были сравнены между собой. К великому удивлению, все тексты совпали.

    Благодаря библиотеке многие александрийские ученые сохранили свою известность и до наших дней. Среди них: Евклид — автор труда «Начала» (15 книг), в котором содержатся основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов; Архимед — создатель интегральных методов исчисления площадей и объемов, автор «закона Архимеда» и целого ряда важнейших изобретений; Эрасистрат — один из основоположников греческой медицинской школы, исследовавший головной мозг и нервную систему человека; Эратосфен — ученый, заложивший основы математической географии, впервые измерил дугу меридиана.

    Среди выдающихся литераторов того времени могут быть упомянуты поэты Феокрит, Аполлоний Родосский, чья поэма «Аргонавтика» о мифическом путешествии за золотым руном оказала влияние на римскую литературу, Леонид Тарентский и другие. Их творчество послужило основанием для появления термина «александрийская поэзия».

    БИБЛИОТЕКИ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ И В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА

    Ученые александрийского Мусейона сделали очень многое для изучения и распространения героических поэм древнегреческого эпического поэта Гомера. Это же относится и к трудам древнегреческого историка Геродота, прозванного «отцом истории» и известного по описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др. Он же дал первое систематическое описание жизни и быта скифов.

    Александрийская библиотека имела огромное значение не только из-за размера фондов. Целью библиотеки было не только приобретение литературы на греческом языке и важнейших произведений на иностранных языках, но и установление подлинности текста, его комментирование и переписка (переиздание). Кроме того, первый в истории письменный каталог книг был создан в Александрийской библиотеке. Его автором был главный хранитель Каллимах. Он составил на 120 свитках так называемые «Таблицы» (полное название «Таблицы тех, кто проявил себя во всех видах литературы, и того, что они написали»), ставшие первым сводом всей греческой литературы. Каллимах систематизировал названия произведений по научным и литературным категориям. Он разделил литературу на прозу и поэзию. В поэзии выделил эпику, элегию, лирику, трагедию, комедию, а в прозе — историю, риторику, философию, медицину и право. В каждом разделе он перечислил авторов в алфавитном порядке, дал краткие биографические сведения и список всех произведений этого автора, также в алфавитном порядке, указывая первую строку и общее число строк (стихов). Таким образом, «Таблицы» стали образцом античного книгоописания, а сам Каллимах заслуженно получил у греков почетное прозвание «отца библиографии».

    Хранение свитков осуществлялось по этой же предметной схеме в так называемых армариях (стеллажах). Каждый свиток снабжался этикеткой с именем автора и названием произведения.

    Александрийская библиотека имела большой штат работников. Руководитель (хранитель) библиотеки, обычно признанный ученый или поэт, пост которого часто был совмещен с должностью воспитателя царского наследника, отвечал за приобретение книг. Также он возглавлял в качестве жреца высшего ранга александрийский Мусейон. Образованные «посланцы», состоящие в штате библиотеки, покупали книги-свитки во всех концах Средиземноморья и Малой Азии. Если свиток нельзя было купить, они заказывали с него копии. Для подсобной работы имелись рабы. Были на службе в библиотеке переписчики-копиисты, а для перевода иностранных произведений нанимались переводчики.

    БИБЛИОТЕКИ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ И В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА

    БИБЛИОТЕКИ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ И В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА

    Располагалась библиотека в нескольких залах: в одних на полках-стеллажах покоились свитки, в других рукописи читали, были специальные помещения для переписки рукописей и разбора новых приобретений.

    Библиотека была открыта только для узкого круга пользователей, предназначалась исключительно для нужд членов Мусейона и царской семьи. Более широкому кругу пользователей и ученых была доступна «дочерняя библиотека» (филиал) в храме Сераписа, находившаяся в другом городском квартале.

    Александрийская библиотека просуществовала несколько веков, обрела большую славу, послужила многим поколениям ученых. Постепенный упадок греческой культуры, вызванный завоеванием Греции Римом, привел к распылению фондов Александрийской библиотеки. Римские правители уменьшили свое внимание к ней, в частности, сократили материальную помощь культурным учреждениям Александрии, что привело к отъезду за границу некоторых видных ученых того времени, хотя библиотека и Мусейон продолжали сохранять свою известность и значимость.

    Существует несколько версий гибели библиотеки. Долгое время, считалось, что она была сожжена войсками Юлия Цезаря во время Александрийской войны в 47 году до н.э., когда был отдан приказ поджечь в порту флот Птолемея. Но свидетельства древних историков доказывают, что в то время погибла не вся библиотека, а лишь те книги, которые были подготовлены к отправке по морю и находились в порту. Как бы компенсируя эту потерю, римский консул Марк Антоний подарил позднее библиотеке Александрии 200 тысяч книг из Пергамской библиотеки. По другой версии, Александрийская библиотека была разрушена и окончательно погибла во время завоевания Александрии арабами в 640 году. Арабские авторы писали, что в то время несколько месяцев ценнейшими сокровищами письменности топились александрийские бани. Однако большинство исследователей сходится на том, что во время завоевания арабами библиотека уже не могла существовать, т.к. стала добычей пламени в 272 году во время войны между римским императором Аврелианом и царицей Пальмиры Зиновией (Бат-Заббай), когда был разрушен и сгорел дворцовый квартал в Александрии. Филиал при храме Сераписа просуществовал еще 120 лет. Его гибель связана с именем императора Феодосия I (346 — 395 гг.), который активно преследовал приверженцев язычества, утвердив господство христианства. При нем были отменены (как языческие) Олимпийские игры, разрушены многие языческие храмы, а в 391 году сожжена оставшаяся часть Александрийской библиотеки. Так погибли манускрипты, содержавшие мудрость предшествующих поколений не только Египта и Греции, но и ряда других стран.

    Значение Александрийской библиотеки в античном мире было огромно и многообразно. В качестве научного центра она оказывала существенное влияние на духовную жизнь античного общества. В ней работали и ее возглавляли крупнейшие ученые того времени. При этом библиотека играла также культурно-политическую и властную роль, поддерживая авторитет и политическое положение династии Птолемеев в качестве наследников Александра Македонского в Египте.

    БИБЛИОТЕКИ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ И В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА

    За много веков существования Александрийской библиотеки сочинения сотен ученых и писателей, работавших в ней, расходились по всем странам древнего мира. Благодаря этому для последующих поколений сохранилась часть находившихся в библиотеке культурных сокровищ древности. Они легли в основу научных знаний и литературы многих народов в средние века и в новое время.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта