Главная страница
Навигация по странице:

  • Герменевтический метод

  • Структуралистский метод

  • Предмет философии. Структура философского знания. Философия


    Скачать 235.16 Kb.
    НазваниеПредмет философии. Структура философского знания. Философия
    Дата01.06.2019
    Размер235.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety_po_filosofii_1.docx
    ТипДокументы
    #79911
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1. Предмет философии. Структура философского знания.

    «Философия» по-гречески значит «любовь к мудрости». Поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы. Предметом философии был, следовательно, весь мир.

    В современных философских направлениях предмет определяется по-разному: как мировоззрение, как методология познания, как знание о мире в целом, как форма идеологии, как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, как производство концептов, как нерационализированнное постижение мира.

    В настоящее время философия рассматривается через социальные и культурные аспекты своего развития.

    Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия

    Структура философии:

    1)Онтология - сердцевина (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия

    2)Гносеология (гносео – знать, познавать) о познании, методы познания.

    3)Логика - учение о законах и принципах мышления

    4)Этика – учение о нравственности, морали

    5)Эстетика - учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний.

    6)Соц. Философия - изучает общество, его структуру, закономерности развития.

    7)Философ. антропология- учение о человечестве (существование человека как личности)

    8) философия науки – учение о науке;

    9) философия техники;

    10) аксиология – учение о ценностях;

    Главным философским методом познания является метод критической рефлексии, посредством которого раскрывается специфика душевно-духовного мира человека. Именно рефлексия отличает философское познание от любого другого. Диалектический метод основывается на том, что одному вопросу умышленно сталкивают несколько противоположных или различных точек зрения. Герменевтический метод: герменевтика – это метод понимания и интерпретации текстов. Феноменологический метод, в ходе него сознание, мысль о предмете предмета мысли очищается от различных искажений. Структуралистский метод, как структурализм состоит в признании структуры объекта главным объектом философского анализа. Широко используются научные методы, а также художественные методы в экзистенциализме и постмодернизме.


    1. Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом.


    Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека

    Мировоззрение – не просто знание о мире и человеке, но и оценка, отношение человека к миру. Мировоззрение – совокупность наиболее общих ориентиров, которые позволяют нам делать выбор в конкретной ситуации. Это как бы общая программа, позволяющая выбирать программы частные. Она может быть продуманной и обоснованной, опираться на научные знания, иметь четко сформулированные цели и способы их достижения, а может быть не продуманной, не ясной, включать в себя противоречивые представления. Тогда выбор определяют различные внешние влияния, мимолетные чувства, настроения, эмоции.

    Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.

    Картиной мира называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

    Со временем картина мира видоизменяется, дополняется представлениями обыденного, религиозного, философского, эстетического сознания. Различают религиозную, научную и философскую картину мира. У каждой есть смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной.

    Религиозная картина мира делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, сфера человеческого и сфера Божественного - вот что является смыслом религиозных размышлений. Религиозная картина мира не существует как целостная система знаний, так как действуют десятки и сотни различных религий и конфессий. В каждой религии сформирована своя картина мира, основанная на символах веры, религиозной догматике и культах.

    Научная картина мира строится вокруг объектов, не зависящих от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир таким как он есть, потому ее ядро - обесчеловеченная реальность. Исключительное – именно так можно характеризовать влияние науки на мировоззрение современного человека.

    Основные элементы научной картины мира: научные знания о природе, научные знания об обществе, научные знания о человеке и его мышлении. Она основана на данных астрономии, физики, химии, биологии и выступает обычно как антитеза религиозной картине мира.

    научная картина мира начинает складываться в 16-17 веках, когда возникает классическая механика.

    Философская картина мира есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека. В отличие от религиозной картины мира, философская картина мира всегда опирается на научную картину мира как надежный фундамент.

    В качестве основных структурных элементов философской картины мира можно выделить следующие виды знаний: о природе, об обществе, о познании, о человеке. В рамках данной картины мира сформировались две модели бытия:

    1) нерелигиозная философская картина мира, формирующаяся на основе обобщения данных естественных и общественных наук, осмысления светской жизни;

    2) религиозно-философская картина мира как система догматически-теоретических взглядов на мир, в которой смешивается земное и сакральное. Происходит удвоение мира, где вера считается выше истин разума.

    Место и роль философии в культуре.

    Культура – совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов. По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:

    В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык.

    Люди отличаются от животных своим осмыслением действительности при помощи социальной информации. В социальной информации различают три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий).

    Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регулятивами определяют особенности:

    – духовной культуры (мифологии, религии, искусства, философии);

    – социальной культуры (нравственной, правовой, политической);

    – технологической культуры (технической, научной, инженерной).

    1. особенностью, оказавшей решающее воздействие на гносеологическую проблематику, следует признать рационализм, понимаемый в самом широком смысле этого термина — как вера в познавательные возможности человеческого разума, как стремление, по крайней мере самых передовых и наиболее бескомпромиссных мыслителей, ставить в зависимость от действий разума по сути дела все области природного и социального бытия.

    Стержнем всех гносеологических проблем является вопрос о познаваемости мира – может ли человек в принципе получить достоверное знание о любом предмете и явлении действительности? В истории философии можно найти разные ответы на этот вопрос: оптимистический и пессимистический. Гносеологический оптимизм считает, что границ познания не существует, что человеческому разуму доступны все явления реальности. Гносеологический пессимизм всегда так или иначе ограничивает познавательные возможности человека – так считают скептики и агностики.

    Проблема истины. В рамках этой концепции истина это характеристика знания, не существующая в отрыве от него, а значит и от познающего субъекта, этим знанием обладающего. Именно гносеологическая парадигма получила наибольшее распространение в философии.
    Общепризнанной в рамках гносеологизма является классическая концепция, в которой истина понимается как соответствие знаний действительности. Классическое представление об истине разделяют и материалисты, и идеалисты. Различие в материалистической и идеалистической трактовках проходит по вопросу о том, что такое действительность. Если бытие понимается как материя, то реализуется материалистический вариант классической концепции истины, если бытие понимается как сознание, дух, то - идеалистический. Классического понимания истины придерживались Дж. Локк, Б. Спиноза, философы - просветители, Г. Гегель и диалектические материалисты.
    В классической концепции истине приписывается ряд характеристик. Объективность 
    Абсолютность Относительность динамичность
    Конкретность  Неклассические концепции указывают на такие свойства истины, о которых умалчивает классическая теория: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность.

    1. Западноевропейская философия XVIII в.










    После закрепления своего классового господства и установления мира со своими бывшими противниками английская буржуазия в лице своих идеологов отходит от эмпиризма, тяготеющего к материализму, и переходит на позиции субъективного идеализма.

    Джорж Беркли

    Одним из ее идеологов был Джорж Беркли (1685 — 1753). Он видел в атеизме большую опасность для умов. Будучи священнослужителем, он выступил против материализма.

    Своеобразие философии Д. Беркли заключается в том, что он стремился защитить религию от материализма. Ощущения в понимании Беркли — это единственная реальность, с которой имеет дело познающий субъект. По Беркли, существуют лишь ощущения, а материя не существует. Она — предрассудок материалистов.

    Давид Юм

    Как и Беркли, Юм исходит из того, что источник познания — в ощущениях или впечатлениях субъекта. Однако Юм считал неприемлемым мнение Беркли о том, что источником ощущений является всемогущее существо или божество. При этом он ссылался на то, что никакой человеческий опыт не может доказать существование божества. Он утверждает, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятий.

    Он полагал, что источником знаний о порядке вещей служат не теоретические изыскания, а вера. Согласно Юму, результаты усилий философов демонстрируют лишь слепоту и слабость человеческого разума.
    Философия во франции

    Философию XVIII в., доминирующую во Франции, называют философией просвещения. “Период ее развития может быть условно ограничен двумя датами: годом смерти Людовика XIV (1715) и годом штурма Бастилии (1789)

    Шарль Монтескье

    Шарль Монтескье был одним из первых по времени деятелей французского просвещения. Он выступил против деспотизма и настаивал на том, что наказанию должны подлежать не человеческие мысли, расходящиеся с существующими верованиями и установлениями, а поступки. Монтескье пропагандирует принцип полной веротерпимости. Он считал, что государственное устройство и общественное сознание не зависят от потусторонних сил. Различие общественного устройства, как и особенности интеллектуального склада народов, он объяснял особенностями климата тех стран, в которых они проживают.

    Франсуа Вольтер

    И хотя он не создал какой-то особой философской системы, Он считал, что знания проистекают из ощущений.

    Жан-Жак Руссо

    Наиболее влиятельным мыслителем французского просвещения является Жан-Жак Руссо. По мнению Руссо, источником неравенства являются природные задатки, но в цивилизованном обществе существует и социальное неравенство, которое связано с появлением частной собственности, являющейся причиной всех социальных бед и несчастий.

    Представители французского материализма

    Виднейшими представителями французского материализма были Ламетри, Гольбах, Д. Дидро, К. А. Гельвеций.

    Зачинатель французского материализма XVIII Ламетри доказывал, что не только всякая форма движения неотделима от материи, но и всякая материя связана с движением. Лишенная способности движения, косная материя есть лишь абстракция. Субстанция в конечном счете сводится к материи. Ламетри доказывал, что границы между минеральным, растительным и животным “царствами” относительны.

    В наиболее систематизированном виде идеи французского материализма изложены в трудах Поля Гольбаха. Доказывая неразрывность материи и движения, Гольбах отрицал, что источником движения является Бог. По мнению Гольбаха, Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и следствий, непрерывно вытекающих друг из друга. Взаимосвязь между ними подчиняется жесткой необходимости. Согласно Гольбаху, в природе нет места случайности.


    1. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии на волне рабочего движения, как идейное выражение этого процесса. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоритическими источниками – французский материализм 18 века и немецкая классическая философия.

    Специфика марксистской философии состояла в ее изначальной обращенность к проблемам земли, т.е. к злободневным вопросам общественной жизни – экономика, социальные отношения, политическая жизнь.

    Философия марксизма есть исторический и диалектический материализм. Материализм был применен к исследованию природы, общества и самого человека. Марксистской философии присуща диалектика, как метод философского мышления и теория развития. Для этой философии характерна ориентация на практическое изменение мира, в котором существует человек труда.

    Главными положениями новой философии стали:

    Органическое сочетание принципа материализма с диалектическим методом познания природы и общества. Центральной категорией марксизма стала «практика», понимаемая как целенаправленная общественно-историческая материальная деятельность людей по преобразованию объективного мира. Тем самым подчеркивался активный деятельный характер отношения человека к миру (преобразованию природы и общества).

    Совершенно новаторским в марксизме стало рассмотрение общества как сложноорганизованной системы, в которой ведущую роль играло материальное бытие, имеющее в своей основе экономическую деятельность людей, порождающую социально-классовое деление общества. Гуманистическая направленность марксистской философии связана с поисками путей освобождения человека от социального отчуждения.

    Общие мировоззренческие установки вовсе не исключали особенностей философских взглядов каждого из основоположников марксизма. Так, Энгельс сосредоточил свое внимание на изучении проблем философии природы, Философские взгляды Маркса по сути своей антропоцентричны, так как его интересуют, прежде всего, проблемы сущности человека и условий его существования в обществе.

    1. Проблема сознания в философии

         Признание в материализме материи в качестве субстанции сразу же ставит проблему объяснения сознания, его происхождения и сущности. Если в мире ничего нет, кроме движущейся материи, то что же такое сознание? Оно же существует.

    Как же решается проблема сознания?

         Уже в  древности существовало представление о самостоятельном существовании души.

    Для субъективного идеализма, кроме явлений сознания, ничего не существует, сознание является субстанцией.

    Для материализма сознание есть свойство материи. Объяснить это свойство — одна из главных проблем для материализма.

         Материализм решает данную проблему на основе теории отражения. Сознание считается свойством материи — свойством отражения. Этим свойством материя обладает на всех уровнях. Отражение — это свойство взаимодействующих тел воспроизводить в своей внутренней структуре особенности друг друга.

    Вопрос об отношении сознания и материи в диалектическом материализме считается основным вопросом философии. Впервые о наличии основного вопроса философии было сказано Ф.Энгельсом. Он его впервые и сформулировал: что первично: материя или сознание? Он утверждал, что это великий, основной вопрос, на который любой философ  вынужден отвечать, прежде чем решать какие-то другие философские проблемы. Отсюда пошло и деление философов на материалистов и идеалистов, монистов и дуалистов. У материалистов материя первична, сознание вторично, а у идеалистов наоборот. У монистов в основе мира лежит одно первоначало: материя или сознание, у дуалистов оба начала существуют независимо друг от друга.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта