1. 1 Понятие и определение права Право
Скачать 366.52 Kb.
|
- Источник - судебные решения (прецеденты). - Носит казуистический (индивидуальный) характер так как модель конкретного решения. - Приоритетное значение процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств. - Автономия судебной власти. Отсутствие прокуратуры и административной юстиции. Романо-германская правовая семья. - Корни из римского права/ - Основной источник – писанное право, т.е. юридические нормы, сформулированные в законодательных актах. - Суд как правоприменитель обязан точно реализовывать нормы законодателя. Не обязан следовать ранее принятому решению другого суда (исключение – решение верховного/конституционного суда). Религиозно-традиционное – нормы права формируются на основании религиозных предписаний, а также - Мусульманское (исламское); - Индусское; - Африканское. 3.7 Альтернативные классификации правовых семей По историческим типам (формациям): • рабовладельческое; • феодальное; • буржуазное (капиталистическое); • социалистическое. По «правовому стилю», т.е. по способу урегулирования общественных отношении: • романо-германская; • англо-саксонская (общее право); • дальневосточная - закон создаётся не для разрешения каких-либо проблем, а для ограничения действий субъектов. Конфликты в основном разрешаются вне правового поля. Власть основана на беспрекословном подчинение младших старшим. Ранее действовала в Китае и Японии, но на данный момент ослабило своё влияние, в связи с влиянием на первое государство СССР, а на второе – США. • социалистическая – главным нормативно-правовым актом выступает закон. Основное правовое регулирование осуществляется через подзаконные нормативно-правовые акты. Большое влияние на нормотворческий процесс оказывает принятие планов развития хозяйства, обычно принимаемых сроком на 5 лет; • религиозно-традиционная и т.д. 3.8 Типологическая принадлежность Российской правовой системы Российско-правовую систему, как и советскую ранее, причисляют обычно к романо-германской правовой системе. Но существуют и другие точки зрения. Особенности российской правовой системы: 1) содержательные особенности (евразийство, общность, патернализм, национальная идея, духовность, державность и традиционализм). характеризуют, прежде всего, сферу правосознания, специфику славянского менталитета, исторически сложившиеся традиции взаимодействия государства и общества. 2) формально юридические особенности (касаются системы источников права, их иерархии, принципов взаимодействия правотворчества и судебной практики в рамках правовой системы). Специфику правотворческой деятельности судов можно рассматривать как особенность российской правовой системы. Правотворческая деятельность судов в правовой системе России формально (официально) не признается, в доктрине интерпретируется противоречиво, но реально существует. Одним из основных принципов российского права является принцип верховенства закона, что соответствует полностью принципам романо-германской правовой системы. Отличительные особенности правовой системы Российской Федерации заключается не только в сфере правосознания, но и в области формально-юридических критериев типологии правовых систем. Особенности отечественной правовой системы как ведущего элемента славянской правовой семьи: 1. Тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православной ветви христианства с ее акцентами на духовной жизни человека с соответствующими этическими выводами (нестяжание, благочестие и т.д.). 2. Юридические источники славянской правовой семьи через Византию унаследовали законодательные традиции Римского права и таким «кружным» путем примыкают к романо-германской правовой системе. Система нормативного регулирования. 4.1. Понятие и виды социального регулирования. Под социальным регулированием понимается упорядочение общественных отношений. Традиционно выделяют два вида социального регулирования: нормативное и индивидуальное (казуальное). Индивидуальное регулирование осуществляется через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Оно предполагает вынесение решений, относящихся к единичным случаям, требующим регулирующего воздействия. Казуальное регулирование характеризуется, во-первых, персонифицированностью адресата; во-вторых, рассчитано на урегулирование одной конкретной жизненной ситуации; в-третьих, рассчитано на разовое применение и не относится ко всем подобным ситуациям, которые могут возникнуть в будущем. 4.2. Понятие и структура системы нормативного регулирования Система нормативного регулирования — это совокупность социальных и технических норм, при помощи которых оказывается целенаправленное упорядочивающее воздействие на общественные отношения. 4.3. Технические нормы. Технические нормы - это правила поведения, регулирующие необходимое целесообразное поведение людей по отношению к предметам природы орудиям труда и техническим средствам. Особенностью технических норм является то, что они не регулируют отношения между людьми, а определяют поведение людей в отношении естественных объектов. В основе технических норм лежат естественные законы природы (Физики, химии и т.д.). Технические нормы действуют автоматически и не зависят от человека, т.е. носят объективный характер. Их исполняют потому, что они целесообразны, а не потому, что стараются избежать каких-либо мер воздействия. 4.4. Технико-юридические нормы и акты Технико-юридические нормы – это правила поведения, имеющие диспозицией (регулятивным предписанием) техническую норму, а санкцией (охранительной нормой) юридическую. В этой связи их следует рассматривать и как юридические нормы с техническим содержанием, и в качестве формы технических норм. 4.5. Социальные нормы: понятие и признаки. Социальные нормы - это определяемые условиями жизни людей, являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми, их коллективами и организациями. Признаки социальных норм: - социальные нормы действуют в сфере общественных отношений, т.е. регулируют отношения между индивидами, их коллективами и общностями; - социальные нормы являются правилами поведения, т.е. образцами, масштабами, моделями поведения, определяющими социальную практику людей; - социальные нормы носят общий характер (являются общими правилами поведения), т.е. рассчитаны на множество заранее не фиксированных случаев; - социальные нормы носят сознательно-волевой характер. Это означает, что они адресованы именно к сознательному, осознанному поведению, при котором люди четко представляют себе границы возможного и должного поведения; - социальные нормы объективно обусловлены экономическими и социальными условиями жизни общества; - социальные нормы, в отличие от технических, могут быть различными в разных обществах, социальных группах; - социальные нормы характеризуются реализованностью, воплощенностью в социальную практику; - социальные нормы обладают в определенной мере императивностью, обязательностью исполнения; - как и любое явление, социальная норма имеет не только содержание, но и определенную форму. 4.6. Классификация социальных норм по предмету регулирования, способу образования и порядку обеспечения. По содержанию социальные нормы подразделяются в зависимости от видов регулируемых ими общественных отношений: - политические нормы; - экономические; - культурные нормы; - эстетические нормы; - религиозные нормы; - иные социальные нормы. С точки зрения юридической науки основной является классификация по способу формирования и способу обеспечения социальных норм. На этом основании все социальные нормы подразделяются на две группы: правовые нормы и иные социальные нормы. Правовые нормы и по способу формирования, и по способу обеспечения связаны с государством. Они устанавливаются или санкционируются государственной властью, с одной стороны, и обеспечиваются силой государственного принуждения, с другой. Иные социальные нормы формируются социальными институтами и обеспечиваются иными - негосударственными - мерами воздействия. В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) социальных норм они подразделяются на три основных вида: - обычаи - это исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения и являющийся регулятором общественных отношений. - нормы морали (нравственности) - общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре, зле, чести, долге, справедливости и т.п. категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения. - корпоративные нормы - правила поведения, установленные тем или иным объединением людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений. Соотношение права и морали. 5.1 Мораль и ее особенности Мораль - социальный институт, одна из форм общественного сознания, представляющую собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности. Главное в морали - это представления о добре и зле. Нравственность предполагает не только ценностное отношение человека к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, самоуважения, осознание себя как личности. Сюда относятся такие категории как честь, достоинство, доброе имя, совесть. Представления о честном и бесчестном - еще один стержень морали. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты: Внутренний аспект морали - выражает глубину осознания индивидом своего собственного "Я", меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Он лучше всего выражается понятием «категорического императива» Канта - ограничителя, в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило ("внутреннее законодательство"), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать (поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой). Внешний аспект морали - конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств – настоящий пацан познается в поступках. 5.2 Соотношение и взаимодействие права, морали и нравственности. Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Этика же есть наука о морали (нравственности). Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Единство права и морали состоит в том, что они: представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования; преследуют одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости; имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают; определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов; в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации; выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал. Различия права и морали: 1) Различие в способах установления и формирования; Право создается или санкционируется государством, выражает не просто волю народа, но его государственную волю, является особым, государственным регулятором Мораль вообще не возникает целенаправленно, а является спонтанным следствием социального развития людей. Для нее не требуется санкционирование государства, достаточно признание этих норм в конкретных социальных группах. 2) Различие по методам обеспечения Право создается государством и им же обеспечивается, охраняется, защищается силой государственного принуждения и специально для этого созданным государственным аппаратом. Нормы права носят непререкаемый характер, обеспечивается принуждением. Мораль опирается на силу общественного мнения, нарушение норм морали не влечёт санкций со стороны государства, но обеспечивается социальным принуждением – реакцией социальной группы 3) Различие по формам выражения: Право выражается и закрепляется в специальных юридических актах государства – НПА, судебных решениях, которые сводятся в единую систему, кодифицируются и систематизируются законодателем. Мораль не имеет четких форм выражения, возникает и существует в сознании людей, опосредованно выражается в литературе, этических кодексах, религиозных писаниях и т.п 4) Различие по характеру воздействия на сознание и поведение Право оперирует понятиями прав и обязанностей, категориями правомерного и неправомерного, законного и незаконного. В связи с этим, отличаются большей четкостью Мораль оперирует категориями добра и зла, должного, благородного, чести и долга, совести. В связи с этим носит более абстрактный, менее детализированный характер. 5) Различие по характеру и порядку ответственности за нарушение Право влечет особую, юридическую ответственность, возложение которой строго регламентировано законом и носит процессуальный характер. Юридическая ответственность представляет собой реакцию государства. Мораль не имеет четких процедур возложения мер ответственности, нарушитель подвергается мерам морального порицания, общественного воздействия. 6) По уровню требований к поведению человека у морали он значительно выше и осуждению подвергается любое антиобщественное поведение, тогда как в праве – лишь наиболее опасное или вредное. 7) По сфере действия у морали она, опять же, значительно шире и пронизывает все сферы взаимоотношений людей (например, любовь, дружбу), тогда как право регулирует лишь наиболее важные отношения 8) По «исторической судьбе» мораль имманентно присуща обществу как регулятор, тогда как право возникло на определенном этапе развития общества, а если верить марксистской теории, на определенном этапе еще и отомрёт. Взаимодействие права и морали: 1)Мораль осуждает совершение правонарушений и, в особенности, преступлений. Всякое противоправное деяние, как правило, является противонравственным. 2)Наиболее важные моральные категории охраняются и защищаются правом – права и свободы человека и гражданина, библейские заповеди (не убий, не укради, не лжесвидетельствуй) и т.п. 3)Право и мораль при осуществлении своих функций помогают друг другу своими методами. Там, где право не может дать предписания – выступает регулятором нравственность, там, где авторитета морали недостаточно – в силу вступает принуждение государства. 4)В процессуальной сфере активно используются моральные категории, фактические обстоятельства многих дел оцениваются как с формально-юридических, так и с нравственных позиций (категории морального вреда, отягчающих/смягчающих обстоятельств, унижения чести и достоинства, вред деловой репутации и т.п.) 5)Правовые нормы служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества. И эффективность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования Противоречия права и морали 1)право по своей природе более консервативно, оно отстает от жизненных реалий, содержит пробелы и коллизии. Мораль же более динамична и резвее реагирует на изменение социальной реальности, в связи с чем нередки противоречия между действующим правовым регулированием и моральными предписаниями общества; 2)нередко явление антигуманных, неморальных законов, принимаемых для неких политических целей, и попирающих нормы морали (пенсионная реформа, холокост, репрессивное законодательство сталинских времен и т.п.); 3)создаются ситуации, коллизии закона и морали. Отсутствие согласия и "взаимопонимания" между ними сказывается в конечном счете на регулятивных и воспитательных возможностях обоих этих средств. Требуется корректировка соответствующих норм, гармонизация нравственного и правового сознания; 4) право более цельно и едино, выражает единую государственную волю, а мораль выражает воззрения и оценки разных социальных групп, ибо всем не угодишь. |