Главная страница
Навигация по странице:

  • Ранний период

  • Второй период

  • Третий период

  • заруба. Загальна характеристика літератури Середніх віків у контексті історії західноєвропейської літератури. Фактори, що сприяли формуванню середньовічної літератури


    Скачать 197.3 Kb.
    НазваниеЗагальна характеристика літератури Середніх віків у контексті історії західноєвропейської літератури. Фактори, що сприяли формуванню середньовічної літератури
    Анкорзаруба.docx
    Дата20.10.2017
    Размер197.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазаруба.docx
    ТипДокументы
    #9572
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Творчество – см. вопрос 53.

    55. Социально-экономическое и культурное развитие Англии в 16 веке

    Англия XVI в. отличалась от других стран феодальной Европы тем, что разложение феодальных отношений и развитие капиталистического производства происходили в ней более интенсивно и притом как в городе, так и в деревне. Это было начало того процесса экономического развития Англии, который привёл её в середине XVII столетия к буржуазной революции, а через два столетия, в XIX в., превратил Англию в самую могущественную капиталистическую страну, в «мастерскую мира», как её тогда называли. В течение XVI в. значительно возросли земельные владения нового дворянства за счёт захватов общинных угодий и крестьянских участков, покупки монастырских земель (после упразднения монастырей) и поместий разорившихся аристократов. На почве заинтересованности в развитии капиталистических отношений в Англии в XVI в. началось сближение нового дворянства с подымающимся классом буржуазии. Несмотря на отмеченные выше экономические и социальные изменения, в Англии господствующим оставался феодальный строй, и капиталистическое производство развивалось лишь как новый уклад в его недрах. Большая часть земли оставалась феодальной собственностью, и основная масса крестьян находилась на положении феодально зависимых держателей земли у дворян. В таких условиях вопрос о том, какой класс и каким путём будет ломать средневековые аграрные отношения и создавать свободную от феодальных ограничений буржуазную собственность на землю — либо новое дворянство в союзе с буржуазией, либо крестьянство, — решался в острой борьбе классов в деревне. Английские крестьяне в XVI в. усилили борьбу как против феодализма, так и против совершавшегося в интересах дворян и буржуазии аграрного переворота.

    Новым исходным пунктом развития А. л. явился 1485, когда был положен конец феод. смуте и установилась абсолютная монархия Тюдоров. Под эгидой абсолютизма, поддерживаемого новой обуржуазившейся знатью, растущей буржуазией и в известной степени народом, получила развитие гуманистич. культура, и А. л. вступила в эпоху Возрождения. Начало этой эпохи в Англии ознаменовано введением книгопечатания (1476). Пионерами англ. гуманизма были оксфордские ученые У. Гросин (ок. 1446—1519), Т. Линакр (ок. 1460—1524) и Дж. Колет (ок. 1467—1519), учившиеся в Италии. Они были связаны с европ. гуманистами, из к-рых Эразм Роттердамский неск. раз посетил Англию и один раз был в ней Дж. Бруно. Их последователем был великий англ. гуманист Т. Мор (1478—1535). Второе поколение англ. гуманистов представлено Т. Элиотом (ок. 1490—1546), Р. Аскемом (1515—1568) и др., выступившими во 2-й пол. 16 в. с моральными и политич. трактатами. Начало 16 в. отмечено также возникновением новой поэзии, вобравшей нац. традиции и сочетавшей их с идеями и формами итал. гуманистич. поэзии. Первыми англ. последователями Ф. Петрарки были поэты Т. Уайет (1503—42) и Х. Х. Сарри (1518—47), тогда как Дж. Скелтон (1460—1529), к-рого можно назвать поэтом англ. Реформации, в основном ориентировался на образцы нац. поэзии. Реформация англ. церкви, откол от Рима имели важнейшее значение для развития гуманистич. мировоззрения, т. к. закрытие монастырей, создание новых светских «грамматических» школ означали падение духовной диктатуры церкви. Уже в нач. 16 в. гуманисты стали придавать большое значение театру как средству пропаганды новых взглядов на жизнь. Дж. Растелл (ок. 1475—1536) и Дж. Хейвуд (ок. 1497 —

    ок. 1580) под влиянием Т. Мора используют ср.-век. драматич. жанр интерлюдии для утверждения идей гуманизма. Епископ Дж. Бейл (1495—1563) преобразовывает драматич. форму моралите, создавая первую в Англии историч. драму. Во 2-й пол. 16 в. гуманизм, ранее бывший достоянием узких кругов бурж. и аристократич. интеллигенции, приобретает все более массовую аудиторию через посредство книжной лит-ры и особенно благодаря театру.

    Расцвет гуманистич. лит-ры начинается в 80-е гг. 16 в. Лирич. поэзия нового направления, основанного Уайетом и Сарри, заявляет о себе стихами Т. Кэмпиона (1567—1619), Дж. Гаскойна (ок. 1539—77) и др., создающих песни и поэмы о любви. Развивается повествовательная и описательная поэзия, начало которой кладет коллективная поэма «Зерцало правителей».. Самым выдающимся поэтом англ. Возрождения был Э. Спенсер (ок. 1552—99), лирик и эпик, непревзойденный мастер во всех жанрах поэзии, заслуживший звание «поэта поэтов», ибо созданные им метрич. формы стиха, строфика, каноны рифм, богатство лексики, образной речи служили источником для англ. поэтов вплоть до эпохи романтизма. Как в лирике, так и в больших поэмах Спенсера «Пастушеский календарь» (1579) и «Королева фей» (1590) получил выражение его аристократич. гуманизм, означавший, впрочем, не столько сословную ограниченность, сколько возвышенность и утонченность, прославление человека, способного на жертвы во имя высоких духовных интересов. В центре его поэзии был идеал прекрасного, всесторонне развитого человека. Однако на всем, что описывает Спенсер, лежит печать платонизма, несколько абстрактной идеальности; он выработал сложный метафорич. язык, кутая мысль в аллегории и символы, сквозь к-рые просвечивают картины реальной природы.

    Стремление к очищению культуры от ср.-век. варварства и грубости характерно и для прозы Дж. Лили (1554—1606). Его «Эвфуэс» (1578—80) также проникнут стремлением создать идеальный образ «джентльмена» — светского человека, отличающегося изысканностью манер, благородством поведения и высоким интеллектом.

    Ранний период. Сонеты. Художественные особенности сонетов. Сонеты Шекспира в белорусских и русских переводах. Образ «смуглой леди сонетов» в комедии Дж. Б. Шоу и книге Ю. Домбровского «Смуглая леди. Три новеллы о Шекспире». Исторические хроники: «Генрих IV» и «Ричард III». Источники, проблематика, художественная форма. Проблема власти, взаимоотношения правителей и народа. Гуманистический пафос исторических хроник, их связь с современностью. Фальстафовский фон. Понятие «шекспиризации» истории. Трагическое начало. Комедии Шекспира – утверждение человека, его права на счастье. Развитие комического. Жизнеутверждающий, оптимистический пафос. Атмосфера «веселого карнавала» (Г.Гейне) в комедиях. Источники комедий, сюжеты, образы, структура. Образ шута в комедиях. Женские образы в комедиях. Трагические мотивы «Венецианского купца». Художественные особенности комедий. Трагедии Шекспира. Ранняя трагедия «Ромео и Джульетта». Осуждение феодальной морали и утверждение всепобеждающей силы любви.

    Второй период. Усиление трагедийного начала. Понятие трагического. Судьба личности: кризис ренессансного гуманизма. Трагический герой. Роль монологов в трагедиях. Смешение трагического и комического. Глубина характеров. Философская наполненность содержания трагедий. «Великие трагедии»: острота ситуации, максимализм характеров, универсальный характер конфликтов. «Гамлет» – сплетение человеческих судеб и характеров. Источники сюжета. Сюжетные мотивы трагедии. Система образов. Образ Гамлета. Философское звучание трагедии. Проблема добра и зла. Проблема «гамлетизма». И.В.Гёте, В.Г.Белинский, И.С.Тургенев о «Гамлете». «Отелло». А.С.Пушкин о характере Отелло. Макиавеллизм Яго. Тема социального зла в трагедии «Король Лир». Образ бури в трагедии. Эволюция Лира. Образ шута – выразителя народной мудрости. «Макбет». Поэтическая символика трагедии. Реальность сил зла, тема честолюбия и власти. Трансформация титанической личности. «Античные» трагедии. Политические конфликты в трагедии «Антоний и Клеопатра».

    Третий период. «Мрачные» («наркотические») комедии, их характеристики. Обращение к жанру романтической драмы. Сочетание вымысла с жизненной правдой конфликтов. «Буря» – последнее произведение Шекспира. Образ Просперо-гуманиста. Вера в активную силу добра. Антагонистичность образов добра и зла. Элементы утопии в пьесе. Мечта о прекрасном новом мире. Универсализм творчества Шекспира. Особенности шекспировского реализма. Шекспироведение в Беларуси и России. Переводы Шекспира. Драматургия позднего Возрождения. Бен Джонсон – предтеча классицизма. Джон Донн и метафизическая поэзия начала XVII в. Поэзия «кавалеров». Кризис ренессансной культуры. Новая историческая обстановка. Обострение социально-политической борьбы в XVII в. Становление мировосприятия XVII века.

    ОКСФОРДСКИЕ ГУМАНИСТЫ (оксфордские реформаторы) кружок первых английских гуманистов в кон. 15 - нач. 16 вв. в Оксфордском университете. Члены кружка занимались изучением и пропагандой античной философии и культуры, историко-философским и филологическим анализом Библии и сочинений "отцов церкви". В оксфордском кружке доминировал Джон Колет (1466?-1519), оказавший огромное влияние на формирование мировоззрения Томаса Мора и Эразма Роттердамского и тем самым на характер так называемого христианского гуманизма. Главным средством реформы общества оксфордские гуманисты считали просвещение и воспитание. В основе их педагогической системы лежало разностороннее светское образование с сильным морально-дидактическим акцентом, целью которого было приобщение к добродетели, воспитание сознательных граждан, добропорядочных членов общества и истинных христиан. В 1504 г. Колет покинул Оксфорд, чтобы на практике воплотить эти идеи; став настоятелем лондонского собора Св. Павла, он основал при нем светскую школу, содержавшуюся на деньги богатых лондонских купцов. Он привлек к формированию программы и составлению учебников своих друзей-гуманистов. Линэкр и Лили написали по его просьбе новые учебники латинской грамматики, которые редактировал Эразм. Колет создал учебник, рассчитанный на самых маленьких детей. Концепция образования, выработанная им совместно с Эразмом, предполагала дать ученикам как христианское, так и основательное классическое знание, они были обязаны изучать латинскую и греческую литературу, а преподаватель школы мыслился как разносторонний гуманист, знающий Аристотеля, Платона и неоплатоников, греческих и римских историков, а также обладающий прикладными знаниями в области земледелия, архитектуры, военного дела и географии. Пропаганда классического образования, отсутствие муштры и телесных наказаний, подчеркнутая любовь к детям и понимание их психологии сделали школу Колета важным явлением в культурной жизни Англии. Из нее вышла замечательная плеяда писателей, историков, политиков и дипломатов, прославившихся во второй половине XVI в. А ее принципы обучения и программа получили большое распространение в светских городских и частных школах.

    56. Феномен перевозрождения в английской литературе и творчество Джефри Чосера

    В 14 в. английская деревня испытывала затяжной кризис, в особенности усилившийся после опустошительной эпидемии чумы («черная смерть», 1348 г.), которая значительно сократила население Англии и вызвала недостаток сельскохозяйственных рабочих. Феодальная эксплуатация, рост налогов, появление неимущих крестьян, безземельных батраков, жестокое «рабочее законодательство» привели к крестьянскому восстанию 1381 г. (под предводительством Уота Тайлера, Джона Бола и других), носившему антифеодальный характер; некоторые группы требовали, чтобы феодалы были лишены своих привилегий, стремились отобрать у них земельные угодья и уравнять сословия.

    Во второй половине 14 века в английской литературе выступают 2 наиболее значительных представителея Проторенессанса – У. Ленгленд и Д. Чосер.

    Джеффри Чосер (ок. 1340 – 1400) – самый талантливый поэт Англии до Шекспира. Родился в семье торговца, был пажом при дворе, королевским курьером, что позволило ему посетить Францию, Фландрию и Италию. До конца жизни занимал ряд должностей при дворе (надсмотрщик лондонской таможни, член парламента, королевский смотритель строительных работ, королевский лесничий), но незадолго до смерти впал в немилость, был отдален от двора и жил в нищете. Творческий путь Чосер начал с небольших лирических стихотворений, а успеха добился при создании больших поэм. Первое зрелое его произведение – поэма  «Книга герцогини». Это видение в форме сна. Затем были еще поэмы «Дом славы», «Птичий парламент», «Троил и Крессида». Самое знаменитое, главное произведение – «Кентерберийские рассказы» (1386-1389). Они должны были представлять собой сборник новелл (стихотворных), объединенных рамочной новеллой. 29 паломников решают отправиться на поклонение мощам архиепископа Кентерберийского и собираются для этой цели весенним  апрельским днем в таверне. Чтобы скоротать время, они начинают рассказывать какие-нибудь правдивые или придуманные истории. В награду лучший рассказчик на обратном пути будет славно угощен в таверне.

    По неизвестной причине Чосер написал только 24 новеллы, не закончив повествования. Рассказы в целом воссоздают многообразие человеческой природы, неповторимость индивидуального опыта и соответственно субъективность человеческого видения. Многие герои высказывают свой взгляд на мироздание и его законы. Например, в «Рассказе рыцаря» звучит мысль о справедливости и милосердии божественного провидения. Мажордом, злой человек, излагает иную картину мира, в которой людям достается максимум зла, какое могут причинить им враги. На взгляд мельника, людям воздается по-разному и, как правило, прямо по заслугам. Чосер показывает, что ту или иную точку зрения можно отстаивать, но при этом нет гарантии, что ты убедил в ней окружающих. Через характер общения своих паломников поэт акцентирует внимание на том, что понимание между людьми очень непрочно и ограничено. Об этом свидетельствуют словесные перебранки между спутниками. В данном произведении Чосер затрагивает разные темы, демонстрируя различный подход к ним. Но тема любви и образ женщины выдвинуты едва ли не на первый план как залог полноты бытия, пусть и исполненного драматизма. При этом важно, что Чосер защищает идею свободного чувства, в т.ч. и в браке. Всего в сборнике выделено 29 персонажей, среди которых – люди самого разного положения и звания: рыцарь, капеллан, ткачиха, монах, врач, юрист, мельник, студент, пристав, эконом, слуга, купец и т.д. Чосер стоит у истоков характерологической традиции в английской литературе. Впервые у него яркое, рельефное изображение получили разнообразные характеры, каждый с неповторимым внешним обликом, манерами, индивидуальной речью. Паломники поразительно жизнелюбивы, их священные цели не мешают им предаваться земным радостям. При этом Чосер создал не отдельные характеры, а их взаимодействие. Чосер, опираясь на традицию, с успехом развил и обогатил ее, подчинив новым художественным задачам: передаче многообразия мира и ценности неповторимой человеческой индивидуальности. Человек и земной мир неизменно притягательны в изображении Чосера, и о его творчестве с полным правом можно говорить как о явлении английского Предвозрождения.

    57. Мор начал работать над книгой во время посольства во Фландрию в мае 1515 г. Первое издание (лёвенское) подготовил друг автора, Эразм Роттердамский, в 1516 году. Первое лондонское издание вышло в свет через 16 лет после казни Мора, в 1551 г. К тому времени книга уже была переведена на французский и итальянский. В связи с этим на протяжении долгого времени «Утопия» была более известна и читаема на континенте, чем на родине Мора.

    Литературные источники «Утопии» — сочинения Платона («Государство», «Критий», «Тимей»), романы-путешествия XVI века (в частности «Четыре плавания» Америго Веспуччи) и до некоторой степени произведения Чосера, Ленгленда и политические баллады. Из «Плаваний» Веспуччи он взял завязку «Утопии» (встреча с Гитлодеем, его приключения).

    «Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга. Первая часть произведения Мора — литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент — критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает развратдуховенства.

    Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора. Во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работрабов; он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне, сами герои «Утопии» — горячие приверженцы гуманизма. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе — влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики.

    Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он — чистый рационалист.

    58. В Италии уже в XIII веке почти повсеместно феодализм побеждён торговым капиталом, расцвет которого определяет её культуру в течение XIII-XVI веков. Одним из проявлений успехов новой буржуазной культуры является значительный размах гуманистического движения, накладывающего свой отпечаток на итальянское искусство этого периода. Наряду с гуманистической философией, наукой, поэзией в эпоху Ренессанса большим влиянием пользуется также гуманистическая драма (так называемая «учёная драма»), некоторыми своими сторонами соприкасающаяся со школьной драмой и комедией масок.

    «Учёная» драма является следствием возрождения интереса к античной драме и театру, воспринимаемых в их латинском разрезе — в комедии (Плавт и Теренций) и в трагедии (Сенека). Её создатели —гуманисты — идеологи нового общества эпохи торгового капитала. В борьбе с традициями феодальной, развивавшейся на почве натурального хозяйства культуры буржуазия Ренессанса в лице этих своих передовых представителей обращается к античному искусству — искусству эпохи развитого денежного хозяйства.

    Ориентируясь на античную философскую и художественную мысль, итальянская буржуазия XV-XVI веков получает возможность наибыстрейшего преодоления религиозно-аскетической идеологииСредневековья. Гуманистическая драма и является в значительной мере этим орудием борьбы восходящей буржуазии с враждебной ей старой культурой феодально-церковного общества. Отсюда — антиклерикальные тенденции ряда гуманистических комедий, мотив торжествующей земной любви и т. п.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта