Главная страница
Навигация по странице:

  • Роль антично

  • 3.Середньовічна картина світу (Бог та людина, часово - просторові структури, людина у соціумі) Система освіти, мистецтво, філософія у Середні Віки.

  • 4.Періодизація

  • 5. Література раннього Середньовіччя. Англосаксонський, германо-скандинавський і кельтський епос.

  • 6. Збірки „Молодша Едда” та „Старша Едда” як викладення германо-скандинавської теогонії і космогонії.

  • 7. Клерикальна література. Жанрове розмаїття і специфіка проблематики.

  • 8. Героїчний епос Зрілого Середньовіччя: національна своєрідність, особливості проблематики і образної системи.

  • заруба. Загальна характеристика літератури Середніх віків у контексті історії західноєвропейської літератури. Фактори, що сприяли формуванню середньовічної літератури


    Скачать 197.3 Kb.
    НазваниеЗагальна характеристика літератури Середніх віків у контексті історії західноєвропейської літератури. Фактори, що сприяли формуванню середньовічної літератури
    Анкорзаруба.docx
    Дата20.10.2017
    Размер197.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазаруба.docx
    ТипДокументы
    #9572
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1. Загальна характеристика літератури Середніх віків у контексті історії західноєвропейської літератури. Фактори, що сприяли формуванню середньовічної літератури.

    Средневековье - период в истории Европы от падения Римской империи (5 век) до эпохи Возрождения (начало 16 века). Основные черты культуры средних веков:

    - Господствующая роль религии и церкви в обществе. Человек рассматривается как греховное существо, требующее прежде всего спасения души, очищения перед Богом. Роль искусства в основном рассматривается как способ прославить Бога. Церкви же приписывается роль единственного посредника между людьми и Богом.

    - Духовное, божественное противопоставляется телесному, «низкому», бренному. Античная культура не знала этого раскола. Средневековая же культура в этом расколе однозначно выбирает духовное.

    - Потеряно много достижений античности. Однако зародились и развились национальные культуры народов Европы, базировавшиеся на фольклоре.

    - происходило Великое переселение народов, в результате чего на исторической территории Европы появились новые государства и народы, зародились современные нации, их язык и культура, особенности мышления и поведения, национальный характер.

    - Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения.

    - Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.

    - Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов - христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

    - Средневековое общество-сословное, система вассалитета (сословия рыцарей, молящиеся, работающие).

    Факторы.

    • Фактор христианской культуры

    • Фактор народной культуры (она вытеснялась, признавалась языческой, однако многие мотивы взяты из народной культуры)

    • Фактор античной культуры (античность считалась злом, язычеством; античность можно было использовать как подтверждение христианских положений. Два всплеска обращения к античной культуре : правление Карла Великого – конец 8- начало 9 века и Атоновская династия-Атон I и Атон II)

    • Фактор мусульманской культуры (Испания была захвачена арабами до 15 века; арабская поэзия повлияла на испанское Возрождение. С 1985 г. формируется библиотека с многими авторами античности, арабы заимствуют и овладевают разработками античности)



    1. Роль античної культури й літератури у становленні середньовічної літератури.

    Именно в сохранении античного наследия Средневековье наилучшим образом проявило себя в качестве передатчика ценностей и достижений от прошлого мира будущей Европе.

    В том наследии, которое досталось людям Средневековья от античности и во многих аспектах было основательно ими обновлено, можно выделить четыре основные составляющие.

    Первая — наследие Греции. От греков Средневековье получило образ героя, который, как мы увидим, приобретает христианские черты и превращается в мученика и святого; гуманизм, который тоже будет модифицирован христианством, — в результате в XII веке стали говорить о христианском понимании сократовского учения. Добавим в этот список понятие «город», полис (далекий предок средневекового города), слово «демократия», которое получит новый смысл уже после Средневековья, и, само собой, название «Европа».

    Римское наследие куда богаче греческого, поскольку средневековая Европа выросла непосредственно из Римской империи. Первая и главная его часть — язык, основа культуры. Средневековая Европа писала и говорила на латыни, а когда латынь после X века вытеснят «вульгарные», то есть народные, языки, ее прямыми наследниками станут языки романской группы: французский, итальянский, испанский и португальский. Остальные территории Европы тем или иным образом тоже приобщатся к латинской культуре: ее следы видны в университетах, в церковном обиходе, в теологии, в научном и философском лексиконе.

    И наконец, еще одна важная часть наследия, полученного Европой, — это библейская составляющая. Ее передали людям Средневековья не евреи, от которых христиане все больше и больше отдалялись, а первохристиане, и ветхозаветная традиция, несмотря на усиление антиеврейских настроений, остается до конца Средних веков одним из ключевых и самых ярких мотивов не только в религии, но и во всей средневековой культуре. О том, что значила Библия для Средневековья, написана не одна книга. Библия в Средневековье воспринимается и используется как энциклопедия, включающая в себя все знание, которое Бог передал человеку. Не следует забывать, что историческая память, которая стала ключевым элементом европейского сознания, имеет двойной источник: это не только труды «отца Истории» Геродота, но и Библия.

    3.Середньовічна картина світу (Бог та людина, часово - просторові структури, людина у соціумі) Система освіти, мистецтво, філософія у Середні Віки.

    Картину мира средневекового человека определяло христианство.

    Мир:

    • Мир горный небесный)

    • Мир средний(земной)

    • Мир подземный(адский)

    Мир делился на христиан и нехристей. В христианстве время становится линейным. Есть точка сотворения мира, точка рождения Иисуса, и конец времени, Страшный суд, второе пришествие Иисуса. Время делится:

    • Аграрное (время жатвы)

    • Сеньороное (время сбора податей)

    • Религиозное (литургический год)

    Теоцентризм- картина мира, согласно которой в центре находится Бог. Монарх олицетворяет власть Бога на земле.

    Мерилом духовности жизни средневекового человека была христианская религия. Но в народной культуре вместе с христианскими представлениями продолжали существовать древние языческие верования и обычаи (гадания, поклонение воде и огню и др. Человек был непримечательным существом, замкнутым в своем сословие.

    Образование обеспечивали епископские и монастырские школы, а также королевские дворы. До 11 века образование было только церковным. В монастырских школах существовали следующие комплексы предметов: тригиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадрибий (геометрия, арифметика, астрономия, музыка). Вместо философии преподавали схоластику ( постижение Бога в логике и размышлениях).

    Особенности искусства Средних веков:

    1. зависимость о религии;

    2. преобладание библейских мотивов в скульптуре и живописи;

    3. развитие иконописи (изображения святых);

    4. отказ от античного наследия;

    5. неразрывная связь с народным творчеством.

    Средневековое искусство представлено двумя архитектурными стилями – романским и готическим. Романский стиль характерен для суровых оборонительных сооружений, готика связана со средневековым городом.

    Появляются совершенно новые типы зданий, неизвестные раннее – ратуша, рынок, биржа и прочее.

    Живопись в Средние века была представлена книжными миниатюрами, фресками (роспись по стене), мозаикой, витражами и иконографией.

    Музыка в средневековье была представлена следующими видами:

    • религиозные гимны;

    • хоровое пение;

    • игра на органе.

    Представителями музыкального искусства были трубадуры, или менестрели. Их любимые музыкальные инструменты – небольшая арфа и флейта.

    4.Періодизація літератури Середніх віків

    I период- период раннего Средневековья

    Период разложения родового строя и зарождения феодальных отношений

    • 5-9 век –Франция

    • Конец 10 века-Англия, Германия

    Это литература клерикальная и героический архаический эпос (песни Эдды, поэма о Беовульфе)

    II период- период зрелого Средневековья

    Период развитого феодализма

    10-15 век.

    3 литературных потока:

    • Народная литература (народный героический эпос)

    • Рыцарская литература (куртуазная, придворная)

    • Городская литература (в которую вливается клерикальная)

    5. Література раннього Середньовіччя. Англосаксонський, германо-скандинавський і кельтський епос.

    Литература раннего Средневовья в Западной Европе -это в большей степени эпические произведения, созданные в 5- веках и сохраненные монахами-христианами, которые хотели сберечь народные традиции и тайно записывали произведения языческих времен в 10-13вв.

    Германо-скандинавский эпос мы можем поделить на 2 группы: англосаксонский и древнескандинавский. Англосаксонский эпос-это произведения, написанные на древнеанглийском языке германскими племенами, которые переселились на территорию Британского полуострова в 5-7 веке.Наиболее известным и обширным образцом англосаксонского эпоса является «Поэма о Беовульфе»10в.Также сохранились отрывки «Поэмы о Зигфриде» и «Песни о Хильдебранте»

    Древнескандинавская литература-это литература народов, населявших во времена раннего Средневековья территории современной Норвегии, Дании, Исландии. Эта литература сохранилась до наших дней наиболее полно. Памятники древнескандинавской лит-ры, дошедшей до наших дней, делятся на 3 группы: поэзия певцов-скальдов, которые воспевали подвиги королей-конунгов; прозаические саги; мифологические и героические песни «Младшей» и «Старшей» Эдды.

    Кельтский эпос, представлен, в основном, небольшими прозаическими произведениями. По аналогии со скандинавами, кельты называли их «сагами». Из всех памятников кельтского эпоса до наших дней дошло больше всего ирландских произведений. Ирландские саги богаты изображением языческих пережитков и верований.

    6. Збірки „Молодша Едда” та „Старша Едда” як викладення германо-скандинавської теогонії і космогонії.

    «Эдда» -это сборник древнеисландских песен, который отображает картину мира древнего скандинава. «Младшая Эдда» - составлена в 13в.,содержит в себе сказания о богах и героях, изложенные прозаическим языком. «Старшая» или поэтическая «Эдда»- это песни из найденной и изданной в 17в. Рукописи.Она состоит из 2ух частей: мифологической и героической.

    Теогония скандинавов в песнях «Эдды»-это изложение мифов о рождении, иерархии и функциях скандинавских богов( «асов»). Верховным богом почитали одноглазого Одина, самого мудрого и сильного, обладающего даром поэзии. Один проживал в своем чертоге-Валгалле.Воительницы-валькирии приносили в этот замок погибших воинов, которые там пировали и тренировались в ожидании Рагнарека. Помощник Одина-бог Тор, заступник людей, которые повелевает громом и молнией. Представлена в песнях также богиня красоты и любви Фрейя. Добрым богам противопоставляется коварный бог Локи-отец мирового зла.

    В «космогонической» части Эдды можно узнать о представлениях древних исландцев о структуре мира. В их картине мира существовало понятие «мирового древа»(Иггдрасиля). Его верхушкой был Асгард-мир богов, основанием-подземное царство мертвых Нифльхейм. Между этим мирами, на срединной земле Мидгард обитали люди.Их окружал неизведанный Утгард, отдельные участки которого населяли карлики и великаны.

    «Эдда» также содержала часть о героических подвигах. Одним из основных персонажей был Воитель Сигурд, с которого, вероятно, позже был списан образ немецкого Зигфрида. Типичный герой-викинг не боялся смерти, действуя всегда в одиночку. Главным для него было войти в историю и быть воспетым в сагах.
    7. Клерикальна література. Жанрове розмаїття і специфіка проблематики.

    Клерикальная литература – это одно из направлений литературы раннего Средневековья. Письменные памятники этого течения в средневек. лит-ре – одни из самых первых на территории Европы. Клерикальная литература отразила наиболее характерные черты духовной жизни того времени. Создавалась эта литература в основном служителями церкви. Религиозные, нравоучительные, обрядовые функции доминировали в такой литературе над эстетическими ценностями. Назначение клерикальной литературы — развить благочестие, усмирить страсти, научить жить по библейским заветам. Клерикальная литература делилась на предназначенную для использования в богослужениях( обращения к Богу) и произведения дидактического характера( обращенные к прихожанам). К клерик. Лит-ре относятся книги-примеры для проповедников, иди которых заимствовали Чосер, Боккаччо, Шекспир и др. Спрошествием времени кл. лит-ра «влилась» в поток городской лит-ры средневековья.

    Клерикальная литература отличалась богатством и многообразием жанровых форм.Основные жанры:

    1) Богослужебный жанр – песнопения, молитвы, гимны и литургическая поэзия. Здесь впервые появляется рифма. Бурное творчество связано с тем, что не существует церковных канонов .

    2) Агиография – жития святых. Образец назидательного чтения для верующих. До нас дошло две разновидности: а) житие грешника-язычника, который узнавал истину и преображался .К нему восходят корни авантюрного романа. б) житие христианина с самого рождения. С 12 века широкое распространение приобретает развлекательная тенденция – рассказы о чудесах. Чрезвычайно распространены были сказания эсхатологические, т.е. посвященные вопросу о посмертной судьбе человека. Сюда относится латинское житие св. Брендана. Другой еще более популярной темой было изображение загробной жизни, разработанное в целом ряде латинских «видений» - Павла, Макария, Патрика и др.

    3) Проповедь. Сборник «Римские деяния».

    4) Летописный жанр, жанр хроники. «Хроника Саксона Грамматика».

    5) Литургическая драма. Связана с литургией, на смену античной драме. Сценки из Библии, постепенное развитие из чтения по ролям.

    8. Героїчний епос Зрілого Середньовіччя: національна своєрідність, особливості проблематики і образної системи.

    Народный эпос Зр. Средневековья имеет некоторые черты для разных стран и народностей Запалной Европы:

    1. Носителями эпоса были певцы-потешники(Жонглеры во Франции, хуглары в Испании, шпильманы в Германии)

    2. Вэпосе соединялась традиционность и новаторство

    3. Центральная тема нар.эпоса связана с важнейшими событиями нац. Истории

    4. На смену родовому патриотизму в Н.Э. приходит пафос феодального государства

    Для образной системы Н.Э. любой страны было свойственно то, что герой обязательно имел своего исторического прототипа; на положительного героя перекладывались все моральные нормы определенного народа; противник героя был равен ему по силе,чаще всего-представитель другой веры.

    Французский эпос:

    Сохранился до наших дней в наибольшем объеме. Примерно 100 песен, дошедших до нас можно по тематике объединить в группы: феодальные распри, оборона страны от внешних врагов, служение королю. Необычайно популярным был цикл произведений о Карле Великом. Главный памятник франц. Н.Э. является «Песнь о Роланде». В произведении видим «эффект зеркала»( противопоставление героев и событий),очень развита система символов.

    На испанском эпосе сильно отразились политические события:

    • борьба с маврами с целью реконкисты (захват маврами – 711)

    • раздоры между феодалами – изображались как великое зло, как измена родине

    • борьба за свободу Кастилии

    Главный лит. памятник - «Песнь о моем Сиде». Все события основаны на реальных истор. фактах. Обилие бытовых черт, отсутствие фантастических и сказочных элементов.

    Немецкий эпос сохранился хуже всего, много подчерпнул у французского. Особенность заключалось в том, что территории нынешней Германии были в раздробленном состоянии, и каждая область имела своего нац. героя. Отсюда множество ветвей. Жемчужина немецкого Н.Э.- «Песнь о Нибелургах».

    9. Тематика, образна специфіка, особливості композиції героїчного епосу Франції (Пісня про Роланда)

    3 основные темы:

    • прославление верного вассала(Роланда)

    • служение родине

    • христианская идея

    Карл — образ эпического короля, который символизирует единство и процветание страны. Эпический король как фигура пассивная вступает в сложные отношения с эпическим героем, выражающим народный патриотический идеал.

    Эпический герой — Роланд — доблестный рыцарь, напротив, – фигура активная, причем, действующая в интересах эпического короля до тех пор, пока вассальный долг перед ним совпадает с патриотическим долгом перед народом и отечеством. Распределение возможностей и активности действий между эпическим королем и эпическим героем таит потенциальную возможность конфликта, принимая во внимание своеволие героя, наделенного силой и энергией.

    Необходимо подчеркнуть, что эпический герой объединяется с другими героями эпоса тем, что он выступает вассалом короля, как и прочие сеньоры, как двенадцать французских пэров в «Песни о Роланде». В этом контексте противоречия короля и героя могут быть интерпретированы как оппозиция сеньора и вассала, а сами вассальные отношения, таким образом, выступают источником противоречий и конфликтов.

    «Песнь о Роланде» предлагает три варианта вассального служения императору и Отчизне в лице трех героев: Роланда, его друга и соратника Оливье и коварного Ганелона. Роланд свой вассальный долг понимает как долг перед «милой Францией», и даже своевольничая, действует только в интересах Отчизны.

    Разумный друг Роланда – Оливье являет собой обобщенный образ идеального вассала, мечты каждого императора, который действует строго в рамках служения императору и безоглядно предан только ему.

    Третий тип вассала представлен в образе Ганелона, также обобщенном, не имеющим исторических прототипов: Ганелон олицетворяет феодальное своеволие, его образ обобщает поведение той части высокородных сеньоров, которые свой вассальный долг перед императором интерпретировали как способ самореализации, т.е. возможности получить титулы, земли, богатство, большую часть захваченной в военном походе добычи.

    Особенности композиции: Композиция строится по принципу симметрии: описание двух посольств( мавры — Бланкадрин, христиане — Ганелон),описание двух сражений( победное и гибельное), описание возмездия( мусульманам и Ганелону).


    1. „Пісня про мого Сіда” як літературна пам’ятка „Реконкісти”.

    В основе этой поэмы лежат историческте события. В 711 Пиренейский полуостров был завоеван маврами. Из королевства Астурия началась реконкиста — процесс отвоевания земель. Однако наиболее губительным для страны было соперничество между королевством Леон и графством Кастилия. Особенно пагубным быд период правления Альфонсов. Эти события и отражены в Песне о моем Сиде. 3 основных темы:

    - борьба с маврами, отвоевание родных земель

    • осуждение феодальных раздоров

    • борьба за первенство Кастилии

    Особенности поэмы: правдивость, написана народным неправильным размером, более динамична чем песнь о роланде, бытовой язык, сухой способ изложения, ясны мотивы поступков героя, битвы описаны крупным планом(тактика, стратегия), нет преувеличений, сверхъестественных моментов( знамений, общения с богом).

    Сид — образ истинного рыцаря, благородный, деятельный, прямой, безгранично преданный королю.

    Король Альфонс — символ единства державы.


    1. Творчість вагантів і голіардів.

    Особое место в лит=ре средневекового города занимает поэзия вагантов или голиардов, встречающихся в Германии, воФранции, Англии, Северной Италии. Это вольнодумная поэзия, далекая от эстетических идеалов католицизма, она осуждает алчность, лицемерие богослужителей. Вагантами были студенты, переходящие из одного университета в другой, представители низшего духовенстваи др. Ваганты воспевают простые радости земной жизни. Их идеал — беспечное веселье. Часто пародируют богослужебные тексты. Отзвуки античной, языческой, народной поэзии. Церковь их преследовала. В 14 веке вышел закон о запрете бродяжничества. Написали гимн студентов гаудэамус игитур.

    Творчество вагантов анонимно. Среди известных имён: французский поэт Âàëüòåð (Ãîòüå) Øàòèëüîíñêèé (вторая половина XII âåêà), написавший «Contra ecclesiasticos juxta visionem apocalypsis»; Ïðèìàñ Îðëåàíñêèé (начало XII âåêà); немецкий вагант, известный под своим прозвищем«Àðõèïèèòû» (Archipoeta, вторая половина XII âåêà) и некоторые другие.

    Вагантская поэзия сохранилась в рукописных сборниках XII—XIV вв. Среди них самый объёмный (содержит около 250 произведений) — «Ка?рмина Бура?на» (Carmina Burana), рукопись которого была обнаружена в 1803 в баварском монастыре Бенедиктбойерне (отсюда латинское название сборника). Музыка, на которую ваганты распевали свои стихи, (за редчайшими исключениями) не сохранилась.

    1. Поняття куртуазної культури. Види і жанри лицарської літератури.

      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта