Главная страница

курсовая работа (1). Народное художественное творчество в календарных праздниках и обрядах летнего цикла (Зеленые Святки, Иван Купало)


Скачать 73.32 Kb.
НазваниеНародное художественное творчество в календарных праздниках и обрядах летнего цикла (Зеленые Святки, Иван Купало)
Дата28.01.2022
Размер73.32 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсовая работа (1).docx
ТипКурсовая
#345020
страница1 из 6
  1   2   3   4   5   6

ГПОУ «Кузбасский колледж культуры и искусств имени народного артиста СССР И. Д. Кобзона»


Тема: «Народное художественное творчество в календарных праздниках и обрядах летнего цикла (Зеленые Святки, Иван Купало)»
Курсовая работа

Руководитель:

Малышенко Т. Т.

Выполнила: студентка З/О

Специальность

51.02.02 «СКД»

Меновщикова А.А.

Кемерово 2020

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения народного художественного творчества в календарных обрядах 6

1.1  Характеристика календарных  праздников и обрядов весенне-летнего цикла. 6

1.2 Зеленые святки как один из видов календарных обрядов и праздников летнего цикла 12

Глава 2. Календарный обряд летнего цикла – Иван Купало: история и современность 17

2.1 Характеристика праздника Иван Купало 17

2.2 Современные традиции празднования дня Ивана Купалы 24

Список литературы 28

Приложения 30




Введение



С древних времен народное художественное творчество было синкретичным, то есть слитым с различными сферами и формами народной жизни. Особенно ярко и самобытно были представлены художественно-творческие элементы в традиционных народных календарных праздниках и обрядах, связанных с циклом земледельческих работ. В этих праздниках, сопровождавшихся пением, игрой на народных музыкальных инструментах, танцами и другими видами художественной деятельности, воплощалось в художественной форме миропонимание и мироощущение народа.

Календарная обрядность занимает особое место в духовной культуре каждого этноса: она символически подтверждает прочность, незыблемость окружающего мира и места человека в нем. Заключая с природой, своей землей очередной «договор», люди хотят быть уверенными: после долгой зимы вовремя придет весна, а вслед за ней и лето; будет хороший приплод скота и урожай, здоровье, достаток и мир. Именно для этого, со строгим соблюдением правил, и проводятся календарные обряды. Они «вносят прерывность и цикличность в течение времени, служат периодическому обновлению переживания времени. Символика временной границы, смены старого новым, смерти – жизнью сближает календарные обряды с переходными обрядами (отсюда – обычай праздничной уборки в доме, обновления огня в очаге, одежды и т.п.)» .

Отражая мировоззрение прежде всего конкретного этноса, календарные обряды и праздники существуют в контексте его этнокультурных контактов: «как концентрированное выражение материальной и духовной культуры народов, календарные праздники несут на себе печать этнической специфики. В то же время они отражают типологическую общность человеческой культуры, влияние историко-культурных контактов и связей»

Календарная система как явление культуры присуща любому народу. Зародившись еще в архаическую эпоху, календари приобрели огромное значение в жизни человека, являясь уникальной системой, включающей в себя представления о времени, народные знания, верования, приметы, обряды, праздники и пр. Изучение календарно-обрядовой народной художественной культуры важно для постижения культуры какого-либо народа, так как они несут в себе значительный объём информации о своих создателях.

Степень изученности проблемы.

Изучению календарных обрядов и праздников посвятили свои работы многие ученые: философы, социологи, этнографы, культурологи, фольклористы, психологи, искусствоведы, педагоги. Среди работ, относящихся к изучению различных аспектов русских календарных обрядов, наиболее интересными представляются труды этнографов и фольклористов: Д.К. Зеленина, В.И. Чичерова, В.Я. Проппа, С.А. Токарева, Н.И. Толстого, В.К. Соколовой, К.В. Чистова, А.К. Байбурина, Л.Н. Виноградовой, М.М. Громыко, Т.А. Бернштам и многих других. Наиболее распространенной среди ученых-этнографов оказалась система деления обрядов на семейные, календарные, общегражданские и профессиональные. Календарные обряды, тесно связанные с календарными праздниками, классифицировались учеными по функциональному (Е.Г. Кагаров), структурно-историческому (С.А. Токарев) и функционально-временному (В.К. Соколова, Р.Ш. Джарылгасинова) принципам.

Заметный вклад в изучение народного календаря восточных славян внесла В. К. Соколова. В своей монографии она дает сравнительный анализ весенне-летних обрядов русских, украинцев и белорусов. Исследовательница выявляет в них как общие элементы, восходящие к славянской общности, так и разнообразные национальные, региональные и локальные формы, которые возникли в процессе исторического развития славянских народов. В. К. Соколова отмечает, что в результате этих процессов произошло сложное переплетение дохристианских и христианских компонентов. Прежние этические нормы, присущие периоду язычества, были заменены православными. Иногда и сами обряды или их элементы получали новое осмысление в христианском духе.

Исследованию славянских традиционных верований, праздников и ритуалов посвящена работа Ф. С. Капицы, представленная в виде справочника. Здесь в краткой форме характеризуются языческие персонажи, православные и народные праздники, ритуалы и таинства

Цель исследования – истоки и современное состояние традиционных весенне-летних праздников.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

1. Изучить понятие и виды календарных обрядов и праздников в научной литературе.

2. Рассмотреть содержание праздника «Зеленые святки» как одного из видов календарных обрядов и праздников летнего цикла.

3. Охарактеризовать праздник Иван Купало.

4. Проанализировать современные традиции празднования дня Ивана Купалы.

Объект исследования: календарные обряды летнего цикла.

Предмет исследования: сценарий празднования Ивана Купала, который можно провести в музеях и учреждениях дополнительного образования специалистами с детьми в рамках культурно-образовательной деятельности.

Методы исследования: изучение и анализ научной литературы по теме исследования, цитирование, синтез и обобщение полученных результатов.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка литературы и приложений.

  1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта