Главная страница

ПиН. Преступление и наказание История создания


Скачать 455.82 Kb.
НазваниеПреступление и наказание История создания
Дата26.04.2022
Размер455.82 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПиН.pdf
ТипРассказ
#496813
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

Ф.М. Достоевский
«Преступление и
наказание»

История создания
• Ряд исследователей считает, что роман был задуман еще во время пребывания автора на каторге.
• Творческая история романа начинается в середине шестидесятых годов. Поначалу это должна была быть повесть. Виделась она Достоевскому в форме рассказа преступника от первого лица о событиях, произошедших 8 лет назад. Но, написав значительную часть рассказа-исповеди, писатель решительно отказался от него: «Исповедью в важных пунктах будет не целомудренно и трудно себе представить, для чего написано.
Объективное повествование «от автора» – «существа всеведущего и непогрешимого, выставляющего всем на вид одного из членов нового поколения». Вместе с изменением формы повествователя изменился и жанр: замысел вылился в объемный роман.
• В окончательной редакции печатается на страницах «Русского вестника» в течение 1866 года.
Жанр
– роман.
1.
Имеет выраженные
драматические черты
(символист В. Иванов называл романы
Достоевского «романами-трагедиями»).
• в произведении чётко ограниченное число действующих лиц,
• действие сконцентрировано во времени,
• сюжет развивается стремительно,
• он изобилует напряжёнными диалогами, неожиданными признаниями и публичными скандалами.

2.
Философский роман – по конфликту
Определение «философский роман» – условное. Им обозначают достаточно большое число романов ХІХ–ХХ веков, герои которых, решая конкретные вопросы собственной жизни, начинают осознавать их общий смысл, или авторы которых, рисуя конкретные ситуации и конкретных героев, открывают их универсальные смыслы и значения. (Герой всё произведение стремится к разрешению своей
«великой» мысли, остальные герои помогают ему в достижении этой цели).
3.
Социальный роман – по проблематике.
• Идея Раскольникова тесно связывается Достоевским с современной ему исторической эпохой, в которой всё «поехало с основ» и царит необыкновенная шаткость понятий в оторванном от почвы образованном обществе.
• Герой романа замышлялся как новый человек, поддавшийся носящимся в петербургском воздухе незаконченным идеям, следуя которым он доходит до отрицания окружающего мира.
• Уединение Раскольникова в комнатке-гробе оказывается знамением времени. Порфирий
Петрович: «
Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени
случай-с, когда помутилось сердце человеческое… Тут мечты-с, тут теоретически
раздраженное сердце
».
4.
Психологический роман.
• Предметом его изображения служат внутренний мир личности, вопросы нравственности.
• В процессе изображения происходит глубокое постижение психологии личности,

Главным критерием авторской оценки являются нравственные принципы.

НО!
Ф. М. Достоевский не хотел применять к себе понятие психологизм: «
Меня зовут
психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины
души человеческой
». Почему исследования «всех глубин» в человеческой душе не относится к явлениям психологизма? Этой фразой Достоевский пытался противопоставить себя современным ему писателям-реалистам и указать, что он изображает принципиально иной, нежели они, пласт человеческого сознания. Согласно христианской антропологии, существо человека троично и состоит из тела, души и духа.

К телесному, «соматическому», уровню относятся инстинкты, роднящие человека с животным миром: самосохранения, продолжения рода и так далее.

На душевном, «психическом», уровне расположено собственно человеческое «я» во всём многообразии чувств, эмоций, страстей, то есть все возможные любовные переживания, эстетическое начало – восприятие красоты, склад ума со всеми его индивидуальными отличиями, гордость, гнев и так далее.

На духовном, «пневматическом», уровне находятся интеллект, понятия о добре и зле – категории нравственности и свобода выбора между ними – то, что делает человека
«образом и подобием Божиим» и что объединяет его с миром духов. На духовном уровне человек сосредоточивается только в экстремальных ситуациях – перед лицом смерти или в минуту окончательного определения для себя целей и смысла своего существования.
Именно этот уровень сознания Достоевский называет «всеми глубинами души
человеческой» и делает предметом пристального анализа, рассматривая прочие
уровни только в их отношении к последнему

Отсюда вытекает принципиальное различие изображения мира и человека у
Достоевского и Толстого с Тургеневым, которые сосредотачиваются на душевной, психической стороне жизни во всём её богатстве и полноте.

На психологическом уровне все люди очень разные, неповторимые индивидуально.

На духовном уровне принципиальное различие в характерах исчезает, становится неважным, в кризисные моменты жизни психология самых разных людей унифицируется и почти совпадает. Во всех сердцах разыгрывается всё также борьба Бога с дьяволом, только на разных её стадиях.
Для активации у героев духовного пласта сознания Достоевскому необходимо выбить их из привычной жизненной колеи, привести в кризисное состояние.
Поэтому динамика сюжета ведет их от катастрофы к катастрофе, лишая их твердой почвы под ногами, подрывая экзистенциальную стабильность и вынуждая вновь и вновь отчаянно штурмовать неразрешимые, «проклятые» вопросы.
Всё композиционное построение «Преступления и наказания» можно описать
как цепь катастроф:
• преступление Раскольникова, приведшее его на порог жизни и смерти,
• катастрофа Мармеладова,
• последовавшие за ней безумие и смерть Катерины Ивановны,
• самоубийство Свидригайлова.
• в предыстории к романному действию рассказывается также о катастрофе Сони, а в эпилоге – о катастрофе матери Раскольникова.

Из всех героев лишь Соне и Раскольникову удается выжить и спастись. Промежутки между катастрофами заняты напряженными диалогами Раскольникова с прочими персонажами, из которых особо выделяются два разговора с Соней, два – со Свидригайловым и три – с
Порфирием Петровичем. Вторая, самая страшная для Раскольникова беседа со следователем, когда тот доводит его чуть ли не до помешательства из расчёта, что тот выдаст тебя, является композиционным центром романа, разговоры с Соней и Свидригайловым, обрамляя его, располагаются по одному до и после.
4.
Полифонический роман
– это новая страница в истории жанра, открытая Ф. М.
Достоевским и оказавшая очень большое влияние на литературу ХХ века.
Первая особенность: множественность самостоятельных и неслиянных голосов
и сознаний,
подлинная полифония полноценных голосов.
• Голос – особый статус героя у Ф. М. Достоевского: герой интересует писателя не как явление действительности, с социально-типическими определенными чертами, а как особая точка зрения на мир и на себя самого. Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а прежде всего то, чем является для героя мир и чем является он сам для самого себя. Читая роман, мы замечаем, что мир предстает в перспективе Раскольникова: это Раскольников слушает и переживает исповедь Мармеладова, узнает из письма перипетии Дуниной судьбы, видит пьяную девочку на бульваре и т. д. Иными словами,
Ф. М. Достоевский показывает, чем мир является для героя, оскорбленного этим миром, возмущенного неправедностью его, и т. д. Более того, не Ф. М. Достоевский описывает состояние Раскольникова, а Раскольников своим «словом» и «голосом» раскрывает его: не писатель о герое, а герой о себе; он не объект, а полноправный субъект изображения.

• Но у Ф. М. Достоевского каждый герой обладает своим сознанием и самосознанием, своей точкой зрения на мир и на себя в мире. И «голоса»-«сознания» героев не подчинены Раскольникову, а равноправны, самостоятельны и независимы от него и друг от друга.
Вторая особенность: диалог героя с идеей
• Герой Ф. М. Достоевского – герой-идеолог, то есть человек, сливающийся со своей идеей, которая становится его страстью и определяющей чертой его личности. Мы видим героя в идее и через идею, а идею видим в нем и через него.
• Кроме того, Ф. М. Достоевский открыл «диалогическую природу идеи», которая становится идеей только в результате диалога с другой, чужой идеей или идеями. Об идее-теории Раскольникова мы впервые узнаем из пересказа Порфирием его
(Раскольникова) статьи, то есть узнаем через «чужое» утрирующее и провоцирующее сознание, вызывающее Родиона на диалог. Раскольников, в свою очередь, излагает основные положения своей теории, а его все время перебивает репликами Порфирий.
Раскрываясь в диалоге разными гранями, идея по-другому предстает в диалогах
Раскольникова с Соней, и еще по-иному в изложении Свидригайлова во время разговора с Дуней. В итоге во всех этих диалогах вырастает сложный, противоречивый и объемный образ идеи Раскольникова. В результате роман Ф. М. Достоевского становится не романом с идеей, а романом об идее, о ее живой жизни в умах и душах людей.
Третья особенность: изменение авторской позиции по отношению к герою
• В романе монологического типа, толстовском, например, автор знает о герое больше, чем тот о себе, и может сказать о нем завершающее слово.

• В полифоническом романе вынести окончательное суждение о себе может только сам герой. В таком смысле герой полифонического романа как бы берет на себя часть авторских функций монологического романа. Автор в полифоническом романе рядом и вместе с героями, а не над ними. Все это не означает, однако, что авторская позиция в романе не выявлена. Выявлена, но только другими способами, нежели в монологическом романе: не в авторском слове (повествовании), а в структуре романа, в ее ходах.
Центральная проблема
:
поиск основы человеческой души.
Центральный конфликт
:
внутренний, психологический, столкновение главного героя с законом, религией и нравственностью.
Авторская позиция
:
проявлена в эпилоге, когда внимание концентрируется на пробуждении совести.

Особенности композиции
1. Хронотоп.
Романный хронотоп в художественном мире «Преступления и наказания» сложен и многолик.
1)
Физическая точка во времени и пространстве:
середина 60-х годов XIX в., Россия,
Петербург. По разбросанным в повествовании, но точным приметам первые читатели с большой степенью вероятности догадывались, что описанное злободневно, оно происходит
«здесь и сейчас», по крайней мере в самом недавнем прошлом – за полгода, год, может быть, два до появления романа — в «начале июля 186... г.». Это пореформенная пора, буржуазная эпоха, эпоха расчета и дела.
2) Художественное время расширяется до времени всемирно-исторического, точнее, легендарно-исторического.
• К событиям сегодняшним вплотную приближается время Нового Завета – земной жизни
Христа, его воскресения, время предстоящего Конца Света.
• Предупреждением Раскольникову накануне убийства звучат слова спившегося чиновника Мармеладова о Страшном Суде.
• Чтение притчи о чудесном воскресении Христом Лазаря становится прямым и мощным побуждением к покаянию героя.
• Каторжный сон о моровой язве, поразившей землян, вызывает аналогии с трагическим исходом земной истории в Апокалипсисе.
• Неожиданной легендарно-исторической альтернативой разворачивается художественное время эпилога. Оно, благодаря прямой отсылке к ветхозаветному мифу об Аврааме,
родоначальнике еврейского и арабского народов, «отце всех верующих», ретроспективно обращено к началу времен, «до-истории». Герой предстоит «новой, доселе совершенно неведомой действительности», и имя Авраама указывает на духовный исток, к которому припадает жаждущий веры герой.
Таким образом, романное время обладает потенциальной энергией, выбрасывая героя в иное измерение жизни.
3)
Художественное пространство в романе также пульсирует своими величинами и смыслами.
• В символико-фантастическом эпизоде последнего сна Раскольникова оно приобретает поистине космический масштаб.
• В эпилоге реализуется в условной Сибири, которая ассоциируется одновременно с
Голгофой и Гробом (пещерой) Господнем, где воскрес Христос. Смена пространства
«Невы» на пространство «Иртыша» прочитывается в рамках оппозиции искусственного
(от «искуса» — искушения), инфернального города (например, «демонический» желтый цвет газовых фонарей) и широкой стихии священной национальной почвы.
• Но так же, как и время, пространство является прежде всего своей социально-типической стороной. Благодаря эпистолярному включению (письмо Пульхерии Александровны) оно разворачивается в русском провинциальном городке с теми же, что и в мире столичном, звериными законами, всплесками страстей, приступами покаяний, но и с патриархальной семейственностью, невозможностью остаться незамеченным и т. д.

2. Прием умолчания
К нему Достоевский прибегает, заботясь о занимательности сюжета.
• Когда Раскольников отправляется к старухе «на пробу», читатель не посвящен в его замысел и может только догадываться, о каком «деле» он рассуждает сам с собой.
Конкретный замысел героя раскрывается только через 50 страниц от начала романа, непосредственно перед самим злодеянием. А о существовании у Раскольникова законченной теории и даже статьи с её изображением нам становится известно лишь на
200-ой странице романа – из разговора Раскольникова с Порфирием.
• Точно так же лишь в самом конце романа мы узнаем историю отношений Дуни со
Свидригайловым, непосредственно перед развязкой этих отношений.
Подобная недоговоренность рассчитана на эффект первого прочтения, который является типичным для всех беллетристических романов и которому придавал важное значение сам Достоевский, стремясь привлечь читателя сюжетом, а лишь потом философской проблематикой диалогов. Уголовно-авантюрная интрига,
«цементируя» сюжет, то выступает на его поверхности (убийство, допросы, ложные обвинения, признание в полицейской конторе, каторга), то прячется за догадками, намеками, аналогиями.

3. Трехчастный принцип композиции
В романе
одна главная интрига, две побочных
• В главной – одно внешнее событие, убийство, и длинная цепь событий внутренних;
• в побочных – нагромождение внешних событий, бурных, эффектных, драматических:
Мармеладова давят лошади, Катерина Ивановна, полубезумная, поёт на улице и заливается кровью. Лужин обвиняет Соню в воровстве, Дуня стреляет в Свидригайлова.
Две второстепенные фабулы:

история семейства Мармеладовых
. Как отмечают исследователи, жанровые истоки этой сюжетной линии – реалистическая проза натуральной школы и бытописательский
«бульварный роман». Эта линия очень важна в романе, так как она раскрывает судьбу
Сони, пересекшуюся с судьбой Раскольникова. «Линии их жизни пересеклись в самой
критической для них точке. Их души соприкоснулись именно в тот момент, когда они
еще обнажены для боли, своей и чужой, еще не привыкли к ней, не отупели».

история сестры Раскольникова Дуни
(взаимоотношения со Свидригайловым, сватовство Лужина, брак с Разумихиным). Эта линия развивается в жанре сентиментальной повести или мелодрамы.
Побочные интриги не имеют самостоятельного значения. Они часть судьбы героя, воплощение его борющихся мыслей.
Главная интрига – трагична, побочные –
мелодраматичны.

4. Несоразмерность продолжительности описания двух
композиционных сфер

Преступление
— первая из двух композиционных сфер романа, ее центр — эпизод убийства процентщицы и ее, возможно, беременной сестры. Занимает 1 часть романа.

Наказание
— вторая композиционная сфера. Занимает 5 частей романа и эпилог.
Пересекаясь и взаимодействуя, они заставляют персонажей, пространство и время, изображенные предметы, детали быта, подробности разговоров, картины снов и отрывки текстов (общеизвестных или «личных»: Библия, статья Раскольникова) и т. д., – т. е. весь образный строй – воплощать смысл, авторскую картину мира.
Этапы развития сюжета
6 частей и эпилог
• В каждой новой части романа конфликты нарастают и служат основанием для новых, еще более острых ситуаций. Членение романа соответствует нарастанию трагедийного звучания его. Ввод новых действующих лиц связан с обострением сюжетных положений.
• Каждая из частей обрывается на интересном месте (фельетонный прием).
• Переход же от одной части к другой, как правило происходит в романе через сон, обморок или бред.
✓ Первая часть заканчивается тем, что Раскольников впадает в состояние забытья.
✓ В начале второй части – он пробуждается. В финале ее он падает в обморок при встрече с матерью и сестрой.

✓ В начале третьей части Раскольников приходит в сознание. В конце третьей части герой видит сон, где вновь пытается убить старуху-процентщицу. И этот сон плавно переходит в явь – к Раскольникову приходит Свидригайлов.
✓ Четвертая часть начинается разговором героев, а заканчивается она внезапной встречей Раскольникова с мещанином.
✓ Пятая часть начинается описанием чувств Лужина, после его расстроившегося сватовства к Дунечке, а заканчивается разговором Родиона со Свидригайловым, в котором последний в определенном смысле разоблачает героя.
✓ В начале шестой части представлен анализ душевного состояния героя. Автор отмечает его страх, апатию, расстройство сознания. Заканчивается же шестая часть сценой признания Раскольникова в полиции.
✓ В начале эпилога – рассказ автора о суде, в финале – описание чувств Родиона к
Соне.
Экспозиция
1.
Описание времени действия – июль
,
«чрезвычайно жаркое время».
Характеристика температуры важна, для того чтобы подчеркнуть невыносимость обстоятельств, в которых находится герой.
«На улице жара стояла страшная, к тому же
духота, толкотня, всюду…летняя вонь».
2.
  1   2   3   4   5


написать администратору сайта