Главная страница
Навигация по странице:

  • Психология

  • Структура психических явлений

  • МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ . Методы психологических исследований

  • Объективные методы: - тесты: объективные, проективные;- эксперимент: естественный, лабораторный.Моделирование

  • МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

  • ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. Интроспективная психология

  • Бихевиоризм. Поведение как предмет психологии

  • Лекция 1 психология как наука I. Ключевые понятия


    Скачать 463.5 Kb.
    НазваниеЛекция 1 психология как наука I. Ключевые понятия
    Дата18.10.2019
    Размер463.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаLektsii_1-8.doc
    ТипЛекция
    #90789
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    ЛЕКЦИЯ 1
    ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

    I. Ключевые понятия:

    Психология. Душа. Сознание. Бессознательное. Поведение. Психика. Психические процессы. Психические состояния. Психические свойства. Интроспекция. Бихевиоризм. Психоанализ. Гештальтпсихология.

    II. Основные вопросы темы

    ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.

    Слово «психология в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psiche – «душа», logos – «понятие», «учение»). В научной употреблении термин «психология» появился впервые в 16 в., первоначально определяя особую науку, занимающуюся изучением «душевных» или психических явлений, обнаруживаемых человеком в собственном сознании.

    Историческое развитие взглядов на предмет психологии:

    а) учение о душе; б) явления сознания как предмет психологии; в) поведение как предмет психологии; г) ориентировочная деятельность.

    Современное представление о предмете психологии:

    Психология – наука о психике и психических явлениях (индивидуальных и коллективных).

    Психология - это наука, изучающая возникновение, протекание и проявление психологических явлений в результате деятельности и общения человека.

    Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности. Психология изучает внутренний мир человека каксознательного субъекта общественного развития.Явления, изучаемые психологией, относятся не только к конкретным индивидам, но и к группам. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов изучаются в рамках социальной психологии.
    Психика - особое свойство, присущее живым организмам, основанное на высшей нервной деятельности и выражающееся в наличии способности отражения действительности и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать собственное поведение и деятельность.

    Психика представляет собой средство и результат взаимодействия организма с окружающей средой.

    (Более подробно понятие «психика» рассматривается в темах №№ 2, 5, 6.)

    Психические явления. Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяются отчетливо и ясно – это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т.п. – все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано. Принадлежность индивиду, их испытывающему, субъекту – первая характерная особенность всего психического. Психические явления выступают поэтому как процессы и как свойства конкретных индивидов; на них обычно лежит печать чего-то особенно близкого субъекту, их испытывающему.

    Структура психических явлений, исследуемых психологией:

    - психические процессы

    - психические состояния

    - психические свойства

    Психические процессы выступают в качестве первичный регуляторов поведения человека.

    Психические процессы:

    - познавательные: связаны с восприятием и переработкой информации (ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание); являются основным источником сведений об окружающем человека мире;

    - эмоциональные: (возбуждение, радость, злость, обида и др.), связанные с значимостью и существенностью для человека воспринимаемых им явлений (как внешних так и внутренних);

    - волевые: наиболее ярко проявляются в ситуациях связанных с принятием жизненно важных решений, управлением своим поведением, преодоление трудностей и др.

    - неосознаваемые (не всегда выделяются в особую группу): протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

    Психические состояния характеризуют состояние психики в целом (подъем, угнетенность, страх, уныние и др.). Их динамика характеризуется длительностью, направленностью, интенсивностью и устойчивостью. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов, вызывая их активизацию или торможение.

    Психические свойства – наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека, характеризующийся устойчивостью и относительным постоянством. Они определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

    К психическим свойствам относятся: темперамент, характер, направленность личности, способности.

    МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

    Методы психологических исследований – приемы и средства, с помощью которых осуществляется построение научных теорий, а также выработка практических рекомендаций по применению психологических знаний.

    Основные группы методов, присущих психологии: субъективные и объективные

    Субъективные методы:

    - наблюдение: самонаблюдение, внешнее, свободное, стандартное и др.

    - опрос: устный, письменный, свободный, стандартный;

    - тест: тест-задание, тест-опросник.

    Объективные методы:

    - тесты: объективные, проективные;

    - эксперимент: естественный, лабораторный.

    Моделирование: математическое, системное, логическое, техническое

    МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

    Первая система психологических понятий изложена в трактате Аристотеля «О душе». Длительное время «психология» считалась философской (и богословской) дисциплиной. Иногда ее называли ментальной философией. Несмотря на обособление психологии как самостоятельной науки в 19 веке, и сегодня общепсихологические знания невозможно сформулировать в отрыве от традиционных философских проблем. В самой психологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем, оставаясь в «чисто» психологической системе категорий и методов. К числу таких традиционно междисциплинарных проблем философско-психологического характера относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, методологические проблемы психологии и ее исторического развития.

    Несмотря на исторически обусловленную родовую связь психологии и философии, концентрация психологических знаний происходила на многих участках интеллектуальной работы человечества. Информацию о прошлом психологии хранят не только сменяющие друг друга философские системы, но и естественные науки (в особенности биология), а также медицина, педагогика, социология. Развитие психологии соотносится с развитием всей системы научного знания. В решении объективных задач психологической теории и практики не обойтись без взаимодействия социологией, биологией, химией, физикой, математикой и другими науками вместе с их методами исследования. С каждой из базовый дисциплин человеческого научного познания психологию связывают глубокие исторические, методологические и содержательные узы. Включенность «психического» в структуру природы – фундаментальный факт, конкретные проявления которого выражаются в классических проблемах познания: «психо-физическая проблема» (связанная с выявлением глубинной связи между физической и психической реальностями), «психо-физиологическая проблема» (проблема соотношения души и тела), проблема соотношения социального и биологического уровней бытия. Известный психолог Ж. Пиаже подчеркивал центральную роль психологии в целостном познании мира и ее многостороннюю связь с совокупностью всех научных дисциплин.

    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

    Возникновение психологии как науки: Психология — древняя наука, прошедшая определенный путь развития. Человек всегда интересовался тем, чем является его душа и разум, какие движущие силы определяют его поведение. Систематическое изучение этих проблем насчитывает немногим более столетия, несмотря на то, что многие из них были сформулированы философами тысячелетия назад.

    Первоначально душа воспринималась в виде особого тонкого тела, распределенного некоторым образом в организме. Во многих религиозных представления душа представлялась как активный двойник тела, как бестелесная, бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром». На этой основе сформировались основные идеалистические системы философии и ранних представлений о внутреннем мире человека. Материалистическое понимание психики, напротив, предполагало, что психика – вторичное явление, производное от материальных явлений природы, и только они обладают «вечным» существованием.

    Важный этап развития психологии связан с именем французского философа Р. Декарта (1569 – 1650). В его суждениях заключался основной подход формирования психологии 19 века, ставящий в центр психологических исследований сознание. Самостоятельное развитие психологии было медленным и из-за противоречий с религиозными воззрениями. Ширился и конкретизировался круг вопросов, связанных и изучением психических явлений. В какой мере поведение человека определяется наследственными факторами, и в какой — приобретенным опытом? Являются ли способности, которыми обладает человек, только приобретенными, или передаются по наследству? Как события жизни воспринимаются и запоминаются? Хотя с философских позиций многие подобные вопросы обсуждались в течение столетий, психология как самостоятельная наука возникла лишь в XIX веке, когда появились экспериментальные методы изучения психики и поведения. Начало этому было положено представителями естественных наук, в первую очередь врачами и физиологами, некоторые из которых в силу своих научных интересов в конце концов осознали себя в качестве психологов. Одним из пионеров в области психологических экспериментов был Г. Гельмгольц (1821—1894). Его исследования в ряде областей были связаны с интересом к проблемам восприятия; изучая нервную систему человека, Гельмгольц, в частности, впервые измерил скорость распространения нервного импульса. Другим представителем ранней немецкой психологии явился Г. Фехнер (1801—1887), занимавшийся проблемами отражения физических стимулов (как, например, яркого света) в психике: увеличивает ли усиление яркости света его воспринимаемую яркость; насколько должна увеличиться яркость, чтобы испытуемый заметил разницу. Рассматривая эти и подобные вопросы, Г. Фехнер основал направление психологии, названное психофизикой. Психофизика была задумана Фехнером как наука о всеобщей связи физического и духовного мира. Он выдвинул принцип всеобщей одушевленности природы, полагая, что психического «разлито» по всей вселенной, а все космические объекты в ней являются обратной стороной духа. По мнению Фехнера, должна быть создана специальная наука, которая с помощью эксперимента и математики могла бы исследовать функциональные отношения между душой и телом. В целом, общая программа построения психофизики включала три главных задачи:

    - установить, какому закону подчиняются отношения психического и физического мира на примере связи раздражений и ощущений;

    - дать математическую формулировку этому закону;

    - разработать психофизические методы измерения.

    Вторая половина 19 века – период выделения психологии из философии и естествознания, перехода на самостоятельный путь развития, оформления психологии как экспериментальной науки. преобразование психологии в самостоятельную экспериментальную дисциплину нашло свое выражение в разработке теоретических программ и школ, открытия множества экспериментальных лабораторий, образования психологических обществ, специальных журналов, в создании собственной экспериментальной техники.

    Перспективы современной психологии определяются совершенствованием ее теории и растущей актуальностью для жизни во всех сферах практической деятельности человека. Несмотря на обилие различных мировоззренческих и методологических позиций внутри психологического познания, современная психология инициирует попытки интеграции накопленного знания. В частности, это связано с использованием идей эволюции и развития в природе и обществе, принципов системности, управляемости и самоорганизации.

    ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.

    Интроспективная психология

    На протяжении длительного времени метод интроспекции был главным и единственным методом психологии. Он основан на двух базовых идеях:

    - процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения

    - процессы сознания могут открываться «внутреннему», интроспективному исследованию субъекта

    Идеологом метода интроспекции был Дж. Локк (1632-1704), развившем представления Р. Декарта о непосредственном постижении мысли. Интроспективная психология — ряд психологических направлений,

    основанных на постулате о не опосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом „чужое“ сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявления, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л.М. Лопатина, Г.И. Челпанова.

    В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод интроспекции стал руководящим для немецкого психолога В. Вундта и его школы, соединивших интроспекцию ( особый вид самонаблюдения), под которой имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов, с экспериментальным методом. При этом предполагалось, что ненадежность обычного («ненаучного») самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у которых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о которых они сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии — образы памяти и простейшие чувства. Эти «атомы» чувственной «ткани» сознания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал такой подход американский психолог Э. Б. Титченер.

    Другой вариант И. п. представлен немецким философом Ф. Брентано и его последователями (К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльпе), которые усматривали задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности.

    С позиций интроспективной психологии психическое отождествлялось с сознанием, которое замыкалось в самом себе, что приводило к отрыву психического от объективной действительности и самого субъекта.
    Функционализм

    Учение Ч. Дарвина радикально изменило представление о месте человека в природе. Для психологов теория эволюции послужила источником захватывающих вопросов: Имеют ли человеческие психические процессы эволюционную историю? Сходны ли человеческие способности, такие, например, как способность учиться на опыте, с аналогичными способностями животных? Каково приспособительное значение различных способностей человека? Ответ на эти вопросы и попытался дать функционализм. Функционализм представлял собой общий набор идей, охватывающих определенную тематику, в особенности проблему полезности или адаптивной значимости психических процессов. Возникновение функционализма обычно связывается с именем Джона Дьюи (1859—1952). В то время как интроспективные исследования субъекта отвечали на вопросы о содержании сознания, функционализм стремился определить функции психических процессов. Для их изучения применялись как объективные, так и субъективные методы; считалось, что полезные сведения могут быть получены при изучении и человека, и животных. Кроме того, функционализм тяготел к исследованию жизненных проблем, изучению психики и поведения в реальных ситуациях. Подчеркивалось, что психические процессы являются непрерывными, длящимися, и искусственная их остановка и расчленение, как это предлагалось в структурализме, не ведет к получению полезных данных. Выдающимся американским психологом, исследования которого часто связывают с функционализмом, является Уильям Джемс (1842—1910), создавшим теорию потока сознания. Благодаря функционализму, сфера интересов психологии расширилась: стали изучаться дети и душевнобольные, а также животные (шимпанзе, собаки), изучение которых методами интроспекции было невозможно. Важнейшим направлением стало приложение психологических исследований в различных областях.

    Бихевиоризм. Поведение как предмет психологии

    В программной статье Джона Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста», опубликованной в 1913 г., автор сформулировал новое определение предмета и метода психологии: «С точки зрения бихевиориста психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Ее теоретической целью является предсказание поведения и контроль за ним. Для бихевиориста интроспекция не составляет существенной части методов психологии, а ее данные не представляют научной ценности, поскольку они зависят от подготовленности исследователей в интерпретации этих данных в терминах сознания... Традиционно утверждалось, что психология — это наука о явлениях сознания. В качестве основных проблем выдвигалось, с одной стороны, расчленение сложных психических состояний (или процессов) на простые элементарные составляющие их, а с другой стороны, построение сложных состояний, когда даны элементарные составляющие». «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. В психологии поведения могут быть использованы те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках. И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии. Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить — в замаскированной, правда, форме — старое религиозное понятие «души». Наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (С) и реакций (Р). Простая схема С—Р вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения является разрешенной в том случае, если известны стимул и реакция» (Уотсон Дж. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 34—35). Бихевиористы считали, что истинная цель психологии — описывать, объяснять, предсказывать и управлять поведением. Они делали акцент на том, чтобы понять, как опыт формирует поведение; поэтому, естественно, их интерес был сконцентрирован на процессе научения. Работы И. П. Павлова (1849—1936) и его последователей надолго определили представление о рефлекторных механизмах поведения. Они изложены во всех современных учебниках в разделе о мозговых механизмах психики. В настоящее время существует много направлений бихевиоризма. Его основные положения нашли применение во многих областях современной психологии. Большинство психологов согласны в том, что изучение поведения занимает центральное место в психологии, но только немногие придерживаются мнения о полной бесполезности психологических понятий для описания и объяснения психических процессов. Представители раннего бихевиоризма исключили из психологии многие разделы — восприятие, эмоции, познание,— интерес к которым находится в центре современных когнитивных исследований.
    Гештальтпсихология

    Функциональная психология и бихевиоризм возникли в значительной мере как реакция на структурализм. Примерно к этому же времени относится возникновение другого альтернативного структурализму направления — гештальтпсихологии. Гештальтпсихология явилась протестом против представлений о психическом как сумме отдельных независимых психических процессов. Была сформулирована общая идея о том, что все психические процессы функционируют как целостные образования — как гештальты. Макса Вертгеймера (1880—1943) принято считать теоретиком и методологом этого направления в психологии. Хотя гештальтпсихология возникла как реакция на структурализм, она также вступила в противоречие и с бихевиоризмом. Гештальтпсихологи оспаривали присущий бихевиоризму анализ сложных феноменов в терминах элементарных поведенческих проявлений, подобно тому как они возражали против структуралистской теории комплексов ощущений. Бихевиоризм, со своей стороны, не принял положений гештальтпсихологии. Влияние гештальтпсихологии остается сильным не только в некоторых областях общей психологии (исследовании когнитивных процессов психологии личности), но также в различных разделах социальных наук.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта