Главная страница
Навигация по странице:

  • 29) образ Лаури і художні засоби його створення

  • заруба. Загальна характеристика літератури Середніх віків у контексті історії західноєвропейської літератури. Фактори, що сприяли формуванню середньовічної літератури


    Скачать 197.3 Kb.
    НазваниеЗагальна характеристика літератури Середніх віків у контексті історії західноєвропейської літератури. Фактори, що сприяли формуванню середньовічної літератури
    Анкорзаруба.docx
    Дата20.10.2017
    Размер197.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазаруба.docx
    ТипДокументы
    #9572
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    26. Дантовская модель вселенной является великой художественной темой, его космология -- замечательная поэтическая картина вселенной. Данте придерживается птолемеевской системы. В соответствии с ней, Земля - центр вселенной, а вокруг нее располагаются Луна, Меркурий, Венера, Солнце и другие планеты. В северной, худшей части Земли есть глубокая воронка, которая вершиной своего конуса уходит к самому центру Земли. Это Ад.Он образован низшей материей - неодухотворенной материей. Поэтому в Аду совсем нет света - «свет немотствует всегда».Данте представляет его в виде воронки, ступенями или кругами уходящей к центру Земли. Этих кругов ровно 9. На каждой ступени Ада – определенный вид грешников, и чем ниже эта ступень, тем страшнее наказываемый порок. Данте не собирался устанавливать подлинную или вероятную топографию Того Света. сказал, что сюжет «Комедии» - попросту состояние душ после смерти, а в аллегорическом смысле — то, что человек своими заслугами или проступками сам создает себе награду или казнь.   Вселенная Данте обусловлена астрономией Птолемея и христианской теологией. Земля — неподвижная сфера. В центре северного полушария (дозволенного людям) — гора Сион; на востоке, в 90° от горы, кончается река — Ганг, в 90° на западе — рождается река: Эбро. Южное полушарие покрыто водой, не землей, и запретно для человека. В центре его — гора Чистилища, антипод Сиона. Две реки и две горы образуют на земном шаре крест. Под Сионом (но намного шире его) открывается и идет к центру земли перевернутый конус Ада, разделенный на суживающиеся круги, подобные ступеням амфитеатра. Кругов 9, их топография ужасна, состоит из руин; первые пять образуют верхний Ад, последние четыре — нижний — город с красными башнями, окруженный железной стеной. Внутри — гробницы, колодцы, пропасти, болота и пески; в вершине конуса — Люцифер, «червь, который пронзает землю». Трещина, пробитая в скале водами Леты, соединяет недра Ада с основанием Чистилища.


    27. «Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она распадается на три части; каждая часть состоит из 33 песен, причём кончается словом Stelle, то есть звезды. Всего таким образом получается 99 песен, которые вместе с вводной песней составляют число 100. Поэма написана терцинами — строфами, состоящими из трёх строк. Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте придавал им мистическое толкование, — так число 3 связано с христианской идеей о Троице, число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа и пр.

    Первая часть «Ад» начинается рассказом о внутреннем состоянии поэта, который «земную жизнь пройдя к половине», вдруг «оказался в пасмурном лесу, потеряв правый путь в тьме долины». Сбившись с дороги в лесупоэт встретил рысь, которая символизирует охоту, волчицу, которая символизирует жадность, и льва, который символизирует гордыню. Попытка найти правильную дорогу и выйти из пасмурного леса, который символизирует Италию, делается на рассвете, который символизирует начало новой жизни. Потеряв путеводную нить - свет звезды в долине, герой встречает Вергилия - любимого поэта Данте, который становится его проводником кругами ада.

    Начиная с четвертой песни, мы узнаем о структуре ада, который состоит из девяти пластов. Чем легче грех человека, тем более легкое наказание, но чем глубже он проникает в душу человека, тем более сильное наказание ему угрожает. И если на поверхности земли в первых кругах ада находятся души некрещеных грудных детей, нарушителей брачной верности и чревоугодники, то в глубинных пластах ада находятся предатели и убийцы. В центре ада живет Люцифер. Увидев ад, поэт утверждает, что во всех своих поступках необходимо руководствоваться долгом, верой, надеждой и любовью.

    Потом поэт и его проводник попадают в Чистилище. Если аду отвечали черный и красный цвет - цвет тьмы и огня, то чистилищу присущ серый цвет - цвет сумерек. За представлениями Данте, чистилище выглядит как гора, возле подножия которой расположено передчистилище, немного выше расположено семь кругов, в которых грешники очищаются от семи грехов. В конце концов, на самой вершине горы расположен земной рай, где жили Адам и Ева. Чистилище во всем противопоставляется аду: чем выше круг, тем человечнее и совершеннее душа. Во время подъема Данте находит то, что потеряли люди - совесть, волю, ум.

    Третья часть поэмы - «Рай». В этой части Данте путешествует со своей любимой - Беатричче. Им раскрывается новый мир, в котором торжествуют ум, любовь, добро и красота. Этот мир озарен светом, который излучают души. Свет двигает планеты и звезды. Свет - это также и символ знания. В каждом круге рая Беатричче рассказывает Данте то, что он в возможности постигнуть. Рай - это возможность любви. В ней вся тайна бытия. На этом путь Данте завершается. Он пришел к заветной мечте.

    Художественная структура поэмы «Божественная комедия» отображает представление о вселенной, которые были присущи эпохе Средневековья. А переживания, раздумья и соображения, которые прозвучали в поэме, свидетельствуют о приближении эпохи Возрождения. Свою поэму Данте считал святым произведением, а главную цель человечества поэт усматривал в том, чтобы вырваться из плена эгоизма к свету новой жизни.

    28. Лирический герой поэзии Петрарки — это человек новой эпохи, эпохи Ренессанса, эпохи гуманизма. Это человек с богатым и глубоким духовным миром, свободный в своем чувстве. Стихи сборника «Канцоньере» — это своеобразная исповедь, в которой л. г. рассказывает о своем безответном чувстве и связанных с ним мучительных переживаниях, о несбывшихся надеждах и терзающих его сомнениях. Поэт пристально вглядывается в себя, ловит малейшие движения своей души, исполненной противоречий.

    В произведениях Петрарки полностью отсутствующий средневековый аскетизм, а внутренний конфликт чувств не перерастает в конфликт с действительностью, так как поэт оценивает и жизнь, и собственные ощущения с точки зрения земного человека. 

    В свою эпоху Франческо Петрарка стал одним из первых творцов, которые воспели красоту и величие человека, личности. Франческо Петрарка считается одним из основателей гуманизма как образа мыслей и содержания творчества. До этого, в средневековье, было принято воспевать лишь черты божественного, неземного, духовного,а человек мыслился как недостойный, несовершенный божий раб. Красота и искренность человеческих чувств - это не просто ведущая мысль лирики Петрарки. Это мировосприятие свободного человека.
    Ни Лаура, ни любовь Петрарки не знают развития. Время двигается мимо них, и любовь не имеет истории. Образ Лауры есть новаторским в литературе того времени, ведь автор изобразил живую реальную женщину. И основным в освещении ее образа не стали бытовые детали, так как Лаура раскрывается через внутренний мир поэта, через восприятие им окружающей действительности. Красота и искренность человеческих чувств в лирике Петрарки достигается еще и близостью к народным средневековым песням. Используя их язык, сравнение, метафоры, Петрарка воссоздал образ новых взаимоотношений человека и окружающего, земного мира, человека и природы. В произведениях Петрарки полностью отсутствующий средневековый аскетизм, а внутренний конфликт чувств не перерастает в конфликт с действительностью, так как поэт оценивает и жизнь, и собственные ощущения с точки зрения земного человека.
    «Книга песен» - первая в истории европейской поэзии сборник, где обусловлено внутреннее единство лирических произведений. Каждый сонет можно рассматривать и как отдельное произведение, и как часть одной большой целостности, преисполненной нового понимания любви, природы и общества, характерного для нового.

    29) образ Лаури і художні засоби його створення

    «Канцоньере» делится на две части, посвященные любви к Лауре при ее жизни и после ее смерти. Любовь к Лауре неизменна, вечна, она вне времени, а вот поэт, внутренне совершенствуясь под действием этой любви, открывает для себя постепенно всю полноту мира. Главное в «Канцоньере» – не Лаура, не любовь к ней, а сам лирический герой, обобщенный, типический образ человека эпохи Возрождения, гуманиста, который по-новому видит мир и человека, передавая это открытие себя и мира современникам и потомкам в своих стихах.

    Некоторая условность и статичность образа Лауры, даже воссозданный в сонетах ее идеальный внешний облик (кожа, как теплый снег; волосы, как солнце или золото), неопределенность его соответствия какой-либо реальной женщине, современницы Петрарки, жительницы Авиньона, заставляли современников даже сомневаться в ее существовании. В первой части «Канцоньере» Петрарка воспевает красоту Лауры, но подчеркивает ее холодность и отчужденность.   Любовь к Лауре неизменна, постоянна и при этом безнадежна. Именно свои переживания, свой внутренний мир, противоречивость мыслей и чувств показывает Петрарка в сонетах и канцонах, обращенных к Лауре. Воспевая ее красоту и ее совершенства, он узнает себя, преодолевает чувственное влечение и при этом снова жаждет любви и счастья, прославляет уединенную жизнь и одинокие прогулки в окрестных рощах и страстно стремится изменить жизнь своих соотечественников и современников к лучшему. Реализм первой части «Канцоньере» – психологический, это реализм переживаний радостей и горестей любви, это реальность воспоминаний, в поток которых погружена Лаура. Именно восприятие лирического героя очеловечивает ее образ.

    Как ни странно, более реалистичным и приближенным к читателю образ Лауры становится во второй части «Книги Песен», созданной после ее смерти. Память поэта и ее претворение в искусстве не только оживляют и одухотворяют любимый образ. Меняется ее отношение к самому поэту, она приходит к нему ночами, говорит с ним, утешает его, подбадривает словом и советом, обещает встречу в ином мире.

    В самом деле, после смерти Лауры начинается ее новая жизнь в мире поэзии Петрарки.

    Единство «Канцоньере» обеспечивает единство личности лирического героя, человека эпохи Возрождения, гуманиста. Хотя каждое произведение, вошедшее в «Книгу песен», ценно само по себе, тем не менее, оно составляет часть целой книги – лирического дневника человека новой эпохи, чья человечность обретается и развивается благодаря любви.

    Имя Лауры может быть условно-поэтическим сенъялем. В сонетах ее имя встречается в неустанной игре слов, в сочетании с золотом, лавром, воздухом: Гаигео crine – «золотые волосы», lauro – «лавр».

    30) Основное содержание «Декамерона» предваряется двумя обрамлениями: авторским обращением к прекрасным читательницам и собственно завязкой – описанием «черной чумы» во Флоренции. На первый план как новый принцип художественного мышления выдвигается индивидуализм: первый слой обрамления «Декамерона» – вступление (предисловие) и послесловие автора. Во вступлении автор рассказывает о своей несчастной любви, а в послесловии – о художественных и мировоззренческих принципах. Развивая принципы новой прозы, Боккаччо обосновывает теорию ренессансного реализма. Таким образом, писатель должен быть правдив, точен и объективен, создавая образ героя своего произведения. Именно эти качества определяют существо нового типа художественного сознания, формирующегося в эпоху Возрождения, ренессансного реализма.

    Реализм книги Боккаччо заключается не только во внимании к бытовым подробностям; но и в реалистически пластичных образах героев новелл и самих рассказчиков. Гуманистическая мораль перевоплощает героев Боккаччо в гуманистов, начиная с еврея-ростовщика и заканчивая королями, аристократами и духовенством.

    Если обратиться к логике расположения новелл «Декамерона», то принцип обрамления прослеживается и в их последовательности: свободная тема новелл I дня находит продолжение в новеллах дня IX. Темы новелл II и III дней созвучны друг другу (преодоление превратностей судьбы благодаря случайностям или находчивости и упорству), как и темы VII и VIII дней (насмешки жен над мужьями и взаимные шутки мужей и жен). Композиционный центр книги – новеллы V дня находится в оппозиции к IV дню: новеллы V дня повествуют о счастливой любви, способной преодолеть все преграды и превратности судьбы, новеллы IV дня, напротив, рассказывают о трагической любви и гибели влюбленных под действием враждебных обстоятельств.

    Непосредственно к композиционно выделенным новеллам V дня примыкают новеллы VI дня, не имеющие ни тематического аналога, ни тематического антипода. Именно на VI день «Декамерона» приходится гармонический центр книги по коэффициенту «золотого сечения». Тема новелл VI дня – остроумный ответ. Причем среди героев появлются старшие современники Боккаччо – гуманисты: поэт Гвидо Кавальканти, художник Джотто. Новелла о Джотто занимает центральное место – это пятая новелла VI дня, а новелла о Кавальканти знаменует развязку – торжество остроумия, образованности над бюргеровской ограниченностью, и занимает место IX. В новеллах VII и IX дней появлются сквозные персонажи художники Бруно и Буффальмако, которые подшучивают над простодушным Калайдрино, то убедив его в собственной беременности, то в похищении собственной свиньи.

    Таким образом, девять дней «Декамерона» образуют относительно законченное композиционное единство с содержательно и композиционно выделенным центром, приходящимся на V и VI дни «Декамерона», в первом показан источник человечности в человеке, во втором – герои-современники, носители этой человечности в ее высшем словесном, творческом проявлении.

    31)Средневековая драма — наиболее богато представленной в литературных памятниках и развитой формой драматического творчества западно-европейского средневековья является литургическое действо и вырастающие из него драматические жанры.

    Во времена раннего средневековья с его натуральным хозяйством центр политической и общественной жизни переместился из городов в деревни и небольшие поселения. В деревнях обрядовые традиции были особенно сильны. Традиционные ритуальные действа постепенно трансформировались, в них включались фольклорные элементы; художественная сторона обряда приобретала все большее значение. Подобные праздники были всенародными; однако из народной среды выделялись люди, начинавшие заниматься играми и действами профессионально. Из этого источника пошла одна из трех основных линий средневекового театра – народно-плебейская. Эта линия позже получила свое развитие в возрожденном искусстве гистрионов; в уличных представлениях; в более поздней театральной средневековой форме – сатирических фарсах.

    Другая линия средневекового театра – феодально-церковная. Она связана с кардинальным изменением сущностного отношения церкви к театральному искусству и практической заменой запретительной политики на интеграционную. Именно к этому времени относится возникновение литургической драмы. Они писались по-латыни, их диалоги были краткими, а исполнение – строго формализовано. В них органично сливались экстатические функции театра и церковной службы; несомненно, здесь был наиболее короткий путь достижения катарсиса.

    Переходной формой между народно-плебейской и феодально-церковной линиями развития средневекового театра можно считать и вагантов – странствующих клириков, комедиантов из числа священников-расстриг и недоучившихся семинаристов. Их появление впрямую обусловлено литургической драмой – представления вагантов, как правило, сатирически пародировали литургии, церковные обряды и даже молитвы, заменяя идею смирения и покорности Богу прославлением земных плотских радостей. Третья линия развития средневекового театра – бюргерская, толчок которой также дала литургическая и особенно полулитургическая драма.

    Растущая популярность полулитургических драм, постепенно привела к тому, что церковная паперть перед храмом уже не могла вместить всех желающих посмотреть представление. Так появились мистерии, вынесенные на огороженные площади и улицы. Мистерия была органичной частью больших городских праздников и торжеств; обычно ее проведение приурочивалось к ярмарке. Это было чрезвычайно масштабное зрелище, продолжавшееся целый световой день, а то и несколько дней.

    Постепенно наиболее искусные участники мистерий объединились в особые «братства», ставшие первыми профессиональными театральными объединениями нового типа. Наиболее известным из них стало Братство Страстей, получившее в 1402 от короля Карла VI монопольное право играть в Париже мистерии и миракли. Собственно, этим событием был завершен исторический период средневекового театра, заложившего самые основы театра современного – миракли и моралите фактически были бледными отголосками масштабных мистериальных зрелищ. Все виды средневекового театра – представления гистрионов, мистерии, моралите, миракли, фарсы, соти – подготовили почву следующему историческому этапу развития театра – могучему театральному искусству эпохи Возрождения.

    32) - Пятнадцатый век или кватроченто принято считать периодом раннего Возрождения, когда всё средневековое в искусстве постепенно безвозвратно отмирало и зарождалось новое гуманистическое искусство – живопись, архитектура, скульптура и, конечно, поэзия, свободная от религиозной догматики. Италия – сад Европы, то цветком, украшением сада, является Флоренция. Именно тосканский диалект лег в основу литературного итальянского языка, именно здесь величайшие поэты – Данте, Петрарка и Боккаччо – возвели его на недосягаемую высоту.

    - Время Лоренцо Великолепного было периодом величайшего могущества Флоренции, ее влияния на политическую жизнь почти всех стран Европы. Экономический и политический расцвет Флоренции обусловил также высший подъем ее культуры. Лоренцо окружил себя выдающимися поэтами, философами и художниками. При его дворе жили такие великие художники, как Ботичелли, Донателло, Леонардо да Винчи и Микельанджело, такие видные философы-платоники, как Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола Он организует блестящие пиры и маскарады; устраивает грандиозные празднества, во время которых по улицам Флоренции разъезжают колесницы с мифологическими и аллегорическими персонажами, а также происходят театрализованные рыцарские турниры — свидетельство тяготения купеческой аристократии к рыцарскому быту. В празднествах времен Лоренцо Великолепного непринужденно переплетаются средневековые и античные элементы, но ведущую роль играет языческая тематика и образность, культ земной жизни и наслаждения.

    - Работой всей жизни Луиджи Пульчи стала постоянная поэма «Большой Морганте».Главным героем произведения является простоватый великан Морганте, который живет среди дремучих зарослей, в замке, построенном из камней, ветвей и земли, но из-за прихотей судьбы стал оруженосцем прославленного рыцаря Роланда. Морганте принимает христианство, цивилизуется в рыцарской среде, но одинаково не может отказаться от своих бывших привычек есть за троих и напиваться до исступления. В описании Морганте сказывается главная черта героико-комической поэмы Пульчи - ее жизнелюбие и веселость.

    Героико-комическая поэма Пульчи имеет страшную, почти трагическую развязку. Но дело в том, что все события не имеют серьезной окраски, они воспроизводятся в игровом плане, вследствие чего трагическое возникает в комическом, а светлое, героическое выглядит наивным, хотя и трогательным.

    В поэме о великане Морганте весьма примечательным является также образ автора-рассказчика, в манере рассказа ощущается ирония Пульчи. Автор глубоко эрудирован: он постоянно обращается к античным произведениям, цитирует высказывание известных исторических героев и т.п.

    Питання 33

    Найвидатніший твір Аріосто — «Несамовитий Орландо» («Orlando furioso») мислився як продовження «Закоханого Орланда» М. Боярдо, веселої авантюрної рицарської поеми, в якій йдеться про кохання рицаря Орландо до китайської царівни Анджеліки, але поема Аріосто «за своїми художніми вартостями незмірно перевершує твір Боярдо» (Б. Пуришев). Поему «Несамовитий Орландо» Аріосто розпочав у 1502 р., у 1516 р. вона йшла в 40 піснях, а повністю — у 1532 р. (у 46 піснях). Вона також була рицарською авантюрною поемою, що ґрунтувалася на сюжетах французького середньовічного епосу (пов'язаних із «Піснею про Роланда»), куртуазної поезії і рицарських романів артурівського циклу; широко використані й образи італійських чарівних казок. Це був надзвичайно своєрідний рицарський світ, поданий з гумором, але без сарказму. Утверджуючи рицарські цінності: честь, вірність королеві, любов до Дами, — Аріосто схвалює їх, але не підтримує їхньої надмірності. Несамовито закоханий Орландо втрачає увесь свій чар і повертає його лише наприкінці поеми, зцілившись від своєї пристрасті. 
    Композиція поеми є химерним плетивом декількох сюжетних ліній, переходи від одного сюжету до іншого несподівані, усе загалом створює барвисту розмаїтість. Можна виокремити три головні лінії, решта епізодів швидше схожі на вставні новели. Перша сюжетна лінія — епічна, це історія війни між сарацинами та франками, яка закінчилася перемогою останніх. Друга сюжетна лінія пов'язана з божевільним коханням Орландо до Анджеліки, яка його покинула. Найоригінальнішою та найзначнішою є третя лінія — історія взаємного кохання сарацинського юнака Руджеро і войовничої діви — богатирки Брадаманти, котра доводиться рідною сестрою рицареві Рінальдо і, звичайно, є християнкою. Тут не обійшлося без кон'юнктурних вкраплень — бо ж саме Руджеро і Брадаманта подані як завойовники роду майбутніх феррарських володарів — Д'Есте. Але ці кон'юнктурні вкраплення сприймались сучасниками як необхідні і в кінцевому результаті не зіпсували дотепну поему Аріосто. 
    Епічна лінія подається без належної серйозності, війна зображена в ігровому плані і зовсім позбавлена героїки. На початку поеми сарацини стоять біля брами обложеного Парижа, король Карл Великий у тривозі, а його рицарі розбіглися хто куди, маючи на меті свою користь. Тема боротьби християнського світу з язичницьким не має для Аріосто жодного значення. Без особливого смутку повідомляється про те, що сарацини захопили Париж і підпалили його. Він неминуче би згорів, але в цей час розпочалася страшна злива (це небо допомогло християнам), і місто вціліло. А тим часом архангел Михаїл схопив у дорозі рицаря Рінальдо, доправив казковим способом у Париж, і хоробрий Рінальдо розгромив війська невірних, що поспіхом покинули

    34

    Термін «пастораль» (від латинськогоpastoralis — «пастушачий») вживається у широкому і вузькому значенні. У широкому значенні П. означає пастушачу поезію всіх часів і народів. У вузькому значенні під П. розуміється певна конкретно-історична різновид пастушачої поезії (>XVI—XVII ст.). Лише цього останньому значенні ми бачимо розглядаємо тут П.

    П.XVI—XVII ст. попри всю розмаїтість родової приналежності окремих творів цього жанру (існує П. епічна, лірична і драматична) має стійкою тематикою та ідеологічної спрямованістю. Для неї специфічно: зображення блаженної життя пастухів і пастушок; протиставлення безтурботної життя пастухів гучної і суєтної життя городян. наділення героїв П. психікою, манерами і з. придворної знаті. Розквіт П. в усіх країнах Європи спливає XVII в. У XVIII в. знаходимо лише епігонів цього жанру серед аристократичних поетів , використовують пасторальну тематику для відмежування від ідей установокбуржуазно-просветительной літератури. Але оскільки пастуші маски були в XVIII в. цілком застиглими і умовними, користування ними який завжди означало солідаризацію зреакционно-аристократическими тенденціями П. (див. «»).Однак у міру зміцнення самосвідомості висхідній буржуазії відмирає поступово навіть така суто умовна пасторальна тематика, що суперечить реалістичним тенденціям літератури XVIII століття.

    Значення «Аркадії» Я. Саннадзаро (1480-1502) в історії європейської пасторалі важко переоцінити. Будучи «найбільш знаменитим і зразковим твором пасторального жанру у всій ренесансній літературі» (Л.М. Баткин), «Аркадія» разом з тим виступає першим зразком пасторального роману нового часу. Саннадзаро не просто відтворює «все, що було створено буколічної літературою за її семнадцатівековую історію» (Л. Монга), а організовує по-новому матеріал, переводить буколічний код на мову ренесансної культури.

    Зазвичай гуманістичний світ «Аркадії» пов'язують з елегійними настроями меланхолії, смутку, печалі, виділяючи два основних предмета зображення у творі - смерть і нещасну любов. За висловом Е. Панофски, «Саннадзаро впивається похоронними піснями і обрядами, повними любовного томління піснями і повними смутку спогадами». Таке судження є почасти обґрунтованим. Поминальні обряди відбуваються в романі двічі: над могилою пастуха Андрогея (5 проза) і над могилою поважної Массилии (проза 10). З іншого боку, перед нами проходить ціла низка нещасних закоханих: Сінчеро, Ергаст, Карина, клоніко, Мелибеи.

    Таким чином, роман далекий від монотонно-меланхолійного одноманітності, яке ставлять йому в провину деякі дослідники (в тому числі і де Санктіс). Згідно ренесансному принципом varietà, в «Акрадіі» чергуються веселі і сумні епізоди, а сам спосіб життя пастухів носить принципово святковий характер, властивий парадигмі гуманістичного спілкування, яке було «одночасно серйозним і ігровим, інтимним і піднесеним, життєвим і культурним» (Л. М . Баткин).

    35
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта