Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности медицины Древней Месопотамии, Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая. Первые представления о болезни (гуморальная и пневматическая теории).

  • Гиппократ о причинах болезней, их течении и исходе. Вопросы травматологии и десмургии в трудах Гиппократа.

  • Санитарное дело.

  • Становление военной медицины.

  • Развитие государственной медицины.

  • Ист мед. идеальный файл по ист меду. Медицинское направление сложившиеся в недрах первобытного общества


    Скачать 352.22 Kb.
    НазваниеМедицинское направление сложившиеся в недрах первобытного общества
    АнкорИст мед
    Дата22.12.2022
    Размер352.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаидеальный файл по ист меду.docx
    ТипДокументы
    #859709
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1. Медицинское направление сложившиеся в недрах первобытного общества. Эмпирическое знание, иррациональное знание, лечебная магия. Научная медицина. Отличие научного знания от обыденного знания.

      1. Медицина в эту эпоху носила собирательный характер, накапливались отдельные факты о признаках болезней и лечении их лекарствами растительного, животного и минерального происхождения

      2. Эмпирическое знание - это совокупность представлений о действительности, получаемая в результате ее непосредственного исследования. Эмпирическим путем заложены основы народной гигиены

      3. Иррациональное знание – это знание, полученное на основании эмпирического опыта, но не постигаемое разумом, а значит, объясняемое действием сверхъестественных сил или особых верований (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, анималистические воззрения)

      4. Магическая медицина родилась вместе с первыми зачатками эмпирической научной медицины. Появились представления о каких-то чуждых человеку магических силах, таинственных существах (демонах и т.п.), которые вызывают болезни, особенно если человек не подчиняется их влиянию

      5. Первобытная культура внесла огромный вклад в развитие науки вообще и медицины в частности, несмотря на множество предрассудков. Многие лекарственные средства растительного и животного происхождения, применяемые в настоящее время, взяты у наших предков

      6. Обыденное знание сводится к простому перечислению свойств объекта (их сумме), и не пытается, как правило, выстроить их по субординации; не отделяет главного от второстепенного; не поднимается до обобщений, до видения целостной взаимосвязи объектов. А научное знание проникает во внутреннюю структуру вещей, познавая их сущность; воспринимает объект не как сумму свойств, а как систему, части которой располагаются по принципу субординации; отделяет главное от второстепенного; способно раскрывать общее, подниматься до обобщений

    2. Особенности медицины Древней Месопотамии, Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая. Первые представления о болезни (гуморальная и пневматическая теории).

      1. Месопотамия: Лекарства готовят различными методами и используют вещества различного происхождения. Различается время приема лекарств, описаны средства ухода за тяжелобольными. Раскопки Вавилона говорят о развитии гигиены – остатки мостовых, водопровода и канализация из глиняных труб, имелись законы об удалении из городов больных с заразными болезнями

    Два направления врачевания : асу(врачеватели) и ашипу(заклинатели)

      1. Египет: Элементы санитарии и благоустройства являются атрибутом знати. Существуют школы для подготовки врачей (3-е тыс. до н. э.). Медицину изучают иностранцы

    Родина косметологии, знания передаются от отца к сыну

      1. Индия: Свод законов Ману (150–120 годы до н. э.) (влияние климата и времен года на здоровье, чистота жилища, личная гигиена, гимнастика, гигиена ротовой полости, остатки пищи и выделения рекомендовалось выносить далеко от дома). Аюрведа – знание жизни (350 год н. э.) (полную редакцию написал врач Сушрута, описаны признаки более 150 заболеваний, 120 хирургических инструментов, 760 лекарственных растений, правила поведения врача)

    Мед подготовка осуществлялась при храмах.

      1. Китай: иглоукалывание; основной метод лечения – противоположное противоположным (жар – холодом и т. п.); активное применение средстврастительного происхождения (жень-шень, лимонник и т. п.); хирургические операции делаютсяпод наркозом; впервые появляется аптека, какторговое учреждение

    Производилось анатомирование трупов

      1. Гуморальная теория: Создателем учения считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до п. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови, слизи, желтой желчи и черной желчи. Пневматическая(солидарная) теория: Под «пневмой» понимали содержащееся в воздухе невидимое вещество, которое с вдыхаемым воздухом поступало в легкие, оттуда в сердце, а из сердца по артериям, наполненным исключительно только этим веществом разносимым по всему телу. Здоровье сохраняется только до тех пор, пока свойства крови и пневмы нормальны. Эта теория характерна только для Египта.

    1. Гиппократ о причинах болезней, их течении и исходе. Вопросы травматологии и десмургии в трудах Гиппократа.

      1. (См. Гуморальная теория) Неблагоприятное смешение этих четырёх соков или изменения их состава есть причина большинства болезней

      2. Принципы его терапии: приносить пользу и не вредить; противоположное лечить противоположным; помогать природе, сообразовывать свои действия с ее усилиями избавиться от болезни; соблюдать осторожность, щадить силы больного, не менять внезапно лекарство, применять более активные средства лечения тогда, когда менее активные не оказывают действия

      3. Методы его терапии: диетический (ячменный отвар, смесь меда с водой или уксусом, вино, молоко, употребление ванн, физических упражнений, припарок) и фармацевтический, сводящийся к преимущественному употреблению опорожняющих средств (кровопускания, банки, рвотные, слабительные, мочегонные средства)

      4. Крупная заслуга Гиппократа — создание учения о предсказании, к-рое опиралось на всесторонний анализ прошлого и настоящего состояния больного; критерием при этом являлось сравнение со здоровым человеком. Прогностика Гиппократа не только преследовала цель предсказать исход болезни, но и определяла поведение врача, тактику лечения больного. Широкую известность получили описания признаков умирающего больного — facies Hippocratica (см. Гиппократа лицо) и др.

      5. Лечение переломов и вывихов с помощью вытяжения и противовытяжения, шин, желобов, использования специальных аппаратов (скамья Гиппократа и др.)

      6. Ему принадлежит разработка способов применения повязок (простых, ромбовидных, «шапка Гиппократа» и др.)

    ВОПРОС 4.

    Медицинские школы Древней Греции

    Врачебные школы медицины классического периода (5-4 века до н.э.)

    1. КРОТОНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА

    • Организм есть единство противоположностей

    • Здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т. п., господство же (греч. monarchia – единовластие) одной из них- есть причина болезни

    • Противоположное излечивается противоположным (лат. Contrariacontrariiscurantur- тезис, часто приписываемый Гиппократу)

    ! Выдающийся представитель школы – философ-пифагореец АЛКМЕОН из Кротона (греч. Alkmaion, лат. Alcmaeon VI–V века до н. э.). Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой), писал о головном мозге как органе познания и причинах некоторых болезней, связанных с истечением излишней слизи.

    1. КНИДСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА

    Учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь), эукразия (их благоприятное смешение) и дискразия (их неблагоприятное смешение- причина большинства болезней)

    • Учение о признаках болезней – симптомах (греч. symptoma – совпадение, признак) и диагностике (от греч. diagnostikos – способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плевретического трения (которыми пользовался и Гиппократ)

    ! Выдающийся представитель школы – ЭВРИФОН из Книда (V век до н. э.), старший современник Гиппократа

    1. СИЦИЛИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА

    Была основана Эмпедоклом из Акраганта (Empedokles, ок. 495-435 гг. до н.э.) в 5 в. до н.э. и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля.

    Эмпедокл- был философом, политиком, поэтом и жрецом; ему же приписывают спасение одного из древнегреческих городов от вспышки массового заразного заболевания (моровой язвы или малярии), в ознаменование чего была отчеканена монета. 

    •Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания, а четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое)

    1. КОССКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА

    Первые сведения о ней относятся к VI веку до н. э. (584 год до н. э.)

    • Рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой

    • Разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного, впоследствии положенный в основу клинического направления в медицине

    • Развивала основу врачебной этики

    • Расцвет Косской медицинской школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого Косского (Гиппократ)

    ! ГИППОКРАТ (лат. Hippocrates ок. 460–377 годов до н. э.) жил в период «высочайшего внутреннего расцвета Греции» (К. Маркс)

    Видным врачевателем был также Праксагор- учитель Герофила, одного из основоположников александрийской врачебной школы (период эллинизма)

    ВОПРОС 5.

    Санитарное дело. Наиболее ранним письменным сви­детельством внимания граждан горо­да Рима к мероприятиям санитарного характера были «Законы XII таб­лиц», краткость и про­стота которых и по сей день восхища­ют юристов. Составленные в период ранней республики под давлением пле­беев, они явились характерным образ­цом свода законов раннеклассового об­щества (защита патриархальных тра­диций, сочетание принципа талиона и денежных штрафов и т.п.). Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось на го­родских магистратов – эдилов (от лат. aedes – храм), которые не были вра­чами. Эдилы следили за строительст­вом, состоянием улиц, храмов, рынков и терм, занимались раздачей хлеба, организацией общественных игр и ох­раной государственной казны.

    В период ранней республики в г. Риме началось сооружение акве­дуков (от лат. aqua – вода, ductus – проведение), так как подземные источ­ники уже не могли обеспечивать всех жителей города чистой питьевой водой, а вода реки Тибр в связи со стоком в нее нечистот по системе клоак в IV в. до н.э.была настолько загрязнена, что использование ее в качестве питьевой запрещалось законом. Первый акве­дук в столице республики г. Риме про­тяженностью 16,5 км был построен в 312 г. до н.э. при цензоре Аппии Клав­дии. Его так и назвали – Аппиевым (AquaAppia). К началу нашей эры в г. Риме действовало одиннадцать акведуков общей протяженностью 436 км, из них 55 км – на арочных мостах (два римских акведука до сих пор снабжают город водой). Во времена римского господства акведуки стали строиться как в вос­точных, так и в западных провинциях империи. В итоге, около 100 городов снабжались чистой водой с помощью акведуков.

    Характерными для г. Рима санитарно-техническими сооружениями являются знаменитые римские бани, или термы. Первые термы (греч. thermae – горячие бани, от thermos – теплый) г. Рима были построены в III в. до н.э. Марком Агриппой, который передал их в бесплатное пользование населе­нию города. Для обеспечения их со­держания он выделил специальные по­местья, а для снабжения терм водой провел к ним новый акведук.

    Желая завоевать популярность сре­ди сограждан, многие богатые римля­не (включая императоров) строили термы своего имени и завещали их в бесплатное пользование населениюгорода на вечные времена. К концу периода республики в г. Риме насчитывалось 170 обществен­ных терм, а ковремени заката империи (IV в.) их было уже около тыся­чи. Пропускная способность столичных терм позволяла десяткам и даже сот­ням тысяч людей мыться одновремен­но. В пышных императорских термах имелись библиотеки, залы для пиров, бесед и собраний, где часами дискутировали философы и ученые. Таким образом, римские термы бы­ли гигиеническими, лечебными, обще­ственными и культурными центрами древнего Рима.

    Становление военной медицины. Начиная с первого диктатора Суллы (Корнелий Сулла Люций, 83 – 78 гг. до н.э.), власть римских им­ператоров носила ярко выраженный военный характер и опиралась на ар­мию. Задолго до окончательного паде­ния республики римская армия превратилась в профессио­нальную армию, окончательное ста­новление которой завершилось при им­ператоре Августе (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.). Его военные реформы придали армии тот вид, который она сохраня­ла в течение почти двух столетий.

    Окончательное становление армии и широкие завоевательные походы по­требовали большого количества вра­чей-профессионалов. Они имелись во всех подразделениях (легионах, когор­тах, алах) и во всех родах войск (в более ранние периоды истории Рима нет упоминаний об армейских врачах). Каждая когорта имела четырех вра­чей-хирургов; во флоте на каждом во­енном корабле было по одному врачу. Каждому воину полагалось иметь при себе необходимый перевязочный ма­териал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам. Об этом свидетельствует известный рельеф на колонне Траяна (Марк Ульпий Траян, 98 – 117 гг. до н.э.).

    После битвы раненых отвозили в ближайшие города или военные лаге­ря, где (примерно со II в.) стали уст­раивать военные учреждения для ра­неных и больных — валетудинарии (лат. valetudinarium) по одному на каждые 3 – 4 легиона. Обслуживав­ший их персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младше­го персонала. Инструментарии заведо­вали инструментами, лекарствами, перевязочным материалом. Младший персонал, главным образом из числа рабов, использовался для ухода за больными.

    Государственных (гражданских) больниц в древнем Риме еще не было: врачи посещали больных, и больные приходили к ним на дом. В то же время в рабовладельческих поместьях устраивались специальные валетудинарии для рабов, ко­торые обслуживались рабами-медика­ми.

    Развитие государственной медицины. Наряду с военной медициной в период империи развивалось медицин­ское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые долж­ности врачей – архиатров (греч. archiatros – «верховный» врач, от греч. arche – начало, iatros – врач), которые объединялись в коллегии (расцвет коллегий приходится на период импе­рии). Первым архиатром в Риме счи­тается Ксенофон (I в. н.э.) – личный врач императора Клавдия, которогоКлавдий представлял как уроженца о. Кос и потомка Эску­лапа.

    В обязанности главы городских архиатров входило преподавание меди­цины в специальных школах, которые были учреждены в городах Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и других. Анатомия преподавалась на животных, а иногда – на раненых и больных. Практическую медицину изу­чали у постели больного.

    Со временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили боль­шие права, освобождение от тягост­ных повинностей и даже льготы. Во время войны врачи и их сыновья ос­вобождались от общей воинской по­винности. Подобные привилегии при­влекали в г. Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкурен­ции и в результате – к узкой специа­лизации, К концу II в. в столице империи были глазные и зубные врачи, специалисты, которые лечили только болезни мочевого пузыря, хирурги, которые производили только одну опера­цию (например, грыжесечение или, камнесечение).

    ВОПРОС 6.

    Развитие энциклопедических знаний в Древнем Риме.

    АВЛ КОРНЕЛИЙ ЦЕЛЬС

    ОК. 50–25 ГОДОВ ДО Н. Э

    - Древнеримский учёный-энциклопедист

    Информацию о римской медицине до Галена дает энциклопедический труд Авла Корнелия Цельса.

    Широко образованный и богатый рабовладелец создал энциклопедический труд «Искусства» (Artes), в который вошло более 20 книг по разным отраслям знаний. До нас дошли книги под общим названием «О медицине» (De medicina), в которых изложены известные в то время знания по диетике, гигиене, патологии, терапии и хирургии.

    Цельс проанализировал и обобщил труды древнегреческих, александрийских и индийских врачей. Таким образом, он составил практическое руководство по медицине.

    В Древнем Риме больных и умирающих рабов отправляли на остров Эскулапа. В случае выздоровления, что было крайне редко, такой раб становился по указу императора свободным.

    Цельс считал, что лечение рабов является более выгодным, чем потеря обученного и знающего раба.

    Цельс первым из врачей того времени выделил болезни полости рта в самостоятельный раздел.

    СОРАН ЭФЕССКИЙ

    98–138 ГОДЫ

    Второе сочинение Сорана, дошедшее до нас в вольной латинской обработке, «Об острых и хронических болезнях».

    Наиболее выдающуюся сторону книги составляет учение о причинах болезней. Большим шагом вперед, по сравнению со всеми прежними врачами, является резкое и последовательное отделение собственно «признаков болезни» от ее «симптомов».

    Руководствуясь хорошо обдуманной теоретически и разработанной практически во всех деталях симптоматологией, Соран достиг в описании картины отдельных болезней такой точности, какой не знал до него ни один врач; он умел мастерски разграничивать болезни, даже очень близкие, одна к другой.

    Он являлся пионером дифференциальной диагностики.

    В исследовании больного Соран умело использует:

    • «осмотр» (inspectio), исследуя все, что может быть воспринято глазом

    • «ощупывание» (palpatio)

    • впервые применяет перкуссию для определения в области живота границ так называемого «тимпанического звука»

    • при помощи прикладывания уха к телу (аускультация) определял различные шумы в животе и груди

    • следит за температурой тела

    • большое внимание уделяет исследованию пульса (ритм, скорость, наполнение)

    • усовершенствует исследования мокроты и мочи

    • вводит методы исследования нервной системы

    ПЛИНИЙ СТАРШИЙ

    Плиний Старший – видный представитель энциклопедического направления в римской прозе, писатель, ученый и государственный деятель. Из многочисленных трудов Плиния сохранились лишь “Historia naturalis” (Естественная история) в 37 книгах. В ней обобщены знания того времени по астрономии, географии, истории, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, минералогии. Обзору медицинских знаний посвящены книги XXIII – XXVII его труда. Лекарства животного происхождения описаны в книгах XXVIII – XXXII.

    Наряду со строго научными знаниями Плиний изложил и представления парадосографов и даже народные поверья. Это соответствует традиции книжного энциклопедического знания, характерного для поздней античности. Так, в книге VII собраны сведения об аномалиях человеческой природы: о рождениях двойняшек и тройняшек, о младенцах-уродах и даже о передаче признаков по наследству в “четвертом колене”. Плиний пересказал также суеверия и предрассудки того времени: описал птицу-феникс и гиппокентавра, которого, как он утверждает, видел сам в бальзамированном виде.

    ГАЛЕН

    130–200 ГОДЫ

    - Римский врач и естествоиспытатель

    - Родился в Пергаме (ныне город Бергама в Турции)

    - Автор более 400 трудов.

    Около 125 посвящает медицине.

    До наших дней из них сохранилось 80. «О значении человеческого тела», «Об анатомии», «Терапевтические методы», «О больных частях тела», «О составе лекарств»

    Философская позиция Галена определилась в изучении анатомии. Она проявилась в его колебаниях между материализмом и идеализмом. Такая двойственность называется дуализм.

    АНАТОМИЯ

    Материалистическая позиция – «линия Демокрита» – прослеживается в его исследованиях в области анатомии.

    Гален впервые предпринимает изучение человеческого организма с целью применения знаний на практике и создает свою знаменитую анатомию.

    Гален подробно описал анатомию всех систем организма:

    • Кости

    • Мышцы

    • Связки

    • Все отделы головного мозга, спинного мозга

    • Особенно велика его заслуга в области изучения

    • Внутренние органы

    • Семь (из двенадцати) пар черепно-мозговых нервов и нервы внутренних органов

    ФАРМАЦИЯ

    Внес большой вклад в развитие фармации. До Галена растения принимались в том виде, как они есть:

    «в природе созданы готовые лекарства, им не нужна специальная обработка»

    Гален впервые предложил выделить действующее начало. Ряд средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья (отвары, настои, настойки, вытяжки), носят названия «Галеновы препараты» (термин введен Парацельсом).

    ТЕОРИЯ МЕДИЦИНЫ

    Идеалистические тенденции – учение Платона о пневме, учение Аристотеля о целесообразности всего созданного природой («телеология») – нашли свое отражение в представлении Галена о «трех пневмах»

    Гален считал, что в организме пневма обитает в трех видах: в мозге – «душевная пневма», в сердце – «жизненная пневма», в печени – «естественная пневма». Первая заведует мыслительными функциями; вторая – центр гнева, воли смелости; третья – ведает питанием.

    ЗУБОВРАЧЕВАНИЕ

    Гален разделил зубы на резцы, клыки и челюстные и объяснил их употребление:

    «Почему мы имеем 32 зуба? Их 16 в ряду на каждой челюсти. Передние называются резцы, потому что они острые, широкие и способны разрезать пищу при жевании. После них идут клыки, широкие в основании и острые на краях; они в состоянии смолоть субстанцию, которая чересчур тверда для резцов. Затем следуют моляры, неодинаковые, широкие, крепкие и длинные; они размалывают пищу, которую разрезали резцы и разгрызли клыки»

    Зная о существовании зубных нервов, Гален выдвинул теорию, что пульпа является чувствительным элементом зуба. В качестве лечебной меры он рекомендовал перфорацию зуба при помощи маленького сверла; в числе первых он заговорил о заполнении зуба смесью черного вератрума (чемерицы) с медом.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта