Главная страница
Навигация по странице:

  • Е. М. Бабосов Рецензенты: кафедра социологии

  • Левко Рекомендовано к изданию

  • Бабосов Е. М. Б12 Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов ву­зов. - Мн.: «ТетраСистемс», 2003. - 416 с.ISBN 985-470-083-6

  • ISBN 985-470-083-6 © Бабосов Е. М., 2003© Оформление. НТОО "ТетраСистемс", 2003 ПРЕДИСЛОВИЕ

  • В ВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ

  • Здоровье и болезнь.

  • Бабосов Е.М. Практикум по социологии. Практикум по социологии Учебное пособие для студентов вузов. Мн. ТетраСистемс, 2003. 416 с


    Скачать 11.54 Mb.
    НазваниеПрактикум по социологии Учебное пособие для студентов вузов. Мн. ТетраСистемс, 2003. 416 с
    АнкорБабосов Е.М. Практикум по социологии.doc
    Дата16.02.2018
    Размер11.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБабосов Е.М. Практикум по социологии.doc
    ТипПрактикум
    #15605
    страница1 из 24
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

    ,



    УДК 316.1(075.8) ББК 60.5я73 Б12

    Автор:

    доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси,

    почетный директор Института социологии НАН Беларуси

    Е. М. Бабосов

    Рецензенты: кафедра социологии Белорусского государственного университета

    (зав. кафедрой - проф. А.Н. Елсуков), доктор социологических наук А.И. Левко

    Рекомендовано к изданию

    кафедрой политологии, социологии и социального управления Белорусского национального технического университета

    Бабосов Е. М.

    Б12 Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов ву­зов. - Мн.: «ТетраСистемс», 2003. - 416 с.

    ISBN 985-470-083-6

    Практикум включает основные теоретические положения, практические задания, вопросы по темам, тестовые задания. Системообразующие темы учебного курса — личность, культура, общество и др. — сопровождаются по­нятийно-терминологическими играми. В каждой главе выделены ключевые понятия и важнейшие термины, приведены структурно-логические схемы. Практикум полностью соответствует образовательному стандарту высшей школы по социологии.

    Адресуется студентам, аспирантам и преподавателям высших учеб­ных заведений.

    УДК 316.1(075.8) ББК 60.5я73

    ISBN 985-470-083-6

    © Бабосов Е. М., 2003

    © Оформление. НТОО "ТетраСистемс", 2003

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    В последнее время в мире учебной литературы все отчетли­вее проявляется тенденция издавать не отдельные, разрозненные учебники для студентов высшей школы, а целые учебно-методические комплексы, в которые входят, как правило, три кни­ги: 1) учебник (учебное пособие); 2) учебный практикум; 3) хре­стоматия по данному предмету. Книга, которую Вы, читатель, держите в руках, представляет собой вторую часть именно такого комплекса. Первая его часть публикуется под названием «Общая социология», учебное пособие для студентов вузов. Вторая его часть - данный практикум, а третья - хрестоматия, которая будет опубликована до конца 2002 г. Все три названные книги объеди­няются одной общей идеей и преследуют единую цель - помочь студентам, прежде всего обучающимся обществоведческим и гу­манитарным специальностям, глубже и полнее овладеть знаниями, умениями, навыками исследовательской деятельности в области одной из самых захватывающих наук - социологии.

    По своему содержанию предлагаемый социологический практикум представляет собой сопровождение учебного пособия «Общая социология», но логически он построен по другой прин­ципиальной схеме. В каждой главе дается краткое изложение со­ответствующей главы учебного пособия, затем особо выделяются ключевые понятия и важнейшие термины, употребляемые в дан­ной главе. Это позволяет студентам сконцентрировать внимание на самом главном в изучаемой теме. После этого приводится об­ширный по содержанию, графическому исполнению и концепту­альной насыщенности блок структурно-логических схем. Это де­лает изложение учебного материала более конкретным, зрительно воспринимаемым, лучше усваиваемым и запоминаемым. Напом­ним в связи с этим удивительно точное высказывание Ш. Берна: «схемы позволяют нам выходить за рамки полученной информа­ции». Все главы сопровождаются практическими заданиями, вы­полнение которых позволяет обучаемым стать более уверенными в прочности приобретаемых знаний. Большинство глав сопровожда­ется тестами, которые пробуждают любознательность студентов, ориентирует их на самостоятельность в овладении социологиче-

    3

    скими знаниями. Более того, они позволяют читателям как бы «примерить к себе» способы решения некоторых проблем. Насы­щенность текста социологического практикума тщательно ото­бранными статистическими материалами, раскрывающими дина­мику наиболее важных сторон социума, ключевыми выдержками из классических социологических текстов, а также данными, по­лученными в результате проведенных автором и под его руково­дством социологических исследований, значительно обогащают палитру излагаемых концепций и их аргументацию.

    Наиболее важные, стержневые и системообразующие темы учебного курса - личность, культура, общество и др. — сопровож­даются понятийно-терминологическими играми, что позволяет участникам не только закреплять и углублять полученные знания, но и вырабатывать умение четко формулировать свои высказыва­ния, оттачивать аргументацию в дискуссии с коллегами, основа­тельнее задумываться над обсуждаемыми проблемами

    Выделенные автором наиболее важные вопросы для самокон­троля знаний и списки литературы, сопровождающие каждую глав}, активизируют заинтересованность читателя в расширении диапазо­на изучаемых концепций, методов, способов социологического ис­следования, расширяют возможности более качественного выпол­нения курсовых работ и дипломных проектов по социологии.

    Предлагаемый читателям социологический практикум адре­суется студентам высших учебных заведений любого профиля, но наиболее полезным он окажется для студентов, аспирантов и пре­подавателей обществоведческих и гуманитарных специальностей.

    Раздел первый

    ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ




    Объект, предмет

    и функции социологии

    Основные положения

    1. Соцпопо! mo можно определить самым кратким образом как
      с не юмашческое, научное изучение общества

    2. Однако такое определение является чрезмерно общим, оно
      может быть применимо и к другим наукам, изучающим общество, - к
      истории, политологии, юриспруденции, экономической теории ь i .
      Поэтому для правильного понимания специфики социологии неоох-з-
      димо установить, что составляет объект ее исследования и ка^ ее
      предмет.

    Как и во всех других науках (физике, химии, биологии и т п ) объ­ект социологии существует объективно, т е вне человека, независимо от человека, от его сознания, чувств, воли, стремлений, действий Но если общество в целом в своих основных чертах, особенностях, зако­номерностях не зависит от воли, сознания и действий одного человека, ю человек в своем сознании, в своем развитии, в своем поведении за­висит от общества. Именно этими отличительными чертами и опреде­ляется своеобразие объекта социологии, в качестве которого выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях лю­дей, объединенных в определенные социальные общности - семейные, профессиональные, территориальные, национальные и т.п

    3. Если объект социологии находится вне сознания человека, его
    тучающего, и не зависит от него, то с предметом социологии дело
    обе кип иначе Он возникает в качестве предмета исследования не без
    влияния человеческого сознания, а только благодаря ему, когда ис-
    следова1ель стремится выделить из интересующего его объекта ка­
    кие-то важные для себя его стороны, части или особенности Таким

    I

    образом, предметом социологии является выделение из многообраз­ных аспектов развития общества определенных социальных общно­стей, отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно свя­занными полюсами которых являются, с одной стороны, общество как многосложная и развивающаяся система, а с другой - человек, личность. А это позволяет сделать следующий обобщающий вывод: предметом социологии является исследование взаимодействия лично­стей и социальных общностей в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их измене­ния и развития в обществе.

    4. Предметом социологии выступают не только и не столько от­
    дельные индивиды, сколько создающиеся и функционирующие в
    процессе их взаимодействия социальные структуры: семья, учебное
    заведение, предприятие, фирма, политические элиты, вооруженные
    силы, социокультурные или религиозные объединения и другие соци­
    альные общности, накладывающие определенный отпечаток на жиз­
    ненные судьбы отдельных индивидов и на их групповые взаимодей­
    ствия. Поэтому ключевой, основополагающей категорией социологии
    является именно социальная общность.

    Социальная общность (семейная, профессиональная, территори­альная, национальная и т.п.) представляет собой такое взаимодейст­вие индивидов, которое обусловлено сходством или единством инте­ресов, целей, ценностных ориентации, особенностей их труда и быта в контексте общих для них экономических, политических, социокуль­турных и иных условий жизнедеятельности.

    1. Основными источниками знаний социологов об обществе и
      жизнедеятельности в нем являются: исторический опыт, изучение
      реальных фактов социальной жизни, установление взаимозависимо­
      стей социальных фактов, изучение тенденций и закономерностей раз­
      вития общества.

    2. Опираясь на представление об объекте, предмете социологии,
      источниках социологических знаний, можно дать определение социо-
      лошп. Оно таково: социология - это наука об особенностях, тенден­
      циях и закономерностях становления, развития и взаимодействиях
      рачипчпых социальных общностей и систем, о механизмах и формах
      проявпепия этих закономерностей в действиях личностей, социаль­
      ных групп и общества в целом в совокупности определенных соци­
      альных отношений и в определенных исторических условиях.

    3. Социология как самостоятельная наука решает целый ряд важ­
      ных познавательных задач. Основные из них сводятся к следующему:

    а) изучение социальных фактов;































    тать, что любовь, брак и сексуальность тесно связаны друг с другом. В средние века и последующие эпохи люди вступали в брак в основном для того, чтобы сохранить титул или собственность в руках семьи либо чтобы иметь детей, которые станут помогать в работе. Поженившись, такие люди могли стать близкими друзьями, однако это случалось по­сле брака, а не до него. Сексуальные связи существовали тогда и вне брака, но они почти не содержали тех чувств, которые мы обычно свя­зываем с любовью. Любовь «считалась в лучшем случае неизбежной слабостью, а в худшем — разновидностью недуга».

    Романтическая любовь впервые появилась в дворянских кругах как особая черта внебрачных сексуальных приключений. До конца восемнадцатого века она была ограничена лишь этими кругами и ни в коей мере не отождествлялась с браком. Отношения между мужем и женой в аристократической среде чаще всего были холодными и от­чужденными, особенно в сравнении с тем, что мы ждем от брака се­годня. Состоятельные люди жили в больших домах, каждый супруг имел собственную спальню и слуг; в приватной обстановке они могли видеть друг друга достаточно редко. Сексуальная совместимость в браке была делом случая и не считалась обязательной. Как среди бо­гатых, так и среди бедных решение о браке принималось семьей и родственниками, а не самими индивидами, права которых при выборе пары были ничтожны либо отсутствовали вовсе. (В наше время так до сих пор действуют во многих незападных культурах.)

    Таким образом, ни романтическая любовь, ни ее связь с браком не могут восприниматься как «изначально данное» в жизни человека, ибо они сформировались под сильным социальным влиянием. Социо­логи изучают характер этих влияний, и, по-видимому, даже на основе личного опыта. Большинство из нас видит мир в привычных образах нашей собственной жизни. Социология демонстрирует необходи­мость более широкого взгляда на то, почему мы поступаем именно так, а не иначе.

    Здоровье и болезнь. Обычно, когда мы думаем о здоровье и бо­лезнях, то имеем в виду только физическое состояние тела. Человек чувствует боль или испытывает недомогание. Как это может быть связано с социальным воздействием? На самом деле социальные фак­торы оказывают очень большое влияние и на возникновение и проте­кание болезни, и на то, как мы реагируем, чувствуя себя больными. Наше обычное представление о «болезни» как о чем-то, порождаемом функциональными расстройствами тела, не разделяется представите­лями других обществ. В некоторых культурах болезнь и даже смерть рассматриваются как результат враждебных заклинаний, а не под­дающихся изучению физических причин. В западной культуре хри-12

    стианское учение отвергает общепринятые представления о болезни, полагая, что природа человека духовна и выражает образ Божий, а болезнь проистекает от непонимания, «открывающего врата заблуж­дению».

    Как долго человек может прожить, насколько реальна для него yi роча серьезных заболеваний, таких, как сердечно-сосудистые, рак и пневмония, — все это в значительной степени определяется социаль­ными факторами. Чем более развита культура, в среде которой живет чспомек, тем меньше вероятность, что на протяжении своей жизни он будс! страдать от серьезных заболеваний. Помимо этого существуют определенные общепринятые правила, предписывающие, как следует вести себя в случае болезни. Больному человеку разрешается отстра­ниться от некоторых или всех обыденных обязанностей, но заболева­ние должно быть признано «достаточно серьезным», чтобы можно было претендовать на эти привилегии без критики и упреков. Тот, кто испытывает лини, слабое недомогание, или чья болезнь точно не оп­ределен;!, скорее всего будет признан «симулянтом» — не имеющим реши.но прана ичбепнь ежедневных обязанностей.

    Другие примеры: преступление и наказание. Приведенное ниже ужасное описание повествует о последних часах человека, каз­ненного в 1757 году по обвинению в заговоре с целью убийства коро­ля Франции. По приговору несчастному вырвали мясо на груди, руках и ногах, а раны поливали смесью кипящего масла, воска и серы. Затем его тело четвертовали с помощью лошадей, а расчлененные останки ("ii.niii сожжены. Офицер стражи составил следующий отчет о произо­шедшем.

    Палач погрузил кандалы в котел с кипящим зельем, которым он щедро поливал каждую рану. Затем запрягли лошадей и привязали за руки и ноги. Лошади сильно потянули в разные стороны. Через чет­верть часа процедуру повторили и сменили лошадей: тех, которые были у ног, поместили к рукам, чтобы сломать суставы. Все повторя­ли несколько раз.

    После двух или трех попыток палач Самсон и его помощник, который держал щипцы, достали ножи и надрезали тело у бедер, ло­шади снова потянули; затем то же сделали с руками и плечами; мясо было срезано почти до самых костей. Лошади, напрягаясь изо всех сил, оторвали сначала правую и затем левую руку.

    Жертва была жива до того момента, когда ей окончательно ото­рвали конечности от торса.

    До начала современного периода такие наказания не были не­обычными. Вот как Джон Лофлэнд описывает традиционные способы казни.

    13

    В далекие исторические времена казнь была рассчитана на мак­симальное продление периода умирания приговоренного и на сохра­нение его при этом в сознании. Задавливание с помощью постепенно увеличивающегося веса, помещенного на грудь, колесование, распя­тие, повешение, сожжение на костре, раздробление тела, растягивание на части и четвертование, а также другие способы — все это было достаточно длительным. Даже повешение на протяжении большей части истории было медленным процессом. Когда тележку откатыва­ли из-под осужденного или когда под ним открывался люк, осужден­ный медленно задыхался, корчась несколько минут, прежде чем уме­реть. Иногда палач, чтобы ускорить казнь, заходил на эшафот и тянул осужденного за ноги.

    Часто казнь проводилась при большом стечении публики — практика, просуществовавшая в некоторых странах до XVIII века. Тех, кому предстояло умереть, везли по улицам в открытой повозке, чтобы в конце своей жизни они могли стать участниками спектакля при огромном скоплении зрителей, которые аплодируют или свистят, в зависимости от отношения к жертве. Палачи были такими же зна­менитостями, как в наше время кинозвезды.

    Сегодня такие способы наказания кажутся нам отвратительны­ми. Мало кто из нас может понять, как можно получать удовольствие от того, что кого-то пытают или жестоко умерщвляют, какие бы пре­ступления этот человек ни совершил. Наша система наказания осно­вана на тюремном заключении, а не на причинении физической боли; в большинстве западных стран смертная казнь отменена. Почему формы наказания изменились? Почему тюремное заключение заме­нило существовавшие ранее более жестокие формы наказания?

    Заманчиво предположить, что в прошлом люди были просто бо­лее жестокими, в то время как мы стали более гуманными. Но для со­циолога такое объяснение неубедительно. Публичное применение на­силия как способ наказания существовало в Европе на протяжении ве-кон. Люди пришли к пересмотру своего отношения к подобным вещам не сразу и не ндруг, здесь имели место глубочайшие социальные влия­ния, связанные со значительными переменами, происходившими в этот период. Европейские общества начали индустриализироваться и урба­низироваться. Старый сельский порядок быстро вытеснялся новым, при котором все большее и большее число людей стало работать на фабри­ках и в мастерских, переезжая в стремительно разрастающиеся города. Социальный контроль над городским населением уже невозможно бы­ло обеспечить основанными на устрашении старыми способами нака-'шммм, коюрые были пригодны только в маленьких обществах с тесны­ми t шимми и ноГюпьпшм количеством происшествий.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта