2Развитие пространственных ориентировок у детей старшего дошколь. 1. 1 Особенности развития пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста
Скачать 177.72 Kb.
|
1. Игры на развитие ориентировки в пространстве: 1. Ориентировка «на себя»; освоение «схемы собственного тела» Дидактическая игра: «Петрушки (клоуны)». Цель: познакомить с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «рядом». Дидактическая игра: «Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)». Цель: показать, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот. 2. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево. Дидактическая игра: «Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)» Цель: учить ориентироваться в реальном пространстве с опорой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бумаге, с реальными предметами. 3. Определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте Дидактическая игра: «Клоуны» (кукольный театр). Цель: обратить внимание на взаимное расположение объектов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом. Игра «На параде», «Слева, справа, ниже, выше – нарисуешь, как услышишь». Цель: научиться ориентироваться в пространстве, используя понятия «налево», «вправо», «вверх», «вниз», «между», «над», «под», «за» и т.д. 4. Определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете Дидактическая игра: «Угадай, кто за кем». Цель: продолжать формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед». 5. Определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга Игра «Замри». Цель: учить детей понимать схематическое изображение позы человека. Ребенок бегает по комнате, затем взрослый говорит «раз, два, три, на месте замри!» и показывает карточку со схемой. Ребенок останавливается, он должен замереть в такой же позе, как изображено на схеме. 6. Определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются Игра «В гости к другу». Графический диктант. «Эстафета». Детям объясняют, что сначала они должны выполнять все движения в правую сторону, а на обратном пути – в левую сторону Игра «Зайцы и волк» (В игре участвует вся группа детей): из числа игроков выбирается водящий – волк, остальные зайцы. Когда волк засыпает, зайцы потихоньку выходят на прогулку, но заслышав шаги, волк набрасывается на зайцев, ловит их. После окончания игры, проходит обсуждение: какие эмоции испытывают игроки, побывавшие в роли зайцев. Было ли им страшно? Для детей со средним уровнем развития ориентировки в пространстве мы использовали игры и упражнения, представленные выше. С детьми с низким уровнем развития ориентировки в пространстве мы проводили игровые упражнения («Веселая зарядка», «Куда змея ползет», «Синхронное плавание», «Новая походка», «Прятки» и др.) 2. Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. У детей старшей группы (экспериментальной) мы закрепляли умение различать левую и правую руку, отрабатывали умение определять местонахождение предметов по отношению к себе. С этой целью широко использовались игровые упражнения, рекомендованные для детей средней группы, но с некоторыми усложнениями: «Угадай, кто, где стоит?», «Угадай, что, где находится?», «Где звенит колокольчик?». Детей упражняли в различении противоположных направлений, но задания использовали более сложные по условиям проведения: увеличивали количество предметов до 6 – 8 поэтому их знакомили с промежуточными направлениями (например, зайчик находится впереди справа, а лисичка впереди слева от меня и т.д.), а также постепенно увеличивали расстояние между ребенком и предметами; расстояние это доводилось до 7 метров. Таким образом, дети постепенно учились определять направление местоположения любых предметов даже на значительном от них расстоянии. Нами, в ходе эксперимента были использованы физкультурные упражнения, подвижные игры в процессе которых дети учились изменять по команде направление движения во время ходьбы, бега, описывать своё пространственное положение по отношению к тому или иному предмету, например, я встал впереди стула, перед столом, справа от меня шкаф, а слева – окно. Как в процессе специально организованного обучения, так и в свободной деятельности детей, в индивидуальной работе воспитатели использовали специально подобранные дидактические игры и упражнения на данную программную задачу. -Игра «Что справа». Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек. Вариант 1. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим. Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны. Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него. -Игра «На плоту». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д. -Игра «Колокольчик». Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим. -Игра «Скажи наоборот». Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Воспитатель называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д. -Игра «Магазин». В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина». -Игра «Обезьянки». На начальных этапах игру проводили без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы. -Игра «Путаница». Детям предлагалось правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой. Эта игра в старшей группе усложнялась тем, что увеличивался темп проведения игры. 3. Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета). Такой способ ориентировки не является новым для детей старшей группы. Мы, в ходе эксперимента, продолжали учить детей определять свое положение среди окружающих объектов (Я стою за столом, между окнами, сзади стола и т.д.) При этом игровые задания усложняли: предлагали упражнения на определение направления, положения того или иного предмета от самих себя при повороте на 90º и 180º. При рассматривании картин и иллюстраций дети должны были осознавать, что скрывается за данными пространственными отношениями (дети стоят в кругу парами – надо догадаться, что они собираются делать или что делают). «Кого рассматривает мальчик? Как вы догадались?» (он смотрит вверх). -Игра «Отгадай – где…». Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка. -Игра «Корабли». Все дети садятся вдоль одной из сторон ковра, на котором лежат табуретки (в виде перевёрнутых контейнеров) на одинаковом расстоянии друг от друга: 3-4 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «острова» в море, а каждый из детей будет по очереди «кораблём». На каждом острове кто-то живёт (игрушка или карточка с изображением животного спрятана под табуреткой). Ребёнок выбирает к кому он отправится, а воспитатель даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова» ребёнок поднимает табуретку, чтобы убедиться в правильности выполнения задания. Вариант 1: воспитатель даёт поэтапные направления движения. Например, пройди вперёд два острова, поверни налево, пройди ещё один остров, поверни направо, пройди ещё один остров – ищи. Вариант 2: воспитатель даёт ориентир расположения «острова» относительно других. Например, этот «остров» синего цвета, находится слева, а перед ним – белый «остров». Вариант 3: воспитатель даёт ребёнку схему расположения «островов» и даёт указания по схеме, после чего ребёнок пытается найти нужный «остров» на ковре. Например, на схеме (3х3) нужный «остров» справа наверху, и т.п. -Игра «Где я сяду». Эту игру рационально проводить перед занятием, чтобы рассадить детей на определённые места. Все дети собираются на ковре. На столах лежат перевёрнутые карточки (это может быть личный бэйдж ребёнка, парная картинка и т.п.). Воспитатель даёт каждому инструкцию, по которой ребёнок должен отыскать своё место, а карточка даст возможность самому проверить правильность выбора. Например, Марина, подойди к столу, который находится перед дверью, слева от окна. Сядь за этим столом справа. Миша, подойди к столу, который стоит между столом воспитателя и шкафом, лицом к окну, сядь слева, и т.д. -Игра «Давай меняться». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место. -Дидактическая игра: «Клоуны» (кукольный театр). Цель: обратить внимание на взаимное расположение объектов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом. -Дидактическая игра: «Встань впереди или сзади товарища» -Игровые упражнения: «Кого загадали?», «Развивающий коврик» -Игра «На параде», «Слева, справа, ниже, выше – нарисуешь, как услышишь». Цель: научиться ориентироваться в пространстве, используя понятия «налево», «вправо», «вверх», «вниз», «между», «над», «под», «за» и т.д. -Дидактическая игра: «Угадай, кто за кем». Цель: продолжать формировать у детей представление о том, что одни предметы могут быть расположены за другими; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед». -Игровое упражнение «Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?», «Кто стоит впереди, кто сзади?» 4. Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Эта задача является очень важной в старшей группе. Мы располагали игрушку, например, куклу лицом к детям, ставили слева и справа от неё по одной игрушке. Детям предлагалось определить с какой стороны от куклы какая игрушка. Детям необходимо было мысленно повернуться на 180°, представить себя в положение куклы, а затем определить, где левая и где правая сторона. Для выработки умения различать и описывать положение предметов по отношению друг к другу широко использовались следующие упражнения: Рассматривание дидактических картинок и описание расположения на них предметов, подбор парных картинок с однородными, но по-разному расположенными предметами, где они меняются местами. В разных местах групповой комнаты воспитатель расставляет группы игрушек. Вызванный ребенок должен рассказать, что он видит, подойдя к данной группе предметов. В ходе эксперимента мы систематически учили детей использовать предлоги и наречия, также применяя игровые приемы, дидактические игры: «Где, что стоит?», «Прятки», «Что изменилось?» (ребенок прячет предмет за шкаф, около шкафа, другой ребенок отыскивает и рассказывает, где он нашел игрушку. Дидактическая игра «Найди пару» (набор дидактических карточек с одинаковыми предметами, в количестве от 3 до 5, с разной последовательностью расположения. Дети должны были найти две карточки с одинаковым пространственным расположением предметов на обоих карточках и объяснить последовательность в расположении. Специально подобранные игры на данную программную задачу способствовали пониманию детьми пространственных отношений, которые существуют между различными объектами. -Игра «Что изменилось?». Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза. Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем. Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком. В роли ведущего может быть как воспитатель, так и ребёнок. -Игра «Новоселье». В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д. -Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (2-3 человека). В роли ведущего вначале выступает воспитатель, в дальнейшем необходимо привлекать детей, - это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса. -Дидактическая игра «Фигурное лото» -Игра «Помоги пчёлке собрать урожай» -Игра «Художник» -Игра «Замри». Цель: учить детей понимать схематическое изображение позы человека. 5. Игры на формирование умений ориентироваться в движении. Для решения этой задачи воспитатели использовали сюжетно-ролевые игры «Разведчики», «Путешествие». В ходе таких игр детям предлагались игровые задания, при выполнении которых они осуществляли сложные передвижения в соответствии со схемой, планом, устным заданием. Воспитатели нашей группы включали упражнения на воспроизведение направления движения с закрытыми глазами: «Накорми лошадку», «Ударь в барабан», «Найди свой значок». Например, в игре «Накорми лошадку» сначала ребенку предлагалось подойти к лошадке с открытыми глазами и поставить перед ней ведерко с кормом, а затем вернуться на исходную позицию и проделать то же самое с закрытыми глазами; или в игре «Найди свой значок» - ребенок с открытыми глазами подходил к геометрической фигуре, которую назвал воспитатель, а затем с закрытыми глазами от исходной точки возвращался к стене с моделями фигур и на ощупь находил нужную. Эффективной, по нашему мнению, для этой программной задачи является дидактическая игра «Жмурки с колокольчиком», «Откуда голос?» - в этих играх у детей развивалась четкость реакции на звуковой сигнал и вырабатывалось умение правильно определять направление источника звука. При проведении данных игр и упражнения воспитатели не завязывали детям глаза, согласно правилам безопасности. Ребенок должен был сам их закрыть и совершать передвижение медленно. В ходе игр на закрепление умения двигаться в указанном направлении воспитатели старшей группы (участники эксперимента) придерживались постепенного нарастания сложности: в начале учебного года ребенку давалось одно задание, например, дойти до стола, когда он дойдет, следующее – повернись направо, когда он повернулся – следующее – дойти до окна и т.д. Затем воспитатели сразу формулировали задания, состоящие из 2 – 3 направлений, а к концу года их количество постепенно увеличилось до 4 - 5. По указанной программной задаче также воспитателями экспериментальной группы были подобраны дидактические игры и упражнения. -Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь». Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию. -Игра «Найди магнит». Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз. -Игра «Синхронное плавание». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д. -Игра «Новая походка». Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по- особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели. -Дидактическая игра: «Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)» Цель: учить ориентироваться в реальном пространстве с опорой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бумаге, с реальными предметами. -Игровая ситуация «Путешествие», «Новые приключения Тома и Джерри». -Отношения «длиннее – короче», «дальше – ближе». Понятия «близко – далеко» отрабатывались в словесной игре «Скажи наоборот». |