Политология. Политология как наука
Скачать 359 Kb.
|
В современном понимании обычно политологию истолковывают как науку о политике или мире политического. Речь идет об особой подсистеме общества, связанной с властью, государством, политическими отношениями и процессами, протекающими в том или ином обществе. Вместе с тем политология тесно связана с историей, философией, социологией, правоведением, экономикой и другими социально-гуманитарными дисциплинами. Применительно к политологии сказанное означает, что объектом политологии выступают сфера политики, политические отношения и процессы, мир политического в целом. Предметом политологии в свете сказанного выступают изучаемые и раскрываемые политологами существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи, отношения и зависимости мира политического, которые оформляются в законы, тенденции и закономерности функционирования и развития политики. Сама же политика представляет собой сферу общества, характеризующую многообразие отношений и связей между людьми, общественными группами и институтами по поводу власти, ее завоевания, удержания и использования в интересах тех или иных индивидов, групп и общества в целом. Политология – это наука об общих и специфических законах, тенденциях и закономерностях функционирования и развития политической сферы общества, о формах их проявления и механизмах действия в современном обществе. егодня политология представляет собой обширную область научных знаний, включающую в себя историю и философию политики (политическая теория), теорию политических институтов и процессов, политическую компаративистику (сравнительная политология), теорию мировой политики и международных отношений. Методы научного познания политологии (как и любой другой науки) принято делить на общенаучные и специальные. Общенаучные методы применяются во всех без исключения науках. К важнейшим общенаучным методам, использующимся в политологии, относят методы формальной и диалектической логики, сравнительно-исторический метод, системный метод (или системный подход). Методы формальной и диалектической логики позволяют правильно показать взаимосвязи между понятиями, дать их адекватные определения, построить суждения и умозаключения, сделать грамотные выводы. К ним относятся индукция и дедукция, анализ и синтез и др. Сравнительно-исторический метод дает более глубокое представление о состоянии и свойствах тех или иных политических явлений и процессов на момент их изучения путем установления того, как и почему они возникли, какие этапы в своем развитии прошли. Системный метод, чаще называемый системным подходом, предполагает рассмотрение любого явления как системы, то есть совокупности закономерным образом взаимодействующих элементов, относительно самостоятельной от окружающей среды. В то же время всякая система изучается и как элемент более сложной системы. Специально-научные методы используются не во всех, а в одной или нескольких смежных науках. В политологии применяются следующие специально-научные методы: методы психологии, эмпирико-социологические методы, экономические методы. Из методов психологии наиболее применяем бихевиоральный (от английского behavior – поведение) подход, заключающийся в исследовании поведения людей и групп в политической сфере. Эмпирико-социологические методы представляют комплекс приемов и методов конкретных социологических исследований, позволяющих получить объективные количественные и качественные данные о реальной общественно-политической жизни путем систематизации и анализа конкретного фактического материала, в частности, по общественному мнению. В политологии могут применяться такие эмпирико-социологические методы, как опрос (анкетный и интервью), наблюдение, эксперимент, анализ документов. Использование экономических методов позволяет установить взаимосвязь и взаимовлияние экономических и политических процессов. Глубокое изучение проблем политологии возможно при комплексном использовании всех вышеуказанных методов.
Государство представлялось результатом творения высших, недоступных пониманию людей сил. Правитель государства (фараон, царь, император) являлся не только наместником богов на земле, но и их воплощением в человеческом облике. Главная задача правителя и государства – поддержание угодного высшим силам порядка на земле, подданные же должны быть безусловно преданными и послушными власти. Авторами первых концепций были Платон и Аристотель. Платон в диалоге «Политик» дает определение политики как искусства царствовать, требующее знаний и умения руководить людьми. В трактате «Государство» Платон предложил проект идеального общественного устройства, отражавший интересы афинской аристократии. В справедливом государстве для счастливой жизни все свободные граждане должны быть разделены на три сословия: правителей, воинов и земледельцев, ремесленников и купцов. Такое деление Платон выводил из трех начал, свойственных человеческой природе: разума, чувства (страсти), вожделения (стремления к удовлетворению материальных потребностей, накоплению богатств). Право управлять вручалось философам, поскольку только они способны правильно понять общие интересы и разумно ими руководствоваться: «Пока в государствах не будут управлять философы, либо так называемые цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, … до тех пор государствам не избавиться от зол». Те люди, у которых преобладало чувственное, яростное начало, должны были быть воинами, заботиться о безопасности государства, сохранении установленного порядка, проведении в жизнь решений философов. Для того, чтобы философы и воины не попадали под воздействие низменных страстей, не злоупотребляли властью и не отвлекались от государственных дел, они не должны были иметь собственность и семью. Для удовлетворения физиологических потребностей предполагалось предоставить им общих жен, а детей передавать на обеспечение и воспитание государства. Сословие трудящихся составляли те граждане, у которых преобладало вожделеющее начало. Они обязаны добросовестно трудиться, приумножать богатства, заботиться о материальном обеспечении себя, философов и воинов. Размеры собственности, семейные отношения ремесленников, земледельцев и купцов регламентировались философами-правителями. Что касается рабов, то Платон не включил их в структуру своего общества, они рассматривались тогда как «говорящие» орудия труда. Идеальными формами государственного правления он считал аристократию (правление мудрых) и монархию (правление одного). Наихудшими формами правления, по его мнению, были демократия (правление большинства) и тирания. Демократия ведет к своеволию и безначалию, а тирания – к вероломству и насилию. Аристотель был учеником Платона и свои политические идеи изложил главным образом в трактате «Политика». Он подверг критике ряд положений своего учителя. Аристотель заметил, что в любом государстве люди делятся на очень богатых, очень бедных и занимающих среднее положение. Очень богатые не боятся власти, нарушают законы, не платят налоги, чем опасны для общества. Очень бедные не платят налогов и стремятся отобрать богатства у богатых и поделить между собой. Лучше всех для государства – средний класс. Эти люди обеспечивают себя всем необходимым для жизни, исправно платят налоги, уважают законы, так как боятся власти. Чем многочисленнее средний класс, тем стабильнее и богаче государство. Поэтому мудрые правители должны заботиться об увеличении численности среднего класса. Аристотель определял политику как участие в делах государства, управление обществом через особый аппарат – государство, а также управление самим государством. Аристотель четко различал в политическом устройстве законодательную, административную и судебную части. Обследовав 156 государственных образований, существовавших при его жизни, Аристотель выделил три правильные итри неправильные формы управления государством. Правильной формой он считал такую, при которой правители действуют на благо всего общества, неправильной – при которой преследуются лишь частные цели правителей. К правильным формам Аристотель относил монархию (правление одного), аристократию (правление немногих лучших), политию (правление многих олигархии + демократии). Олигархия правит в интересах и под контролем демократии (большинства). Наилучшей формой правления Аристотель считал политию, поскольку в ней умеренность в нравах, средний достаток в имуществе, средний слой контролирует власть. Из неправильных форм предпочтение отдавалось демократии как наиболее умеренной из отклоняющихся от нормы форм. Идеи Платона и Аристотеля о необходимости строить государственные дела на основе разума получили дальнейшее развитие в Древнем Риме. Марк Туллий Цицерон считал наилучшей формой государственного правления смешанную, которая соединяла бы элементы демократии, аристократии и монархии, видя ее прообраз в государственном устройстве республиканского Рима (народное собрание, сенат, консулат). Он доказывал, что условием свободы является равенство перед законом всех граждан независимо от занимаемого в обществе положения. Римский император-философ Марк Аврелий Антонин (121–180) в своем трактате «К самому себе» развивал представления о государстве с равным для всех законом, о властителе, превыше всего чтущем свободу подданных.
В средние века в Западной Европе общественно-политические идеи разрабатывались преимущественно идеологами церкви. Политическая мысль средневековья стала своеобразным отражением соперничества между католической церковью и светской властью за руководящую роль в обществе. Наиболее яркий след оставили Августин Блаженный и Фома Аквинский. Аврелий Августин, более известный как Августин считал благодаря воле Бога произойдет победа града божьего (церкиви) градом земным (государство). Государство будет соблюдать все библейские заповеди, а для контроля за этим власть церкви займет господствующее положение. Один из крупнейших средневековых ученых-богословов Фома Аквинский (1225–1274) предпринял попытку приспособить идеи Аристотеля к догмам католицизма. Светской власти подчинены лишь тела людей. Души же их находятся в распоряжении верховной власти, принадлежащей Богу, церкви и ее главе – Папе Римскому. Именно ему должны подчиняться все светские властители. Государственную власть Ф. Аквинский рассматривает как данную Богом из этого не следует, что всякий правитель поставлен Богом и выполняет его волю. Деятельность правителя может противоречить божественным законам. Право определения правильности их соблюдения принадлежит исключительно католической церкви. Государство существует для того, чтобы заботиться о благе всего общества. Сословные различия, считал Аквинский, необходимы и должны сохраняться. Каждый должен знать свое место. Лучшей формой государства Аквинский считал монархию, а главной задачей монарха – заботу о добродетельной жизни подданных. Таким образом, в эпоху Средневековья, когда умами и сердцами людей владела церковь, социально-политическая мысль была направлена на обоснование божественного происхождения и назначения власти и государства, на воспитание терпимости, послушания, смирения и служения Богу.
Наиболее ярким представителем политической науки этого времени был флорентиец Никколо Макиавелли (1469–1527), создавший концепцию светского государства, выводя его из разума и опыта. По его концепции, в основе политической деятельности лежат естественные законы жизни, реальные интересы людей и их психология. Государство призвано сдерживать отрицательные качества человеческой природы (необузданное стремление к власти и собственности, ненависть, злобу и коварство), защищать частную собственность подданных. В своем главном сочинении «Государь» Макиавелли обращает внимание на роль народа и властителей. Властителю необходимо прислушиваться к голосу народа. Наилучшей формой правления Макиавелли считал республику, поскольку именно при ней может быть обеспечено сочетание общих и частных интересов. Но если народ не готов к республике, его следует привести к ней через сильное единоличное правление, в котором ведущая роль принадлежит правителю (государю). Для достижения благих целей государь вправе применять любые способы, в том числе подкуп, обман, насилие, убийство. Правитель всегда будет оправдан, если результаты его деятельности окажутся хорошими для общества. Государь должен сочетать в себе качества льва, чтобы отпугивать волков (быть грозным для своих врагов) и лисицы, чтобы обходить капканы, то есть решить какие-то проблемы хитростью и не быть обманутым самому. Стиль государственного управления, основанный на использовании любых средств для достижения поставленных целей, получил название макиавеллизма. Идеи создания сильной государственной власти отстаивал француз Жан Боден (1530–1596) одной из самых значительных в то время политических идей стало выдвинутое им положение о государственном суверенитете (от фр. souverain – носитель верховной власти). Суверенитет – самый существенный признак государства, высшая, абсолютная и постоянная власть над подданными, которая обладает верховенством, является неделимой и не ограничена какими-либо условиями. Иными словами, верховная власть в каком-либо обществе должна принадлежать государству в лице суверена – монарха. Характер государственной власти, по мнению Бодена, зависит от природных условий. Для умеренного пояса подходит государство разума. Южные народы нуждаются в религиозной власти и государстве, а живущие в суровых условиях народы Севера можно подчинить лишь сильному государству.
