Лекция 1 психология как наука I. Ключевые понятия
Скачать 463.5 Kb.
|
Литератураа) обязательная литература Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. – М.: МГППУ Смысл, 2003. Маклаков А.Г. Общая психология.//Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2006. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Бахрах-М, 2002. Психология. // Уч. для гуманитарных вузов. / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб. Питер, 2001. Радугин А.А. Психология и педагогика.//Учебное пособие – М.: Центр, 1999. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. б) дополнительная литература Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. – М.: Смысл, 2005. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.5.- М.:, 1983. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости.// Уч. пособие для студентов. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Ничипоров Борис (прот.) Времена и сроки. Кн. 1-2. – М.: Фонд содействия образованию ХХI века, 2002. Психофизиология: Учебник для вузов. /Под редакцией Ю.И. Александрова. - СПб.: Питер, 2006. ЛЕКЦИЯ 3 Психические познавательные процессы Ощущение I. Ключевые понятияОщущение. Рецептор. Анализатор. Порог ощущений. Адаптация ощущений. Сенсибилизация. Синестезия II. Основные вопросы темы Ощущение – психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Что означает «отдельных свойств»? Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на наши органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета. Физиологическая основа ощущения. Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор – специализированная клетка, эволюционно приспособленная к восприятию во внешней или внутренней среде определенного раздражителя и к преобразованию его энергии из физической или химической формы в форму нервного возбуждения); 2) проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий. Классификация ощущений. В современной психологии наиболее используемой является систематическая классификация ощущений, предложенная английским физиологом Ч.Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Общие свойства ощущений. 1) Пороги ощущений. Порог ощущений – психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя. Абсолютно низкий порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Верхний абсолютный порог – наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида. Дифференциальный порог – наименьшее изменение в силе и характере действующего раздражителя, замечаемое человеком. 2) Адаптация ощущений – изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. 3) Качество – свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. 4) Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена. 5) Длительность – временная характеристика возникшего ощущения. 6) Пространственная локализация определяет положение раздражителя по отношению к человеку. Взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств. Различают два вида взаимодействия ощущений: 1) взаимодействие между ощущениями одного вида; 2) взаимодействие между ощущениями различных видов. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения называется сенсибилизацией. Взаимодействие ощущений обнаруживается в явлении, называемом синестезией – возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Качественное отличие ощущений человека и животных. Следует отметить, что ощущения человека – это продукт исторического развития, и поэтому они качественно отличаются от ощущений животных. У животных развитие ощущений целиком ограниченно их биологическими, инстинктивными потребностями. У многих животных отдельные виды ощущений поражают своей тонкостью, однако проявление этой тонко развитой способности ощущения не может выйти за пределы того круга объектов и их свойств, которые имеют непосредственное жизненное значение для животных данного вида. Например, пчелы способны гораздо тоньше, чем среднестатистический человек, различать концентрацию сахара в растворе, но этим и ограничивается тонкость их вкусовых ощущений. Другой пример: ящерица, которая способна слышать легкий шорох ползущего насекомого, никак не будет реагировать на очень громкий стук камня о камень. У человека способность ощущать не ограничена биологическими потребностями. Труд создал у него несравненно более широкий, чем у животных, круг потребностей, а в деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, постоянно развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. Поэтому человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов, чем животное. Восприятие I. Ключевые понятия Восприятие. Апперцепция. Константность восприятия. Целостность восприятия. Категориальность. Гиперстезия. Гипостезия. Иллюзии. Галлюцинации. II. Основные вопросы темы Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но и рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается; он часто активно выбирает установку, которая обеспечивает адекватное восприятие предмета; воспринимая, он таким образом производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в конечном счете в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание. Основные качества восприятия. Апперцепция. Восприятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется апперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся системой образов, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий (по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям). Фактор апперцепции объясняет значительные различия при восприятии одних и тех же явлений различными людьми или одним и тем же человеком в разных условиях и в разное время. Константность. Мир, в котором мы существуем, воспринимается нами не только как организованный, структурированный, но и как относительно устойчивый и постоянный. За сложившимися образами предметов восприятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом видим. (Белая рубашка остается для нас белой и при ярком свете и в тени. Но если бы видели только небольшой ее кусок через отверстие, она показалась бы нам в тени скорее серой). Эта особенность восприятия называется константностью. Предметный характер. Человек воспринимает мир не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений или состояний своих органов, а в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер. Целостность восприятия. Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущения необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия. Категориальность. Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия, его категориальности. Классификация основных видов восприятия. Нарушения и расстройства восприятия. При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносим. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми и грубыми. Эти изменения восприятия называются гиперстезией. Противоположное ей состояние – гипостезия, которая выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связано с умственным переутомлением. Окружающее становится неярким, неопределенным, утрачивает чувственную конкретность. Предметы словно лишаются красок, все выглядит блеклым и бесформенным. Звуки доносятся глухо, голоса окружающих утрачивают интонацию. Все кажется малоподвижным, застывшим. К расстройствам восприятия обычно относят: иллюзии, галлюцинации, разного рода сенестопатии, а также деперсонализацию и дереализацию. Иллюзии – ошибочное восприятие реально существующих предметов или явлений; наиболее часто возникают на фоне эмоционального напряжения, чувства страха (например: половая тряпка может показаться незнакомым животным и т.п.). Галлюцинации – форма психического нарушения, при которой восприятие возникает без реального раздражителя; человек видит, слышит или ощущает то, чего не воспринимают окружающие; галлюцинации наблюдаются при шизофрении, органическом поражении головного мозга, при алкоголизме, наркомании. Сенестопатии – разнообразные тягостные, болезненные ощущения в различных частях тела, во внутренних органах; эта болезненность не проявляет себя видимыми соматоневрологическими дефектами, инструментальные исследования также не обнаруживают «очага» повреждения. Деперсонализация – расстройство самосознания, субъективное чувство измененности своих психических и физических свойств. Дереализация – болезненно-неадекватное восприятие окружающей действительности, предметов, явлений. Предмет и фон в восприятии. В каждый момент времени на наши органы чувств действует много предметов, но не все они воспринимаются одинаково. Одни из них выделяются нами, выступают «на передний план», и мы сосредоточиваемся на них. Другие – словно отходят «на задний план», в известном смысле сливаются друг с другом, воспринимаются менее ясно. В соответствии с этим различают предмет, или объект восприятия, т.е. то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие, и фон, который образуют все другие предметы, действующие на нас в это же время, но отступающие, по сравнению с объектом восприятия, «на задний план». Для того чтобы наглядно представить суть данной проблемы, приведем несколько примеров. Когда мы достаем книгу из книжного шкафа, мы воспринимаем много других книг, но предметом, или объектом, восприятия является лишь та книга, которая нам необходима в данный момент и которую мы ищем. Все остальные книги воспринимаются нами только как фон. Первоначально различие между фигурой (предметом) и фоном возникло в изобразительном искусстве. В психологии данная проблема впервые стала рассматриваться как самостоятельная датским психологом Э. Рубином. Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон. Следует отметить, что соотношение предмета и фона – это соотношение динамическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном. Подтверждением этого является следующий пример. На рисунке изображена белая ваза на фоне черного круга, но если внимательно присмотреться к данному рисунку, то можно заметить, что фон также несет определенное смысловое значение. В другом случае можно увидеть, что изображена не ваза, а профили человеческих лиц. Взаимоотношение целого и части в восприятии. Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойствами. Воспринимая его как целое, мы вместе с тем воспринимаем и отдельные его части. Обе эти стороны восприятия теснейшим образом связаны между собой: восприятие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие. Восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и – в известном смысле – также его чувства и эмоции. Отражая объективную деятельность, восприятие делает это не пассивно, не мертвенно-зеркально, потому что в нем одновременно преломляется вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего. В самом чувственном своем составе восприятие не является простой механической суммой друг от друга независимых, лишь суммирующихся в процессе восприятия ощущений, поскольку при этом различные раздражения находятся в многообразных взаимосвязях, постоянно взаимодействуя друг с другом. Наблюдение и экспериментальное исследование свидетельствует, например, о воздействии цвета на видимую величину предмета: белые и вообще светлые предметы кажутся больше, чем равные им черные или темные предметы, относительная интенсивность освещения влияет на видимую отдаленность предмета. Расстояние или угол зрения, под которым мы воспринимаем изображение или предмет, влияет на его видимую окраску: цвет на расстоянии существенно изменяется. Включение предмета в состав того или иного так или иначе окрашенного целого влияет на его воспринимаемый цвет. Таким образом, в восприятии обычно каждая часть зависит от того окружения, в котором она дана. Значение структуры целого для восприятия входящих в состав его частей обнаруживается очень ярко и наглядно в некоторых оптико-геометрических иллюзиях. Во-первых, воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны, как это видно из рисунка (оптические иллюзии), где средние круги равны, но видятся они неравными. Очень яркой является иллюзия Мюллера-Лайера и ее эббингаузовский вариант. Иллюзии, изображенные на этом рисунке, показывают, что воспринимаемые размеры отдельных линий оказываются зависимыми от размеров тех фигур, в состав которых они входят. Особенно показательна в этом отношении иллюзия параллелограмма, в которой диагональ меньшего из четырехугольников кажется меньшей, а большего – большей, хотя объективно они равны. Зависимым от структуры целого оказывается не только восприятие величины, но и направление каждой входящей в состав какого-нибудь целого линии (иллюзия параллельных линий). На приведенном рисунке параллельные средние отрезки кажутся расходящимися, потому что расходящимися являются те кривые, в состав которых они входят. Точно так же, хотя левая сторона всех кругов на рисунке (иллюзия деформации прямой) расположена на одной прямой, они кажутся нам лежащими на выгнутой линии, потому что расположение фигуры в целом, определяемое линией, проходящей через центры всех кругов, образует выгнутую линию. Перенос с целого на части, впрочем, не столько объясняет, сколько характеризует в описательном плане ряд иллюзий. Попытка представить роль целого в данном случае как реальное объяснение и свести к ней все иллюзии была бы явно несостоятельна. Существуют многообразные иллюзии; многообразны, по-видимому, и причины, их вызывающие. Оптические иллюзии: I- Эббингауза; II - вследствие оценки фигуры в целом; III - вследствие контраста; IV - перспективы; V - Мюллера – Лайера; VI - параллелограмма; VII - параллельных линий. Иллюзии деформации: а – круга; б – прямой. Представление I. Ключевые понятия Представление II. Основные вопросы темы Представление – психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются из нашего предыдущего опыта. Типы представлений. Представления памяти – представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Представления воображения – представления, которые формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Основные характеристики представлений. Наглядность. Представления – чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, - оно, как правило, значительно бледнее. Фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Отдельные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа. Неустойчивость. Любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать, и вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Непостоянство. Представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Основные функции представлений. Сигнальная функция состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением. Например, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду. Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Настроечная функция проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И.П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности. Память I. Ключевые понятия Память. Сенсорная память. Кратковременная память. Долговременная память. Энграмма. Амнезия. II. Основные вопросы темы Определение и общая характеристика памяти. Память – это способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Память – способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении. Человеческая память – это, прежде всего, накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта. Память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности. Память как психический процесс включает в себя запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти, человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Структура памяти. Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1 – 0,5 секунд. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а потом медленно исчезает. Это – содержание сенсорной памяти. Если полученная таким образом информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 секунд. Это второй уровень – кратковременная память. Информация, подобная нескольким последним словам предложения (которое вы только что услышали или прочитали), номерам телефонов, чьим-нибудь фамилиям, может быть удержана кратковременной памятью в очень ограниченном объеме: пять-девять цифр, букв или название пяти-девяти предметов. Делая сознательные усилия, вновь и вновь повторяя материал, содержащийся в кратковременной памяти, его можно удержать на неопределенно долгое время. Следовательно, кратковременная память поддается сознательной регуляции, может непосредственно контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды, и продлить их психика возможности не имеет. Кратковременная память позволяет человеку перерабатывать колоссальный объем информации, не перегружая мозг, отсеивая все ненужное и оставляя потенциально полезное, необходимое для решения сиюминутных проблем (оперативная память). Накопление опыта связано с долговременной памятью. Существует явное и убедительное различие между памятью на только что случившееся событие и на события далекого прошлого. О первых мы вспоминаем легко и непосредственно, а вспомнить вторые бывает трудно, для этого требуется иногда много времени. Введение в долговременную память нового материала и последующее воспроизведение его требуют значительных усилий. Оперативные и аналитические центры нашей психики лишь частично контролируют свою информационную базу, поэтому нам и бывает трудно извлекать из всей массы хранимой в ней информации именно те сведения, которые требуются в данный момент. В то же время ряд сложнейших операций, связанных, например, с реализацией правил грамматики, логики и интерпретацией символов печатного текста, то есть с чтением, производится системами долговременной памяти быстро и практически автоматически. Виды памяти. В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют следующие четыре вида памяти: двигательную, образную, эмоциональную и вербальную. Генетически первичной считают двигательную память, то есть способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций. Затем формируется образная память, то есть возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой памяти. Психика человека ориентирована, прежде всего, на зрительную и слуховую память, отличающихся у него большой дифференциацией (особо «память» на лица, ситуации, интонации и т.п.). Практически одновременно с двигательной формируется эмоциональная память, представляющая собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний. Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная (словесно-логическая) память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий. Вербальная память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка. Индивидуальные особенности памяти. Память у людей различается: по быстроте запоминания; по его прочности или длительности; по количеству или объему запоминаемого; по точности. В отношении каждого их этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого. Основные процессы памяти: запоминание, хранение информации, воспроизведение. Существует три главных процесса, синтез которых и образует память как целостное функциональное образование психики. Во время первого из них – запоминания, происходит анализ и идентификация различных характеристик поступающей информации, ее кодирование. Второй процесс памяти – хранение информации, связанный, в основном, с ее организацией и удержанием. Третий – воспроизведение, непроизвольное и произвольное. Воспроизведение информации справедливо можно считать основной функцией, основным назначением памяти – дать человеку возможность использовать данные своего опыта. Энграмма – след памяти, сформированный в результате обучения. Нарушения памяти. Амнезия – полный пробел в памяти на какой-либо отрезок времени. Человек не в состоянии припомнить никаких событий и фактов, происходящих в период подвергшийся амнезии. Чаще всего амнезия наблюдается при травмах черепа и энцефалитах. При этом амнезия может охватывать какой-то отрезок времени (от нескольких секунд до нескольких лет) до заболевания (травмы) – ретроградная амнезия, или после заболевания – антероградная амнезия. Если пациент не запоминает текущих событий, то подобное явление называется фиксационной амнезией. Наиболее частым вариантом нарушений памяти при психических заболеваниях является гипомнезия – ослабление памяти. Это ослабление может касаться только процесса запоминания материала, при котором необходимо многократное повторение информации для ее запоминания. Если у больного снижен объем кратковременной памяти, то и многократное введение информации может не привести к полному ее усвоению. Такие нарушения памяти могут касаться одной или нескольких модальностей (зрительной, слуховой, тактильно-кинестетической и пр.), в зависимости от характера поражения нейронов головного мозга. Парамнезии – обманы памяти. Например, больной может непроизвольно заполнять фантазией, вымыслом пробелы в памяти. Такое нарушение называется конфабуляцией. Он может смещать во времени реальные события (псевдореминисценция). У больного может наблюдаться криптомнезия – явление, при котором человек непроизвольно принимает чужие высказывания за свои собственные. При тяжелых органических повреждениях головного мозга нередко наблюдается корсаковский синдром расстройства памяти (впервые описан С.С. Корсаковым). Это расстройство выражается в сочетании всех видов амнезии и парамнезии, что приводит к полной дезориентации больного в месте, времени и ситуации на фоне клинически ясного сознания. Мышление |