логика. Логические законы мышления Умозаключение Доказательство Заключение Лекция Тема "Введение. Логика как наука, ее становление и значение. Понятие" План Сущность логики
Скачать 2.26 Mb.
|
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уфимский государственный авиационный технический университет «Логика»Оглавление: Введение. Логика как наука, её становление и значение. Понятие. Суждение Логические законы мышления Умозаключение Доказательство Заключение Лекция 1. Тема: “Введение. Логика как наука, ее становление и значение. Понятие” План: 1. Сущность логики. 2. Психология и логика. 3. Предмет логики. 4. Задачи и значение логики. 5. История логики, ее главные направления и ответвления. 6. Понятие 1. Сущность логики. Слово ”логика” греческого происхождения – ”logos” и в переводе на русский язык означает “мысль”, ”разум,” рассуждение”. В русском языке данное слово употребляется с несколькими смысловыми нагрузками. В рамках данного курса под логикой будем подразумевать, прежде всего, науку о мышлении, которая помогает достичь нам человеческого познания. Учитывая то, что цель познания, в конечном счете, заключается в достижении истины при помощи мышления, можно определить, что логика есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина. Она выявляет те правила, которым должно подчиняться мышление, чтобы достичь истинны. Практика человеческого познания показывает, что при помощи мышления истина иногда достигается, а иногда не достигается. В связи с этим, то мышление, при помощи которого достигается истина, принято называть правильным мышлением. Логика – это философская дисциплина о формах, в которых протекает мышление, наука о законах правильного мышления или наука о законах которым подчиняется правильное мышление. Таким образом, логика, в сущности, исследует законы мышления. 2. Психология и логика. Мышление может быть рассмотрено с двух точек зрения. Прежде всего, оно есть известный процесс, законы которого мы исследуем. Как совершается этот процесс, описывает психология. С другой стороны, мышление - это средство достижения истины. Логика исследует, каким законам должно подчиняться мышление, чтобы оно могло привести к истине. Таким образом, психология рассматривает мышление так, как оно есть, как реально протекающий процесс, который состоялся либо протекает сам по себе. Логика же рассматривает его так, как оно должно быть. В этом отношении логика сближается с этикой, или наукой о нравственности, и с грамматикой. Подобно тому, как этика указывает законы, которыми должна подчиняться наша жизнь, чтобы быть добродетельной, нормальной, и грамматика указывает правила, которым должна подчиняться речь, чтобы быть правильной, так, логика указывает нам правила, законы или нормы, которым должно подчиняться наше мышление для того, чтобы быть истинным. И так, психология наука преимущественно описательная. Логика же наука нормативная. 3. Предмет логики. Предметом изучения логики являются следующие стороны и особенности мышления: Логика изучает элементарные единицы мышления – понятия, а также операции, позволяющие их связать в мысли – это суждения и умозаключения. Законы мышления, выработка которых и составляет одну из главных задач логики. Правильность мышления в логики рассматривается не со стороны содержания мышления, а исключительно со стороны формы выражения мысли. Мы считаем какое – либо положение истинным материально, когда оно соответствует действительности и вещам. Мы считаем то или другое заключение истинным формально в том случае, когда оно выводится с достоверностью из тех или иных положений, т.е. когда верен способ соединения мыслей, самое же заключение может совсем не соответствовать действительности. Правила, которые указывают, когда получаются заключения истинные формально, мы можем назвать формальными критериями истинности; те правила, которые определяют материальную истинность, мы можем назвать материальными критериями истинности. Формальная логика по преимуществу изучает те отделы логики. В которых может быть применяем формальный критерий истинности. Логика изучает законы и формы правильного мышления. При этом логические законы можно назвать необходимыми нормами, принципами. Но эта нормативность логических законов отличается от нормативности законов установленных по воле людей, например от норм права, так как логические законы не зависят от воли людей. Все люди мыслят в одних и тех же логических формах, их мышление подчиняется одним и тем же логическим законам. 4. Задачи и значение логики. Есть положения или факты, истинность которых усматривается непосредственно, и есть положения или факты, истинность которых усматривается непосредственно, через посредство положений или фактов. К числу непосредственно очевидных положений относятся, прежде всего, те положения, которые являются результатом чувств. Восприятия, а также и внутреннего опыта. К ним относятся также математические аксиомы и определения. Все те факты, которые совершаются в нашем отсутствии (например, прошедшие явления, а также и будущие), могут быть познаваемы только посредственно. Посредственное значение доказывается, делается убедительным, очевидным при помощи знаний непосредственных. Этот последний процесс называется доказательством. Доказательство заключается в том, что мы положения неочевидные стараемся свести к положениям или фактам непосредственно очевидным или вообще очевидным. Познание посредственное нуждается в доказательствах; познание непосредственное в них не нуждается и служит основой для доказательства познаний посредственных. Когда мы доказываем что-либо мы можем сделать ошибку: наше умозаключение может быть ошибочным. Но существуют определенные правила, которые показывают, как отличать умозаключения правильные от умозаключений ошибочных. Эти правила указывает ложка. Задача ложки, поэтому заключается в том, что бы показывать, каким правилам должно следовать умозаключение, чтобы быть верным. Логика не ставит перед собой цель открытие истин, ее цель – доказательство уже открытых истин. Логика указывает правила, при помощи которых могут быть открыты ошибки. Определяющим критерием служит практика. Логический же критерий истинности – вспомогательный и производный, вытекающий из практики и сам опирающийся на окончательный критерий истинности. ”Ложка есть преследователь темного запутанного мышления”. Человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительней, чем у того, кто логики не знает. Он гораздо ранее совершает ошибки, заблуждается. По мнению многих ошибки можно открывать без помощи ложки, посредством лишь здравого смысла. Но часто бывает недостаточно найти ошибку, нужно объяснить ее. Можно знать, что в том или ином умозаключении есть ошибки, но не всегда на основе лишь здравого смысла можно уяснить, почему же это умозаключение нужно считать ошибочным. Это часто можно сделать только благодаря знанию правил ложки. Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать различными способами (методами). 5. История логики, ее главные направления и ответвления. Логика как наука о мышлении является одной из древнейших наук, возникших более двух тысяч лет тому назад, в 4 веке до н.э. в Индии, Китае и достигшей своего расцвета в Древней Греции. Первоначально логика разрабатывалась в связи с ораторским искусством, как часть риторики. Творцом логики как науки следует считать Аристотеля /384-322/, который одним из первых обстоятельно обследовал понятие и суждение, разработал теорию умозаключения и доказательства, сформулировал основные законы мышления. Заслуживает упоминания сочинение последователей философа Декарта /1596-1650/ по логики /1662г./, принадлежащей к так называемому формальному направлению. Формальная логика – это наука (или дисциплина), изучающая законы формального мышления. Формальное мышление – это последовательность умственных действий по заранее фиксированным правилам. Основателем особого направления в логике, которое называется индуктивным, считается английский философ Френсис Бэкон /1561-1626/. Для того чтобы понять, в чем заключается различие между формальным и индуктивным направлениям в логике, нужно уяснить различие между материальной и формальной истинностью. Ко второй половине 19 в. сложилась символическая логика или математическая логика, ряд идей который был сформулирован еще в 18 веке нем. мыслителем Г.В.Лейбницем /1646-1716/. Символическая логика возникла как результат применения математических методов к логике, точнее к некоторым ее разделам, прежде всего к умозаключению и доказательству. В настоящее время логическая наука имеет много ответвлений. Это модальная логика, комплексная логика, многозначная логика и т.д. Американский логик Н.Решер в одной из своих работ перечисляет все известные сейчас ответвления логики как науки, и это перечисление заняло у него 4 страницы. При этом можно с уверенностью сказать, что общим для всех логик является то, все они изучают сущность и закономерности мышления. По большому счету современная логика включает в себя две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Формальная логика рассматривает форма мышления как уже сложившиеся, отвлекаясь от их возникновения, развития, т.е. от их диалектики. Диалектическая же логика исследует возникновение, изменение и развитие логических форм, соотношение между ними, она “выводит эти формы одну из другой, устанавливает между ними соотношение субординации”. 6. Понятие 6.1. Реальность понятий. Что такое понятие. Признаки предмета и понятий. Структура и логические приемы формирования понятий. 6.2. Содержание и объем понятия. 6.3. Виды понятий. Отношения между понятиями. Круги Эйлера. 6.4. Логическая операция определения понятий. 6.5. Деление понятий. Классификация. 6.6. Ограничение и обобщение понятий. 6.1. Реальность понятий. Что такое понятие. Признаки предмета и понятий. Структура и логические приемы формирования понятий. На основе переработки (при помощи мышления) представлений в понятия достигается цель выявление сущности предмета. Вопрос о реальности понятий волновал еще древних философов. Так, Платон считал, что идеи или понятия существуют отдельно от вещей; а, по мнению Аристотеля, они существуют в самих вещах. Но и по Платону, и по Аристотелю понятия существуют реально. Поэтому и Платон, и Аристотель в решении этого вопроса – реалисты. В средние же века появилась иная точка зрения, точка зрения номинализма, согласно которого реальны только единичные вещи, понятия же не более как простые названия, имена. Понятия более совершенны, чем общие представления. Их содержание более устойчиво, более определенно, более постоянно. В то время как общие представления у различных лиц различны, понятия у всех людей должны быть одинаковыми. В представлении могут фиксироваться живые подробности, которыми определяется внешняя сторона предмета, но при помощи лишь одних представлений невозможно проникнуть во внутренние, глубинные связи, отношения, познать в предмете то, что составляет его существенные черты, его сущность. Последнее достигается при помощи понятий. Понятие является одной из форм абстрактного мышления, отражающей предметы в их общих существенных признаках. Признаки – это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Как в общих, так и в отличительных признаках могут фиксироваться существенные и не существенные свойства предметов. Поэтому признаки бывают существенные и не существенные. При этом существенность того или иного признака (свойства) выражается двояко: существенность относительно других предметов (пища для человека); существенность для самого предмета. В самом слове “признак” заключена часть его значения. Признак – то, что состоит при знаке, то, что, как и знак, указывает на объект, то, при помощи чего можно опознать объект. Признаки, скорее, связаны со свойствами и отношениями. Признаки предметов подразделяют еще на основные и производные, случайные и необходимые. В зависимости от количества существенных признаков предметов, фиксируемых понятиями, последние делятся на простые и сложные. В пределе число элементов содержания понятия может быть равным единице, например в понятии ”существование”, но в понятии меньшей степени абстракции их всегда больше, и все вместе они составляют единое логическое целое, соответствующее единству признаков в предмете. Элементы содержания понятия и сами называются признаками. Понятия, имеющие в своем содержании больше одного элемента, различаются либо как более простые и менее простые, либо более сложные и менее сложные. Содержание всякого сложного понятия представляет собой синтез элементов, понятия представляет собой синтез элементов, их единство. Особенность этого единства характеризует структуру понятия, в которой существенным является различие между родовым признаком, который часто называют главной частью содержания понятия, и видовой разницей, которая называется обычно побочной частью содержания понятия. Гл. часть отвечает на вопрос : ”кто? или что?”, а побочная – на вопрос “какой?” (например: “квадрат” - гл. часть является понятие “прямоугольный”, а побочный понятие “имеющий равные стороны”). Побочная часть может быть ближайшей или отдаленной в зависимости от того, примыкают ли соответствующие признаки к главной части содержания понятия непосредственно или по средствам других признаков. Признаки бывают положительные и отрицательные (о наличии у объекта свойств или отношений); существенные и несущественные (без которых нельзя и без которых мы можем помыслить существование данного объекта). Отличительные и не отличительные (присуще только объектам, входящих в объем данного понятия и присуще не только им). Языковыми формами выражений понятий являются слова или словосочетания. Существуют слова – омонимы (мир, коса, и т.п.) и слова синонимы (око - глаз, враг - недруг и т.п.). Основными логическими приемами формирования понятий являются: Анализ –мысленное расчленение предметов на составные части, выделения из них признаков. |