Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнили: Плехотин Егор, Савин Егор Ученики 9-а класса МОУ СОШ №20 Руководитель: Паратова Елена

  • Введение . Актуальность работы

  • Шаман в культуре коренных народов Приамурья

  • 2.4 Тотемные праздники Интересны также праздники тотемов. Для народов Приамурья тотем - это медведь, тигр. Тотем с давних времен это предмет культа

  • Описание медвежьего праздника Культ медведя (особое отношение, поклонение, служение ему) характерен для всех народов ПриамурьяМедвежий праздник

  • Илья Лиханов

  • культура народов приамурья исследовательская работа. культура народов приамурья (Автосохраненный). Культура коренных народов Приамурья


    Скачать 0.8 Mb.
    НазваниеКультура коренных народов Приамурья
    Анкоркультура народов приамурья исследовательская работа
    Дата28.04.2022
    Размер0.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакультура народов приамурья (Автосохраненный).doc
    ТипРеферат
    #502157
    страница1 из 3
      1   2   3



    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 20 г. Вяземского имени

    Героя Советского Союза Феодосия Порфирьевича Котляра

    Вяземского муниципального района Хабаровского края

    « Культура коренных народов Приамурья».

    Выполнили: Плехотин Егор,

    Савин Егор

    Ученики 9-а класса

    МОУ СОШ №20

    Руководитель: Паратова Елена

    Николаевна, учитель музыки

    МОУ СОШ № 20.


    Вяземский

    2021г.

    Содержание




    1. Введение.


    • Актуальность

    • Цель работы

    • Задачи работы

    • Объект исследования



    1. Основная часть.


      1. Общие сведения о народностях Приамурья

      2. Особенности культуры народов Приамурья




    • Прикладное искусство аборигенов Приамурья

    • Шаман в культуре коренных народов Приамурья

    • Фетиши в жизни аборигенов Приамурья



    Традиционные музыкальные жанры народов Приамурья



      1. Тотемные праздники

    • Описание медвежьего праздника




    1. Заключение

    • Вывод

    • Список литературы

    • Приложение



    1. Введение.


    Актуальность работы
    Однажды «гуляя» по сети инстаграм попали на одну любопытную страничку, где описывались различные экскурсии. Эту страничку ведет молодой хабаровский экскурсовод Андрей Власов. https://instagram.com/vlasov___andrey?igshid=gmihcnv6vckj

    Все экскурсии, которые он предлагал очень интересные и необычные. Но вот одна из экскурсий, которая называется «В поисках Киинских писаниц» нас заинтересовала больше всего.


    Эта экскурсия - поход к наскальным рисункам, петроглифам, которые находятся на правом берегу притока Уссури – р. Кии в 7 км от Переяславки-2., т.е очень близко.

    Андрей, в своем инстаграме пишет – « Всего найдено 13 рисунков, 12 из которых выполнены методом глубокой желобчатой выбивки и один нанесен природной краской охрой красного цвета. Рисунки относятся к эпохам неолита и раннего железного века и датируются III тыс. до н.э. – I тыс. до н.э. Это изображение личин (масок), зверей, змей, птиц, лодок, антропоморфные изображения. Из 13 найденных рисунков обнаружить можно только 8, 5 из которых видны очень хорошо, 3 чуть похуже.

    Выдолбленные на скалах рисунки поражают точностью линий. Ученые Дальневосточного отделения Академии наук даже поставили эксперимент: фотографии киинских рисунков они превратили в компьютерную модель. Модель оказалась такой правильной, что практически невозможно предположить, что рисунки делались без применения точных измерительных приборов. А это несколько тысяч лет назад!
    Простейшие изображения животных и птиц являются, вероятно, самыми древними и сделаны в IX-X тысячелетиях до н.э. Наиболее яркие и характерные антропоморфные личины и лоси, являются произведением художников в V-XIII в.в. н.э.. Такие галереи были связаны с древними культами и являются свидетельствами очень высокого развития амурских культур».





    Возможности попасть на экскурсию у нас пока нет, но эта тема настолько нас заинтересовала, что мы начали собирать материал на эту тему самостоятельно.
    По ходу работы мы для себя открывали разные стороны жизни коренных народностей Приамурья, которые оставили нам в наследство эти рисунки и были очень удивлены богатой культуре коренных народов Приамурья.

    Так родилась тема нашей исследовательской работы «Культура коренных народов Приамурья»
    Цель исследования:Создание общей целостной картины художественной культуры народов Приамурья.
    Задачи исследования:

    - Знакомство с особенностями культуры коренных народов Приамурья;

    - Осознание значение традиций народов Приамурья.
    Объект исследования:

    Декоративное искусство, орнамент, обряды, обычаи, ритуалы, музыкальные инструменты.

    II.Основная часть.

    Уникальная картинная галерея Приамурья имеет очень длинную историю. Она начала создаваться, видимо, уже после ледникового периода, примерно, 10-11 тысяч лет назад, когда прибрежные и базальтовые валуны в районе сел Сикачи-Аляна и Малышево стали доступными для нанесения рисунков.

    Мастера различных культур эпох неолита, раннего средневековья Нижнего Амура постепенно сформировали ее с перерывами почти десяти тысяч лет. Простейшие изображения животных и птиц являются, вероятно, самыми древними и сделаны в IX-X тысячелетиях до н.э. Наиболее яркие и характерные антропоморфные личины и лоси, являются произведением художников в V-XIII в.в. н.э. Такие галереи были связаны с древними культами и являются свидетельствами очень высокого развития амурских культур. Выдающиеся роль в изучении петроглифов принадлежит академику А.П. Окладникову. Он обнаружил шесть пунктов, где в общей сложности выявлено более сотни валунов с древними изображениями. Один из таких объектов наследия (Киинские писаницы), оставленного нам древними жителями Приамурья.
    Киинские писаницы менее известны, чем петроглифы Сикачи-Аляна, но не менее интересны и уникальны. Эти рисунки наряду с петроглифами Сикачи-Аляна и Шереметьево были претендентами в акцию «Чудо Хабаровского края».


    У нанайцев существует легенда, которая объясняет появление петроглифов: «Когда-то в стародавние времена было на небе три солнца. И жило в начале Света три бога: Шанвай, Шанкоа и Шанка, у каждого из которых было по лебедю-ныряльщику. Решили как-то боги послать своих лебедей на речное дно, чтобы достать песка и камней для Земли. Птицы нырнули и пробыли под водой семь дней. И создали Шанвай, Шанкоа и Шанка из камней женщину Джуличу и мужчину Кадо.

    И сказал однажды Кадо: «Три солнца на небе — слишком горячо жить. И негде ни человеку укрыться, ни зверю, а птицы сгорают прямо в полете. Желаю я два солнца застрелить!». Взял мужчина лук и стрелы и после захода светил отправился на восток, чтобы утром осуществить задуманное там, где они должны были взойти. Долго бежал Кадо, бежал он сквозь леса, бежал сквозь сопки. Его одежда превратилась в лохмотья, все тело покрылось ссадинами, а обувь развалилась. Но упорный мужчина бежал и жалел времени, чтобы хоть на минутку присесть и отдохнуть.

    И вот, когда только забрезжил рассвет, добежал Кадо до места, где поднимаются три солнца. Но, несмотря на то, что светила еще не показались, там уже было жарко и нечем было дышать. И тогда мужчина вырыл яму и спрятался в ней. Как только взошло первое солнце, Кадо выстрелил в него. По второму же он промазал. А третье солнце все-таки убил. В то самое время на берегу Амура, пока камни еще не остыли, нарисовала дева на них зверей и птиц. И застыли эти камни навечно. Вот с тех самых пор и обходит Землю только одно Солнце. И только в особо морозные дни порой появляются на небе отсветы двух других солнц, которые погасли. Ну а древние рисунки на скалах и валунах близ нанайского села Сикачи-Алян остались нам как память о великом подвиге первого на Земле охотника».

    2.1 Общие сведения о народностях Приамурья

    На территории Дальнего Востока проживают 8 национальностей коренных народностей Приамурья.

    НАНАЙЦЫ

    Самоназвание: нани — «здешний человек».

    Нанайцы (прежнее название — гольды), народ, проживающий в основном на территории Хабаровского края, в нижнем течении реки Амур. Численность 12017 человек. В этногенезе нанайцев участвовали  потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные народы.

     

    НЕГИДАЛЬЦЫ

    Самоназвание: амгун бэйэнин —  «амгунский».

    Негидальцы (прежнее название —  гиляки,), народ, проживающий на территории Хабаровского края по берегам рек  Амгунь и Амур. Численность 622 человека. Предположительно, негидальский этнос возник в результате смешения эвенков с нивхами и ульчами.

     

    НИВХИ

    Самоназвание: нивх — «человек».

    Нивхи (прежнее название — гиляки), народ, проживающий на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур и на острове Сахалин. Численность 4673 человека.

     

    Предположительно, нивхи являются прямыми потомками древнейшего  населения Сахалина и Нижнего  Амура.

     

    ОРОЧИ

    Самоназвание: орочили.

    Орочи — народ, проживающий в  Приморье и Хабаровском крае по берегам рек Тумнин и Амур. Численность 915 человек. В этногенезе орочей участвовали аборигенные и пришлые эвенкийские народы.

     

    УДЭГЕЙЦЫ

    Самоназвание: удэхэ.

    Удэгейцы (в прошлом назывались «лесными людьми»), народ, проживающий  в Приморье и Хабаровском крае. Численность 2011 человек. В формировании удэгейского этноса участвовали аборигенные и пришлые тунгусские народы.

     

    УЛЬЧИ

    Самоназвание: нани — «человек земли».

    Ульчи (в прошлом назывались мангунами  — «амурскими людьми»), народ, проживающий  на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур. Численность 3233 человека. В этногенезе ульчей участвовали нанайцы, нивхи, негидальцы, айны, эвенки.

     

    ЭВЕНКИ

    Самоназвание: эвэн.

    Эвенки (прежнее название — тунгусы, назывались также «оленьими людьми»), народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока. Численность 30233 человека. Предками эвенков были прототунгусы Прибайкалья и Забайкалья.

     

    ЭВЕНЫ

    Самоназвание: эвэн.

    Эвены (прежнее название — ламуты), народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока. Численность 17199 человек. Эвены принадлежат к северо-восточной ветви эвенков.

     

    Образ жизни и система хозяйства  коренных народов Приамурья определяются географической средой и климатическими условиями. Традиционные занятия: рыболовство, таежная и морская охота, собирательство.

     Основу мировоззрения аборигенов Приамурья составляют древнейшие представления  и верования. Наиболее значимы культ природы и шаманство. Коренные народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет.

    Традиционные формы  религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой  культурой. Основу их составляли представления о животном мире, очень близком человеку. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их сородичей на охоте; что зверь может возродиться после смерти, если не повредить его кости и череп, сохранив их; что у зверей и птиц есть свои духи-хозяева, которых надо периодически задабривать, чтобы охота была удачной. Поэтому на традиционных праздниках всегда проводились обряды для снятия с себя вины за убийство зверя и "возрождения" его вновь.

      1. Особенности культуры народов Приамурья.


    Прикладное искусство аборигенов Приамурья

    Еще первые исследователи отмечали, что народы Приамурья - виртуозы художественной обработки дерева. Ульчи знали множество технических приемов резьбы и росписи. На ульчской посуде для медвежьего праздника выполнялась наиболее богатая орнаментика, ибо медвежий праздник был именно тем центром, вокруг которого вращалась жизнь всей общины. Поэтому ритуальная посуда представляла собой наиболее совершенные образцы резного искусства.







    Традиционная одежда народов Приамурья - один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и в начале осени. Особая ценность - свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. В орнаментах халатов нанайцев и ульчей можно легко распознать изображение тех же птиц, крупных и мелких животных, пресмыкающихся. Орнаментами украшали одежду, головные уборы, рукавицы, обувь, посуду, колыбели, лезвия ножей, копья, луки. Сидящие на ветвях птички - это души не родившихся детей. У нанайцев имелся определенный орнамент для каждого вида одежды. Во многих селах выезд на охоту становился своеобразным конкурсом: чья одежда лучше расшита, чья лодка, нарты сделаны красивее, лучше украшены резьбой




    Шаман в культуре коренных народов Приамурья
    По представлениям коренных жителей Амура - окружающая их среда: воздух, вода, земля и все, что в ней и на ней живет и растет – делиться на сферы и населено духами: добрыми и злыми. Духи злые стремятся завладеть телами и предметами или навредить. Добрые же, наоборот, стараются защитить. И конечно, человеком, который мог свободно общаться с душами всех небесных сфер, был шаман.
    Поэтому системы шаманских жанров-мауни (ейны), в которых ритуальное пение сопровождается ударами в бубен – унту и звоном Янга (металлических подвесок на поясе), занимает особое место.


    Пояс шамана.
    Шаман считается посредником между людьми и духами «хозяевами». В распоряжении шамана – духи-«помощники», которых в своих песнопениях он называет силой, свитой, войском. Нередко духи «помощники» выступают в образе птиц, рыб или животных. Роль шамана – «добывать» у духов промысловых рыб, выпрашивать удачи для охотника, «усмирять непогоду», «провожать» души покойников в селение мертвецов, «изгонять» проникших к людям злых духов, наделять жизненной силой амулеты т.д.



    Фетиши в жизни аборигенов Приамурья

    Изображения духов напоминает людей, животных, но часто это абстрактные фигуры из дерева, кости, камня, кожи, ткани, соломы. При рождении человека и всю его жизнь и даже после смерти, его сопровождали различные ритуалы, в которых важную роль играют духи и их вещественное воплощение – фетиши.



    Изображение духов – фетиши.
    Аборигены Приамурья вырезали из дерева различные статуэтки. По их представлениям они оберегали их и помогали в разных жизненных ситуациях. Были фетиши для охоты и даже, фигурки, которые помогали женщинам родить ребенка.

    Погружаясь в тему нашей работы, мы отметили, что большое место в культуре народов Приамурья занимают разные виды орнамента. Орнамент выполняет не только функцию украшения, но и служит оберегом у многих народов Нижнего Амура. Очень часто они напоминают личины.


    2.3 Традиционные музыкальные жанры народов Приамурья
    В культуре народов Приамурья «красной нитью »проходит единение человека с природой, с окружающим миром. Как только человек заговорил и понял, что он может своим голосом подражать звукам ветра, волны, птицы, зверя, он стал этим пользоваться.
    Самым ранним жанровым пением было подражание, имитация звукам птиц и зверей, которым пользовались и до сих пор пользуются охотники, а также обрядовое переинтонирование этих звуков.

    У коренных народов приемы пения отличаются от того, как мы поем. Мы привыкли петь на выдохе, а у нанайцев, нивхов, удэгейцев применяется чередование «выдох-вдох» с характерной манерой горловой передачи звука, создающей впечатление «икание». Чтобы ощутить горловое пение можно поставить ладошку под подбородок и при подачи звука начать похлопывать по подбородку рукой.


    «игровая» интонация лесного голубя.
    Музыкальные инструменты

    Для создания простейших музыкальных инструментов народности Приамурья использовали такие материалы как - дерево, стебли, травы, кость, затем металлические пластинки. Инструменты уже тогда стали делиться на духовые, струнные, ударные. К духовым инструментам относятся флейты, сделанные из тальника - киго, кункай(удэгейский)


    К струнным инструментам относится монохордовый (однострунный) инструмент – дзюлянгки (удэгейский), дучианэ (нивхи)дучикэн (Нанайцы). По звучанию они напоминают скрипку.


    Большое распространение у народов юга Дальнего Востока

    получил ин­струментальный жанр - плач на варгане.



    У удэгейцев бытуют две разновид­ности варгана - дугообразный металлический и пластинчатый металлический - оба - к у н к а и, у ульчей - дугообразной металлический м у х э л э и пластинчатый деревянный у нанайцев - м у э н э -был самым распространенным инструментом.
    Старинные песни рыбаков, ритмичные выкрики, способствующие организованному вытягиванию сетей из воды во время летнего лова рыбы, песни-жалобы девушек, личные, любовные песни - посвящения, а также ритмы ритуальных танцев сопровождали ударные инструменты(различные бубны, барабаны), которые изготовлялись из дерева и обтягивались рыбьей кожей.

    Бубен обычно обвешивался бубенчиками или различными подвесками с целью достижения большего звукового разнообразия и выразительности. Так поступали нивхи, ульчи, нанайцы, негидальцы.

    Игрой на музыкальных инструментах человек показывал свое отношение к миру, окружающей действительности. То, что он не мог сказать словами. Пела и играла душа человека, а душой было наделено все вокруг: воздух, вода, деревья и камни.

    2.4 Тотемные праздники

    Интересны также праздники тотемов. Для народов Приамурья тотем - это медведь, тигр.

    Тотем с давних времен это предмет культа или элемент поклонения в древних религиях, как правило, шаманско-языческого направления. Можно рассматривать тотемы как подобие идолов, хотя они не всегда бывают сделаны из твёрдого вещества: тотемом может быть даже ветер! Народы приамурья торжественно отмечают «Иомантэ» (праздник медведя) айны, убивающие специально вскормленного в течение определенного времени при селении зверя. Во время шествия к его клетке женщины и дети поют, и слегка пританцовывая, хлопают в такт ладошами.

    Описание медвежьего праздника

    Культ медведя (особое отношение, поклонение, служение ему) характерен для всех народов Приамурья

    Медвежий праздник - комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением. Корни этого праздника просматриваются по археологическим и историческим материалам. На Амуре даже найдены керамические фрагменты с орнаментом медвежьих лап. Несомненно, обряд связан с охотничьим хозяйством. Из общего ряда медвежьих церемоний амуро-сахалинский или нивхский обряды обладают самобытностью и носят четко выраженный родовой характер

    Устройство медвежьего праздника не ограничено временными рамками, поэтому сказать конкретно, сколько дней он будет длиться, невозможно. Но ученые выделяют примерный период — от недели до месяца. Согласно Ч. М. Таксами, который выделил 6 этапов в медвежьем празднике, рассмотрим каждый из них подробно.

    Итак, первый этап называется инау ваг ку — день строгания стружек (инау (тях) — стружка, вагдь — строгать, ку — день). Все приготовления ведутся в доме хозяина медведя. Для праздника необходимо сделать много стружек (инау), которые будут украшать елочки на главной площадке (кадхр).

    К началу праздника готовится ритуальная посуда: ковш — ньхыр, ложка — чмаус ни лувр, корыто для ритуального блюда мос — орн, котел для варки медвежьего мяса — ла вынь, табуированные ножи — уигла дяко.

    Для проведения этого церемониала женщины должны сделать множество блюд и в большом количестве, так как нужно будет кормить медведя и угощать приехавших гостей. Самое главное ритуальное блюдо называется мос. Основной компонент блюда — рыбья кожа, которую обычно обдирают с юколы осенней кеты первого пласта. Второе по сложности приготовления блюдо под названием холадь. Это смесь из ягод, орехов, жира, сухой икры, фасоли или гороха.

    У мужчин тоже немало дел. Им необходимо заготовить дрова, расчистить дорогу, по которой будут водить медведя, и площадку, на которой произойдет его убиение. Кроме того, они должны приготовить оружие. В порядок должны быть приведены амбар для хранения медвежьих костей и головы, цепь и ошейник для привязывания медведя, музыкальное бревно. К тому же необходимо встретить и разместить почетных гостей.

    Когда же наступал момент проведения самого обряда, то за его соблюдением наблюдали пилангу — старейшие и уважаемые мужчины рода. Кроме того, они сами совершали многие обрядовые действия в процессе праздника, который должен был проходить в соответствии с давней сложившейся традицией.

    Второй день называется «Котр ар ку» — день кормления медведя или «На ха ку» — день стрельбы в зверя. Ч. М. Таксами отмечает, что перед устройством самого праздника медведя вводили в священный дом — и держали там несколько дней. Так поступали нивхи Амура и западного побережья Сахалина. Из этого дома, либо из его клетки (сруба), медведя выводили на последнюю прогулку по стойбищу.

    По сведениям, которые представил информант Д. К. Човак, медведя водили в цепях до конца деревни. Во время этой «прогулки» его кормили разными блюдами (мос, холадь, тала), причем этой чести удостаивались только мужчины. В начале они сами пробуют еду, а затем кормят зверя, передавая ритуальную ложку более младшим по возрасту. На следующий день его заводили домой к хозяину, где привязывали к столбу цепями. Затем молодой парень надевал одежду из шкуры нерпы. В это время по два человека, слева и справа от медведя, злят его палками. Смелый парень должен улучить момент и, прыгнув, сесть медведю на шею, схватив его за уши. Если он допустит оплошность, то одежда из нерпичьей шкуры его надежно защитит.

    Последнее кормление медведя также является ритуалом. Ему дают на деревянных ложках различные блюда: мороженая рыба, отварной рис, мос, холадь и т. д.



    Затем следует состязание стрелков из лука, но последний меткий выстрел должен сделать избранный гость.

    Затем наступает самая ответственная часть ритуала. Медведя в последний раз кормят. Все женщины уходят в помещение. Таков обычай: женщины не должны присутствовать при ритуальном убое медведя.

    После того как медведь убит, ему говорят: «Хорошо иди к своему хозяину, хорошо иди! Хозяин пусть тебя очень полюбит!» Эти пожелания отражают представления нивхов, что хотя зверь и убит, но в другом мире он оживает и отправляется в путь к «хозяину гор». Тот, в свою очередь, полюбив медведя за дары от людей, отправит им потом другого медведя.



    В конце свежевания медведя проводят обряд перебрасывания его шкуры. Освежевав тушу до головы, медведя переворачивают на живот и становятся следующим образом: один человек у головы, другой у лап. Тот, кто стоит у лап, хлопает полотном шкуры по спине медведя определенное количество раз (три или четыре), затем перебрасывает тому, кто стоит у головы, и тот, в свою очередь, возвращает обратно шкуру. Существует четкое разграничение чисел: все нечетные числа относятся к мужскому началу, а четные — к женскому.

    Следующим важным этапом является обряд внесение медвежьей головы в жилище. Причем в родовой дом по строго установленному ритуалу вносят голову, шкуру и мясо. Останки медведя кладут на место почетных гостей вместе с украшениями и стружками.

    Четвертый этап называется день кормления медвежьей головы или день кормления медвежьим мясом.

    Затем наступает время поедания медвежьего мяса Ч. М. Таксами описал обычай т. е. связывание медвежьих костей. «Самым почетным старикам — гостям преподносили такие части, как лопатку, бедренную кость и т. д. Гости, обглодав их, должны были возвращать их хозяину, привязав к ним какой-нибудь предмет.., возвращали ее с привязанными к ней лучшими ездовыми собаками, с копьями, ножами и т. д.» Информант Човак Д. К. рассказал, что мясо варили в большом котле, а затем резали его на еловых ветках. Самого уважаемого гостя угощали медвежьей лопаткой. В ответ он возвратил кость, привязав к ней отрез китайского шелка.

    «... ни одну кость гость не может оставить у себя. Если это произойдет, то он обязан возвратить кость хозяину вместе с искупительной собакой». Хозяева кормили гостей мясом, очень бережно люди к нему относились, ни один орган, ни одна косточка не остается без внимания. Причем мясо надо есть только руками с помощью ножа и палочек, но не рвать его зубами.

    Е. А. Крейнович описывает, как происходит перенос медвежьего черепа в специальное хранилище. Это целый обряд кормления головы, когда череп украшается стружками, на которые кладется еда (мос, корни сараны, норк). Хозяин должен в амбаре «покормить» предыдущие черепа. Выйдя из амбара, он совершает еще один обряд кормление духов леса. Он бросает в сторону леса корнеплоды сараны и говорит: «Глаз не имея, отверстия для ушей не имея, отверстия носа не имея, вот так посередине моего пути меня жди!» Таким образом, душа медведя, с головой, в которой заткнуты уже уши, нос, закрыты глаза, должна ждать прихода души хозяина. Имеется в виду хозяина медведя.



    Нивхи проводили еще один обряд, который называется «день убиения собаки». Количество собак зависело от пола медведя и количества гостей, т. е. если медведь был самец, то нечетное количество собак, а если самка — четное. Этот обряд проводился после того, как череп медведя водворяли в амбар.

    Последний этап медвежьего праздника называется «день проводов гостей с медвежьего праздника». В этот день совершался последний обряд «порог топтать». Суть этого обряда заключается в следующем: с внутренней и наружной стороны порога ставили нич (котел и топор). С внутренней ставили нич гостя, а с наружной — нич хозяина. Гость переступал через свой нич, а затем через хозяйский и забирал его с собой. Этот обряд схож со свадебным обрядом, когда невеста переступает через котел с кремнем и забирает с собой котел, стоящий снаружи у порога.

    После того как кости медведя собраны, их относят в священное место, которое называется наню. Туда же относят кости от жертвоприношения собак. Женщинам ходить в наню нельзя — для них это грех. Затем убирается вымытая ритуальная посуда, музыкальное бревно и другие атрибуты медвежьего праздника.

    Важно отметить, что все члены рода, т. е. устроители праздника, принимали активное участие в организации медвежьего обряда. Каждый человек знал свои обязанности и строго выполнял их. Поэтому в подготовке и проведении праздника участвовали все сородичи.

    Как известно, на праздник медведя приезжало много людей из разных стойбищ, поэтому между ними происходил активный обмен информацией разного рода. Во время межродового общения главы родов договаривались о совместной весенней рыбалке, охоте на морского зверя, когда и где продавать пушнину и т. д. Таким образом, медвежий праздник помимо решения основной проблемы — соблюдения ритуального действия — был поводом для решения различных промыслово-хозяйственных вопросов, которые имели немаловажное значение для дальнейшей жизнедеятельности людей, родов.

    Рассмотрев подробно каждый из этапов медвежьего праздника, трудно не заметить, что он состоит из определенного количества других обрядов, которые логично и гармонично вплетаются в один большой церемониал. Во всех обрядах отражено древнее мировоззрение нивхов на окружающий их мир. Все вокруг живое: и огонь, и череп медведя, и убитые собаки, и даже невидимые духи гор.

    Традиции и обычаи народа всегда передавались из поколения к поколению. К сожалению, в настоящее время культурное наследие нивхов многих других народов Севера утрачено безвозвратно. Последствия этого процесса вызывают все более растущее беспокойство. Выросло несколько поколений, не знающих традиций своего народа, языка, истории, и, как следствие, представители этих поколений переживают глубокий кризис духовности. Не могут адаптироваться в новых, быстро изменяющихся условиях жизни. Поэтому в поисках путей национального самосознания необходимо обратить свое внимание к древнейшим истокам, к народной мудрости.

    Существуют мифы о том, как зародились ритуалы медвежьего праздника. В эвенкийском мифе рассказывается о девушке, которая пошла в лес, упала в берлогу к медведю и провела там зиму. Весной она вернулась к родителям и родила медвежонка, которого они воспитали. Позже девушка вышла замуж за человека и родила мальчика. Оба брата выросли и решили померяться силами. Младший брат — человек убил старшего — медведя. Умирая, медведь поведал, как надо на него охотиться и как хоронить. В мифе хантов и манси медведица, съевшая растение порих и родившая двух медвежат и девочку, говорит дочери: «Завтра придут люди. Меня, твоего брата и сестру они убьют, а тебя возьмут с собою. Когда люди будут варить мое мясо, ты, смотри, не ешь, а к ночи приходи к заднему углу дома». Так и случилось. В условленном месте девушка встретила мать-медведицу, которая три ночи наставляла ее, как надо себя вести и как поступить с мясом и костями. Медведь хочет жениться на девушке и похищает ее. Но его преследуют, он отпускает девушку и рассказывает ей, что надо делать для его возрождения после смерти.

    III Заключение

    Вывод:

    Мы все стремимся куда-то очень далеко в поисках загадок, интересных мест, необычных историй, а оказывается, это все находится рядом с нами, стоит только оглянуться.

    Мы живем в прекрасном уголке нашей планеты – Хабаровском крае, где до нас жили, охотились, воспитывали детей и создавали свою культуру народы, не похожие на нас.

    Культура народов, проживающих на Нижнем Амуре интересна, самобытна и считается древнее греческой и египетской на несколько тысячелетий, но к сожалению многое уже утеряно…

    В небытие уходят последние знатоки и носители традиционной культуры и национальных языков.

    Но сегодня появляются люди, которые радеют за традиции своего маленького, но самобытного народа. Такие как:

    Лариса Бельды,



    Потомственная вышивальщица, утверждает в своем творчестве лучшие достижения женского амурского искусства. В создании национального костюма и его атрибутов она обращается к канонам, выработанным предками на протяжении многих столетий, тщательно реконструирует традиционную форму, по крупицам собирает мотивы древних рисунков, бережно сохраняет цветовую и орнаментальную семантику.


    Илья Лиханов 

    Его творчество — явление неординарное в традиционной дальневосточной культуре. Он получил профессиональное образование в Ленинградском институте им. А. Герцена. Усвоив изобразительный язык европейского искусства, художник использует его не как застывший образец, готовую форму, но как творческий созидающий метод. В небольших по размеру живописных работах — живой и убедительный мир, созданный художником, полный первозданной силы и поэзии. Художник тонко чувствует почти трагическую контрастность цвета Приамурья: пылающую синеву неба, иероглифичность черных веток деревьев, всепоглощающую летнюю зелень, космичность пространства.
    Сейчас к культуре малых народов, проявляют большой интерес: организовывают экскурсии в поселения, возрождают язык, народные промыслы, проводят различные национальные фестивали, такие как: «Живая нить», «Парад кухонь», которые проходят в г Хабаровске, а также «Лики наследия» в с. Сикачи-Алян, «Бубен дружбы» в с. Гвасюки.

    Работая над темой, мы много узнали интересного и нового для себя. На каком месте возник г Хабаровск (приложение 2). Что рядом с нами находится памятник древней культуры «Киинские писаницы». Очень любопытной для нас была информация о том, что нанайцы никогда не возделывали землю, а питались тем, что дает тайга (Приложение 3) и считали предательством по отношению к природе, когда русские крестьяне и вырубали деревья, для возделывания земель и им приходилось покидать нажитые места.

    Художественное наследие этих народов, развивавшееся по своим законам, мы считаем, нуждается в более пристальном изучении и осмыслении, по нашему мнению, мы должны знать, изучать и беречь культуру того народа, на чьей земле живем.

    Наша работа может быть использована в подготовке различных внеклассных мероприятий, в подготовке к урокам по истории, музыке, ИЗО, географии, литературы. Мы в свою очередь в следующем учебном году проведем по этому материалу классный час, посвященный Хабаровскому краю.
    Список литературы и интернет-ссылок:


    1. Журнал «Музыка и культура Дальнего востока» № 1-2

    2. Диск из серии «Виртуальные экскурсии по музеям Хабаровского края», выпуск 1 Хабаровский краевой краеведческий музей имени Н.И. Гродекова.

    3. Виртуальный журнал «Словесница искусств»

    4. https://www.slovoart.ru/node/2131

    5. https://www.slovoart.ru/node/2136

    https://instagram.com/vlasov___andrey?igshid=gmihcnv6vckj

    https://www.sunhome.ru/magic/11734

    https://vuzlit.ru/23337/traditsionnye_prazdniki_dalnego_vostoka

    http://arctika.info/narodyi/kultura/medvezhij-prazdnik

    Приложение
    Видео танца, игры на музыкальных инструментах, шаманских обрядов

    https://yandex.ru/video/touch/preview/?filmId=2725050160070289892&url=http%3A%2F%2Fok.ru%2Fvideo%2F4144170355&text=%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%20%D0%91%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BD%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B1%D1%8B%202010_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE%20%D0%93%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%8E%D0%B3%D0%B8.m2p&path=sharelink

    1.

    Уроки мифологии в Стране трех солнц


    • Гонтмахер Петр

    • Дальний Восток в пространстве Мифа и Легенды: коренные народы севера
      1   2   3


    написать администратору сайта