Период Нового времени характеризовался укреплением национальных централизованных государств, буржуазными революциями в Голландии, Англии, Франции, США. Одним из результатов тогдашних потрясений стало укрепление и расширение прав личности, что нашло свое отражение в политических концепциях. В целом совокупность выдвинутых в то время социально-политических идей выражала стремление к свободе, поэтому зародившееся тогда новое направление получило впоследствии название либерализм (от лат. liberalis – свободный). Ключевыми элементами либерализма в политике стали теории общественного договора, естественных прав человека и разделения властей. Английский философ Томас считал, что при заключении общественного договора для обеспечения всеобщего мира люди добровольно передали часть своих прав монарху, сознательно ограничили свою свободу, возложили на него функции охраны мира и благоденствия. Гоббс был сторонником абсолютной монархии, сравнивал государство с библейским чудовищем Левиафаном, которое своей грозной мощью способно обуздать низменные страсти людей. Начало разработки концепции естественных прав людей положил голландский юрист Гуго Гроций (1583–1645) естественные права составляют то, что принадлежит людям в силу их природного бытия, дается им в связи с фактом рождения. Государственное право есть логическое продолжение права естественного, то есть, представляя собой установленные путем взаимного соглашения нормы общежития. Английский философ Джон Локк (1632–1704) выдвинул идею разделения властей в государстве между различными органами, чтобы не допускать злоупотребления ею. Он предлагал выделить законодательную, исполнительную и федеративную власть. Последняя должна была ведать международными отношениями. Учение о разделении власти было развито французским философом Шарлем Луи Монтескье (1689–1755), он доказывал, что политическая свобода может реально существовать только при независимых друг от друга законодательной, исполнительной и судебной властях. Наряду с либерализмом зарождается еще одно направление политической мысли – социализм. Главное в социалистических идеях того времени – полное и безоговорочное политическое, правовое и имущественное равенство, народовластие, то есть отсутствие специального, стоящего над обществом и навязывающего ему свою волю государственного аппарата. Первые социалистические концепции, выдвинутые английским политиком Томасом Мором (1478–1535) носили утопический, то есть несбыточный характер, были оторваны от реальной жизни. Основой общественного устройства коммунистических сообществ Мора и Кампанеллы является полное имущественное равенство, обязательный коллективный труд, отсутствие собственности, уравнительное распределение. Френсис Бэкон (1561–1626 придавал первоочередное значение науке как цели человеческого существования и средству решения его проблем. Авторы первых социально-экономических утопий не предлагали конкретных, более или менее рационально обоснованных путей перехода к новому обществу. Первым такую попытку предпринял французский мыслитель Жан-Жак Руссо (1712–1778), выражавший интересы крестьянства и мелкой буржуазии. Он доказывал, что «естественное состояние» общества до возникновения государства было не войной всех против всех, как у Гоббса, а самой счастливой эпохой, когда не было неравенства и существовала свобода. Все беды начались после возникновения частной собственности, имущественного неравенства и защищавшего такой порядок государства. Он предложил добиться всеобщей свободы и безусловного равенства юридических и имущественных прав. Основой политической жизни общества признавалась суверенность (верховенство) воли народа и неделимость этой суверенности также Руссо предлагал заключить новый общественный договор, устанавливающий республику, был против принятия законов представительными органами власти (парламентами), считал, что каждый гражданин должен иметь право непосредственно влиять на законотворческую деятельность, поэтому важнейшие законы должны приниматься на плебисцитах (референдумах) всеобщим голосованием граждан. Идеи Руссо вдохновили будущих деятелей Великой французской революции на создание республиканских институтов в стране. Политические взгляды Иммануила Канта (1724–1804) основывались на его этических воззрениях, ядром которых можно считать следующую мысль все граждане государства должны обладать свободой при полном равенстве всех перед законом. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) впервые ввел в научный обиход понятие гражданского общества, показал его взаимосвязь с государством. Гражданское общество – система негосударственных институтов и автономных организаций, действующих в защиту интересов личности и групп людей. Государство представляет интересы общества в целом, гражданское общество выражает частные интересы отдельных граждан, социальных групп и слоев. В первой трети XIX в. получают дальнейшее развитие утопические социалистические идеи XVI-XVII вв. Французские мыслители Анри Сен-Симон (1760–1825), Шарль Фурье (1772–1837), англичанин Роберт Оуэн (1771–1858) и ряд их последователей предложили проекты улучшения общества, решения таких проблем, как неравенство, эксплуатация, нищета путем распространения основанных на коллективной собственности и самоуправлении производственно-потребительских коммун (ассоциаций, фаланстеров, кооперативов) без проведения глубоких политических преобразований. Первые попытки реализации идей либерализма в Англии, США, Франции, а также социалистические эксперименты вызвали ответную реакцию со стороны ряда философов и политических мыслителей. Французский политик Алексис Токвиль (1805–1859) и английский защитник прав личности Джон Стюарт Милль (1806–1873) обратили внимание на проблемы и пути совершенствования буржуазно-демократической государственности. Токвиль показал, что демократия как власть большинства может привести к ущемлению прав меньшинства, чему должно противодействовать широкое развитие органов местного самоуправления и добровольных объединений граждан. Милль также выступал против тирании большинства над личностью. Для недопущения усиления «власти невежд» он предлагал организовать выборы таким образом, чтобы просвещенные люди могли голосовать в нескольких избирательных округах, в то время как остальные – лишь в одном округе. Милль предлагал одну палату парламента сделать демократичной, а с помощью другой – ограничивать демократию.
С середины ХІХ в. значительно повышается интерес к специализированному изучению политических проблем. Это можно объяснить тем, что политические процессы как внутри стран, так и на международной арене, становятся более динамичными и всеохватывающими. Окончательно оформляются основные направления политической мысли. Наиболее глубокий и научный характер разработка социалистических идей получила, начиная с первой половины 1840-х гг. в работах Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895). Они стали родоначальниками принципиально нового направления общественной мысли – марксизма. Марксизм охватывал различные стороны жизни общества и общественного сознания – экономику, социальные процессы, закономерности исторического развития, проблемы философии, культуры, этики, эстетики, политики и т.д В основе политических отношений лежат отношения производственные, экономические. Разделение труда, возникновение обмена привели к имущественному неравенству и образованию различающихся по своему отношению к средствам производства, то есть материальной основе общественной жизни, больших групп людей – классов. Одни классы владеют средствами производства, другие – нет, поэтому подвергаются угнетению. Вследствие такого неравноправия между классами постоянно идет борьба. Борьба классов и составляет суть политической истории. Экономические (производственные) отношения, которые олицетворяет определенный господствующий класс, с момента своего возникновения оказывают стимулирующее воздействие на прогресс техники, рост производительности труда. Основоположники марксизма доказывали, что в результате такой борьбы класс рабовладельцев сменили феодалы, феодалов сменила буржуазия (капиталисты). На смену капиталистам придет самый передовой класс – наемные работники (пролетарии). Этот класс не заинтересован в том, чтобы кого-то угнетать, поэтому своей целью он ставит построение коммунизма – строя, основанного на коллективной собственности и всеобщем равенстве. Для того, чтобы устранить капиталистов, рабочим нужно создать свою руководящую партию, совершить революцию и установить свою власть – диктатуру пролетариата. Эта насильственная власть, а ей на смену придет народовластие. Ответом на распространение либеральных и социалистических идей стали реакционные концепции австрийско-польского социолога и юриста Людвига Гумпловича (1838–1909) и немецкого философа Фридриха Ницше (1844–1900). Гумплович распространял на общество биологические законы, отражая идеи социального дарвинизма. Главной движущей силой истории он считал борьбу между расами за существование, в результате которой побеждают более сильные. Ницше считал движущей силой общественного прогресса волю к власти. История человечества – это история борьбы воли двух рас: «сильной» (господ) и «слабой» (массы, толпы). Он отвергал идеи социализма, доказывая, что эксплуатация и неравенство объективно необходимы и составляют одну из предпосылок общественного прогресса, закон жизни. Главную роль в наведении порядка на земле Ницше отводил так называемым сверхчеловекам, имеющим исключительное право управлять государством. Деятельность сверхлюдей не должна ограничиваться моральными и правовыми нормами. В конце XIX в. наметилось размежевание среди сторонников социализма. Немецкий социалист Эдуард Бернштейн (1850–1932) пришел к выводу, что с развитием прав и свобод граждан классовая борьба будет приобретать мирные формы, проблемы рабочих будут решаться в парламентах, вместо революционных действий будут проводиться реформы капиталистического общества, что в далекой перспективе приведет к врастанию социализма в капитализм. Источником социалистических отношений Бернштейн считал кооперацию. В связи с формированием в большинстве стран политических партий возникла необходимость углубленного анализа их деятельности. Его основоположником считается русский ученый М.Я. Острогорский (1854-1919) продолжателем идей Острогорского стал немецкий социолог и политолог Роберт Михельс (1876-1936). Значительное, а по ряду проблем и решающее влияние на окончательную институциализацию и дальнейшее развитие политологии оказали труды немецкого экономиста и социолога Макса Вебера (1864-1920). Им глубоко разработаны такие категории, как господство и лидерство, а также бюрократия. Родоначальником исследований политического поведения личностей и групп с помощью методов эмпирической социологии стал Артур Бентли (1870-1957) он считал что характер деятельности людей определяется прежде всего общностью интересов действующих групп. Между ними возникает соперничество, поэтому задача государства заключается в сглаживании противоречий, предотвращении и урегулировании конфликтов. Лидирующие позиции по многим направлениям политологических исследований с начала прошлого века занимают ученые США. Таким образом, к середине XX в. в западной политической мысли сформировались основные направления, итогом развития которых стало становление политологии как самостоятельной области человеческих знаний.
Американский политолог Г. Лассуэл занимался дальнейшей разработкой бихевиоризма. Его заслугой стала теория политического психоанализа. Он доказывал что главным в отношении человека к политике выступает психологический механизм его личности. Была разработана типология политических личностей, выделялись три основных типа политиков: администратор, агитатор и теоретик. В начале 1960-х гг. американскими исследователями Г. Алмондом и С. Вербой была сформулирована концепция политической культуры, соединявшая общие закономерности функционирования политических систем с национально-культурными особенностями различных стран. Американец немецкого происхождения Ганс Моргентау (1904-1980) внес большой вклад в разработку внешнеполитических проблем. Он показал, что наивысшей степенью реализации национальных интересов любого государства является достижение региональной или мировой гегемонии. Такая цель недостижима без использования силового фактора. Со второй половины ХХ века активно разрабатываются концепции политического плюрализма. В работах французского политолога Мориса Дюверже, американского – Роберта Даля утверждается, что в современном обществе исчезли классы как постоянно конфликтующие общности, а вместо них образовались различные слои, интересы которых вполне примиримы. Государство выступает в роли нейтрального третейского судьи между конкурирующими политическими силами. Возникновение тоталитаризма вызвало интерес к его изучению. Этому посвящены труды испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета (1883-1955, американского философа и политолога немецкого происхождения Ханы Арендт (1902-1975) и др. Эти ученые доказывали, что возникновение тоталитаризма обусловлено распространением и укоренением взглядов, отрицавших ценность личности, ее интересов, прав и свобод. Большое внимание в современной западной политологии уделяется изучению конфликтов. Для должного обеспечения правильности поведения больших масс людей возникает господство одних над другими. Наличие господства и подчинения неизбежно ведет к конфликту. Конфликт, по Дарендорфу, неизбежное явление в современном обществе. Для нормального его развития конфликты необходимо выявлять, признавать за ними право на существование, регулировать. Современная западная политология представляет собой совокупность по-разному объясняющих политическую реальность теорий, оформленных в виде ряда научных школ.
Политическая мысль России XI–XIX вв. Главной особенностью политической мысли России и Беларуси является то, что подавляющая часть идей представляла собой осмысление особенностей прошлого и текущего развития населявших эти земли народов, протекавших общественно политических процессов. Основной темой «Повести временных лет» и «Слова о полку Игореве» предстает объединение всех русских земель в целях борьбы с внешними врагами. В «Поучении» основное внимание уделяется вопросам организации верховной княжеской власти. Князь советовал своим преемникам все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в стране беззакония, проявлять милосердие к наиболее беззащитным. В XV в. в России предметом обсуждения стала проблема соотношения власти государства и церкви, сформировались два направления по этому вопросу. Идеологом нестяжателей был Нил Сорский (1433–1508). Он считал в монастыре все должны жить своим трудом. Деятельность церкви следует ограничить духовной сферой, в то же время государство не должно вмешиваться в дела церкви. Иосифляне (от имени их идеолога Иосифа Волоцкого (1439–1515)) оправдывают накопление монастырями богатств тем, что их используют на добрые дела. Проблема перспектив общественно-политического развития России нашла отражение в теории «Москва – третий Рим», окончательно сформулированной псковским монахом Филофеем. По его мнению, все происходящее совершается по заранее определенному Богом плану. История человечества – история трех мировых царств, Богом избранных народов. Русский историк В. Н. Татищев (1686–1750), рассматривая различные формы правления, пришел к выводу, что они зависят от ряда объективных условий: географического положения, размеров территории страны, состояния ее населения. Для стран с обширными территориями и малопросвещенным населением подходит только самовластье в виде просвещенной монархии, ограниченное представительными дворянскими учреждениями. Демократия осуществима лишь в маленьких государствах и городах, а представительная система без монарха – в развитых странах, народ которых готов соблюдать законы государства без принуждения и страха. В конце XVIII в. в Россию проникают западно-европейские идеи свободы и равенства. Одним из их выразителей стал А. Н. Радищев (1749–1802) он показывал отрицательные стороны крепостничества и неограниченного самодержавия, пришел к выводу о необходимости народной революции, которая уничтожит оба эти зла, приведет к распаду России на части. Впоследствии они объединятся в добровольный союз республик с народными избранниками во главе. Революционную традицию Радищева продолжили декабристы они выступали за отмену крепостного права. Муравьев был сторонником конституционной монархии, основанной на разделении властей. Законодательная власть – Народное вече – состояла из двух палат: Верховной Думы и Палаты представителей. Исполнительную власть возглавляет монарх, который не может изменять и отменять законы, его деятельность контролируется законодательной властью. Судебная (судная) власть осуществляется централизованной системой судебных органов, ее высшая инстанция – Верховное судилище. Законодательным органом, призванным выражать мнение народа, должна была стать Государственная Дума. Исполнительная власть олицетворялась императором, судебная – сенатом, назначаемым императором из числа лиц, рекомендованных губернскими думами. Император наделялся правом роспуска Государственной Думы. В первой половине XIX столетия в России продолжались споры о перспективах общественно-политического развития страны. Это привело к возникновению двух течений: западников и славянофилов. Западники, к которым относились Т. Н. Грановский, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, И. С. Тургенев и другие, считали, что существует единая модель развития человечества, олицетворением которой является опыт Западной Европы и США, их буржуазно-демократические институты, основанные на либерализме. Славянофилы (К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин,А. С. Хомяков и др.) утверждали, что каждый народ, каждая цивилизация живет и развивается по своим особым законам. В середине XIX в. обозначается течение революционной демократии, основанной на народовластии и всеобщем равенстве. Представителями его были В. Г. Белинский (1811–1848), А. И. Герцен (1812–1870), Н. Г. Чернышевский (1828–1889), Н. А. Добролюбов (1836–1861). Прообраз такого общества они видели в крестьянской общине. Идеи революционных демократов были использованы в практической деятельности народников. Часть их – предлагали достичь нового общественного строя через революцию и уничтожение государства, другие – путем реформ. В конце XIX столетия в общественно-политическую мысль России проникают идеи марксизма, предпринимаются попытки приспособить его к анализу российской действительности. Г. В. Плеханов (1856–1918), поддерживая основные положения этого учения, пришел к выводу, что Россия еще не созрела для революции, имеющей целью создание основ социализма. В. И. Ленин (Ульянов) (1870–1924) доказывал, что российский рабочий класс в союзе с беднейшим крестьянством под руководством своей политической партии способен совершить революцию, взять власть в свои руки, установить диктатуру пролетариата и построить основы социализма, опираясь на пролетарское государство. Ядром его он считал избираемые народом представительные органы на всех уровнях – Советы. При этом Ленин считал необходимым сохранить над ними контроль со стороны партии и был против разделения властей. Л. Д. Троцкий (Бронштейн) (1879–1940) поддерживал идеи Ленина, при этом считая, что революция и построение социализма в России будут возможны лишь при условии совершения пролетарской революции в других странах. |