Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА Восстановление исторического облика объекта садово-паркового искусства «название объекта» Тема: «Сад классицизма на примере объекта садово-паркового искусства

  • Тема курсовой работы: «Композиционный анализ территории объекта садово-паркового искусства». «Сад классицизма на примере объекта садово-паркового искусства В. Курсовая работа восстановление исторического облика объекта садовопаркового искусства название объекта Тема Сад классицизма на примере объекта садовопаркового искусства Версаль


    Скачать 2.47 Mb.
    НазваниеКурсовая работа восстановление исторического облика объекта садовопаркового искусства название объекта Тема Сад классицизма на примере объекта садовопаркового искусства Версаль
    АнкорТема курсовой работы: «Композиционный анализ территории объекта садово-паркового искусства
    Дата10.10.2022
    Размер2.47 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла«Сад классицизма на примере объекта садово-паркового искусства В.pdf
    ТипКурсовая
    #725849
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Министерство образования и науки Российской Федерации
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
    «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова»
    Кафедра ландшафтной архитектуры и почвоведения
    (название кафедры)
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    Восстановление исторического облика объекта садово-паркового искусства
    «название объекта»
    Тема: «Сад классицизма на примере объекта садово-паркового искусства
    Версаль»
    Студент ЛА2-191-ДБ(en) группы ___________ Макарова С. А
    (номер группы) (подпись) (Фамилия И. О.)
    Руководитель,
    ____________________________ __________ ______________
    (ученая степень, ученое звание) (подпись) (Фамилия И. О.)
    2020

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение
    1. Общая часть……………………………………………………………………
    1.1. Краткая историческая справка………………………………………….......
    1.2. Характеристика природных условий………………………………………
    1.3. Функциональное зонирование территории парка и его назначение …….
    1.4. Стилистическое направление планировки парка………………………….
    2. Специальная часть………………………………………………………….
    2.1. Теория садово-паркового искусства и композиционные основы………... проектирования………………………………………………………….…
    2.1.1. Объёмно пространственное решение ансамбля…………………………...
    2.1.2. Композиция открытого пространства……………………………………...
    2.1.3. Рельеф………………………………………………………………………...
    2.1.4. Вода…………………………………………………………………………...
    2.1.5. Насаждения…………………………………………………………………..
    2.2. Средства ландшафтной композиции……………………………………….
    2.3. Композиция паркового пейзажа…………………………………………….
    2.3.1. Взаимосвязь садово-паркового искусства с ландшафтной живописью….
    2.3.2. Композиция пейзажных картин…………………………………………….
    2.3.3. Пейзажное разнообразие……………………………………………………
    2.4. Методика реставрационных работ…………………………………………
    2.4.1. Категории режима охраны территории…………………………………….
    2.4.2. Основные методы реставрации и сохранения……………………………..
    3. Проектная часть……………………………………………………………...
    3.1. Предпроектная оценка объектов садово-паркового искусства…………...

    3.2. Проектное решение………………………………………………………….
    4. Техника безопасности…………………………………………………………...
    Заключение………………………………………………………………………….
    Список используемых источников………….……………………………..……..
    Приложение А Эскиз цветника……………………………………………………
    Приложение Б Эскиз ландшафтной группы…………………………………...…
    Приложением В Эскиз малые архитектурны формы……………………...……..

    ВВЕДЕНИЕ
    Садово-парковое искусство – это искусство создания садов, парков и других объектов озеленения с помощью законов композиции, перспективы, теории света и цвета, с использованием природных (растения, вода, почва и пр.) и иных мате- риалов. Оно выражает определенное идейное содержание в художественных об- разцах. Оно является основой для ландшафтной архитектуры.
    В состав основных задач, стоящих перед садово-парковым искусством, вхо- дит создание объектов высокого эстетического уровня, благоприятных по своим микроклиматическим и санитарно-гигиеническим свойствам, функциональных, а так же воплощение новых замыслов, с учетом предыдущего многовекового опыта.
    Суть садово-паркового искусства составляется соединение природных ма- териалов в целостную композицию, которая несет определенный художественный облик.
    Сады и парки были связаны с историческими стилями, развивались во взаи- мосвязи с философией и литературой, музыкой и живописью, градостроительст- вом и архитектурой, народной традицией и другими науками. Сады и парки вы- ражали изменяющиеся в каждую эпоху отношения человека к природе.
    В настоящее время появилась новая форма произведения садово-паркового искусства, так как возникли соответствующие общественно-экономические и культурно-исторические условия. В этой связи художественный образ парка мож- но рассматривать как часть культуры данного общества на определенном этапе его развития.
    В каждую историческую эпоху с ее эстетическими требованиями, техниче- скими возможностями складывается свой комплекс принципов и приемов. Имен- но он определил облик садов и парков, их направленность. При этом сформирова- лись два основных планировочных приема – регулярный и пейзажный.
    В садах и парках присутствуют приемы как регулярного, так и пейзажного стилей или один из них. Несмотря на общность комплекса планировочных и ком-
    позиционных черт в пределах этих стилевых направлений формируются парки, существенно различающиеся между собой.
    В данной курсовой работе проведен композиционно-образный анализ двор- цово-паркового ансамбля и запроектированы виды работ по восстановлению его исторического облика с соблюдением стилевых особенностей парковой террито- рии.
    1 Общая часть
    1.1 Краткая историческая справка
    Дворцово-парковому комплексу Версаля принадлежит одно из самых вид- ных мест в истории мировой культуры. Наибольший интерес к Версалю рождала возможность понимания его в качестве совокупности памятников искусства XVII-
    XVIII веков и разнообразных сведений о придворной жизни эпохи. Версаль - это имя связано во всем мире с представлением о самом значительном и великолеп- ном дворце, возведенном по воле одного монарха. Король-солнце полюбил Вер- саль сразу. Поначалу его вполне устраивал замок из камня и кирпича, построен- ный еще его отцом. Замок лишь немного расширили, чтобы разместить все двор- цовые службы. В это время Версальский замок использовался как загородный дом, поэтому семья монарха пребывала там недолго, однако и для короля, и для королевы, и для принцессы были выстроены отдельные апартаменты. Король все больше привязывался к Версалю и вскоре работы по строительству были возоб- новлены. Людовик XIV решает расширить дворец в сторону садов, построив клоннады, установив статуи и античные колонны. Одновременно появлялись и подсобные постройки. В 1789 году по требованию парижан король Людовик XVI с семьей оставил резиденцию и возвратился в Париж. Покинутый замок пришел в запустение, и неоднократно подвергался грабежам. В 1837 году Луи-Филипп от- реставрировал замок и сделал из него Музей истории Франции. В 1870 году в замке, занятом немцами, происходило коронование немецкого императора Виль- гельма Прусского. В 1875 году здесь была провозглашена Республика, в 1919 году

    - подписано соглашение о мире с Германией. Среди множества работ по исследо- ванию дворцово-паркового комплекса Версаля можно выделить работу А. Мари
    «Рождение Версаля». Она изобилует данными архивных материалов, проектами воплощенных и рисунками не сохранившихся до нынешнего времени объектов парка и дворца. В отечественной практике изучения Версаля особняком стоят труды таких авторов, как Алпатов и Д.С.Лихачев, работы которых послужили теоретической и методологической основой данного исследования.
    1.2 Характеристика природных условий
    Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с арх. Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль.
    Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь
    1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк - 6600 га. Сначала раз- вернулись предварительные работы по подготовке территории - осушению мест- ности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади. Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран.
    Однако, несмотря на все старания, посадки оказались недолговечными и уже че- рез 150 лет часть деревьев пришлось заменить. В ассортименте из лиственных по- род использовались дуб, вяз, липа, ясень, бук, клен, граб, каштан съедобный, то- поль пирамидальный, из хвойных - тисе и ель, из плодовых - яблоня, груша, виш- ня.
    В итоге Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре, а сам парк явился связующим звеном между архитектурой и естественной природой окружающего леса.
    В основе реализации этих идей лежали следующие принципы:

    1. развитие пространства по главной продольной оси, подчиняющей попе- речные оси, уравновешивающие композиции, и концентрирующей вокруг себя боскеты;
    2. создание обширных открытых партерных пространств вокруг дворца, подчеркивающих его главенство и раскрывающих архитектуру;
    3. создание кульминации на главной композиционной оси с раскрытием да- лекой перспективы;
    4. введение диагональных лучевых дорог, идущих от лесных массивов через парк и сходящихся к дворцу;
    5. учет особенностей оптического восприятия пространства.
    Дворец является доминантой парка. Протяженность его фасада примерно
    500 м. С востока к нему подходит знаменитое трехлучье дорог, идущих из Пари- жа, Сен-Клу и Со, сходящихся на Площади армии. Западный фасад обращен к парку. Пространство у дворца открыто и оформлено обширными партерами. По центру дворцового фасада расположен водный партер в виде двух плоских мра- морных бассейнов, украшенных скульптурами, символизирующими реки Фран- ции (площадь 1,5 га). От него начинает свое развитие главная продольная ось, на которой последовательно размещены (см. приложение):
    · цветочный партер с фонтаном Латона,
    · Зеленый ковер. Колесница Аполлона,
    · Большой канал.

    Версаль: 1 – дворец, 2 – площадь армии, 3 – водный партер, 4 – фонтан Ла- тона, 5 – зеленый ковер, 6 – колесница Аполлона, 7 – Большой канал, 8 – Звезда короля, 9 – северный партер, 10 – Аллея детей, 11 – Бассейн Нептуна, 12 – южный партер, 13 – Оранжерейный сад, 14 – Озеро швейцарцев, 15 – Большой Трианон,
    16 – Менажерия

    Далее перспектива раскрывается на круглую площадь (Звезда короля) с лу- чами сходящихся к ней дорог. Протяженность Зеленого ковра 330 м, ширина - 45 м, включая 25-метровую полосу газона и ширину дорог, идущих по сторонам.
    Вдоль ковра у стен боскетов на расстоянии 30 м размещены вазы и мраморные статуи. Размеры Большого канала: длина продольной части - 1600 м, поперечной -
    1000, ширина - свыше 50 м. Канал предназначался для катания на лодках и уст- ройства празднеств на воде. Кроме того, он выполнял важные мелиоративные функции, способствуя понижению уровня грунтовых вод и осушению территории парка. Но самое примечательное - декоративный эффект его зеркальной поверх- ности, освещенной солнечными лучами, особенно сильный в вечерние часы бла- годаря западной ориентации.
    Конец оси за Звездой короля фланкирован пирамидальными тополями. Ее перспектива ничем не закрыта, и общая протяженность составляет 3 км (это мак- симальный предел четкой видимости при рассеянном освещении).
    Ленотр, стремившийся к эффекту беспредельных, уходящих вдаль перспек- тив, учитывая законы оптического восприятия, ограничил длину оси этим разме- ром, отметил ее конец, вертикалями тополей, оставив пространство за ними сво- бодным.
    Важную роль играют поперечные оси парка. Это прежде всего придворцо- вая часть с северным, южным и водным партерами. Северный партер переходит в
    Аллею детей и завершается Бассейном Нептуна; южный, приподнятый над по- верхностью земли на 13 м, переходит в Оранжерейный сад и завершается Озером швейцарцев (см. приложение).
    Вторая поперечная ось в виде двух широких параллельных дорог, проходя- щих: первая - через Колесницу Аполлона, вторая - через восточный бассейн
    Большого канала, - отделяет лесопарковую часть от боскетной. Между придвор- цовой частью и дорогой, проходящей через Колесницу Аполлона, находится уча- сток боскетов.
    Деревья в боскетах высаживали правильными рядами на близком расстоя- нии с целью создания густого массива зелени. По границам боскетов устанавли-
    вали легкие деревянные решетчатые (трельяжные) изгороди - палисады, выкра- шенные в темно-зеленый цвет. Такая изгородь сдерживала развитие растений и служила своего рода лекалом для формирования ровной поверхности зеленой стены. Высота ее составляла 2/3 ширины дорожки. В изгородях чаще всего ис- пользовали граб, длительное время сохраняющий форму после стрижки.
    Боскеты в Версале использовали как зеленые залы, предназначенные для проведения музыкальных концертов, театральных представлений, танцев, игр и тихого отдыха. В соответствии с назначением, образной идеей и оформлением каждый боскет получил название (Лабиринт, Большой зал, Королевский остров).
    За боскетной частью Малого парка находится его лесопарковая часть. Здесь в центре массива по поперечной линии Большого канала проходит третья попе- речная ось, которая с севера замыкается ансамблем Большой Трианон, с юга -
    Менажерией.
    Слева и справа от продольной оси лесной массив прорезают радиальные до- роги. Их лучи, ориентированные на дворец, сходятся у восточной оконечности
    Большого канала.
    В целом в решении пространства парка наблюдается изменение его частей: придворцовая часть имеет более сложную проработку деталей, чем боскетная. По мере удаления от дворца происходит нарастание размеров планировочных эле- ментов, укрупнение рисунка их плана и упрощение композиций.
    На главной оси у водного партера виден только уходящий вдаль Большой канал, а через несколько метров, у края террасы, взору открывается Латона, спе- шащий к ней Аполлон и объединяющая их полоса Зеленого ковра. Вся архитек- турно-планировочная композиция Версаля подчинена идее восхваления богатства и могущества «короля-солнца».
    1.3 Функциональное зонирование территории парка и его назначение
    Массив Версаля занимает 1700 га, из которых передняя часть составляла
    100 га. Продольный канал имел длину 1,4 км, поперечный - 1 км. Длина дворца

    400 м. Планировка Версальского парка имела прообразы в барочных садах Ита- лии и Голландии. Новым в Версале было то единство пространственного замысла, которое соединило одной магистралью дворец и парк и придало подчиненное значение всем сопряженным с нею координатам. Благодаря открытой планировке план Версаля хорошо обозревается:
    Дворец и парк - это как бы грандиозная карта. Вид с дворца - это главный вид на версальскую панораму. Хотя весь парк возведен на искусственно выров- ненной почве, на месте осушенных болот, он образует несколько уступов, так что дворец и главный партер возвышаются над остальными частями парка. Таким об- разом, кроме главной панорамы есть еще несколько других точек, откуда раскры- ваются перспективы парка. Со стороны дворца глаз легко охватывает перспекти- ву.
    Своеобразная открытость, не замкнутость ясно выражены в основном ком- позиционном замысле Версаля. Веерная композиция положена в основу плани- ровки парка: зритель постоянно оказывается на перекрестках лучевых аллей, ко- торые раскрывают перед ним. Если попытаться сформулировать основные поло- жения творчества Ленотра, получится следующая картина:
    · в основе решения лежит подчинение деталей целому; применяются длин- ные и широкие перспективы (в отличие от коротких перспектив в садах итальян- ского Возрождения);
    · строятся невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами; деко- ративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водоемов итальянского барокко);
    · широко применяются растения в кадках.
    Некоторые аллеи перекрываются перголами, увитыми вьющимися расте- ниями. И все эти приемы решаются в органическом художественном единстве.
    В конце XVIII в. Фишер фон Эрлих создает знаменитый Шенбрун в Вене. В
    Польше (в Варшаве) в 1682 г. возникает дворцово-парковый комплекс Вилянув.
    Второй широко известный исторический памятник в Варшаве - Саксонский парк. Известен парк Лазенки в Варшаве, решенный в регулярной манере.

    Регулярный стиль садов и парков того времени оказал заметное влияние на садово-парковое искусство и в последующие времена. Долгое время он был гос- подствующим стилем в парках и садах.
    А. Ленотр представлял себе сад как зеленый город с широкими улицами и узенькими переулками. Отдельные детали - это как бы галереи, театры, башни, ворота, купола, колоннады, триумфальные арки; в зеленых залах «лежали» газон- ные ковры с цветочным рисунком; цветники напоминали мозаичные полы; их ук- рашали вазы и фонтаны.
    1.4 Стилистическое направление планировки парка
    Характерная черта регулярного стиля - безраздельное господство дворца над окружающим садом или парком.
    Аллеи располагались строго параллельно, звездообразно или в виде пра- вильного многоугольника, рассеченного диагоналями и имеющего посередине ка- кой-либо центральный объект (партер, театр, бассейн и т.д.). Перекрестки устраи- вались или под прямым углом, или в виде звезды; клумбы - круглые, овальные или многогранные. Группы зеленых насаждений размещались геометрически правильно.
    Регулярный стиль нашел в Европе большое количество подражателей. В ча- стности, из него возник так называемый стиль рококо. Этот стиль характеризо- вался применением шпалерных насаждений, фигурно подстриженных деревьев и кустарников, огромным числом скульптурных форм и садовых устройств.
    2 Специальная часть
    2.1 Территория садово-паркового искусства и композиционные основы проектирования
    2.1.1. Объёмно – пространственное решение ансамбля

    Организованное пространство – это среда для жизни и деятельности чело- века, подчиненная материальным и духовным запросам общества. Творческий ме- тод садово-паркового искусства опирается на экологические свойства осваивае- мого объекта, подходит к его оценке с позиции трех пространственных категорий: а) пространство (собственно территория); б) плоскость его составляющая (поверхность земли); в) объем.
    Эти категории определяют объёмно-пространственную структуру объекта садово-паркового искусства.
    Рисунок 3 - фонтан Латона

    Рисунок 5 – колесница Аполлона
    Рисунок 7 – Звезда короля

    Рисунок 8 – северный партер
    9 – Аллея детей

    10 – Бассейн Нептуна
    11 – южный партер

    12 – Оранжерейный сад
    13 – Озеро швейцарцев

    14 – Большой Трианон
    15 – Менажерия

    2.1.2 Композиции открытого пространства
    Открытые пространства являются одними из наиболее важных структурных элементов парков. В регулярных парках это прежде всего партеры, в пейзажных
      1   2   3   4


    написать администратору сайта